Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2010. Вып. 4
МУЗЕЙ — ОБРАЗОВАНИЕ — КУЛЬТУРА:
К ИТОГАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
19—21 мая 2010 г. в Санкт-Петербурге прошла вторая Международная научная конференция «Му-зеология — музееведение в XXI веке: Проблемы изучения и преподавания», организованная кафедрой музеологии исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета совместно с кафедрой ЮНЕСКО по музеологии и мировому наследию университета Масарика (Брно, Чехия). Помощь в подготовке конференции оказали Комитет по культуре Санкт-Петербурга, а также Международный комитет по музеологии Международного совета музеев. На конференции присутствовало около 150 специалистов из стран ближнего (Азербайджан, Армения, Беларусь, Латвия, Молдова, Казахстан, Украина), а также дальнего зарубежья (Болгария, Великобритания, Греция, Индия, Испания, Канада, Словения, Чехия). Обсуждения докладов проходили в рамках пленарного и секционных заседаний, посвященных наиболее актуальным проблемам современной музейной науки. Приветствия участникам и организаторам конференции направили губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко, президент Совета музеев России, директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский, президент Международного комитета по музеологии Международного совета музеев Н. Декаролис, выдающийся чешский ученый, один из создателей современной музеологии З.З.Странский, председатель Общественного совета Санкт-Петербурга, директор музея «Исаакиевский собор» Н. В. Буров.
Открыл конференцию доклад докт. Энн Дэвис (директор Никлсоновского художественного музея университета Калгари, Канада), посвященный особенностям преподавания музеологии в высших учебных заведениях. Автор, опираясь на идеи Ж^.Делеза и З.Баумана, выделила три навыка, особенно необходимых для успешной работы в музейном мире XXI в.: широту диапазона, гибкость и любознательность, и охарактеризовала основные этапы преподавания этих навыков (определить, научить, показать, смоделировать, дать задание и оценить). Докт. Габриель Алькальде Гурт (директор Каталонского института изучения культурного наследия) и Жозе Мануэл Руэда Торрес (член Комитета по культуре правительства Каталонии) охарактеризовали основные этапы развития музейного дела в Каталонии в последней четверти XX — начале XXI в., сделав особый акцент на судьбе местных музеев. Ян Долак (заведующий кафедрой ЮНЕСКО по музеологии и мировому наследию университета Масарика) в своем докладе обратился к такой актуальной теме, как перемещение и реституция музейных коллекций, эта тема была поддержана в докладе члена-корреспондента Российской академии художеств А. И. Вилкова, посвященном международному обороту культурных ценностей.
На секции «История музейного дела» (проходила на историческом факультете СПбГУ) были заслушаны доклады, в которых судьба музейных институций рассматривалась в самых широких хронологических рамках: докт. ист. наук Е. Ю. Басаргина (СПб филиал Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН) рассказала о становлении музейного комплекса Российской академии наук, а докт. культурологии М. И. Бурлыкина (Сыктывкарский государственный университет) — о музеях высших учебных заведений России второй половины XIX в. Большой интерес вызвали также доклады канд. искусствоведения И. Н. Мартынова (Пермская государственная художественная галерея) об эрмитажном каталоге А. И. Сомова и канд. ист. наук В. В. Астафьева (Казанский (Приволжский) федеральный университет) об Обществе археологии, истории и этнографии при Казанском университете.
Секция «Актуальные проблемы музейного дела в XXI в.», проходившая в Зале заседаний Государственного Совета (Государственный Эрмитаж), началась с приветственного слова докт. ист. наук, председателя Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, Государственного герольдмейстера Российской Федерации, заместителя директора Государственного Эрмитажа по научной работе Г. В. Вилинбахова. Секция сконцентрировала свое внимание на трудностях и новациях современной музейной жизни, сделав особый акцент на развитии музеев в посттоталитарных обществах (доклад докт. Благовесты Ивановой, Национальный музей болгарского изобразительного искусства), в условиях рыночной экономики (доклад докт. ист. наук Е. А. Поправко, Дальневосточный государственный университет, о негосударственной сети музеев в Приморском крае), информационного общества (доклад докт. культурологии А. С.Дриккера, Государственный Русский музей). Были представлены основные проблемы, стоящие сейчас перед музеями Армении (канд. ист. наук М. Р. Габриелян, Ереванский государственный университет), Казахстана (стендовый доклад канд.
© А. В. Майоров, В. Г. Ананьев, 2010
ист. наук Б. М. Каиповой, Музей первого президента Республики Казахстан), Молдовы (докт. ист. наук Е. Т. Плошницэ, Национальный музей археологии и истории Молдовы).
Отдельная секция была посвящена судьбе музейного мира России в XX в. (проходила в Выставочном зале Музейного агентства Ленинградской области). Здесь прозвучали доклады, в которых анализировались судьбы как крупных столичных музеев: Е. В. Гуваковой и И. А. Корноуховой о Государственном историческом музее, канд. биол. наук Н. В. Слепковой о Зоологическом музее Зоологического института РАН, так и музеев Сибири: канд. ист. наук Е. И. Красильниковой (Новосибирский государственный технический университет) — о репрезентации прошлого в экспозиции Омского музея в 1920-е годы, Урала — доклад Е. К. Леденцовой (Уральский государственный университет им. А.М.Горького), Поволжья — канд. ист. наук И.Б. Сидоровой (Казанский (Приволжский) федеральный университет) о развитии музеев Казанского университета в 1920-е годы.
Несколько заседаний было посвящено основному, конституирующему элементу музейного пространства — музейному предмету. Профильные исследования, проводимые на его основе, были представлены на секции «Музейный предмет как исторический источник» (Лекторий Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи). Доклады освещали проблемы: вексиллологии канд. ист. наук А. Р. Круглова (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи), биографики Л.И.Кочерган (Национальная галерея Республики Коми), Е.Н.Наземцева (Алтайская государственная педагогическая академия), других вспомогательных исторических дисциплин и их применения при проектировании музейной экспозиции. В этой связи значительный интерес присутствовавших вызвал доклад докт. Т. Пумпуриньша (Цесис, Латвия) о проблемах создания музейной экспозиции «Цесис — символ истории Латвии».
Специальная секция была посвящена истории формирования и изучения музейных коллекций (музей «Исаакиевский собор»). Здесь Н. А. Рагимова (Баку, Азербайджан) представила опыт Азербайджанского государственного музея искусств им. Р. Мустафаева, докт. фармац. наук Л. А. Поцелуева (Казань, Казанский государственный медицинский университет) рассказала об одной из музейных экспозиций Йельского университета, а канд. техн. наук С. Н. Окунев (музей «Исаакиевский собор») коснулся в своем докладе некоторых аспектов истории формирования экспозиции музея, в котором и проходило заседание секции.
На обсуждение отдельной секции были вынесены доклады, посвященные реставрации и атрибуции музейных предметов (факультет свободных искусств и гуманитарных наук СПбГУ). В центре внимания докладчиков оказались проблемы атрибуции графики: доклад Е. В.Догадаевой (музей «Исаакиевский собор») о неизвестных графических работах О. Монферрана, живописи: доклад канд. ист. наук А.В.Романчук (Санкт-Петербургский государственный университет) о картинах Лоренцо ди Никколо Джерини, почтовой открытки: доклад М. В. Самбур (Химкинская картинная галерея им. С. Н. Горшина), костюма: доклад канд. ист. наук Н. И. Тарасовой (Государственный Эрмитаж)). Обсуждались проблемы экспертизы палеонтологических объектов: канд. геол-минер. наук Г. Н. Киселев (Санкт-Петербургский государственный университет) и канд. биол. наук А.Н. Тихонов (Зоологический музей Зоологического института РАН), а также технологических исследований объектов керамики: канд. хим. наук В. Н. Ярош (РНИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева), канд. геол. наук Р. В. Лобзова (Государственный НИИ реставрации).
Проблемы научно-исследовательской работы в музее как одного из важнейших направлений деятельности любого музея обсуждались на секции, проходившей в читальном зале библиотеки Государственного музея истории религии: канд. ист. наук Н. Г. Самарина (Московский гуманитарный педагогический институт) представила основанный на изучении продолжающихся музейных изданий доклад о роли источниковедческих исследований в деятельности исторических и историко-краеведческих музеев России; И.И.Руцинская (Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова) проанализировала роль путеводителей в популяризации региональных музеев рубежа Х1Х—ХХ вв., а докт. культурологии Н. М. Калашникова (Российский этнографический музей) рассказала о том, как результаты научно-исследовательской работы влияют на подготовку и проведение специализированных выставок.
Теоретическим проблемам музеологии была посвящена секция, проходившая в музее В.В. Набокова филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. На обсуждение собравшихся были вынесены: проблемы семиотического подхода к музейной деятельности — канд. филос. наук В.С.Плохотнюк (Ставропольский институт экономики и управления им. О. В. Казначеева), роль музеев в формировании и представлении дискурса «национального» — канд. филос. наук О. В. Беззубова (Санкт-Петербургский государственный архитектурностроительный университет), нематериальное культурное наследие и его роль в музейном моделировании действительности — Л. А. Климов (музей В. В. Набокова филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета). Общую характеристику современного этапа в развитии музейной институции с позиций философии и культурологи дали канд. пед. наук
Л. М. Шляхтина и канд. ист. наук Е. Н. Мастеница (оба докладчика из Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств).
Не осталась без внимания участников и такая важнейшая социальная функция музея, как культурно-просветительская. Ей была посвящена секция «Музейная педагогика», собравшая музейных работников, педагогов, психологов, преподавателей высших учебных заведений (проходила в лектории Государственного Русского музея). На ней обсуждались проблемы теории новой дисциплины — доклад канд. ист. наук Л. С. Тимофеевой (Казанский (Приволжский) федеральный университет) о формировании понятийно-категориального аппарата музейной педагогики, особенности коммуникационных процессов в отдельных профильных группах музеев — доклад канд. культурологии М.Г.Хугаевой (Государственный музей истории Санкт-Петербурга), о коммуникационном потенциале исторических музеев, новых формах работы с посетителями — доклад О. С. Бойцовой (Староладожский историкоархитектурный и археологический музей-заповедник), о виртуальных играх, роли музейной педагогики в формировании исторического сознания школьников — доклад канд. ист. наук М. А. Бравиной (Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования).
В лектории Государственного Русского музея прошла работа еще одной секции конференции, посвященной проблемам музейного образования. Были заслушаны доклады о роли в музееведческой подготовке студентов тематических экскурсий — канд. ист. наук Д. Ю. Аверина-Луговая (Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского) и копировании живописи — канд. искусствоведения М. Л. Харлова (Российский Государственный гуманитарный университет), опыте музейных практик в системе филологического образования — докт. филол. наук Е. А. Жиндеева (Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева), о роли самостоятельных музееведческих исследований в подготовке будущих музейных специалистов — канд. культурологии Е. Ю. Степанова (Орловский государственный институт искусств и культуры).
Попытка синтезировать социальное и теоретическое измерения музея была предпринята на секции «Музеология: теоретические основы» — социальные функции, проходившей в помещении Павловского дворца-музея. Работу секции открыла почетный куратор Ванкуверского музея (Ванкувер, Канада), первый вице-президент Международного комитета по музеологии Международного совета музеев Линн Марэнда. В своем докладе она остановилась на проблеме дихотомии, существующей в пространстве музейного образования и музейной практики, когда повседневная работа в музее оказывается совершенной неожиданностью для выпускников высших учебных заведений, получивших диплом в области музеологии или музейного дела. Г-жа Марэнда дала краткую характеристику основных программ по музееведению, существующих сейчас в ведущих вузах мира, и предложила перечень основных умений и навыков, которыми должен обладать «идеальный —выпускник-музеевед». Тема преподавания музеологии в высших учебных заведениях была подхвачена докт. Педро Х. Лоренте (Университет Сарагосы, Испания), который в своем докладе сумел в очень емкой форме представить полную картину развития музеологии как университетской дисциплины, охарактеризовав ее путь от профессионального тренинга начала XX в. до философской метанауки начала XXI в. Особую роль в этом развитии дисциплины сыграла чешская музеологическая школа, истории которой был посвящен доклад Петера Некужи (Технический музей, Брно, Чехия). Представитель нового поколения этой научной школы Вацлав Рутар (Университет Масарика, Брно, Чехия) убедительно продемонстрировал, что лучшие традиции чешской школы сохраняются и развиваются. Его доклад о теоретических основах музеологической терминологии вызвал живой отклик собравшихся, отметивших убедительность аргументации и продуманную манеру подачи сложного философского материала. Несколько докладов, посвященных социальным (в первую очередь научно-образовательным) функциям музея, представили на конференции музейщики из Греции. Так, Поликсени Георгаки (университет Аристотеля, Салоники, Греция) коснулась такой, часто игнорируемой, темы, как музейная педагогика для взрослых (андрогогика) и рассказала о развитии этого направления в греческих археологических музеях. Марта Кацариду и Анна Безиргиани представили доклад, подготовленный коллективом педагогов и музейных работников из Музея византийской культуры (Салоники, Греция), в котором излагались новейшие разработки музея в области сотрудничества с мультикультурной общиной и анализировались программы, направленные на развитие «проблемного» сообщества. О новых методах работы с посетителями в Коринфской художественной галерее рассказала ее директор Антония Цанавара, а докт. Элени Александри (Афинский технологический институт) представила доклад из истории материальной культуры, рассказав об уникальном собрании статуэток детей из храма Артемиды, хранящемся в Вравронском музее. Соавтором обоих докладов выступила известная греческая художница, профессор Афинского технологического института Лина Цилага.
По итогам конференции планируется издание сборника статей.
А. В. Майоров, В. Г. Ананьев