6. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko M.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 256 - 261.
7. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Rodionov P.D. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v formirovanii informacionnoj kompetentnosti sovremennogo muzykanta. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2013; 1 (167): 39 - 48.
8. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 11: 298 - 301.
9. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.
10. Gorbunova I.B., Berger N.A., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v Shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.
Статья поступила в редакцию 30.09.16
УДК 378.126
Govorova A.A., teacher, Okhta Center of Aesthetic Education, Music classes for the blind and visually impaired children; postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), Е-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES IN TEACHING STUDENTS WITH EYESIGHT PROBLEMS: SOME ISSUES AND PROSPECTS OF INTRODUCTION. The article contains an analysis of processes of informatization. These processes transform the environment of the activity to the visually impaired musicians. The authors emphasize the need for changes in the contents of musical education, connected with the use of digital educational resources. The article analyzes the process of teaching blind people with the use of music computer techniques.
Key words: inclusive music education, music computer technologies, computer music, teaching people with visual impairment.
А.А. Говорова, преподаватель Охтинского центра эстетического воспитания, Музыкальные классы для слепых и слабовидящих детей, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
В статье анализируются процессы информатизации, преобразующие среду обучения музыке учащихся с нарушением зрения. Подчеркивается необходимость изменений в содержании музыкального образования в связи с использованием специализированного программного и аппаратного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов. Рассматриваются особенности процесса преподавания музыки с использованием музыкально-компьютерных технологий незрячим людям.
Ключевые слова: инклюзивное музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии, музыкальный компьютер, обучение людей с нарушением зрения.
Инклюзивное музыкальное образование сегодня тесно связано с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ), являющихся эффективным инновационным средством повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса [1; 2; 3]. Использование музыкально-компьютерных технологий в значительной степени способствует более успешному обучению различных категорий людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - по слуху, зрению и др. Система преподавания МКТ школьникам и студентам с ОВЗ, разработанная сотрудниками учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена «опирается на базовые свойства природы человека быть активным участником музыкальной деятельности, в том числе его способность и склонность к игре, на базовые свойства природы музыки, аккумулирующей в себе единство трех дискретных сенсорных систем (слуховой, зрительной и мы-шечно-двигательной - Н.А. Бергер), и на возможности МКТ, не имеющие аналога в прошлом. Причем отсутствие одного из них хотя и затрудняет «путь к музицированию», но позволяет компенсировать недостающее слагаемое [4, с. 259]. При этом необходимо отметить, что для людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, работа с мультимедийным компьютером не только помогает реализации их творческого потенциала и адаптации в современной социальной среде, но и открывает разнообразные возможности, которые раньше были не доступны или весьма ограничены, для осуществления контактов с «внешним миром».
Особое значение приобретают МКТ в обучении незрячих музыкантов, которыми музыкальные программы осваиваются с помощью речевых синтезаторов (например, «Jaws» или «NVDA») и Брайлевских дисплеев. Облегчению работы с мультимедийным компьютером для людей, имеющих глубокие нарушения зрения, способствует также наличие в некоторых МКТ-программах «горячих» клавиш» [5; 6; 7]. При этом незрячие студенты, обучающиеся как в специализированных (рассчитанных на людей с глубо-
кими нарушениями зрения), так и в обычных (ориентированных, прежде всего на обучение людей без ОВЗ) учебных заведениях среднего и высшего звена, занимаются преимущественно компьютерным музыкальным творчеством (созданием аранжировок, инструментовок, собственных музыкальных композиций), подготовкой цифровых фонограмм, реставрацией старых записей и звукорежиссурой [8; 9; 10; 11].
Однако следует отметить, что в настоящее время выбор доступных для незрячих пользователей МКТ-программ, к сожалению, крайне ограничен. Это в первую очередь связано с тем, что подавляющее большинство современных компьютерных программ, в том числе музыкальных, имеют графическую основу, то есть они принципиально не могут работать с речевыми синтезаторами и Брайлевскими дисплеями. Еще одна проблема заключается в том, что даже программы, имеющие неграфическую основу («Sonar», «Band-in-a-Box» и т. д.), для корректной работы с речевыми синтезаторами требуют создания дополнительных приложений.
Итак, можно говорить о том, что проблему обучения незрячих музыкантов с применением МКТ-программ сегодня необходимо решать не только на аппаратно-программном, но и на методическом уровне. Преподавателю МКТ при работе с людьми, имеющими глубокие нарушения зрения, следует обладать особой профессиональной компетенцией: прежде всего, ему необходимо четко представлять, какие программы студент или учащийся музыкальной школы может практически освоить. Кроме того, педагог также должен знать, как эти программы функционируют с применением компьютерной клавиатуры, а не мыши, какими «горячими клавишами» они оснащены и т. д. В связи с этим представляется необходимым создание специализированных информационных ресурсов (баз данных), включающих как перечни доступных для незрячих МКТ-программ, так и инструкции по работе с ними, ориентированные и на пользователя с ОВЗ по зрению и на зрячего педагога.
Еще одним немаловажным аспектом данной проблемы является необходимость технической адаптации для незрячих музыкантов хотя бы тех программ, которые теоретически могли бы работать с речевыми синтезаторами и Брайлевскими дисплеями. Однако развитие этого направления значительно затрудняется современным законодательством (законом об авторских правах).
Таким образом, для профессионального обучения музыке людей, имеющих глубокие нарушения зрения, на современном этапе развития информационно-компьютерных технологий представляется необходимым создание такого программного обеспечения, которое было бы доступно как незрячему пользователю, так и пользователю без ОВЗ. При разработке новых МКТ-про-грамм следует учитывать возможности их применения с помощью речевых синтезаторов и Брайлевских строк. Одним из наиболее востребованных направлений в данной области является создание специализированных нотных редакторов, способных конвертировать обычный (плоскопечатный) нотный текст в Брай-левский (записанный рельефно-точечным шрифтом) и наоборот.
Проблема заключается в том, что одной из важнейших особенностей обучения музыке людей с глубокими нарушениями зрения является применение специфической рельефно-точечной нотации (разработана в середине XIX века французским педагогом Л. Брайлем и до настоящего времени постоянно совершенствуется в связи с введением новых обозначений). Брай-левская нотопись, с одной стороны, позволяет довольно точно отображать плоскопечатные ноты, располагая развитым арсеналом обозначений, а с другой стороны, - значительно отличается от последней рядом характерных особенностей, влияющих на восприятие нотного текста (отсутствием графического отображения звуковысотности и вертикали, линейностью записи и т. д.).
В специализированных музыкальных учебных заведениях, обладающих необходимыми методическими и техническими ресурсами, освоение рельефно-точечной нотации происходит в рамках особой дисциплины - «Нотной грамоты по системе Брай-ля». На занятиях по данному предмету незрячие учащиеся не только овладевают технологией нотной записи рельефно-точечным шрифтом, но и развивают и совершенствуют навыки разбора и игры с листа нотного текста. Опыт работы ряда специализированных музыкальных школ (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Курск, Армавир и др.) показывает, что комплексное изучение точечной нотации дает учащимся с глубокими нарушениями зрения возможность получения полноценного музыкального образования, поскольку для незрячего музыканта свободное владение нотной грамотой по системе Брайля является основой творческой самостоятельности и профессионального роста [12; 13].
Однако при совместном обучении людей с глубокими нарушениями зрения и людей без оВз, которое становится все более популярным, проблема работы незрячих учащихся с нотным текстом встает достаточно остро, особенно на начальных этапах об-
Библиографический список
учения. Поскольку большинство преподавателей обычных ДМШ и ДШИ не владеют (и не обязаны владеть) Брайлевской нотацией, работа с музыкальными произведениями происходит главным образом по слуху, без использования нот. Однако представляется, что такой подход к освоению музыкальных произведений сопряжен с рядом трудностей, влечет за собой снижение общего профессионального уровня, приводит к потере творческой самостоятельности в освоении новых произведений и делает практически невозможным самообразование музыканта с глубокими нарушениями зрения.
В настоящее время представляется возможным решить проблему освоения нотной грамоты по системе Брайля музыкантами с ОВЗ по зрению, а также вопрос профессионального общения (возможности беспрепятственно работать с нотным текстом) незрячего учащегося и зрячего педагога и наоборот с помощью МКТ [14; 15].
Для реализации этого направления необходимо создание специализированного программного обеспечения, включающего следующие компоненты:
1. Обучающую составляющую. Изучение основных нотных обозначений и правил их применения в нотной системе Брайля с использованием компьютерной клавиатуры, MIDI-клавиатуры, речевого синтезатора и Брайлевского дисплея.
2. Функции специализированного нотного редактора. Возможность ввода нотных символов или редактирования уже набранного нотного текста с помощью компьютерной клавиатуры (без использования компьютерной мыши). Применение Брайлев-ского дисплея для отображения нотного текста рельефно-точечным шрифтом.
3. Возможность конвертации нотного текста из Брайлев-ского формата в плоскопечатный и наоборот. Корректное отображение на мониторе набранных с клавиатуры обозначений общепринятым способом.
4. Возможность импортирования и экспортирования нотного текста в файлы наиболее распространенных расширений.
5. Способность конвертировать отсканированные нотные тексты в различные форматы (традиционный, рельефно-точечный, MIDI и др.).
6. Возможность распечатывания нотного текста как на обычном, так и на Брайлевском принтере [16].
Одной из важнейших задач подобной разработки является создание технической основы для адекватного профессионального общения преподавателя без нарушений зрения и незрячего учащегося на всех ступенях музыкального образования (от ДМШ, ДШИ и музыкальных классов для слепых и слабовидящих детей до средних и высших учебных заведений). Кроме того, наличие такого программного комплекса открывает перед незрячим преподавателем музыки новые возможности работы с учащимися или студентами без ОВЗ по зрению, тем самым значительно расширяя границы его профессиональной деятельности [17; 18].
1.
10.
11.
Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123-138.
Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011: 30 - 34.
Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и Digital Humanities. Современное музыкальное образование-2015: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 29 - 34.
Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко М.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в Школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 256- - 261.
Воронов А.М. Компьютерные технологии для людей с нарушением зрения. Региональная информатика - 2012: материалы Юбилейной XIII Санкт-Петербургской международной конференции. Санкт-Петербург: СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2012: 223 - 224. Воронов А.М. Музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности студентов-музыкантов с нарушением зрения. Научное мнение. 2014; 8: 126 - 130.
Воронов А.М., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении информатике студентов музыкальных вузов с нарушением зрения. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ЛЕМа»», 2011: 287-290.
Воронов А.М. Обучение студентов музыкальных вузов с нарушением зрения с помощью музыкально-компьютерных технологий. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ЛЕМА»», 2011: 287 - 290.
Воронов А.М. Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. Сборник научных статей. Санкт-Петербург: Лема, 2011: 156-160.
Говорова А.А. Основные проблемы применения МКТ в обучении музыке детей с глубокими нарушениями зрения. Современное музыкальное образование - 2015: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 313 - 315.
Морозов С.А. Роль современных компьютерных технологий в системе обучения музыкантов-инвалидов по зрению (на примере Курского музыкального колледжа-интерната слепых). Адаптивные технологии в учреждениях культуры как средство приобщения людей с нарушениями зрения к музыкальному искусству: материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ООО «Издательско-полиграфический комплекс «Гангут»», 2014: 68 - 74.
12. Говорова А.А. Освоение нотного текста детьми с глубокими нарушениями зрения: основные проблемы и пути их решения. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 428 - 431.
13. Говорова А.А., Демченко В.А. Некоторые аспекты освоения нотной грамоты по системе Брайля в музыкальной школе для незрячих детей. Адаптивные технологии в учреждениях культуры как средство приобщения людей с нарушениями зрения к музыкальному искусству: материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Изд.-полиграф. комплекс «Гангут»», 2014: 108 - 114.
14. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 470 - 477.
15. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.
16. Захаров В.В. Разработка среды невизуального доступа на основе МКТ для инклюзивного музыкального образования. Современное музыкальное образование - 2015: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 318 - 321.
17. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.
18. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.
References
1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123-138.
2. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie -2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU i m. A.I. Gercena, 2011: 30 - 34.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i Digital Humanities. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.
4. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko M.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 256- - 261.
5. Voronov A.M. Komp'yuternye tehnologii dlya lyudej s narusheniem zreniya. Regional'naya informatika - 2012: materialy Yubilejnoj HIII Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg: SPOISU. Sankt-Peterburg, 2012: 223 - 224.
6. Voronov A.M. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v formirovanii informacionnoj kompetentnosti studentov-muzykantov s narusheniem zreniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 8: 126 - 130.
7. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii informatike studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: OOO «Izdatel'stvo "LEMA"», 2011: 287-290.
8. Voronov A.M. Obuchenie studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya s pomosch'yu muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: OOO «Izdatel'stvo "LEMA"», 2011: 287 - 290.
9. Voronov A.M. Novye obrazovatel'nye strategii v sovremennom informacionnom prostranstve. Sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg: Lema, 2011: 156-160.
10. Govorova A.A. Osnovnye problemy primeneniya MKT v obuchenii muzyke detej s glubokimi narusheniyami zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 313 - 315.
11. Morozov S.A. Rol' sovremennyh komp'yuternyh tehnologij v sisteme obucheniya muzykantov-invalidov po zreniyu (na primere Kurskogo muzykal'nogo kolledzha-internata slepyh). Adaptivnye tehnologii v uchrezhdeniyah kul'tury kak sredstvo priobscheniya lyudej s narusheniyami zreniya k muzykal'nomu iskusstvu: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: OOO «Izdatel'sko-poligraficheskij kompleks «Gangut»», 2014: 68 - 74.
12. Govorova A.A. Osvoenie notnogo teksta det'mi s glubokimi narusheniyami zreniya: osnovnye problemy i puti ih resheniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 428 - 431.
13. Govorova A.A., Demchenko V.A. Nekotorye aspekty osvoeniya notnoj gramoty po sisteme Brajlya v muzykal'noj shkole dlya nezryachih detej. Adaptivnye tehnologii v uchrezhdeniyah kul'tury kak sredstvo priobscheniya lyudej s narusheniyami zreniya k muzykal'nomu iskusstvu: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izd.-poligraf. kompleks «Gangut»», 2014: 108 - 114.
14. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 470 - 477.
15. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.
16. Zaharov V.V. Razrabotka sredy nevizual'nogo dostupa na osnove MKT dlya inklyuzivnogo muzykal'nogo obrazovaniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 318 - 321.
17. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie -2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.
18. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.
Статья поступила в редакцию 30.09.16
УДК 378.046
Goncharova M.S., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: arsproarte@gmail.com
MOBILE LEARNING IN THE SYSTEM OF TRAINING MUSIC TEACHERS. The author discusses some questions of professional training of music teachers in functioning of a high-tech information environment. The transformation of professional activity of a modern musician in connection with the use of new tools in the form of musical computer technologies forms additional educational needs of students of various musical disciplines. In this context mobile learning, based on Internet technologies, streamlines the process of professional development of teachers and musicians. The implementation of these technologies actualizes a possibility of preparing and retraining of highly qualified specialists of different levels, who are in demand in the modern society, and reveals perspectives in art education and music pedagogy. Thus, mobile learning in the training system provides a maximum opportunity for the choice and introduction of individual educational trajectories of the teacher.
Key words: training, musical computer technologies, mobile learning, music pedagogy, educational environment, additional professional education.