Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР ВЛАДИМИРА КРАСНОСКУЛОВА (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА)'

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР ВЛАДИМИРА КРАСНОСКУЛОВА (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Владимир Красноскулов / композиторское творчество / сотрудничество с музыкантами-исполнителями / вокальные произведения о любви / сочинения для детей / духовная музыка / Vladimir Krasnoskulov / composer / creative community / vocal music about love / music for children / sacred music

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дабаева Ирина Прокопьевна

Статья посвящена ростовскому композитору, заслуженному деятелю искусств РФ, профессору Владимиру Феодосиевичу Красноскулову, которому в 2023 году исполняется 80 лет. В публикации рассматривается творчество композитора с точки зрения важнейших тем, жанров, содружества с музыкантами-исполнителями. Главная тема творчества В.Ф. Красноскулова – любовь – получила отражение в различных жанрах, но наиболее ярко проявилась в сочинениях, связанных со словом. Огромный диапазон чувства любви нашел свое воплощение в многообразных хоровых и вокальных сочинениях. Патриотическая тема, связанная с любовью к Родине, родному краю, подвигам русских людей во время войны, привлекала композитора с самого начала творческого пути. Данная тема является чрезвычайно актуальной и в настоящее время. Тема детства, мира ребенка претворилась как в инструментальных, так и в многочисленных хоровых сочинениях. В статье анализируются сборник фортепианных пьес «Мишкина тетрадь» и кантата «Нужна весна!». Новая тема в творчестве В. Красноскулова связана с духовными образами. В статье освещается история создания и стилистика хора «Богородице Дево, радуйся». Поднимается проблема творческого сотрудничества с хоровыми дирижерами и исполнения ими произведений В. Красноскулова. Рассматривается вопрос об отношении композитора к потенциальным исполнителям его романсов и песен. Авторская позиция в данном вопросе четко сформулирована в публикациях последних лет, в которых допускается возможность достаточной свободы в интерпретации вокальных произведений. Освещается творческое содружество Владимира Красноскулова и ростовских поэтов Николая Скребова, Анатолия Ансимова, Владимира Залужного, Светланы Гершановой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL WORLD OF VLADIMIR KRASNOSKULOV (TO THE 80th BIRTHDAY OF THE COMPOSER)

The article is devoted to the Rostov composer, Honored Artist of the Russian Federation, Professor Vladimir Krasnoskulov, who turns 80 in 2023. It examines his work from the point of view of the most important topics, genres, creative community. The main theme of his music is love, reflected in various genres, but most clearly manifested in works related to a word. A huge range of feelings of love was embodied in various choral and vocal compositions. The patriotic theme, associated with love for the Motherland, native land, the feats of the Russian people during the war, attracted the composer from the very beginning of his creative path. This topic is extremely relevant at the present time. The theme of childhood, the child’s world has been embodied both in instrumental and in numerous choral compositions. The article deals with the collection of piano pieces “Mishka’s Notebook” and the cantata “Spring is needed!”. A new theme in the music by V. Krasnoskulov is connected with sacred sphere. The article highlights the history of the creation and style features of the choir “Virgin Maria, Rejoice”. The author touches upon the problem of creative collaboration with choral conductors and their performance of Krasnoskulov’s works. The question of the composer’s attitude to potential performers of his romances and songs is considered. His position on this issue is clearly formulated in the publications of recent years, in which the author admits the possibility of sufficient freedom in interpreting his works. The creative community of Vladimir Krasnoskulov and Rostov poets Nikolai Skrebov, Anatoly Ansimov, Vladimir Zaluzhnyj, Svetlana Gershanova is covered.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР ВЛАДИМИРА КРАСНОСКУЛОВА (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА)»

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЮГА РОССИИ MUSICAL CULTURE OF THE SOUTH OF RUSSIA

«I »« I»

УДК 78.07 DOI: 10.52469/20764766_2023_01_05

И. П. ДАБАЕВА

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР ВЛАДИМИРА КРАСНОСКУЛОВА (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА)

Статья посвящена ростовскому композитору, заслуженному деятелю искусств РФ, профессору Владимиру Феодосиевичу Красноскулову, которому в 2023 году исполняется 80 лет. В публикации рассматривается творчество композитора с точки зрения важнейших тем, жанров, содружества с музыкантами-исполнителями. Главная тема творчества В. Ф. Красноскулова - любовь - получила отражение в различных жанрах, но наиболее ярко проявилась в сочинениях, связанных со словом. Огромный диапазон чувства любви нашел свое воплощение в многообразных хоровых и вокальных сочинениях. Патриотическая тема, связанная с любовью к Родине, родному краю, подвигам русских людей во время войны, привлекала композитора с самого начала творческого пути. Данная тема является чрезвычайно актуальной и в настоящее время. Тема детства, мира ребенка претворилась как в инструментальных, так и в многочисленных хоровых сочинениях. В статье анализируются сборник фортепианных пьес «Мишкина тетрадь» и кантата «Нужна весна!». Новая тема в творчестве В. Красноскулова связана с духовными образами. В статье освещается история создания и стилистика хора «Богородице Дево, радуйся». Поднимается проблема творческого сотрудничества с хоровыми дирижерами и исполнения ими произведений В. Красноскулова. Рассматривается вопрос об отношении композитора к потенциальным исполнителям его романсов и песен. Авторская позиция в данном вопросе четко сформулирована в публикациях последних лет, в которых допускается возможность достаточной свободы в интерпретации вокальных произведений. Освещается творческое содружество Владимира Красноскулова и ростовских поэтов Николая Скребова, Анатолия Ансимова, Владимира Залужного, Светланы Гершановой.

Ключевые слова: Владимир Красноскулов, композиторское творчество, сотрудничество с музыкантами-исполнителями, вокальные произведения о любви, сочинения для детей, духовная музыка.

Для цитирования: Дабаева И. П. Музыкальный мир Владимира Красноскулова (к 80-летию со дня рождения композитора) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 1. С. 5-9.

DOI: 10.52469/20764766_2023_01_05

I. DABAEVA

S. Rachmaninov Rostov State Conservatory

MUSICAL WORLD OF VLADIMIR KRASNOSKULOV (TO THE 80th BIRTHDAY OF THE COMPOSER)

The article is devoted to the Rostov composer, Honored Artist of the Russian Federation, Professor Vladimir Krasnoskulov, who turns 80 in 2023. It examines his work from the point of view of the most important topics, genres, creative community. The main theme of his music is love, reflected in various genres, but most clearly manifested in works related to a word. A huge range of feelings of love was embodied in various choral and vocal compositions. The patriotic theme, associated with love for the Motherland, native land, the feats of the Russian people during the war, attracted the composer from the very beginning of his creative path. This topic is extremely relevant at the present time. The theme of childhood, the child's world has been embodied both in instrumental and in numerous choral compositions. The article deals with the collection of piano pieces "Mishka's Notebook" and the cantata "Spring is needed!". A new theme in the

music by V. Krasnoskulov is connected with sacred sphere. The article highlights the history of the creation and style features of the choir "Virgin Maria, Rejoice". The author touches upon the problem of creative collaboration with choral conductors and their performance of Krasnoskulov's works. The question of the composer's attitude to potential performers of his romances and songs is considered. His position on this issue is clearly formulated in the publications of recent years, in which the author admits the possibility of sufficient freedom in interpreting his works. The creative community of Vladimir Krasnoskulov and Rostov poets Nikolai Skrebov, Anatoly Ansimov, Vladimir Zaluzhnyj, Svetlana Gershanova is covered.

Keywords: Vladimir Krasnoskulov, composer, creative community, vocal music about love, music for children, sacred music.

For citation: Dabaeva I. Musical world of Vladimir Krasnoskulov (to the 80th birthday of the composer) // South-Russian Musical Anthology. 2023. No. 1. Pp. 5-9.

DOI: 10.52469/20764766_2023_01_5

■I Q II

«Все начинается с Любви...» - такое название носят публикуемые в настоящее время тетради вокальных сочинений ростовского композитора, профессора, заслуженного деятеля искусств РФ Владимира Феодосиевича Красноскулова. И совсем не случайно автор пишет слово «Любовь» с большой буквы, ведь этим чувством пропитано все его творчество! К каким бы жанрам ни обращался композитор - будь то оратория, кантата, симфоническая увертюра, концерт для фортепиано с оркестром, струнный квартет, соната, хоровой концерт, камерно-вокальный или хоровой цикл, - везде ощущается неподдельное и искреннее признание в Любви к Родине, родному краю, родным и близким людям, детям, своей Музе. Это чувство многогранно и глубоко: то гимниче-ски-восторженное и радостное, то возвышенное и необыкновенно нежное, то с налетом легкой грусти, но всегда отзывающееся вдохновением и ответной реакцией слушателя в виде благодарности автору за возможность вместе с ним пережить эмоциональное волнение - то, которое трудно испытать в круговороте будничных дел.

Именно это качество, как самое главное, как стержень творчества композитора, подчеркивают музыковеды и исполнители, характеризующие сочинения В. Ф. Красноскулова. Так, А. М. Цукер, откликаясь на издание концертов для смешанного хора без сопровождения, пишет: «.композитор любит человеческий голос, любит звучащее слово, чутко проинтонирован-ную поэзию» - и далее отмечает, что в своих произведениях В. Ф. Красноскулов говорит со слушателями «о чем-то очень важном, непреходящем: о смысле жизни, о ее истинных и мнимых ценностях, о Любви как высшей из них.» [1, с. 57]. Публикуя арии, романсы и песни ростовских композиторов, А. П. Беляева очень точно подмечает, что в сочинениях В. Ф. Красноскулова на стихи самых разных поэтов «.скрытым двигателем и метаморфоз в природе, и сложных человеческих взаимоотношений выступает всеобъемлющая и

многоликая Любовь - доминанта мироощущения лирического героя» [2, с. 7-8].

Несомненно, наиболее ярко и разнообразно тема любви получила претворение в сочинениях В. Красноскулова, связанных со словом. И это закономерно, ведь благодаря тексту можно направить внимание слушателя на самые важные для композитора мысли и идеи, на жизненные приоритеты, на отраженные в музыкальном языке тончайшие грани поэтического источника. В хоровом концерте «Я люблю человеческий голос» композитор бережно и глубоко раскрывает все возможности голоса, этого самого совершенного и удивительного музыкального «инструмента», дарованного человеку свыше. Показателен эпиграф к данному сочинению -стихи Федерико Гарсиа Лорки, чья поэзия легла в основу произведения:

Я люблю человеческий голос.

Одинокий человеческий голос, измученный

любовью

и вознесенный над гибельной землею. Голос должен высвободиться из гармонии мира и хора природы ради своей одинокой ноты.

Оттенки и нюансы темы любви бесконечны. В списке сочинений композитора есть женский хор, в котором воплощается трепетное состояние ожидания любви, - это хор на слова Анны Ахматовой под названием «Любовь»; в романсе «Бессильно преданный любви» с тихой, затаенной грустью и сдержанной экспрессией отражается тема недостижимой любви; мотивы неразделенной любви, овеянной легкой печалью, стали основой тонкой и проникновенной «Песни о любви и грусти»; торжество любви, гимн этому прекрасному чувству ярко и мощно звучит в романсе «Все начинается с любви»; «Я тебя люблю» - проникновенное признание в любви жене, Музе. Подобных примеров можно привести не-

мало, и везде В. Ф. Красноскулов находит такие выразительные детали, которые заставляют и исполнителя, и слушателя глубоко прочувствовать и пережить целую гамму разнообразных, ярких эмоций.

В различные периоды истории страны композитор предельно точно отзывался на запросы слушателей, акцентируя важные и самые насущные проблемы. Патриотическая тема, тема любви к родной стране и ее людям, став одной из самых важных, нашла отражение во многих сочинениях с самого начала творческого пути В. Ф. Красноскулова. Среди них - оратория «Человек», кантаты «У Родины нет Неизвестных солдат», «Поэма о Ленине», хоровой концерт «Россия, рябина», многочисленные песни. В предисловии ко второй тетради своих вокальных сочинений под названием «Песни о войне, любви и памяти» композитор отмечает, что сюжеты названных произведений «...в той или иной степени связаны с событиями исторически значимыми, порой судьбоносными, однако все более удаляющимися во времени, а соответственно, увы, и в памяти каждого нового поколения. При том, что иногда, даже по прошествии многих десятков и даже сотен лет, аналогичные ситуации возникают, пусть и в несколько измененном виде, не теряя своей актуальности» [3, с. 3]. Названия песен красноречиво свидетельствуют о поднятых в сочинениях вечных темах, пронзительно отзывающихся в душе каждого русского человека и сегодня: «Фотографии с фронта», «Песня о погибшем друге», «Память солдатки», «Героический диптих», включающий две песни -«Умирает солдат» и «Монолог солдата».

Сочинения, выходящие из-под пера любого композитора, обязательно должны найти своего исполнителя и слушателя, ведь именно в этом и заключается смысл творчества. В данном отношении судьба многих произведений В. Ф. Крас-носкулова весьма успешна. На жизненном пути композитора складывались интересные и плодотворные творческие союзы с самыми разными музыкантами - солистами, творческими коллективами и их руководителями. Хоровые сочинения входили в репертуар замечательных ростовских коллективов: Камерного хора под управлением заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Ю. И. Васильева, хора «Певчие Тихого Дона» (художественный руководитель и дирижер - народный артист России, профессор

B. И. Гончаров), Донской хоровой капеллы «Анастасия» (художественный руководитель и дирижер - заслуженный артист России, профессор

C. А. Тараканов).

Результатом творческого содружества с хоровыми коллективами С. А. Тараканова стали

не только глубокие интерпретации сочинений В. Ф. Красноскулова, но и рождение нового произведения, написанного специально для Детского хора Ростовской консерватории - хора a cappella «Богородице Дево, радуйся» на текст молитвы Пресвятой Богородице. И это стало поворотом композитора к новой теме, ранее не получавшей отражения в его творчестве. В данном сочинении В. Ф. Красноскулов удивительно точно претворил некоторые особенности, свойственные русскому богослужебному пению, в том числе используя в качестве основы гетеро-фонный склад, многоголосие с исоном, терцовые вторы, а в области формообразования - опору на строчную форму. Вместе с тем яркость, торжественность звучанию придают находки в области гармонии: обращение к разнообразным ладовым структурам - от диатонических до искусственных симметричных ладов, а в области аккордики - использование фонизма мажорных трезвучий, звучащих как красочные всплески в конце строк песнопения. Благодаря своей оригинальности, красоте и яркости произведение прочно вошло в репертуар Детского хора РГК и хора ССМШ 11-летки (колледжа) при РГК (хормейстер О. А. Годунова).

Другое сочинение В. Ф. Красноскулова - хор «Перед сном», первоначально написанный для детского состава с сопровождением фортепиано и получивший второе рождение в переработанном авторском варианте - с участием симфонического оркестра. Произведение с большим успехом прозвучало в проекте Ростовской филармонии «Детский week-end» в дни весенних школьных каникул в исполнении Детского хора РГК, хора «Лучик», женской группы Донской хоровой капеллы «Анастасия» (коллективы под управлением С. А. Тараканова) и Ростовского академического симфонического оркестра под руководством дирижера И. Мокерова.

Сочинения для детей и о детях занимают немалое место в творчестве В. Ф. Красноскулова, в связи с чем опять уместно вспомнить о Любви. И действительно, любовью к внуку продиктовано рождение замечательного сборника фортепианных пьес для детей и юношества «Мишкина тетрадь», которому композитор предпосылает посвящение «Любимому внуку Мишеньке Красноскулову». По сути, это фортепианный цикл, продолжающий традиции «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Детского уголка» К. Дебюсси и многих других сочинений, связанных с миром детства. Однако, в отличие от своих предшественников, В. Ф. Красноскулов воссоздает образ современного ребенка, который с азартом крутит педали велосипеда («Крутим педали»), играет в футбол («Играем в футбол»),

в чехарду («Чехарда»), немного озорного («Прогулка с приключениями», «Вприпрыжку») и вместе с тем любознательного, чутко реагирующего на окружающий его мир («Две бабочки», «Воробушки», «Зайчишка и Медведь»). Для характеристики этих контрастных образов композитор находит яркие краски, в деталях изображая различные повороты в развитии сюжета.

Пение в болгарском детском хоре «Бодра смяна» наложило отпечаток на всю жизнь В. Ф. Красноскулова. Композитор вспоминает: «Там не учили музыке, там жили Музыкой» (цит. по: [4, с. 51]). Те счастливые дни зажгли любовь к хоровому пению, воплотившуюся в большом количестве отдельных хоров для детей, а также в крупных сочинениях для детского хора и оркестра: «Мы рисуем мир», кантате «Нужна весна!», которая была исполнена сводным детским хором на открытии в Ростове-на-Дону хорового фестиваля детско-юношеского искусства «Певчие третьего тысячелетия», задав торжественный и радостный тон этому грандиозному мероприятию.

Отношение В. Ф. Красноскулова к исполнителям его сочинений, настоящим и будущим -внимательное, бережное и доверительное, - нашло свое отражение в пояснениях к публикуемым романсам и песням, осторожно, а вместе с тем очень убедительно направляющим к той интерпретации, которая соответствует замыслу композитора. На это указывает приводимая в одном из отмеченных сборников «немаловажная ремарка: автор счел возможным указывать в нотах преимущественно только основные параметры изначальных темпов, характера, динамики и их кардинальных изменений в ходе исполнения, доверяя, всю остальную агогику (poco cresc. - dim., rit. - accel.) профессиональному чутью и интуиции исполнителя. Результаты

многолетнего опыта такой "творческой свободы" чаще всего свидетельствуют об ее плодотворности, временами принося интересные, иногда - неожиданные результаты. Необходимо только учитывать, что динамика развертывания музыкальной ткани большинства предлагаемых в сборнике сочинений строится не прямолинейно, а волнообразно. И каждая фраза на пути к своей, местной, или генеральной кульминации нуждается в исполнительской пластике. Естественно, что изобилие мелочной регламентации только сковывало бы исполнителей эмоционально» [5, с. 5] Это ли не подлинное сотворчество, рождающееся в результате взаимного понимания, доверия и уважения!

Другие важные творческие союзы на жизненном пути возникали благодаря тесному сотрудничеству В. Ф. Красноскулова с рядом ростовских поэтов, чьи устремления, взгляды, идейные позиции стали близкими композитору. На поэтические тексты Николая Скребова, Анатолия Ансимова, Владимира Залужного, Светланы Гершановой написано немало замечательных сочинений. В некоторых из них использованы ранее сочиненные стихи, другая часть, как отмечает В. Красноскулов, «сочинялась целенаправленно, совместно, согласно общим или композиторским замыслам» [5, с. 5].

Владимир Феодосиевич Красноскулов продолжает сочинять музыку. Композитор отмечает: «.по сей день не иссякает поток запросов от немалого числа музыкантов, желающих обновить свой репертуар» [5, с. 3], - а это значит, что слушатели еще не раз насладятся новыми произведениями В. Ф. Красноскулова о Любви, в которых воспевается это удивительное чувство, продолжающее жить в современном мире и привносящее в него чистоту, отзывчивость, свет и доброту.

и » ЛИТЕРАТУРА « !■

1. Цукер А. М. [О хоровых концертах В. Красноскулова] // Красноскулов В. Ф. Концерты для смешанного хора без сопровождения. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2000. С. 57.

2. Беляева А. П. От редактора-составителя // Арии, романсы и песни ростовских композиторов для мужского голоса в сопровождении фортепиано. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 1993. С. 3-13.

3. Красноскулов В. Ф. От автора // Все начинается с Любви: Романсы для голоса в сопровождении фортепиано: в 3 тетр. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2021. Тетр. 2: Песни о войне, любви и памяти. С. 3-5.

4. Гуревич В. А. Гармония мира: творчество Владимира Красноскулова // Композиторы Ростова-на-Дону: сб. ст. М.: Композитор, 2007. С. 49-84.

5. Красноскулов В. Ф. От автора // Все начинается с любви: Романсы для голоса в сопровождении фортепиано: в 3 тетр. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2021. Тетр. 1: Песни о любви и грусти. С. 3-7.

■I > REFERENCES « »

1. Tsuker A. O khorovykh kontsertakh V. Krasnoskulova [On the choir concertos by V. Krasnoskulov]. In: Krasnoskulov V. Kontserty dlya smeshannogo khora bez soprovozhdeniya [Concertos for mixed choir a cappella]. Rostov-on-Don: S. Rachmaninov Rostov State Conservatory, 2000. P. 57.

2. Belyaeva A. Ot redaktora-sostavitelya [From the editor-compiler]. In: Arii, romansy i pesni rostovskikh kompozitorov dlya muzhskogo golosa v soprovozhdenii fortepiano [Arias, romances and songs by Rostov composers for male voice with piano accompaniment]. Rostov-on-Don: S. Rachmaninov Rostov State Conservatory, 1993. Pp. 3-13.

3. Krasnoskulov V. Ot avtora [From the Author]. In: Vse nachinaetsya s Lyubvi: Romansy dlya golosa v soprovozhdenii fortepiano [Everything starts with Love: Romances for voice with piano accompaniment]: in 3 vol. Rostov-on-Don: S. Rachmaninov Rostov State Conservatory, 2021. Tetrad' 2: Pesni o voyne, lyubvi i pamyati [Volume 2: Songs about war, love and memory]. Pp. 3-5.

4. Gurevich V. Garmoniya mira: tvorchestvo Vladimira Krasnoskulova [Harmony of the world: the works by Vladimir Krasnoskulov]. Kompozitory Rostova-na-Donu [Composers of Rostov-on-Don]: collected articles. Moscow: Kompozitor, 2007. Pp. 49-84.

5. Krasnoskulov V. Ot avtora [From the author]. Vse nachinaetsya s lyubvi: Romansy dlya golosa v soprovozhdenii fortepiano [Everything starts with love: Romances for voice with piano accompaniment]: in 3 vol. Rostov-on-Don: S. Rachmaninov Rostov State Conservatory, 2021. Tetrad' 1: Pesni o lyubvi i grusti [Volume 1: Songs of love and sadness]. Pp. 3-7.

Дабаева Ирина Прокопьевна

доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории музыки и композиции Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону [email protected] ORCID: 0000-0003-2462-7038

Irina P. Dabaeva

Dr. Sci. (Art), Professor, Head of the Department of Music Theory and Composition S. Rachmaninov Rostov State Conservatory [email protected] ORCID: 0000-0003-2462-7038

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.