Научная статья на тему 'Музыкальная индустрия: текущее состояние и перспективы развития'

Музыкальная индустрия: текущее состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3649
545
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАМПЛАСТИНКА / КОМПАКТ-КАССЕТА / КОМПАКТ-ДИСК / ЦИФРОВАЯ МУЗЫКА / СТРИМИНГ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / ОПЕН-ЭЙР / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ / GRAMOPHONE RECORD / COMPACT CASSETTE / COMPACT DISC / DIGITAL MUSIC / STREAMING / MUSIC FESTIVAL / OPEN-AIR / MUSIC GENRE / MUSIC INDUSTRY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Морщагина Нина Александровна, Коковашина Елена Владимировна, Павина Анна Владимировна

В статье рассматривается эволюция технологии записи и хранения музыки в мире и России. Проводится анализ динамики продаж на рынке аудио носителей в России и мире. Современное состояние индустрии анализируется на основе данных о посещаемости и стоимости входных билетов за 2013-2017 гг. на примере наиболее крупных фестивалей разных музыкальных жанров. Формулируется вывод о перспективах развития технологий воспроизведения музыкальных произведений и музыкальных фестивалей в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC INDUSTRY: CURRENT STATE AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT

The article deals with the evolution of music recording and storage technology in theworld and Russia. The analysis of dynamics of sales in the market of audio carriersin Russia and the world is carried out. The current state of the industry is analyzedon the basis of data on attendance and the cost of entrance tickets for 2013-2017by the example of the largest festivals of different musical genres. The conclusionabout prospects of reproduction technologies development of musical works andmusical festivals in Russia is formulated.

Текст научной работы на тему «Музыкальная индустрия: текущее состояние и перспективы развития»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

MUSIC INDUSTRY: CURRENT STATE AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT

УДК 336:334 DOI: 10.25631/PEJ.2018.2.8

МОРЩАГИНА Нина Александровна

доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

MORSHCHAGINA, Nina Aleksandrovna

Associate Professor of the Management in Social and Cultural Sphere Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, ena_ [email protected]

КОКОВАШИНА Елена Владимировна

студентка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, lena. [email protected]

KOKOVASHINA, Elena Vladimirovna

Student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]

ПАВИНА Анна Владимировна

студентка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, apavina@ yandex.ru

PAVINA, Anna Vladimirovna

Student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]

Аннотация.

В статье рассматривается эволюция технологии записи и хранения музыки в мире и России. Проводится анализ динамики продаж на рынке аудионосителей в России и мире. Современное состояние индустрии анализируется на основе данных о посещаемости и стоимости входных билетов за 2013-2017 гг. на примере наиболее крупных фестивалей разных музыкальных жанров. Формулируется вывод о перспективах развития технологий воспроизведения музыкальных произведений и музыкальных фестивалей в России.

© Морщагина Н. А., Коковашина Е. В., Павина А. В., 2018.

Ключевые слова: грампластинка, компакт-кассета, компакт-диск, цифровая музыка, стриминг, музыкальный фестиваль, опен-эйр, музыкальный жанр, музыкальная индустрия.

Abstract.

The article deals with the evolution of music recording and storage technology in the world and Russia. The analysis of dynamics of sales in the market of audio carriers in Russia and the world is carried out. The current state of the industry is analyzed on the basis of data on attendance and the cost of entrance tickets for 2013-2017 by the example of the largest festivals of different musical genres. The conclusion about prospects of reproduction technologies development of musical works and musical festivals in Russia is formulated.

Key words: gramophone record, Compact Cassette, Compact Disc, digital music, streaming, music festival, open-air, music genre, music industry.

Музыкальная индустрия представляет собой синтез творчества и техники, благодаря которому проводится фестивальная деятельность, а музыкальные произведения можно хранить и воспроизводить. Рассмотрим технологии записи и хранения музыки, которые совершенствуются, синхронно развиваясь с достижениями науки и техники. Так, основными аудионосителями в XX в. были граммофонные пластинки, односторонние, а позже двусторонние. Первая грампластинка была выпущена в 1897 г. фирмой «Victor» в США. В 1903 г., благодаря разработкам фирмы «Одеон», впервые был создан 12-дюймовый диск с записью на двух сторонах. Через полвека технологии изменились кардинально, и с 1958 г. стали выпускаться стереофонические грампластинки, создающие эффект объемного звучания.

В СССР производством и распространением граммофонных пластинок занималась Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», основанная в 1964 г. Она объединяла основные фабрики грампластинок и звукозаписывающие студии, существовавшие на тот момент в СССР [1].

Примерно с конца XIX до конца XX в. грампластинки были самыми популярными аудионосителями. Это объяснялось тем, что производителям было удобно массово тиражировать пластинки, а покупателей устраивала их невысокая стоимость. Однако с развитием технологий появлялись новые носители, спрос на которые увеличивался, и уже к концу XX в. начался спад производства грампластинок и проигрывателей.

Следующей технологией записи и хранения музыки стала компакт-кассета, которая была изобретена корпорацией «Philips» и представлена музыкальной индустрии в 1963 г. Относительно недорогая и удобная в обращении компакт-кассета продолжительное время (с начала 1970-х до конца 1990-х гг.) была одним из самых популярных аудионосителей, однако в начале XXI в. начала вытесняться компакт-дисками. В западных странах продажи компакт-кассет достигли своего пика в конце 1980-х гг., а спад продаж начался около 1990 г. [2]. Основным аудионосителем на российском рынке в 90-е гг. прошлого столетия также была компакт-кассета — носитель информации на магнитной ленте [3].

В 1979 г. компаниями «Philips» и «Sony» был создан совершенно новый носитель информации, прообразом которого была грампластинка, - компакт-диск (CD). С 1982 г. компакт-диски начали массово производить на заводах в Германии. Большую роль в популяризации CD внесли такие крупнейшие компании, как «Microsoft» и «Apple Computer» [4]. Изначально компакт-диск был создан для хранения аудиозаписей в цифровом виде (известен как CD-Audio), однако в дальнейшем стал широко использоваться как носитель для хранения любых данных (файлов) в двоичном виде (CD-ROM — компакт-диск с возможностью только чтения). В дальнейшем появились компакт-диски с возможностью не только чтения однократно занесенной на них информации, но и записи (CD-R) и перезаписи (CD-RW), что значительно повысило интерес к хранению музыкальных произведений на этом носителе [5]. К 1987 г., когда музыканты стали массово переходить на новый формат, число выпущенных наименований CD достигло 6 тысяч [6].

В начале XXI в. компакт-диски стали активно заменять компакт-кассеты, а их самих цифровая музыка благодаря развитию сети Интернет. В 1995 г. в институте интегральных схем общества Фраунгофера (Германия) был разработан революционный формат сжатия аудиоданных - MPEG 1 Audio Layer 3, который сокращенно был назван mp3. Mp3 стал одним из самых популярных форматов цифрового кодирования звуковой информации, появление кодека и дальнейшая его поддержка со стороны производителей CD-плееров привели к постепенному снижению продаж компакт-дисков.

В 2003 г. на рынок записи и хранения музыки ворвалась компания «Apple», предложившая распространение легальных цифровых копий аудиозаписей посредством магазина iTunes Store. Общая база композиций в онлайн-магазине на момент презентации составляла более 200 тысяч треков. В настоящее время эта цифра превысила отметку в 43 миллиона треков [7], с 3 декабря 2012 г. iTunes Store стал работать в России.

Вся музыка в магазине iTunes доступна только в проприетарном (патентованном) формате

AAC, обладающем эффективным алгоритмом сжатия, представляющим собой многоканальный алгоритм кодирования аудио, поддерживающий потоковую передачу. Так, при среднем размере файла песни (8-15 Мбайт), AAC имеет намного меньше потерь, чем похожий по размеру mp3 [8]. Однако магазин iTunes доступен только для пользователей устройств компании «Apple», что сокращает круг покупателей музыки данного онлайн-сервиса.

Недавно стало известно, что компания «Apple» планирует закрыть iTunes Store к 2019 г. из-за падения продаж, а также из-за того, что данный онлайн-магазин проигрывает в конкурентной борьбе собственному приложению потокового воспроизведения аудио «Apple Music», его шведскому аналогу Spotify. В качестве причин эксперты [9] также приводят аргументы о возрастании популярности стриминговых сервисов. Стриминг - способ передачи данных от провайдера к конечному пользователю, при котором контент находится на удаленном сервере, и для его воспроизведения на устройстве ни загрузка, ни установка не требуются. Другими словами, стриминг - это потоковое вещание данных в онлайн-режиме [7].

По мнению экспертов, стриминг в ближайшем будущем будет демонстрировать прирост, что связано с удобством пользования потоковыми сервисами, а также их ценовой доступностью. Сравнив онлайн-магазин цифровой музыки iTunes Store и стриминговый сервис Apple Music, можно отметить, что стоимость одной песни в магазине iTunes в среднем составляет 22 руб., а цена на музыкальные альбомы варьируется от 45 до 199 руб. Стоимость подписки на Apple Music составит 169 руб./мес., при этом есть бесплатный пробный период в первые три месяца пользования [7].

Эволюция рынка аудионосителей происходила постепенно, с развитием науки и технологий. В звукозаписывающей индустрии вводились инновации, появлялись новые стандарты, а старые уходили в прошлое или становились классическими для меломанов и любителей ретромузыки. Развитие аудионоси-телей неразрывно связано с развитием аппа-

ратуры, которая могла бы их воспроизводить. Можно также заметить, что новые технологии становятся популярными в России позже, чем в западных странах.

Рассмотрим статистические данные об объемах продаж аудионосителей. В период с 1990 по 2000 г. в Северной Америке продажи кассет снижались, а продажи CD-дисков с ростом их популярности увеличивались. К 2001 г. доля кассет в общей продаже музыкальной продукции составила всего 4%. При этом средняя цена кассеты с записью оставалась неизменной (около 8 долл.), тогда как средняя цена компакт-диска в 1990-2000 гг. выросла с 12 до 14 долл. [3].

Анализ данных о продажах грампластинок показал, что начиная с 2006 г. продажи с каждым годом стали расти: так, в 2007 г. рост продаж составил 37%. По оценкам одной из крупнейших американских исследовательских компаний «Nielsen SoundScan», в 2009 г. только в США было продано 2 млн грампластинок; в 2012 г. там было продано уже 4,6 млн винила, что на 17,7% больше, чем в 2011 г. [1]. Такая динамика объясняется как ностальгией по эпохе грампластинок, так и профессиональной деятельностью покупателей винила, так как в XXI в. пластинки очень популярны для радиостанций, клубов и диджеев.

К 2007 г. продажи CD-дисков достигли своего пика. Если, например, в 2004 г. общий объем продаж составлял 30 млрд копий, то к началу 2007 г. количество копий достигло 200 млрд. После невероятного успеха продажи CD начали стремительно падать. Уже к концу 2007 г. объем продаж был на 15% ниже по сравнению с предыдущим годом [6]. К 2012 г. продажи кассет и продажи CD-дисков значительно сократились, что было связано с развитием Интернета и переходом к цифровому формату аудиоконтента.

Отметим, что рынок продаж цифровой музыки в России делится на продажи через мобильные сети (ринг-бэк-тоны, рингтоны и т. д.) и продажи через Интернет. Согласно данным российской аналитической компании «AC&M-Consulting», с 2011 г. уровень всех ви-

дов электронных продаж в России составляет около 14 млрд руб. В 2012 г. большую их часть составили продажи ринг-бэк-тонов (11,8 млрд руб.), что объясняется тем, что многие люди предпочитают, чтобы вместо обычных гудков звучала музыка. Еще 2,6 млрд руб. пришлись на продажу другого мобильного контента. 593 млн руб. заработали музыкальные интернет-сервисы.

В 2013 г. наиболее активно росли продажи через Интернет, и, по мнению экспертов, наметилась тенденция к снижению популярности мобильных продаж. Глава Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко сообщил, что за 2013 г. в Рунете было реализовано музыкальной продукции на сумму в 2 млрд руб. Музыкальный контент занял второе место по продажам, на первом месте были игры. Лидером рынка был назван iTunes Store, также в тройку лидеров вошли Яндекс.Музыка и Trava.ru [2].

По данным J'son & Partners Consulting, цифровые продажи в России в период 20102013 гг. увеличивались и в 2014 г. достигли своего максимума (36,8 млн долл.), а затем стали снижаться (рисунок 1). Так, в 2015 г. цифровые продажи сократились примерно на 36% по сравнению с предыдущим годом. Данное падение обусловлено появлением стриминговых сервисов и увеличением их популярности у пользователей.

Стоит отметить, что в 2015 г. впервые в истории стриминговые сервисы стали крупнейшим источником выручки для рекорд-лейблов и музыкантов. Так, по данным RIAA, в 2015 г. доля выручки, которую стриминговые сервисы принесли музыкальной индустрии, составила 34,3% от общего объема, в то время как сервисы по загрузке музыки типа iTunes принесли 34%. Продажи на физических носителях (компакт-диски, грампластинки, компакт-кассеты и пр.) принесли 28,8% выручки (рисунок 2) [10].

В настоящее время наблюдается общая тенденция: рынок компакт-дисков будет падать, также будут снижаться продажи цифровой музыки, а выручка сервисов потокового вос-

Рисунок 1

Динамика цифровых продаж в России, млн долл.

Рисунок 2

Источники выручки для рекорд-лейблов и музыкантов в 2015 г.

произведения музыки - расти. С появлением новых аудионосителей и ростом их популярности у потребителей продажи старых носителей звука падали. Так, компакт-кассеты пришли на смену грампластинкам, компакт-диски вытеснили с рынка аудионосителей компакт-кассеты, затем в нашу жизнь ворвалась цифровая музыка.

По данным источника [11], в 2015 г. весь российский рынок цифровой музыки составил 23,5 млн долл. Мировой рынок цифровой

музыки при этом превысил 14,9 млрд долл., почти 3 млрд долл. из которых заработали стриминговые сервисы.

Добавим, что к 2017 г. стали значительно развиваться сервисы платной подписки. Так, в 2016 г. Россия стала пятым по подписчикам рынком для «Apple Music», после США, Великобритании, Японии и Канады. По данным IFPI, на 2017 г. первое место по количеству подписчиков среди платных стриминго-вых сервисов в РФ занимает «Apple Music»

(600 тыс. подписчиков), второе - Яндекс. Музыка (250 тыс.), третье - Google Play Music (100 тыс.) (рисунок 3). По оценкам экспертов, представленные сервисы зарабатывают по подписке около 2,4 млрд руб. (34 млн долл.) в год [11].

Из данных, представленных на рисуноке 4, видно, что продажи альбомов на физических носителях снизились, по подсчетам аналити-

ков, на 13,3%. Продажи цифровых альбомов упали еще заметнее - на 19,5%.

Продажи компакт-дисков уменьшились на 20%. Грампластинки же продолжают покупать: в 2017 г. их продажи выросли на 3,1% по сравнению с 2016 г. Продажи скачиваемых треков в процентном соотношении упали сильнее всего - на 23,1% (с 569,2 млн до 437,5 млн скачивании) [11].

Apple Music 600000

Яндекс .Музыка. 250000

Google Play Music 100000

О 100000 200000 300000 400000 500000 600000 700000

Рисунок 3

Количество подписчиков платных сервисов в России в 2017 г.

Рисунок 4

Динамика продаж физических и цифровых носителей за период 2016-2017 гг., млн копий/скачиваний

Помимо технологий записи и хранения музыки, состояние музыкальной индустрии можно проанализировать через динамику проведения и стоимости билетов на музыкальные фестивали. Так, первые музыкальные фестивали начали проводиться в 30-х гг. XX в. в Ленинграде. Большое развитие музыкальные фестивали в России получили в конце XX - начале XI в., в это время зарождаются многие из наиболее известных сегодня фестивалей, такие как «Нашествие», «Sensation», «MAXIDROM», «Республика Ка2антип», «Рок над Волгой» [12].

Также наиболее крупные фестивали способствуют пропаганде музыкального искусства, развитию культурных связей между народами. Еще одним положительным вкладом фестивалей в социально-культурную сферу является то, что многие из них делают акцент не только на известных артистах, так называемых хедлайнерах, но также дают менее известным

музыкантам возможность выступить перед аудиторией фестиваля. Для многих это впоследствии оборачивается большим ростом узнаваемости и популярности.

Если рассматривать рынок музыкальных фестивалей России в разрезе жанровой направленности, то абсолютным лидером по количеству будут фестивали, посвященные рок-музыке (данные за 2017 г.). По данным, представленным на рисунке 5, видно, что 32% приходятся на рок-фестивали, следом за ними идут мультижанровые фестивали, на которых могут быть представлены различные жанры музыки (чаще всего при этом территория фестиваля делится на несколько зон или функционируют несколько сцен, помимо основной). Примерно на том же уровне находятся фестивали популярной музыки (15% от общего числа). Примерно 1/5 вместе составляют фестивали классической и джазовой музыки, однако стоит отметить, что их подавляющее

Рисунок 5

Жанры музыкальных фестивалей России

количество приходится на Москву и Санкт-Петербург [13].

Музыкальный фестиваль организуется с различными целями, от получения прибыли до повышения узнаваемости бренда, однако также стоит отметить их положительное влияние на узнаваемость и интерес, проявляемые целевой аудиторией к месту их проведения. Например, музыкальные фестивали зачастую делают населенный пункт, в котором или рядом с которым проводятся, более привлекательным для посещения, как следствие увеличивающийся (иногда многократно) поток туристов. Рассматривая зарубежный опыт, можно отметить город Бом, расположенный в бельгийской провинции Антверпен, где ежегодно проходит «Тошогго'1апё». В 2017 г. фестиваль собрал 400 тысяч зрителей. Это в 22,5 раза больше, чем население города (17 788 на конец 2017 г.) [14].

Также следует обратить внимание на распределение музыкальных фестивалей по месяцам их проведения. Наибольшее количество

музыкальных фестивалей приходится на летнее время, что вполне обосновано, поскольку совпадает с летним отдыхом у школьников и студентов, которые зачастую являются целевой аудиторией подобных мероприятий. Также это обосновано и погодными условиями, которые позволяют проводить open-air фестивали на открытом воздухе при комфортной температуре. Летний пик приходится на июль, после чего количество фестивалей довольно резко сокращается в августе и еще раз падает в октябре. Небольшой подъем в декабре связан с предновогодними фестивалями.

Отметим, что эффективность фестивалей зависит от количества проданных билетов или посетителей мероприятия. На эти показатели оказывают влияние большой ряд факторов, но в рассматриваемой выборке можно выделить три наиболее важных: жанр музыкального фестиваля, цена билетов и место проведения. На рисунке 6 представлены результаты сравнения фестивалей по посещаемости и минимальной цене билета за период 2013-2017 гг. (кроме фе-

Рисунок 6

Посещаемость российских фестивалей

стиваля Alfa Future People, который проходит с 2014 г.).

Наибольшей посещаемостью из представленных на рисунке 6 фестивалей обладает Europa Plus Live, что обусловлено сразу двумя благоприятными факторами: фестиваль проводится в Москве и предполагает бесплатный вход. Резкое увеличение аудитории в 2015 г. вызвали крайне благоприятные погодные условия в этот день в Москве (+23°, ясно). Второй по количеству посетителей фестиваль «Нашествие», собирающий любителей рок-музыки не только из России, но и из СНГ, на протяжении нескольких лет показывал ощутимый рост популярности, несмотря на свое отдаление от крупных городов. Фестиваль «Нашествие» немного потерял аудиторию в 2017 г., ровно как Alfa Future People, хотя до этого фестиваль электронной музыки показывал стабильный рост. В обоих случаях снижение вызвано сильными дождями, буквально превратившими площадки для open-air фестивалей в «грязевое поле» [15].

Уже несколько лет подряд отрицательную динамику демонстрирует фестиваль «Усадьба Джаз», это связано с повышением в 2015 г. минимальной цены на билет в два раза, что отсеивает часть аудитории фестиваля, а также общим снижением интереса к жанру джаз. Однако стоит уточнить, что в данном сравнении учитывается только мероприятие, проходящее в Москве. Заметив падение спроса в столице, организаторы фестиваля расширили географию его проведения, тем самым частично компенсировав потери. Фестиваль на настоящий момент проходит в городах: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Екатеринбург и Воронеж [16].

Таким образом, среди основных тенденций и характеристик музыкальных фестивалей в России можно отметить то, что наибольшей популярностью пользуются фестивали с бесплатным входом, такие мероприятия значительно повышают узнаваемость бренда, с ним связанного, однако являются крайне затратным мероприятием с минимальной выручкой.

Расположение фестиваля в городах с наибольшим населением (такие как Москва и

Санкт-Петербург) не гарантируют высокой посещаемости. Гораздо более важным фактором является известность фестиваля и популярность жанра среди потенциальной целевой аудитории, а проведение фестиваля в черте города накладывает ряд ограничений на организаторов, однако оборудовать пространство в отдалении от городов является достаточно затратным и сложным процессом.

Установлено, что при схожей стоимости билетов и жанровой направленности фестивалей, мероприятие в Москве обладает на порядок большей популярностью, чем в Санкт-Петербурге. Жанровая направленность музыкального фестиваля оказывает непосредственное влияние на его популярность. Фестивали жанров рок- и поп-музыки обладают большей посещаемостью, чем фестивали других жанров.

Прослеживается общая тенденция к увеличению интереса и популярности музыкальных фестивалей, что говорит о перспективности этого рынка. Перспективы развития в России формата музыкальных фестивалей напрямую зависят от решения существующих сложностей, с которыми сталкиваются организаторы.

В случае с погодными условиями при open-air фестивалях сложно что-то предпринять, кроме заблаговременного анализа, что не слишком эффективно, поскольку подготовка фестивалей занимает от нескольких месяцев до года и точность метеорологического прогноза за такой промежуток довольно низкая. Исключением являются только крупные государственные мероприятия, на некоторых из них при помощи специальной методики «обезвоживания облаков» воздействие на вероятность выпадения осадков возможно, но это слишком затратный метод, требующий вмешательство в экологию региона и влекущий за собой негативные последствия [17].

Решить сложности, возникающие при взаимодействии с государственными органами, возможно, если государство будет в этом заинтересовано. Сейчас все бюрократические вопросы полностью ложатся на плечи организаторов, нет каких-либо стандартизированных форм взаимодействия, в каждом отдельном

случае необходимо общаться с местной администрацией, узнавая их конкретные требования. Создание общего перечня необходимых разрешений и требований к фестивалю упростило бы деятельность организаторов и снизило вероятность спонтанной отмены мероприятия по решению местных государственных служб.

Для того чтобы повышать популярность самого формата музыкальных фестивалей, как массовых культурно-зрелищных мероприятий, необходимо двустороннее взаимодействие с потенциальным потребителем, то есть нужно понимать, что на данный момент интересно аудитории, какие новшества она хотела бы видеть на фестивале, а в чем уже нет необходимости.

Многие связывают перспективы развития фестивалей с туристической сферой, так называемый «событийный туризм». Крупнейшие фестивали планеты давно сами или через туристические компании продают пакетные туры, которые включают в себя дорогу до места проведения, размещение в зависимости от пожеланий покупателя, вход на сам фестиваль и еще ряд дополнительных опций. Зачастую в такие туры встраивают программу посещения ближайшего города/ городов, что повышает туристический поток в эти населенные пункты.

Для самих организаторов фестивалей это также несет в себе дополнительные возможности, среди которых выделим расширение целевой аудитории за счет жителей других регионов и стран и возможность рекламировать свои мероприятия через туристические агентства. Также возможна дополнительная выручка от продажи сувенирной продукции с брендом фестиваля и/или места его проведения и снижение коммерческих рисков за счет ранних продаж билетов и повышение привлекательности для спонсоров.

Развитие «событийного туризма» - выгодная для многих участников рынка перспектива, однако сложно представить возможным его широкое распространение, если государство не будет проявлять заинтересованности в этом. Только плодотворное взаимодействие

с правительственными структурами на региональном и федеральном уровнях позволит избежать бюрократических барьеров и на высоком уровне продемонстрировать культурные достижения нашей страны. Поскольку это относительно новая сфера, то для ее развития необходимы дополнительные исследования и инвестиции. Организаторы полагаются на собственные данные о рынке и личный опыт взаимодействия с государственными структурами и подрядчиками.

Жанровая направленность, известность, место проведения и ценовая политика являются наиболее значимыми для потребителя характеристиками фестиваля, причем территория, где проходит мероприятие, далеко не всегда играет важную роль в принятии решении о покупке. Из основных тенденций важно отметить централизованность географии фестивалей, то есть их концентрацию в западной и центральной частях страны, хотя спрос на подобный формат имеется по всей стране, в то время как центральный регион уже сейчас демонстрирует перенасыщенность. Музыкальные фестивали в достаточной степени зависят от веяний моды. Но в масштабах страны прослеживается интерес к подобному формату мероприятий, чтобы его не потерять, организаторам важно постоянно обновлять концепцию фестиваля в соответствии с трендами.

Таким образом, эволюция технологии записи и хранения музыки в мире и России, насчитывающая более ста лет, претерпевала значительные изменения, влияющие и на качество звука, и на размер аудионосите-лей. Для текущего состояния музыкальной индустрии характерен переход к цифровой музыке. К перспективам развития музыкальной индустрии относят потоковое воспроизведение музыки, которая не занимает память мобильного устройства и которую можно воспроизвести в любой момент, а также культурно-зрелищные мероприятия, способствующие пропаганде музыкального искусства, развитию культурных связей между народами, их количество и уровень проведения увеличиваются с каждым годом.

Список литературы

1. Грампластинка. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Грампластинка (дата обращения: 25.02.2018).

2. Компакт-кассета. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Компакт-кассета (дата обращения: 25.02.2018).

3. Музыкальная индустрия России. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Музыкальная_индустрия_России (дата обращения: 25.02.2018).

4. Про историю звукозаписи. История звукозаписи. URL: http://mcstore.ru/pro_ istoriju_ zvukozapisi_istorija_zvukozapisi. htm (дата обращения: 25.02.2018).

5. Компакт-диск. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Компакт-диск (дата обращения: 25.02.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Журнал «365». URL: http://365mag.ru/music/33-goda-sushhestvovaniya-kompakt-diska-istoriya-uspeha-i-vozmozhny-e-perspektivy (дата обращения: 25.02.2018).

7. Новостной портал iPhones.ru. URL: https://www.iphones.ru (дата обращения: 25.02.2018).

8. iTunes Store. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ITunes_Store (дата обращения: 25.02.2018).

9. Новостной интернет-портал «Известия». URL: https://iz.ru/684714/2017-12-18/stali-izvestno-pochemu-kompaniia-apple-reshila-zakryt-itunes (дата обращения: 25.02.2018).

10. Информационно-аналитический портал JSON.TV. URL: http://json.tv/ict_news_ read/muzyka-poshla-potokom-20160323054412 (дата обращения: 25.02.2018).

11. Электронное периодическое издание «Ведомости». URL: https://www.vedomosti. ru (дата обращения: 25.02.2018).

12. Русская музыка. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_музыка (дата обращения: 19.03.2018).

13. Информационный портал ALLfest.ru. URL: https://allfest.ru/music-festival (дата обращения: 17.03.2018).

14. Tomorrowland. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Tomorrowland (дата обращения: 19.03.2018).

15. «Нашествие» и Alfa Future People утонули в грязи. URL: https://news.mail.ru/ society/30335486/ (дата обращения: 18.03.2018).

16. Официальный сайт фестиваля Усадьба Jazz. URL: http://usadba-jazz.ru/ (дата обращения: 18.03.2018).

17. Технология создания благоприятной погоды. РИА Новости. URL: https://ria.ru/ eco/20090507/170241436.html (дата обращения: 19.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.