Научная статья на тему 'Музыкальный лейтмотив повести И. С. Тургенева «Ася»'

Музыкальный лейтмотив повести И. С. Тургенева «Ася» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6562
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРГЕНЕВ / ПОВЕСТЬ "АСЯ" / МУЗЫКА / ЛЕЙТМОТИВ / ЛАННЕРОВСКИЙ ВАЛЬС / TURGENEV / NOVELLA ASYA / MUSIC / LEITMOTIF / LANNER'S WALTZ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ачкасова Г. Л., Белых А. Г.

Музыкальность как отличительная особенность прозы И.С. Тургенева общепризнанный факт в литературоведении. В предлагаемой статье рассматриваются «музыкальные» эпизоды, связанные с ланнеровским вальсом, как способ вовлечения читателя в эмоциональную атмосферу повести «Ася». Такое погружение приближает читателя к пониманию глубины и неоднозначности авторского замысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MUSICAL LEITMOTIF IN I.S. TURGENEV’S NOVELLA «ASYA»

It is generally recognised in literary studies that musicality is a signature feature of I.S. Turgenev’s prose. The present article analyses ‘musical’ episodes connected with Lanner’s waltz as a way of immersing the reader into the emotional atmosphere of Turgenev’s novella Asya. Such an immersion helps the reader comprehend the depth and the ambiguity of the authorial intent.

Текст научной работы на тему «Музыкальный лейтмотив повести И. С. Тургенева «Ася»»

УДК 83

UDC 83

Г.Л. АЧКАСОВА

доктор педагогических наук, профессор, кафедра литературы, Курский государственный университет E-mail: galeon27@mail.ru А.Г. БЕЛЫХ

студентка 4 курса, филологический факультет, Курский государственный университет E-mail: anuta.belih@mail.ru

G.L. ACHKASOVA

Doctor of Pedagogics, Professor, Department of Literature,

Kursk State University E-mail: galeon27@mail.ru A.G. BELYKH

fourth year student, the Faculty of Philology, Kursk State

University E-mail: anuta.belih@mail.ru

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛЕЙТМОТИВ ПОВЕСТИ И.С. ТУРГЕНЕВА «АСЯ» THE MUSICAL LEITMOTIF IN I.S. TURGENEV'S NOVELLA «ASYA»

Музыкальность как отличительная особенность прозы И.С. Тургенева - общепризнанный факт в литературоведении. В предлагаемой статье рассматриваются «музыкальные» эпизоды, связанные с ланнеровским вальсом, как способ вовлечения читателя в эмоциональную атмосферу повести «Ася». Такое погружение приближает читателя к пониманию глубины и неоднозначности авторского замысла

Ключевые слова: Тургенев, повесть «Ася», музыка, лейтмотив, ланнеровский вальс.

It is generally recognised in literary studies that musicality is a signature feature of I.S. Turgenev's prose. The present article analyses 'musical' episodes connected with banner's waltz as a way of immersing the reader into the emotional atmosphere of Turgenev's novella Asya. Such an immersion helps the reader comprehend the depth and the ambiguity of the authorial intent.

Keywords: Turgenev, novella Asya, music, leitmotif, banner's waltz.

Литература выделяется в общей структуре художественной культуры своей возможностью воспроизвести любую предметность, которая доступна другим видам искусства. Более того, словом можно описать и то, что не доступно ни музыке, ни изобразительному искусству, например, запахи, вкусовые ощущения, философские раздумья. Это позволило немецкому философу Фридриху Гегелю назвать литературу «всеобщим искусством».

Такая «всеобщность» воплощается в диалоге литературы с другими видами искусства, в том числе с музыкой. В творчестве И.С. Тургенева связь слова и музыкального начала проявляться особенно ярко.

Проблема «Тургенев и музыка» достаточно полно и интересно представлена в современных исследованиях. Авторы открывают музыкальные страницы жизни писателя, рассматривают отражение музыкальной культуры художника на страницах его произведений. Заметным явлением стала, например, книга А.Н. Крюкова «Тургенев и музыка».

Произведения писателя наполнены музыкой: его герои поют, слушают музыку, говорят о музыке. И это является одним из способов их характеристики, способом погружения читателя в атмосферу 19 века. В некоторых текстах музыка становится главным «персонажем», например, в «Певцах», или воплощением силы, влияющей на человеческую судьбу, - «Песнь торжествующей любви».

Нередко исследователи, объясняя особенности творческой манеры Тургенева, используют музыкальные термины: И.А. Гончаров называл его «трубадуром», а современный литературовед В. А. Чалмаев, пытаясь дать целостную характеристику творческой манеры писателя, соотносит его произведения с такими музыкальными жанрами, как «симфония ... ноктюрн, скерцо, прелюдия, ... сонаты...» [7, с. 295].

Самую тесную взаимосвязь можно наблюдать у музыки и поэзии. В лирике, как и в музыкальных композициях, человек находит выражение высоких чувств и тонких душевных переживаний. Эта общность и сближает их, делает родственными. Но следует заметить: некоторые прозаические произведения по своей музыкальности не уступают лирическим. Ярчайший пример тому - творчество И.С. Тургенева.

Л.М. Лотман сравнивает его повести со стихотворениями в прозе, особенностью которых является «насыщенность лирической эмоцией и по своей изящной гармоничной организации и по «ударной» силе образов переходящей в область поэзии». [4,с. 157]. Близость тургеневской прозы лирике, с одной стороны, является следствием присутствия в ней музыкального элемента, с другой - именно музыкальность усиливает лирическую доминанту его произведений, в которых во всей полноте отражается диалог музыки и литературы. Этот диалог, являясь особенностью тургеневского стиля, есть отражение мировоззрения писателя, его эстетических пристрастий.

© Г.Л. Ачкасова, А.Г. Белых © G.L. Achkasova, A.G. Belykh

Никто другой из русских писателей не интересовался в такой мере, как Тургенев, судьбой и сущностью живописи, музыки, театра. Он не только наблюдал за искусством, но и являлся организатором выставок работ русских художников, таких, например, как Иванов и Куинджи. Писатель выражал свое неравнодушие к театру, создавая пьесы, выступая в роли актера. Архитектура стран Европы, где он провел долгие годы своей жизни, привлекала Тургенева своим величием и красотой. Но все же больше других искусств, за исключением литературы, он любил музыку и признавался, что для него «музыкальное наслаждение выше других». Как следствие такого пристрастия, музыкальность стала отличительной особенностью художественного стиля писателя.

Со страниц тургеневских произведений звучат композиции Шопена, Бетховена, Чайковского, Россини. Музыка живет в его романах как самостоятельный, полноценный персонаж. Жизненные судьбы героев тесно переплетаются с нею, она раскрывает их характеры, влияет на ход событий, преобразует действительность. «Музыкальность - стилеобразующее свойство творчества Тургенева, отражающее мировоззрение писателя», - пишет Г.Л. Ачкасова [1, с. 357].

Таким образом, анализ прозы И.С. Тургенева с учетом ее музыкальной составляющей соответствует природе его творчества, помогает понять и почувствовать художественный мир его творений.

В рамках данной статьи мы рассмотрим музыкальный аспект повести И.С.Тургенева «Ася», одного из самых «задушевных и лиричных» созданий писателя. Н.Г. Чернышевский в критической статье «Русский человек на rendez-vous», которая появилась вскоре после выхода произведения в свет (она была напечатана в январском номере журнала «Современник» за 1858 год), пишет: «Повесть имеет направление чисто поэтическое, идеальное, не касающееся ни одной из так называемых черных сторон жизни» [8]. Эта самая поэтичность появляется в повести во многом благодаря ее музыкальности.

Какую же роль музыка играет в этом произведении, являясь его лейтмотивом?

В «Словаре литературоведческих терминов» С.П. Белокуровой (2005г.) читаем: «Лейтмотив - (от нем. Leitmotiv «ведущий мотив») - основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая; конкретный художественный образ, выразительная деталь или даже слово, многократно повторяемые, упоминаемые, проходящие сквозь произведение и служащие для раскрытия авторского замысла» [2].

Как лейтмотив повести, к которому неоднократно обращает читателя Тургенев, может быть рассмотрен Вальс Ланнера. При этом как о лейтмотиве о нем можно говорить и в литературоведческом смысле («выразительная деталь ... многократно повторяемая»), и в музыкальном, поскольку вальс - музыкальный жанр, а термин применительно ко всем другим видам искусства заимствован у музыки, где он рассматривается как характерная тема или музыкальный оборот.

Можно предположить, что Тургенев упоминает конкретный вальс Йозефа Ланнера «Расставание». Обращение к произведению венского композитора носит характер не случайный. Его пьесы были популярны в середине 19 века и предшествовали эпохе вальсов И. Штрауса. Ланнеровский вальс упоминается Тургеневым и в стихотворении «Как хороши, как свежи были розы...», встречается он и в творчестве других авторов, например, у А. Григорьева в поэме «Видения» (1846). Можно предположить, что он отражает музыкальные предпочтения середины 19 века.

Какое место ланнеровский вальс занимает в композиционной структуре повести и какова его смысловая функция? Упоминание о вальсе, с одной стороны, организует, направляет сюжет, с другой - определяет тональность повествования, его эмоциональную окрашенность.

Впервые Н.Н. знакомится с Гагиным и Асей на торжественном празднике для студентов, куда он попал, идя на «голос» вальса:

«Вдруг донеслись до меня звуки музыки; я прислушался. В городе Л. играли вальс; контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко» [6, с. 10].

Именно звуки музыки, доносящиеся с праздника, заставляют героя отправиться на противоположный берег Рейна, вальс способствует встрече молодых людей. В дальнейшем он будет «звучать» в эпизодах, которые являются ключевыми в повести. Интересно замечание Гагина:

«Заметили ли вы, - прибавил он, обратясь ко мне, -вблизи иной вальс никуда не годится - пошлые, грубые звуки, - а в отдаленье чудо! так и шевелит в вас все романтические струны». [6, с. 15].

Пророчески звучат эти строки, предвещая дальнейшую судьбу героев. Подобно тому, как прекрасен вальс, слышимый издалека, прекрасна и история любви, оставшаяся в прошлом, что позволило образу любимой девушки не стать привычной обыденностью. Об этом позже говорит и сам герой:

«Впрочем, я должен сознаться, что я не слишком долго грустил по ней; я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой». [6, с. 74].

Н. Н. слышит вальс после первой встречи с Асей на обратном пути от дома Гагина, музыка пробуждает в нем чувства, которые он сам еще не может понять:

«Словно на прощание примчались звуки старинного ланнеровского вальса. Гагин был прав: я почувствовал, что все струны моего сердца задрожали в ответ на те заискивающие напевы» [6, с. 17].

Звучит ланнеровский вальс в повести еще раз: под него танцуют Ася и Н. Н. в конце девятой главы. Главный герой взволнован, особенно чувствителен, он в смятении и не понимает, что происходит в его душе:

«Я побежал вслед за нею - и несколько мгновений спустя мы кружились в тесной комнате, под сладкие

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (72), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 72. 2016

звуки Ланнера...Долго потом рука моя чувствовала прикосновение ее нежного стана, долго слышалось мне ее ускоренное, близкое дыхание... » [6, с. 47].

Вальс звучит как пророчество, как предсказание разлуки героев. Это угадывается уже в самом начале повести.

В приведенных фрагментах вальс передает, выстраивает эмоциональный сюжет, рисует стенограмму развития чувств, душевных движений героев. В первом фрагменте просто - «играли вальс», «контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко». Музыка пока только вызывает интерес, и герой идет на ее звуки. В следующем эпизоде она -«...чудо! так и шевелит в вас все романтические струны...». Здесь музыка словно управляет эмоциями героя, способствует зарождению в нем глубокого и нежного чувства. Далее - она увлекает героя своими «заискивающими напевами», заставляя дрожать струны его сердца. В последнем фрагменте автор говорит о «сладких звуках», под которые влюбленные кружились в тесной комнате. Авторские характеристики ланнеровского вальса создают своеобразную мелодию, лейтмотив зарождаю -щихся, развивающихся, достигающих кульминационного взлета и резкой развязки отношений.

В тексте много и других музыкальных моментов. Так, интересен эпизод, в котором Ася с господином Н.Н. заводит речь о Лорелее:

«Ах, кстати, что это за сказка о Лорелее? Говорят, она прежде всех топила, а как полюбила, сама бросилась в воду. Мне нравится эта сказка» [6, с. 44].

Лорелея - дева Рейна, которая своим прекрасным пением заманивала мореплавателей на скалы, подобно сиренам в древнегреческой мифологии. С этим образом входит мотив, связанный с силой воздействия музыки на человека. Ася будто слышит мелодию, которая увлекает ее в пучину нахлынувших чувств, ей кажется, что она гибнет, она умоляет брата спасти ее, уехать.

А вот эпизод, где героиня напевает вполголоса «Матушку, голубушку». Эта песня А.Г. Гурилева на слова Ниркомского была широко распространена, и Тургенев воспринимал ее как народную. Во французском переводе он сопроводил упоминание этой песни сноской: «Air national russe» (русская народная песня). Упоминание об этой музыке рождает ощущение сирот-

ливости, близости героини к народу (она думает о своей матери и мысленно обращается к ней), передает ее душевную чуткость. Заметим, Ася является H.H. в образе простой русской девушки после того, как в нем особенно живо проснулась тоска по родине)

В одном из эпизодов слышится пение монастырского хора. Оно наталкивает Асю на серьезные лирические рассуждения, передает ее внутренний настрой:

«В это мгновенье долетели до нас отрывочные однообразные звуки. Сотни голосов разом и с мерными расстановками повторяли молитвенный напев <...>

- Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, - продолжала она. - А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали? [6: 45].

Но не только встреча и свидания героев наполнены музыкальностью, но и их разлука. Когда Ася покидает Н. Н., оставляя его наедине со своими мыслями и чувствами, музыка вальса утихает, превращаясь в звучащую тишину. Появляется другая музыка - соловьиная песня - символ любви, страдания, разлуки. В этот момент главный герой полон надежды: завтра он будет счастлив:

«Завтра я буду счастлив! <...> Я прошел мимо куста, где пел соловей, я остановился и долго слушал: мне казалось, он пел мою любовь и мое счастье». [6, с. 70]

Разная музыка и в разные моменты «звучит» в повести. И пение Аси, и звучание монастырского хора, и песня соловья наполняют текст мелодиями, создавая целостную картину эмоциональной жизни героев. Ланнеровский же вальс, повторяясь, становится главным лейтмотивом, характеризующим историю отношений, историю любви, помогает почувствовать «самый поток эмоциональных переживаний героев - медлительное и созерцательное течение и смену их настроений, впечатлений, ассоциаций...» [5, с. 313].

Г.Б. Курляндская, определяя сущность тургеневской прозы, говорит о том, что основной лейтмотив произведений писателя - это страдание и страсть «как условие духовной жизнедеятельности человека», вносящие «романтическую струю в реалистическую поэму И.С. Тургенева» [3, с.19]. Нежность, страсть, страдание как «духовную жизнедеятельность» и передает ланнеровский вальс, являясь лейтмотивом истории любви героев повести И.С. Тургенева.

Библиографический список

1. Ачкасова Г.Л. Диалог искусств как способ раскрытия художественной индивидуальности писателя: союз слова и музыки в творчестве И.С. Тургенева. // Ученые записки РГСУ. №№ 8 (сентябрь, 2011). С. 353-358 2 Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов, Спб: Паритет, 2005, 320 с.

3. Курляндская Г.Б. Тургенев и русская литература: учебное пособие для студентов пединститутов. М: Просвещение, 1980. 192 с.

4. Лотман Л.М. И.С. Тургенев, История русской литературы в 4-х т. Т.З. Расцвет реализма. Л.: Наука, 1982. С. 120-159.

5. ПоспеловГ.Н. Творчество И.С. Тургенева. Поспелов Г.Н. История русской литературы 19 века (1840 - 60-е годы): учебник для филологических специальностей вузов. Издание 3-е, доп. М.: Высшая школа, 1981. С. 280-348.

6. Тургенев И.С. Ася. Первая любовь. Вешние воды: повести. М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011, 378 с.

7. Чалмаев В.А. Иван Тургенев. М.: Современник, 1986. 309 с.

8. Чернышевский Н.Г. [Электронный ресурс] Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася». Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений в пяти томах. Библиотека «Огонек», Том 3. Литературная критика. М.: Правда, 1974 http://az.lib.ru/c/chernyshewskij_n_g/text_0260.shtml

References

1. Achkasova G.L. Dialogue of arts as a means of conveying author's artistic individuality: Union of words and music in the works by

I.S. Turgenev, Research papers of RSSU. № 8 (September, 2011). Pp. 353-358.

2. Belokurova S.P. Dictionary of terms in literature studies, SPb: Paritet, 2005, 320 p.

3. Kurlyandskaya G.B. Turgenev and Russian literature: Study guide for students of pedagogical institutes. M.: Prosveshchenie, 1980. 192 p.

4. Lotman L.M. I.S. Turgenev, history of Russian literature in 4 vol. Vol. 3. The rise of realism. L.: Nauka, 1982. Pp. 120159.

5. Pospelov G.N. Works by I.S Turgenev, Pospelov G.N. History of Russian literature of 19th century (1840-60s): Study guide for philological studies at universities. The 3d edition. M.: Vysshaya shkola, 1981. Pp. 280-438.

6. Turgenev I.S. Asya. The first love. Spring floods: stories. M.: AST: Astrel: Poligraphizdat, 2011, 378 p.

7. Chalmaev V.A Ivan Turgenev. M.: Sovremennik, 1986. 309 p.

8. Chernyshevskiy N.G. [E-resourse] Russian man at rendez-vous. Contemplations after reading the story 'Asya' by I. Turgenev. Chernyshevskiy N.G. Collected works in 5 vol. Library 'Ogonek', Vol.3. Literary critiques. M.: Pravda, 1974. http://az.lib.ru/c7 chernyshewskij_n_g/text_0260.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.