Научная статья на тему 'Музыка в кармане: приватизация искусства как тренд современности'

Музыка в кармане: приватизация искусства как тренд современности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
167
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ ИСКУССТВА / ЭКОЛОГИЯ ИСКУССТВА / "МОБИЛЬНАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ" / ПРИВАТИЗАЦИЯ ИСКУССТВА / КРАФТОВАЯ КУЛЬТУРА / AXIOLOGY OF ART / ECOLOGY OF ART / "MOBILE PRIVATIZATION" / PRIVATIZATION OF ART / CRAFT CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дробышева Елена Эдуардовна

Используя концепт «мобильной приватизации», разработанный представителями Британской школы культурных исследований Р. Уильямсом и Д. Хезмондалшем для обозначения актуального состояния культуры, автор анализирует дальнейшее развитие данной тенденции на примере разворачивающейся у нас на глазах «приватизации искусства». В центре внимания анализ современных трансформаций аксиосферы, связанных с развитием технологий и соответствующей актуализацией проблемы экологизации общественной жизни в целом и искусства, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music in the Pocket: Privatization of Arts as a Trends of Contemporaneity

Using the concept of «mobile privatization», developed by representatives of the British School of Cultural Studies, such as R. Williams and D. Hesmondhalgh, to describe the actual state of culture, author analyzes the further development of this trend using the example of the «privatization of art». The focus is on the analysis of the modern transformations of the axiosphere, related to the development of technology and the corresponding to actualization of the problem of the ecologization of public life in general and of art in particular.

Текст научной работы на тему «Музыка в кармане: приватизация искусства как тренд современности»

ЗВУК В КУЛЬТУРЕ. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ SOUND STUDIES / SOUND IN CULTURE:

NEW APPROACHES TO SOUND STUDIES

Елена Эдуардовна ДРОБЫШЕВА / Elena DROBYSHEVA

| Музыка в кармане: приватизация искусства как тренд современности / Music in the Pocket: Privatization of Arts as a Trends of Contemporaneity |

Елена Эдуардовна ДРОБЫШЕВА / Elena DROBYSHEVA

Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, Санкт-Петербург, Россия Кафедра философии, истории и теории искусств Доктор философских наук, профессор

Vaganova Ballet Academy, St. Petersburg, Russia Department of Philosophy, History and Theory of the Arts Doctor of Science (in Philosophy), Professor pestelena@yandex. ru

МУЗЫКА В КАРМАНЕ: ПРИВАТИЗАЦИЯ ИСКУССТВА КАК ТРЕНД СОВРЕМЕННОСТИ

Используя концепт «мобильной приватизации», разработанный представителями Британской школы культурных исследований Р. Уильямсом и Д. Хезмондалшем для обозначения актуального состояния культуры, автор анализирует дальнейшее развитие данной тенденции на примере разворачивающейся у нас на глазах «приватизации искусства». В центре внимания - анализ современных трансформаций аксиосферы, связанных с развитием технологий и соответствующей актуализацией проблемы экологизации общественной жизни в целом и искусства, в частности.

Ключевые слова: аксиология искусства, экология искусства, «мобильная приватизация», приватизация искусства, крафтовая культура.

MUSIC IN THE POCKET: PRIVATIZATION OF ARTS AS A TRENDS OF CONTEMPORANEITY

Using the concept of «mobile privatization», developed by representatives of the British School of Cultural Studies, such as R. Williams and D. Hes-mondhalgh, to describe the actual state of culture, au- 38 thor analyzes the further development of this trend using the example of the «privatization of art». The focus is on the analysis of the modern transformations of the axiosphere, related to the development of technology and the corresponding to actualization of the problem of the ecologization of public life in general and of art in particular.

Key words: axiology of art, ecology of art, «mobile privatization», privatization of art, craft culture.

Экологический дискурс становится актуальным трендом в сфере социогума-нитарного знания. Теоретики и практики много говорят и пишут о «политической экологии»1,

1 Пястолов С.М. Политическая экология: новая парадигма на основе старой идеи // Федеральный образовательный портал: Экономика, социология, менеджмент». URL: http://ecsocman.hse.ru/text/50775951 (дата доступа: 13.08.2017).

«2 3

«экологической экономике» , «экологии права» , «экологии культуры»4. Гораздо меньше работ по-

2 Экологическая экономика // Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Международное_общество_э кологической_экономики (дата доступа: 13.08.2017).

3 Лазарев В.В. Основы права: основы экологического

права. Понятие и источники экологического права. URL:

http://society.polbu.ru/lazarev_pravo/ch37_i.html (дата

доступа: 13.08.2017).

|3 (28) 20171

ЗВУК В КУЛЬТУРЕ. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ SOUND STUDIES / SOUND IN CULTURE:

NEW APPROACHES TO SOUND STUDIES

Елена Эдуардовна ДРОБЫШЕВА / Elena DROBYSHEVA

| Музыка в кармане: приватизация искусства как тренд современности / Music in the Pocket: Privatization of Arts as a Trends of Contemporaneity |

священы более узкой теме - экологии искусства, причем в основном это труды зарубежных исследователей5, в русскоязычной же научной среде она пока даже не актуализирована, лишь обозначена в прикладной области6. Совершенно очевидно - о важности и перспективности темы спорить бессмысленно. Нарастающая технологизация нашей жизни буквально ежедневно ставит перед человечеством новые задачи и вызовы. В рамках данной статьи нас будет интересовать ряд дискурсивно взаимосвязанных проблем: аксиологические контуры современной культуры, тенденции экологизации и «приватизации» искусства, соответствующие потребительские стратегии в сфере культурных практик.

Впервые вопрос о самом феномене экологии культуры поставил Д.С. Лихачёв. Он писал: «Экология изучает мир как целое. Цель такого изучения - возможность помощи миру, его "лечения" и выяснения безопасности вносимых человеком изменений в мир. Я говорю "мир", ибо речь может идти и о природе, и о человеке. Понятие цельности и целесообразности мира воплощено в слове -oikos (греч. дом). Домом может служить как природа - живая и "мертвая", так и та часть мира, которой человек окружает себя. Человек строит свой дом - культуру. Сюда входят привычки, обыкновения, занятия, все им создаваемое вокруг себя - в чем он живет и что следует называть культурой в

4 Экология культуры // Культура и культурология. Справочник. URL: http://www.artap.ru/cult/x_e%F1%EElog.htm (дата доступа: 13.08.2017).

5 Wrightson K. An Introduction to Acoustic Ecology. URL:

http://bunb2015.wikispaces.asu.edu/ffle/view/Reading+Wri ghtson+An+Intro+to+Acoustic+Ecology.pdf; Schafer R. Murray. The soundscape: our sonic environment and the tuning of the world. Rochester, Vt.: Destiny Books, 1993-1994.

6 Сальников В. Экология искусства в индустриальном ландшафте // Художественный журнал. 2001. № 41. URL: http://xz.gif.ru/numbers/41/industry/ (дата доступа: 13.08.2017).

широком смысле этого слова, включая науку, технику, религию и пр. Легко нарушена может быть природа как органическое целое и культура как органическое целое»7. Лихачёв отмечает, что этот его «осторожный термин для защиты человеческой культуры» - экология культуры - изначально вызвал «некоторые возражения», но впоследствии был принят и распространился широко в мировой научной и публицистической прессе8. Философ полагал, что введенный в научный оборот В.И. Вернадским термин «ноосфера» в реальности не соответствует балансу между разумной и неразумной деятельностью человека (поскольку доля неразумной слишком велика), и предложил «более скромный вариант - гомосфера - сфера влияния и воздействия на окружающий мир человеческой деятельности - как разумной, так и неразумной. Примеры неразумной деятельности по истреблению природы, природных запасов и культурных ценно- 39 стей не стоит перечислять. Можно даже сказать, что эта деятельность все увеличивается, и если не будут приняты разумные меры, то миру грозит

9

полное уничтожение» .

Очевидно, что спор о терминах может вестись бесконечно, важно еще раз подчеркнуть актуальность экологизации всего пространства бытия человека в его рефлексивных практиках. Все так называемые «глобальные проблемы современности» имеют экологическую окраску - от очевидно объективных, связанных с состоянием окружающей среды, до войны и терроризма. Культура как сфера порождения и реализации смыслов чрезвычайно уязвима с точки зрения ее целостности - то есть того фактора, который выносит во главу угла Лихачёв, говоря об экологическом мышлении. Ис-

7 Лихачев Д. С. Экология культуры. В кн.: Русская культура. СПб., 2000. С. 91-101 // Фонд Лихачёва. URL:

http://likhachev.lfond.spb.ru/articl100/Russia/ekolog.pdf (дата обращения: 15.08.2017).

8 Там же.

9 Там же.

|3 (28) 20171

ЗВУК В КУЛЬТУРЕ. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ SOUND STUDIES / SOUND IN CULTURE:

NEW APPROACHES TO SOUND STUDIES

Елена Эдуардовна ДРОБЫШЕВА / Elena DROBYSHEVA

| Музыка в кармане: приватизация искусства как тренд современности / Music in the Pocket: Privatization of Arts as a Trends of Contemporaneity |

кусство в этом плане - не исключение. Являясь областью человеческой рефлексии и мышления образами, оно в высшей степени ре-презентативно отражает происходящие в социуме процессы - как внутренние, так и внешние.

В своей программной работе «Оправдание добра» (1916) В.С. Соловьёв писал: «Цель труда по отношению к материальной природе не есть пользование ею для добывания вещей и денег, а совершенствование ее самой - оживление в ней мертвого, одухотворение вещественного. Способы (курсив В. С. Соловьева) не могут быть здесь указаны, они составляют задачу искусства (в широком смысле греческой techne)»10. Понимание искусства как одухотворения вещественного сегодня, сто лет спустя после написания этой работы Соловьёва, выглядит совершенно иначе в условиях торжества «вещного» (термин А.И. Солженицына), технического, технологического.

В социогуманитаристике сегодня на первый план выходит осмысление совершенно иной парадигмы существования человека и всех форм культуры как специфической среды его обитания. Эта проблема лежала в основе всех поисков неклассической философии.11 Сегодня же специалистов -как теоретиков, так и практиков - волнуют: «новые технологии и проблема дигитального мышления, искусство после интернета, иные измерения телесности (уже не тело-без-органов, но виртуальное тело-без-плоти), экологическая проблематика и тонкости взаимодействия человека и природы, глобальные сети коммуникации и локальные сообщества, проблема функционирования искусства

вне музеев и галерей»12, составляющие суть его существования в рамках «неуловимого эстетиче-ского»13.

Экологические аспекты изучения процессов, происходящих в сфере художественных практик, ставятся и обсуждаются психологами, лингвистами, культурологами, философами, урбанистами и социологами, во-первых, потому, что без междисциплинарного подхода сегодняшние исследования малоперспективны, а, во-вторых, в силу многофакторности происходящего и мультиплицированного характера производимых эффектов.

В начале ХХ столетия Вальтером Беньями-ном и Хосе Ортегой-и-Гассетом были обозначены два важнейших вектора развития современного им (а значит - и нам) искусства: «техническая воспроизводимость» и «дегуманизация». Сегодня мы наблюдаем дальнейшее расширение и углубление данных тенденций, приводящее к разнонаправлен- 40 ным последствиям - как позитивного, так и негативного характера. К первым, несомненно, можно отнести расширение спектра возможностей - как для производителя, так и для потребителя культурных продуктов/событий. Ко вторым - усиление дегуманизационных процессов в сфере культуры, выраженных в нарушении экологически приемлемых для человека параметров его функционирования. Массмедиа превратились в монстров, распространяющих аудио-, видео- и печатную информацию практически насильно, с ориентацией на усредненный вкус. Особенно это касается мегаполисов, ставших одним громадным информационным пространством, «сетью», накрывшей среду человеческого обитания.

10 Соловьев B. C. Оправдание добра. Нравственная философия // Библиотека «Вехи». URL: http://vehi.net/soloviev/oprav/index.html (дата доступа: 15.08.2017).

11 Меньшиков Л. А. Истоки постмодерна и роль неклассической философии в формировании интеллектуального пространства современной культуры // Человек. Культура. Образование. 2013. № 2. С. 6-16.

12 Цифровая экология. искусство после интернета // Московский музей современного искусства. URL: http://www.mmoma.ru/events/cifrovaya_ekologiya_iskusstv o_posle_interneta/ (дата доступа: 15.08.2017).

13 Меньшиков Л. А. Неуловимое эстетическое в пространстве антиискусства // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2015. № 6 (41). С. 180-187.

|3 (28) 20171

ЗВУК В КУЛЬТУРЕ. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ SOUND STUDIES / SOUND IN CULTURE:

NEW APPROACHES TO SOUND STUDIES

Елена Эдуардовна ДРОБЫШЕВА / Elena DROBYSHEVA

| Музыка в кармане: приватизация искусства как тренд современности / Music in the Pocket: Privatization of Arts as a Trends of Contemporaneity |

Эрик Хобсбаум расценивает ХХ век как «разломанное время». Среди множества потерь прошедшего столетия он особо отмечает гибель искусства: «Искусство перестало быть тем, что человек создает в процессе творчества, и стало тем, что он думает. Концептуальное искусство, в конечном счете, произошло от Дюшана, и, подобно Дюшану с его подрывной выставкой писсуара в качестве реди-мейд-объекта, эти практики стремятся не расширить пространство изящного искусства, а уничтожить его»14. Автор сетует по поводу утраты значимости концепта красоты, а также -потери тишины: «Общество потребления, похоже, расценивает тишину как преступление»15.

Тотальность и мощь информационной атаки - прежде всего, на жителей крупных городов -превосходит границы восприятия. Отсюда - резкие изменения в поведенческих стратегиях, отмечаемые специалистами. «Информационный переизбыток, хаос и засоренность, с точки зрения психологии восприятия, - плохо. В современное digital-время, когда мы, не отрываясь, смотрим на экраны гаджетов, не останавливаясь, поглощаем информацию в теле-, радиоформате, в печатном виде - перегруженность настолько велика, что мозг едва может справиться с обработкой потока всей поступающей информации. Информационная картина становится все более расщепленной, разнородной, твиттеризированной - миллионы фактов, мнений, идей и оценок противостоят друг другу, найти истину в этих потоках информации все труднее. Когда мозг пытается употребить больше, чем способен, это приводит к пагубным когнитивным последствиям. Поэтому необходимо регулярно устраивать себе digital детокс - информационную дие-

ту», - полагают специалисты в области урбанисти-

16

ки .

Метафора «потока» для оценки современного состояния культуры применяется специалистами различных областей знания. Одним из первых этот концепт употребил представитель Британской школы Культурных исследований Рэймонд Уильямс. Он отмечает, что с развитием технологии передачи информации темпоральная последовательность дискретных единиц уступает место новой парадигме компоновки и передачи информации: «Произошел значительный сдвиг от понятия последовательности как программирования к понятию последовательности как потока. Тем не менее, это трудно заметить, поскольку старое понятие программирования - темпоральной последовательности, в которой действуют пропорция и равновесие, - все еще активно и в какой-то мере реально. Но сейчас ясно (...) что то, что нам предлагают, - 41 это уже не программа, состоящая из дискретных единиц с определенными вставками, но спланированный поток, в котором подлинная серия - это не опубликованная серия рубрик программы, но последовательность, трансформированная включением другой последовательности, которые вместе и составляют реальный поток современного веща-

17

ния» .

«Дискретные единицы», о которых пишет Уильямс - это законченные произведения, созданные в той или иной жанровой определенности, так «можно сказать о любом театральном, музыкальном или живописном произведении, фильме, любой научной публикации, философской или рели-

Хобсбаум Э. Разломанное время. Культура и общество в двадцатом веке / Пер. с англ. Н. Охотина. М.: Из-дат-во АСТ: CORPUS, 2017 // Прочтение. URL: http://prochtenie.ru/reviews/29024 (дата доступа: 21.08.2017).

15 Там же.

Психология городского пространства // Открытый город. URL:

http://archsovet.msk.ru/article/gorod/psihologiya-gorodskogo-prostranstva (дата доступа: 21.08.2017). 17 Williams R. Television. Technology and Cultural Form. Hannover; London, 1992. P. 85-86. Пер. цит. по: Шапин-ская Е. Н. Телевидение в современной культуре и обществе: технология и культурная форма // Массовая культура. М.: Альфа-М; ИНФРА-М. 2004. С. 234.

|3 (28) 20171

ЗВУК В КУЛЬТУРЕ. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ SOUND STUDIES / SOUND IN CULTURE:

NEW APPROACHES TO SOUND STUDIES

Елена Эдуардовна ДРОБЫШЕВА / Elena DROBYSHEVA

| Музыка в кармане: приватизация искусства как тренд современности / Music in the Pocket: Privatization of Arts as a Trends of Contemporaneity |

гиозной системе»18. Телевидение как бы переносит поток жизни на экран, создавая новую, специфическую картину мира. Как отмечает М. В. Луков, «на ранних этапах развития телевидение фактически не создавало свою картину мира, а информировало о существовании других картин мира, в то время как с конца ХХ века оно обрело способность такую специфическую телевизионную картину мира создавать. Телевидение стало претендовать на концепцию времени, идентичного с реальным. Первоначально это были лишь прямые трансляции с мест событий, спортивных матчей, концертов, театральных, оперных, балетных спектаклей»19.

По аналогии с телевидением с точки зрения «потоковой формы» можно проанализировать и другие сферы масс-медиа: радио, рекламу, интернет. Все они создают то, что Джон Сибрук метко назвал «шумом»: «Шум (Buzz) - коллективный поток сознания, шумящий сумбур Уильяма Джеймса, объективированная, бесформенная субстанция, в которой смешаны политика и сплетни, искусство и порнография, добродетель и деньги, слава героев и известность убийц»20. Сибрук отмечает те же, что и Уильямс, признаки транс(де)формации культуры: стирание жанровых, видовых, стилевых границ, в частности - «границы между искусством и порнографией». Идя по Тайм-сквер, автор обнаруживает, что нет тех самых «дискретных единиц», которые составляли ранее это культовое культурное пространство: баров, зал видеоигр. Их место заняли мультибрендовые магазины, мегасторы и сетевые кофейни, все они «про-

18 Шапинская Е. Н. Телевидение в современной культуре и обществе: технология и культурная форма // Массовая культура. М.: Альфа-М; ИНФРА-М. 2004. С. 234.

19 Луков М. В. Телевидение: телевизионная картина мира // Знание. Понимание. Умение. Информационно-гуманитарный портал. http://www.zpu-joumal.ru/e-zpu/2008/4/Lukov_TV_World-view/ (дата доступа: 1.08.2017).

20 Сибрук Дж. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг

культуры. М.6 ООО «Ад-Маргинем Пресс», 2015. С. 10.

дают товары под брендом «Америка», который скоро превратится в бренд «Мир»21.

Аксиологические параметры нового искусства формируются на наших глазах в весьма многофакторной обстановке. С одной стороны, можно говорить о тотальной коммодификации культуры в целом и искусства - в частности, о сложившемся феномене «культуры супермаркета» (Дж. Сибрук), с другой, невозможно не заметить встречную -центробежную - тенденцию, в рамках которой возникают маргинальные, нишевые культурные рынки. Для последних базовой ценностью является оригинальность, подлинность, индивидуальность. Мы видим попытки воскрешения доиндустриаль-ных технологий производства в самых разных областях человеческой деятельности. Условно эту область культуры можно назвать «крафтовой»22. В ее рамках создаются как утилитарные вещи - одежда, еда, жилье, так и произведения искусства. В 42 контексте национальных культур создаются художественные объекты с опорой на национальные традиции и забытые технологии, максимально ан-тропоцентричные - как по форме, так и по содержанию.

Проблемы экологизации искусства сегодня становятся в центр практико-ориентированной со-циогуманитарной мысли. Производители культурного продукта - композиторы, режиссеры, художники, скульпторы, архитекторы, балетмейстеры, галеристы, литераторы и издатели - озабочены сохранением гармонии физического, духовного и душевного состояния современного слушателя/читателя/зрителя. Осмысление задач и реализация деятельности по их решению ведутся по двум направлениям. Первое - воспитание экологического мышления в самом широком смысле этого сло-

21 Там же. С. 11.

22 Происходит от английского слова «craft», которое можно перевести как «искусная работа» или «ремесло». Этим прилагательным часто называют продукты, сделанные не на заводе, а в мастерской, маленькими партиями по индивидуальным рецептам.

|3 (28) 20171

ЗВУК В КУЛЬТУРЕ. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ SOUND STUDIES / SOUND IN CULTURE:

NEW APPROACHES TO SOUND STUDIES

Елена Эдуардовна ДРОБЫШЕВА / Elena DROBYSHEVA

| Музыка в кармане: приватизация искусства как тренд современности / Music in the Pocket: Privatization of Arts as a Trends of Contemporaneity |

ва, включая защиту окружающей среды. Второе -практическое развитие так называемого «экологического искусства», в реальности воплощающего новые ценностные интенции постиндустриального общества, среди которых аутентичность и подлинность становятся все более устойчивыми трендами.

Один из ведущих на сегодняшний день специалистов в области культурных индустрий Дэвид Хезмондалш вслед за Р. Уильямсом говорит о феномене «мобильной приватизации»23: постепенном расширении современным человеком пространства реализации его жизненных стратегий. Уильямс ввел это понятие в своей работе «Культура и общество»24 (1960), имея в виду последствия промышленной революции, благодаря которым люди получили возможность не только менять место жительства (он говорит о феномене «мобильной семьи»), но «также иметь больше времени для отдыха и исследования интересных мест и собы-тий»25. Расширение досуга стимулирует развитие технологий, вначале - радио-, а потом и телевещания, реально воплощающего идею «мобильной приватизации».

Сегодня термин «мобильная приватизация» приобретает все большую актуальность и широту: потребители постепенно «приватизируют искусство» - музыку, кино, литературу - храня и перемещая контент по своему выбору в личных мобильных устройствах. В течение Х1Х-ХХ века, благодаря средствам «технической воспроизводимости», с одной стороны, происходила глобализация художественного процесса (возникновение гигантов в области кино-, теле- и радиовещания, звукозаписывающих компаний), с другой же нарастал про-

23 Хезмондалш Д. Культурные индустрии. М.: Издат-во ВШЭ. 2014.

24 Williams R. Culture and Society. 1780-1950. NY: Anchor Books. 1960.

25 Raymond Williams. «The Technology and the Society» // Completely Uncultured. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://sevan029.grads.digitalodu.com/blog/?p=12 (дата доступа: 21.08.2017).

цесс индивидуализации потребления произведенного культурного продукта. Важнейшей ценностью для современного (особенно молодого) потребителя является персонализация сервисов и возможность самому формировать контент образовательных и развлекательных программ, загруженных на мобильные устройства. «Музыка в кармане» - метафора для обозначения сегодняшнего уровня мобильной приватизации искусства.

Одна из проблем, которую решают исследователи, касается соотношения и первичности факторов формирования новейших технологических предложений. Уильямс выступает против позиции Маклюэна, оценивающего технологические исследования и разработки как самогенерирующиеся. Вместо этого он предлагает рассматривать технологии как преднамеренный процесс исследований и разработок, ведущихся в соответствии с «социальными потребностями, целями и практи- 43 кой»26. Уильямс заявляет, «что технологический детерменизм не позволяет нам признавать наличия политического в самих технологиях - какие практики и вытекающие из них последствия технологии склонны поощрять. Непосредственно доступные наблюдению аспекты технологии, как правило, получают львиную долю общественного внимания и затрудняют оценку ее неочевидных, вредоносных черт»27: «То, что в любой другой области считается следствием и становится предметом социального, психологического и культурного и морального анализа, здесь отметается как нерелевантное по сравнению с непосредственным физиологическим и психическим воздействием медиа как таковых»28.

Уильямс выступает против утверждения Маклюэна о том, что технология формирует обще-

26 Williams R. Culture and Society. 1780-1950. NY: Anchor Books. 1960.

27 Морозов Е. Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети. URL:

https://books.google.ru/books?isbn=5457628280 (дата доступа: 21.08.2017).

28 Williams R. Television. Technology and Cultural Form. Hannover; London, 1992.

|3 (28) 20171

ЗВУК В КУЛЬТУРЕ. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ SOUND STUDIES / SOUND IN CULTURE:

NEW APPROACHES TO SOUND STUDIES

Елена Эдуардовна ДРОБЫШЕВА / Elena DROBYSHEVA

| Музыка в кармане: приватизация искусства как тренд современности / Music in the Pocket: Privatization of Arts as a Trends of Contemporaneity |

ство и начинает с проблематизации заявления «телевидение изменило наш мир»29. Он полагает, что социальные условия стимулировали развитие вещательных СМИ. Ответом на «мобильное приватизационное движение» было сначала создание доступного радиоприемника, а затем и телевизора. Уильямс предполагает, что и радио-, и телевизионный приемник выполняли тот же двухступенчатый процесс. Первым шагом стало предоставление технологии для передачи. Только после того, как этот шаг был завершен, группы начали беспокоиться о содержании30. Таким образом, точнее будет говорить о «взаимных отношениях между обществом и СМИ».

Уильямс предлагает изучать культуру как целостный «способ жизни» («the total way of life»),

как реальный мир, в котором живут обычные люди, как комплекс обыденных практик. Соответственно, она играет роль своеобразного «клея», связывающего между собой различные элементы повседневной жизни31. Задачи экологизации этого важнейшего жизненного ресурса сегодня находятся в центре внимания теоретиков и практиков художественного производства. Формирование актуальной ценностной парадигмы, отвечающей вызовам времени, возможно только в режиме взаимодействия всех областей социальной активности. Сфера искусства занимает здесь ведущее положение в силу своего мощного потенциала аксиологического регулятора: художник, будучи рефлексирующим «живым нервом» эпохи, предвосхищает в своем творчестве контуры будущего общественного устройства.

44

29 Raymond Williams. «The Technology and the Society» // Completely Uncultured. URL:

http://sevan029.grads.digitalodu.com/blog/?p=12 (дата доступа: 21. 08.2017).

30 Там же.

31 Мальцева Д. Британская школа Культурных исследований // Социологические подходы к изучению культуры. URL:

http://www.zaharov.znautvse.com/articles/research_09.htm (дата доступа: 21. 08.2017).

|3 (28) 20171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.