УЗЫКАЛЬНАЛ ЖУРНАЛИСТИКА в СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
УДК 070.1
Е. Ю. Коломийцева
Московский государственный институт культуры
В статье рассматриваются особенности функционирования музыкальной журналистики в современных условиях. Основная проблема заключается в том, что в современной филологической и культурологической науке отсутствует целостное исследование музыкального направления в журналистике, а количество собственно музыкальных качественных СМИ невелико, хотя у читателя сформировался запрос на подобного рода издания и программы. Музыкальная журналистика — сложное явление, имеющее двойственную природу, поскольку соотнесено как с собственно филологическими, так и с культурологическими категориями. С одной стороны, музыкальная журналистика — безусловный компонент социально-культурной деятельности, под которой понимается всё многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры. С другой стороны, музыкальную журналистику можно и нужно рассматривать в парадигме специальных филологических дисциплин. Положение музыкальной журналистики, как и журналистики в сфере культуры вообще, на стыке культурологии и филологии накладывает особую ответственность на людей, причастных к этому роду деятельности, и на саму её специфику.
Ключевые слова: профессиональное образование, музыкальная журналистика, социально-культурная деятельность, система социально-культурных процессов.
E. Yu. Kolomiytseva
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
MUSIC JOURNALISM IN THE SOCIAL AND CULTURAL PROCESSES
The article deals with the peculiarities of music journalism in modern conditions. In modern philological and cultural sciences there is no complete study of musical direction in journalism, and the number of actual musical quality media is low. The reader is query to musicological publications and programs. Music Journalism — a complex phenomenon, which has a dual nature, it is correlated with the proper philological and culture-categories. On the one hand, music journalism — an absolute component of social and cultural activities, which is understood as the diversity of individual and social activity in the sphere of culture. On the other hand, music journalism can and should be considered in the paradigm of special philological disciplines. The position of music journalism at the intersection of cultural studies and philology imposes a special responsibility on the people engaged in this activity, and at the very specificity of this activity.
Keywords: vocational education, music journalism, social and cultural activities, the system of social and cultural processes.
В 2011—2012 учебном году в Московском государственном университете культуры и искусств на факультете журналистики появилась новая специализация «Музыкальная журналистика». В процессе работы выясни-
лось, что в современной филологической науке отсутствует целостное исследование музыкального направления в журналистике, а количество собственно музыкальных качественных СМИ невелико, хотя у читате-
КОАОММЙЦЕВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА — доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой журналистики факультета МАИС Московского государственного института культуры
KOLOMIYTSEVA ELENA YUR'EVNA — Full Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of journalism, Faculty of Media and Audiovisual Arts (MAIS), Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Коломийцева Е. Ю., 2015
ля сформировался запрос на подобного рода издания и программы. Кроме того, рубрики, касающиеся музыки (в том или ином ключе), существуют в различных непрофильных изданиях, а следовательно, требуют специалистов, способных создавать необходимый контент. Следует отметить, что чаще всего речь идёт, в первую очередь, о массовых изданиях и читателях, интересующихся популярной музыкой. Хотя умение писать увлекательно о качественной, классической музыке тоже могло бы заинтересовать массового читателя, не покупающего специальные издания, наполняемые профессиональными музыковедами.
Музыкальная журналистика — сложное явление, поскольку приходится констатировать двойственную природу данной разновидности журналистики, её соотнесённость как с собственно филологическими, так и с культурологическими категориями. С этим вполне коррелируется определение автора одного из немногочисленных пособий по музыкальной журналистике (созданного, подчеркнём, для профессиональных музыковедов) Т. А. Курышевой: «Понятие "музыкальная журналистика" отражает форму реализации особой музыкально-литературной деятельности, принадлежащей системе прикладного музыковедения. то есть музыкальная журналистика может служить способом выхода как музыкальной критики (оценочной мысли), так и музыкального просветительства, популяризации и пропаганды, любой публицистики, направленной на музыкально-культурный процесс» [1, с. 10].
С одной стороны, музыкальная журналистика — безусловный компонент «социально-культурной деятельности», под которой в культурологической и социально-педагогической литературе понимается всё многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры. А с другой стороны, музыкальную журналистику можно и нужно рассматривать в парадигме специальных филологических дисциплин. таким образом, музыкальная журналистика оказывается в фокусе взгляда на культуру как на про-
цесс создания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности. Журналист поставил бы здесь акцент на слове «трансляции». Однако, в связи со спецификой современных массовых СМИ, такого рода журналистика оказывается и в ещё одном понятийном ряду: инфотей-мент (информируя — развлекай) — досуговая журналистика — просветительская (ещё более распространённая разновидность — познавательно-развлекательная) журналистика. С этой точки зрения центром притяжения и зоной интереса музыкальной журналистики являются «культурные события» — «это конкретно-исторические частные случаи осуществления культурных процессов, обладающие уникальными чертами, вариативность которых определяется суммой условий и обстоятельств их протекания. В этом смысле культурные процессы могут быть определены как динамические культурные формы, а культурные события как артефакты этих форм» [2].
положение музыкальной журналистики, как и журналистики в сфере культуры вообще, на стыке культурологии и филологии накладывает особую ответственность на людей, причастных к этому роду деятельности, и на саму её специфику. В данной работе не будем развёрнуто рассматривать филологическую составляющую, сосредоточившись на социокультурной.
Экстраполируя специфику музыкальной журналистики на известную классификацию социально-культурных процессов А. Я. Флие-ра [2], можно отметить следующее:
• музыкальная журналистика косвенно участвует в самом порождении культурных явлений, таких как «генезис адаптивных и творческих инноваций в виде технологий и инструментария деятельности, знаний, идей, произведений, символических обозначений, форм организации и регуляции совместных действий, способов обмена информацией и т.п.» [2], в превращении порождённых культурных форм в образцы, нормы, стандарты и правила осуществления соответствующей
деятельности, в формировании «социокультурных и этнокультурных систем и конфигураций, их структуры и организации, системы социальных институтов и функциональных ролей, образов жизни и картин мира» [2]; в становлении культурно-исторических типов социальной организации людей;
• музыкальная журналистика способствует распространению информации о культурных явлениях, содействуя социальной интеграции культурных форм в общество, выработке предпочитаемых и рекомендуемых образцов культуры, взаимодействию различных культурных систем, расширяя количество людей, вовлечённых в социально-культурную деятельность, а также саму территорию их использования;
• музыкальная журналистика принимает непосредственное участие в функционировании культурных явлений, то есть в опредмечивании культурных образцов в конкретных артефактах применения технологий и получения продуктов деятельности, в саморегуляции людьми форм своей социальной практики на основе принятых культурных образцов;
• музыкальная журналистика выстраивает социокультурную коммуникацию между людьми: представляет наблюдаемые природные и социальные явления и процессы в понятных смысловых категориях, обозначениях, названиях и т.п.; осуществляет обмен информацией между людьми об этих явлениях и процессах посредством трансляции её в виде вербальных и невербальных текстов;
• музыкальная журналистика способствует аккумулированию социально значимых знаний и опыта в изучаемой области. Причём здесь значимо не только накопление и обобщение особого рода информации, но и селекция данных знаний и опыта на основе практики их использования, а также формирование на базе этих образцов систем ценностных ориентаций, критериев оценки явлений и событий социально-культурной сферы, закрепление такого рода ценностных установок в системе традиций;
• музыкальная журналистика прямо влия-
ет на восприятие и интерпретацию культурных явлений субъектами культуры, способствуя пониманию, интерпретации, осмыслению сущностных признаков и функций культурных явлений и событий, культурной самоидентификации людей, выработке нормативных вариантов культурных форм;
• музыкальная журналистика участвует в социально-историческом самовоспроизводстве культурных систем и форм через трансляцию социокультурного опыта следующим поколениям. Сюда входят культурные нормы, стандарты и правила, традиции, нормативные параметры образов жизни и картин мира, способствующих самоидентификации и социальной консолидации общества, языки обмена информацией и многое другое;
• музыкальная журналистика фиксирует изменчивость культурных явлений, постепенную трансформацию семантических значений культурных форм как по ходу времени их функционирования в социальной практике, так и в процессе их пространственного распространения, их социальную актуальность, развитие, модернизацию и специализацию, а также эволюцию культурных систем или же, напротив, деградацию культурных явлений.
Таким образом, музыкальная журналистика — особенно на современном этапе — является неотъемлемой частью социокультурных процессов, способствующей их оптимальному протеканию. Более того, журналистика стала одной из основных форм функционирования музыкальной критики и музыкального просветительства, пропаганды и популяризации — разных видов ознакомления общества с музыкой, причём под «обществом» подразумеваются и профессионалы, и массовый потребитель информации.
Главный постулат журналистики, в том числе и музыкальной, направленность на сегодняшний день, на данный момент (в конкретном случае — обращённость на современную культурную ситуацию). В синхроническом аспекте, безусловно, часто важнее всего актуальность и оперативность. Но в диахроническом аспекте журналистика становится
документом воззрений своего времени. Именно в таком значении музыкальная журналистика имеет непосредственное отношение к истории культуры и социально-культурных процессов.
В настоящее время можно сказать, что российская музыкальная журналистика находится в кризисе. При достаточно большом выборе самого разного рода изданий
проблематично выбрать такое, где можно найти интересную и качественную информацию. Следовательно, в этом направлении необходимо работать, в том числе и на ниве профессионального образования, где существует большое количество проблем, нуждающихся в специальном изучении, что и предполагается сделать автором в дальнейшей работе.
Примечания
1. Курышева Т. А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика : учебное пособие для студентов вузов. Москва : Владос-Пресс, 2007.
2. Флиер А. Я. Процессы культурные [Электронный ресурс] // Энциклопедия. XX век: [веб-сайт]. URL: culture.niv.ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/420.htm
References
1. Kurysheva T. A. Muzykal'naya zhurnalistika i muzykalnaya kritika [Music journalism and music criticism]. Moscow, Vlados-Press Publ., 2007.
2. Flier A. Ya. Protsessy kuVturnye [Cultural processes]. Available at: culture.niv.ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/420.htm)
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕХНИКА»в ТЕОРИИ
ИСПОАШТЕАЬСТВА НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ:
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ
УДК 781.6
А. М. Сычугов
Смоленский государственный институт искусств
Данная статья представляет собой анализ теоретико-методологических подходов к исполнительскому процессу музыканта-духовика, сердцевиной которого является исполнительская техника, функционально проявляющаяся как совокупность взаимосвязанных двигательно-слу-ховых представлений и интонационно-выразительных средств. Исходя из этого, автор не столько проводит обобщённый анализ процесса технико-смысловой организации игры на духовом инструменте, сколько уделяет внимание конкретной характеристике его компонентов в целом и художественной техники в частности, благодаря которой указанный процесс становиться реально осуществимым.
Автор, рассматривая технологический, интеллектуальный, эмоциональный и оценочный фите-ралы (компоненты) исполнительской техники, отмечает, что все они служат основой для дальнейшей выработки критериев и уровневых показателей сформированности художественной техники как таковой. В работе отмечается, что данный технологический компонент является проявлением индивидуального исполнительского опыта, мастерства музыканта, его музыкального вкуса и других качественных признаков, что художественная техника формируется на прочной двигательно-технической базе — комплексе закреплённых навыков, приёмов и способов игры.
Ключевые слова: исполнительский процесс, исполнительское мастерство, художественная техника, исполнительские средства, система, музыкант, духовой инструмент.
СЫЧУГОВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ — доцент, и. о. заведующего кафедрой инструментального испол-260 нительства Смоленского государственного института искусств, заслуженный работник культуры РФ
SYCHUGOV ANDREY MIKHAILÜVICH — Associate Professor, Acting Head of the Department of instrumental Performance, Smolensk State Institute of Arts, Honored worker of culture of the Russian Federation
e-mail: [email protected] © Сычугов А. М., 2015