НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
DOI: 10.17805^ри.2023.2.21
Музыкальная педагогика и музыкальное образование в современном Китае: основные характеристики
Хуан Фэн
Московский педагогический государственный университет, Го Цзинюй
Московский педагогический государственный университет, Чжан Сюэ
Московский педагогический государственный университет
Музыка является важной частью культуры каждого народа, она, безусловно, оказывает также положительное влияние на развитие личности. Включение уроков музыки в образовательный процесс, таким образом, является необходимостью. Для того чтобы данные уроки были качественными, необходимы высококвалифицированные преподаватели, получившие соответствующее образование. В данной статье рассматривается состояние музыкальной педагогики и музыкального образования в современном Китае, а также анализируются существующие на сегодняшний день проблемы в данной сфере.
Ключевые слова: музыка; музыкальное образование; музыкальная педагогика
ВВЕДЕНИЕ
Музыкальная педагогика — дисциплина, изучающая весь процесс музыкального образования, раскрывающая закономерности обучения, направления, закономерности развития, основные характеристики музыкального образования, уточняющая педагогические теории и методы, применяемые в музыкальном образовании и различных дисциплинах педагогики в целом. Она состоит из музыковедения и педагогики и сочетает в себе теорию и практику. На сегодняшний день в Китае насчитывается более 700 колледжей и университетов с высшим профессиональным музыкальным образованием. Среди них 9 специализированных высших музыкальных колледжей, 6 общеобразовательных колледжей искусств с высшим специальным музыкальным образованием, 30 обычных колледжей с высшим специальным музыкальным образованием и более 600 вузов с высшим специальным музыкальным образованием (Ван, 2022). Каждая ступень образования, а так-
же каждый тип образовательного учреждения имеют свою специфику. Так, профессиональное образование, предлагаемое в колледжах, заключается в подготовке профессиональных музыкантов. Оно отличается от общего школьного музыкального образования тем, что заключается не только в воспитании и повышении музыкальной грамотности людей, но, что более важно, в воспитании у образованных людей способности к музыкальному труду. Поэтому музыкальное образование как обучение музицированию не ограничивается импровизированным пением или импровизацией на основе собственных ощущений, умением напевать и записывать мелодию, а требует систематического овладения различными способами образования музыкальных форм — того, что мы обычно называем теорией композиции. Профессиональное музыкальное образование как обучение музыкальному исполнению не ограничивается развлечением и пением или игрой партитуры произведения. При этом роль школьного образования как первичного этапа сложно переоценить, так как именно тогда закладываются интерес к музыке и первые музыкальные навыки. Также стоит упомянуть высшее образование: студенты, обучаясь, получают не только знания практической части, но и глубокие познания в теории. В то же время как область высшего образования музыкальное образование должно отражать спецификацию разных уровней образования, т. е. три разных уровня технических требований — бакалавриата, магистратуры и аспирантуры университета.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Теоретическое изучение китайского музыкального образования имеет долгую историю. Практическая деятельность музыкального образования, зародившаяся во времена династии Шан (1554-1046 гг. до н. э.), и идея «музыкального образования», постепенно выстраиваемая после этого, стали предтечей китайской теории музыкального образования. Однако как специфический предмет музыкальная педагогика представляет собой воспитательную деятельность современной музыкальной школы с XX в., которую можно рассматривать как теоретическую и практическую подготовку китайской музыкальной педагогики.
Школьное музыкальное образование современного образца следует отсчитывать от движения «Школьная музыкальная песня», развивавшегося в конце династии Цин (1636-1911 гг.) и в начале Китайской Республики. Реформаторы в лице Кан Ю отстаивали важную воспитательную роль музыки в идеологическом просвещении, выступали за создание музыкальных классов в школах для развития музыкального образования. Примерно в 1904 г. во многих новых школах постепенно открывались музыкальные классы. В 1912 г. Временное правительство в лице первого министра просвещения Цай Юаньпэй закрепило за музыкой статус обязательного предмета в китайских школах на государственном уровне (Ван, Яковлева, 2021: 216).
В 1990-е гг. появился ряд учебных пособий по музыкальной педагогике, таких как «Музыкальная педагогика» Лю Юньсяна и Вэй Хуана (1990), «Введение в общую музыкальную педагогику» Цао Ли (1990) и др. Общими чертами этих работ являются: изменение традиционных методов обучения музыке, попытка исследовать рамочную структуру музыкального образования с точки зрения макроперспективы, не только наследуя теоретическое накопление традиционных методов обучения и теорий обучения. Рассматривается и анализируется реализация музы-
кального образования на разных уровнях, обобщается и излагается феномен музыкального образования, формируется базовая теоретическая система. Например, общие рамки «Музыкальной педагогики в обычных школах» (Цао Ли, 1993) в основном включают философию музыкального образования, эстетику музыкального образования, краткую историю музыкального образования, сравнение музыкального образования в Китае и зарубежных странах, психологию музыкального образования, преподавание музыкальной теории, педагогику музыки для детей раннего возраста, музыкальное образование для детей с особыми нуждами, управление музыкальным образованием; обобщаются законы музыкального образования с точки зрения философского основания, истории развития, детской педагогической психологии, методов и средств обучения.
С середины 1990-х гг. появились также трактаты по музыкальной педагогике и музыкальному образованию для высших общеобразовательных школ и колледжей, например, такие как «Музыкальная педагогика в педагогических университетах» под редакцией Ван Яохуа, Чжэн Цзиньян, Ма Да, Сун Цзинь (1996); «Введение в профессиональную музыкальную педагогику» Чжан Фань (1997) и др. Первый излагает историческую, социальную, философскую основы, психологические корни, методы обучения, сам процесс обучения, подходы к оценке обучения и систему музыкального образования в педагогических колледжах и университетах. Делается попытка исследовать особые характеристики музыкального образования в педагогических школах, колледжах и университетах. Во второй же книге рассматривается сущность и цели профессионального музыкального образования, воспитания эстетического опыта, культурного качественного образования, построения психологической системы и воспитания творческих музыкантов в контексте исследования особых законов воспитания профессиональных музыкантов.
Также в 1990-х гг. появились труды «О музыкальном образовании» Яо Сыюаня (1992), «Теория преподавания музыки в средней школе» под редакцией Ю Чжэн-миня (1992) и др. В этих работах поведение и явления музыкального образования изучались с разных сторон, с попыткой обобщить собственные законы их функционирования.
ЦК КПК и Госсовет в «Решении об углублении реформы образования и всестороннем содействии качественному образованию» от 13 июня 1999 г. указывали: «В современном мире наука и техника развиваются семимильными шагами... и сила государства все более и более зависит от качества рабочих, а также от качества и количества различных талантов, что выдвигает более насущные требования к воспитанию нового поколения нашей страны в XXI в. Наша образовательная концепция, образовательная система, образовательная структура, режим подготовки талантов, методы обучения относительно отстают и не могут удовлетворить потребности в улучшении качества жизни людей... (Нужно) углублять образовательную реформу, всесторонне продвигать качественное образование и строить динамичную систему социалистического образования с китайской спецификой, которая заложила прочную основу талантов и знаний для реализации стратегии развития страны через науку и образование нравственных, культурных, дисциплинированных, интеллектуальных, физических и эстетических строителей и продолжателей дела социализма»1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ
В настоящее время можно сказать, что музыкальное образование в Китае перестало следовать так называемой двухколейной параллельной системе, которая критиковалась Лао Чжичэном и другими исследователями музыкального образования (Музыкальное ... , 1956: 9). В этой системе предлагалось два пути: «Один путь для руководителей Министерства культуры для подготовки экспертов и профессиональных работников: от любительской музыкальной начальной школы, музыкальных средних школ, музыкальных училищ до музыкальных институтов; другой путь общего музыкального образования под руководством Министерства образования: от начальных школ, средних школ (в том числе средних общеобразовательных школ) до музыкальных факультетов обычных колледжей» (там же: 19). В то время Лао Чжичэн и другие исследователи педагогики музыки считали, что «неразумно разделять музыкальное образование таким образом» (там же: 9). Сегодня этой «неразумной» «двойной» системы музыкального образования больше не существует и нет ни одной музыкальной школы, в которой не предлагались бы специальности музыкального образования. Было также создано большое количество педагогических колледжей и университетов, школ музыки и искусств.
17 ноября 2003 г. был официально запущен ключевой проект Министерства образования в сфере национальной политики педагогической науки «Десятая пятилетка» — Международное сравнительное исследование подготовки учителей музыки, которым руководили Ян Жуйминь и Ду Сяоши. В августе 2004 г. Профессиональный комитет музыкального образования Китайской педагогики и Общество музыкальной педагогики Китайской музыкальной ассоциации совместно провели Национальный симпозиум по построению дисциплин и последипломному образованию музыкальной педагогики в Даляне (Лэй, 2004: 10). Позднее Профессиональный комитет по образованию поглотил Общество музыкальной педагогики Китайской музыкальной ассоциации в качестве члена своей группы и учредил на его основе Академический комитет музыкальной педагогики. На первом собрании, совместно созванном двумя обществами, были также представители Профессионального комитета музыкального образования Китайского образовательного общества. Мероприятие было проведено на фоне ситуации, когда 400 000 учителей музыки и исследователей музыкального образования в Китае присоединились к Международному обществу музыкального образования (^МЕ), которое является членом ЮНЕСКО и имеет членов в более чем в 70 странах мира. На этой конференции были рассмотрены достижения и проблемы в построении дисциплин музыкального образования в Китае (особенно после начала реформ и открытости) и выдвинуты дальнейшие академические и международные вопросы построения дисциплин музыкального образования. Доктор Макферсон Гэри, президент Международного общества музыкального образования, приветствовал китайских коллег на встрече и провел углубленное обсуждение того, как китайские ученые в области музыкального образования могут проводить обширные обмены с ^МЕ. В ноябре 2004 г. Шанхайская консерватория музыки провела международный симпозиум по музыкальному образованию, а Нанкинский педагогический университет — международный симпозиум по музыкальному образованию в мультикуль-турном контексте.
Реформирование и развитие базового образования в Китае, постоянное внимание к вопросам повышения качества музыкального образования привели к значительным достижениям в последние годы.
Так, образовательные административные отделы на всех уровнях изначально создали управленческие, консультационные, обучающие и исследовательские учреждения для музыкального образования в начальных и средних школах, что изменило ситуацию, когда в прошлом не было специальных учреждений и никого, кто мог бы управлять музыкальным образованием. Также был сформулирован ряд правил и документов, чтобы улучшить работу в сфере музыкального образования и преподавания в начальных и средних школах. Помимо этого, стоит отметить, что количество открывающихся музыкальных курсов в начальных и средних школах неуклонно растет, что изменило давнюю ситуацию с большими пробелами в музыкальном образовании. Также в Китае на сегодняшний день представлены различные известные зарубежные методы обучения музыке, и уровень преподавания значительно повышен. Повсеместно проводятся красочные внеклассные музыкальные мероприятия, которые способствуют развитию музыкального образования в стране. Издано множество учебников по музыке (Интерпретация стандартов ... , 2002; Хэ, 2003; Чжан С., 2004).
Тем не менее в действующей в Китае образовательной системе основного образования есть ряд проблем. Можно выделить однобокое понимание ценности и целей музыкальных курсов. Долгое время не решались вопросы о статусе эстетического воспитания в системе всестороннего развивающего образования школы, а также о соотношении эстетического воспитания с другими аспектами, особенно с нравственным воспитанием, что должно быть следствием осознания людьми ценности и целей музыкальных курсов.
Для программы обучения музыке в Китае характерна сосредоточенность на внешних факторах, таких как мораль, упоминаемая в произведении, в то же время эстетика произведения отходит на второй план, если не вовсе игнорируется. Таким образом, большее значение отводится неэстетическим переживаниям (знаниям, истории, технологиям), в то же время игнорируются эстетические переживания (ассоциации, воображение, творчество, эмоции). Схожей проблемой можно назвать то, что при составлении программы обучения музыке авторы курсов не учитывают специфики музыкального образования, концентрируются на целях, которые характерны для всех общеобразовательных курсов, таким образом, опять же игнорируется основная цель курса музыки — воспитание эстетического восприятия. Также при обучении отсутствует индивидуальный подход, при обучении общим музыкальным знаниям и навыкам игнорируются интересы самого студента.
Еще одной проблемой является то, что руководители учебных заведений иногда неправильно оценивают роль такого предмета, как музыка, уверены в его ненужности или меньшей необходимости, в связи с чем учителя музыки не нанимаются.
Дальнейшее развитие и совершенствование музыкального образования в колледжах и университетах должно постепенно решить следующие проблемы.
1. Необходимо повышать осведомленность руководителей колледжей и университетов о важности музыкального образования. Некоторые школы останавливаются только на проведении внеклассных мероприятий и недостаточно понимают значение музыкальных факультативов.
2. Отсутствие управленческих регламентов и регламентов музыкального образования в колледжах и университетах. В результате в некоторых школах нет институтов для управления музыкальным образованием, нет штатных преподавателей музыки, не хватает средств, мест и оборудования для проведения уроков музыки.
3. В настоящее время учителям музыки, которые преподают в колледжах и университетах, трудно претендовать на высшие профессиональные звания, они зачастую владеют техникой, однако не имеют специального образования, позволяющего им стать преподавателями музыки.
4. Надо собрать и опубликовать разнообразные методические материалы, необходимые колледжам и вузам для открытия музыкальных факультативов. Учебные материалы нуждаются в дальнейшем совершенствовании, чтобы лучше отражать нужды колледжей и университетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно сказать, что теоретическое изучение музыкального образования в Китае имеет долгую историю, но как конкретная дисциплина музыкальная педагогика является очень молодой дисциплиной. Она была задумана, рождена и сформирована с развитием китайского музыкального образования в XX в. По сравнению с другими дисциплинами она все еще относительно слаба и имеет большие возможности для развития, а также требует более напряженной работы от большинства музыкальных педагогов, чтобы постоянно обогащать и совершенствовать ее.
Система музыкального образования вслед за системой образования в целом претерпела большие изменения, которые повлекли за собой качественное улучшение образовательных программ, а также более высокие результаты учеников. Тем не менее на сегодняшний день остается ряд нерешенных вопросов, часть из которых является наследством прошлого, как, например, игнорирование личных интересов учеников. Данные проблемы были выявлены сравнительно давно, однако они все еще не искоренены. В целом стоит отметить, что за последние 30 лет прогресс очевиден, чему способствовали реформы в образовании и другие объективные причины, такие как развитие экономики и т. д.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Стандарты обязательного музыкального образования [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования КНР. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A17/moe _794/moe_ 624/200107/t20010701_80353.html (дата обращения: 20.10.2022).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ван Аньго (2004) Исследование реформы и мер содействия развитию школьного музыкального образования в Китае // Журнал Центральной музыкальной консерватории. №3 (2). С. 158-161. (На кит. яз.).
Ван Мэньюнь, Яковлева Е. Н. (2021) Современное музыкальное образование в Китае: тенденции и перспективы. Ученые записки // Электронный научный журнал Курского гос. унта. №2 (58). С. 214-220. // Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremen-noe-muzykalnoe-obrazovanie-v-kitae-tendentsii-i-perspektivy htm (дата обращения: 20.10.2022).
Ван Цичжао (2022) Исследование системы оценки преподавания в высшем профессиональном музыкальном образовании в Китае // Тяньцзинская консерватория музыки. URL: https://xsyj.tjcm.edu.cn/info/1010/1117.htm (дата обращения: 20.10.2022). (На кит. яз.).
Ван Чанинь, Ю Чжаоянь, Инь Аньяо (1992) Теория преподавания музыки в средней школе. Харбин : Образовательное изд-во провинции Хэйлунцзян. 288 с. (На кит. яз.).
Ван Яохуа (2022) Формирование, развитие и просвещение китайской музыкальной педагогики. Музыкальное образование // Huain. URL: https://www.huain.com/article/other/2022/ 0904/1216.html (дата обращения: 20.10.2022). (На кит. яз.).
Интерпретация стандартов музыкальной учебной программы (экспериментальный проект) (2002) / под ред. Аньтао Ван, Бяньмин Ву. Пекин : Изд-во Пекинского пед. ун-та. 238 с. (На кит. яз.).
Музыкальное образование в начальных и средних школах и колледжах (1956) / Лао Чжао-чэн, Лу Хаомэнь, Чен Ханьяо, Лю Сяомин, Чжан Ситао, Ян Дунляо, Лю Тяньинь, Хуан Тай-бин. Шанхай : Изд-во Шанхайской консерватории. 435 с. (На кит. яз.).
Лэй Дунся (2004) Перспективы академизации и интернационализации — Заметка об Академическом симпозиуме 2004 г. Дисциплинарное построение музыкальной педагогики и последипломного образования в национальных колледжах и университетах [Электронный ресурс] // Semanticscholar.org. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/ (дата обращения: 15.03.2023). (На кит. яз.).
Лю Ютинь, Вэй Хаолин (1990) Музыкальная педагогика. Далянь: Образовательный издательский дом провинции Ляонин. 320 с. (На кит. яз.).
Музыкальная педагогика в педагогических университетах (1996) / под ред. Яомин Ван, Цичжао Чжэн, Да Ма, Цзяопин Сун. Сямэнь : Народное издательство Фуцзянь. 398 с. (На кит. яз.).
Се Цзясинь. Обзор исследований педагогики современной музыки в Китае [Электронный ресурс] // Хуаин. URL: https://www.huain.com/article/other/2022/0325/674.html (дата обращения: 20.10.2022). (На кит. яз.).
Хэ Минлин (2003) Методика преподавания новой музыкальной программы в средней школе. Пекин : Издательский дом Высшего образования. 282 с. (На кит. яз.).
Цао Лосин (1990) Введение в общую музыкальную педагогику. Пекин : Пекинский пед. ун-т. 218 с. (На кит. яз.).
Чжан Синсянь (2004) Новое начало, новое видение, новые исследования — обзор академического симпозиума по построению дисциплин музыкальной педагогики и последипломного образования // Народная музыка. №5 (1). С. 12-18. (На кит. яз.).
Чжан Фулинь (1997) Введение в профессиональную музыкальную педагогику. Пекин : Изд-во Социальных наук Китая. 356 с. (На кит. яз.).
Яо Сяоинь (1992) О музыкальном образовании / под ред. Ю. Чжэнминя. Пекин : Изд-во Пекинского пед. ун-та 412 с. (На кит. яз.).
Дата поступления: 21.03.2023 г.
MUSICAL PEDAGOGY AND MUSICAL EDUCATION IN CONTEMPORARY CHINA:
KEY FEATURES Huang Feng Moscow Pedagogical State University,
Guo Jingyu Moscow Pedagogical State University,
Zhang Xue Moscow Pedagogical State University
Music is an important part ofthe culture of every nation, and it definitely has a positive impact on the development of the individual. Therefore, including music lessons into school program is a
necessity. In order to make these lessons useful, highly qualified teachers who have received the appropriate education are needed. This article discusses the state of musical pedagogy and musical education in modern China; it also analyzes the current problems in this area.
Keywords: music; musical education; music pedagogy
REFERENCES
Wang Anguo (2004) Issledovanie reformy i mer sodejstviya razvitiyu shkol'nogo muzykal'-nogo obrazovaniya v Kitae. Central Music Academy Journal, no. 3 (2), pp. 158-161. (In Chinese).
Wang Mengyuan and YAkovleva E. N. (2021). Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie v Kitae: tendencii i perspektivy. Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosu-darstvennogo universiteta, no. 2 (58), pp. 214-220 [online]. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/ n/ sovremennoe-muzykalnoe-obrazovanie-v-kitae-tendentsii-i-perspektivy htm (accessed: 20.10. 2022). (In Russ.)
Wang Cizhao (2022), Issledovanie sistemy ocenki prepodavaniya v vysshem professional'nom muzykal'nom obrazovanii v Kitae. Tianjing, Tianjing Music Academy Publ. [online] Available at: https://xsyj.tjcm.edu.cn/info/1010/1117.htm (accessed: 20.10. 2022). (In Chinese).
Wang Changyin, Yu Chaoyan and In Anyao (1992), Teoriya prepodavaniya muzyki v srednej shkole. Harbin, Heilongjiang Education Publ. 288 p. (In Chinese).
Wang Yaohua (2022), Formirovanie, razvitie i prosveshchenie kitajskoj muzykal'noj pedagogiki. Muzykal'noe obrazovanie. Huain [online]. Available at: https://www.huain.com/article/other/ 2022/0904/1216.html (accessed: 20.10. 2022).. (In Chinese).
Interpretaciya standartov muzykal'noj uchebnoj programmy (eksperimental'nyj proekt) (2002) / ed. by Antao Van and Bianming Wu. Beijing. Beijing University. 238 p. (In Chinese).
Muzykal'noe obrazovanie v nachal'nyh i srednih shkolah i kolledzhah (1956) / Lao Zhao-cheng, Lu Haomen, CHen Hanyao, Lyu Xiaoming, CHzhan Xitao, YAn Dongliao, Lyu Tianyin and Huan Taibing. Shanghai, Shanghai Music Academy. 435 p. (In Chinese).
Lei Dunxia (2004) Perspektivy akademizacii i internacionalizacii — Zametka ob Akademi-cheskom simpoziume 2004 g. Disciplinarnoe postroenie muzykal'noj pedagogiki i poslediplomnogo obrazovaniya v nacional'nyh kolledzhah i universitetah [online] Semanticscholar.org. Available at: https://www.semanticscholar.org/paper/ (accessed: 15.03.2023). (In Chinese).
Lyu Yutin and Wei Haoling (1990) Muzykal'naya pedagogika. Dalian, Liaoning Education Publ. 320 p. (In Chinese).
Muzykal'naya pedagogika v pedagogicheskih universitetah (1996) / ed. by Yaoming Wang, Cizhao Chzhen, Da Ma and Jiaoping Sun. Xiamen, Fujian People Publ., 398 p. (In Chinese).
Xie Jiaxin, Obzor issledovanij pedagogiki sovremennoj muzyki v Kitae Huain [online]. Available at: https://www.huain.com/article/other/2022/0325/674.html (accessed: 20.10.2022). (In Chinese).
He Mingling (2003), Metodika prepodavaniya novoj muzykal'noj programmy v srednej shkole, Beijing, Higher Education Publ. 282 p. (In Chinese).
Cao Luoxin (1990), Vvedenie v obshchuyu muzykal'nuyu pedagogiku. Beijing, Beijing Normal University. 218 p. (In Chinese).
Zhan Xingxian (2004) Novoe nachalo, Novoe videnie, novye issledovaniya - obzor akademich-eskogo simpoziuma po postroeniyu disciplin muzykal'noj pedagogiki i poslediplomnogo obrazo-vaniya. Narodnaya muzyka, no. 5 (1), pp. 12-18 (In Chinese.).
Zhan Fulin (1997), Vvedenie v professional'nuyu muzykal'nuyu pedagogiku, Beijing, Chinese Social Sciences Publ. 356 p. (In Chinese).
Yao Xiaoyin (1992) O muzykal'nom obrazovanii / ed. by Yu Chzhenminya. Beijing, Beijing University. 412 p. (In Chinese).
Submission date: 21.03.2023.
Хуан Фэн — аспирант Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета. Адрес: 119421, Российская Федерация, г. Москва, Ленинский проспект, д. 99. Тел.: +7 (985) 196-18-88. Эл. адрес: [email protected] Го Цзинюй — аспирант Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета. Адрес: Адрес: 119421, Российская Федерация, г. Москва, Ленинский проспект, д. 99. Тел.: +7 (985) 196-18-88. Эл. адрес: gggjy [email protected]
Чжан Сюэ — аспирант Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета. Адрес: 119421, Российская Федерация, г. Москва, Ленинский проспект, д. 99. Тел.: +7 (985) 196-18-88. Эл. адрес: [email protected] Huang Feng, Postgraduate Student, Institute of Social Studies and Humanities, Moscow Pedagogical State University. Postal address: 99, Leninsky Ave., Moscow, Russian Federation, 119421. Tel.: +7 (985) 196-18-88. E-mail: [email protected]
Guo Jinyu, Postgraduate Student, Institute of Social Studies and Humanities, Moscow Pedagogical State University. Postal address: 99, Leninsky Ave., Moscow, Russian Federation, 119421. Tel.: +7 (985) 196-18-88. E-mail: [email protected]
Zhang Xue, Postgraduate Student, Institute of Social Studies and Humanities, Moscow Pedagogical State University. Postal address: 99, Leninsky Ave., Moscow, Russian Federation, 119421. Tel.: +7 (985) 196-18-88. E-mail: [email protected]