Научная статья на тему 'Музей-квартира Ф. М. Достоевского'

Музей-квартира Ф. М. Достоевского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
351
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Фокин Павел Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музей-квартира Ф. М. Достоевского»

П.Е. Фокин

МУЗЕЙ-КВАРТИРА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Фокин Павел Евгеньевич - кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник «Музея- квартиры Ф. М. Достоевского» -отдела Государственного литературного музея.

Место появления на свет гениальной личности всегда притягательно для людей самых разных поколений.

Достоевский родился в Москве, на Божедомке, при Мариинской больнице для бедных. Слово «Божедомка» в его историческом смысле сегодня уже нужно воскрешать (его и нет в реальной топонимике российской столицы). Но даже утраченное, став призраком, оно внятно говорит русскому уху, что место это отмечено, одухотворено. Божедомами называли сторожей городских кладбищ для неопознанных лиц, умерших без покаяния, а также преступников и самоубийц. Мы же сегодня, забыв слово, слышим в нем главное - «Божий Дом».

Когда-то далекая окраина Москвы, место это и сегодня остается тихим, малолюдным. И несмотря на то, что вокруг кипит мегаполис (метро подобралось чуть ли не к самой калитке, по соседству высится Театр Российской Армии, а через дорогу хлопочет отделение «Сбербанка»), монументальный комплекс больницы с двумя флигелями и просторным двором, в центре которого скорбным гранитом застыла фигура гения, по-прежнему как бы чужд городу, не слышит его звуков, не замечает суеты, молчалив и задумчив. Заповедное место. Каким чудом уцелело? Истинно - Божий Дом.

Отец Достоевского Михаил Андреевич служил в Московской больнице для бедных лекарем в отделении приходящих больных женского пола. На эту должность он поступил незадолго до рождения сына весной 1821 г. и квартировал в правом флигеле больницы. Скорее всего и зачат ребенок был именно здесь.

Больница была задумана и учреждена вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной в 1803 г. и вскоре выстроена на откупленных специально для того землях переяславских ямщиков. На пустыре вдоль проселочной до-

роги в какие-то два-три года вырос величественный двухэтажный дворец с античным портиком и массивной колоннадой, широкой лестницей, чугунной оградой и воротами со львами. Императрица лично следила за ходом строительства, обустройством палат и прочими нуждами, составила устав и определила регламент, согласно которому «всякого состояния, пола и возраста и всякой нации бедный и неимущий, будучи болен, может явиться или кем приведен быть в оную больницу и в оную принят будет». Примечание: «Бедным и неимущим в сем случае разумеется тот, который не может иметь в болезни за собою надлежащего присмотра, не знает лекаря, который бы ему помог, и заплатить за лекарство не в состоянии».

Здание это интересно тем, что возводилось оно архитекторами И. Жилярди и А. Михайловым по чертежам больницы для бедных в Петербурге, которую выстроил Д. Кваренги. Будучи архитектурным повторением питерской больницы для бедных московская оказалась ее своеобразным двойником, кусочком Петербурга в Москве, где было суждено родиться и провести свое детство «самому петербургскому писателю» России.

В здании больницы размещалась домовая церковь, освященная в честь святых апостолов Петра и Павла. В ней спустя несколько дней от рождения, 4 (17) ноября, был крещен будущий писатель. Таинство совершил священник Василий Ильин. Имя младенца Феодора вписано рядом с именами умерших в больнице - больничной сиделки, солдатки, отставного капитана, жены монастырского служителя, вольноотпущенного дворового человека и других ее бывших пациентов.

А на саму улицу, составлявшую некогда часть маршрута, по которому водили партии больных арестантов в госпитали и больницы из располагавшейся неподалеку Бутырской тюрьмы, выходили окна квартиры Достоевских. Точно линия судьбы на ладони будущего каторжанина.

В 1823 г. семья Михаила Андреевича Достоевского перебралась из правого флигеля - в противоположный, заняв квартиру на первом этаже. Спустя 100-летие, в 1922 г., в квартиру на Божедомке пришла молодая исследовательница творчества Достоевского Вера Степановна Нечаева (1895-1979). Ее поразило сходство увиденного с тем, что запечатлел в своих воспоминаниях младший брат Достоевского - Андрей Михайлович. В планировке квартиры практически ничего не изменилось. Сохранилась даже дощатая перегородка в передней, за которой находилась каморка братьев Достоевских - Михаила и Федора.

Вера Степановна загорелась идеей создания музея. Она обратилась к ведущим специалистам по творчеству Достоевского - Л.П. Гроссману, П.Н. Са-кулину, Г.И. Чулкову, возглавлявшему тогда секцию по изучению Достоевского в Государственной академии художественных наук, разыскала родственников Достоевского. В организации музея приняло участие и Общество любителей российской словесности при Московском университете. 248

В 1926 г. под музей были переданы первые 40 м2 мемориальной квартиры, а 11 ноября 1928 г. московский Музей Ф.М. Достоевского открыл свои двери для посетителей. Его первой заведующей стала Вера Степановна Нечаева.

За 85 лет своего существования музей пережил многое. Менялся его статус, юридическая и хозяйственная принадлежность, обновлялся и рос штат, расширялась площадь, пополнялась коллекция. В 1940 г. музей был включен в состав Государственного литературного музея, отделом которого является и по сей день. Ныне действующая экспозиция была открыта в 1983 г. после ремонтно-реставрационных работ и воспроизводит планировку и интерьер квартиры Достоевских середины 1830-х годов. В ее основу положено описание, сделанное А.М. Достоевским: «Отец наш, уже семейный человек, имевший в то время 5 человек детей, пользуясь штаб-офицерским чином, занимал квартиру, состоящую, собственно, из двух чистых комнат, кроме передней и кухни». Подчеркивая скромность обстановки квартиры, он продолжает: «Три голландские печи были громадных размеров и сложены из так называемого ленточного изразца (с синими каемками). Обмеблировка была тоже очень простая. В зале стояли два ломберных стола (между окнами), хотя в карты у нас в доме никогда не игрывали. <...> Далее помещался обеденный стол на средине залы и дюжины полторы стульев березового дерева под светлою политурою и с мягкими подушками из зеленого сафьяна (клеенки для обивки мебели тогда еще не было. Обивали же мебель или сафьяном или волосяною материею). В гостиной помещался диван, несколько кресел, туалет маменьки, шифоньер и книжный шкаф. В спальне же размещались кровати родителей, рукомойник и два громадных сундука с гардеробом маменьки. <. > Гардин на окнах и портьер при дверях, конечно, не было; на окнах же были прилажены простые белые коленкоровые шторы без всяких украшений».

Конечно, большинство вещей скромного интерьера квартиры Достоевских до нас не дошло. Экспозиция составлена главным образом из типологической мебели того времени. Но несколько мемориальных предметов все же сохранилось. В первую очередь, это овальный преддиванный стол и книжный шкаф, возвращенные неутомимой Верой Степановной в 1920-е годы из Дарового - имения Достоевских, канделябры, подаренные Андреем Андреевичем Достоевским, портреты родителей и предков, учебники.

Московский Музей-квартира Ф.М. Достоевского притягателен прежде всего своей подлинностью. Ни само здание флигеля, ни квартира никогда не перестраивались и точно воспроизводят топографию детства и отрочества писателя. Это классический мемориальный музей со своей атмосферой достоверности и жизнеподобия. В нем органически сочетаются элементы быта и знаки судьбы, смысловые акценты расставлены так, чтобы посетитель смог не только заглянуть в повседневную жизнь семейства Достоевских, но и проникнуться его духом, увидеть истоки личности великого писателя. Экспозиционный рас-

сказ нацелен на выявление тесной связи юного Достоевского с окружающим его русским миром - разноречивым, трудным, щедрым, открытым состраданию и боли, христианскому смирению и бунту, насилию и подвигу.

Жизнь музея, прежде всего, - это прием посетителей, ожидающих встречи с Достоевским. Для них проводятся экскурсии, лекции, консультации, научные заседания, вечера. Почти 10 тыс. посетителей в год принимает сегодня Московский музей Ф.М. Достоевского. Отечественные и зарубежные ученые-гуманитарии, исследователи творчества Достоевского, его биографы, писатели, священнослужители, мастера культуры принимали участие в заседаниях, вечерах, дискуссионных «круглых столах», где обсуждались новые исследования и книги о мастерстве писателя, шли споры о воплощении его литературных образов в театре, кино, изобразительном искусстве, давались обзоры советской и зарубежной литературы о Достоевском, рассматривались главы диссертаций о его творчестве. В музее не раз выступали М.С. Альтман, Д.Д. Благой, И.Л. Волгин, А. Гессен, Л.П. Гроссман, У.А. Гу-ральник, Н.Н. Гусев (личный секретарь Л.Н. Толстого), В.С. Дороватовская-Любимова, И.С. Зильберштейн, Ю.Ф. Карякин, В.Я. Кирпотин, В.Р. Лейкина-Свирская, А.М. Ладыженский, Л.Д. Любимов, Ю.В. Манн, Ю.Г. Оксман и многие другие видные исследователи творчества Достоевского.

Не однажды в музее устраивались и встречи с потомками писателя -А.Ф., Д. А., А. Д. Достоевскими, Е. А. Ивановой, Л. А. Спивак и др.

В течение многих лет музей был единственным в стране местом, где духовное наследие Достоевского вопреки всем идейным извращениям и интерпретациям оказывало свое живительное воздействие на души людей, жаждавших света Истины. Здесь вспоминали они «устаревшие» слова «милосердие», «сострадание», «добротолюбие». Здесь задумывались о судьбе России и ее исторической миссии. Под сводами музея собирались те, кого мучили «проклятые вопросы», кого не удовлетворял схематизм марксистской трактовки человека и общества. Можно смело сказать, что редкий русский интеллектуал, живший или гостивший в Москве, миновал дом на Божедомке, это место силы. Гости со всего мира съезжались сюда - к подлинному Достоевскому. Среди всемирно известных посетителей московского музея Достоевского писатели А. Мальро, которого в 1934 г. привел сюда В.Э. Мейерхольд, Ж.П. Сартр, Ф. Саган, исполнитель роли князя Мышкина в фильме А. Куросавы - японский актер Т. Мифуне, постановщик «Бесов» - польский режиссер А. Вайда.

В июле 2013 г. музей принимал участников XV Симпозиума Международного общества Ф.М. Достоевского. Более 100 исследователей творчества писателя из России, Европы, США, Японии и Австралии посетили дом детства Достоевского.

С 1980-х годов в музее проводятся «ноябрьские вечера», посвященные московской дате - очередной годовщине рождения писателя, и происходят 250

они в течение месяца начиная с 11 ноября. В этот вечер собравшиеся присутствуют при «реставрации» какого-либо события из жизни юного Достоевского: будь то чтения Пушкина, Карамзина, Жуковского, библейской книги Иова, освещение жизни и истории Москвы Достоевского, Мариинской больницы, общей темы, например «Детство Достоевского как духовная драма», и т.д. Это всегда доклады, сообщения, художественные выступления, концерты. В «ноябрьские вечера» отмечаются даты и события культурной и духовной жизни, так или иначе связанные с Достоевским, приходящиеся на истекающий год: новый спектакль, фильм, презентация нового исследования по Достоевскому, юбилей ученого и т.д.

В очередную годовщину смерти писателя 10 февраля обычно устраиваются проблемные доклады, дискуссии, проводятся «круглые столы» с участием ведущих достоевсковедов, писателей, философов, богословов. Темы их разнообразны, например: «Достоевский и мы», «Достоевский сегодня», «От "Мертвого дома" до "Гулага"», «Взгляд на Достоевского на рубеже нового тысячелетия», «Достоевский, цивилизация, культура». Участие в них принимали известные современные достоевсковеды - О.А. Богданова, И.А. Есаулов, А.Г. Гачева, Т.А. Касаткина, В.А. Котельников, Л.И. Сараскина, Б.Н. Тарасов и др.

В стенах музея регулярно звучит слово Достоевского. Сцены и монологи из его произведений в свое время исполняли замечательные представители русской драматической школы - А. Ливанов, В. Баринов, А. Попов, Л. Чурсина. В самом начале своей актерской карьеры в роли Порфирия Петровича предстал здесь перед зрителями Владимир Высоцкий - это была его первая значимая драматическая роль еще до поступления в Театр на Таганке.

В составе колоссальной коллекции Государственного литературного музея, насчитывающей свыше 700 тыс. единиц хранения и документирующей историю русской литературы от Средних веков до наших дней, особое место занимает собрание Анны Григорьевны Достоевской, вдовы писателя, посвятившей себя после смерти мужа делу увековечения его памяти. К сожалению, сегодня в стенах Московского музея Достоевского представлена лишь небольшая часть бесценных меморий. В начале 1980-х годов вопрос о расширении экспозиционных площадей музея рассматривался руководством Москвы и было даже принято решение о предоставлении ему второго и третьего этажа флигеля, однако решение это не было воплощено в жизнь. А потом в нашей стране начались перемены, передел всего и вся, и о развитии музея пока остается только мечтать. А ведь уже в недалеком будущем человечество будет отмечать 200 лет со дня рождения русского гения. В Москве на Божедом-ке мог бы возникнуть совершенно уникальный центр культуры и духовности, если бы была проявлена государственная воля и ответственность. Москва, Россия достойны этого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.