УДК 378.7 DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2020.1.7
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
В.А. Курина1, С. С. Лукашева2
Самарский государственный институт культуры Российская Федерация, 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167 1 E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected]
Аннотация
Представлено мнение авторов о проблеме подготовки к профессиональной деятельности будущих специалистов социально-культурной сферы, актуальность которой повышается в связи с новыми требованиями к выпускникам вузов, обозначенными во ФГОС ВО 3++. Представлена практика осуществления образовательного процесса на примере обучения студентов направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» двух профилей «Менеджмент социально-культурной деятельности» и «Социально-культурная анимация и рекреация». Обзор литературы по вопросу подготовленности выпускников к профессиональной деятельности позволил авторам сформулировать основные теоретические положения и определить важность владения музыкальными способностями студентами - будущими специалистами социально-культурной сферы.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемый проблеме, а также экспериментальная работа подтвердили значимость музыкальной подготовленности студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность», необходимость формирования у них музыкальных способностей, которые нужны при реализации различных проектов, мероприятий, программ, так как социально-культурные разработки, проекты невозможны без музыкального сопровождения. Музыкальный кругозор специалиста социально-культурной сферы способствует развитию музыкальной культуры, повышению уровня профессиональной подготовки выпускников. В результате исследования уточнены основные понятия «профессиональная деятельность», «профессия», «музыкальные способности». Авторы охарактеризовали основные навыки, необходимые для специалистов социально-культурной сферы; раскрыты квалификационные требования, запросы работодателей, а также требования ФГОС ВО 3++, связанные с профессиональными навыками и способностями будущих специалистов социально-культурной сферы.
Особое внимание авторы уделили экспериментам и результатам исследования; представлены данные, полученные в процессе опроса студентов направления
1 Курина Вера Алексеевна, декан факультета культурологии, социально-культурных и информационных технологий, заведующий кафедрой «Социально-культурные технологии», доктор педагогических наук, профессор.
2 Лукашева Светлана Сергеевна, и.о. директора Детской школы искусств Самарского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Музыкальное искусство эстрады».
подготовки «Социально-культурная деятельность» о значимости музыкальных
способностей для их деятельности.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, специалист социально-
культурной сферы, музыкальные способности, навыки, виды деятельности. \\
Введение
Современный потребитель социально-культурных предложений предъявляет высокие требования к предлагаемым творческим продуктам. Это обусловливает востребованность общества в определенном специалисте социально-культурной сферы, обладающего разносторонними качествами, в том числе и музыкальными.
Выпускники вуза культуры должны уметь быстро реагировать на сложившуюся ситуацию, принимать ответственное решение в нужный момент и быстро адаптироваться в связи с обстоятельствами. Стремление студентов к творческой социально-культурной преобразующей деятельности определяет важность наличия у них различных способностей, обеспечивающих в дальнейшем их высокую активность в профессиональной сфере.
Особое место в профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы занимает музыка, так как любое мероприятие сопровождается музыкальной подборкой. В связи с этим менеджеры, организаторы, аниматоры социально-культурных программ должны обладать музыкальными способностями, позволяющими им на должном уровне реализовывать свои творческие идеи.
В исследованиях разных ученых рассматривается проблема формирования музыкальных способностей в процессе подготовки различных специалистов. A.B. Батаршев, М.П. Блинова, A.JI. Готсдинер, Д.К. Кирнарская, Р.Н. Слонимская, К.В. Тарасова, O.A. Таллина, Ю.А. Цагарелли исследовали в своих работах процесс формирования музыкальных способностей у обучающихся. Несмотря на разнообразные подходы к исследованию обозначенной проблемы, необходимо отметить, что учеными недостаточно внимания уделено значению музыкальных способностей в профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы, что подчеркивает актуальность выбранной темы.
1. Обзор литературы
Уточним основные понятия нашего исследования.
Многие исследования посвящены профессиональной деятельности и разным ее аспектам.
A.A. Ангеловский в своей статье отмечает, профессиональная деятельность выступает как способ выражения и развития социальных связей человека и его внутреннего мира [1].
Е.М. Иванова рассматривает профессиональную деятельность как сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему, интегрирующим или систематизирующим компонентом которой является субъект труда, и именно он определяет качества системы [2].
Ученый-педагог Г.С. Абрамова считает, что «профессиональная деятельность человека состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности» [3, с. 5].
Социолог В.А. Томилов рассматривает профессиональную деятельность как «процесс», как «систему взаимосвязанных действий (операций) работников», выполняя которые они получают «преднамеренные результаты (необходимые для жизни людей предметы потребления)», а также «непреднамеренные социально-экономические последствия» [4].
Группа ученых-социологов, подчеркивая социальный смысл и общественное значение профессии и профессиональной деятельности, раскрывают ее как «...род деятельности, требующий специальных знаний и подготовки в достаточно широкой области материального и духовного производства и накладывающий на представителей этого рода деятельности ответственность за эффективное выполнение обязанностей ...» [5, с. 103].
A.M. Кривошеев рассматривает профессиональную деятельность как деятельность, которая нуждается в специалистах с творческими, исследовательскими способностями, умеющих активно на практике реализовывать эти способности [6]. В процессе профессионального творчества человек как активный субъект сам созидает и преобразует поле своей профессиональной деятельности, формируя свою профессию в соответствии со своей индивидуальностью. В то же время степень реализации творческого начала индивида во многом обусловлена типом профессии.
Под профессиональной деятельностью мы понимаем систему взаимосвязанных действий работников с творческими, исследовательскими способностями, которая предполагает обязательную рефлексию, а именно ответственность за эффективное выполнение обязанностей и умение активно на практике реализовывать эти способности.
Профессиональная деятельность специалиста по социально-культурной работе связана с организацией и проведением культурной, просветительской, оздоровительной и развлекательной работы среди детей, юношества и взрослых. Он участвует в разработке культурных проектов, программ, сценариев, проводит массовые мероприятия; организует и координирует работу коллективов, выполняет административно-хозяйственную работу. Социально-культурная деятельность предполагает использование разнообразных менеджерских, маркетинговых, рекламных и управленческих технологий. В связи с этим ему необходимы знания в области искусства, народного творчества, спорта, менеджмента, маркетинга, рекламы, психологии [7].
Учитывая представленный перечень знаний, подчеркнем важность познаний в сфере искусства и навыки, необходимые для создания и реализации творческого продукта. Среди них особое место занимают музыкальные способности.
По определению ученых Д.К. Кирнарской и Г.М. Цыпина, музыкальные способности - индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки [8; 9].
Б.М. Теплов к основным музыкальным способностям, необходимым для всех видов музыкальной деятельности, относил: ладовое чувство - способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные; музыкально-слуховые представления - способность прослушивать «в уме» ранее воспринятую музыку, составляющую основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления; музыкально-ритмическое чувство - способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания [10].
Музыка обладает огромной силой воздействия на умы и сердца молодых людей. Перед социально-культурными учреждениями в настоящее время ставится двуединая задача поиска эффективных форм и методов музыкального воспитания, что позволит реализовать целенаправленное приобщение молодежи к разножанровому богатству музыкальной культуры, в том числе и к классической музыке, фольклору, народной песне. Второй, не менее важной задачей является поиск и обработка методов развития эстетического вкуса, умение правильно понимать и оценивать музыку [11].
Разнообразные формы общения на основе музыки (дискотеки, клубы самодеятельной песни, бард-клубы, клубы политической песни, джаз-клубы, рок-клубы, музыкальные гостиные, фольклорные коллективы, рэп-клубы и многое др.) определяют важность владения специалистами социально-культурной сферы музыкальными способностями, так как перечисленные мероприятия создают, организуют и реализуют сотрудники учреждений культуры.
2. Материалы и методы
Методологической основой исследования являются педагогические и психологические теории о музыкальных способностях, теоретические и методические разработки по вопросам профессионального образования в вузах культуры. Проведенное исследование осуществлялось в Самарском государственном институте культуры с участием студентов направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» (уровень бакалавр).
Использован комплекс взаимодополняющих методов: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, методологической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы (педагогическое
наблюдение, анкетирование, беседа). В работе со студентами учитывались несколько подходов: личностно-ориентированный, практико-ориентированный, деятельностный, системный.
Исследование проводилось в процессе преподавания дисциплин «Педагогика досуга» и «Имидж специалиста социально-культурной сферы», при выполнении практических заданий, а также при создании и реализации социально-культурных проектов, программ и мероприятий, которые были разработаны обучающимися как практические задания.
3. Результаты исследования
Федеральным государственным образовательным стандартом определено, что выпускники направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» должны обладать навыками реализации различных видов профессиональной деятельности: творческо-производственной, организационно-управленческой, художественно-творческой, научно-методической, проектной и педагогической [12, с. 1].
Практико-ориентированный подход подготовки студентов этого направления диктует необходимость сформировать у обучающихся умение создавать социально-культурные проекты и мероприятия. Важным условием при создании таких видов работ было обязательное использование музыкальных подборок.
Выполняя творческо-производственную, художественно-творческую и проектную деятельность, специалист социально-культурной сферы демонстрирует следующие навыки: создание социально-культурных программ, проектов, мероприятий, предполагающих формирование творческих способностей детей, подростков и взрослых, для чего используется музыка, музыкальное оформление; организация свободного времени населения в форме праздников, концертов, театральных действ, которые также не обходятся без музыкального сопровождения; соблюдение технологических этапов в процессе подготовки и проведения социально-культурных мероприятий (информационных, выставочных, праздничных) в досуговых организация, центрах, учреждениях; создание оригинального сценарно-режиссерского решения и воплощение культурно-досуговой программы (информационно-просветительной, художественно-публицистической, культурно-развлекательной, музыкально-творческой); организация социально-культурного творчества и развивающего рекреативно-развлекательного досуга и др.
Организационно-управленческая деятельность предполагает осуществление продюсирования культурно-досуговых и развлекательных программ, организацию и проведение различных форм социально-культурной деятельности населения (фестивалей, конкурсов, массовых праздников, программ и проектов социально-культурной анимации и рекреации, разнообразных вы-
ставок и др.). Все виды работ предполагают использование в своем арсенале музыки, соответственно специалист социально-культурной деятельности должен уметь обеспечивать сопровождение каждого мероприятия и правильно подходить к формированию музыкальной подборки.
Процесс реализации художественно-творческой деятельности требует следующих навыков, которыми необходимо обладать специалистам социально-культурной деятельности: осуществление художественно-творческой деятельности в учреждениях культуры, парках культуры и отдыха, центрах досуга, учреждениях дополнительного образования; определение целей и приоритетных направлений художественно-творческой деятельности учреждений культуры, использующих в своей деятельности современные социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреативно-оздоровительные).
В перечисленных видах деятельности значительную часть занимает разработка, осуществление, продюсирование разного рода творческих мероприятий, в которых необходимо музыкальное сопровождение. Такое сопровождение может быть представлено в виде музыкального оформления проекта, при планировании которого большое значение имеют музыкальные способности. Они позволяют создавать различные музыкальные мероприятия.
Специалист, работающий в социокультурной сфере, должен обладать высоким уровнем образования, специальными навыками и умениями, организаторскими способности, способностями к публичной творческой деятельности, музыкальными способностями.
Специалист социально-культурной сферы в своей профессиональной деятельности часто должен использовать музыкальные способности, которые способствуют формированию у потребителей культурно-творческих услуг музыкальной культуры, развитию художественно-творческих сторон личности, музыкально-культурного потенциала.
Требования к профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы кроме федерального государственного образовательного стандарта представлены также в профессиональных стандартах, в которых также обращается внимание на музыкальную составляющую.
В профессиональных стандартах 01.003 «Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых» и 01.004 «Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании» установлены трудовые функции, в которых подчеркивается важность разработки педагогических условий для формирования и развития творческих и музыкальных способностей и для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения их потребностей в углублении и расширении образования, в том числе с применением музыкальных проектов [13; 14].
В «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих», в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» определены требования работодателей и к специалистам социально-культурной сферы [15].
Такие сотрудники, как менеджер и аниматор социально-культурной деятельности, обеспечивают комплекс услуг по организации и проведению культурно-массового досуга населения. Они разрабатывают планы художественных и развлекательных программ и проектов; самостоятельно создают или подбирают специалистов для создания сценариев народных гуляний, массовых праздников, театрализованных представлений, развлекательных программ, спортивных соревнований и других выступлений, применяя в своей работе современные инновационные формы и методы организации досуга населения.
Таким образом, требования работодателей, квалификационные характеристики дают основание полагать, что музыкальные способности в профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы помогают осуществить подготовку новой постановки, собирая и анализируя необходимый музыкальный материал; подбор соответствующего нотного материала, состава исполнителей; создание сценариев разнообразных представлений, праздников, программ, проектов, выступлений с использованием в своей работе музыкального оформления этих мероприятий; подбор совместно со звукорежиссером фонограмм для игровых программ.
С целью определения значимости владения музыкальными способностями в профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы нами был проведен опрос бакалавров направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» профилей «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Социально-культурная анимация и рекреация». Были использованы вопросы, которые ориентированы на выявление значимости владения музыкальными способностями выпускниками направления «Социально-культурная деятельность» в процессе разработки социально-культурных проектов и программ, в которых предполагается музыкальное сопровождение.
Участники опроса, а именно 73 % респондентов, отметили, что музыкальные способности играют значительную роль в развитии личности и музыкальной культуры в целом.
В частности, выявлено, что 34 % опрошенных имеют информацию о музыкальном сопровождении проектов, знают о них в общих чертах, а 52 % отметили, что хотели бы больше узнать о музыкальном сопровождении проектов. Опрос выявил значительный интерес студентов к проведению и музыкальному оформлению мероприятий, что позволило констатировать ярко выраженную мотивацию студентов.
Также опрос позволил установить, что студенты достаточно увлечены музыкой: часто слушают ее (74 %), музыка составляет значимую сферу досу-говой деятельности молодого поколения, что делает актуальной разработку социально-культурных проектов и программ музыкальной направленности.
Под музыкальными способностями 37 % респондентов понимают музыкальный ритм, слух; 28 % - музыкальный вкус.
Необходимость музыкальных способностей в профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы отмечают 78 % опрошенных.
Музыкальные способности в проектах могут проявляться как выбор жанра музыкального произведения (64 %), определенного музыкального произведения (36 %).
Большинство респондентов (78 %) отметили, что хотели бы принять участие в разработке музыкальных проектов.
69 % опрошенных сообщили о том, что пользуются знаниями из области музыки для разработки проектов.
На основе полученных данных можно сказать, что музыкальные способности способствует развитию музыкального кругозора, повышению уровня музыкальной культуры, профессиональной подготовки проектов с музыкальным сопровождением, направленных на реализацию множества задач в социально-культурной сфере.
Обсуждение и заключение
В статье представлены теоретико-методологические основы, позволившие определить значимость поставленной проблемы. Уточнены основные понятия, что позволило сформулировать необходимые выводы по разработке и проведению экспериментальной работы, которая подтвердила значимость развития музыкальных способностей у студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность».
Установлено, что для успешности социально-культурных проектов, программ, праздников важно уметь правильно делать музыкальную подборку, использовать музыкальное сопровождение в концертных и театрализованных представлениях.
Проведенный среди студентов опрос подтвердил наше предположение о месте музыкальных способностей в профессиональной деятельности сотрудников социально-культурной сферы.
Отраженные в работе теоретические аспекты и экспериментальные данные позволяют говорить о достижении поставленной цели и решении проблемы исследования в обозначенных нами направлениях. Полученные результаты определили важность включения в процесс обучения студентов направления «Социально-культурная деятельность» в рамках дисциплин «Педагогика досуга» и «Имидж специалиста социально-культурной деятельности» материала, связанного с формированием музыкальной грамотности, и разработки заданий, направленных на развитие музыкальных способностей у обучающихся.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ангелоеский A.A. Профессиональное развитие личности: психолого-педагогические и социально-философские факторы становления профессионала// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2011. - Т. 13. - № 2-3. -С. 512-521.
2. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М., 1987.-С. 76.
3. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. - Екатеринбург: Деловая книга; Москва: Академия, 1995. - 224 с.
4. Томилов В.А. Профессиональная деятельность человека и условия ее оптимизации в современном обществе: монография. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. - 232 с.
5. Социально-психологический портрет инженера / Г.С. Антипина, В.А. Ддов, A.A. Киссель и др.; под ред. В.А. Ддова. - М.: Мысль, 1977. - 231 с.
6. Кривошеее А.М. Профессиональная деятельность и ее социальные детерминанты: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Ставрополь, 2004. - 141 с.
7. Специалист по социально-культурной работе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filcs.school-collcction.cdu.ru/dlrstorc/8a68ccf3-41 d0-4dcb-aa74-6ccd40f7eb 15/proff/man_culture.htm
8. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. - М.: Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.
9. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся муз. отд-ний педвузов и консерваторий. - М.: Ин-терпракс, 1994. - 325 с.
10. Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий: способности и одаренность. - М., 1961. - С. 9-20.
11. Роль и место музыки в организации досуга молодежи [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5584618/page:29
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» / Министерство образования и науки РФ (Приказ № 49575 от 9 января 2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/510303_B_3_12012018.pdf (дата обращения: 22.07.2019).
13. Профессиональный стандарт 01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» / Министерство образования и науки РФ (Приказ № 298н от 5 мая 2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf (дата обращения: 22.07.2019).
14. Профессиональный стандарт 01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» / Министерство труда и социальной защиты РФ (Приказ № 608н от 8 сентября 2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://classinform.ru/profstandarty/01.004-pedagog-professionalnogo-obucheniia-
professionalnogo-obrazovaniia-i-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniia.html (дата обращения: 10.09.2018). 15. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих / Минздравсоцразвития РФ (Приказ № 251н от 30 марта 2011 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bizlog.ru/eks/eks-20/ (дата обращения: 10.09.2018).
Поступила в редакцию 23.12.2019 В окончательном варианте 16.02.2020
UDC 378.7
MUSICAL ABILITIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY
OF THE SPECIALIST OF THE SOCIAL AND CULTURAL SPHERE
V.A. Kurina1, S.S. Lukasheva2
Samara State Institute of Culture
167, Frunze St., Samara, 443010, Russian Federation
1 E-mail: kurina@smrgaki. ru
2E-mail: lukashova-s(a,bk. ru
Abstract
The article presents the authors' opinion on the problem of training future specialists in the socio-cultural sphere, the relevance of which is increased in connection with the new requirements for University graduates identified in the GEF IN 3++. The practice of the educational process on the example of training students of the direction of training 51.03.03 Socio-cultural activities of the two profiles "Management of socio-cultural activities" and "Socio-cultural animation and recreation". The review of the literature on the issue of graduates ' readiness for professional activity allowed the authors to formulate the main theoretical provisions and determine the importance of musical abilities of students - future specialists in the social and cultural sphere. Theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem under study, as well as experimental work confirmed the importance of musical training of students in the direction of Socio-cultural activities, the need for the formation of their musical abilities that are needed in the implementation of various projects, activities, programs, as socio-cultural developments, projects are impossible without musical accompaniment. The musical Outlook of the specialist of the social and cultural sphere promotes development of musical culture, increase of level ofprofessional training of graduates. The study clarified the basic concepts of "professional activity", "profession", "musical abilities". The authors described the basic skills necessary for specialists in the socio-cultural sphere; disclosed qualification requirements, employers 'requests, as well as the requirements of the GEF IN 3++ related to
1 Vera A. Kurina, Dr. Ped. Sei., Professor, Dean of Cultural Studies, Socio-Cultural and Information Technologies Faculty, Head of Socio-Cultural Technologies Department.
2 Svetlana S. Lukasheva, Cand. Ped. Sei., Associate Professor of Musical Stage Art Department, acting Director of the Children's Art School.
professional skills and abilities of future specialists in the socio-cultural sphere. The authors paid special attention to the experiments and the results of the study; the data obtained in the course of the survey of students in the field of socio-cultural activities on the importance of musical abilities for their activities are presented.
Keywords: professional activity, specialist of social and cultural sphere, musical abilities, skills, types of activity.
REFERENCES
1. Angelovskij A.A. Professional'noe razvitie lichnosti: psihologo-pedagogicheskie i social'no-filosofskie faktory stanovleniya professionala [Professional development of a person: psychological, pedagogical, and socio-philosophical factors of becoming a professional]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki [Proceedings of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medical and biological Sciences], Samarskij nauchnyj centr RAN, 2011. Vol. 13. No. 2-3. 512-521 pp.
2. Ivanova E.M. Osnovy psihologicheskogo izucheniya professional'noj deyatel'nosti [Basics of psychological study of professional activity]. Moscow, 1987. 76 p.
3. Abramova G.S. Vvedenie v prakticheskuyu psihologiyu [Introduction to practical psychology]. Ekaterinburg: DelovayaknigaPubl.; Moscow: Akademiya Publ., 1995. 224 p.
4. Tomilov V.A. Professional'naya deyatel'nost' cheloveka i usloviya eye optimizatsii v sovremennom obshchestve: monografiya [Professional activity of a person and conditions for its optimization in modern society]. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2005.232 s.
5. Sotsial'no-psikhologicheskiy portret inzhenera [Socio-psychological portrait of the engineer], G.S. Antipina, V.A. Yadov, A.A. Kissel' i dr. Moscow: Mysl' Publ., 1977. 231 p.
6. Krivosheev A.M. Professional'naya deyatel'nost' i ee social'nye determinanty: dis. kand. filos. nauk [Professional activity and its social determinants: dis. cand. philos. sciences]. Stavropol', 2004. 141 p.
7. Spetsialist po sotsial'no-kul'turnoy rabote [Specialist in social and cultural work], http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8a68cef3-41d0-4dcb-aa74-6ccd40f7eb 15/proff/man_culture.htm
8. Kirnarskaya D.K. Psihologiya special'nyh sposobnostej. Muzykal'nye sposobnosti [Psychology of special abilities. Talent for music]. Moscow: Talanty - XXI vek Publ., 2004. 496 p.
9. Cypin G.M. Psihologiya muzykal'noj deyatel'nosti: problemy, suzhdeniya, mneniya: posobie dlya uchashchihsya muz. otd-nij pedvuzov i konservatorij [Psychology of musical activity: problems, judgments, opinions: a guide for students of muses, departments of pedagogical colleges and conservatories]. Moscow, Interpraks Publ., 1994.325 p.
10. Teplov B.M. Problemy individual'nyh razlichij: sposobnosti i odarennost' [Problems of individual differences: ability and giftedness]. Moscow, 1961. 9-20 pp.
11. Rol' i mesto muzyki v organizacii dosuga molodezhi [The role and place of music in youth leisure activities], https://studfiles.net/preview/5584618/page:29.
12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.03 "Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'" [Federal state educational standard of higher education in the field of training 51.03.03 "Social and cultural activities"]. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF (Prikaz № 49575 ot 9 yanvarya 2018 g.). http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/ 510303_B_3_12012018.pdf (accessed July 22, 2019).
13. Professional'nyj standart 01.003 «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovaniya detej ivzroslyh» [Professional standard 01.003 "Teacher of additional education for children and adults"]. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF (Prikaz № 298n ot 5 maya 2018 g.). http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf (accessed July 22, 2019).
14. Professional'nyj standart 01.004 "Pedagog professional'nogo obucheniya, profession-al'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya" [Professional standard 01.004 "Teacher of professional training, professional education and additional professional education"]. Ministerstvo truda i social'noj zashchity RF (Prikaz № 608n ot 8 sentyabrya 2015). https://classinform.ru/profstandarty/01.004-pedagog-professionalnogo-obucheniia-professionalnogo-obrazovaniia-i-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniia.html (accessed September 10, 2018).
15. Edinyj kvalifikacionnyj spravochnik dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashchih [Unified qualification directory of positions of managers, specialists and employees]. Minzdravsocrazvitiya RF (Prikaz № 25In ot 30 marta 2011 g.). http://bizlog.ru/eks/eks-20/ (accessed September 10, 2018).
Original article submitted 23.12.2019 Revision submitted 16.02.2020