Научная статья на тему 'МУЗЕЙНЫЙ СТОРИТЕЛЛИНГ: ФОРМАТЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ'

МУЗЕЙНЫЙ СТОРИТЕЛЛИНГ: ФОРМАТЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
188
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сторителлинг / цифровой сторителлинг / цифровой музей / виртуальный музей / музей / цифровая среда / культура / storytelling / digital storytelling / digital museum / virtual museum / museum / digital environment / culture

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Т О. Фомичёва, Е В. Титов

Рассматривается текущая ситуация на рынке цифровых технологии в музейной сфере. Описываются форматы, инструменты и методы оценки эффективности цифрового сторителлинга как перспективного направления в сфере музейных коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM STORYTELLING: FORMATS, TOOLS, EFFICIENCY

The current situation in the digital technologies market in the museum sphere is considered in the article. It is described the formats, tools and methods for evaluating the effectiveness of digital storytelling as a promising direction in the field of museum communications.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙНЫЙ СТОРИТЕЛЛИНГ: ФОРМАТЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ»

УДК 069

МУЗЕЙНЫЙ СТОРИТЕЛЛИНГ: ФОРМАТЫ, ИНСТРУМЕНТЫ,

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Т. О. Фомичева Научный руководитель - Е. В. Титов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассматривается текущая ситуация на рынке цифровых технологии в музейной сфере. Описываются форматы, инструменты и методы оценки эффективности цифрового сторителлинга как перспективного направления в сфере музейных коммуникаций.

Ключевые слова: сторителлинг, цифровой сторителлинг, цифровой музей, виртуальный музей, музей, цифровая среда, культура.

MUSEUM STORYTELLING: FORMATS, TOOLS, EFFICIENCY

T. O. Fomicheva Scientific supervisor - E. V. Titov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The current situation in the digital technologies market in the museum sphere is considered in the article. It is described the formats, tools and methods for evaluating the effectiveness of digital storytelling as a promising direction in the field of museum communications.

Keywords: storytelling, digital storytelling, digital museum, virtual museum, museum, digital environment, culture.

С 2010 года в музеях России начинается стремительное внедрение цифровых технологий. Современные музеи, в том числе музеи космонавтики и ракетно-космической техники, становятся всё более демократичными и лояльными к аудитории. Они не только модернизируют помещения, но и в корне преобразовывают концепцию, переосмысляют миссию и делают эмоциональное переживание посетителя от контакта с экспозицией главной целью своей работы. Эту позицию разделяет директор Мультимедиа-арт музея (МАММ) Ольга Свиблова, которая утверждает, что «музей - это пространство, где мы включаем чувственные механизмы» [1]. Музеи всего мира обрели оцифрованные музейные коллекции [2], стали создавать интерактивные и human-oriented экспозиции, открылись для мнений и исследовательского вклада широкой общественности.Это соответствует характерным чертам сегодняшнего рынка: точечность, идентичность, тактильность, теплота, трогательность, индивидуальность, субъективность. Маркетинговые стратегии создаются таким образом, чтобы построить доверительные отношения между потребителем и брендом.

По своей сущности музеи - повествователи. Музеи становятся рассказчиками историй наравне с медиа-ресурсами и начинают конкурировать со СМИ за одну аудиторию. По мнению эксперта в области цифрового сторителлинга Натальи Лосевой, «теперь музей - ещё

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

один инструмент для реализации профессиональных журналистских амбиций» [3]. С начала XXI века цифровые технологии и социальные медиа поставили повествование во главу угла, перенеся объект на второй план.

Сторителлинг можно определить, как человеческий навык передавать сообщение от себя к другим людям. Он не может считаться простым нарративом, так как перед сторителлинг-проектом стоит задача не оставить зрителя прежним. Содержание сторителлинг-проекта может быть разным, однако, как правило, оно содержит следующие элементы: персонаж (проводник между проектом и зрителем, вызывающий эмоции и наделенный чертами, которые соответствуют потребностям зрителя); точки входа и выхода из истории (зона входа создает первое впечатление и мотивирует на продолжение чтения, а в зоне выхода зритель приходит к задуманному автором эффекту, то есть ощущению или призыву к действию, которое создается у зрителя в конце проекта); развитие истории (на этом этапе происходит активное, немонотонное ведение зрителя к эффекту проекта); система проекта (перед созданием истории необходимо ответить на вопросы «Кто?», «Что?», «Кому?», «Как?», «Зачем?»).

Применительно к музеям, автор данной статьи видит смысл рассказывать не столько о фактах исторической личности, которой посвящена выставка, а о его чувствах и переживаниях в тот или иной исторически значимый период времени. Таким образом, раскрывается тема выставки через персонажа и создается эмоциональная связь с современной целевой аудиторией через спектр чувств, которые люди испытывают в любую эпоху: страх, надежда, вера, любовь и пр. Если речь идет не об исторической личности, а экспонате, то музей может раскрыть его содержание, отступив от простой демонстрации предмета и его названия.

Формат сторителлинг-проекта целиком зависит от его контента. Его можно назвать физическим кодом смысла проекта. В зависимости от того, какие идеи автор транслирует через проект, выбирается тот или иной формат. Сейчас российские и зарубежные музеи используют четыре модели мультимедийного монтажа истории: лонгрид или лендинг (цельная история с одной идеей, одним стержнем, одной линией повествования); спецпроект (сочетание нескольких историй, объединенных одной темой. Во время подготовки продумывается не только соответствие элементов внутри каждой истории, но и соответствие историй между собой); перемонтаж (комбинирование, выстраивание новой структуры из уже готовых фотографий, текстов, видеофрагментов и т.д.); кураторство - (история, собранная из ряда публикаций по принципу авторской выборки. Куратор создает добавочную ценность благодаря составлению конспекта или резюме темы, выстраиванию материалов в правильном порядке, комментированию элементов и т.д).

Монтаж истории в мультимедийном сторителлинге может быть хронологическим или тематическим. Хронологически выстроенная история имеет начало, развитие истории, ее кульминацию и разрешение конфликта. При тематически выстроенной истории пользователю позволяют самостоятельно выбрать сценарий, глубину чтения текстов и изучения информации.

Мультимедийное повествование позволяет музею приобрести новые формы и механизмы: многослойный вовлекающий рассказ, персонализация, адаптация к поведению и действиям посетителя.

Мультимедийные технологии призваны «включить» зрителя во взаимодействие с экспозицией и изменить роль самого посетителя с пассивно слушающего на активно участвующего. Грамотное их внедрение в музейную среду - залог интерактивности экспозиционного пространства.

В связи с этим сторителлинг-проект можно реализовать с помощью разных инструментов для разной аудитории проекта. Инструмент можно выбрать, исходя из видов современных коммуникаций в музеях: экранные (телефон, десктоп, планшет, информационный киоск), средовые (выставка, архитектура, инсталляция), личные (лекция, концерт, презентация), предметные (книги, полиграфия, сувенирная продукция).

Необходимо сказать, что перед выбором инструмента следует учитывать время и место презентации проекта, контекст, вокруг которого создается проект и непосредственно контент проекта. Кроме того, проект должен быть адаптивным, то есть способным соответствовать актуальным запросам зрителя.

Среди основных инструментов цифрового сторителлинга можно выделить фото, видео, текст и инфографику. А также новые технологии: VR/AR, игры (онлайн/сетевые), гипертекст, интерактивные карты и плакаты, видео/фото 360, gif, виртуальная экскурсия, web- и motion design, иммерсивный опыт.

Так как цифровые проекты зависят от обратной связи аудитории, то необходимо анализировать поведение этой аудитории и работать с критериями эффективности проекта. Эксперты утверждают, что в современных реалиях у музея и СМИ идентичные подходы в измерении аудитории [4]. Среди них можно выделить следующие критерии.

Количественные: посещаемость (количество пользователей, которое соприкоснулось с материалом хотя бы раз, и количество постоянных пользователей); возвратность (количество человек, которые заходят на сайт регулярно или переходят по ссылке несколько раз в течение определенного периода времени); длительность и глубина просмотра (количество людей, которые открыли фото, видео, прочитали историю до конца, сохранили ссылку «в избранное»); лояльность (количество людей, которые используют проект музея и его материалы как первоисточник или источник релевантной информации).

Качественные: эмоции, отдача и вклад самого автора проекта в создание, реализацию и продвижение проекта; создание сообщества вокруг проекта из его зрителей, так называемая, площадка для диалога; покупка сувенирной продукции после посещения выставки. Так зритель демонстрирует желание сделать рассказанную на выставке историю частью своей жизни; согласие зрителя получать новостную или другую информационную рассылку о проекте; отзывы и согласие на публикацию отзыва на сайте; трансляция идей проекта зрителем на его собственных каналах. Если проект затрагивает память, эго или будущее зрителя, он станет носителем идей проекта; вовлечение максимально возможного круга заинтересованных лиц: СМИ, блогеры, герои проекта, инвесторы, власть, бизнес, обычные люди; реакция будущих зрителей на этапе разработке проекта. Продвижение не самого продукта, а его контента на этапах от разработки идеи проекта до готовой публикации.

Таким образом, процессы цифрового развития, развития IT-технологий и повсеместное распространение различных электронных устройств сделали мультимедийный сторителлинг перспективным направлением в сфере музейных коммуникаций. В ходе исследования автором переосмыслен подход к коммуникации музеев с посетителями и скорректирована концепция позиционирования Красноярского краевого краеведческого музея в цифровой среде.

Библиографические ссылки

1. Свиблова О., Шахновская Ю. Что творится в музеях? [Электронный ресурс]. URL:http://www.the-village.ru/village/city/teatalks/128727-museums (дата обращения: 02.02.2020).

2. Li Y. C., Liew A. W. C., Su, W. P. The digital museum: Challenges and solution. In Information Science and Digital Content Technology // ICIDT 2012 8th International Conference. 2012. P. 646—649

3. Лосева H. Музеи - это новые медиа [Электронный ресурс]. URL:http://radio_mohovaya9.tilda.ws/mediatrends_loseva (дата обращения: 10.02.2020).

4. Лосева Н. Аудитория новых медиа // Как новые медиа изменили журналистику. 2012— 2016. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - С. 31—84.

© Фомичева Т.О., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.