гратсто Манускрипт • Manuscript
issn 2949-3242 (online) 2024. Том 17. Выпуск 2 | 2024. Volume 17. Issue 2
ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru
RU
Мужское хоровое пение в Карелии в контексте традиций русского хорового пения
Умнов А. Ю.
Аннотация. Целью статьи является попытка реконструкции базовых основ мужского хорового пения в Карелии и продолжение этих традиций в историко-культурных условиях края в XIX-XX веках. В статье на достоверной документальной основе воссоздаются основные события, связанные с развитием мужского хорового пения с центром в столице Карелии городе Петрозаводске. Для этой цели привлекается научная и справочная литература, а также периодика, отразившая реакцию слушателей на момент премьерных выступлений хоровых и ансамблевых коллективов. В статье прочерчен путь от карельских рунопевцев, старообрядцев до пореформенных традиций православного пения и далее к формированию светской культуры мужского хорового пения. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые современное мужское хоровое пение поставлено в связь с традициями рунопения и старообрядческого церковного пения, а также прослежен путь к формированию профессионального мужского хора. В результате исследования сделан вывод о том, что периферийное в политическом отношении положение Карелии способствовало консервации традиций мужского фольклорного пения (рунопение) и пения старообрядцев. Вследствие этого потребность в мужском хоровом пении длительное время оставалась в латентном состоянии и смогла полноценно реализоваться только начиная со второй половины XX века.
EN
Male choir singing in Karelia
in the context of Russian choral singing traditions
Umnov A. I.
Abstract. The article aims to reconstruct the fundamental bases of male choir singing in Karelia and the continuation of these traditions in the historical and cultural context of the region in the 19th-20th centuries. The article accurately documents the main events related to the development of male choir singing centered in the capital of Karelia, the city of Petrozavodsk. Scientific and reference literature, as well as periodicals reflecting the audience's reaction to the premier performances of choir and ensemble groups, are employed for this purpose. The article traces the path from Karelian runo singers and Old Believers to pre-reform traditions of Orthodox singing and further to the formation of secular culture of male choir singing. The scientific novelty of the research lies in the first-time connection of modern male choir singing with the traditions of runo singing and Old Believer church singing, as well as in tracing the development of a professional male choir. The research concludes that Karelia's peripheral political position contributed to the preservation of traditions of male folk singing (runo singing) and Old Believer singing. As a result, the need for male choir singing remained latent for a long time and was able to fully materialize only starting from the second half of the 20th century.
Введение
В 2020 году впервые в истории культуры Карелии был создан профессиональный филармонический Мужской камерный хор. Этому событию предшествовало без преувеличения несколько столетий. И хотя основные вехи истории мужского хорового пения в Карелии совпадают с таковыми в истории русского хорового пения (Никитин, 2013; Шарипова, 2010), Карельский край имел свои традиции мужского пения и в фольклоре, и в церковном пении, и в светском репертуаре XX века. Полиэтнический состав населения Карелии и сохранённые традиции финно-угорских народов Карелии сделали возможным рождение такого феномена, как финноязычный мужской ансамбль. Однако, на данный момент проблемную ситуацию образует противоречие между длительностью традиции мужского/хорового пения в Карелии и неразработанностью этой темы в науке. Этим объясняется актуальность научной разработки данной темы.
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns20240016
© 2024 Авторы. © 2024 ООО Издательство «Грамота» (© 2024 The Authors. © 2024 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обозначить места бытования рунопения и старообрядческой памяти в Карелии;
- определить церковные и образовательные учреждения, в которых в XIX веке развивались традиции русского православного мужского пения;
- реконструировать историю образования светских мужских хоровых и ансамблевых коллективов в XX -начале XXI вв.
В данном исследовании исторический и культурологический методы являются главными инструментами реконструкции основных этапов развития мужского хорового пения в Карелии и объективной оценки социокультурных условия культурной трансмиссии традиций.
Теоретическая значимость работы заключается во введении в научный оборот справочных и публицистически-критических материалов для восполнения пробелов в истории мужского хорового пения во второй половине XX века и осмысление этих многожанровых материалов в аспекте истории мужского хорового пения в Карелии как специфическом североевропейском регионе Российской Федерации:
• Борисова Л. Как это устроено: поговорили с участниками мужского хора. 2016. 9 марта. http://gubdaily.ru/ blog/sociology/lichnyj-opyt/kak-eto-ustroeno-pogovorili-s-uchastnikamL-muzhskogo-xora-i-uznali-zachem-oni-vmeste-xodyat-v-banyu/
• Колихалова Н. Совсем не «Плохие актеры» // Молодежная газета Карелии. 1995. 15 апреля.
• Копылов Э. Этот удивительный «Манок» // Ленинская правда. 1982. 1 июня.
• Корнеева Н. Когда поют солдаты // Комсомолец. 1980. 13 сент.
• Никитин М. Воспоминание об академическом мужском хоре дома культуры Онежского Тракторного Завода. Петрозаводск, 2013.
• Петрозаводск: 300 лет истории: Документы и материалы: в 3-х кн. Петрозаводск: Карелия, 2001. Кн. 2. 1803-1903 / научн. ред.: О. П. Илюха, Н. А. Кораблев, Д. З. Генделев.
• Попова Т. «Дебют мужского хора» // Онежец. 1973. № 47. 20 июня.
• Попова С. «Плохие актёры» в хорошей форме // Петрозаводск. 1995. 22 ноября.
• Путешествия Элиаса Лённрота: Путевые заметки, дневники, письма 1828-1842 гг. / пер. с фин. В. И. Кий-ранен и Р. П. Ремшуевой. Петрозаводск: Карелия, 1985.
• Садовская О. Поёт «Роспев» // Карелия. 1999. 27 мая.
• Самодеятельные музыкальные коллективы Карелии: справочник / сост. В. Жукова; Карел. респ. центр нар. творчества. Петрозаводск, 1991.
• Терешкин А. А. Петрозаводский губернский батальон в системе местных войск России XIX века // Краеведческие чтения. Петрозаводск, 2008.
Практическая значимость исследования определяется его актуальностью для использования в учебных курсах учебных заведений разного профиля и уровней образования, в том числе в качестве материала для просветительских лекций краеведческой направленности.
Обсуждение и результаты
Мужское пение в Карелии уходит корнями в эпическую традицию карел. Живую традицию рунопения (руны - эпические песни карелов) застал Элиас Лённрот во время четвёртой экспедиции в 1833 году, когда встретился с карельскими рунопевцами - жителями деревни Вуоннинен Онтреем Малиненом и Ваасилой Киеле-вяйненом. По пути в эту деревню Лённрот остановился в доме, хозяин которого пел для него «всю первую половину дня» (Путешествия Элиаса Лённрота, 1985, с. 106). Через год Лённрот встретился с самым выдающимся из всех известных рунопевцев Архиппой Перттуненом (В Петрозаводске одна из улиц названа именем Перт-тунена) и позднее записал рассказ Перттунена: «Архиппа рассказал, что от их деревни петь на состязаниях всегда выдвигали его и о не припомнит ни одного поражения. Как же они состязаются в песнопении? Иначе, чем в академиях изящных искусств: побеждает не тот, чьи песни лучше, а тот, кто больше пропоёт [...] только сон прерывает состязание, в котором либо не оказывается победителей, либо выигравшими считаются оба» (Путешествия Элиаса Лённрота, 1985, с. 135).
В настоящее время в Карелии идёт восстановление памятных мест старообрядчества, к которым относится Выгорецкая обитель (1694-1855). При ней существовали школы, в которых детей обучали пению. Доступный же для изучения период истории мужского хорового пения в Карелии датируется началом XIX века, когда в соответствии с Указом Императора Александра I в Олонецкой губернии были открыты приходские и уездные училища: Олонецкое духовное училище (1809), Петрозаводское духовное училище (1806 или 1809 гг.), духовные училища в Вытегре, Повенце, Пудоже, в Александро-Свирском монастыре (1802 год) и в Каргопольском Спасском монастыре (1802 год). С 1829 по 1918 гг. В Петрозаводске работала духовная семинария. Во всех перечисленных учебных заведениях и монастырях культивировалось мужское хоровое пение (Семакова, 2016, с. 101).
Сильным стимулом для источниковедческих инициатив стала подготовка к 300-летию столицы Республики Карелия города Петрозаводска - ровесника имперской столицы Санкт-Петербурга. Научные сотрудники Института истории, языка и литературы Карельского научного центра Российской Академии наук и Петрозаводского государственного университетам подготовили к изданию трёхтомник документов и материалов Петрозаводск: 300 лет истории (Петрозаводск: 300 лет истории., 2001). В этих документах содержатся
сведения о том, что в начале XX века в Олонецкой губернии развитие хорового дела затрагивало все слои общества. Был создан любительский коллектив - хор приказчиков. Он «возник по инициативе одного из приказчиков купцов братьев Леймановых Ф. Н. Журавлева, которому пришло на мысль предложить своим собратьям по занятию принять активное участие в церковных службах посредством пения ранних литургий и, когда возможно, то и вечерен в Воскресенском соборе.» (Петрозаводск: 300 лет истории., 2001, с. 265).
Начиная с XIX века, мужское хоровое пение в Карелии развивалось не только как церковное и светское любительское пение. Область военной музыки также включала в себя мужское хоровое пение. В Олонецкой губернии солдатские батальоны имели своих «песенников». Первоначально в Петрозаводске располагались две гарнизонные роты, которые 17 января 1811 г. были объединены во внутренний губернский полубатальон, который, в свою очередь, 27 марта того же года был переформирован в батальон. Эта дата (27 марта 1811 г.) и является официальной датой рождения Петрозаводского губернского батальона. С 14 июля 1816 г. он стал называться внутренним гарнизонным батальоном, с 13 августа 1864 г. - губернским батальоном, а с 26 августа 1874 г. - Петрозаводским местным батальоном. Под этим названием он и просуществовал до 1917 г., отметив в 1911 г. свой столетний юбилей. Располагался батальон на берегу Онежского озера по Военной улице после больничного городка и углежогни. Батальонные казармы представляли собой здания для четырех рот и хозяйственные помещения (Терешкин, 2008, с. 70-74).
В документах той эпохи «батальонные песенники» упоминаются в связи с различными обстоятельствами. Они участвовали в мероприятиях во время призыва в армию, в военных парадах; необходимость в них была во время официальных мероприятий государственного значения. В городских увеселительных мероприятиях «батальонные песенники» участвовали совместно с церковными хорами. Обязательной частью сводного репертуара были «народный гимн "Боже, царя храни"» (имеется в виду официальный гимн Российской империи с музыкой А. Львова, впервые был исполнен 18 декабря 1833 года), а также ряд молитв. Точное количество «батальонных песенников» в Олонецкой губернии не известно. Предполагается, что в Петрозаводске их могло быть, как минимум, два: один из них состоял при воинском гарнизоне, другой - при военизированном охранном подразделении горных заводов (Семакова, 2016, с. 21), также имеется упоминание о существовании хора пожарных.
Временем создания новых хоровых коллективов стала вторая половина XX века. Согласно данным справочника «Самодеятельные хоровые коллективы Карелии» (1991) на момент выхода Справочника в 1991 году в Карелии было 6 самодеятельных хоров, имевших звание академического. Такое звание в СССР присваивалось хоровым коллективам, поющим в академической манере. 5 хоровых коллективов осуществляли свою творческую деятельность в Петрозаводске, 1 хоровой коллектив - в Кеми (Академический женский хор районного Дома культуры города Кеми. Художественный руководитель и дирижер - засл. работник культуры Карелии Александр Максимович По-лещук). Соответственно тенденциям времени большая часть этих коллективов представляла собой смешанный хор. Только один хор был мужским - Мужской хор Дома культуры и техники производственного объединения «Онежский тракторный завод» (художественный руководитель и дирижер - Курилина Эмилия Федоровна).
Все самодеятельные хоровые коллективы поддерживались государством. Они создавались при крупных машиностроительных гигантах (Народная хоровая капелла Дворца культуры и техники «Машиностроитель», Мужской хор Дома культуры и техники производственного объединения «Онежский тракторный завод»), при Доме офицеров (Хор ветеранов Великой Отечественной войны Петрозаводского Дома офицеров) (Корнеева, 1980, с. 4), в домах культуры (вышеупомянутый хор в Кеми), в учебных и учебно-методических учреждениях (Академический хор студентов Петрозаводского государственного университета имени О. В. Куусинена, Академический хор Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительской работы).
Все эти коллективы выполняли важную социальную функцию - культурно-просветительскую (формирование инфраструктуры хорового пения в Карелии описано в исследовании Т. В. Красковской (2017)). Их выступления освещались в прессе, а затем и в мемуарной литературе. С 1959 года выходит «Летопись печати Карелии» - Государственный библиографический указатель, который издается 4 раза в год. Указатель включает в себя летопись книжных, периодических изданий, где кроме статей из журналов, указаны статьи из сборников, издаваемых в Карелии, а также раздел «Карелия в печати России и зарубежных стран». Таковы «Воспоминания об академическом мужском хоре Дома культуры Онежского тракторного завода» М. Никитина (2013). В 1980-е годы хоровое движение в Карелии привлекло внимание центральной прессы. Освещалась концертная деятельность самодеятельных коллективов и творческие портреты руководителей народных хоров (подробные сведения об этом содержатся в работе Т. В. Красковской (2017)).
Высокое качество хорового пения достигалось не только большим количеством желающих петь в хоре, но и высокопрофессиональным руководством хоровых коллективов. В 1936 году в Петрозаводске было открыто Музыкальное училище имени К. Э. Раутио (ныне Петрозаводский музыкальный колледж имени К. Э. Раутио), в котором преподавали дирижёры хора с высшим образованием. Позднее в 1967 году открылся филиал Ленинградской консерватории. С такими дирижёрами, как Лев Аронович Клаз, Лия Ильинична Фулиди, Станислав Николаевич Легков, связаны яркие страницы истории хорового пения в Карелии.
Своего рода «спутником» мужского хорового пения в Карелии стало новое направление мужского пения -ансамбль. В 1960 году актёры Финского драматического театра в составе Паули Ринне, Виллиама Халла, Пер-то Микшиева, Вильё Ахвонена, Орво Бьёрнинена и Аарни Ромппайнена создали вокальный «Ансамбль актёров Финского театра». Руководителем ансамбля стал Марлен Нокелайнен. Этот творческий коллектив исполнял финские народные песни, песни советских и финских композиторов. Участники ансамбля не были профессиональными вокалистами, но они занимались пением в свободное от актёрской профессии время, поэтому их исполнение многоголосной, нередко гармонически сложной музыки отличалось высоким уровнем.
Желание объединить театр и мужское пение предопределило выбор репертуара ансамбля. Синтез образа и музыки диктовал оригинальные сценические решения, в результате чего каждое произведение становилось мини-спектаклем. Всё это органично сочеталось с родным для актёров финским языком. Их пение было узнаваемым даже по аудиозаписям. К сожалению, в 1965 году во время гастролей Музыкального театра по России трагически погиб руководитель ансамбля Марлен Нокелайнен. В его память коллеги назвали свой ансамбль «Манок» (Копылов, 1982, с. 3).
«Манок» часто выступал в Петрозаводске и в районах Карелии для коллег-актёров, в школах, на концертах, мероприятиях города и республики. В 1965 году впервые побывал в Финляндии. Ансамбль представлял республику во всероссийских и всесоюзных конкурсах, смотрах, декадах карельского искусства в Москве и Ленинграде и имел звания лауреатов Всероссийского и первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся, а также был победителем телевизионного турнира городов. За высокое исполнительское мастерство ансамблю были присвоены почётные звания «Лауреат премии Фрица Ройтера округа Нойбран-денбург (ГДР)», «Лауреат государственной премии Карелии», «Народный коллектив Карелии».
«Ансамбль актёров Финского театра» имел огромную армию поклонников и почитателей их искусства. «Прощальный» концерт ансамбля, посвящённый 30-летию творческой деятельности коллектива, состоялся в канун финского Рождества 24 декабря 1990 года в переполненном зале Финского театра. И концерт, и ансамбль стали легендой музыкальной культуры Карелии.
Тектонический слом государства в 1991 году «прорубил дверь» в иные культуры и культурные практики. Студенты Петрозаводской консерватории Валентин Богданов и Павел Ройтман, продолжив традицию мужского ансамблевого пения, решили организовать вокальный ансамбль «Плохие актёры» и пригласили в него Юрия Палашина и Кирилла Жутова. Так родился один из первых квартетов в России, начавших исполнять песни в стиле «Barbershop harmony». Основу репертуара составили многочисленные оригинальные обработки народных песен разных стран, а также хитов зарубежной и российской эстрады 60-90-х годов. Во время исполнения песни сценически обыгрывались, создавая атмосферу юмора и шуток, вызывая, тем самым ответные яркие эмоциональные реакции у публики (Колихалова, 1995, с. 4; Попова, 1995, с. 2).
С 1992 года коллектив успешно выступал как в России, так и за рубежом. За годы своего существования ансамбль гастролировал в Германии, Южной Корее, Финляндии и США. Квартет неоднократно представлял Республику Карелия на многих значимых политических и культурных мероприятиях. В 1994 году в Калуге «Плохие актёры» стали лауреатом третьей премии I-го Международного конкурса «Поющее мужское братство».
В октябре 1993 года был создан ещё один мужской вокальный ансамбль «Роспев». Ярко обозначилась тенденция, ориентированная на разнообразие певческого репертуара и стилей. У истоков «Роспева» стояли: замечательный карельский бас, заслуженный артист России, народный артист Карелии Виктор Сергеевич Кали-кин, авторитетный музыкальный критик, эрудированный музыкант Кир Ильич Рожков и литературовед, доктор философских наук Леонид Крылов. Все трое были преподавателями музыкальных учебных заведений -консерватории (Каликин и Крылов) и Петрозаводского музыкального училища имени К. Э. Раутио (Рожков -первый руководитель ансамбля) (Садовская, 1999, с. 10).
Первоначально «Роспев» задумывался как ансамбль, исполняющий только духовную музыку, но со временем его репертуар пополнился произведениями русской и мировой классики, российскими кантами, народными песнями. Постоянно расширяя репертуар, «Роспев» остался верен пению a cappella.
В истории мужского хорового пения в Карелии особое место занимает Академический мужской хор Дома культуры Онежского тракторного завода, созданный в 1973 году к его 200-летнему юбилею. У истоков коллектива стояли Михаил Константинович Игнатьев и художественный руководитель Эмилия Фёдоровна Курилина.
Важность этого события в культурной жизни Петрозаводска была отмечена публикацией «Дебют мужского хора»: «Немного более четырёх месяцев назад этого коллектива ещё не было на заводе. По цехам и отделам и, конечно, у проходных были вывешены лишь объявления о том, что производится запись в заводской мужской хор. Помнится, многие посмеивались над этим призывом, скептически поговаривая: «Где же мужской, ведь и такого-то хора нет. Ничего не выйдет». И потребовалось немало усилий общественников, прежде всего руководителю Эмилии Фёдоровне Курилиной...» (Попова, 1973). Дебют нового коллектива состоялся 19 мая 1973 года на совместном вечере отдыха в помещении Музыкального и Русского драматического театров.
Четыре месяца от объявления до дебюта - это очень сжатые сроки для создания и начала творческой деятельности самодеятельного коллектива. Такое стало возможным по ряду причин, главными из которых были желание самих рабочих петь, поддержка администрации завода и готовность дирижёра. Коллектив прекратил свое существование в 1991 году в связи с начавшейся в стране и в республике перестройкой экономики.
Творческая жизнь хора была насыщенной. За первые 15 лет существования хор участвовал в концертах более чем 225 раз, на них присутствовало около 45 тысяч зрителей. Коллектив более 10 раз был участником телепередач, в том числе принимал участие во Всесоюзном телевизионном конкурсе «Товарищ песня» в 1984 году. Хор выступал перед трудовыми коллективами и слушателями городов в Финляндии, ГДР, а также Ленинграда, Минска, Кишинёва, Волгограда, Новгорода, Пскова, Нижнего Новгорода, многих районов и городов Карелии. Все эти годы, начиная с самого первого дня, руководителем и дирижёром хора являлась Эмилия Фёдоровна Курилина, деятельность которой была отмечена почётным званием «Заслуженный работник культуры Карелии», присвоенным в 1985 году. Более 10 лет работал с хором педагог по вокалу Владислав Михайлович Сладковский. В течение 10 лет постоянным концертмейстером хора являлась Елена Николаевна Малинина. Большую помощь все эти
годы оказывал руководителю хора заслуженный деятель искусств Карелии Семён Матвеевич Карп, работавший в то время хормейстером коллектива. С 1989 по 1991 гг. с хором работал дирижёр Юрий Алексеевич Палашин и концертмейстер Инна Станиславовна Палашина.
В XXI веке продолжателем традиций мужского хорового пения стал «Мужской хор Карелии». Он был основан в апреле 2007 года студентом 3 курса Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова Алексеем Умновым. В состав хора вошли студенты Петрозаводских вузов, а также учащиеся старших классов школ города Петрозаводска. Первая репетиция коллектива состоялась 23 апреля 2007 года. На тот момент хор не имел названия.
В Карелии традиционно в название хора входило и название учреждения, при котором работал хор. Современный «Мужской хор Карелии» сменил несколько названий: «Мужской камерный хор Русско-немецкого центра встреч», «Мужской хор Карельского государственного педагогического университета», «Мужской хор Карельской государственной педагогической академии», «Мужской хор Петрозаводского государственного университета». Название «Мужской хор Карелии» коллектив получил в 2015 году.
Смена названий хора была связана с поиском постоянной репетиционной базы, без которой творческий коллектив не может существовать и развиваться. В октябре 2007 года мужской хор взял под свою опеку Русско-немецкий центр встреч Петрозаводска (директор - Ольга Юрьевна Ряменен). В декабре того же года состоялось первое концертное выступление хора в городе Кондопога. С марта 2008 года и по сентябрь 2013 года коллектив репетировал на базе Карельской государственной педагогической академии (до 2010 года - университет). Ректором и соратником коллектива тогда являлся Сергей Павлович Гриппа. С 2013 года до 2015 года, в связи с объединением двух вузов (университета и уедагогического университета) мужской хор входил в состав Петрозаводского государственного университета (ректор - Анатолий Иванович Воронин). С 2015 года мужской хор под управлением Алексея Умнова отделился от университета и при поддержке Министерства культуры РК получил собственное помещение в центре города, в историческом здании XVIII века («Дом Гаскойна»). Своими силами и при поддержке спонсоров из числа бывших и нынешних артистов хора коллектив сделал ремонт в этом помещении. В феврале 2016 года на базе Мужского хора Карелии открылся Центр мужского хорового пения.
За время своего существования Мужской хор Карелии дал огромное количество концертов в республике и за ее пределами. Гастрольные маршруты включали в себя города России - Рязань, Ижевск, Калуга, Москва, Санкт-Петербург, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Иваново, Мурманск, Ярославль, а также города других стран мира - Норвегии, Швеции, Финляндии, Германии, Польши, Белоруссии, Австрии, Швейцарии, Латвии, Литвы, Эстонии, Венгрии, Италии.
Коллектив является неоднократным победителем и призером Всероссийских и Международных конкурсов: Лауреат I степени регионального тура VII Всероссийского конкурса академических хоров и вокальных ансамблей «Поющая Россия» (октябрь 2009, Петрозаводск); Лауреат I степени 4-го Международного хорового фестиваля «Vivat, мальчишки!» им. С. П. Оськиной (февраль 2010, Петрозаводск); Лауреат II степени VI открытого фестиваля университетских хоров России «Gaudeamus» (октябрь 2010, Ижевск); Лауреат I степени Заключительного этапа VII Всероссийского конкурса академических хоров и вокальных ансамблей «Поющая Россия» (апрель 2011, Санкт-Петербург); обладатель золотой медали в номинации «Духовная музыка» и серебряной медали в номинации «Мужские хоры» на Первом чемпионате мира по хоровому пению (июль 2011, Грац, Австрия); Лауреат I степени (трижды) Всероссийского конкурса мужских хоров «Поющее мужское братство» им. Л. К. Сивухина (2011, 2016, 2021, Калуга); обладатель золотой медали в номинации «Мужские камерные хоры» и серебряной медали в номинации «Духовная музыка» на VIII Всемирных хоровых играх (июль 2014, Рига, Латвия); обладатель золотой медали в номинации «Мужские камерные хоры» и серебряной медали в номинации «Духовная музыка» на IX Всемирных хоровых играх (июль 2016, Сочи, Россия); Лауреат I степени XXI Международного конкурса им. С. Шимкуса (май 2018, Литва, Клайпеда). В декабре 2011 хору присвоено звание Народный коллектив самодеятельного художественного творчества Республики Карелия, а в 2016 году - звание «Заслуженный коллектив Российской Федерации».
Репертуар коллектива чрезвычайно обширен и состоит из произведений композиторов разных стран и веков: от Баха и кантов Петровской эпохи до современных отечественных и зарубежных композиторов. В репертуаре хора более 150 произведений. Основу репертуара составляет русская хоровая музыка: духовная музыка отечественных композиторов (Чесноков, Никольский, Киселев и др.), русские народные песни, хоровые миниатюры композиторов XIX-XXI вв. (Чайковский, Танеев, Кюи, Шебалин, Слонимский, Свиридов, Калистратов, Мишуков, Крышень и др.). Хотя хор в основном поёт музыку, написанную a cappella, он регулярно выступает с симфоническим оркестром и оркестром народных инструментов Карельской государственной филармонии. В декабре 2015 года впервые в России состоялась премьера Концерта для фортепиано, симфонического оркестра и мужского хора Ферруччо Бузони, солировал Вадим Холоденко, оркестром дирижировал Анатолий Рыбалко.
В настоящий момент в хоре около 30 человек. Это мужчины разного возраста и социального статуса. На вопрос «Что заставляет взрослых мужчин петь в мужском хоре?» первый тенор хора Андрей Черепанов ответил: «Пока не попадешь в хор, не понимаешь, зачем это надо, а когда попадешь, не можешь представить, как раньше жил без него! Прежде чужие люди становятся единомышленниками, друзьями» (Борисова, 2016).
В марте 2020 года состоялось историческое событие для культуры Карелии. Впервые в истории республики был объявлен набор в профессиональный мужской хор. Инициатором создания первого профессионального академического хорового коллектива стал Алексей Умнов, ранее заслуживший признание работой с Мужским хором Карелии и другими певческими коллективами Петрозаводска. Инициатива Умнова была поддержана
Главой Республики Карелия А. О. Парфенчиковым и одобрена депутатами республиканского парламента. Первое профессиональное академическое хоровое объединение получило прописку в Карельской государственной филармонии. Так появился Мужской камерный хор Карельской государственной филармонии.
В состав хора вошли 16 артистов - преимущественно выпускники и студенты Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова и Музыкального колледжа имени К. Э. Раутио.
Дебютное выступление молодого коллектива состоялось в августе 2020 года на IV Музыкальном фестивале «Ruskeala Symphony» на водной глади мраморного каньона с программой «Серенада кавалеров».
За три концертных сезона Мужской камерный хор успел выступить не только в Республике Карелия (Петрозаводске, Рускеале, Кондопоге, Медвежьегорске, Олонце и Питкяранте, Лахденпохье, Костомукше), но и в городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Ярославле, Иваново, Череповце, Вологде, Нижнем Новгороде, Семёнове, Городце и Ростове Великом, Красноярске, Челябинске, Новосибирске, Канске, Троицке, Кыштыме, Каргополе.
Коллектив активно сотрудничает с композиторами Карелии и России и принимает участие в таких значимых мероприятиях, как Московский Пасхальный фестиваль, который проходит под руководством Маэстро Валерия Абисаловича Гергиева. В числе резонансных исполнений - авторские (Пасхальный и Рождественский) концерты московского композитора Антона Олеговича Вискова (май и декабрь 2021 года, Большой зал Карельской государственной филармонии) и Мировая премьера Восьмой симфонии «Осударева дорога» Александра Чайковского, написанной специально для Симфонического оркестра и Мужского хора Карельской филармонии (11 ноября 2022 года, Зал Академической капеллы Санкт-Петербурга). Необходимо отметить и мировые премьеры сочинений, написанных специально для коллектива: Антон Висков «Господи, я верую» -маленькая кантата для мужского хора и фортепиано на слова Сергея Есенина (02.05.2021, Карельская государственная филармония); Полина Крышень «Петроглифы» - кантата для мужского хора и инструментального ансамбля (28.01.2022, Карельская государственная филармония); Сергей Екимов «Петр I глазами русских поэтов XVII-XX столетий» - концерт для мужского хора a cappella в 5 частях (11.11.2022, Академическая капелла Санкт-Петербурга); Борис Напреев «Монологи поэта» - кантата для мужского хора и фортепиано на слова Ар-маса Мишина разных лет (10.02.2023, Карельская государственная филармония); Антон Висков «Есенин», -музыкально литературная композиция для мужского хора и чтеца в 13 частях (30.03.23, Музей изобразительных искусств РК); Антон Висков «Карелия - любовь моя» - поэма для мужского хора на слова отечественных поэтов (в 15 частях) (08.06.2023, Музей изобразительных искусств РК); Владислав Панченко, слова Сергея Пронина «Падение Иерихона» - концерт для мужского хора а капелла в 5 частях (08.06.2023, Музей изобразительных искусств РК); Сергей Екимов «В руце Твои» - хоровая миниатюра для мужского хора и солиста (03.11.2023, Камерный зал Новосибирской государственной Филармонии); Лев Панкратов «Русские монастыри» - десять картин для мужского хора a cappella на слова А. Капустина (30.11.2023, Музей изобразительных искусств РК).
Заключение
Реконструкция событий, связанных с созданием мужских хоровых коллективов и ансамблей, позволила сделать вывод о том, что до начала XIX века Карелия, как «подстоличная Сибирь», сохраняла свои живые региональные традиции мужского пения, а затем мужское хоровое пение стало развиваться в общем русле православного церковного пения, любительского пения в учебных заведениях и при учреждениях культуры. Свою положительную роль сыграли учебные заведения Петрозаводска, особенно Детская музыкально-хоровая школа (открыта в 1966 году) и Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории (открыт в 1967 году), впоследствии получивший статус самостоятельного вуза. Школа обеспечила приток кадров в Петрозаводское музыкальное училище, а Петрозаводская консерватория (наряду с музыкальным училищем) стала готовить профессиональных дирижёров и хормейстеров. В творчестве любительских коллективов под руководством профессионалов формировалась академическая манера пения и воспитание вкуса как самих хористов, так и любителей музыки разных профессий, что обеспечивало постоянный интерес публики на всех концертах хоровой музыки. Благодаря созданию и творческой деятельности такого коллектива, как «Манок», в хоровом искусстве Карелии стал развиваться такой феномен, как полиязычие мужского хорового пения.
Источники | References
1. Красковская Т. В. Кантатно-ораториальное творчество композиторов Советской Карелии (1920-1980-е годы). Петрозаводск, 2017.
2. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX веков: методическое пособие. М.: Языки русской культуры, 1998.
3. Семакова И. Б. Из истории хорового творчества в Карелии // Актуальные вопросы хорового творчества Республики Карелия XXI века. Петрозаводск, 2016.
4. Шарипова А. Р. Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры: автореф. дисс. ... к. фи-лос. н. Казань, 2010.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Умнов Алексей Юрьевич1, доцент
1 Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова; Карельская государственная филармония, г. Петрозаводск
Umnov Aleksei Iurevich1
1 Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire; Karelian State Philharmonic, Petrozavodsk
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 12.02.2024; опубликовано online (published online): 27.03.2024.
Ключевые слова (keywords): мужское хоровое пение; историко-культурные условия Карелии; рунопение; старообрядческое церковное пение; профессиональный мужской хор; male choir singing; historical and cultural conditions of Karelia; runo singing; Old Believer church singing; professional male choir.