Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 4. С. 75-81 ISSN 2308-1031
Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 4, pp. 75-81 ISSN 2308-1031
© Папенина, А.Н., 2024 УДК 78.071.1
DOI: 10.24412/2308-1031-2024-4-75-81
МУЗЫКАЛЬНЫЕ МИРЫ ПЕТЕРБУРГСКОГО КОМПОЗИТОРА ИГОРЯ ДРУХА: К ВОПРОСУ ТВОРЧЕСКОГО ПОЧЕРКА
А.Н. Папенина1
1 Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 199155, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена творчеству Игоря Эдуардовича Друха (р. 1966) - петербургского композитора, пианиста, члена Союза композиторов России, обладателя всероссийских и международных профессиональных премий. Целью работы является введение в научный обиход информации о современном авторе петербургской школы, выявление специфики выразительных средств его музыки, особенностей почерка. В статье предлагается обзор творчества И.Э. Друха, проводится жанровый и стилевой анализ произведений, выявляются связи с другими видами искусств - с литературой, живописью, архитектурой, скульптурой. Основу творчества композитора составляют камерные инструментальные сочинения. Рассматривается образная и исполнительская специфика отдельных опусов: сонаты № 2 для фортепиано «Памяти матери», «Галатеи» для виолончели соло, «Звуков Фудзи» для виолончели и фортепиано и др. Отмечено участие И.Э. Друха в деятельности Ассоциации современной музыки при Союзе композиторов Санкт-Петербурга, функционирующей с 1994 г. Акцентируется внимание на деятельности Друха как джазового пианиста и пропагандиста джазовой музыки. Обозначены основные победы на профессиональных композиторских конкурсах, музыкальные сочинения, участвующие и победившие в конкурсных программах. Анализируются связи с театральным и киноискусством. Сделан вывод, что творческий почерк композитора сформирован и узнаваем.
Ключевые слова: Игорь Друх, петербургский композитор, Ассоциация современной музыки, выразительные средства, творческий почерк, образная специфика Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Папенина А.Н. Музыкальные миры петербургского композитора Игоря Друха: к вопросу творческого почерка // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 4. С. 75-81. DOI: 10.24412/23081031-2024-4-75-81.
MUSICAL WORLDS OF ST. PETERSBURG COMPOSER IGOR DRUKH: ON THE ISSUE OF CREATIVE HANDWRITING
A.N. Papenina1
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, 199155, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the work of Igor Eduardovich Drukh (1966), a Saint Petersburg composer, pianist, member of the Union of Composers of Russia, winner of All-Russian and international professional awards. The purpose of the work is to introduce information about the modern author of the St. Petersburg school into scientific use, to identify the specifics of the expressive means of his music, the peculiarities of handwriting. The article provides an overview of I.E. Drukh's work, conducts a genre and style analysis of the works, identifies links with other types of art - literature, painting, architecture, sculpture. Chamber instrumental compositions form the basis of the composer's work. The imaginative and performance specifics of individual opuses are considered: Sonata No. 2 for piano "In Memory of the Mother", "Galatea" for solo cello, "The Sounds of Fuji" for cello and
piano and others. The participation of I.E. Drukh in the activities of the Association of Contemporary Music at the Union of Composers of Saint Petersburg, which has been functioning since 1994, was noted. Attention is focused on the activities of Drukh as a jazz pianist and propagandist of jazz music. The main victories in professional composing competitions, musical compositions participating and winning in competitive programs are indicated. The connections with theatrical and film art are analyzed. It is concluded that the composer's creative handwriting is formed and recognizable.
Keywords: Igor Drukh, St. Petersburg composer, Association of Contemporary Music, expressive means, creative handwriting, figurative specificity
Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.
For citation: Papenina, A.N. (2024), "Musical worlds of St. Petersburg composer Igor Drukh: on the issue of creative handwriting", Journal of Musical Science, vol. 12, no. 4, pp. 75-81. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-4-75-81.
Объектом исследования в данной статье является творчество петербургского автора Игоря Эдуардовича Друха (р. 1966). Среди пестрого многоголосья композиторских изысканий конца ХХ -первой четверти XXI в., звуки его музыкальных миров оставляют у слушателей чувство сопричастности к высокому, истинному Искусству, к настоящему Созиданию. Это, без сомнения, уникальный по своей природе автор, чьи творческие поиски вызывают неподдельный интерес и у слушателей, и у исполнителей, и у коллег-композиторов.
И. Друх окончил Санкт-Петербург -скую консерваторию в 1992 г., обучаясь в классе композиции Александра Дере-никовича Мнацаканяна, одного из удивительнейших и любимых студентами профессоров, который не пресекал свободу творческого волеизъявления, давал «дышать» и писать так, как «дышишь». Без преувеличения можно сказать, что Игорь Друх один из самых талантливых его учеников.
Вступив в Союз композиторов Санкт-Петербурга в 1995 г., через несколько лет он входит в состав бюро Ассоциации современной музыки (АСМ), возглавляемой выдающимся музыкантом и смелым новатором Георгием Фиртичем (Овсянкина Г., 2017, с. 157-167). Регулярное появление имени Игоря Друха на концертных афишах АСМ, исполнение его камерных сочинений всегда очень позитивно оценивалось слушателями1.
При кардинальной разнице музыкальных почерков, палитры используемых выразительных приемов, художественной образности сочинений, и даже несхожести личных характеров, председателя АСМ Георгия Фиртича и Игоря Дру-ха объединяли созидательные, не всегда простые, но дружеские отношения. Их творчество, в числе прочего, отличает качественный музыкальный материал в произведениях для разных составов - от сольных до симфонических, узнаваемый, персонифицированный композиторский стиль и любовь к джазовому искусству (Финкельштейн Э., 2008, с. 37).
Они - уникальные джазовые музыканты, опять же, отметим - с совершенно разным идейным подходом и пианистической техникой. Иногда концерты АСМ заканчивались так называемым «третьим отделением», с которого слушатели долго не отпускали композиторов своими аплодисментами, восхищаясь блистательным мастерством джазовых импровизаторов. Это были не только сольные выступления, можно вспомнить уникальный творческий и дружеский тандем Игоря Друха и виолончелиста Владимира Вирок-Сто-летова, их ансамбль способен удивить и искушенного почитателя джаза свободой, оригинальностью и зажигательностью.
Игорь Друх, в свое время, достаточно много выступал на джазовой эстраде, снискав заслуженную славу, принимал участие в международных джазовых фе-
стивалях, был лично знаком с известным американским джазовым пианистом Д. Брубеком. Друх продолжает популяризовать это направление и через публикацию печатных изданий, адресованных юным музыкантам, и не только пианистам. Например, нотный сборник «Синкопа»2, представляет собой переложение для детей, обучающихся в классе баяна и аккордеона3. Освоение стилистической, ритмической, гармонической специфики джазового музыкального языка предлагается осуществлять на материале пьес популярных джазовых стандартов и оригинальных композиций, написанных Игорем Друхом. Автор представляет свое видение характерных джазовых жанров таких, как спиричуэл, песня-баллада, джаз-вальс, страйд, румба, регтайм и полифоническая фугетта, посвященная Скотту Джоплину.
Образная, художественная сторона музыки Игоря Друха очень честная, не «искусственная». Как неоднократно отмечал композитор4, сама жизнь вдохновляет его на выбор сюжета для нового музыкального сочинения: «Я пишу о том, что со мной происходит». Это могут быть трагические события личного или общественного масштаба, например, потеря матери (Соната № 2 для фортепиано), смерть отца, гражданская война на Донбассе («Агония» для аккордеона соло), ужасный пожар в комплексе «Зимняя вишня» в Кемерово («Лабиринты» для скрипки соло), или жизненные впечатления («Звуки Фудзи» для виолончели и фортепиано; «Музыка Киото» для фортепиано и ударных; «Перед грозой» для блокфлейт, саксофонов и ударных).
Одно из самых драматичных произведений Игоря Друха - соната № 2 «Памяти матери» для фортепиано и фонограммы. Написанная в 1996 г., она имеет посвящение: «Памяти моей матери Галины Яковлевны Соколовой». В этом сочинении композитор более чем в каких-либо
других произведениях уповает на силу ассоциации. Музыкальная ткань обрастает полуцитатами, полузаимствованиями, и, наконец, элементами, находящимися за гранью музыки в ее традиционном толковании. Магнитофонная запись выплескивает на слушателя зловещее карканье, перетекающие гармонии плывущего сознания производят очень тяжелое впечатление. Сонорность играет здесь важнейшую роль, она способствует глубокому погружению в хронику скорбных событий. Зажатая струна рояля имитирует гул земли. В записи появляются трели соловьев, музыка постепенно светлеет, избавляется от невыносимой тягостности. Птицы становятся символом перехода из жизни в небытие.
Одно из сочинений, уже снискавших успех у знатоков современной музыки, -«Звуки Фудзи» для виолончели и фортепиано (2003). Как и в других опусах, здесь можно обнаружить личный эмоциональный опыт автора, который стремился передать свои впечатления от Японии, где прожил около года. Знаменитая серия гравюр Кацусики Хокусая «Сто ликов Фудзиямы» - классический памятник японской живописи - была издана на протяжении 1834-1835 гг. и демонстрирует бережно фиксируемые зримые образы символа Японии. Сочинение Игоря Друха погружает нас в звуковые картины перевоплощений Фудзи, услышанные автором XXI в.
Произведение выдержано в духе минимализма с точки зрения единого темпо-ритмического пространства. Остинатные медитативно-мантрические ритмические формулы заставляют прочувствовать энергию Фудзи - богини Огня, воплощаемую через сжатую пружину синкоп. Образно музыка, безусловно, впитала в себя дух Японии, в ней даже можно заметить черты буддийских песнопений. Материал сочинения автор характеризует как «звукопись». Прозрачное, «хрусталь-
ное» звукоизвлечение придает роялю особенную тембральную невесомость. Использование виолончелью только натуральных флажолетов, ее «космические» глиссандо и «утробные» рокоты создают ощущение совершенно потусторонних звуков, вознесения далеко за пределы видимого мира.
В творчестве Игоря Друха нашли отражение темы космического мироздания («Пульсар» памяти Михаила Попова для струнного оркестра; фантасмагория для большого симфонического оркестра «Бе-тельгейзе») и многочисленные религиозные, духовные образы. Одно из самых популярных и часто исполняемых сочинений - «Семь таинств» для камерного ансамбля, композитор посвятил 2000-летию христианства (Скорбященская О., 2001, с. 29). Среди других можно назвать фантазию-концерт для виолончели с оркестром «Воскрешение Лазаря»; концерт для кларнета с оркестром «Песнь песней. Шир хаширим»; «Псалм» для кларнета соло; мистерию для ударных и большого симфонического оркестра «Знамение Ионы»; камерную мессу «На пути к богу».
Интересы Игоря Друха простираются и на другие виды искусства. В качестве художественных идей он привлекает архитектуру, живопись, скульптуру, литературу, памятники религии. Приведем некоторые примеры таких творческих связей.
Источником вдохновения для одного из ранних произведений композитора, созданного в консерваторские годы, -сюиты для двух фортепиано «Фрески капеллы Скровеньи» (1991) - послужили работы итальянского живописца и архитектора XIV в. Джотто ди Бондоне. Сочинение отмечено светлой монументальностью, колокольностью, обволакивающей сонорностью материала и, конечно, особым отношением к ритму. Проявление архаики в сюите во многом воплощается посредством сонорной техники, с по-78
мощью современных способов игры на струнах рояля возникает ассоциация со звучанием древнего восточного инструментария (Королева А., 2018, с. 73).
Композиция для виолончели соло «Га-латея» (2003) была написана к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. Автор посвятил сочинение таинству создания одного из шедевров Карла Растрелли -Петра Великого в образе Пигмалиона, высекающего из мрамора свою Галатею -Россию. Игра двумя смычками в этой пьесе каждый раз вызывает неподдельный интерес публики. Оригинальная трактовка виолончели создает эффекты, близкие технической музыке. Динамические градации одного звука, вырастающего в нечто и затухающего в ничто, выглядят как шаманские заклинания, призывающие дух снизойти в пока бездушную скульптуру. Смычок в свободном падении на струны придает особую, естественную пульсацию. Ритм здесь - остов произведения, его скелет, обрастающий живой тканью тембрально окрашенных фигура-ций. Ритмически жесткие островки омываются «рекой времени» и растворяются в медитативной сосредоточенности.
Если говорить о связи с литературными шедеврами, послужившими толчком к созданию Игорем Друхом музыкальных опусов, можно назвать композиции для камерных ансамблей: «Не более чем сон» по роману Олдоса Хаксли «О, дивный новый мир» (2007), «Хамелеон» по одноименному рассказу А.П. Чехова (2010).
Отдавая дань величайшим художникам, И. Друх создает этюд для виолончели соло «Даная. Пробуждение» (2014); инсталляцию по одноименному произведению Казимира Малевича для кларнета, скрипки и фортепиано «Красный квадрат» (2017); медитацию по Анри Матиссу для маримбы соло «Танец» (2018); концерт для оркестра по мотивам произведений Эдварда Мунка «Красный закат» (2019); концерт-фантазию № 2 для вио-
лончели с оркестром по мотивам произведений Сальвадора Дали «Стекающие часы» (2020). Думается, что этот список будет пополняться.
Творчество композитора вдохновляет и режиссеров театра и кино. Игорь Друх является автором музыки к спектаклям, поставленным в Санкт-Петербургском театре «Русская антреприза имени Андрея Миронова» («Мертвые души», реж. В. Фурманов), театре Комедии им. Н.П. Акимова («Как важно быть серьезным», реж. И. Макаров), к цирковым представлениям. И, конечно, упоминая сочинения для театра и кино, нельзя не отметить знаковую для Игоря Друха работу - написанную совместно с Эдисоном Денисовым музыку к кинофильму «Царская охота»5 (1990).
Признание творчества Друха композиторским и слушательским сообществом опосредовано проявляется через присвоение его музыке многочисленных и значимых премий6. Все эти награды не остались незамеченными, и в 2020 г. Игорю Друху была присуждена премия имени Д.Д. Шостаковича за значительный вклад в развитие академических жанров инструментальной музыки.
Среди лауреатств Игоря Друха есть и кинопремии. В 2022 г. «в конкурсной программе XI Международного 3Б-сте-реокинофестиваля (Москва) участвовало 22 стереофильма из Великобритании, Ирана, Испании, Португалии, Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, Федеративной Республики Германии, Франции» (Кувшинов С., 2022, с. 15). Игорь Друх, как композитор, одержал победу с документальным стерео-
фильмом «Крылья для ангела»7 творческого союза Виталия Павлова и Андрея Сапожникова.
Если окинуть взглядом весь перечень сочинений автора, можно констатировать его приверженность к камерно-инструментальной музыке различных составов и практически отсутствие вокальных произведений. Творчество И. Друха отмечено высокой степенью сонорности, частым использованием верхних регистров, техники музыкального минимализма, необычных приемов звукоизвлечения, пу-антилистическим подходом в образном решении отдельных эпизодов, специфической организацией ритмической стороны произведений. Также хотелось бы обозначить отдельные черты, объединяющие авторский стиль Игоря Друха с творчеством Оливье Мессиана: оба композитора -ритмисты, им близка идея программности, религиозная углубленность сюжетов, их музыка наполнена светом, искрящимися звуковыми точками, голосами птиц, сияющими космическими созву-чиями8.
Завершая статью, необходимо отметить, что Друх обладает удивительной способностью через некоторую «отстраненность», медитационность дарить понимание гармонии мира, истины, непреложных основ бытия. Можно с уверенностью сказать, что и через много лет эта музыка будет востребована, а сейчас -ощутить чувство радости и гордости за петербургскую композиторскую школу, которая приносит мировой культуре подобные таланты и с нетерпением ждать новых музыкальных откровений от Игоря Друха.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Автор статьи с 1998 по 2016 г. также входила в слушательской вовлеченности, реакцию зала на ис-бюро АСМ при Союзе композиторов Санкт-Петер- полнение сочинений того или иного композитора. бурга. Будучи лектором-музыковедом всех концер- 2 Друх И. Синкопа. Джазовые обра-
тов АСМ, могла непосредственно оценить степень ботки и оригинальные пьесы. Переложе-
ния для аккордеона (баяна): [ноты]. СПб.: Композитор, 2013. 52 с.
3 Переложения и исполнительская редакция сборника «Синкопа» осуществлены замечательным петербургским аккордеонистом Владимиром Орловым.
4 «Музыкальная гостиная» (интервью с композитором Игорем Друхом), эфир от 25.04.2016 на ВГТРК «Радио России».
5 «Царская охота» - драматический фильм о переломном моменте в истории Российского государства в период становления империи, вторая лента в трилогии режиссера Виталия Мельникова «Империя. Начало». Эдисон Денисов указан в титрах фильма как единственный композитор, Игорь Друх не вошел в титры по техническим причинам, однако проделал огромную работу над музыкой к фильму.
6 Буквально через три года после окончания Консерватории, автор завоевал «Гран-при» на конкурсе, проводимом ЮНЕСКО (1995, Париж). Этот престижный приз Игорь Друх получил за сюиту для двух фортепиано «Фрески капеллы Скрове-ньи». За «Квартет на уход времени» для флейты, кларнета, виолончели и фортепиано - первую премию на Международном конкурсе камерной музы-
ки (2007, Чикаго); за фантасмагорию для большого симфонического оркестра «Бетельгейзе» - первую премию VIII Открытого всероссийского конкурса по композиции им. Андрея Петрова в номинации симфоническая музыка (2014, Санкт-Петербург); за «Пульсар» памяти Михаила Попова для струнного оркестра - вторую премию I Всероссийского конкурса композиторов им. Д.Д. Шостаковича в номинации камерная музыка (2015, Москва). Участие во Всероссийских конкурсах композиторов «AVANTI» (Москва) с 2018 по 2022 г. принесло Игорю Друху четыре лауреатства. Конкурсными сочинениями-победителями стали: «Хамелеон» для камерного ансамбля, «Псалм» для кларнета соло, «Красный квадрат» для кларнета, скрипки и фортепиано, «Та^о\гаоп» для камерного ансамбля.
7 Сказочная новелла о поиске творческого начала, проиллюстрированная работами современной петербургской художницы-керамиста Екатерины Сухаревой и ее матери Натальи Савиновой, представленными в 2020 г. в «Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХ! веков».
8 Наверное, не случайно среди сочинений И. Друха есть «Квартет на уход времени» для флейты, кларнета, виолончели и фортепиано, сразу дающий аллюзию на знаменитый опус О. Мессиана.
ЛИТЕРАТУРА
Королева А.В. «Архаика в звуках»: Претворение сакральных образов в сюите для двух фортепиано «Фрески капеллы Скровеньи» Игоря Друха // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сб. науч. трудов. Вып. 13. СПб., 2018. С. 71-74.
Кувшинов С.В., Раев О.Н., Соловьева С.В. Одиннадцатый 3Э-стереокинофестиваль // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе, науке, образовании и в других областях: Материалы и доклады XIV Междунар. науч.-практ. конф. М., 2022. С. 11-18.
Овсянкина Г. Абсурд как творческая доминанта в произведениях Георгия Фиртича // Мир Алисы: Поэтика необычного в литературе и искусстве XIX-XXI веков: Сб. ст. «Аполлон», Бюллетень № 5. СПб., 2017. С. 157-167.
Скорбященская О., Учитель К. Игорь Друх // Петербургская музыкальная весна: Буклет 37 Меж-дунар. фестиваля 8-26 мая 2001 г. СПб., 2001. С. 29.
Финкельштейн Э. О композиторе Фиртиче в личном тоне // Петербургская музыкальная весна: Буклет 44 Междунар. фестиваля 15-30 мая 2008 г. СПб., 2008. С. 36-37.
REFERENCES
Finkel'shtein, E. (2008), "About the composer Firtich in a personal tone", Peterburgskaya muzykalnaya vesna [Petersburg Musical Spring], Saint Petersburg, pp. 36-37. (in Russ.)
Koroleva, A.V. (2018), "«Archaic in sounds»: the implementation of sacred images in the suite for two pianos «Frescoes of the Scrovegni Chapel» by Igor Drukh", Muzykalnaya kul'tura glazami molodykh uchenykh [Music culture through the eyes of young scientists], no.13, Saint Petersburg, pp. 71-74. (in Russ.)
Kuvshinov, S.V., Raev, O.N., Solov'eva, S.V. (2022), "Eleventh 3D stereo film festival", Zapis' i vosproizvedenie ob"emnykh izobrazhenii v kinematografe, nauke, obrazovanii i v drugikh oblastyakh [Recording and reproducing volumetric images in cinema, science, education and other fields], Moscow, pp. 11-18. (in Russ.)
Ovsyankina, G. (2017), "Absurdity as a creative dominant in the works of Georgy Firtich", Mir Alisy: poetika neobychnogo v literature i iskusstve XIX-XXI vekov [Alice's world: poetics of the unusual in the literature and art of the XIX-XXI centuries:], no. 5, Saint Petersburg, pp. 157-167. (in Russ.)
Skorbyashchenskaya, O., Uchitel', K. (2001), "Igor Drukh", Peterburgskaya muzykalnaya vesna [Petersburg musical spring], Saint Petersburg, p. 29. (in Russ.)
Сведения об авторе
Папенина Анастасия Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры музыкального воспитания и образования Института музыки театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург), ORCID ID: 0009-0007-4361-6832 E-mail: [email protected]
Author Information
Anastasiya N. Papenina, Cand. Sc. (Art Criticism), docent, associate professor of the Department of Music Education of the Institute of Music, Theater and Choreography at the Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg), ORCID ID: 0009-0007-4361-6832 E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 14.10.2024 После доработки 08.11.2024 Принята к публикации 17.11.2024
Received 14.10.2024 Revised 08.11.2024 Accepted for publication 17.11.2024