УДК 93/94
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ВОЛОГДЫ НАЧАЛА ХХ СТОЛЕТИЯ ПО МАТЕРИАЛАМ
«РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ» Н.Ф. ФИНДЕЙЗЕНА1
© 2019 М. Л. Космовская
докт. искусствоведения, профессор, завкафедрой музыкального образования и исполнительства e-mail: KosmosvskayaML@,outlook. com
Курский государственный университет
Статья посвящена анализу информационных заметок и критических статей о музыкальной жизни Вологды в предреволюционные десятилетия в «Русской музыкальной газете»2 (1894-1918) Н.Ф. Финдейзена. По материалам рубрики «Музыка в провинции» частично восстанавливается информация музыкальной жизни Вологды в первое десятилетие ХХ в., что ценно и для изучения истории, и для музыкознания, и для интериоризации фактов прошлого в опыт современной музыкальной педагогики3.
Ключевые слова: история, краеведение, музыкальная жизнь, гастроли, благотворительность, Вологда.
История - зеркало, в котором не только отражается жизнь прошлых столетий, что само по себе существенно и интересно, но и содержится немало ценностно ориентированного, эстетически значимого, существенного вне времени для созидательной жизни социума современности. Казалось бы, музыкальная жизнь провинциального города на рубеже XIX и ХХ веков - явление столь отдаленное, что обращаться к этой теме можно лишь как к «делам давно минувших дней, преданьям старины глубокой» (по А.С. Пушкину), однако анализируя значимые и для всей России (да и зарубежья) факты, освещаемые в «Русской музыкальной газете» (18941918) Н.Ф. Финдейзена4, начинаешь понимать их значимость и необходимость анализа в свете нашего современного бытия.
В рубрике «Музыка в провинции», действовавшей с первых номеров РМГ как обязательный раздел издания, собиралась информация о музыкальной жизни всей страны, независимо от степени удаленности от столицы населенных пунктов. Казалось бы, разрозненная, фрагментарная информация за неполные 25 лет издания (а журнал выходил в первые пять лет как ежемесячный, по 12 номеров в год,
1 Исследование архивной коллекции Н.Ф. Финдейзена с 2019 года ведется при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда № 19-012-00226 а. Тема: «Дневники Н. Ф. Финдейзена 1925-1928 годов (расшифровка рукописи, исследование, комментирование и подготовка к публикации М. Л. Космовской)». The study of archival collection is carried out as part of the scientific project 19-012-00226 a., supported by Russian Foundation for the Humanities. The Topic: Diaries of N.F. Findeizen of 1925-1928 (transcript of the manuscript, study, comment and preparation for publication by M.L. Kosmovskaya).
2 Далее - РМГ.
3 Доклад по теме статьи с освещением приводимых фактов был прочитан на VII сессии Научного совета по истории проблем музыкального образования (под руководством В. И. Адищева: Вологда, 22-26 апреля 2019 г.) в ходе круглого стола по музыкальному краеведению, проведенного в стенах Кирилло-Белозерского монастыря 26 апр. 2019 г.
4 Финдейзен Николай Федорович (1868-1928) - ученый, историк, историограф русской музыки с древнейших времен, организатор и бессменный редактор «Русской музыкальной газеты» (18941918), лектор и музыкально-общественный деятель.
в последующие - как еженедельный - по 52 номера, исключение составили 1917 год - 36 номеров и 1918 год - 6 сдвоенных - всего 12), собранная воедино, дает весьма серьезные основания для разработки и научного анализа исторических, музыковедческих, педагогических проблем.
Небольшие заметки вологодских корреспондентов фиксируют историко-музыкальные факты. И это достоверное отражение музыкальной жизни северного города. При этом следует подчеркнуть, что музыкальное краеведение в Вологде -одна из наиболее исследованных страниц российского регионоведения. В публикациях доктора искусствоведения, профессора Вологодского государственного университета М. Г. Долгушиной старательно анализируется как в целом музыкальная [Долгушина 2003, 2006], так и в частности концертно-театральная жизнь Вологды в XIX веке [Долгушина 2013, Долгушина 2013а], обращается внимание на музыкальный быт и развлекательную культуру города во второй половине XIX столетия [Долгушина 2012], дается характеристика деятельности «Общества любителей музыкального и драматического искусства» и вклада этого творческого объединения в культурную жизнь конца XIX века [Долгушина 2014]; раскрывается история становления музыкального образования в Вологде [Долгушина 2007, 2008, 2009, 2011] от самых истоков [Долгушина 2013б] и уделяется достойное внимание источниковедческим аспектам, к примеру анализу такого источника сведений для историков и музыковедов, как «Вологодские губернские ведомости» [Долгушина 2018]. Интересно, что, обращаясь к музыкальной культуре родного города, Марина Геннадьевна в основном ограничивается XIX веком. «Русская музыкальная газета» может дать импульс к расширению временных рамок исследования, предлагая информацию о фактах 1900-1910 годов.
Выделим пять информационных материалов в издании Н.Ф. Финдейзена, дав им оценку в ракурсе возможного дальнейшего многоаспектного изучения музыкально-краеведческой тематики.
В рубрике «Музыка в провинции» в РМГ за 1900 год читаем: «Вологда. 22 окт. "Аскольдова могила" Верстовского собрала полный театр. В ролях Неизвестного и Всеслава выступили гг. Шостацкий и Пономарев» [Вологда 1900: стб. 1126]. То есть возможна вероятность того, что в Вологде своими силами была поставлена эта опера. Заметка рождает целый круг вопросов: кто был инициатором, силами каких учебных или общественных организаций был поставлен оперный спектакль, «собравший полный театр». Можно выделить два направления поисков. Во-первых, это анализ информации из региональных изданий, таких как, к примеру, неофициальная часть Вологодских губернских ведомостей (1838-1917). Во-вторых, архивные материалы: в Вологде, до которой не дошла Великая Отечественная война, что ощущается не только в архитектуре города, но и в характере живущих здесь людей, должны были сохраниться документы и материалы о музыкальной жизни предреволюционных десятилетий.
Однако сам факт постановки оперы в Вологде, да еще и собравшей большое количество слушателей, говорит о высоком уровне музыкальной культуры в городе.
В РМГ за 1903 год сообщается: «Вологда (корреспонденция). 7 авг. В Двор. собрании состоялся концерт в пользу недостаточных студентов-вологжан. Из участвующих особенное впечатление произвел молодой виолончелист -воспитанник Московской консерватории Банович, сыгравший балладу Гольтермана, "Осеннюю песнь" Чайковского и др. В концерте участвовал хор студентов» [Вологда 1903: стб. 806]. Заметка дает три интересных факта: благотворительная
деятельность, привлечение музыкантов из других городов и участие хора студентов, скорее всего из одного из учебных заведений города.
В 1910 году сообщалось: «В Велик. посту, без успеха, гастролировало т-во оперных артистов под упр. Шигаевой, давшее 5 спектаклей ("Аида", "Лакмэ", "Демон", "Самсон и Далила", "Пиковая дама"), взявшее на круг 490 руб. На пасхальной неделе состоялись 2 оперных спектакля другого товарищества под упр. г. Софронова; оба спектакля дали 350 руб.; из исполнителей выделился только сам г. Софронов» [Вологда 1910: стб. 600].
Деятельность частных оперных трупп в России - большая и интересная тема истории музыкальной жизни дореволюционного периода: мало исследованная, но очень востребованная в наши дни, поскольку музыкальная жизнь регионов, несмотря на разнообразную концертную жизнь, испытывает явный недостаток приобщения к оперному искусству. Этот пробел вполне можно восполнить возрождением опыта деятельности подобных коллективов.
Три приведенных информационных заметки, которые даны без подписи и написаны одним стилем, как видно, принадлежат одному автору. В архиве Н.Ф. Финдейзена сохранолись три письма. Первое, от 24 февр. 1899 г., подписано одной фамилией: «Суворов» [Суворов], второе и третье, за 1901-1902 годы, - «Иван Суворов» [Суворов Иван]. Именно эти корреспонденции дают основание предполагать, что вологодский историк, историограф, краевед и архивист Иван Николаевич Суворов (1860-1926), в то время редактор «Вологодских епархиальных ведомостей» (до 1902 - всего издания, позднее - его неофициальной части), и был автором этих заметок.
Впрочем, не исключено, что и следующие две рецензии были написаны им же, хотя они уже несут совершенно иной стиль и другого уровня музыкально -критическую оценку. Это корреспонденции, подписанные псевдонимом «Б»: «28 и 30 декабря в зале Страхового общ. были даны 2 концерта В.Г. Завадским, приезжавшим с хором человек до 40. Вологжанам редко приходится слышать такой прекрасно организованный хор. Особенно выдается замещение басовых партий; тембры отдельных певцов так согласованы, что и тонкий слух не найдет шероховатости. Хороши и прочие партии, хотя и не стоят на уровне басовой. Вероятно, г. Завадский согласится с мнением, что женские голоса требуют дальнейшей выправки; напр., иные певицы дозволяют себе произношение сквозь зубы или вибрации, не дающие полного звукового эффекта при слиянии партий в чистый консонанс, или не всегда уместно "закрывают" голос. Впрочем, если принять во внимание, что у нас очень мало хороших певческих школ и учителей пения, умеющих ставить голоса, то за эти недочеты нельзя винить лично г. Завадского» [Б. 1910: № 3: стб. 87-88]. То есть «Русская хоровая капелла» Василия Григорьевича Завадского - дирижера, регента, преподавателя пения, гастролировавшего с ней с конца 1890-х годов, - была принята в Вологде в 1910 году весьма благосклонно, хотя и не без определенной доли критики.
«Б» сообщает о том, что коллектив приехал в Вологду с брошюрой, в которой содержалась информация о его репертуаре из 71 номера, причем в двух состоявшихся концертах было исполнено из них только 27 номеров, и дает весьма обстоятельную характеристику исполнению: «Лучшими по исполнению надо признать "Татарский полон" Р.-Корсакова, где особенно ясен русский песенный склад; Гречанинова - "На заре" и "Колыбельная"; Варламова - "Баллада" (на слова Кольцова "Оседлаю коня", в которой интересна была данная Завадским нюансировка; Рубинштейна "Ночью" и "Гномы". Дважды было исп. "На реках Вавилонских" Гуно, вещь, как известно, громоподобная, где особенно можно
показать себя басам. "Легенда" Чайковского исп. довольно вычурно; напр. при слове "колючий" дирижер делает жест, как бы от укола о терновник; нюансировка не Чайковского; был еще "Пантелей" Рахманинова в темпе более быстром, чем у автора. Из собственных композиций г. Завадский исп. "Бурю" (на слова Пушкина) довольно изобразительной и "Заповедь" (Шевченко) с музыкой, напоминающей "Херувимские" и др. церк. песнопения. Не обошлось и без певческих фокусов: аккомпанемент с закрытым ртом, высоким "La"; рассыпчатое "Ох" (Лысенко -"Ох, та не любы двох"). Уступая духу времени, хор исполнил 2 каторжные песни, не имеющие, правду сказать, ничего художественного. Не были забыты и так назыв. "народные"; но исполнение и у г. Завадовского, как и у других, не отличалось "народностью": ни русской удали, ни русского раздолья. Исполнительница их более жеманилась, чем увлекалась песнью. Вообще хоры, привыкшие исполнять не народные песни, начинают почти всегда блуждать как в лесу, приступивши к "русской" песне. Или ее нельзя исполнять просто, без ужимок, без салонного расшаркивания?» 1910: №3: стб. 88-89].
Большой приведенный фрагмент рецензии дает образец музыкально-критического стиля с прямотой и резкостью, характерной для той эпохи. Это оценка музыканта-профессионала, далекая от тактичных и выдержанных рецензий советской эпохи.
Аналогичен стиль и второй рецензии за этот же год - на спектакли товарищества Московской частной оперы, бывшего театра Солодовникова: «В местном городском театре 23, 25, 26, 27 и 28 марта были ... поставлены: 23 -"Демон", 25 - "Пиковая дама", 27 - днем "Фауст", вечером "Мазепа", 27 - "Евгений Онегин", 28 - "Кармен". Для Вологды это небывалый репертуар с небывалым ансамблем, так что ради "Фауста" начальство средних учебных заведений даже освободило учениц и учеников от последних уроков для посещения "Фауста". Из исполнителей следует отметить Ю. Мезенцова, довольно сильный баритон приятного тембра, а главное - с отчетливым произношением слов и фраз (Демон, Кочубей, Томский и, послабее - Евгений Онегин); г-жу З. Мезенцову-Степенко -сильное сопрано, но с недостаточно выразительной игрой (Тамара, Мария в "Мазепе", Лиза); г-жу Туманову - в Микаэле ("Кармен"), г. Комиссаржевского -в Ленском; г-жу Е. Михайлову - няню в "Онегине". Особенно удались сцены: с письмом Татьяны (Туманова), где прекрасно показал себя оркестр; Кочубей в тюрьме и перед казнью. Из опер понравились публике "Мазепа" (с купюрами) и "Евгений Онегин" (тоже). Картинно была поставлена "Кармен"» 1910: №17: стб. 423].
Такой отзыв получили московские артисты, в числе которых был даже Фёдор Фёдорович Комиссаржевский (1882-1954) - российский театральный режиссёр, педагог, теоретик театра, основатель одного из московских театров - имени его сестры, выдающейся отечественной артистки В.Ф. Комиссаржевской.
Выявляя лучшие стороны состоявшихся гастролей, автор статьи в то же время, как и в предыдущей рецензии, особое внимание уделяет моментам, вызвавшим раздражение и недовольство: «К недостаткам артистов надо отнести слишком частое обращение к публике, как будто разговор идет с публикой, и заметно-усердное поглядывание на палочку дирижера, производящее впечатление нетвердого знания времени вступления. Недостаток театра в Вологде - скверная акустика, так что певцам приходится усиливать голос и избегать скорых темпов. Это условие надо иметь в виду заезжающим в Вологду концертантам. S» 1910: №17: стб. 423].
Из текстов приведенных из РМГ статей хотелось бы выделить вторую, 1903 года - о концерте «в пользу недостаточных студентов-вологжан»: традиция, как показывает анализ вологодской периодики, очень прочная в то время. Так, к примеру, в Вологодском справочном листке за 1915 год в рубрике «Развлечения» только в одном первом номере сообщалось о двух благотворительных мероприятиях: «2-го января 1915 года в городском театре студентами любителями драматического искусства устраивается спектакль. Ставится "Gaudeamus" (старый студент) Леонида Андреева. Чистый сбор со спектакля поступит в пользу недостаточных студентов вологжан. Пьеса эта ставилась 29-го ноября 1914 года с тем же составом исполнителей в Петрограде в пользу раненых воинов вологжан, находящихся в петроградских лазаретах» [Развлечения Студенческий спектакль 1915].
«В воскресенье, 4 января 1915 года, в зале страхового общества, студенты вологжане устраивают концерт в пользу жертв войны. 50% чистого сбора поступят в городской дамский комитет для раненых воинов, и остальные 50% в городское попечительство по призрению семейств, призванных на войну. К участию в концерте приглашены: артистка петроградского театра Музыкальной драмы С.А. Покровская (сопрано), артист того же театра А.Н. Садомов (бас) и пианист В.А. Дранишников; кроме того, выступят местные силы: Д.Н. Виноградов, И.Г. Геницинский, А.С. Гельперин, П.Н. Трапезников и др. Начало концерта ровно в 8 ч. вечера» [Развлечения Студенческий концерт 1915].
Однако даже столь обстоятельных анонсов редактору издания показалось мало и на соседней полосе была размещена еще одна статья об этих мероприятиях -спектакле и концерте: «Завтра в городском театре состоится спектакль в пользу недостаточных студентов-вологжан. Обычно из года в год на Рождество студенты устраивали свой традиционный студенческий концерт-бал с той же благотворительной и в высшей степени симпатичной целью. Этот студенческий концерт считался одним из самых любимых у вологжан и привлекал "всю Вологду". Нынче - другое время и не веселье на уме у многих. Сбор со своего обычного традиционного концерта студенты жертвуют на те нужды, удовлетворение которых стоит в настоящее время на первом плане. На нужды войны. Студенчество поступает так, как должно поступить русское студенчество, всегда болеющее страданиями народа и несущее свои силы ему на служение» [Некто 2015]. И далее следует уверенность в том, что вологжане поддержат и спектакль, и концерт: «Пусть же русское общество докажет, что и оно не забыло студенчество в тяжелую для него минуту. Хочется верить, что симпатии вологжан к студенчеству не ослабели и проявятся завтра по-обычному» [Там же].
Полный патриотизма текст статьи, опубликованной под псевдонимом (по традициям того времени) «Некто», продолжается рассуждениями вневременного и внеполитического характера: «Война и ее нужды теперь на первом плане. Но как ни как война, несмотря на всю свою грандиозность и на жертвы, - явление преходящее, временное. Есть вопросы, стоящие и выше ее - вопросы вечные, непреходящие и одинаково важные и во время войны, и во время мира. Это вопросы науки, вопросы образования. Не могут быть они забыты и в наше тревожное время. Ни при каких обстоятельствах не может быть потушен вечный огонь на жертвеннике науки в ее светлом храме. Как солнце - он должен светить одинаково всегда и во все времена. Для будущей обновленной России образование необходимо более, чем когда бы то ни было. В нем наша сила, грозная и страшная для всех наших врагов» [Там же].
Таким образом, анализ публикаций о музыкальной жизни в Вологде показал, что они могут служить импульсом к историко-музыковедческим поискам, становиться хрестоматийными материалами по истории региональной культуры и истории музыки в России в целом, быть полезными при чтении курсов по музыкальной историографии, источниковедению и музыкальному просветительству и критике.
Значение анализа фактов прошлого для современности хорошо понимают в Вологде и сегодня: здесь старательно сканируют издания региональной периодической печати, выводя их на сайт Вологодской областной универсальной научной библиотеки. Правда, работа эта тормозится объективными фактами, о чем говорится, к примеру, на сайте «Вологодского справочного листка»: «Ввиду плохого состояния газеты оцифрованы только 1915-1917 годы. При наличии финансирования работа будет продолжена и копии заказаны из РГБ» [Вологодский].
Библиографический список
Архивные материалы Суворов. Письмо Н. Ф. Финдейзену. 24 февр. 1899 // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 816 (Н. Ф. Финдейзена). Оп. 2. Ед. хр. 1892. 1 л.
Суворов Иван. Письма (2) Н. Ф. Финдейзену. Вологда. 1901-1902 // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 816 (Н. Ф. Финдейзена). Оп. 2. Ед. хр. 1893. 2 л.
Литература
S. Вологда (корреспонденция) // РМГ. 1910. № 17. Стб. 423.
S. Вологда // РМГ. 1910. № 3. Стб. 87-89.
Вологда (корреспонденция) // РМГ. 1903. № 36. Стб. 806.
Вологда // РМГ. 1900. № 46. Стб. 1126.
Вологда // РМГ. 1910. № 26/27. Стб. 600.
Вологодский справочный листок. 1915. URL:
https://www.booksite.ru/vol_list/index.htm (дата обращения: 24.07.2019).
Долгушина М.Г. «Вологодские губернские ведомости» как источник сведений о музыкальной жизни Вологды второй половины XIX века // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 2 (43). С. 144-152.
Долгушина М.Г. Из истории музыкального образования в Вологде // Музыкальное искусство и музыкальное образование в современном мире: материалы науч.-практич. конф. 12 ноября 2009 г. Махачкала: ДГПУ, 2009. С. 35-37.
Долгушина М.Г. Из истории музыкального образования в Вологде второй половины XIX века: учебные заведения и их роль в концертной жизни города // История музыкального образования и современность: фундаментальный и прикладной аспекты: материалы второй сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. Екатеринбург - Пермь: УГК-ПГПУ, 2011. С. 121-125.
Долгушина М.Г. Концертная афиша Вологды 1850-х годов (по материалам периодической печати) // Музыкальная культура Вологодского края: исследования и материалы / Вологод. госуд. пед. ун-т; авт.: М.Г. Долгушина и др.; сост., науч. ред. М.Г. Долгушина, Г.П. Парадовская; отв. за вып. О. А. Федотовская. Вологда: Древности Севера, 2013. С. 99-105.
Долгушина М.Г. Музыкальная жизнь Вологды 60-70-х годов XIX века. // Вологда: Краеведческий альманах. Вып. 4. Вологда: Русь, 2003. С. 320-334.
ДолгушинаМ.Г. Музыкальная жизнь Вологды XVШ-XIX веков // Вологодская энциклопедия. Вологда: Русь, 2006. С. 331-332.
Долгушина М.Г. Музыкальное образование в Вологде второй половины XIX века // Край мой северный: материалы литературно-краеведческой конф. 2007 и 2008. Вологда: ВИРО, 2008. С. 51-57.
Долгушина М.Г. Музыкальные спектакли в Вологде 1850-1870-х годов // Жизнь провинции: материалы и исследования: сб. ст. Н. Новгород: Дятловы горы, 2013. С. 246-250.
Долгушина М.Г. Музыкальный быт и развлекательная культура Вологды второй половины XIX века // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 4 (44). Т. 3. С. 130-133.
Долгушина М.Г. Общество любителей музыкального и драматического искусств и его вклад в культурную жизнь Вологды конца XIX века // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 2 (55). Т. 2. С. 115-119.
Долгушина М.Г. У истоков музыкального образования в Вологде // Музыкальная культура Вологодского края: исследования и материалы / Вологод. госуд. пед. ун-т; авт.: М. Г. Долгушина и др.; сост., науч. ред. М.Г. Долгушина, Г.П. Парадовская; отв. за вып. О.А. Федотовская. Вологда: Древности Севера, 2013. С. 18-22.
Некто. Студенческий спектакль // Вологодский справочный листок. 1915. 1 янв. №799.
Развлечения. Студенческий концерт // Вологодский справочный листок. 1915. 1 янв. №799.
Развлечения. Студенческий спектакль // Вологодский справочный листок. 1915. 1 янв. №799.