МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 351.852; 371.844; 373.1
Л. В. Соколова
МУЗЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ)
В статье раскрываются возможности использования потенциала школьного музея для реализации требований ФГОС общего среднего образования (второго поколения).
The article reveals the possibilities of using the potential of a school museum to implement the requirements of the FSES in general secondary education (second generation).
Ключевые слова: образовательный стандарт, общее среднее образование, музейная педагогика, деятельностный подход, метапредметные компетенции, проектная деятельность.
Keywords: educational standard, general secondary education, museum pedagogy, active approach, metaobject competence, project activities.
Слово «музей» в переводе с древнегреческого означает «дом муз». Когда-то это было учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспортированием предметов - памятников истории, материальной и духовной культуры. С течением времени к функциям музея добавляется просветительская и популяризаторская. А с середины прошлого века началась и педагогическая деятельность музеев. Музеи стали привлекать посетителей нетрадиционными методами: интерактивные экскурсии, музейные праздники, фестивали. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность в XXI в. Музей обладает большим познавательным потенциалом. Экспонат, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности. Сегодня
музейная педагогика имеет огромное значение для воспитания ребенка, для включения его в культурно-историческое пространство, что дает возможность ребенку почувствовать себя субъектом культуры. Более того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде. Продолжая оставаться местом сохранения памятников материальной и духовной культуры, становится также базой для общения, культурно-образовательной средой.
И речь идет не только о государственных музеях, но и о школьных. Музей - особое пространство в школе, где педагоги реализуют культурно-творческие программы.
Школьный музей должен стать эффективным средством реализации требований ФГОС [1]. Отличительная черта новых стандартов заключается в том, что главной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения.
Какие возможности реализации требований ФГОС дает школьный музей и музейная педагогика?
Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея: информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую.
В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств - деятельно-стный подход в музейной педагогике.
Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. Дети не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности.
В музее уместно организовывать творческие уроки общения с историческими раритетами, интерактивные викторины, основанные на материалах музейных экспозиций. Интересны музейно-пе-дагогические методики создания пространственной историко-культурной среды и «ролевого погружения» в нее. Воссоздав «земскую школу» или иные типологические историко-бытовые комплексы Х1Х-ХХ вв., музей может «погрузить» детей в исторически достоверную среду, в место пространственного, визуального и эмоционального восприятия истории, национально-культурных традиций
и образа жизни российского общества. Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставляется возможность «погрузиться» в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.
Музей дает учащимся интегрированные «очеловеченные» знания. Музейный предмет способствует пониманию жизни, ее смысла, гуманистически ориентированной системы ценностей. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность.
Ребята, проявившие интерес к музею, могут воспользоваться его фондами и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, принять участие в краеведческих и научных конференциях.
Создатели школьного музея (учащиеся и педагоги) являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает школьный музей от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (сотрудники музея) для другой (аудитория). Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу [2].
Развитие метапредметных компетенций. Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.
В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументированно дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Шко-
льный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Способствует развитию метапредметных компетенций учащихся и проектная деятельность музея, если говорить о проекте «Школьный электронный музей». Появляются новые средства обучения: компьютер и Интернет, а значит, возможность шире использовать материалы музея в учебной и внеклассной деятельности, совершенствовать формы и методы работы, расширять дидактическую базу. Музей является важным звеном в процессе передачи нравственных и культурных ценностей от поколения к поколению.
Проект будет носить практико-ориентированный и информационно-исследовательский характер, будет направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей и педагогов по сохранению и изучению истории родного края, организацию содержательного досуга детей, воспитание гражданственности и патриотизма. Цель данного проекта - преобразовать традиционное музейное пространство в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся посредством применения информационно-коммуникационных технологий [3].
В ходе работы над проектом необходимо:
- Оцифровать и систематизировать материалы музея, чтобы учителя и ученики школы имели свободный доступ к этим материалам. Обеспечить широкий доступ к экспонатам (часть фотографий и документов музея разместить на стендах, часть - в альбомах или вообще в хранилище), возможность их копирования (и даже улучшения качества) без ущерба для подлинников.
- Разработать единую систему хранения и каталогизации файлов в электронном архиве. Упростить составление поясняющих текстов для экспозиций.
- Расширить возможность использования материалов музея в учебной и внеклассной деятельности.
Педагоги и учащиеся школы становятся потребителями информации. Они имеют свободный доступ к банку фотографий, документов, готовых докладов, лекций, презентаций на краеведческие темы.
Если на уроке заходит речь о каком-либо человеке или предмете, фотография которого размещена на музейном стенде, учитель вряд ли потратит 10-15 минут драгоценного учебного времени на поход в музей во время урока, а при наличии электронного варианта легко проиллюстрирует объяснение, рассказ.
Презентация материала как одна из форм метода ИКТ позволяет более наглядно и интересно проводить уроки и внеклассные мероприятия. При использовании программы Power Point выступления учащихся с докладами, сообщениями становятся более яркими и эмоциональными. Работа с этими программами поможет школьнику повысить самооценку. Именно на этом этапе нужна поддержка учителей-предметников и родителей. Когда ребёнок создаёт слайд или буклет, он понимает, что его работы увидят не только друзья, поэтому ему надо быть самокритичным, проявить творчество и находчивость.
Подготовленные презентации по различным темам краеведческого музея могут быть использованы в образовательном процессе.
Кроме того, каждый педагог и учащийся может легко создать свой продукт на основе имеющихся готовых или из «полуфабрикатов» (фотографий, текстов).
Электронный архив позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.
Активизируется поисково-исследовательская деятельность обучающихся через внедрение современных информационных технологий в работу музея.
Работа по реализации проекта позволяет по-новому организовать поисковую деятельность по сбору дополнительного краеведческого материала.
Во-первых, с помощью Интернета удается найти новые интересные документы.
Во-вторых, пополняется фотоархив.
В-третьих, осваиваются специфические приемы музейной деятельности, новые методы организации традиционной поисково-исследовательской работы.
Иногда в презентации необходимо вставить иллюстрации, которых нет в наличии в музее. Их тоже можно найти в Интернете.
Формируется и совершенствуется коммуникативная и информационная компетентности посредством использования ИКТ-тех-нологий.
Через проведение краеведческих конкурсов, акций и мероприятий создаются условия для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции; происходит саморазвитие учащихся, повышение мотивации к работе в школьном музее. Применение методов ИКТ в работе школьного музея развивает инициативу, мышление и способствует повышению интереса учащихся к изучению истории своего родного края. ИКТ дают большую возможность для реализации принципа активности учащихся в учебном процессе, способствуют воспитанию личности, умеющей решать коммуникативные задачи в различных сферах человеческой деятельности.
Информация, представленная в школьном музее, может оказаться полезной и подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей.
Школьный музей, более чем какой-либо другой, включен в жизнь местного сообщества: близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей района (в том числе и родителей учащихся).
В заключение отмечу, что термин «школьный» определяет не местонахождение, а специфику музея: он интегрирован в учебно-воспитательный процесс.
Эффективность деятельности школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Для большинства детей это первый в жизни музей.
Если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, если в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, если предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, если исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре и другим предметам, то музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.
Примечания
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы.
2. Кудрина Т. А. Музей и школа. М.: Просвещение, 1985.
3. Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 388-390.