УДК 81
«МУЗЫКА» В ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗКАХ ДЖОРДЖА МАКДОНАЛДА
© М.Е. Протасова
В статье рассматривается романтическая концепция музыки, анализируются истоки, принципы реализации и функции музыкальных лейтмотивов в литературных сказках британского писателя Д. Макдоналда.
Ключевые слова: музыкальное начало; музыка; сказка; Джордж Макдоналд; романтизм.
Джордж Макдоналд (1824-1905) - писатель, романист, поэт, священник - имел удивительную способность создавать иллюзию реального существования волшебного и чудесного миров (миров полных счастья, доброты, любви и веры). Этому эффекту чрезвычайно способствовала необыкновенная звуковая «насыщенность» прозы писателя (мелодии голосов и природных явлений, звучание музыкальных инструментов и даже тишина).
Можно выделить следующие приемы, используемые при исследовании музыкального начала в литературных сказках Джорджа Макдоналда: комментирование музыкальных эпизодов и музыкальных образов; соотнесение названных в тексте музыкальных мелодий и инструментов, определение колорита и настроения сцен (эпизодов), в которые они включаются; разнообразные способы передачи чувств и настроений героев посредством музыкального начала; параллелизм «музыкальных характеристик» героев и природы.
Наиболее важным в художественном мире Макдоналда оказывается широкое понимание музыки, которое представлено понятием «чувство музыки»: имеются в виду как врожденные, так и приобретенные способности человека ощущать музыкальность мира; музыкальный слух, позволяющий идентифицировать различного рода звуки, улавливать сходство интонаций (музыкальной, разговорной, поэтической), ощущать мелодику слова и т. п.
Вероятными причинами обращения Макдоналда к музыке видятся личная музыкальность писателя, влияние театральных спектаклей с музыкальным сопровождением. (В Хаммерсмите Макдоналд и его жена организовали домашний театр, в котором давали
представления для малоимущих окрестных жителей. Они переделывали для сцены волшебные народные предания, ставили Шекспира. Макдоналд зачастую играл главные роли). Предположительно могла иметь значение наследственность писателя (его прадед был искусным волынщиком, а родина писателя - Шотландия, страна непревзойденных мастеров игры на волынке).
Не менее важную роль в формировании музыкального начала в творчестве писателя сыграли романтические представления о музыке, которые наполняют его произведения философскими размышлениями и придают им многослойность. Иенские романтики считают музыку одной из главных составляющих искусства и называют поэзию «почти промежуточным искусством между живописью и музыкой». Новалис выделял две категории: «музыка» и «немузыка», которые должны в жизни образованного человека «чередоваться точно так же, как сон и бодрствование» [1]. Для Макдоналда важна
именно «музыка», которая в его сказках составляет гармоничный фон для представления бытийных, философских проблем.
Художественные произведения романтиков (Новалиса, Тика, Брентано) нередко включали в себя стихотворные и песенные вставки, имевшие цель «достать звук», разбудить его где-то в глубине изображаемых вещей и так изнутри осветить его [2]. Волшебные сказки Макдоналда также содержат такие вставки. Писатель вводит в текст множество песен, которые несут в себе глубинный смысл и ритмически организуют текст. Музыка для Макдоналда - это сфера звука и звучания, объемлющая вселенную и внутренний мир человека, тесно связанная с эмоциями и ощущениями; это нечто недосказанное, но очень важное.
Музыка, наиболее из всех видов искусств приближенная к миру чувств и эмоций, считалась у романтиков, а затем и у Макдоналда, воплощением красоты. Немецкий поэт и философ Ф. Шиллер (1759-1805) писал: «Красота восстанавливает в напряженном человеке гармонию, а в ослабленном энергию и таким путем, сообразно природе красоты, приводит ограниченное состояние к безусловному и делает человека законченным в себе целым» [3].
Макдоналд обращается к жанру сказки, потому что она, как и музыка, порождает настроения, заставляющие думать, проявляя силу воображения. Категория воображения является доминирующей для творчества писателя. Для него она связана с божественным началом, что главным образом отражается в его литературных сказках. В сказке «Страна Северного Ветра» (“At the Back of the North Wind”, 1871) Макдоналд обращается к детскому характеру, в котором воплощает свою любовь к Богу, а истинность веры писатель соотносит с силой воображения. Маленький Алмаз наделен таким воображением, которое позволяет ему постичь тайну бытия. Герой сказки попадает в страну, где «люди свободны, справедливы и полны здоровья, и каждый из них увенчан царской короной и священной митрой», видимо, поэтому музыка тех мест не похожа на музыку реального мира [4]. Именно Алмазу, которого называли Божьим ребенком, дано услышать гармонию пространства, непонятную всем остальным.
Сами слова Макдоналд наделяет музыкой, определяя их как «живые вещи», которые могут нести нечто большее, чем просто точное значение, и использоваться по-разному. В слове музыка находит мыслительную оформленность, в музыке слово обретает высшую эмоциональность и выразительность. Эта органическая связь является закономерной, т. к. у музыки и звучащего слова имеется много общих свойств: темп, ритм, частота, тембр, диапазон, эмоциональность, певучесть, мелодичность. Музыкальное начало выражается и в описании вещного мира, раскрывающего характеры литературных сказок Макдоналда и создающего опредлен-ную атмосферу. В сказке «Карасойн» (“The Carasoyn”, 1866) писатель придает описанию работы в кузнице особую возбудимость, нарастание которой проявляет себя в звуковой
образности: «... рукоятка же отлетела в другой конец кузнецы, где сотрясла стену подобно пушечному выстрелу» [5].
Музыка у Макдоналда предстает как компонент слова для выражения еле уловимых и неясных ощущений, передавая чувства, настроения, переживания героев. Алмаз, побывав в Стране Северного Ветра, стал напевать мелодии, которые он называл «песенками реки». Это были красивые, но очень удивительные песенки. Взрослые считали их непонятными и странными, хотя маленького брата они приводили в восторг, а самому Алмазу сообщали «чувство необыкновенного благоговения». Это порождает размышления о назначении героя, о том, что собой представляет Страна Северного Ветра и почему в конце сказки Алмаз отправляется туда навсегда.
Музыкальное начало проявляет себя и в других характеристиках персонажей. Большинство героев писателя музыкальны по своей природе - детские характеры, воспринимающие и исполняющие музыку и песни: маленький Алмаз, Колин, Мшинка, принц и принцесса; волшебные женские образы или образы помощников-дарителей: Бабушка, Царица, Старуха. Музыка и пение героев Макдоналда, вливаясь в прозаический текст, способствуют раскрытию персонажей литературных сказок и усиливают их эмоциональную насыщенность. Писатель, изображая портрет Царицы Северного Ветра и рисуя ее божественную красоту, акцентирует внимание на ее голосе. Он всегда мелодичен: независимо от того, звучит ли он ласково или властно. Эта деталь получает яркую и полифоническую характеристику: «Голос ее был подобен низкому звучанию органа, но не так мрачен. Он звучал словно тончайший голос скрипки, но без ее заунывности; словно могучий звук трубы, но без ее резкости; словно рокот водопада, но без рева и гула. Ее голос был похож и не похож на все эти звуки, казалось, слившись воедино, они освободились от своих недостатков и потеряли достоинства» [4, с. 62]. Мудрая и всесильная Царица Северного Ветра говорит Алмазу, что силу и терпение ей дает именно музыка: «Всегда, сквозь любой шум, даже сквозь рев бури, который я сама вызываю, - всегда вдалеке я слышу пение. Не знаю откуда оно раздается или что оно означает, оно едва уловимо, точно до меня доносится лишь аромат музыки,
17Q
плывущий на огромных океанских валах из другого мира в наш» [4, с. 70]. Эта песнь -псалом, который призван утешать плачущих: «Песнь не была бы столь прекрасной, если бы не обещала исцелить людские боль и страх» [4, с. 70]. Макдоналд наделяет музыку необыкновенной силой, дающей надежду на спасение. Такая музыка, по мысли автора. звучит в человеческих душах. Своеобразная характеристика Царицы убеждает в ее могуществе и доказывает ее ирреальное существование, и объясняет ее предназначение.
В характеристиках образов шотландских фей-проказников в сказке «Карасойн» гармоничность переходит в звуковой диссонанс злых и вредных героев. Голос Королевы фей уже не был мелодичным: она «залилась смехом, звеневшим как бубенчики сотни шаловливых ягнят» [5, с. 12]. А фея-скрипач выглядит карикатурно, нелепо и в то же время зловеще, напоминая Колину о его исчезнувшем ребенке: «...Петеркин приставил свою скрипку к подбородку и извлек из нее звук, имитирующий плач ребенка, при этом танец стал более свирепым», «скрипка снова заплакала как ребенок, и они стали танцевать еще более диким образом» [5, с. 44]. Сама словесность, взаимодействуя с музыкой, передает ее звуковые образы, мелодию, музыкальное настроение и ассоциации, а также чувства и состояния души героев.
Музыка у Макдоналда нередко звучит в ключевой для героев момент, служит своего рода сигналом для привлечения внимания и помогает символически раскрыть некоторые смыслы его многосмысленных сказок. Песня принца в «Невесомой принцессе» (“The Light Princess”, 1863) аккумулирует внимание как героини (услышав мелодию песни, принцесса видит принца и знакомится с ним, что является важным звеном дальнейшего развития сюжета), так и читателя, который, по словам Макдоналда, имеет таким образом «приятный музыкальный опыт», размышляя над словами и даже улавливая звуки мелодии [6]. Автор не только подбирает слова и образы, ассоциирующиеся со звуками, мелодией, но и воссоздает соответствующую звуковую атмосферу.
В литературных сказках Макдоналда звучат не только музыкальные инструменты и людские голоса, в них поет и природа. Это чаще всего относится к водным и воздушным
стихиям. Маленький Алмаз в одном из своих путешествий с Царицей слышал, «как журчит и что-то шепчет вода, струясь вдоль бортов шхуны . это было похоже на тихую, но величественную музыку» [4, с. 95]. Здесь, по-видимому, речь идет о бесконечности такой музыки, которая недоступна обычному человеческому слуху. Интересно в этом смысле описание бури, которая разбудила маленького Алмаза среди ночи: «Сверху доносился ужасный грохот, похожий на бой огромных барабанов под медными сводами» [4, с. 60], предвещающее, что должно произойти нечто важное в жизни героя. Не менее ярко проявляется мелодичность природного звучания. Колин («Карасойн») слышит мелодичное и нежное журчание ручья, проходившего через дом мальчика и его отца, которое могло и «развлечь своей болтовней» и «убаюкать на ночь» [5, с. 5, 7]. Звучание природы подчеркивает чуткость и невинность ребенка, участвуя в раскрытии его характера. Или, при описании Страны Северного Ветра, Макдоналд наделяет ветер умиротворением и гармоничностью: «.ветер. добавлял басовые нотки к птичьим трелям» [4, с. 103], подчеркивая необычность этой страны.
Звуковая насыщенность литературных сказок Макдоналда находит свое отражение и в тишине, которая передает неуловимые движения души героев и рисует обстановку. «Полная тишина царила там, где стояли путники. Даже звук бегущей воды не доносился до них» [7]. Это описание из сказки «Золотой ключ» (“The Golden Key”, 1867) характери-зирует не только пространственный образ и окружающую атмосферу, но и намекает на внутреннее состояние героев. Или: «Наконец, вся трепеща, она (Тангел. - М. П.) заговорила, но голос ее не произвел ни звука» [7, с. 129]. Но Старый Человек Земли, к которому обращалась Тангел, услышал и понял ее, не выразив никакого удивления. Звук, вернее его отсутствие, еще больше раскрывают эмоциональное состояние героини (восхищение молодостью и красотой Старого Человека Земли при кажущейся его старости) и ее «новую» жизнь, своего рода перерождение: вода вдохнула в нее струю сил, легкости и здоровья.
Музыка по-новому «зазвучала» на страницах литературных сказок Джорджа Макдоналда, как самая доступная форма выра-
жения человеческих чувств. Видное место занимают образы и характеры, связанные с музыкой, с музыкальными явлениями, писатель часто стремится воспроизвести различные звучания, встречающиеся в природе и быту.
Музыка становится средством характеристики героев, выражением авторской позиции. Для писателя важно, насколько музыкальны его герои: что они поют, на каких инструментах играют и как они это делают. Любовь к музыке, потребность в ней, наличие музыкальной одаренности, способность глубоко чувствовать красоту мира и красоту музыки являются важнейшими качествами характеров близких автору. Музыкальное начало в литературных сказках Джорджа Макдоналда позволяет определить его личностную позицию и место героев, тонко передать художественный подтекст, то невыразимое в словах и понятиях, что может выразить только музыка.
Итак, музыкальное начало сказок Макдоналда связано с комплексным лейтмотивом музыкальных инструментов (пастушьей дудки, барабана, колокольчика, скрипки, органа), которые не просто называются в тексте, но и воспроизводят их звучание. Музыкальное начало проявляет себя в звуковой насыщенности характеристик персонажей и обязательном указании на их музыкальность; в «мелодиях» природных явлений и музыкально-стихотворных вставках в прозаический текст.
Музыка участвует в создании характера персонажа, способствует осмыслению изображаемых явлений, организации сюжетного движения, ритмически организует текст, помогает определить позицию автора.
Музыка, изображенная в творчестве Д. Макдоналда, теснейшим образом связана с эстетическими и нравственными принципами писателя, в которых сильны тенденции романтизма и велика роль бессознательного. Анализ музыкального начала в литературных сказках писателя позволяет говорить о его полигенетичности, о взаимодействии различных художественных систем в творчестве Макдоналда.
7. Зарубежная литература XIX века: романтизм: хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990. С. 46.
8. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. С. 33.
9. URL: http://www.aggregateria.com/SH/shiller.html (дата обращения: 23.04.2009).
10. Макдоналд Д. Страна северного ветра / пер. с англ. О. Антоновой. М., 2005. С. 104.
11. Макдоналд Д. Карасойн / пер. с англ. А. А. Со-люс. М., 2006. С. 22.
12. Macdonald G. URL: http://www.george-macdo-nald.com/fantastic_imagination.html (дата обращения: 13.12.2008).
13. Макдоналд Д. Золотой ключ // «Рождественская философия» Чарльза Диккенса в контексте мировой культуры: альманах Русского Дома Диккенса / науч. ред. Н.Л. Потанина; отв. ред. Н.В. Ткачева. Тамбов, 2006. Вып. 1. С. 124.
Поступила в редакцию 16.05.2009 г.
Protasova M.E. “Music” in the literary fairy tales of George MacDonald. In the article the romantic concept of music is examined, sources, principles of realization and function of musical leit-motifs in the literary fairy tales of British writer G. MacDonald are analyzed.
Key words: musical origin; music; fairytale; George MacDonald; romanticism.