забот архипастыря. В ней изучались такие предметы, как чтение, чистописание, катехизис (основы православной веры), славянская грамматика, латинский язык, церковный устав, нотное пение киевского распева и, наконец, иконописание. Возглавил Иннокентий Иркутский Китайскую духовную миссию, которая по разным причинам, в том числе и по политическим, не состоялась.
Творческий диапазон русского монашества охватывал многие сферы жизнедеятельности народов России и, несмотря на
значительные трудности, вызванные петровскими реформами, способствовало росту культуры и просвещения.
Таким образом, лучшие представители просвещенного русского монашества первой половины XVIII века оказали значительное влияние на становление и развитие духовного образования народа, укрепление его нравственности, расширили сферу социокультурного служения, обогатили русскую и мировую литературу самобытными произведениями духовного творчества.
Примечания
1. Бухарев, И. (священник) Жития святых Православной Церкви [Текст] / И. Бухарев (священник). - М.: Отчий дом, 2003.
2. Заступник православной Сибири. Житие и чудеса Иоанна Тобольского [Текст] / Издательство Московского Патриархата. - М., 2001.
3. Знаменский, П. В. Руководство по русской церковной истории [Текст] / П.В. Знаменский; Издательство Белорусского Экзархата. - Минск, 2006.
4. Карташев, А. В. Очерки по истории Русской Церкви [Текст] / А.В. Карташев; Издательство Белорусского Экзархата. - Минск, 2007. - Т. 2.
5. Малицкий, П. И. Руководство по истории Русской Церкви [Текст] / П.И. Малицкий. - М.: Крутицное Патриаршее подворье, 2000.
6. Поселянин, Е. Н. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века [Текст] / Е.Н. Поселянин. - СПб., 1905. - [Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (репринт)].
Ю.Э. Комлев
МУЗЕЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Современный музей является социально-культурным элементом общества. Все связи и коммуникации музея представляют собой разнообразные социальные взаимодействия. Любая деятельность музея проходит по законам общества, в общественной среде, в контактах с другими общественными элементами и в форме межличностных взаимоотношений.
Однако, имея в виду общую социальную природу всех коммуникаций музея, необходимо уточнить, что население понимает под социальным взаимодействием музея с окружающими его общественными группами и, в частности, следующие связи:
- по вопросам благотворительности (социальная помощь) как музею, так и со стороны музея обществу. Например, бизнес-организация оказывает благотворительную помощь на приобретение музейного оборудования или музей проводит детские благотворительные праздники;
- по поводу поддержки социальных
инициатив, которые могут осуществляться как по отношению к музею, так и по отношению к обществу;
- с политическими центрами;
- с общественными объединениями;
- с представителями мира искусства и творчества (с данными группами музей взаимодействует как для осуществления совместных музейных проектов, так и для поднятия и поддерживания имиджа).Фор-ма осуществления социальных коммуникаций в музее зависит от конкретных направлений выбранных программ реализации социальной ответственности. Их можно отразить в следующей таблице.
Необходимо отметить, что система социально-культурных коммуникаций музея состоитиз социально обусловленной внешней и внутренней среды.
Внешняя коммуникационная среда музея формируется объективно. Внутренняя среда ограничена влиянием закономернос-
тей субъекта коммуникации. Если субъект носит черты социального образования, то говорят об организации.
Существует множество видов общения, направленных просто на контакт между людьми и на обмен информацией. С этой точки зрения музейная коммуникация -более узкое понятие, она организует взаимодействие партнеров в социально-культурной сфере с целью достижения ими взаимопонимания, в ходе которого выстраивается социальное партнерство. Кроме того, музейная коммуникация - не произвольный процесс, она осуществляется в соответствии с музейными правилами.
Исследователи коммуникационных
процессов в социально-культурной сфере выделяют три основных формы коммуникации: межличностную (особой формой которой является межгрупповая коммуникация), массовую, межкультурную, которые являются характерными и для музейной деятельности.
Межличностная коммуникация в музее осуществляется в непосредственном общении двух и более людей в ситуации «лицом к лицу». Массовая коммуникация в музее осуществляется на уровне различных социальных субъектов с помощью технических средств и музейного оборудования; обычно взаимодействие при этом анонимно и рассчитано на большие человеческие
Таблица 1
Основные направления и характеристики осуществления социальных коммуникаций в музее
11/ЫМ1МмЬЛМ1|- ■. 4i.ji-p.a- '^ик и<|Ш| Ц|| и ы и! мыи
- ■|нгии:|- мм*. - .'ч,и.-- нь izji.iI и«|1*:1ялл нуп+ы шм н ¿цм к
^ОНК'.'М || 1111 ШЕ£|МЕ1'ЖНрЛ фг-ри*.
- ■грити-.'гп! И/'-'-амш !■ м|Ч1--: Гь'м М--.Т1 ■■: ц--чк не
- С1кЧ1£\ЦК1Ы
- м|Н1 ш-.ггывш мпн^т-р-най: л1 «41 ¡1глжи« пу-Г-вРОк1-
ГМ|Чгк>11< " ||>1 ".1ЧЦ"". II- ни1 С11 Ь'И■:>>.-1Н> 1П1»
- '.'.Ч.И.'. iijd.ll
1111Г >.-'.-1 шг ■ рмпЕпшиш и|-:ь. ь 1 .||-.<|=1.11'.к1 дпж л'вмт
«■от (ц^к-1Ш1Г- 1 >-:ц-■ ь1 гкимс ютп|чЛ Э1гт кп ■■т.».'
М'1||' 'Г11''И'■■ЧПГ'.'И'-ГПИИ' "Н. Нг ■ I-■ 11'■ Н ■ ■ 1 Э 11 ■ 1
- "ТП ГТИ'РЕ- ■ ставни .'-г-. .П|.|И мл-. :.■..! иг-гл Шь 1-1..из. 1.1
iaDJII.IL к1шн '.'■'мми'чииМгй м-шчммг >нш.к ч^ч-г -ч^мнг-'Р11
п.ш-мц щм» ЛП.Ч ГТ|■ 1-*Чк-Г|Ш-1 ь.
+ЭГЛиМПЛ£ •>!'< М-1 гй1.<:1н
- <-Ч|К'Н>ЛН1]| :-М"|1|Ь 1 И-.+л1-ЧГ ММГ'-Т 1 Г 1
'■■i Ч -Ч гм|ч" К'и-НкГ -1МН1 Пи №Л11Г}Ш|Г К •У ■.■■ НШ-ЧШ"
»к< ■.Н'НМИгММН-. |'.||шЬ ||1 ■ 1 |11ИЦ. 1.||£ И к-ЛК[к-1Чк Ик
гфн*а*т\* рт '■'чнит и'р'ччиптЛ
аудитории, рассредоточенные в пространстве и во времени (классический пример -средства массовой информации). Межкультурная коммуникация в музее - особая форма общения двух или более представителей различных культур, в процессе которой происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур [1, с. 79].
Для внесения ясности и корректности при применении достаточно близких по смысловому описанию одновидных коммуникационных понятий - «связь», «отношение», «контакт» - представим конкретное содержание, которое соответствует этим дефинициям в музейной деятельности:
- контакт - фактически состоявшаяся установленная коммуникативная связь в форме единичной или нескольких эпизодических встреч представителя музея или музейной экспозиции со своим внешним объектом;
- отношения - это периодически возобновляемые и специально поддерживаемые в интересах музея коммуникации, не являющиеся для него существенным обстоятельством;
- связи - это целесообразные (существенные для интересов музея) устойчивые и долговременные внешние коммуникации.
Внешними связями музея (External Communications) обычно именуют долговременные устойчивые отношения, складывающиеся под воздействием обстоятельств или по запланированным действиям музея и его менеджеров. Каждая связь в музее уникальна, имеет собственные характеристики, историю развития, ритуал действия, потенциал и предельные значения (значимость). Так, долговременность связей - это важная характеристика, отличающая их, к примеру, от единичных важных встреч - несистематических отношений по поводу деятельности музея. Совокупность единичных внешних связей музея (как его сотрудников, так и официальных отношений самого учреждения в качестве юридического лица) представляет собой уникальный феномен, постоянный фактор, влияющий на его образ для внешнего мира, его отличительную характеристику. Долговременные позитивные коммуникации являются ценным интеллектуальным активом любого музея. Их особенность в том, что в ряде случаев они составляют единое целое с его носителем (субъектом коммуникации, либо его контрагентом по отношениям), т.е. имеют явно
выраженный субъективный характер.
Внутренние коммуникации музея (Internal Communications) - совокупность управляющих отношений, взаимоотношений по модели «управляющий - управляемый», обмен информацией между параллельными подразделениями и отделами, информационные потоки внутри музея, система контроля и отчетности - всё это и является значительной долей всего того, что обычно подразумевают под термином «администрирование». Внутренние коммуникации связывают персонал в организационной структуре, помогая разным людям, до того не знавшим друг друга, работать как слитный организм, выступать коллективом единомышленников, имеющих общие цели и ценности, идеалы и программу; это и отношения в системе подготовки и оптимального распределения человеческих ресурсов; с основными и сервисными подразделениями музея; информационными системами; аналитическими службами. Внутренние коммуникации охватывают также те подразделения музея, которые ориентированы на внешний сектор, - отделы по работе с посетителями, отделы гостеприимства, служба безопасности и другие. Смысл внутренних коммуникаций музея - в планировании и осуществлении управленческой работы в соответствии с целями, задачами и стратегией развития музея [2, с. 24].
Например, главной целью внешней коммуникации Тольяттинского краеведческого музея, осуществляемой отделом информационного обеспечения, является привлечение к сотрудничеству на правах партнеров различных административных, социокультурных и образовательных институтов и, в последующем, - выполнение четкой координации между ними и музеем, а также осуществление ярко выраженной имиджевой политики музея [3, с. 106].
Менеджмент музейных коммуникаций является многогранным понятием, поэтому его следует рассматривать в различных аспектах и получать соответственно различные представления.
Объединить все многообразие представлений в единое целое возможно с помощью классификатора, имеющего следующие признаки классификации:
- взаимосвязь между музеем и внешней средой;
- взаимосвязь между объектом управления (творческим коллективом) и менеджментом;
- элементы руководства, управления и обслуживания музейного менеджмента;
- этапы принятия решений в менеджменте.
Таким образом, внешняя среда музейных
коммуникаций формируется вокруг внутренней среды музея. Она является сложной и включает три составляющие: внешнюю среду прямого воздействия, внешнюю среду косвенного воздействия и глобальную (мировую) социокультурную среду.
Музеи, как и многие другие учреждения культуры, активно работают на рынке услуг. Сегодня каждый музейный специалист понимает, что выжить в условиях нового этапа реформ музеи смогут, только развиваясь, а все, что не развивается, живет по старым принципам, - будет неизбежно отставать от общего развития. Общество от музеев ждет сегодня эффективности, и в первую очередь социальной, и многие музеи являются интерактивным собеседником с потребителем музейных услуг. Таким образом, музей - это то место, куда можно прийти, посмотреть; прийти много раз и до конца понять какую-то проблему. Например, в залах этнографического музея можно получить любопытную информацию о житейской мудрости, а в экспозиции другого музея найти ответ на вопрос, связанный с научной проблемой. Музей предоставляет возможность своему посетителю получить широкий комплекс услуг не примитивного потребительского характера, а высокого духовного уровня (культурно-образовательного, воспитательного, обучающего и т.д.). Музей - это место, где можно не только получить информацию, но и пообщаться с людьми, и приблизить себя к истории. И сегодня очень важно понимать, кто приходит в музей, для кого музей работает и кого он хочет получить в качестве потенциальных потребителей своей очень специфической и высокоценной услуги [4, с. 13].
В современной ситуации, когда музеи во многом потеряли государственное финансирование, они начинают ориентироваться на потребителя, который приходит в музей не пополнить культурный багаж, а скорее отдохнуть и развлечься, т.е. музеи сегодня вынуждены «продавать» и свою экспозицию, и дополнительные развлечения для детей и взрослых. И при этом еще конкурировать с тем, кто продает подобные услуги, а следовательно, воспитывать своего потребителя по более облегченной и яркой программе.
Все социально-культурные коммуника-
ции музея основываются на миссии музея и строятся в расчете на рост репутации и развития музея как социально-культурного института.
На практике социально-культурные коммуникации музея устанавливаются:
- с представителями учреждения;
- с потребителями музейных услуг;
- с учреждениями культуры;
- с образовательными учреждениями и организациями;
- с представителями туристических организаций;
- с представителями благотворительных фондов;
- с представителями бизнес-структур и др.
Одной из форм социальной коммуникации музея с представителями второй стороны является диалог, который осуществляется по поводу качества музейных услуг и продуктов. Общество внимательно следит за отношением музея к своему посетителю и к различным общественным и социальным группам. Проведение диалога между музеем и представителями различных общественных групп является не разовым контактом, а устойчивой системной связью, постоянным рабочим процессом музея. Благодаря этому сотрудничеству музей имеет возможность оценивать свою результативность в динамике развития, получать информацию о желаниях своих посетителей. Диалогкак форма музейной коммуникации является очень гибким инструментом. Он одинаково применим и в малых музеях, и в больших музеях, и в различных музейно-выставочных комплексах. Он может носить формальный характер (опросы, анкеты), но может проходить и в форме неформализованного интервью или беседы.
Социально ответственная политика требует от музея непрерывного диалога с обществом, с вышестоящими структурами, партнерами по социальному партнерству, средствами массовой информации. Социальные коммуникации, задействованные в программах развития музея, и при помощи музея как партнера становятся все более востребованными и насыщенными. Социальная политика музея является инструментом системного менеджмента, стимулирующим на организационном уровне внутримузейные связи между различными подразделениями музея: администрацией, отделами фондов, экспозицион-но-выставочнымотделом, отделом гостеприимства, отделом по работе с детьми, научными отделами музея и другими. Следует отме-
тить растущую потребность в музейных менеджерах, обладающих соответствующими специальными знаниями в сфере управления учреждениями культуры и, в частности, музеями.
Таким образом, все музеи работают в обществе, с обществом и во имя общественных и культурных целей. Поэтому необхо-
Примечания
димо отметить, что социально-культурные коммуникации музея в широком смысле являются синонимом общественного взаимодействия с музеем, стороной их профессиональной деятельности и взаимодействия с обществом, и каждая услуга музея или музейный продукт рассчитанны на некую общественную культурную потребность.
1. Садохин, А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации [Текст] /А.П. Садохин. - М.: Юнити, 2004. - 192 с.
2. Орлов, А. С. Введение в коммуникационный менеджмент [Текст]: [учебное пособие для студентов вузов] / А.С. Орлов. - М.: Гардарики, 2005. - 250 с.
3. Мещерякова, О. М. Структурная модель. Цели и задачи внешней музейной деятельности [Текст] / О.М. Мещерякова. - М., 2002. - 126 с.
4. Васильев, С. И. Роль музеев в формировании культурного пространства и имиджа региона [Текст] / С.И. Васильев. - М., 2005. - 150 с.
Н.И. Таиров
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МУЗЕЕВ ТАТАРСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
На рубеже Х1Х-ХХ веков среди татарских предпринимателей России росло самосознание, повышался интерес к истории и культуре своего народа, к своим корням. Многие предприниматели интересовались своей историей и составляли родословные. Они были составлены как самими предпринимателями, так и людьми из их окружения. Краткая родословная купцов Акчуриных была высечена на надмогильном памятнике Т. К. Акчурина в с. Гурьевка Симбирской губернии. Родословная золотопромышленников Раме-евых опубликована ученым Р. Фахретди-ном в начале ХХ века. До нас дошли родословные Дебердиевых, Апанаевых, Юнусовых и других купцов и промышленников. Новой формой изучения предпринимателями своих семейных корней и знакомства с ними более широких кругов читателей стала подготовка и издание специальных книг. Богатая биография и торгово-промышленная жизнь татарских купцов Хусаиновых, Яушевых нашли отражение в книгах, изданных до 1917 года.
Интерес к прошлому проявлялся и в коллекционировании предметов истории, культуры и быта татарского народа. Высшей формой данного увлечения предпринимателей стало создание личных музеев национальной истории и культуры. Среди этих подвижников в первую очередь необходимо назвать купцов и фабрикан-
тов сукна Симбирской и Саратовской губерний Акчуриных и Дебердиевых. Их достижения в области торговли и промышленности были известны не только в Поволжье и Приуралье, но и в других регионах России.
Среди уникальных явлений татарской истории, несомненно, были музей истории и культуры татарского народа и богатейшая библиотека, собранная потомственным почетным гражданином и фабрикантом Симбирской губернии Хасаном Тимербулатовичем Акчуриным. На наш взгляд, самым значительным делом его короткой жизни было создание уникального музея татарского народа и богатейшей библиотеки.
С детских лет он проявлял интерес к прошлому татарского народа и исламу. Выявление и сбор уникальных документов, памятников истории и культуры стали главным увлечением его жизни. Неординарные способности исследователя и первые результаты изысканий Хасана были замечены и положительно оценены «отцом татарской истории» Шигабутди-ном Марджани. Результаты поиска молодого фабриканта подняли его на уровень профессионала. Знакомство с Хасаном и его коллекциями позволили ученому Р. Фахретдину авторитетно утверждать, что по уровню знаний о старинных монетах Хасан Тимербулатович и его дядя Ибра-