КУЛЬТУРА
РЕГИОНОВ
RAR УДК 7.01 ББК 85
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ СКУЛЬПТУРЫ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОЙ КРУГЛОЙ СКУЛЬПТУРЫ БАРНАУЛА)
Прядуха Наталия Анатольевна,
кандидат искусствоведения, преподаватель Алтайского института экономики e-mail:[email protected]
Аннотация
В статье представлена методология формирования культурного ландшафта города в его ассоциативной части. Художественное произведение, обладая необходимой полнотой возможностей отражения культурного ландшафта, признано причиной выделения художественно-ассоциативного ландшафта как отдельного типа культурных ландшафтов. Музыкальность скульптуры города Барнаула представлена в качестве ландшафтообразу-ющего элемента художественно-ассоциативного ландшафта города.
Ключевые слова
Музыкальность, художественное произведение, культурный ландшафт, скульптура, жест.
Исследования культурных ландшафтов имеют разные аспекты актуальности: научный, заключающийся в поиске новых закономерностей, структур, классификаций, определений и т. д., информационный, состоящий из сбора и хранения новой информации, экологический, включающий борьбу за чистоту найденного ландшафта и его сохранение, воспитательный, формирующий особое чувство причастности к обнаружен-
ному или созданному культурному ландшафту и, как следствие, появлению новой характеристики человека — региональной идентичности. Идентичность, в данном случае, предстает как синоним местного самосознания. Культура укорененности может восприниматься как дополнительная к культуре мобильности. Эти культуры одновременно являются равноправными фабулами деятельности человека, предполагающими
89
90
Рис. 1. Памятник В. Цою.
Скульптор С. Кульгачёв
активность и пассивность, интенсивность и экстенсивность1. На современном этапе развития человечества, когда жизненные реалии меняются чрезвычайно быстро, нам видится необходимой актуализация сдерживающих механизмов, позволяющих сохранять привязанность к традиции, тем самым создавать противостояние процессам маргинализации гуманизма и духовности. Ощущение связи с местом своего пребывания способствует формированию целостности человека, осознанности и комфортности своего бытия, целей собственной деятельности и значимости жизни в целом. Поэтому, с нашей точки зрения, изучение, формирование, моделирование культурного ландшафта города — есть методы воспитания полноценного человека, гражданина, патриота, осознающего и ценящего свою сопричастность с миром и с местом своего проживания.
Традиционная классификация культурных ландшафтов представляет это явление в виде трех типов: природного, рукотворного и ассо-
циативного. В границах города все типы культурного ландшафта тесно взаимодействуют, но масштаб третьего типа неизмеримо больше первых двух. Ассоциативный ландшафт возникает на основе: исторических событий, происходящих на той или иной территории, значимой деятельности личностей, проживающих на той или иной территории и художественных произведений, связанных с той или иной территорией. На наш взгляд, позиция художественного произведения, в данной системе представлений, отличается необходимой полнотой, так как оно либо отражает природный и (или) рукотворный ландшафт (живопись), либо само является частью природного и рукотворного ландшафтов (скульптура и архитектура), либо сочетает все эти возможности (живопись). Художественные произведения, отражающие культурный ландшафт города, демонстрируют все многообразие таких проявлений. Исходя из этого, нам видится возможным, выделить ассоциативный ландшафт, в части его связи с художественными произведениями и назвать его художественно-ассоциативным.
Для достижения теоретической стройности нами выбран набор методов, позволяющий привести художественно-ассоциативный ландшафт города к состоянию целостности системы. Одним из таковых стал метод доминантного анализа, так как он позволяет создавать комплексные характеристики, основываясь на установке на отбор информации с целью описания мест по доминантам (символам), субъективно выделенным исследователем и индивидуальных для каждого места. Далее, эти характеристики, по возможности, объединяются на основании внутренних и внешних текстуальных переплетений2. Основа их дальнейшей общности определяется, в нашем исследовании, музыкальным подходом, поэтому субъективность автора минимизируется, с одной стороны, универсальностью музыкального языка, с другой стороны, наличием достаточно жестких музыкальных закономерностей, найденных в произведениях изобразительных искусств и архитектуры. Таким образом, в основании ху-
Крылов М. П. Исследование региональной идентичности в европейской России //Юбилейная научная
конференция «Культурный ландшафт: теория и практика» (3-11 ноября 2003 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kultland2003.narod.ru/3-5.html. Дата обращения: 14 июня 2017 года
Митин И. И. Создание комплексных географических характеристик и внедрение доминантного мышле-ния//Юбилейная научная конференция «Культурный ландшафт: теория и практика» (3-11 ноября 2003 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// kultland2003.narod.ru/3-5.html. Дата обращения: 14 июня 2017 года/
2
1
дожественно-ассоциативного ландшафта лежит система искусств, центральным элементом которой является музыка. Музыкальность, в качестве видового признака музыки, имеет возможность перемещаться за пределы своего вида искусства и проявляться в иных сферах. Обнаружение музыкальных характеристик (ритма, темпа, интонации, формы и т. д.), их артикуляция, в произведениях изобразительного искусства, обладающих связью с городской территорией — есть процесс формирования специфического культурного ландшафта местности.
Из всего многообразия произведений искусства, связанных с территорией города нами выбраны лишь те, в которых, на наш взгляд, музыкальность проявляется достаточно ярко. Учитывая тот факт, что художественное произведение есть документальная фиксация любого типа ландшафта, то все характеристики произведения искусства автоматически становятся характеристиками территории, отраженной в нем. В результате, нами выделены отдельные места городского пространства, обладающие высокой степенью музыкальности. Остальные характеристики этих мест оставлены без внимания, так как основная идея доминантного анализа — в разрешённом невнимании к некоторым элементам места. Доминантный анализ превращает реальное пространство города, в специфическое векторное мета-пространство, разрешающее и стимулирующее всевозможные игры с пространством и трансформации доминантных структур описаний мест3.
К основным методическим и прикладным задачам формирования художественно-ассоциативного ландшафта города относится, прежде всего, разработка типового алгоритма. Он сводится нами к последовательности шагов: выделение объекта по функциональной (исторической, эстетической) значимости и насыщенности музыкальными атрибутами; фотофиксация объекта; подробный анализ и описание объекта; структурно-функциональный анализ; поиск системных закономерностей, аналогий; обобщение результатов. Анализ музыкальности художественного произведения видится нам возможным осуществленным в трех направлениях: во-первых, с точки зрения воплощения в нем образа человека, так как любое произведение ис-
3 Митин И. И. Указ. соч.
Рис. 2. Бюст В. Высоцкому.
Скульптор Н. Звонков
кусства, так или иначе, отражает человеческое; во-вторых, с точки зрения проявления в нем основных (для изобразительных искусств) средств выразительности (точки, линии, плоскости, композиции и т. д.); в-третьих, с точки зрения наличия в нем орнаментальности.
Наглядным примером жизнеспособности описанной методологии могут послужить наши результаты анализа городских скульптурных произведений Барнаула. Определяя степень насыщенности произведения скульптуры музыкальными атрибутами, мы начали с изучения сущностных характеристик скульптуры и поиска их связи с сущностными характеристиками музыки. Нами обнаружено, что язык скульптуры, как и язык тела человека, так или иначе, представлен комбинацией жестов разной природы (интенциональных, натуралистических, воображаемых и т. д.). Жест — есть осязательный, зрительный и мыслительный аналог интонации, обеспечивающей теснейшие связи скульптуры и музыки. Данный факт позволяет нам признать музыкальность имманентной характеристикой образа любого человека. Подавляющее число скульптурных произведений изображают человека, поэтому анализ жестового набора, его интерпретация, неизбежно приводит к обнаружению различных музыкальных характеристик
91
92
Рис. 3. Памятник А. С. Пушкину.
Скульптор С. Кульгачёв
скульптурного произведения, которые актуализируют архаические основы восприятия человеком мира, восполняют пробел недостающей духовной составляющей познания и оценки окружающей реальности. Методологической основой в случае использования музыкального подхода к интерпретации скульптурного произведения стала философия искусства Ф. В. Й.фон Шел-линга4, который в целом описал путь постепенной материализации идеи звучащей Вселенной, от музыки к скульптуре. Данные идеализированные представления имеют подтверждения с точки зрения психофизиологических характеристик человека, обеспечивающих родственность восприятия акустических, зрительных образов и тактильных ощущений, с точки зрения современных научных представлений, актуализирующих представления о Мире, как вибрирующем, звучащем явлении. Кроме этого, имманентная музыкальность образа человека заложена в эталоне пропорций человеческого тела, с которым любое произведение скульптуры, так или иначе, соотносится.
Понимание скульптуры как набора общих, для всех изобразительных искусств, средств выразительности тоже наполняет ее музыкальны-
ми характеристиками. Музыкальные характеристики различных вариантов точек и линий представлены в теории В. В. Кандинского5. Точка, как физическое явление, рождающее звук, наделяет скульптуру звучащим аналогом в любом месте ее проявления. Линия, как след перемещающейся точки, позволяет использовать все временные параметры (метр, темп, ритм и т. д.) к анализу статичной скульптуры, что делает возможной артикуляцию ее родственности с временной музыкой. Общность волновых физических явлений звука и цвета позволяет выделять соответствия между звучанием и цветовым решением произведения скульптуры. Характеристики основных форм (квадрат, круг, треугольник) обладают общими характеристиками, которые проявляют себя в музыке в функциональных взаимодействиях, в характере произведений. Композиционные приемы (симметрия, асимметрия) обладают музыкальными аналогами и универсальными для всех видов искусства общими трактовками, что считается нами, благодатной почвой для их музыкальной интерпретации в скульптуре. Таким образом, средства выразительности скульптуры, на наш взгляд, являются носителями разнообразных музыкальных характеристик скульптурного произведения.
Связь между направлениями анализа музыкальности по направлениям к образу человека и средствам выразительности выявлена нами на основании концепции жестовой природы искусства П. А. Флоренского6. Он считал, что любая деятельность человека связана с сотворением жестов. Все жесты философ делил на два типа: осязательные, результатом которых являются точки и двигательные, результатом которых становятся линии. Они отличаются степенью активности и первые называются пассивными, а вторые — активными. Художественные произведения — есть документальное свидетельство жестовой активности их творца, так как любое движение резца, молота, кисти и т. д. связано с нанесением на любую поверхность (холст, камень, глина и т. д.) точек или линий. Воспринятое таким об-
Шеллинг Ф. В. Й. фон. Философия искусства. М.: Мысль, 2003. 367 с.
Кандинский В. В. О духовном в искусстве. Л., 1990. 66 с.; Он же. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука-классика, 2005. 560 с.
Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительном произведении // Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000. 446 с.
5
6
разом, художественное произведение предстает как комбинация точек и линий, характеризующая, с одной стороны жестовую активность автора, с другой стороны жестовый посыл самого изображения.
Орнаментальность скульптуры, то есть, тот или иной тип соотношения основных средств выразительности, имеющий музыкальную трактовку в теории орнаментальности Е. В. Синцова1, позволяет выявить музыкальность скульптуры в ином ракурсе. Все орнаменты исследователь делит по характеру жеста на три типа: сексу ально-подобные, рукоподобные, ротоподобные. Соотношение основных типов орнаментов с образом человека, их универсальность очевидны. Кроме этого, каждый тип орнамента обладает своими, определенными музыкальными аналогами, что позволяет использовать музыкальный подход к интерпретации любого художественного произведения. Таким образом, мы видим возможным рассматривать общую музыкальность любого скульптурного произведения с точки зрения трех направлений ее проявлений. Сумма всех возможных музыкальных характеристик скульптуры, устойчивость их проявлений на практике, позволяет признать музыкальность свойством скульптуры.
Помимо общей музыкальности скульптурного произведения в нем возможны частные уровни ее проявлений. Они сводятся к следующему: содержательный уровень (использование в качестве контекста изображенного образов музыкантов, музицирования, музыкальных инструментов, музыкальной символики и т. д.), абстрактный уровень (уменьшение предметности, повышение чувственности изображения), декоративный уровень (орнаментальность, усиление роли цвета), композиционный уровень (использование признаков музыкальных форм).
Анализ музыкальных характеристик памятника В. Цою (скульптор С. Кульгачёв), бюста В. С. Высоцкому (автор — Н. Звонков), памятников А. С. Пушкину (скульптор М. Кульгачёв), И. И. Ползунову, В. М. Шукшину, (скульпторы М. Кульгачёв и Н. Звонков), скульптурного изображения нулевого километра Алтайского края показал, что каждая круглая скульптура,
Синцов Е. В. Природа невыразимого в искусстве и культуре: к проблеме жесто-пластических оснований художественного мышления в визуальной орнаментике и музыке. Казань: Фэн. 2003. 304 с.
Рис. 4. Памятник И. И. Ползунову.
Скульптор И. Бродский
благодаря своей специфике, независимо от того абстрактна она или нет, изображает она музыканта или нет, образует вокруг себя смысловое поле, в котором музыкальные характеристики занимают одно из центральных мест.
Таким образом, круглая скульптура стала центрообразующим элементом художественно-ассоциативного ландшафта города. Прочтение этих характеристик и связь всех скульптур-центров воедино создает воображаемую сеть вертикальных осей-связей, разной конфигурации и уплотненности, что приводит к возникновению части художественно-ассоциативного ландшафта города.
Музыкальность анализируемых произведений проявила себя во всех возможных вариантах. Так, музыкальность образа человека наглядно проявляется в изображениях людей. Общая музыкальность изображения нулевого километра Алтайского края тоже содержит комбинацию авторских жестов, поэтому проявляет себя, хотя и не так наглядно. Любое из названных скульптурных произведений представляет свою специфическую комбинацию точек и линий, тяготеющую к какому либо типу орнамента, что предполагает определенный набор музыкальных аналогов и проявление общей музыкальности данного скульптурного произведе-
93
1
94
Рис. 5. Скульптурное изображение нулевого километра. Памятник изготовлен мастерами Колыванского камнерезного завода
ния. Содержательный уровень музыкальности проявлен в изображениях В. Цоя, В. Высоцкого, А. С. Пушкина; абстрактный уровень — в изображении нулевого километра, И. И. Ползуно-ва, и В. М. Шукшина; декоративный уровень — в изображении И. И. Ползунова, нулевого километра; композиционный уровень — в изображениях В. Цоя, В. Высоцкого, А. С. Пушкина, нулевого километра.
Музыкальные характеристики проанализированных скульптур позволяют выходить на уровень крупных обобщений, например ассоциации с музыкальным творчеством В. Цоя и В. Высоцкого, ролью музыки в творчестве А. С. Пушкина и В. М. Шукшина, образом дороги, его музыкальностью в русской культуре и т. д. Таким образом, границы художественно-ассоциативного ландшафта Барнаула, могут выходить далеко за пределы Алтайского края, что в перспективе может стать предметом изучения художественно-ассоциативного ландшафта более крупного региона или страны.
Итак, музыкальный подход в организации культурного ландшафта города позволяет соз-
давать специфический вариант ассоциативного ландшафта, что обогащает его восприятие, создает многоаспектный культурный ландшафт. В результате появляются дополнительные связи человека с территорией, идентификация с местом своего проживания или пребывания, как следствие, более трепетное и бережное отношение к нему. Формирование и артикуляция художественно-ассоциативного ландшафта способствует воспитанию рефлексивной позиции человека, его патриотичности. Повышение привлекательности региона, его популяризация, ведет к усилению туристической активности и экономическому росту в конечном итоге.
Список литературы
1. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. Л., 1990. 66 с.
2. Он же. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука-классика, 2005. 560с.
3. Крылов М. П. Исследование региональной идентичности в европейской России //Юбилейная научная конференция «Культурный ландшафт: теория и практика» (3-11 ноября 2003 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kultland2003.narod.ru/3-5.html. Дата обращения: 14 июня 2017 года
4. Митин И. И. Создание комплексных географических характеристик и внедрение доминантного мышления//Юбилейная научная конференция «Культурный ландшафт: теория и практика» (3-11 ноября 2003 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// kultland2003.narod.ru/3-5.html. Дата обращения: 14 июня 2017 года/
5. Синцов Е. В. Природа невыразимого в искусстве и культуре: к проблеме жесто-пластиче-ских оснований художественного мышления в визуальной орнаментике и музыке. Казань: Фэн, 2003. 304 с.
6. Флоренский П. А. Анализ пространственно-сти и времени в художественно-изобразительном произведении // Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000. 446 с.
7. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. М.: Мысль, 2003. 367 с.
MUSICAL SCULPTURE AS A COMPONENT OF CULTURAL LANDSCAPE OF THE CITY (ON THE EXAMPLE OF THE CITY ROUND SCULPTURE OF BARNAUL)
Priyduha Natalia Anatolyevna,
PhD in History of Arts, teacher of the Altai Institute of Economics
e-mail: [email protected]
Abstract
The article presents the basic methodology for studying and shaping the cultural landscape of the city in terms of the associative landscape. The artistic work, possessing the necessary fullness of the possibilities to reflect the cultural landscape, is recognized as the reason for the selection of the artistic and associative landscape as a separate type of cultural landscapes. The author, on the example of the sculpture of the city of Barnaul, presents the model of the artistically-associative landscape of the city, the basis of which is the musicality of its landscape-forming elements.
Keywords
Musicality, artwork, cultural landscape, sculpture, gesture.
95