Ю. А. Марабаева
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В КАЗАНИ В ПЕРИОД С 1917 ПО 1922 ГГ.
Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальное просвещение, Народные музыкальные школы, музыкальные курсы,
педагогика.
Авторами подробно исследуется становление системы среднего специального и общего музыкального образования в Казани в период с 1917 по 1922 гг. В работе затронуты вопросы организации и закрытия Государственной двухступенной музыкальной школы, а также впервые подробно рассмотрена деятельность Народных музыкальных школ, музыкальных курсов, студий и кружков, функционировавших в Казани в рассматриваемый период.
Key words:Musical education, music enlightenment, People’s music schools, musical classes and pedagogics.
The authors investigated in detail the formation of secondary special and general music education in Kazan in the period from 1917 to 1922. The research concerns the organization and closure of two-stage State Music School, and for the first time considered in detail the activities of the People's music schools and music classes, studios and study groups, functioned in Kazan in the period under review.
С начала XX в. центром профессионального музыкального образования в Поволжье являлось Казанское музыкальное училище Императорского Русского Музыкального Общества (ИРМО). Преобразованное из частной музыкальной школы Р. А. Гуммер-та, оно объединяло в себе все лучшие музыкальные силы Казани. Профессиональная подготовка в училище была на высоком уровне, в нем функционировали классы фортепиано, скрипки, виолончели, вокала, ансамбля, оркестровый класс и др. Источником финансирования этого учебного заведения являлась большая плата за обучение учащихся, поэтому музыкальное образование могли получить только лица, принадлежащие привилегированному обществу. Ежегодно директор музыкального училища Р. А. Гуммерт выделял бесплатные места для малоимущих учащихся, но эта мера не могла полностью решить проблему общедоступности музыкального образования.
В последнее предоктябрьское десятилетие особенно остро назрела необходимость общедоступного музыкального образования в Казани. Так, в 1916 г. отделом профессионального образования Казанской Губернской Земской Управы была рассмотрена записка Министерства Народного Просвещения «об установлении общего плана развития профессионального образования в России», главной целью которой было дальнейшее развитие профессионального образования посредством разработки проектов целой сети специальных учебных заведений, «приняв во внимание местные особенности и потребности отдельных пунктов и целых районов в профессиональных знаниях». Для осуществления этого плана, Министерство Народного Просвещения предполагало организовать в каждой из губерний областные совещания для разработки сети профессиональных школ. По приглашению Казанской Губернской Земской Управы в этих совещаниях приняли участие Р. А. Гуммерт и ведущие педагоги училища [1].
С установлением Советской власти музыкальное училище было преобразовано в Государственную двухступенную музыкальную школу. 12 авгу-
ста 1919 г. на заседании коллегии Губернского отдела просвещения была заслушана телеграмма Музыкального отдела Народного комиссариата просвещения (МУЗО НКП) «о поручении городскому инструктору Р.Л. Полякову организовать в Казани двухступенную музыкальную школу» [2]. За организацию школы во главе с выпускником Петроградской консерватории Р.Л. Поляковым активно взялись ведущие педагоги Я.А. Позен, О.О. Родзевич, М.А. Пятницкая, Ф.А. Ошустович, А.И. Амиго и др. Большую роль в создании нового учебного заведения сыграл переехавший в 1918 г. в Казань известный музыкальный критик, музыковед, профессор Н.Д. Кашкин (1839 - 1920). Он разработал учебные планы и программы для школы, построенные с учетом развития теоретических и практических навыков учащихся. Н. Д. Кашкин хотел сделать из школы своего рода «Народную консерваторию», открыв доступ на свои лекции музыкальной общественности города и педагогам других учебных заведений.
Государственная двухступенная музыкальная школа начала работу с сентября 1919 г. В школе функционировали 2 отделения - специальное и общеобразовательное. По сравнению с музыкальным училищем, в школе значительно увеличился педагогический состав. Введены были классы духовых инструментов, истории музыки, акустики, которые отсутствовали в дореволюционном учебном заведении. При новом наборе дирекция школы значительное количество мест отдала абитуриентам из уездов. Однако, несмотря на все положительные нововведения, школа просуществовала недолго. В 1922 г. она была слита с Восточной консерваторией для образования нового учебного заведения - Восточного музыкального техникума. Существует несколько причин закрытия двухступенной школы, среди них мы выделим две наиболее существенные:
1. Отсутствие своего помещения. Этот фактор самым негативным образом сказывался на учебном процессе.
2. Параллелизм в работе. На тот момент в Казани уже существовало профессиональное музыкальное учебное заведение - Восточная консерватория и государству было не выгодно содержать два учебных заведения.
С приходом Советской власти начался новый период в становлении профессионального музыкального образования в Казани. Советское правительство поставило вопрос о необходимости поднятия культурного уровня народных масс с помощью искусства и музыки. Выступая со страниц журналов, Народный комиссар просвещения А.В. Луначарский призывал «знакомить пролетариат и крестьянство с искусством прошлого», считая задачу «просвещения масс бесспорно одной из центральных задач РабочеКрестьянской власти» [3, 2].
Главной задачей НКП была популяризация и общедоступность искусства, и музыки в частности, включение ее в круг общеобразовательных и воспитательных средств. Для успешного воплощения плана о всеобщем музыкальном образовании во всех Единых Трудовых Школах (ЕТШ) были введены уроки пения и разработаны специальные подробные программы для учащихся общеобразовательных школ и музыкальных студий. При разработке плана учитывались возрастные особенности и многонациональный состав населения республики. Свою основную задачу Народные школы и студии видели «в подготовке народных масс к сознательному восприятию смысла музыкального искусства» [4, 25].
Большую работу для пропаганды музыкального образования провели и губернские власти. Решению задач общего музыкального образования был посвящен съезд губернских представителей музыкально-просветительных учреждений, проходивший в Москве с 5 по 11 февраля 1919 г. Результатом работы съезда явились краткосрочные (10-ти дневные) музыкально-педагогические курсы, проведенные столичными работниками общего музыкального образования в нескольких губернских городах - Костроме, Казани, Курске, Могилеве, Ярославле [5, 8].
В октябре 1919 г. на Губернском съезде были рассмотрены вопросы образования и искусства и принято решение о подготовке инструкторов и преподавателей для школ искусств. Также было решено оказывать различное содействие в организации народных домов и театров. Особое внимание обращено на разработку методического руководства по предмету «Пение» [6].
Нередко вопросами музыкального образования и просвещения занимались органы, совершенно не компетентные в музыкальном искусстве. Так, 6 марта 1920 г. на съезде работников запасной армии были затронуты вопросы по развитию музыкального образования, организации пролетарских театров, клубов и т. д., где главной задачей в музыкальном образовании признано «постижение голосов движения внутренней жизни», а «музыкальная грамота» - лишь дополнительным приложением [7].
В первые годы Советской власти страницы местных газет буквально пестрели объявлениями об открытии музыкальных курсов, студий и т. д. Так, 17
января 1919 г. при Губернском отделе по народному образованию (Губотнаробр) под руководством А.М. Авраамова начали функционировать бесплатные музыкально-педагогические курсы. В их программу входила подготовка педагогического состава ЕТШ, инструкторов по школьному, внешкольному и дошкольному музыкальному образованию. Лекторами курсов были приглашены ведущие профессора Казанского университета и известные музыканты горо-да:Б.В. Адлер, М.И. Берг, А.Ф. Самойлов, Р.А. Гуммерт, К.А. Корбут Н.Д. Кашкин, Княгинин, И. С. Мо-рев и др. [8].
На курсах преподавались следующие дисциплины:
1. Математическая, физическая и физиологическая акустика. Музыкальная акустика и теория музыки.
2. История музыки. Музыкальная палеография. Этнография и ее современные задачи.
3. Классы музыкальной литературы (исторический цикл). Народное творчество. Детская музыкальная литература.
4. Методика музыкальной грамоты. Акустический метод сольфеджио. Системы Руссо, Шеве, Карла Эйда и т. д.
5. Ритмическая гимнастика.
6. Греческая теория. Современная система. Исследование живой речи. Экспериментальная психология и педагогика.
7. Методика инструментальной игры и пения. Сольное и хоровое пение, народные инструменты, струнный квинтет, оркестр, фортепиано и орган.
8. Техника и ремесло. Задачи современной техники и электротехники в приложении к музыкальному искусству. Реставрация народных инструментов. Детские музыкальные игрушки. Фортепиано и орган: ремонт и настройка. Оркестровые инструменты.
9. Студии музыкальной импровизации (инструментальная, вокальная, сольная, коллективная, музыкально-поэтическая). Изучение аномалий слуха, мир звуков (шумы, пение птиц, человеческая речь).
До наших дней частично сохранились тезисы лекций по этим дисциплинам. Их анализ позволяет сформулировать основные направления тем лекций ведущих специалистов курсов, которые не потеряли своей актуальности и в данный момент:
1. Музыкальная педагогика и естественнонаучные дисциплины.
2. Темперированный строй и другие музыкальные системы в музыкальной практике.
3. Народное музыкально-песенное творчество как самоценное явление музыкально-
художественной жизни.
4. Музыкант - композитор и исполнитель. Синтез и слияние всех трех элементов музыкального творчества: сочинения, исполнения и восприятия.
1 апреля внешкольным подотделом Губернского отдела Народного Просвещения были открыты инструкторские курсы внешкольного образования. В программу лекций входили вопросы по организации Народных домов, театров, хоров и оркестров [9].
20 сентября 1919 г. открылись 2-х недельные музыкальные курсы по народному музыкальному образованию под руководством Н. Брюсовой. Цель курсов - привлечение к работе в сфере музыкального образования местных педагогических кадров, работавших в учреждениях общего, дошкольного, внешкольного образования и педагогов ЕТШ. Программа курсов содержала в себе такие дисциплины, как:
1. Музыкальная грамота.
2. Слушание музыки.
3. Организация народного хора и хоровых коллективов.
4. Организация народной музыкальной школы.
5. Организация народной оперы.
6. Концерты для народной аудитории.
7. Музыка в ЕТШ [10].
24 декабря 1919 г. в Городском театре состоялось открытие драматических курсов для подготовки артистов, инструкторов и театральных режиссеров. Также в Казани функционировала «Студия свободных искусств», где проходили занятия по постановке голоса, хоровому пению, фортепиано, скрипке и виолончели [11].
Музыкальные курсы открывались не только в Казани, но и в Чистополе, Арске и других городах Поволжья. Так внешкольным подотделом Чистопольского отделения народного образования были организованы музыкальные курсы, в которых функционировали классы фортепиано, скрипки, пения и теории музыки. Занятия велись под руководством опытных специалистов, которые планировали «довести программу курсов до уровня музыкальных училищ РМО»
[12].
В это же время в Казани стали появляться Народные музыкальные школы, где могли получить доступное общее музыкальное образование все желающие. Всего было открыто 12 таких школ, но постоянно функционировали только шесть:
1. Имени Ленина.
2. При заводе братьев Крестовниковых.
3. При фабрике Поляр и Победа.
4. При клубе кожевников.
5. При народном доме железнодорожников.
6. При пороховом заводе.
К сожалению, недостаточное количество сохранившихся документов того времени, позволяют лишь частично воссоздать работу этих школ.
В отчете музыкальной секции отдела народного образования за ноябрь-декабрь 1919 г. сохранились сведения о деятельности некоторых школ. В школе им. Ленина велись занятия по музыкальной грамоте, слушании музыки, хоровому пению, постановке голоса и знакомству с первоначальными навыками игры на инструментах (скрипка, рояль). Школу посещали 111 человек, из них 68 человек взрослых, остальные - дети. В школе при фабриках «Поляр» и «Победа» был организован класс рояля, который посещали 100 человек, класс хорового пения и струнный оркестр. В этой школе обучалось 90 человек, из них 50 женщин и 40 мужчин в возрасте от 8 до 28 лет. В школе проводились лекционные и практические занятия по 2 раза в неделю [13, 249-251]. Школу при за-
воде братьев Крестовниковых посещали рабочие завода и их дети, занятия велись по следующим предметам: музыкальная грамота, слушание музыки, хоровое пение, игра на инструментах. В школе при заводе Алафузова функционировал класс музыкальной грамоты, слушания музыки и хорового пения. В школе при Пороховом заводе основной акцент в обучении ставился на занятия на духовых инструментах [14]. 18 декабря 1919 г. была открыта Народная музыкальная школа для рабочих Плетеневского района. В программу занятий были включены: хоровое пение, музыкальная грамота, слушание музыки, знакомство с фортепиано, скрипкой, народными инструментами. В школу принимались все желающие без музыкальной подготовки, как дети, так и взрослые [15].
На основе изученных документов из архива Р.А. Гуммерта на сегодняшний день мы можем изложить полный перечень предметов, входящих в программу Народных музыкальных школ:
1. Класс пения - хоровое и сольное (с постановкой голоса для взрослых).
2. Музыкальная грамота (знакомство с фортепиано).
3. Игра на народных инструментах (коллективные занятия).
4. История музыки, эстетика в популярном изложении (лекционный курс).
Предмет «Музыкальная грамота» преподавался в общей группе. Занятия проходили 1 раз в неделю по 1 часу. Игра на музыкальных инструментах преподавалась по группам, состоящим из 4 - 6 человек по 1 часу на группу. Учащиеся, проходившие обучение по специальности «хоровое искусство» и «сольное пение» должны были изучать общие навыки игры на фортепиано. Занятия проходили 1 раз в неделю по 1 часу на группу, состоящую из 8 - 10 человек. Выпускники школы по специальности «народные инструменты» на базе приобретенных знаний и умений могли в дальнейшем «разрабатывать и реализовывать свои музыкально-просветительские программы в целях популяризации музыкального искусства и культурных традиций» [16].
Народные музыкальные школы имели 2 отделения - вокальное и инструментальное. На вокальное отделение принимались девушки не моложе 16-ти лет и юноши не моложе 19 лет. Курс обучения на двух отделениях составлял 2 года. Учащиеся, успешно прошедшие 2-х годичный курс Народной музыкальной школы, могли продолжать свое образование в Государственной двухступенной музыкальной школе.
Также в Казани функционировали Народные музыкальные курсы для взрослых, в которых преподавались музыкальная грамота, пение (хоровое и сольное) и игра на фортепиано (элементарные навыки).
Из-за тяжелого финансового положения в стране многие Народные музыкальные школы не могли быть оборудованы за неимением соответствующих помещений. Во многих школах не хватало классов, и преподаватели вынуждены были заниматься с учащимися у себя на дому, что не могло не сказаться на качестве обучения. Но, несмотря на тяжелые условия, интерес
к музыкальному образованию не уменьшался. Во внешкольный подотдел стали поступать заявки от других учреждений о разрешении открыть новые школы и студии. Так была открыта музыкальная студия железнодорожников и многие другие учреждения.
В это же время музыкальной и научной общественностью Казани под руководством известных профессоров А.Ф. Самойлова, Б.П. Денике, М.И. Берга и представителей, функционировавших в то время Государственной и Восточной музыкальных школ, велась работа по разработке проекта Музыкального университета. Газета «Знамя революции» сообщала, что факультет планировался как объединение научной, учебной и просветительской художественной деятельности в областном масштабе. Однако, как пишет в своей книге Г. К. Вайда-Сайдашева «Звуки времени» в тот период и в тех условиях «необходимо было, прежде всего, наладить в республике организацию начального и среднего звена музыкального обучения» [17, 71].
В период с 1917 по 1922 гг. государством была проведена огромная работа по популяризации музыкального искусства. Музыкальное образование было национализировано, что сделало его доступным широким слоям населения. НКП РСФСР проведена политика по расширению сети музыкальных заведений и культмассовых учреждений, вследствие чего в Казани открылись Народные школы, курсы, Народные дома, музыкальные студии и т. д.
Мы выделим основные направления в развитии музыкального образования и культуры в указанный период.
1. В это время происходило становление системы среднего специального и общего музыкального образования в ТАССР, чему способствовала организаторская деятельность Р.А. Гуммерта, В.М. Ай-онова, А.Х. Симакова и др. В Казани функционировали Народные музыкальные школы, Государственная двухступенная музыкальная школа и ЦВМШ. Однако в специальных музыкальных заведениях функции
профессионального музыкального образования часто пересекались с музыкально-просветительными, что характерно для этого времени.
2. В этот период происходит активный рост творческой самодеятельности. Появляются первые народные театры. Также небывалого размаха достигает концертная и театральная жизнь Казани.
3. В означенный период начинает активно развиваться профессиональная татарская музыкальная культура.
4. В это же время проявился интерес к творчеству народов Поволжья, что послужило толчком к открытию в Казани Восточной консерватории.
Литература
1. НБ КГК Архив Гуммерта.
2. Знамя революции. - 1919. - № 191.
3. Луначарский А.В. Художественная задача Советской власти/А.В. Луначарский//Художественная жизнь. - 1919. - №1- С. 2 - 3.
4. Вайда-Сайдашева Г.К. Звуки времени: о становлении музыкальной культуры в Татарстане/ Г.К. Вайда-Сайдашева. - Казань: Татар. кн. из-во, 1991. - 126 с.
5. Брюсова Н.Я., Штейнберг А.А. О задачах общего музыкального образования / Н.Я. Брюсова, А.А. Штейнберг // Художественная жизнь. - 1920. - № 2- С.7-9.
6. Знамя революции. - 1919. - № 245.
7. Знамя революции. - 1920. - № 56.
8. Знамя революции. - 1919. - № 11.
9. Знамя революции. - 1919. - № 61.
10. Знамя революции. - 1919. - № 213.
11. Знамя революции. - 1919. - № 45.
12. Знамя революции. - 1919. - № 188.
13. НА РТ Ф. 271, оп.1, ед. хр. 86, Л. 249 - 251.
14. Известия ТатЦИКа. - 1919. - № 214.
15. Знамя революции. - 1919. - № 287.
16. Вестник КГТУ: рец. науч. журн. / - Казань: КНИТУ, 2011, №24
17. Вайда-Сайдашева Г.К. Звуки времени: о становлении музыкальной культуры в Татарстане/ Г.К. Вайда-Сайдашева. - Казань: Татар. Кн. Из-во, 1991. - 126 с.
© Ю. А. Марабаева - асп. каф. искусств народов Поволжья, отделения искусств Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета, marabaeva.juli@gmail.com.