УДК 633.1:069.122(=1.571.17-81)
О. С. Павкина; научный руководитель - Т. И. Кимеева Кемеровский государственный институт культуры,
Кемерово, Россия
МУЗЕЙНЫЕ ПРЕДМЕТЫ КАК ОВЕЩЕСТВЛЕННЫЕ КОМПОНЕНТЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ЭКСКУРСИИ «ТРАДИЦИОННАЯ ОБРАБОТКА ЗЕРНОВЫХ У ШОРЦЕВ»
Статья посвящена проблемам актуализации традиционной хозяйственной деятельности посредством раскрытия информационного потенциала музейных предметов в интерактивной музейной экскурсии. Музейный предмет рассматривается как овеществленный компонент традиции. Обоснованы методы актуализации в музее технологий хозяйственного занятия шорцев как части нематериального наследия.
Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, шорцы, музейный предмет, интерактивная экскурсия, презентация.
O. S. Pavkina;
Scientific Chief - T. I. Kimeeva Kemerovo State University of Culture, Kemerovo, Russia
THE MUSEUM OBJECTS AS REIFIED COMPONENTS OF THE INTANGIBLE HERITAGE IN THE INTERACTIVE TOUR «THE SHOR TRADITIONAL GRAIN PROCESSING»
The article is devoted to the problems of actualization of traditional economic activities through the disclosure of the information potential of the museum objects in an interactive museum tours. The museum object is regarded as a reified component of the tradition. Justified methods of actualization in the museum of technology economic classes Shors as part of the intangible heritage.
Keywords: intangible cultural heritage, Shors, museum exhibits, interactive tour, a presentation.
Актуальность темы определена необходимостью ориентирования культурно-образовательной деятельности на задействование в ней подлинных объектов историко-культурного наследия. Это может быть реализовано посредством использования предметов музейных коллекций как овеществленных компонентов нематериального наследия при проведении интерактивных экскурсий, мастер-классов, интерактивных программ и других форм. В условиях современности интерес представляет традиционная региональная культура, которая может быть презентована в рамках культурно-образовательной деятельности.
Традиционная культура понимается с позиций этнографического подхода, при котором существование традиционной культуры связывается с прошедшими эпохами [1]. Традиционность всегда устойчива, длительна во времени и распространяется в определенном этническом пространстве. Миссионер В. Вербицкий отмечал в выписках из журнала миссионера Кузнецкого отделения алтайской духовной миссии 1859 года о наличии небольших засеиваемых ячменем пашен у шорцев [2]. Полевые экспедиционные исследования ленинградского этнографа Н. П. Дыренковой 1927 года на территории ГорноШорского района зафиксировали наличие у шорцев мотыжного земледелия, связанного с выращиванием ячменя и приготовления из него одного из основных продуктов питания, не считая мяса диких промысловых животных, - «талкана». В 1930-е годы это традиционное занятие было подробно описано на основе полевых материалов ленинградским этнографом Л. П. Потапова. В результате обследования горнотаежной части шорцев в 1970-1990-е годы сначала ленинградским студентом, а впоследствии кемеровским этнографом В. М. Кимеевым на основе методов фотофиксации и киносъемки была неоднократно зафиксирована обработка шорцами ячменя и приготовление из него «талкана», а также ритуального алкогольного напитка «абырткы». Таким образом, бытование традиции было зафиксировано на протяжении более чем полутораста лет.
Небольшие участки земли расчищали от кустарников топором и выжигали, обрабатывая затем почву мотыгами - «абылами» с лезвием, расположенным по отношению к рукояти под прямым углом. Из зерновых выращивали ячмень «аш», при уборке урожая выдергивая колосья с корнями. После просушки их обжигали на костре, молотили деревянной колотушкой «токпак» на коротком ремне. После обмолота зерно очищали на ручной веялке «саргаш». Провеянное зерно обжаривали в широком котле с низкими стенками, помешивая специальной мешалкой «пулгаш». Зерна ссыпали в деревянную толстостенную
ступу «сак» и толкли пестом «сак палаы» с каменным наконечником. Полученную крупу применяли для приготовления каши «саламат», либо подвергали дальнейшей обработке - перемалывали на зернотерке «тербен» с каменными жерновами. Полученная прожаренная мука «талкан» была незаменимой пищей охотников как в виде добавки к мясным блюдам, так и самостоятельного.
Презентация технологий и знаний коренного малочисленного народа в музее привлекает посетителей, как показывает опыт преподавателей и студентов кафедры музейного дела Кемеровского государственного института культуры по проведению интерактивных занятий по данной тематике на базе музеев «Археология, этнография и экология Сибири» и этноэкологического музея-заповедника «Тюльберский городок» [3].
Предпочтительным методом в данном случае является моделирование технологий традиционных занятий коренных малочисленных народов Кемеровской области, так как этот метод предполагает гипотезы и аналогии с опорой на подлинность. Современная презентация обработки зерновых у шорцев в культурно-образовательной деятельности музеев возможна лишь при исследовании технологических приемов данного хозяйственного занятия, что может быть реализовано при исследовании музейных собраний, где они зафиксированы либо в виде музейных предметов, либо фотоматериалов. Сами технологии являются частью нематериального культурного наследия и относятся к категории, имеющей материальное воплощение в орудиях производства. То есть технология производства может быть реконструирована при наличии в музейных собраниях ее овеществленных компонентов, на основе которых могут быть воссозданы воспроизведения, предназначенные для использования в культурно-образовательной деятельности, в которой могут применяться как предметы из специального интерактивного фонда, так и воспроизведения, созданные на основе подлинников методом реконструкции или моделирования.
Интерактивная экскурсия в музее позволяет презентовать технологии обработки зерновых у шорцев. Наибольшим потенциалом обладают музеи под открытым небом, в большей степени музей-заповедник «Томская Писаница», на территории которого имеется транслоцированный объект историко-культурного наследия «Шорский улус Кезек». Мотыжное земледелие у шорцев было одним из подсобных хозяйственных занятий, где были задействованы как мужчины, так и женщины. Поэтому все участники экскурсионной группы могут принимать участие в процессе. Поле для выращивания ячменя было очень маленьким, и оно может быть смоделировано на базе музеев под открытым небом. Технология обработки зерновых у шорцев занимала весенне-летний сезон. Поэтому в рамках культурно-образовательной программы, период проведения может быть рассчитан на весну и осень, когда проводились самые активные действия, в которых могут принимать участие посетители.
Тот факт, что для посева небольшие участки тайги выжигались ручным способом, озвучивается экскурсоводом. Посетители познакомятся с орудием для обработки земли - мотыгой «абыл», состоящей из слегка изогнутой рукояти и насаженного на нее лопатообразного железного наконечника. На месте соединения наконечника и рукояти привязана веревка. «Абыл» широко был распространен в горных лесных районах. После рыхления почвы посетители примают участие в посеве ячменя, разбрасывая зерна из туеса вручную. Пашню заборонивают суком или бороной в виде ствола из сухого дерева с обломанными сучьями. Такие предметы могут быть без труда смоделированы при презентации технологических приемов обработки зерновых у шорцев. Экскурсовод обращает внимание на влияние русских крестьян в обработке зерновых и использование при заборонивании деревянных ручных грабель и бороны в виде рамы. Рыхление почвы «абылом», посев зерен из туеса с последующим заборониванием экскурсовод проводит вместе с группой посетителей, например, школьников, с которыми имеется договоренность на принятие участия в процессе по вызреванию зерен. Подобная практика проведения культурно-образовательных программ имеется в ряде музеев европейской России, например, при проведении культурно-образовательной программы «Капустки» в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» [4].
С этой же группой проводится уборка ячменя в сентябре. Колосья выдергиваются вместе со стеблями вручную. Выдернутые колосья очищаются от земли, складываются в небольшие пучки и перевязываются. Корни отрубаются топором. Может быть применен при жатве «серп», появившийся у шорцев вместе с заселением региона русскими. «Серп» состоит из железного полукруглого ножа с зубцами на внутренней поверхности и короткой деревянной рукоятки. Рукоять выточена в форме бочонка с утолщениями с обоих концов.
Далее посетители знакомятся с древними приемами молотьбы, которые были выражены в обжигании колосьев на огне. Пучки при этом держат над костром, пока не обгорят длинные жесткие усы на колосьях. Обожженные на огне колосья молотили короткими деревянными палками, утолщенными в конце. Экскурсовод рассказывает при этом, как низка была производительность труда при таком способе молотьбы. Обмолотые зерна нуждались в очистке. Веяние производили при помощи ручных веялок «саргаш», они были деревянные и полуовальной формы. Состояли они из цельного согнутого полукругом борта и дощатого дна, прибитого к стенкам железными гвоздями и в двух местах привя-
занного кожаными ремешками. С боков имеются два отверстия, в которые продевается веревка для подвешивания на шею. После провеивания, очищенное от шелухи зерно обжаривается в большом чугунном низком и плоском котле «кооргуш», который устанавливался на треноге над открытым очагом, где его необходимо постоянно помешивать специальной деревянной мутовкой «пулгаш», которая выглядела так: на круглую в сечении ручку намотана головка из тряпок и завязана веревкой, чтобы зерна обжарились равномерно. Поджаренные зерна большим совком из бересты или дерева засыпают в деревянную, долбленную и грубо обработанную ступу «сак» конической формы, дно которой плоское, а поддон плавно переходит в стенки, и толкут деревянным «пестом», который цельный, длинный, каплевидной формы, снизу округло сужен, со сквозным прямоугольным вырезом в верхней части. Получается мука крупного помола, из которой можно сварить кашу «саламат».
Но посетителям предлагается приготовить самое предпочтительное блюдо для таежных охотников - «талкан». Для этого в верхнее отверстие ручной зернотерки «тербен», состоящей из двух каменных жерновов, деревянных деталей: скобы и шеста, с помощью которого вращались жернова, укрепляемой в стенку дома планки, засыпается измельченное в ступе зерно и перемалывается в муку. Это и есть «талкан», из которого в завершении мероприятия предлагается посетителям самим приготовить самое общеупотребительное блюдо таежных охотников, смешав его либо с молоком, либо водой, либо медом и растолченными ядрами кедровых орехов.
Овеществленные компоненты, используемые в обряде обработки зерновых у шорцев, были выявлены на основе собраний музеев Кемеровской области - музее «Археологии, этнографии и экологии Сибири» КемГУ, Кемеровском областном краеведческом музее, этноэкологическом музее-заповеднике «Томская Писаница», Осинниковском городском краеведческом музее. В культурно-образовательных мероприятиях музеев предпочтительно использование аутентичных предметов, реконструированных на основе музейных коллекций.
Таким образом, в настоящее время, когда большая часть знаний о традиционных хозяйственных занятиях в естественной среде бытования утрачена, актуализация, то есть сохранение и презентация утраченных объектов нематериального культурного наследия может быть осуществлена на основе материалов музейных собраний - коллекций, архивов. Наибольшим потенциалом для презентации обладают этнографические музеи под открытым небом. Предпочтительным методом воссоздания технологического процесса обработки зерновых у шорцев следует считать моделирование, при котором сохраняется ориентация на подлинность, но допускается некоторая доля условности. Способами презентации могут служить: интерактивная экскурсия, программа и другие формы культурно-образовательной деятельности.
Список литературы
1. Егле, Л. И. Традиционная культура: основные подходы к исследованию / Л. И. Егле // Вестник Кемеровского государственного университета. Культурология. - 2014. - № 9. - С. 43-50.
2. Потапов, Л. П. Мотыжное земледелие и собирание корней [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Texts/PotapovShoriya/01-zemledelie.pdf (дата обращения: 18.03.2017).
3. Глушкова, П. В. Актуализация нематериального культурного наследия народов кузбасского При-томья в музее «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ / П. В. Глушкова, Т. И. Кимеева // Музеи университетов Евразийской ассоциации и их роль в сохранении этнокультурного наследия. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та. - С. 195-201.
4. Праздник «Капустки в Витославлицах» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.visitnovgorod.ru/afisha/25288.htm (дата обращения: 19.03.2017).
УДК 398.831: [398.8+398.831](571.51)
А. Е. Пешкова; научный руководитель - Л. Д. Экард Красноярский государственный институт искусств,
Красноярск, Россия
ПРОБЛЕМА БЫТОВАНИЯ ДЕТСКОГО ИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА (НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ТУРУХАНСКОМУ РАЙОНУ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Статья посвящена проблеме бытования и сохранения традиционного детского игрового фольклора на территории Туруханского района Красноярского края. В целях выявления локальных