Научная статья на тему 'Музейная педагогика как способ сохранения и популяризации культурного наследия коренных малочисленных народов Кузбасса'

Музейная педагогика как способ сохранения и популяризации культурного наследия коренных малочисленных народов Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТЕЛЕУТЫ / ШОРЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Елена Александровна

Preservation of traditional culture of indigenous peoples is one of the most acute problems of our time. Shors and Teleuts are the indigenous peoples, who live in Kuzbass. The representatives of indigenous peoples face a number of challenges in an effort to preserve their own national identity. They experience a cultural pressure from the Western (European and American) cultural values, caused by globalization, on one side, and from the values of the dominant culture, represented by ethnic majority, on the other side. In the future, it may not only cause the disappearance of the native language, along with a loss of the traditional way of life, it might also lead to the destruction of such forms of the intangible cultural heritage as the practices, representations, expressions, knowledge, and skills that contribute to the formation of a sense of identity and succession within an ethnic group. Museum pedagogy is an efficient way to preserve and actualize the intangible cultural heritage of the indigenous peoples. The museum pedagogy is an interdisciplinary field at the intersection of museology, pedagogy, psychology, culture, ethics, and other sciences. Museum pedagogy is an efficient way to preserve and actualize the intangible cultural heritage of the indigenous peoples. The museum pedagogy is an interdisciplinary field at the intersection of museology, pedagogy, psychology, culture, ethics, and other sciences. The Tomskaya Pisanitsa Museum Reserve uses in its museum and educational activities not only general (museum lessons and tours), but also advanced (museum events) teaching methods. They contribute to the development of students' comprehensive understanding of the spiritual and material culture of the Teleuts and Shors (indigenous peoples residing in the Kemerovo region). All of these types of instruction are based on a harmonious combination of visual, verbal and practical teaching and educational methods. Museum educators represent the link between the primary source of information (museum items) and museum visitors and students. Their activities focus on further transmission of folk traditions that contributes to the preservation and actualization of the intangible cultural heritage of indigenous peoples and intercultural dialogue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогика как способ сохранения и популяризации культурного наследия коренных малочисленных народов Кузбасса»

УДК: 069.1

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КУЗБАССА

Орлова Елена Александровна,

к.и.н., старший научный сотрудник, научно-экспозиционный отдел, Государственное автономное учреждение культуры Кемеровской области «Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» (Кемерово, Российская Федерация). E-mail: orlovaea42@gmail.com_

Одной из острых проблем современности является сохранение традиционной культуры коренных малочисленных народов. В Кузбассе проживают два народа, отнесённые к коренным малочисленным - шорцы и телеуты. В стремлении сохранить собственную национальную идентичность представители этих народов сталкиваются с целым рядом проблем. В частности, с двойным культурным давлением: со стороны западных (европейских и американских) духовных ценностей, что обусловлено процессами глобализации, и со стороны ценностей доминирующего общества, представленного этническим «большинством». В дальнейшем это может грозить не только забвением родного языка, утратой традиционного хозяйственного уклада, но и таких форм нематериального культурного наследия как обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, которые способствуют формированию у этноса чувства самобытности и преемственности.

Одним из эффективных способов сохранения и актуализации нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов является музейная педагогика. Музейная педагогика -междисциплинарное направление на стыке музееведения, педагогики, психологии, культурологии, этики и некоторых других наук.

Целью данной статьи является рассмотрение форм музейной педагогики, используемых сотрудниками музея-заповедника «Томская Писаница» для сохранения и популяризации нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов Сибири, проживающих на территории Кемеровской области, - телеутов и шорцев.

В музейно-педагогической деятельности музея-заповедника «Томская Писаница» используются как элементарные (музейный урок и экскурсия), так и комплексные (музейные праздники) формы, которые способствуют формированию у учащихся комплексного представления о духовной и материальной культуре телеутов и шорцев - представителей коренных малочисленных народов, проживающих на территории Кемеровской области. Все эти формы основаны на гармоничном сочетании наглядных, словесных и практических методов обучения и воспитания. Музейные педагоги представляют собой связующее звено между источниками первичной информации (музейными экспонатами) и посетителями музея и учащимися. Их деятельность направлена на дальнейшую передачу народных традиций, что способствует сохранению и актуализации нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов и межкультурному диалогу.

Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, культурно-образовательная деятельность музея, музейная педагогика, телеуты, шорцы

MUSEUM PEDAGOGY AS A WAY TO PRESERVE AND PROMOTE CULTURAL HERITAGE OF INDIGENOUS PEOPLES OF KUZBASS

Elena Aleksandrovna Orlova

Ph.D. in History, Senior Researcher, State Autonomous Cultural Institution of Kemerovo region "Historical Cultural and Natural Museum-Reserve "Tomskaya Pisanitsa" (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: orlovaea42@gmail.com

Preservation of traditional culture of indigenous peoples is one of the most acute problems of our time. Shors and Teleuts are the indigenous peoples, who live in Kuzbass. The representatives of indigenous peoples face a number of challenges in an effort to preserve their own national identity. They experience a cultural pressure from the Western (European and American) cultural values, caused by globalization, on one side,

and from the values of the dominant culture, represented by ethnic majority, on the other side. In the future, it may not only cause the disappearance of the native language, along with a loss of the traditional way of life, it might also lead to the destruction of such forms of the intangible cultural heritage as the practices, representations, expressions, knowledge, and skills that contribute to the formation of a sense of identity and succession within an ethnic group.

Museum pedagogy is an efficient way to preserve and actualize the intangible cultural heritage of the indigenous peoples. The museum pedagogy is an interdisciplinary field at the intersection of museology, pedagogy, psychology, culture, ethics, and other sciences.

Museum pedagogy is an efficient way to preserve and actualize the intangible cultural heritage of the indigenous peoples. The museum pedagogy is an interdisciplinary field at the intersection of museology, pedagogy, psychology, culture, ethics, and other sciences.

The Tomskaya Pisanitsa Museum Reserve uses in its museum and educational activities not only general (museum lessons and tours), but also advanced (museum events) teaching methods. They contribute to the development of students' comprehensive understanding of the spiritual and material culture of the Teleuts and Shors (indigenous peoples residing in the Kemerovo region). All of these types of instruction are based on a harmonious combination of visual, verbal and practical teaching and educational methods. Museum educators represent the link between the primary source of information (museum items) and museum visitors and students. Their activities focus on further transmission of folk traditions that contributes to the preservation and actualization of the intangible cultural heritage of indigenous peoples and intercultural dialogue.

Keywords: intangible cultural heritage, cultural and educational activities of the museum, museum education, Teleuts, Shors.

Сохранение традиционной культуры коренных малочисленных народов является одной из острых проблем современности. В Кузбассе проживают два народа, отнесённые к коренным малочисленным, — шорцы и телеуты. Представители данных тюркоязычных этносов живут в Кемеровской области на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняют традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывают менее 50 тысяч человек и осознают себя самостоятельными этническими общностями, что соответствует критериям Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» для отнесения того или иного этноса к числу коренных малочисленных. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года численность шорцев, приживающих на территории Кузбасса, составляет 10 672 человека (12888 в РФ), а телеутов — 2520 человек (2643 в РФ) [4].

В настоящее время представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, стремясь сохранить собственную национальную идентичность, сталкиваются с целым рядом проблем. Главнейшей из них, пожалуй, можно считать двойное культурное давление: со стороны западных (европейских и американских) духовных ценностей, что обусловлено процессами глобализации, и со стороны ценностей доминирующего общества, представленного этническим «большинством». В дальнейшем это может грозить не только забвением родного языка, утратой традиционного хозяйственного уклада (что во многом связано с попаданием территорий традиционного расселения малочисленных

этносов в зону экономических интересов крупных коммерческих компаний), но и таких форм нематериального культурного наследия как «обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности» [5]. Утрата данных форм нематериального культурного наследия способна нанести урон культурному разнообразию всего человечества.

Одним из эффективных способов сохранения и актуализации нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов является музейная педагогика. Музейная педагогика — междисциплинарное направление на стыке музееведения, педагогики, психологии, культурологии, этики и некоторых других наук. «Точкой соприкосновения музейной педагогики и нематериального культурного наследия является принцип преемственности, суть которого — передача межпоколенческих знаний и культурных кодов» [7, с. 56].

Музейно-педагогическая деятельность предполагает отход от традиционного репродуктивно-экс-курсионного обслуживания к максимальному использованию музейных средств в контексте «диалога культур», задействованию проблемных, театрализованных, игровых методов, стимулиро-

ванию творческих способностей детей, развитию их музейно-эстетической культуры [8].

Согласно классификации О. Ботяковой, вся совокупность форм культурно-образовательной (музейно-педагогической) деятельности музея может быть разделена на два класса. К первому классу относят элементарные формы, которые, в свою очередь, разделяются на следующие типы: 1. — производные от образовательно-воспитательной функции музея (лекция, консультация, музейный урок, музейное занятие); 2. — типы, производные от рекреационной функции музея (экскурсия, спектакль, концерт, дефиле, бал, мастер-класс). Ко второму — комплексные формы. Формы данного класса группируются по признакам использования технологии синтеза и многократности совершаемого действия: экскурсионные и лекционные циклы, кружок, студия, курсы, фестиваль, музейный праздник, музейная акция клуб, «вечера» [1].

Целью данной статьи является рассмотрение форм музейной педагогики, используемых сотрудниками музея-заповедника «Томская Писаница» для сохранения и популяризации нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов Сибири, проживающих на территории Кемеровской области — телеутов и шорцев.

В музейно-педагогической деятельности музея «Томская Писаница» используются как элементарные, так и комплексные формы. Познакомить учащихся с духовными представлениями телеутов помогают музейные уроки, проводимые с широким применением интерактивных методов. Например, для учеников младших и средних классов разработан урок, посвященный телеутскому свадебному обряду, во время которого школьники должны изготовить копии традиционных теле-утских кукол.

Кроме того, на занятии со школьниками проводится мастер-класс. В основе его лежит концепция активного контакта, признающая приоритет активности в художественно-познавательном процессе [2]. Она предусматривает поддержание во время занятия постоянного двустороннего контакта между музейным педагогом и учащимися.

Сотрудничество школы и музея является очень перспективным и востребованным направлением образовательной практики музея. Оно предполагает творческое взаимодействие музейного и школьного педагогов, позволяющее обогатить новым содержанием такие традиционные формы образовательной деятельности, как лекции, экскурсии, дидактические выставки, семинары, включить в образовательный процесс современные видео- и мультимедийные технологии [6].

Цель урока «Телеуты — коренной малочисленный народ Кузбасса» — познакомить учащихся с культурой и традиционным жизненным укладом телеутского народа. Для достижения поставлен-

ной цели необходимо решить следующие задачи: образовательную — сформировать у школьников представление о духовной и материальной культуре телеутов; развивающую — способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения правильно обобщать данные, сравнивать и делать выводы; воспитательную — формирование у школьников уважительного отношения к истории и культуре разных народов.

Занятие проводится с применением мультимедийного оборудования, необходимого для демонстрации слайд-презентации, сопровождающей рассказ музейного педагога о жизненном укладе и традициях телеутского народа. Затем учащиеся под руководством педагога мастерят куколок, причём их изготовление сопровождается вопросами о том, как телеуты одевались в старину, чем занимались, какие у них были обычаи, связанные с хозяйственной деятельностью и прочее. Эти вопросы способствуют соотнесению теоретических знаний с практическими навыками и закреплению изученного материала.

В результате у школьников не только формируется комплексное представление о духовной (религиозные представления, фольклор) и материальной культуре телеутов (ремёсла, национальная кухня, хозяйственные занятия, национальный костюм), но и позволяет выработать некоторые практические навыки. Так, изготовление куколок позволяет приобрести некоторые навыки кройки и шитья, которые также способствуют развитию мелкой моторики.

Широко на уроках, посвящённых телеутским традициям, используются как фондовые предметы, так и новоделы, иллюстрирующие информацию о ремёслах телеутов, их хозяйственном укладе и религиозных представлениях.

Познакомить школьников и студентов, которые часто посещают музей-заповедник «Томская Писаница» в составе организованных групп, с традициями и жизненным укладом шорского народа позволяет этнографическая экспозиция «Шорский улус Кезек». Она представляет собой реконструкцию усадьбы зажиточного шорца и включает в себя целый ряд подлинных объектов, среди которых жилой дом (по-шорски «эм»), летняя кухня («сенек»), амбар («анмар»), кузница, баня по-чёрному («мылча»), орехово-промысловый стан и скотный двор. Все они позволяют представить себе повседневную жизнь и хозяйственные занятия шорцев. Посетители могут сравнить быт рядового и зажиточного шорцев и увидеть, что повседневный обиход богатых слоёв шорского населения испытал более сильное русское влияние, нежели быт бедняков, который сохранил в себе множество архаичных элементов. Кроме того, хозяйственные постройки (амбары, скотный двор и прочее), где представлены разнообразные орудия труда, использовавшиеся шорцами,

позволяют посетителям понять, что шорцы вели комплексное хозяйство, сочетавшее земледелие, скотоводство, охоту и собирательство.

Шорцы верили в различных богов и духов, населяющих вселенную. Для воссоздания духовной культуры шорского народа на экспозиции представлены такие объекты как «Дом шамана» (подлинная постройка-сенек начала ХХ в., внутри которой размещены манекен, изображающий шамана, и макеты культовых предметов — шаманских бубна, посоха, веника, мужской и женской кукол), «Свадебный шалаш (одаг)» и реконструкция кладбища с макетами традиционных захоронений — воздушного, наземного и подземного. Знакомство с данными объектами формирует у посетителей представление о системе верований шорцев, а также свадебном и погребальном обрядах.

Рассматривая экскурсию по экспозиции «Шорский улус Кезек», необходимо упомянуть её кинестезический характер, когда посетители вынуждены перемещаться по довольно большому пространству, знакомясь с особенностями хозяйственного уклада и традициями шорцев. Подобная экскурсия позволяет соединить предметы и пространство в единый коммуникационный музейный ритуал — интересное музейное путешествие в поисках новых знаний, открытий и впечатлений [3, с. 63].

Новая образовательная ситуация, сложившаяся в России в начале XXI века, объективно меняет представление о задачах и методах музейной педагогики. Концепции монологического воздействия на аудиторию уступают место концепции коммуникационного подхода [9, с. 51]. Мероприятия, проводимые в рамках образовательной деятельности музея-заповедника «Томская Писаница», позволяют уравновесить позиции всех участников акта музейной коммуникации — посетителей, профессионалов, создателей и владельцев музейных предметов. Этому весьма способствует применение такой комплексной формы культурно-образовательной деятельности музея как праздники. Кроме того, музейные праздники позволяют представить те объекты культуры, которые существуют преимущественно в форме временной репрезентации (песня, танец, театр, фольклор и др.).

Важной формой презентации культурного наследия телеутов и шорцев является проводи-

мый ежегодно (с 2006 г.) фольклорный праздник Чыл-Пажи.

Чыл-Пажи или в другой транскрипции Чыл-Па-зы представляет собой встречу Нового года у народов Саяно-Алтая (хакасов, шорцев, телеутов и др.), в буквальном переводе его название означает Голова года. Отмечается он 22 марта, в день весеннего равноденствия. Чыл-Пажи открывает новый жизненный цикл, в этот день изгоняется всякая вражда.

В этот день на территории «Томской Писаницы» проходят праздничные мероприятия с участием шорских, тывинских, алтайских и телеутских фольклорных коллективов. Посетители музея-заповедника получают возможность приобщиться к таким элементам нематериального культурного наследия коренных народов Сибири, как песни и танцы. Танцевальная и песенная культура — важнейшая и во многом сохранившаяся часть традиционной культуры коренных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Кульминационным элементом праздничного торжества Чыл-Пажи являются обряды очищения от бед и болезней, кормления духов и благопожелания, проводимые шаманкой. Благодаря участию в празднике Чыл-Пажи, жители такого высоко урбанизированного региона как Кемеровская область имеют возможность приобщиться к древним традициям коренных тюркоязычных народов Сибири.

Таким образом, в музейно-педагогической деятельности музея-заповедника «Томская Писаница» используются как элементарные (музейный урок и экскурсия), так и комплексные (музейные праздники) формы, которые способствуют формированию у учащихся комплексного представления о духовной и материальной культуре коренных малочисленных народов, проживающих на территории Кемеровской области — шорцев и теле-утов. Все эти формы основаны на гармоничном сочетании наглядных, словесных и практических методов обучения и воспитания. Музейные педагоги представляют собой связующее звено между источниками первичной информации (музейными экспонатами) и посетителями музея и учащимися. Их деятельность направлена на дальнейшую передачу народных традиций, что способствует сохранению и актуализации нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов и межкультурному диалогу.

Источники и литература:

1. Ботякова, О. А. Музей этнографического профиля в контексте образования и культуры России: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. культурологии (24.00.03) / Ботякова Ольга Анатольевна. - СПб., 2007 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.referan.com/n/muzey-etnograficheskogo-profilya-v-kontekste-obrazovamya-i-kultury-rossii (дата обращения 27.01.2016).

2. Галкина, Т. В. Музейная педагогика XXI века: социальные и образовательные проекты как новая форма работы с детской и молодёжной аудиторией / Т. В. Галкина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 8. - С. 5-10 [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-

pedagogika-xxi-veka-sotsialnye-i-obrazovatelnye-proekty-kak-novaya-forma-raboty-s-detskoy-i-molodezhnoy-auditoriey (дата обращения 26.01.2016).

3. Галкина, Т. В. Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагоги-ческой формы / Т. В. Галкина // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 4. 2010. - С. 63-67 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-kommunikativnyy-fenomen-ekskursii-kak-bazovoy-muzeyno-pedagogicheskoy-formy (дата обращения 25.01.2016).

4. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm (дата обращения 19.01.20160).

5. Кетова, Л. М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология / Л. М. Кетова // Человек в мире культуры. № 4. 2012. - С. 76-81 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-kak-innovatsionnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya (дата обращения 25.01.2016).

6. Конвенция «Об охране нематериального культурного наследия»; принята и провозглашена Генеральной конференцией ЮНЕСКО в Париже 17 октября 2003 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (дата обращения 19.01.2016).

7. Курьянова, Т. С. Музей и нематериальное культурное наследие / Т. С. Курьянова // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 361 - С. 55-57.

8. Налётова, Е. Л. Формирование воспитательного пространства средствами музейно-педагогической деятельности : автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Е. Л. Налётова. - М., 2010. - 22 с. [Электронный ресурс]. URL: http:// new.ulspu.ru/images/stories/avtoreferat/NaletovaEL.pdf (дата обращения 25.01.2016).

9. Троянская, С. Л. Музейная педагогика и её образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие / С. Л. Троянская. - Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. - 140 с.

10. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://old.iea.ras.ru/topic/law/law/law-rf130041999.htm (дата обращения 22.01.2016).

References:

1. Botyakova, O. A. Muzey etnograficheskogo profilya v kontekste obrazovaniya i kul'tury Rossii: avtoref. dis. na soisk. uchen. step kand. kul'turologii (24.00.03), 2006. [Ethnographic Museum in the Context of Education and Culture of Russia: Thesis Abstract PhD in Cultural Studies]. Saint Petersburg, 2007. [Electronic Record]. Available at: http:// www.referun.com/n/muzey-etnograficheskogo-profilya-v-kontekste-obrazovaniya-i-kultury-rossii (accessed 27.01.2016). (In Russ.).

2. Galkina, T. V. Muzeynaya pedagogika XXI veka: sotsial'nye i obrazovatel'nye proekty kak novaya forma raboty s detskoy i molodezhnoy auditoriey [Museum Pedagogy for the 21st Century: Social and Educational Projects as a New Form of Work with Children and Youth Audience]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin]. - 2009. - no 8. pp. 5-10. [Electronic Record]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-xxi-veka-sotsialnye-i-obrazovatelnye-proekty-kak-no-vaya-forma-raboty-s-detskoy-i-molodezhnoy-auditoriey (accessed 26.01.2016). (In Russ.).

3. Galkina, T. V. Muzeynaya pedagogika: kommunikativnyy fenomen ekskursii kak bazovoy muzeyno-pedagogicheskoy formy [Museum Pedagogy: Tour's Communicative Phenomenon as a Basic Museum and Educational Form]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin]. 2010. no 4. pp. 63-67. [Electronic Record]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-kommu-nikativnyy-fenomen-ekskursii-kak-bazovoy-muzeyno-pedagogicheskoy-formy (accessed 25.01.2016). (In Russ.).

4. Informatsionnye materialy ob okonchatel'nykh itogakh Vserossiyskoy perepisi naseleniya 2010 goda [Information materials on the final results of the 2010 All-Russia Population Census]. [Electronic Record]. Available at: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm (accessed 19.01.2016). (In Russ.).

5. Ketova, L. M. Muzeynaya pedagogika kak innovatsionnaya pedagogicheskaya tekhnologiya [Museum Education as an Innovative Pedagogical Technology]. Chelovek v mire kul'tury [Man in the World of Culture]. 2012. no 4. pp. 76-81. [Electronic Record]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-kak-innovatsion-naya-pedagogicheskaya-tehnologiya (accessed 25.01.2016). (In Russ.).

6. Konventsiya "Ob okhrane nematerial'nogo kul'turnogo naslediya"; prinyata i provozglashena General'noy konferent-siey YuNESKO v Parizhe 17 oktyabrya 2003 g. [Convention "On Protection of Intangible Cultural Heritage"; adopted and proclaimed by the General Conference of UNESCO in Paris October 17, 2003]. [Electronic Record]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (accessed 19.01.2016). (In Russ.).

7. Kur'yanova T. S. Muzey i nematerial'noe kul'turnoe nasledie [Museum and Intangible Cultural Heritage]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin]. 2012. no 361. pp. 55-57. (In Russ.).

8. Naletova, E. L. Formirovanie vospitatel'nogo prostranstva sredstvami muzeyno-pedagogicheskoy deyatel'nosti : Avtoref. dis.... kand. ped. nauk. [Formation of Educational Space through the Museum and Educational Activities: Thesis Abstract ...PhD in Education]. Moscow. 2010. 22 p. [Electronic Record]. Available at: http://new.ulspu.ru/ images/stories/avtoreferat/NaletovaEL.pdf (accessed 25.01.2016). (In Russ.).

9. Troyanskaya, S. L. Muzeynaya pedagogika i ee obrazovatel'nye vozmozhnosti v razvitii obshchekul'turnoy kompe-tentnosti: Uchebnoe posobie. [Museum pedagogy and Its Educational Opportunities in the Development of Common Cultural Competence: Textbook]. Izhevsk: Assotsiatsiya "Nauchnaya kniga" Publ. - 2007. - 140 p. (In Russ.).

10. Federal'nyy zakon ot 30 aprelya 1999 g. № 82-FZ "O garantiyakh prav korennykh malochislennykh narodov Rossi-yskoy Federatsii" [Federal Act no 82-FZ of April 30 1999, "On Guarantees of the Rights of Indigenous Peoples of the Russian Federation"]. Available at: http://old.iea.ras.ru/topic/law/law/law-rf130041999.htm (accessed 22.01.2016). (In Russ.).

УДК 069

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В МУЗЕЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Шелепова Наталья Анатольевна,

заслуженный работник культуры РФ, директор, МАУ «Музей-заповедник «Красная Горка» (Кемерово, Российская Федерация). E-mail: redhill-kemerovo@mail.ru

Покровская Анна Федоровна,

кандидат культурологии, заместитель директора по науке, ГАУК КО Музей-заповедник «Томская Писаница», старший преподаватель, кафедра музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Российская Федерация). E-mail: aspaf@mail.ru

Жукова Анастасия Ильинична,

младший научный сотрудник, ГАУК КО Музей-заповедник «Томская Писаница», (Кемерово, Российская Федерация). E-mail: nastya-zhukova-94211@mail.ru

Статья посвящена проблеме благотворительности в музеях Кемеровской области. Авторы, рассмотрев различные точки зрения отечественных музеологов на функции музея, отмечают, что в настоящее время музей как социокультурный институт претерпевает глубокие изменения. Анализ деятельности российских и кузбасских музеев позволил сделать вывод о том, что благотворительность в настоящее время набирает обороты в культурной среде, и музеи не остаются в стороне — в музеях России ежегодно проводятся сотни благотворительных акций. В статье описаны основные виды музейной благотворительности и практический опыт организации благотворительных акций в музеях Кемеровской области на примере музеев-заповедников «Красная Горка» и «Томская Писаница».

Ключевые слова: Благотворительность в музее, благотворительная выставка в музее, «Томская Писаница», музей-заповедник «Красная Горка», акция «Добрая елка».

CHARITY IN THE MUSEUMS OF KEMEROVO REGION

Shelepova Natalia Anatolievna,

Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Director of the Museum Reserve "Krasnaya Gorka" (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: redhill-kemerovo@mail.ru

Pokrovskaia Anna Fedorovna,

Candidate of Culturology, deputy director for science of the Museum-preserve "Tomskaya Pisanitsa", a Senior Lecturer of Department of Museology, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: aspaf@mail.ru

Zhukova Anastasia Ilinichna,

Junior Researcher of the Museum-preserve "Tomskaya Pisanitsa", (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: nastya-zhukova-94211@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.