направленности будет успешным, если: педагог хорошо знает историю Отечества, историю религии, хорошо знает и чтит наследие православной культуры, глубоко уважает исторический и духовный опыт русского и других народов России; педагог уважает внутренний мир студента, знает возрастные особенности юношеского развития; педагог опирается не на собственные умозаключения и личный (особенно - духовный) опыт, а на исторические факты, Священное Писание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной жизни, которые могут быть доступны наблюдению; широко используется иллюстративный материал (изобразительный, литературный, музыкальный); студенты привлекаются к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; используются разные методы обучения, но ни в коем случае не применяются инновационные методы и приёмы, например: психологического (или психичес-
кого) воздействия, нейролингвистического программирования и т.п.; основное усвоение учебного материала достигается на занятии под контролем педагога. Первичной целью является духовно-нравственное воспитание молодежи посредством создания системы условий, ориентированное на традиционные культурные ценности, содействие осмыслению лучших традиций отечественной духовной культуры.
Главное помнить, что «самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни - источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победите -ля, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать свое духовное достоинство и свою свободу, духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма»10.
L. Korsakova. SPIRITUAL - MORAL UPBRINGING AS THE BASIC COMPONENT OF HIGHER EDUCATION (CULTUROGICAL APPROACH)
The article considers relevant points of spiritual — moral upbringing of students. Attention is paid to the significance of culturological disciplines in an in institutes educational process/ the problem of teaching of the optional course "The orthodox culture bases" is singled out as a separate aspect.
КОРСАКОВА Любовь Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры философии, истории и педагогики. В сфере научных интересов — лингвокультурологическая концепция духовно-нравственного воспитания студентов. Опубликовано более 30 научных трудов и учебно-методических работ.
УДК 316.663.2:316.346.2
МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ГЕНДЕРНАЯ ФИЛОСОФИЯ, МАСКУЛИННОСТЬ И ФЕМИНИННОСТЬ
Е.В. Михайлова
Актуальность и научная новизна статьи отражена в ее названии. По вопросу гендерной философии, маскулинности и феминин-ности ведутся широкие дискуссии как у нас в стране, так и за рубежом. Даются совершенно прямо противоположные точки зрения на названную терминологию, что не позволяет в полной мере изучать данную проблему.
10 Ильин И. А. Путь духовного обновления // Воспитание здорового ребенка: хрестоматия в двух частях. - М.: Паломник, 2007. - С. 8.
В качестве методологии исследования использованы положения социальной философии и гендерной психологии. Источниками исследования послужили различные публикации в научных сборниках. В статье предпринята попытка собственного понимания предложенной темы.
Философия гендера - это не только философия пола, но и современная философская постановка вопроса о власти, субъективности, о соотношении духовного и телесного, о специфике современного науч-
ного знания. Как отмечает А.А. Костикова, специфика философии гендера состоит в том, что она претендует на методологическую базу гендерных исследований в целом. Философия гендера пытается реализовать на практике новые принципы поливариантности и антитетичности философского мышления.
Задачей философии XXI века является преодоление антитетичности как в ответах на «вечные» философские вопросы, так и в самой их постановке. Традиционное соотношение общего и единичного, индивида и общества, возможности и действительности, проекта и его реализации, нового и старого, интуиции и рациональности, экспрессии и агрессивных средств, мужского и женского становится в новейшей философии, прежде всего, гендерной темой, по отношению к которой формируется новый стиль философского мышления.
Проблема субъективности и идентичности субъекта - одна из ведущих проблем современной философской науки. Эта проблема включает в себя и вопросы сексуальной идентичности. В сфере интереса философии гендера оказываются и другие вопросы: культурно-историческая, национальная и возрастная самоидентификация субъекта. Идентичность субъекта рассматривается как что-то не сводимое к структуре или функции, а как фрагментированное. В этом плане философия гендера совпадает с идеями новейшей философии в целом, с самыми различными ее направлениями: философ -ский постмодернизм, аналитическая или феноменологическая школы. Нужно рассматривать проблему по-разному.
Гендерные исследования повлияли на такие философские школы, как феноменология, логика развития ее основных идей. Гуссерль, Мерло-Понти, Сартр, Хайдеггер сосредоточили идею феноменологического исследования на телесном опыте, смысле, значении, языке выражения или самой выразительности. Разнообразные концепции гендерных исследований (Делёз, Деррид, Фуко, Бодрийара) пытаются дать аналитическое исследование субъективности. Некоторые из них приближаются к феминистской проблематике, другие ориентируются на тенденции новейшей философии.
К первой группе аналитических исследований субъективности можно отнести концепцию Рози Брайдотти о системе властных отношений, высказанную ею в работах «Модели диссонанса. Женщина с точки зрения
современной философии» (1991), «Номади-ческие субъекты: тело и сексуальное различие в современной феминистской теории» (1994). Брайдотти исследует систему властных отношений, которые формируют основные характеристики субъективности: социальный статус по отношению к структуре власть-подчинение.
Отличие какого-либо качества, имеющегося у другого, трактуется как ущербность и второсортность. Основной способ самоопределения — идентификация (по сути маскулинный способ). Брайдотти предлагает проект высвобождения женской идентично -сти, которая встроена в иерархическую систему «политический проект номадизма». Брайдотти вслед за Делёзом использует его понятие «номадический субъект» для обозначения женской субъективности и возможности выйти из маскулинной иерархии.
Номадичность, номадология (от греч. nomad — кочевник) — модельная концепция, предложенная французским философом Делёзом и французским философом и психоаналитиком Гваттари (работа «Капитализм и шизофрении», второй том). Это понятие обозначает изменчивость самого субъекта и изменчивую политическую стратегию. Чтобы стать номадой, нужно иметь гибкую позицию по отношению к своему социальному статусу, своей роли, своей исключительности, языка. Этот способ самоидентификации помогает сопротивляться традиционной иерархии.
Ко второй группе аналитических исследований относится Джудит Батлер («Гендерное беспокойство», 1995), которая считает феминизм противопоставлением мужского и женского начала. Гендер — это не просто культурное наслоение значения на биологически предназначенный пол; его можно рассматривать как средство, при помощи которого учреждается «сексуальная природа» или «естественный пол», предшествующий культуре, политически нейтральный фон. Нужно провести своеобразную деконструкцию гендера: рассмотреть его обусловленность властными отношениями. От этого положения можно перейти к плюрализации самих гендерных определений. Гендер как флуктационная переменная постоянно меняет свое значение. Самоидентификация связана с поведением, которое имеет имитационный характер; она связана с сочетанием формы имитации, символа, звука. Перформативность гендера — основная теоретическая проблема гендерной философии.
В аналитической философии она понимается как действие, артикуляция и смысл, как акт говорения.
В настоящее время распространяются так называемые диввг-теории. Этот сленговый термин обычно не переводится с английского. Его можно понимать как что-то сомнительное, подозрительное, эксцентричное; то, что расстраивает планы, разрушает устоявшиеся традиции и т.п. Впервые этот термин применительно к идентичности использовала Тереза де Лауретис. У нее он обозначал сложившееся в обществе отношение к женской гомосексуальности. Так стала формироваться «лесбийская философия». Однако, де Лауретис, вводя в оборот термин «щиввг-субъект», не связывала его с биологическим полом, а лишь обратила внимание на вне-положенность такого субъекта в системе иерархически организованных ценностей. Такой субъект связан с нарушением порядка и традиций, ставит под сомнение нормативное общество и культуру.
В гендерной философии Элизабет Гросс считается, что «^иеег-субъект» своим существованием отказывается от эссенциализма, от атрибутов сущностных характеристик человека. Происходящие деконструкции гендера представляют собой все формы нарушения устойчивых традиционных представлений о сексуальной идентичности; это - смена пола, трансвестизм, активная бисексуальность, все практики изменения телесности (татуирование, пирсинг, бодибилдинг и т.д.).
Вопрос о сексуальности - это и вопрос о социальном конструкте и формах его проявления. Здесь феминистское отступает перед общефилософским теоретическим пониманием проблемы. Так, активизация <^иеег-исследований» на проблеме модификации человеческого тела и его функций вызвало философскую дискуссию о необходимости нового философского определения человека.
Термин «феминное» довольно часто используется в гендерных концепциях для понимания принципиально нового подхода к проблеме субъективной идентичности, предполагающий множественность конкретных решений. Понимание инвариантности феминного в соответствии с постоянно изменяющимся обществом - это специфическая черта философии гендера. «Женское» не есть альтернатива «мужскому»; наоборот, отказ от альтернативности. «Женское» надо рассматривать в более широком значении, чем экономическое положение и организа-
ция домашней работы женщины. Нужен новый способ конструирования и понимания «феминной идентичности».
Важной проблемой философии гендера становится новый способ выражения фе-минного - через текст и язык, которые предполагают различие и исключают иерархию. Ж. Делёз считает, что надо переходить от молярного (двоичного) принципа деления на маскулинность и фемининность к молекулярному. Р. Барт эту мысль выразил так: нужно переходить к «числу языков, равном числу желаний».
Семиотические теории философии гендера были направлены на поиск отличной от господствующей языковой практики. У Ю. Кри-стевой семиотический этап формирования субъекта, отвергающий сознательные стереотипы и символы, может наиболее адекватно (плюралистически) выразить бесконечное поливариантное желание, которое лежит в основе субъективной идентичности. Субъективное наиболее полно проявляется в области бессознательного, в области телесной экспрессии (М. Фуко и Р. Барт). Философия гендера от проблемы выражения в языке переходит к проблеме выражения в широком смысле этого слова. Репрезентативность телесности - это сфера философствования современных исследователей гендера этого направления - Р. Шустермана, Э. Гросса, Ю. Батлера, С. Бордо и др., которые понимают эту проблему как взаимосвязь телесного, психического, ментального и социального.
Семиотический анализ связывается с базой для появления феминистского постструктурализма, который имеется в концепциях Ю. Кристевой и последовавших за ней Э. Сиксу, Л. Иригарей и др. Постмодернистский феминизм не лишен различных противоречий, хотя и представляет собой действительно новое философское понимание гендера. Это понимание отражает формы сопротивления традиционным властным структурам: речь идет о принципиальной смене однозначного «фаллического» на многозначный «вагинальный». [4, С. 3-5]
Рассмотрим более конкретно соотношение маскулинности и фемининности. Маскулинность (от лат. таэкиНпиБ - мужской), фемининность (от лат. femininus - женский)
- нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Эти категории понимаются как:
А) совокупность телесных, психичес-
ких и поведенческих признаков, отличающих среднестатистического мужчину от женщины;
Б) нормативные представления и установки, какими должны быть мужчины и женщины.
Например, В.М. Хвостов в качестве основных отличительных черт психологии типичной «средней» женщины выделил: эмоциональность; богатая фантазия; конкретность мышления с преобладанием ассоциаций по смежности; протекание мыслительного процесса преимущественно в подсознательной сфере; гармоничность и целостность психики; нравственная чистота, альтруизм, высокоразвитое чувство долга. [2, С. 375-376]
Маскулинность - не столько мужественность, сколько «мужчинность», мужеподо-бие. Но можно говорить и о «мужественной женщине», а также о «женственном мужчине». Поэтому довольно сложно отделить описательный термин (А) от нормативно-пре-скрептивного (Б).
Стремление выделить типичные мужские и женские качества предпринимаются различными науками. Так, в теории эволюционной биологии В.А. Геодакяна выделяются две противоположные тенденции: наследственность - консервативный фактор (сохранение у потомства неизменными всех родительских признаков) и изменчивость, в результате которой возникают новые признаки.
В филогенезе мужской пол играет основную роль в изменении, а женский пол - в сохранении популяции. В онтогенезе, наоборот, мужчины более регидны и независимы от среды, а женщины более изменчивы, адаптивны, лучше поддаются обучению. Норма реакции у женщин в онтогенезе по всем признакам шире, чем у мужчин. У женщин выше норма реакции на обучаемость, вос-питуемость, конформность; а у мужчин ярко проявляются такие качества, как находчивость, сообразительность, изобретательность (поиск), максимальные требования к новизне и минимальные требования - к совершенству. У женщин все наоборот: минимальные требования к новизне и максимальные - к совершенству.
Теория Геодакяна объясняет некоторые факторы естественного полового отбора. Но выводить из этой теории индивидуальные гендерные свойства трудно и методологически опасно. Так, половой диморфизм не всегда одинаково проявляется у мужчин и женщин. Разделение половых различий в тех или
иных сферах жизнедеятельности не отвечает на вопрос о том, как проявляются филогенетические функции полового диморфизма. Поэтому резкое разделение людей по мужскому или женскому признакам часто бывает неприемлемо. Ибо имеется много свойств, которые одновременно присущи и тому, и другому полу. Индивидуализированная деятельность увеличивает число индивидуальных вариаций в психике и социальном поведении, которые не укладываются в рамки дихотомии «мужское» и «женское». Нельзя вывести из биологии, например, формы общественного разделения труда между мужчиной и женщиной. Социальные роли в разных обществах распределяются не одинаково. Не все социальные и психические свойства мужчин и женщин зависят от их половой принадлежности. Эти свойства находятся и в зависимости от условий среды, воспитания, от характера жизнедеятельности и т.п. [3, С. 1—2]
В некоторых культурах отмечается баланс маскулинных и феменинных характеристик, эти личности рассматриваются как андрогинные.
Андрогиния (androgyny) — сочетание в себе как маскулинных, так и феминных качеств; многомерность понятия пола и гендера.
Джудит Спенс считала, что андрогин-ность — это сочетание высокой маскулисно-сти и высокой фемининности. [1, С. 201]
Андрогиния характеризовала многих богов и сильных предков человека.
Голландский антрополог Герт Хофсте-де (1988) эмпирически сравнивал маскулинность и фемининность в разных культурах. По нескольким признакам. Так, по его мнению, первичные ценностные ориентации маскулинных культур характеризуются высокой оценкой личных достижений. Высокий социальный статус расценивается как личный успех. Ценится все большое, крупномасштабное. Дети должны восхищаться сильными. Неудачников нужно избегать. Надо показывать свои успехи другим людям. Мышление должно быть рациональным. В семье имеется большая дифференциация. Мужчина заботится о самоуважении. Первичные ценностные ориентации фемининных культур отличаются заботой о других, уважают чувства других людей. У них имеется четко выраженная ориентация на обслуживание, появляется симпатия к угнетенным. Мышление является интуитивным.
Однако ценностные ориентации культу-
ры — это лишь общие закономерности развития маскулинности и фемининности. Имеются и специфические закономерности, которые наиболее конкретно проявляются в гендерной дифференциации в различных сферах деятельности — на производстве, в семье и др.
Влияют на гендер и исторические условия. Считается, что потребность в социальном успехе у женщин ниже, чем у мужчин. Исключение составляют «деловые женщины»
— предприниматели. Честолюбивых женщин встречается не очень много. Раньше женщина могла сделать карьеру за счет своего мужа, будучи властолюбивой женой и умной и жестокой любовницей. В настоящее время женщине не обязательно прибегать к силе мужчины — она и сама себе может успешно сделать карьеру, опираясь на свои природные задатки, полученное образование и финансовое положение.
Маскулинность и фемининность различаются и по культурным стереотипам. Мужчины — это активные участники трудовой и общественной деятельности, тогда как женщины могут проявить себя в семейнородственных отношениях.
Традиционные стереотипы маскулинности и фемининности в основном выражают мужскую точку зрения. Трудно точно определить образы «настоящего мужчины» и «настоящей женщины».
В XIX в. маскулинные и фемининные черты расценивались как строго дихотомические, взаимоисключающие. Позже жесткий нормативизм уступил место принципу континуума маскулино-фемининных свойств. Как показали исследования американских ученых, стереотипы маскулинности и феми-нинности отличаются устойчивостью, от-
ставая от реально возникших изменений в гендерной старитификации и по вопросам ценностных ориентаций, и по вопросам общественного разделения труда, и по другим социальным параметрам.
Итак, индивидуально-психологические и социальные вариации мужчин и женщин можно охарактеризовать следующими чертами:
1) мужчины и женщины обладают различными степенями маскулинности и фемининности. Они могут быть в неодинаковой степени маскулинными, фемининными или же андрогенными;
2) мужские и женские начала многообразны, многомерны, многогранны; мужское может сочетаться с женским; деловая женщина может быть нежной в домашней обстановке и агрессивной в бизнесе;
3) происходящие в наше время изменения в социальном положении женщин и мужчин в корне изменили многие привычные стереотипы. Различия между мужчинами и женщинами и различные их вариации следует рассматривать не как патологические извращения (перверсии) или нежелательные отклонения (девиации) от установленной нормы поведения в обществе и семье, а как вполне нормальные, естественные.
Литература:
1. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.- 431 с.
2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2007. - 544 с.
3. Кон И. Маскулинность и фемининность. Интернет: www.krugosvet.ru/articles/106/ 1010626/ 1010626a1 .htm.
4. Костикова А.А. Гендерная философия и феминизм: история и теории. Интернет: www. humanities /edu/ru/db/msg/58753/.
E. Mikhailova. MEN AND WOMEN IN CONTEMPORARY CHANGING WORLD: GENDER PHILOSOPHY, MASCULINITY AND FEMINITY.
Gender philosophy, masculinity and feminity are exposed as male and female origin, like their interaction between each other. Social and psychological individual features of a men and a women, their distinction are revealed.
МИХАЙЛОВА Елена Валерьевна 05.11.1977 г.р. Окончила Чебоксарский кооперативный институт МУПК, факультет бухгалтерского учета и прикладной информатики, экономист.
Соискатель кафедры философии и методологии наук Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Автор более 157 научных работ.