УДК 81'42
Н.Л. Шевченко*
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРИТИК КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЭКСПЕРТНОГО ДИСКУРСИВНОГО СООБЩЕСТВА
В статье выявляется ряд характеристик, присущих дискурсивному экспертному сообществу. На материале журнала BBC Music Magazine рассматривается проблема представления музыкальной сферы с точки зрения музыкального критика как дискурсивной личности.
Ключевые слова: дискурсивное экспертное сообщество, музыкальный критик, профессионализм, оценка.
Музыкальная культура является неотъемлемой частью бытия человека с древнейших времен. Ее роль в современном обществе сложно переоценить. Как отмечает известный культуролог М.И. Найдорф, «музыкальная культура — это жизненная и духовная среда, в рамках которой только и может существовать собственно музыка» [1].
Музыкальная критика как компонент музыкальной культуры существует во многих развитых обществах (важно отметить, что не во всех культурах музыкальная составляющая достигла необходимого для возникновения музыкальной критики уровня). Актуальным, на наш взгляд, является определение термина музыкальной критики, представленное британским музыковедом Дж. Гроувом [2, с. 449], как профессиональной оценки музыкального творчества и исполнительства, что следом ставит вопрос о проблеме профессионализма, которая значима для современной музыкальной журналистской практики [3, с. 50]. Недостаточно компетентный человек, берущийся за написание рецензии в прессе, рискует представить читателю «перекошенную» картину целого, поскольку он не способен понять музыкальное явление в сложной совокупности составляющих его элементов, отделить главное от побочного [4, с. 41-42].
Встает вопрос, из чего складывается профессионализм музыкального критика. Безусловно, любая критика требует владения предметом и способности к его анализу и критическому осмыслению. Помимо перечисленных качеств, музыкальный критик должен обладать хорошо развитым ассоциативным мышлением, тонким эстетическим вкусом и широким кругозором, уметь вникнуть в мир художника и при этом не потерять себя [4, с. 25]. Такие способности помогают музыкальному критику выполнять свою главную задачу - оценивать явление музыкального творчества на высоком профессиональном уровне.
Оценка музыкального критика выражается посредством какого-либо литературно-публицистического жанра, который реализуется в одной из форм современной музыкальной журналистики: в прессе, на радио, телевидении и в Интернете. При выборе жанра своего журналистского послания музыкальный критик прежде всего ориентируется на адресата, которым может быть как музыкант-профессионал, так и
* © Шевченко Н.Л., 2016
Шевченко Надежда Леонидовна ([email protected]), кафедра перевода, переводоведения и межкультурной коммуникации, Евразийский лингвистический институт Московского государственного лингвистического университета, 119034, Российская Федерация, г. Москва, ул. Остоженка, 38, стр. 1.
114
Шевченко Н.Л.
простой любитель музыки. К какой бы категории ни относился адресат послания музыкального критика, этому адресату важно знать, что для него пишет сведущий в деле музыки автор.
Авторитетность критика, в понимании известного лингвиста В.В. Богданова, основывается на его энциклопедической доминации, лингвистической компетенции и коммуникативном лидерстве [5, с. 30]. Энциклопедическая доминация музыкального критика проявляется в глубоком знании музыкальных процессов и исторического фона, а также в способности дать вербальное описание и оценку предмету дискуссии. Такие качества критика вызывают доверие со стороны читателя и способствуют созданию оптимального контакта с читательской аудиторией, которая, в свою очередь, способна стать «культурной семьей» музыкального критика, поскольку ее ожиданиям соответствуют культурные знаки, передаваемые критиком посредством музыкально-критических жанров [6, с. 332].
Наглядным примером творчества музыкальных критиков-профессионалов может служить рубрика Reviews («Обзоры») в британском ежемесячном журнале BBC Music Magazine, на страницах которой критики дают краткие рецензии на вышедшие в свет CD- и DVD-диски с записями музыкальных произведений. Рубрика Reviews занимает четвертую часть от всего объема издания, что позволяет судить о ее важности как для читателей, так и для редакции.
В отношении адресата музыкальное послание всегда носит диалогический характер, поскольку музыкальный критик должен чувствовать адресата, моделировать его, взаимодействовать с ним — убеждать, полемизировать [3, с. 104], иначе труд автора-критика не имеет смысла. В журнале BBC Music Magazine отклик читателей на публикуемые рецензии и статьи представлен в рубрике Letters («Письма»). Помимо диалоговой направленности, рубрика Reviews имеет также дидактическую составляющую: для плодотворного взаимодействия с миром музыки читателю требуются определенные навыки, которые ему помогает приобрести и усовершенствовать именно музыкальный критик.
Рубрика Reviews озаглавлена следующим предложением: 110 CDs, Books & DVDs rated by expert critics (110 CD-дисков, книг и DVD-дисков, оцененных критиками-экспертами). Видим, что редакция журнала позиционирует своих авторов как экспертов уже на первой странице рубрики. Согласно Толковому словарю Ушакова, эксперт — «это сведущее лицо, специалист, привлекаемый для того, чтобы высказать свое мнение, дать заключение по поводу какого-нибудь дела, вопроса» [7].
Музыкальных критиков журнала BBC Music Magazine можно считать экспертами, во-первых, потому, что такой статус присваивает им сама редакция журнала; во-вторых, потому, что эти авторы сведущи в музыке, о чем свидетельствует следующий разворот издания, на котором для удобства читателя в виде таблицы под названием This Month's Critics («Критики месяца») представлена вся информация о музыкальных критиках-авторах. Таблица имеет подзаголовок: Our critics number many of the top music specialists whose knowledge and enthusiasm are second to none (Наши критики — это музыкальные специалисты высочайшего уровня, чьи знания и энтузиазм не имеют равных). Такая характеристика позволяет сделать следующий вывод: редакция журнала дорожит своей репутацией, поэтому приглашает к написанию рецензий профессионалов высокого класса, в результате чего авторитет издания возрастает, а это, в свою очередь, приводит к высоким продажам (по версии iTunes, BBC Music Magazine является самым продаваемым журналом среди изданий схожей тематики).
Читатели журнала доверяют именитым критикам, прислушиваются к их рекомендациям и делают определенные выводы относительно музыкальных произведе-
Музыкальный критик как представитель экспертного дискурсивного сообщества
ний и их исполнения, музыкантов и др. Следующим возможным шагом отклика читателя может стать покупка рецензируемого диска. Подобная коммерческая составляющая является неотъемлемой частью современного общества, в том числе и музыкального.
Рассмотрим подробнее предложенную читателям июльского номера BBC Music Magazine (2015 год) таблицу с данными о критиках месяца. После подзаголовка помещается подробная справка о каком-либо критике из общего списка. В рассматриваемом номере говорится о Хелен Уоллес, редакторе-консультанте. Из справки читатель узнает, что Х. Уоллес является членом жюри BBC Music Magazine Awards (Премия журнала BBC Music Magazine), пишет для многих изданий, участвует в создании программ на Radio 3 и Radio 4 (британские радиостанции под руководством BBC), является главным редактором публикаций Kings Place (благотворительный фонд). Помимо этого, Хелен Уоллес — автор книг «Дух оркестра» и Boosey&Hawkes (название музыкального издательства). Как видим, перечисленные в авторской справке регалии музыкального критика свидетельствуют о его энциклопедической домина-ции и подводят читателя к следующему выводу: критику можно доверять, поскольку он обладает высоким уровнем профессионализма, сведущ в делах музыки, принимает активное участие в жизни музыкального сообщества.
После подробной авторской справки читатель может ознакомиться с краткой информацией о других авторах-критиках рубрики Reviews, например:
— John Allison — editor, Opera-critic, Sunday Telegraph (Джон Эллисон — автор статей, оперный критик, Sunday Telegraph);
— Christopher Dingle — professor of music, Birmingham Conservatoire (Кристофер Дингл — профессор музыки, Бирмингемская консерватория);
— Erik Levi — professor, University of London (Эрик Леви — профессор, Лондонский университет);
— George Pratt — emeritus professor of music, University of Huddersfield (Джордж Пратт — заслуженный профессор музыки, Университет Хаддерсфилда (входит в десятку лучших университетов Великобритании);
— Jan Smaczny — professor of music, Queen's, Belfast (Ян Смачный — профессор музыки, Университет Квинс в Белфасте).
Как видим, в написании рецензий принимают участие компетентные люди — профессора университетов, издатели, авторы статей, публикующиеся в популярных газетах и журналах. Социальный статус музыкальных критиков указывает на их авторитетность и дает читателям понять, что авторы рубрики Reviews являются настоящими профессионалами своего дела, экспертами в области музыки, музыкознания и журналистики.
Необходимо отметить, что музыкальных критиков журнала BBC Music Magazine объединяют не только знания в области музыки, опыт и высокий статус. При анализе текстов рецензий (их количество в июльском номере журнала доходит до 70), принадлежащих перу вышеупомянутых критиков, было выявлено, что все они в большей или меньшей степени используют музыкальную терминологию. Объединяющие авторов-критиков факторы позволяют сделать следующий вывод: музыкальные критики журнала BBC Music Magazine составляют дискурсивное экспертное сообщество.
Понятие дискурсивное сообщество было впервые употреблено американским социолингвистом М. Нистрандом и внедрено в научную практику американским лингвистом Дж. Суэйлзом, который выделил шесть характеристик дискурсивного сообщества:
— широкий спектр социальных целей;
— наличие механизмов взаимной коммуникации;
Дискурсивное сообщество музыкальных критиков
Таблица
Дискурсивное Широкий Механизмы Средства Наличие Специальная Дискурсивная
сообщество спектр взаимной передачи типичных терминология компетенция
социальных коммуникации информации, жанров участников
целей наличие обратной связи дискурса
Музыкальные Оценить Электронная Тексты рецензий Статьи, Музыкальная Высшее
критики явление почта, звонки. на музыкальные рецензии, терминология музыкальное
журнала ВВС музыкаль- социальные диски анонсы, образование.
Music Magazine ного сети в рубрике аннота- активная
искусства ции, занятость
и предста- {Обзоры), творче- в музыкаль-
вить свою письма ский ной сфере
оценку читателей портрет.
посредством интервью
какого-либо
литературно-
публицисти-
ческого
жанра
в журнале
Музыкальный критик как представитель экспертного дискурсивного сообщества
— наличие средств передачи информации и получения обратной связи;
— наличие типичных жанров;
— специальная терминология;
— дискурсивная компетенция участников дискурса [8, с. 25—26].
0.А. Крапивкина развивает данный термин, расширяя его дополнительным определением — дискурсивное экспертное сообщество, что подразумевает группу экспертов той или иной области, подчиняющихся определенным правилам и объединяемых тем, что они сообща владеют определенным количеством жанров, с помощью которых осуществляют свои коммуникативные цели [9, с. 8]. Принимая во внимание характеристики дискурсивного сообщества, выделенные Дж. Суэйлзом, логично сопоставить их с деятельностью музыкальных критиков журнала BBC Music Magazine при помощи таблицы.
Из приведенной таблицы видно, что музыкальные критики журнала BBC Music Magazine образуют дискурсивное экспертное сообщество, так как их деятельности присущи все необходимые для этого черты: они объединены в группу, члены которой разделяют общие цели и стремятся достичь их посредством коммуникации, используя при этом определенные жанры и специальную терминологию.
Библиографический список
1. Найдорф М. Два очерка по типологии музыкальных культур. Очерк I // Статьи о музыкальной культуре. URL: https://sites.google.com/site/marknaydorftexts/musical-articles/ kak-razlicautsa-muzykalnye-kultury (дата обращения: 21.03.2016).
2. Музыкальный словарь Гроува: пер. с англ. М.: Практика, 2001.
3. Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Музыковедение». М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.
4. Бронфин Е. О современной музыкальной критике. М.: Музыка, 1977.
5. Богданов В.В. Коммуникативная компетенция и коммуникативное лидерство // Язык, дискурс, личность: межвуз. сб. науч. тр. Тверь, 1990.
6. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб.: РХГУ, 1999.
7. Толковый словарь Ушакова. URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=87236 (дата обращения: 23.04.2016).
8. Swales J. Genre Analysis: English in Academic and Research Settings. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
9. Крапивкина О.А. Лингвистический статус субъекта в юридическом дискурсе (на материале английского и русского языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Иркутск, 2011.
References
1. Naidorf M. Dva ocherka po tipologii muzykal'nykh kul'tur. Ocherk I [Two essays on music cultures typology. Essay 1]. In: Stat'i o muzykal'noi kul'ture [Articles about music culture]. Retrieved from: https://sites.google.com/site/marknaydorftexts/musical-articles/kak-razlicautsa-muzykalnye-kultury (accessed 21.03.2016) [in Russian].
2. Muzykal'nyi slovar' Grouva (per. s angl) [Grove Dictionary of Music and Musicians (translation from English)]. M.: Praktika, 2001 [in Russian].
3. Kurisheva T.A. Muzykal'naia zhurnalistika i muzykal'naia kritika: ucheb. posobie dlia studentov vuzov, obuchaiushchikhsia po spetsial'nosti «Muzykovedenie» [Music journalism and
118
Шевченко Н.Л.
music criticism: study guide for university students studying on the specialty «Musicology»]. M.: Izdatel'stvo VLADOS-PRESS, 2007 [in Russian].
4. Bronfin E. O sovremennoi muzykal'noi kritike [On contemporary music criticism]. M.: Muzyka, 1977 [in Russian].
5. Bogdanov V.V. Kommunikativnaia kompetentsiia i kommunikativnoe liderstvo [Communicative competence and communicative leadership]. In: Iazyk, diskurs, lichnost': Mezhvuz. sb. nauch. tr. [Language, discourse, personality: Interacademic collection of research papers]. Tver, 1990 [in Russian].
6. Kasavin I.T. Migratsiia. Kreativnost'. Tekst. Problemy neklassicheskoi teorii poznaniia [Migration. Creativity. Text. Problems of non-classical approach of cognitive theory]. SPb.: RKhGU, 1999 [in Russian].
7. Tolkovyi slovar' Ushakova [The Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Retrieved from: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=87236 (accessed 23.04.2016) [in Russian].
8. Swales J. Genre Analysis: English in Academic and Research Settings. Cambridge: Cambridge University Press, 1990 [in English].
9. Krapivkina O.A. Lingvisticheskii status sub"ekta v iuridicheskom diskurse (na materiale angliiskogo i russkogo iazykov): avtoref. ... kand. filol. nauk: 10.02.19 [Linguistic status of a subject in juridical discourse (as exemplified in Russian and English languages): Author's Abstract of Candidate's of Philological Sciences thesis: 10.02.19]. Irkutsk, 2011 [in Russian].
N.L. Shevchenko*
MUSIC CRITIC AS A REPRESENTATIVE OF THE DISCOURSE EXPERT COMMUNITY
A number of discourse expert community characteristics is revealed in the article. The problem of music realm representation from the point of view of music critic as a discursive identity is considered as exemplified in BBC Music Magazine.
Key words, discourse expert community, music critic, professionalism, evaluation.
Статья поступила в редакцию 24/VIII/2016.
The article received 24/VIII/2016.
* Shevchenko Nadezhda Leonidovna ([email protected]), Department of Translation, Theory of Translation and Intercultural Communication, Eurasian Linguistic Institute of Moscow State Linguistic University, 38, Ostozhenka St., Moscow, 119034, Russian Federation.