ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 784.4
С. В. Балуевская
МУЗЫКАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЛЬНЫХ ПРИЧИТАНИЙ ВЕЛИКОУСТЮГСКОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье раскрываются музыкально-стилевые особенности сольных причитаний, представляющие две локальные традиции Великоустюгского района Вологодской области: сухонскую (нижнее течение р. Сухоны) и югскую (низовье р. Юг с ее притоками - Шарденьгой, Варжей и Лузой).
Вологодская область, Великоустюгский район, народная традиция, сольные причитания, музыкально-стилевые особенности.
The article describes the musical and style features of solo lamentation representing two local traditions of Velikiy Ustyug district of Vologda region: Sukhonskaya (lower current of the river Sukhona) and Yug (lower reaches of the river Yug with its tributaries Shardenga, Vargem and Luza).
Vologda region, Velikiy Ustyug district, folk tradition, solo lamentation, musical style features.
Великоустюгский район Вологодской области находится в зоне слияния трех рек: Сухоны, Юга и Малой Северной Двины. Подобное географическое положение обуславливает значительные миграционные процессы населения на территории края, которые способствуют разрушению и смешению местных фольклорных традиций, вызывая сложность их фиксации и полноценного описания.
В конце XIX в. запись народной музыки в данной местности осуществляли представители Песенной комиссии Императорского Русского географического общества Ф.М. Истомин и С.М. Ляпунов. Результаты полевых исследований нашли отражение в сборнике «Песни русского народа: собраны в губерниях Вологодской, Вятской и Костромской в 1893 году» [11]. В издании представлены фольклорные жанры, функционирующие в системе святочных обходов дворов («припевки», «виноградья»), а также хороводные, плясовые, лирические и свадебные песни, записанные в г. Великий Устюг, пригородной слободе Дым-ково и в с. Бобровское Востровской волости Велико-устюгского уезда. Причитаний в вышеуказанных поселениях зафиксировано не было.
Во второй половине ХХ в. Великоустюгский район Вологодской области обследуется коллективами преподавателей и студентов Санкт-Петербургской (ранее - Ленинградской) государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (1968, 1976 -1977 гг.) и Центра традиционной народной культуры Вологодского государственного педагогического университета1 (1989, 1996, 1998 - 2000 гг.). Фольк-лорно-этнографические материалы этих экспедиций в большей степени освещают традиции югского и сухонского ареалов, сведения же по северной и центральной части Великоустюгского района (бассейн
1 Ранее - Лаборатория народного музыкального творчества Вологодского государственного педагогического института.
Малой Северной Двины) малочисленны2. В числе разнообразных жанров фольклора полевые записи содержат образцы свадебных и похоронно-поминальных причитаний.
Согласно специфике сольных причитаний, на исследуемой территории можно выделить следующие локальные традиции, условно определяемые автором статьи как «сухонская» (бассейн нижнего течения р. Сухоны) и «югская» (которая, в свою очередь, включает «варженскую», «шарденгскую» и «луз-скую», согласуясь с притоками р. Юг - Варжей, Шарденьгой, Лузой). Рассмотрим музыкально-стилевые особенности сольных причитаний данных ареалов.
Для сольных причитаний сухонской традиции Великоустюгского района Вологодской области характерна стиховая организации музыкально-ритмической формы, основу которой составляет восьми- или девятисложный тонический стих. В качестве примера представим фрагмент текста свадебного причитания невесты в обрядовом моменте расчесывания косы:
2 В существующих на сегодняшний день изданиях освящается специфика локальной традиции Варженского и Орловского поселений Великоустюгского района Вологодской области:
1. Фольклорный ансамбль деревень Ворошнино и Мякинницыно Вологодской области / С 22 11709 10. [Зап. и сост. А.М. Мехнецов]; Аннотация Е.И. Мельник. - Л.: Мелодия, 1979 (грампластинка).
2. Мельник Е.И. Варженские певицы и их песни. - М.: Советский композитор, 1986.
3. Балакшина С.Р. Динамика изменения музыкально-песенных традиций Вологодской области на протяжении последних десятилетий ХХ века (на примере локальной фольклорной традиции Великоустюгского района) / С.Р. Балакшина // На пути к возрождению: опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. - Вологда: Областной научно-методический центр культуры, 2001. - С. 28 - 35.
«Ой, да спасибо вам, спасибо, Ой, вам, любые подруженьки, Ой, да учесали гладёхонько, Ой, уплели вы мелко'хонько, Ой, ба бонькой-то во-первые, Ой, девушкой во-последние»
(Великоустюгский р-н,
Опокский с/с, д. Прилуки,
архив ЦТНК ВГПУ, № ЭАФ 1395-07)1.
Музыкальный ряд причитаний сухонского типа характеризуют: наличие протяженного эмоционально окрашенного начального возгласа, нисходящий мелодический контур напева, основанный на терцовом и секундовом сопряжениях тонов, малотерцовая ладовая модель с возможным расширением узкообъемного амбитуса до кварты при опевании нижней ладовой опоры. Следует отметить, что данный напев представляет как традицию нижнего (Великоустюгский район), так и среднего (Нюксенский район Вологодской области) течения р. Сухоны, свидетельствуя об однотипности сольных причитаний нижнесухонского и среднесухонского ареала2 (Пример 1).
Пример 1
Вологодская обл., Нюксенский с/с, Востровский с/с, д. Вострое.
Архив ЦТНК ВГПУ, № ЭАФ 1638-263
1 Здесь и далее в скобках указывается место записи информации (район, сельсовет, деревня), номер единицы хранения по фонду экспедиционных аудиозаписей (ЭАФ) Центра традиционной народной культуры Вологодского государственного педагогического университета (ЦТНК ВГПУ). Все расшифровки сделаны автором статьи с учетом диалектных особенностей речи.
2 Подробнее о напевах сольных причитаний среднего течения р. Сухоны смотри публикации С.В. Балуевской [2], [3], [4], [5], Б.Б. Ефименковой [6], И.В. Корольковой [8].
3 Исполняет: Захарова Лидия Ивановна, 1910 г.р., уро-
женка д. Заболотье Востровского сельсовета Нюксенского района Вологодской области. Записали: О.Н. Комягина, О.Н. Коншин, А.Н. Бородина, Л.П. Клокотова 08.07.1998.
Югский тип сольных причитаний представлен тирадно-декламационной формой, основанной на прозаических высказываниях. В качестве примера приведем вариант текста похоронного причитания, исполняемого матерью умершего во время шествия похоронной процессии на кладбище:
«Ой, сыно чик ты мой дорогой,
Ведь мне бы надо умирать-то, мне!
Как я теперь стану без тебя жить-то?!
Ой, ми'ленькой ты мой,
Куда ты поехал-то?! Ты меня оставил-то!
Как я буду без тебя жить-то?!
Ведь мне бы надо умирать-то, мне, а не тебе!
Ой, ты ми'ленькой ты мой да...»
(Великоустюгский р-н, Верхнешар-денгский с/с, с. Верхняя Шарденьга, архив ЦТНК ВГПУ, № ЭАФ 1818-14)4.
Подобным образом «ревела» невеста в свадебном обряде югской традиции. В ситуации исполнения девушками частушек утром венчального дня, причитание невесты могло иметь следующее текстовое выражение:
«Ой, не пойду я, нелюбо'й ведь мне, нелюбо 'й мне!
Ой, поштё, мамонька, меня отдаёт-то за'муж-от?!
Не люблю ведь я ёво
Ой, не ходитё, девки, живите дома, не ходи тё [замуж],
Дольше ходите, девки, девками-те! Ой, девкой-то теперь не бывать мне, Не бывать уж мне девкой-то сейчас, девушки милые.
Ой, не любой ведь у меня, да не гармонист,
Не поплясать теперь, не попеть. Ой, не пойду, девки, замуж, не пойду нека'к,
Откажу ся я, откажу ся. Ой, пока юся, девушки, не пойду, Не ходите замуж уж долго... Ой, поштё мамонька. Па'понька, поштё ты замуж-от меня отдаёшь рано-то?!
Мне ведь ешшо' мало годов-то, ешшо' восемнадцати нет, А вы меня выпе'хываете замуж. Не хаживать уж некуда' с девушками-те,
Всё надо с одне 'м жить. Хороший бы был - дак ладно, А он какой?! Да какой [по]падётце мне?!
Ой! У меня и дроля-та в армие, я и не за дролю иду-то...»
(Великоустюгский р-н, Парфёновский с/с, д. Карасово, архив ЦТНК ВГПУ, № ЭАФ 1865-28)5.
Исполняет: Дернова Валентина Васильевна, 1918 г.р., уроженка д. Загарье Верхнешарденгского с/с Великоус-тюгского района. Записали: О.А. Федотовская, О.Н. Зайцева 21.06.1999.
5 Исполняет: Вологдина Мария Ивановна, 1922 г.р., уроженка д. Дубравино Верхнешарденгского с/с Великоус-тюгского района. Записали: О.Н. Комягина, Э.Н. Смирнова 08.07.1999.
Для тирадно-декламационной формы высказывания, составляющей основу югских сольных причитаний, присуща подвижность слогочислительного, музыкально-временного и композиционного показателей. Интонационный поток представляет собой ниспадающую глиссандирующую линию, в которой смысловые акценты причетной речи могут быть выделены динамически, ритмически и звуковысотно (Пример 2). Подобный вид причетного высказывания, основанный на неустойчивом (условно фиксируемом) широком нисходящем глиссандировании, исследователь Э.Е. Алексеев относит к одному из мелодических образований раннефольклорного типа интонирования и определяет как «плачи-ниспадания» [1, с. 57].
Пример 2
Вологодская обл., Великоустюгский р-н, Парфёновский с/с, д. Карасово. Архив ЦТНК ВГПУ, № ЭАФ 1865-281.
Особенностью всех анализируемых причитаний является наличие возгласной составляющей («Ой»), выполняющей значимые обрядово-коммуника-тивные функции2. Возглас занимает начальное положение в структуре причетной формы и выступает в сухонском напеве как обязательный структурно-семантический компонент каждой мелостроки, в юг-ском типе - в качестве маркера для определения границ тирадных построений.
В целом, деревенские жители великоустюгской местности характеризуют сольные причитания как «плач» и «рев», акцентируя тем самым специфику их
1 Исполняет: Вологдина Мария Ивановна, 1922 г.р., уроженка д. Дубравино. Записали: О.Н. Комягина, Э.Н. Смирнова 08.07.1999. В нотации приняты следующие символы для обозначения акцентов: А - основной фразовый акцент, V - вспомогательный акцент.
2 Подробнее о структурно-семантическом значении возгласа см. публикации И.В. Корольковой [7], С.В. Балу-
евской [2], [4], [5].
исполнения. Представим некоторые из высказываний о причитаниях, функционирующих в системе похоронно-поминальной обрядности: «Умрёт человек, дак повезут вот кто родные, дак поют та*мока, ревут да причитают» (Великоустюгский р-н, Верхнешарденгский с/с, д. Верхняя Шарденьга, архив ЦТНК ВГПУ № ЭАФ 1818-14). «И на могилу везут, ревут да причитают <... > Всяко получается: и голосом, и всяко - ревёт да приговаривает дак. <... > Оно ведь голосом, как чёлове*к ревёт, дак как оно ведь как поёшь» (Великоустюгский р-н, Стре-ленский с/с, д. Нижнее Анисимово, архив ЦТНК ВГПУ, № ЭАФ 1403-11). «Вот, пла*цют, так вот прицитают, пла *цют. И ревут, и сильно ревут иные, ведь как?!» (Великоустюгский р-н, Верхнешарденгский с/с, д. Горбачево, архив ЦТНК ВГПУ, № ЭАФ 1832-21). Обрядово-эмоциональное состояние причитальщицы выражается, в том числе, стонами и «оханьями»: «Тут и пла*цют так слезами, вот: "Ой, ой, ой! Ой!". Как всё стонешь да охаешь да. Ой!»
(Великоустюгский р-н, Верхнешарденгский с/с, д. Горбачево, архив ЦТНК ВГПУ, № ЭАФ 1832-23).
Необходимо отметить акциональ-ный ряд, сопровождающий исполнение сольных причитаний в обрядах жизненного цикла человека. Так, в публикации Е.И. Мельник «Варжен-ские певицы и их песни» обрядовое поведение невесты описывается следующим образом: «Как правило, она просто плакала, раскачивалась, приговаривая и охая» [10, с. 14]. Согласно высказываниям деревенских жителей, зафиксированным в экспедициях, невеста «катаетца да ревёт» (Великоустюгский р-н, Верхнешар-денгский с/с, д. Подвалье, архив ЦТНК ВГПУ, № ЭАФ 1859-03); «ревёт» и «пласта* етца» (Великоустюг-ский р-н, Парфеновский с/с, д. Кара-сово, архив ЦТНК ВГПУ, № ЭАФ 1865-26). О «хлопанье» исполнительниц во время причитаний в похоронно-поминальной обрядности упоминается следующее: «Схоронят, дак приедут, дак и хло "пнутце, и како го *рё есь на уме, так всё и вы*прицитают матке ли, отцю* ли, ту"тока всё и скажут. Вот. Хло*пнутця на могилу-ту да во всю головушку прицита*ют, ревут, все улью*тця слё-за*м» (Великоустюгский р-н, Красавинский с/с, д. Бушково, архив ЦТНК ВГПУ № ЭАФ 1866-29)3. Подобные формы ритуального поведения («хло*панье», «хлеста*ние»), в силу их функциональной значимости, сопровождают сольные причитания во всех обрядах, связанных с отчуждением представителя семейно-родового коллектива.
Таким образом, территорию Великоустюгского района Вологодской области можно считать периферийной в отношении причетных традиций края, ко-
3 Подробнее о ритуальном поведении исполнителей сольных причитаний в традиции среднего течения р. Сухоны см. статьи С.В. Балуевской [3], [4], [5].
торые четко делят его на ареалы, согласно речным водоразделам - сухонскому и югскому. Сольные причитания стихового строения напева типичны как для нижнего, так и среднего течения р. Сухоны. Юг-ская традиция представлена тирадно-деклама-ционной основой причетного высказывания. Все напевы причитаний «по существу являются музыкальными формами произнесения обрядового текста, сложившимися на основе художественного обобщения интонации плача и повествовательной речи» [9, с. 45].
Литература
1. Алексеев, Э.Е. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект / Э.Е. Алексеев. - М., 1986.
2. Балуевская, С.В. Рекрутские причитания в народной традиции среднего течения реки Сухоны (Нюксенский район Вологодской области) / С.В. Балуевская // Современные экспедиционные исследования народных традиций Вологодской области: Сборник научных статей / науч. ред., сост. С.Р. Кулева. Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области, Вологодский областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации. - Вологда, 2013. - С. 88 -98.
3. Балуевская, С.В. Похоронно-поминальные причитания в народной традиции среднего течения реки Сухоны: исполнительский аспект / С.В. Балуевская // Вестник Череповецкого государственного университета. - № 4 (44). -Т. 3. - 2012. - С. 127 - 130.
4. Балуевская, С.В. Похоронные и поминальные причитания в народной традиции среднего и нижнего течения
реки Сухоны / С.В. Балуевская // Музыкальная культура Вологодского края: исследования и материалы. - Вологда, 2013. - С. 117 - 127.
5. Балуевская, С.В. Функционирование похоронно-поминальных причитаний в народной традиции среднего течения реки Сухоны / С.В. Балуевская // Научный вестник Московской консерватории. - № 1. - 2013. - С. 169 -178.
6. Ефименкова, Б.Б. Севернорусская причеть: междуречье Сухоны и Юга и верховья Кокшенги (Вологодская область) / Б. Б. Ефименкова. - М., 1980.
7. Королькова, И.В. Возглас в причитаниях: структурный и семантический аспекты / И. В. Королькова // Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования: Материалы Международной научной конференции. - М., 2008. -С. 315 - 320.
8. Королькова, И.В. Стилевые особенности похоронных и рекрутских причитаний Средней Сухоны / И. В. Ко-ролькова // Народная традиционная культура в образовательных программах и научных исследованиях: Сборник материалов Всероссийских конференций 2008 - 2010 гг. -СПб., 2013. - С. 487 - 497.
9. Марченко, Ю.И. Напевы групповых причитаний в междуречье Северной Двины и Ваги / Ю.И. Марченко // Русская народная песня. Стиль, жанр, традиция. Сборник научных статей / ред.-сост. А. М. Мехнецов. - Л., 1985. -С. 45 - 61.
10. Мельник, Е.И. Варженские певицы и их песни / Е.И. Мельник. - М., 1986.
11. Песни русского народа. Собраны в губерниях Вологодской, Вятской и Костромской в 1893 году. Записали: слова Ф.М. Истомин, напевы С.М. Ляпунов. - СПб.: типография Э. Арнгольда, 1899. - IX - 1X1.
УДК 72.035
Е.В. Белановская, А.А Мельникова
СТИЛЬ БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ СЕЛЬСКИХ ХРАМОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ (район Волго-Балтийской системы)
В статье рассматриваются архитектурные решения каменных храмов западных районов Вологодской области, построенных в стиле барокко. Приведены варианты объемно-пространственного построения и оформления деталей данных сооружений. Статья выполнена по результатам натурных обследований.
Барокко, каменные храмы, детали оформления.
The paper considers the architectural decisions of stone temples of western districts of Vologda region built in Baroque style. Examples of volume-spatial construction and designing the details of such buildings are presented in the paper. The work is based on the results of field investigations.
Baroque, stone temples, details of the design.
Стиль барокко получил распространение на территории Вологодской области в XVIII - начале XIX вв. и проявился как «провинциальное» барокко наиболее ярко в церковной архитектуре [1]. Архитектура храмов того периода в крупных городах Вологодской области, таких как Вологда, Череповец, Великий Устюг и других, достаточно хорошо изуче-
на. Однако большая часть храмов в XVIII в. возводилась в сельских населенных пунктах. В настоящее время они в основном находятся в руинированном, заброшенном состоянии, хотя многие из них не только представляют духовную ценность, но и являются яркими памятниками архитектуры.
На кафедре строительства Череповецкого госу-