Педагогика
УДК 373.31
студентка 2 курса Бандерова Марина Германовна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Яковлева Саргылана Степановна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ СОЧИНЕНИЙ А.С. ПУШКИНА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ И ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Аннотация. Музыкальные произведения, основанные на произведениях А.С. Пушкина, не только дарят эстетическое наслаждение, но и выполняют важную образовательную функцию, способствуя духовно-нравственному и патриотическому воспитанию личности. Они помогают слушателям осознавать свою идентичность и ценности, формируя активное и сознательное отношение к жизни, культуре и истории своей страны. В статье отражены музыкальные произведения, основанные на сочинениях А.С. Пушкина, например, опера «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Опера не только адаптирует пушкинский сюжет, но и углубляет философские вопросы о человеческой судьбе и социальных взаимоотношениях. Эта опера заставляет слушателей задуматься о своих поступках и их последствиях, а также об отношении к любви и долгу. Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Произведение не только передает пушкинские сюрреалистические образы, но и пропагандирует патриотизм и идеалы доблести, храбрости. Эти качества вдохновляют молодое поколение гордиться своим наследием. Автор делает вывод о том, что музыкальные произведения, основанные на сочинениях А.С. Пушкина, занимают важное место в культуре и могут служить эффективным инструментом для духовно-нравственного и патриотического воспитания личности. Пушкинская поэзия, пронизанная глубокими эмоциями, высокими идеалами и патриотизмом, вдохновила многих композиторов, чьи произведения продолжают оказывать влияние на слушателей и формировать их ценности.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, А.С. Пушкин, сказки Пушкина, Сказка о царе Салтане, Н.А. Римский-Корсаков.
Annotation. The author of the article devoted the research to Musical works based on the works of A.S. Pushkin, not only give aesthetic pleasure, but also perform an important educational function, contributing to the spiritual, moral and patriotic education of the individual. They help listeners to realize their identity and values, forming an active and conscious attitude to the life, culture and history of their country. The article reflects musical works based on the works of A.S. Pushkin, for example, the opera "Eugene Onegin" P.I. Tchaikovsky. The opera not only adapts Pushkin's plot, but also deepens philosophical questions about human destiny and social relationships. This opera makes listeners think about their actions and their consequences, as well as their attitude to love and duty. The opera Ruslan and Lyudmila by M.I. Glinka. The work not only conveys Pushkin's surreal images, but also promotes patriotism and the ideals of valor and bravery. These qualities inspire the younger generation to be proud of their heritage. The author concludes that musical works based on the works of A.S. Pushkin occupy an important place in culture and can serve as an effective tool for the spiritual, moral and patriotic education of a person. Pushkin's poetry, imbued with deep emotions, high ideals and patriotism, inspired many composers whose works continue to influence listeners and shape their values.
Key words: patriotism, patriotic education, spiritual and moral education, A.S. Pushkin, Pushkin's fairy tales, The Tale of Tsar Saltan, N.A. Rimsky-Korsakov.
Введение. Актуальность темы связана с тем, что произведения А.С. Пушкина пропитаны культурой и историей родины. Его произведения прославляют Россию, имеют огромное значение в духовно-нравственном и патриотическом воспитании личности и являются источником национальной гордости для многих россиян. Пушкинская тематика используется в огромном количестве музыкальных произведений. Имя А.С. Пушкина навсегда вошло в историю русской музыки. Настоящее исследование посвящено музыкальным произведениям, созданным на основе сказок А.С. Пушкина.
Цель исследования: выявить потенциал музыкальных произведений, созданных на основе сказок А.С. Пушкина, как педагогического средства духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Изложение основного материала статьи. Взаимосвязь между поэзией А.С. Пушкина и музыкой очень глубока и многообразна. Пушкин, хотя сам не был музыкантом, создал художественные произведения, наполненные музыкальностью благодаря ритму, мелодике и гармонии слов. Его поэзия вдохновила множество композиторов, которые стремились воплотить в музыке его эмоциональные состояния и глубокие чувства.
Музыка играла ключевую роль в жизни Александра Пушкина, о чем свидетельствует тесная связь его поэзии с музыкальным искусством. Пушкин нередко упоминает о своем восприятии музыки в своих письмах и произведениях. Его любовь к народной музыке формировалась с детства, и он нередко обращался к ней как к важной составляющей русской культуры. Поэт активно исследует музыкальные традиции разных народов, впитывая их мелодии и образы, что особенно заметно в его произведениях, связанных с фольклором. Так, песни той эпохи и узоры народного творчества становятся для него не просто эстетическим наслаждением, но и историческим документом. Пушкина интересует все, что связано с музыкальной культурой, от ямщицких песен до мелодий горцев Кавказа.
К созданию музыкальных произведений Пушкина привлекали не только народные мотивы, но и современная ему опера и камерная музыка. Композиторы его времени находили в лирике Пушкина глубину чувств и эмоциональную накаленность, что вдохновляло их на создание музыкальных интерпретаций его стихотворений.
Существует множество известных музыкальных произведений на основе пушкинских текстов. Одним из самых ярких примеров является опера «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Это не только одна из самых популярных русских опер, но и глубокая интерпретация пушкинского романа в стихах. Композитор сумел передать через музыку тончайшие нюансы человеческих переживаний, заложенные в произведении Пушкина.
Также стоит упомянуть множество романсов, написанных на стихи Пушкина. Например, «Я вам пишу - чего же боле...» в исполнении многих исполнителей или «На холмах Грузии лежит ...», который завладел сердцами многих слушателей. Композиторы, такие как М.И. Глинка, А.Н. Серов и С.В. Рахманинов, создали прекрасные музыкальные произведения, основанные на пушкинской поэзии.
Кроме того, Пушкин стал источником вдохновения для многих симфонических и камерных произведений. Его поэзия затрагивала универсальные темы любви, страдания, свободы и вечности, благодаря чему композиторы находили в ней неисчерпаемый источник для творчества.
Особенное место в пушкинской лирике занимает стихотворение «Я помню чудное мгновенье», которое обрело значимость не только в поэзии, но и в художественной музыке. Это произведение М.И. Глинки, романс, передает чувства и переживания, связанные с любовными темами. Этот романс считается шедевром, несущим в себе личный опыт композитора и эмоциональное многообразие поэтического текста.
Поэма «Руслан и Людмила» М.И. Глинки также оставила неизгладимый след в культуре и музыке. Глинка, вдохновленный Пушкиным, создал оперу, которая заняла важное место в русском музыкальном наследии. Элементы дружбы, любви и подвига, присущие поэме, нашли отражение в музыке, усиливая ее эмоциональный заряд и создавая яркое впечатление.
А.С. Даргомыжский также был близок к пушкинскому наследию. Его любовь к Пушкину отражалась в многочисленных романсах и операх, которые стали частью русской музыкальной традиции. Его высказывания о том, что не может шагу без Пушкина, подчеркивают ту роль, которую поэзия сыграла в его творчестве.
Вокальный цикл Г.В. Свиридова, созданный в 1935 году, включает в себя шесть произведений на слова Пушкина. Каждый из этих романсов раскрывает ту же поэтическую глубину и эмоциональность, которую можно найти в оригинальных текстах.
Пушкина можно назвать не только выдающимся поэтом, но и вдохновителем целого поколения композиторов, включая таких мастеров, как Н.А. Римский-Корсаков. Поэзия А.С. Пушкина и музыка Н.А. Римского-Корсакова неразрывно связаны. Любовь к народному творчеству, к русской природе, к народным обрядам и обычаям - роднит этих двух великих гениев русской культуры. Николай Андреевич Римский-Корсаков написал 31 произведение на стихи великого русского поэта [1].
Римский-Корсаков был одним из первых композиторов, который обратил внимание на поэзию Пушкина и начал создавать музыку на его стихи. Его музыка к произведениям Пушкина отличается глубоким пониманием текста и мастерским использованием музыкального языка для передачи эмоций и настроений, заложенных в стихах поэта [2].
Нельзя не отметить, что в творчестве Римского-Корсакова прослеживается не только влияние Пушкина как поэта, но и как мыслителя, философа и человека. Его музыка отражает глубокие идеи и эмоции, заложенные в стихах Пушкина, и придаёт им новое величие и смысл.
Опера «Сказка о царе Салтане...» и «Золотой петушок», музыкальные произведения, имеющие глубокое содержание и контекст, затрагивают важные философские и общественные темы. Оперу на сюжет «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» замечательно передает неторопливый стиль повествования, нарочитую медлительность в развитии действия, свойственные пушкинскому произведению. Очень живописны симфонические антракты: знаменитые «Три чуда», «Полёт шмеля» и другие [3].
«Золотой петушок» являет собой редкий в мировой классике пример сатирической оперы. В основу оперы положена одноименная стихотворная сказка Пушкина [4].
Сотрудничество Римского-Корсакова и Пушкина является знаковым моментом в истории русской музыки, показывая, как искусство может соединять людей и вдохновлять поколения.
Многие композиторы, такие как Чайковский, Рахманинов, Мусоргский, Глинка, Гречанинов, Римский-Корсаков и многие другие, находили в произведениях Пушкина источник вдохновения и материал для своих музыкальных творений. Они создали множество опер, симфоний, романсов, камерной и инструментальной музыки на основе произведений Пушкина. Это сотрудничество действительно создало уникальные произведения, которые стали квинтэссенцией русской культурной идентичности [5].
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что для Пушкина музыка была не просто фоном его творчества, но одним из важнейших источников вдохновения и движения к глубине человеческих чувств и переживаний, отраженным в его поэзии.
Особенно важно отметить, что пушкинская лирика глубоко эмоциональна и относится к темам любви, разлуки, природы и человеческих чувств. Эти темы обогащают музыкальные произведения, создавая неповторимую атмосферу. Например, романсы на слова Пушкина удивительно хорошо передают его философские размышления о жизни и любви в музыкальных образах.
Произведения Александра Сергеевича Пушкина занимают особое место в русской литературе и играют важную роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании личности. Его творчество насыщено глубокими моральными и этическими идеалами, а также патриотическими чувствами, что делает его актуальным для разных поколений читателей.
Несмотря на наличие разновидностей патриотического воспитания, все исследователи сходятся во мнении, что в основе патриотического воспитания лежит формирование любви к своей Родине. Однако содержание патриотического воспитания на различных исторических этапах может меняться. Например, в царской России воспитывалась добродетель и готовность служить своему Отечеству. В послереволюционной России - советский патриотизм, основанный на подчинении личности коллективу.
Причем в предвоенные годы доминировало военно-патриотическое воспитание, а в послевоенные годы идейно-политическое и интернациональное. В настоящее время в патриотическом воспитании делается акцент на становление гражданственности как качества патриота демократического общества.
Механизмом возникновения у человека патриотизма как качества личности является интериоризация, то есть процесс становления внутренних психических новообразований в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах человека. Иными словами, патриотичность у человека возникает в процессе осмысления патриотизма как ценности для общества, в процессе принятия этой ценности как значимой для себя, в процессе следования нормам патриотизма в повседневной жизни и экстремальных ситуациях, в процессе переживания патриотического чувства на разнообразные социальные явления.
В качестве средств патриотического воспитания используются разнообразные явления: культурные традиции, родной язык, исторические события, различные виды искусства, биографии выдающихся людей и т.п. Главное - при использовании любого средства акцентировать его «патриотическую» составляющую, научить воспитанников «видеть» её [6].
В качестве методов патриотического воспитания выступают: методы формирования сознания (рассказ, объяснение), методы формирования чувств и отношений (оценка, поощрение), методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение). Важно, чтобы любой метод наполнялся «патриотическим содержанием».
Патриотическое воспитание учащихся может быть связано:
- с акцентированием значимости физического здоровья для тружеников и защитников Отечества;
- с осмыслением службы в армии как почёт ной обязанности каждого мужчины;
- с постижением значения таких понятий, как «патриотизм», «патриот», «гражданин», «символы государства»;
- со способностью эмоционально откликаться на значимые исторические события, культурные, спортивные достижения своей страны;
- со стремлением осуществлять совместно с друзьями общественную деятельность: участвовать в благоустройстве школьной территории, посещать экскурсии по местам боевой славы, участвовать в работе школьного краеведческого музея, готовить праздничные поздравления ветеранам труда и войны и т.д.
Обобщение передового опыта воспитательной работы доказывает необходимость усиления патриотического воспитания современных учащихся путем актуализации «патриотической» составляющей уро-ков по всем предметным областям, а также увлечения их внеурочной деятельностью патриотической направленности.
В исследовании Л.В. Яркиной [6] при изучении музыки в образовательных учреждениях, педагоги ставят задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания и реализуют их в следующих моментах:
- обращения внимания учащихся к национальности композитора или исполнителя;
- осмысления учащимися значимости творчества композитора или исполнителя для развития русской культуры;
- выявления своеобразия музыкального языка отечественных композиторов, его отличия от музыки других пародов;
- осмысления национальных ценностей, отражаемых в народной музыке и музыкальных произведениях отечественных композиторов.
Музыкальные произведения, созданные на основе сочинений Пушкина, затрагивают тематику морального выбора, поиска смысла жизни, что помогает читателям осмысливать свои собственные ценности и убеждения. Произведения, такие как «Золотой Петушок» и «Сказка о царе Салтане», показывают, как внутренние конфликты формируют личность.
В его творчестве прослеживается гуманистическая направленность, где ценность человеческой жизни и душевных стремлений выносятся на первый план. Лирика Пушкина, например, наполнена размышлениями о любви, дружбе и дружеской верности, что развивает в читателе сострадание и понимание.
Пушкин не боится поднимать проблемы совести, чести и долга, заставляя читателя задумываться о том, что такое добро и зло, справедливость и наказание.
Пушкин активно обращается к образам и мотивам, связанным с русской природой, историей и традициями. Произведения, такие как «Руслан и Людмила» и «Борис Годунов», придают читателю чувство связи с родиной и её культурным наследием.
Его поэзия и проза отражают важные события и традиции российской истории, способствуя формированию чувства национальной гордости. Патриотические мотивы в его творчестве, как, например, в знаменитом стихотворении «Клеветникам России», укрепляют любовь к родной земле.
Пушкин олицетворяет идеалы свободы и справедливости, что находит отклик у читателей и вдохновляет их на действия во имя защиты правды и свободы.
Выводы. Применение музыки в качестве педагогического средства патриотического воспитания направляет педагога на осознанное использование ее внутреннего потенциала, который состоит в следующем:
- поэтические тексты, положенные в основу музыкальных произведений, с помощью русского языка отражают менталитет русского народа;
- содержание музыкальных произведений напрямую или косвенно отражает значимые для русского народа события;
- русские народные песни и песни военных лет способствуют исторической преемственности поколений, так как в них заключены ценности, значимые для нашего народа;
- музыкальный язык отечественных композиторов, с одной стороны, отличается своеобразием, а с другой, - включают в себя влияние различных музыкальных культур;
- высокая эмоциональность музыкального искусства способствует развитию отзывчивости на события, воспеваемые в конкретном музыкальном произведении, то есть развитию патриотических чувств.
Таким образом, произведения Пушкина являются важным инструментом в воспитании духовных и нравственных ценностей у молодого поколения, а также формируют патриотические чувства, способствуя пониманию богатства русской культуры и истории.
Литература:
1. Аликина, Е.В. Музыкальные сказки Римского-Корсакова как средство патриотического воспитания младших школьников / Е.В. Аликина, М.А. Осадчук // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования. - 2017. -С. 26-32
2.Ахмедова, Д.Б. Описание и современный подход к произведениям Римского-Корсакова к сказкам / Н.Т. Усманова, Д.Б. Ахмедова, С.Б. Саидий // Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 4. - С. 2112-2117
З.Зюганова, С.К. «Сказка о царе Салтане» у А.С. Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова (опыт сравнения) / С.К. Зюганова // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - 2024. - Т. 10. - №. 1. - С. 120-130
4.Ручьевская, Е.А. Пушкин в русской опере / [Е.А. Ручьевская, Л.В. Сухова, В.В. Горячих]; под ред. Н.И. Кузьмина. -Санкт-Петербург: Композитор, 2012. - № 2 - 479 с.
5.Хабибуллаева, У.И. Пушкин и музыка / У.И. Хабибуллаева // Oriental Art and Culture. - 2024. - Т. 5. - №. 1. -С. 418-422
6. Яркина, Л.В. Музыка как педагогическое средство патриотического воспитания учащихся / Л.В. Яркина, Н.А. Краснолуцкая // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2(279). -С. 36-39