УДК 7.01
Антонова Ю.П.
студентка,
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова - Севастопольский филиал,
Россия, г. Севастополь Научный руководитель: Голуб Н.Н. доцент кафедры управления, кандидат философских наук, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова - Севастопольский филиал,
Россия, г. Севастополь
МУЗЫКА КАК ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Аннотация
В данной научной статье изучается музыка как вид искусства, как эстетическая интерпретация бытия. Рассмотрены утверждения о музыке философов разных периодов развития философии: Античность, Средневековье, Новое время, неклассический период, современность. Охарактеризована сакральная и рукотворная музыка, роли творца и слушателя, воздействие музыки на человека. Кроме того, в статье дан сравнительный анализ учений Аристотеля, Северина Боэция, Гегеля, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, Сёрена Кьеркегора.
Ключевые слова
философия музыки, эстетическое отображение бытия, гармония, Античность, Новое время.
Философы разных эпох всегда выделяли музыку среди других искусств, наблюдая в ней вечное, вневременное явление, составляющее сущность мироздания. Нерукотворная музыка в концепции философско-эстетических ценностей Г.Г. Коломиец выступает как вселенский Ритм, структурирующий гармонию, а композиции, созданные человеком, - как подчиняющееся внутренним канонам мироздания "звучащее вещество" [3]. Таким образом, музыка выступает как составляющая бытия и его отражение.
Рукотворная музыка представляет собой продукт творческого познания человеком действительности. Через специфический опыт и результат её освоения человек проживает состояния духовно-чувственной эйфории, ощущает связь с Универсумом, Первопричиной, для верующих - с Богом [1]. По характеру, темпу и ритму музыки мы можем определить, какие чувства переживал создатель, какой миг действительности оказался "схваченным" и запечатлённым автором. Это позволяет расширить понятие музыки и отметить её свойство - эстетическое отображение действительности. В современных российских реалиях музыка влияет на психофизиологическое состояние человека, способствует самовыражению личности, объединяет многонациональный народ.
Многовековой мировой опыт философского изучения музыки, подвергнутый анализу, особенно актуален для нашей страны, заинтересованной в благополучии своих граждан и развитии культуры, мировоззрения и самосознания. В данной статье изучается и структурируется последовательное развитие философии музыки с древности по настоящее время с уклоном на эстетические и онтологические свойства музыки. Целью исследования является проведение философского анализа музыкального искусства в контексте истории его развития от Античности до современности как эстетического отражения мироздания. Методы исследования: сравнительно-описательный, исторический, общелогический.
Философия музыки - это философское знание о музыке как о сущности и формах выражения данного вида искусства в контексте философско-эстетического дискурса описания реальности [4]. Музыка - это творчески переработанная действительность пространственно-временного мира, которая включает в себя наши духовные озарения. Творец, обладающий философско-эстетическим сознанием, внутренне
достигший точки готовности к созданию прекрасного, выражает свой идейный мир в произведениях музыкального искусства. Слушатель переосмысливает и дополняет мысль композитора собственными образами и размышлениями, пребывает в особом духовном пространстве, где он ощущает себя свободным, размышляющим о своём призвании, жизненном предназначении, счастье, прошлом и возможном будущем. Догадка об онтологической направленности музыки прослеживалась во многих умозрениях великих философов прошлого. К примеру, в античности она была вписана в концепцию "гармонии сфер", в средневековье - в учение Августина о "божественной музыке", в Новое время - в гегелевской интерпретации музыки как выражения Абсолютного Духа, в неклассический период - в иррационалистическом учении Шопенгауэра о музыке как выражении Мировой Воли [6].
В античном учении о "гармонии сфер" музыка получает статус одного из основополагающих принципов бытия. Согласно Плотину (205-270), музыка проявляет "неявные гармонии", прекрасные и неподвластные выражению словами материи. Через эстетическое свойство музыки личность познает мироздание и свою сущность. Пифагорейцы утверждали, что музыка производит в душе катарсис [6]. Аристотель отмечал способность музыки восстанавливать строгость и умеренность чувств души, лечить дух. Описывая в диалоге "Тимей" таинство сотворения богом человека, Платон замечает: "Все, что с помощью звука приносит пользу слуху, даровано ради гармонии. Между тем гармонию, пути которой сродны круговращениям души, Музы даровали каждому рассудительному своему почитателю не для бессмысленного удовольствия — хотя в нем только и видят нынче толк, — но как средство против разлада в круговращении души, долженствующее привести ее к строю и согласованности с самой собой" [5, 47^. Сам космос в античной мысли представляется музыкально-звучащим телом. Эта мысль воспроизводилась в средневековых трактатах.
В эпоху доминирования христианского мировоззрения музыка выражала абсолютное божественное бытие. Северин Боэций (480-525) отмечал необходимость управлять ощущениями от прослушивания музыки разумом, принимая при этом чувственный характер музыки. В эстетическом аспекте к музыке относились с недоверием: возможную подмену религиозно-эмоционального переживания эстетическим падением к плотскому наслаждению музыкой старались пресекать [6].
Отношение к музыке как к эстетическому отображению действительности мы увидим и в трудах немецких мыслителей. Гегель (1770-1831) описывал сущность музыки так: "Она представляет собой подлинное средоточие того изображения, которое делает как своим содержанием, так и своей формой субъективное как таковое" [2, с.277-278]. Музыкальное искусство становится этапом самопознания Духа, цель которого - прояснить и выразить глубинный смысл бытия.
Во время смены классической парадигмы мышления на неклассическую музыка приобретает новую трактовку: средство познания основ сущего, которые при этом являются производными субъективного опыта индивидуальной личности. Ф. Шеллинг в контексте романтической картины мира принимает положение, что в музыке в соотношении бесконечного и конечного, бесконечное главенствует. Искусству отведено особое место в Универсуме.
Иррационалистические концепции музыки А. Шопенгауэра и Ф. Ницше определили иное понимание музыки. Она впервые обретает субстанциональный характер, выражает мировую волю. Сёрен Кьеркегор (1813-1855) был противником рационализма. Музыкальное искусство в его трактовке обладает природной страстностью непосредственной жизни.
В разных умозрениях мыслителей есть общее - музыка и истинная сущность всех вещей связаны. Это объясняет и тот факт, что, когда какая-либо сцена сопровождается подходящей музыкой, нам кажется, что именно она открывает нам сокровенный смысл. Способность музыки передавать чувства, раскрывать сущность через одну только форму удивительна.
В нашем изменяющемся мире сохраняется устойчивое представление о субстанциональном бытие музыки, ее связи с космосом, которая обусловливает жизнь. «Музыка является уменьшенной гармонией
Космоса, так как эта гармония и есть сама жизнь, и в человеке, который сам по себе является моделью Вселенной, гармонические и негармонические аккорды проявляются в его пульсе, в ударах сердца, в вибрациях, в его ритме и звуке» — писал в начале ХХ в. индийский композитор и философ музыки Хазрат Инайят Хан [4].
Таким образом, на протяжении всех временных периодов музыка представляла собой эстетическое отображение бытия и человека в нем. Она выражала Гармонию мира и одновременно была способом контроля чувств, достижения душевного равновесия. Музыка и сегодня обладает сильным воздействием на людей, что перекликается с мыслью Аристотеля о возможности музыки влиять на характер и нравственную сферу человека. Музыка - единственное искусство, которое способно заключить бытие в форму, не обладая при этом веществом. Музыка - язык, способный передать эмоции, мысли и чувства, отразить социокультурные тенденции и ценности общества того времени, когда она появилась, сохранить культурное наследие, транслировать состояния и философские, социокультурные и духовные идеи. Через философию, культуру и искусство мы стремимся к совершенству, гармонии с собой и окружающим миром, пониманию Вселенной и своей роли в ней. Таким образом, музыка - хранитель культуры и важнейший объект философской рефлексии, который эстетически отображает действительность. Список использованной литературы:
1. Бычков, В. В. Эстетика / В. В. Бычков. - М. : КНОРУС, 2012. - 528 с.
2. Гегель Г. Эстетика: В 4 т. М.: Мысль, 1971. Т.3. [Электронный ресурс] // URL:https://vk.com/doc537960124_524383801?hash=ImAfZ6PiqnB11OyHIae23KVZTwBe0gmSc9iaIXxI7Zz&dl= BTJ6I6Hb9PeddyqqoxXMwn2l7BYXOmfJpVpdOxaHDdc (дата обращения: 16.05.2024)
3. Коломиец Г.Г. Музыкальная эстетика евразийцев // Вестник ОГУ 2011. № 7. С. 5161.
4. Коломиец Г.Г. Философия музыки в картине мира: от Античности к Новому времени // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2021. Т. 25. № 1. С. 139—155. DOI: 10.22363/2313-2302-2021-25-1-139-155
5. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 [Электронный ресурс] // Философское наследие, т. 117. РАН, Институт философии. М.: Мысль, 1994. URL: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1450270000 (дата обращения: 15.05.2024)
6. Философия музыки: Учебное пособие для студентов и аспирантов музыкальных вузов. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2011. - 208 с. ISBN 978-5-94841-109-5
© Антонова Ю.П., 2024
УДК 1
Гулджанов С.,
студент. Чарыбердиев К.,
преподаватель
Международная академия коневодства имени Аба Аннаева.
Аркадаг, Туркменистан
ВЕЛИКИЙ ПОЭТ И МЫСЛИТЕЛЬ ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА МАХТУМКУЛИ ФРАГИ
Аннотация
Великий поэт и мыслитель туркменского народа Махтумкули Фраги своим бессмертным