Научная статья на тему 'Музей и школа: направления и перспективы сотрудничества'

Музей и школа: направления и перспективы сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3083
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ШКОЛА / СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MUSEUM / SCHOOL / COOPERATION / REGIONAL CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзина Ирина Яковлевна

Статья посвящена определению направлений сотрудничества музеев и образовательных учреждений. Музей и школа рассматриваются автором как значимые культурно-образовательные пространства, сотрудничество которых определяет новое качество обучения и воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM AND SCHOOL: DIRECTIONS AND PROSPECTS OF COOPERATION

The Article is devoted to determination of the directions of cooperation between museums and educational institutions. Museum and school viewed as an important cultural and educational space, the cooperation that defines a new quality of education and upbringing of children.

Текст научной работы на тему «Музей и школа: направления и перспективы сотрудничества»

УДК 009

И. Я. Мурзина

г. Екатеринбург, Россия

МУЗЕЙ И ШКОЛА: НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СОТРУДНИЧЕСТВА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музей, школа, сотрудничество, региональное культурно-образовательное пространство.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена определению направлений сотрудничества музеев и образовательных учреждений. Музей и школа рассматриваются автором как значимые культурно-образовательные пространства, сотрудничество которых определяет новое качество обучения и воспитания детей.

I. Ya. Murzina

Yekaterinburg, Russia

MUSEUM AND SCHOOL: DIRECTIONS AND PROSPECTS OF

COOPERATION

KEYWORDS: museum, school, cooperation, regional cultural and educational space. ABSTRACT. The Article is devoted to determination of the directions of cooperation between museums and educational institutions. Museum and school viewed as an important cultural and educational space, the cooperation that defines a new quality of education and upbringing of children.

В ситуации, когда идея «Образование на протяжении всей жизни» сменяет привычную парадигму «Образование - на всю жизнь», происходит трансформация всех социально-культурных институций, связанных с овладением новыми знаниями или умениями. Школа (от начальной до высшей) больше не может претендовать на монополию в трансляции знаний о мире, уступая свои позиции системе дополнительного образования, современным медиа, интернету.

В мире, где смыслы текучи и неустойчивы, где ценности релятивны, где человек находится в постоянном поиске удовольствий, сложно обрести собственный вектор развития, найти те необходимые «маячки» в пространстве, которые позволят двигаться, накапливая опыт культуры - энергию, необходимую для творчества.

«Цветущая сложность» современного мира предполагает постоянный поиск новых форм и способов взаимодействия людей, создает невиданное ранее про-

странство коммуникаций - реальных и виртуальных, которые одновременно требуют включенности человека и умения отнестись к ним критически, провоцируют анонимность общения и дружеское участие. Возникла противоречивая ситуация -консюмеризм и тотальность технологий предполагают пассивное отношение к жизни, в то время как человек - существо активное, ищущее, жаждущее нового: связей, впечатлений, опыта. Отказ от активности для него равносилен отказу от самого себя.

«Образование на протяжении всей жизни» - это не просто получение новых знаний, практическое применение которых позволит обрести более высокую производственную квалификацию, получить новый социальный статус или значительную прибавку к зарплате. «Образование на протяжении всей жизни» - это постоянное открытие нового, которое позволяет человеческой личности расширять собственное внутреннее пространство, включая в него

27

другие культуры, многообразие событий, переживаний, эмоций. Это готовность человека стать по-настоящему креативным и адекватным постоянно изменяющемуся миру.

Переопределение - вот слово, которое характеризует развитие современного музея. Поиск новых форм взаимодействия с посетителями, учет их пожеланий и потребностей, стремление создать новое пространство культурно-досуговой деятельности, где акцент делается не на потреблении «чужих» смыслов, но на соучастии и сотворчестве, - превращает музей в динамически развивающийся социально-культурный институт.

Современный музей - одновременно и новый образовательный ресурс и новое образовательное пространство, обеспечивающие приобщение к общему культурному фонду человечества для каждого. Создаваемые музейными сотрудниками образовательные программы ориентированы на разные социальные и возрастные группы, позволяющие реализовать ключевое для современного мира понятие диало-гичности: «вместо того чтобы быть о чем-то или для кого-то, музей нового типа развивается вместе с посетителями» [1, 18]. Через создание особой среды, в которой посетитель вступает в непосредственный контакт с музейным предметом, обеспечивая содержательную коммуникацию, через реализацию сущностной потребности быть услышанным и востребованным, через обретение новых возможностей для самоактуализации и взаимодействия с другими людьми.

Сегодня в моду входит неологизм edutainment, составленный из английских слов education (образование) и entertainment (развлечение, зрелище, гостеприимство). Современные музеи обеспечивают возможность синтеза образования (как получения новых знаний и овладения новыми видами деятельности) и творчески организованного досуга. В складывающейся ситуации традиционные учреждения культуры входят в мир образования как

важнейший компонент, выполняя важнейшую функцию - создания нового пространства, в котором творческая самореализация мотивирована свободным выбором форм и видов деятельности. С другой стороны, музей сохраняет свою изначальную функцию - аккумуляции знаний, ценностей и смыслов, репрезентированных в представляемых артефактах.

Для Свердловской области музеи выступают как центры культурно-образовательного пространства региона, позволяющие прикоснуться к региональной истории и ощутить дыхание прошлого через музейные экспонаты и экспозиции. В музеях жители Свердловской области получают уникальный опыт сопереживания и соучастия собственной истории, осознавая значимость своего края для них самих, его роль и место в судьбе России. Общим вектором музейно-образовательной деятельности становится формирование культурной идентичности - ощущения личной принадлежности к регионально-культурной целостности, ответственности за ее будущее.

Форм и способов формирования культурной идентичности множество: музейные программы для детей, знакомящие с историческим прошлым Урала с древнейших времен до конца ХХ века; создание разнообразных игровых зон для детей и подростков, в которых в интерактивной форме происходит приобщение к опыту предков; появление музейных классов, уроки в которых интегрированы в образовательные программы школ и вузов; игры и конкурсы, размыкающие музейное пространство в городское; существование пространств для виртуальных коммуникаций молодежи через активную деятельность музеев в социальных сетях; использование потенциала арт-терапии в работе с людьми разного возраста с ограниченными возможностями здоровья; реализация социально значимых творческих проектов для молодежи.

В России в последние годы приобрели популярность музейные образова-

28

тельные проекты: «Проект «Человек изобретающий» Естественнонаучного музея Южного федерального университета и Ростовского областного музея изобразительных искусств был направлен на формирование изобретательской компетенции и креативного мышления через интерактивные лекции об истории изобретений и выявление алгоритмов отдельных инноваций. Программа «Земская история» Музея усадьбы «Ясная Поляна» способствовала формированию управленческих компетенций через создание Школы местного самоуправления для муниципальных служащих Тульской области и соседних регионов. Проект Кемеровского областного музея изобразительных искусств «Я меняю город» способствовал решению проблем городской среды через знакомство детей с практиками паблик арта. «Открытый музей в закрытом городе» (Музей города Север-ска, Томская область) выполнял функцию адаптации жителей закрытого города к реалиям нового времени. В рамках проекта «Гражданская эстафета» Национального музея Удмуртской Республики имени Ку-зебая Герда была разработана программа изучения судеб участников Ижевско-Воткинского восстания, что позволило актуализировать крайне сложную тему для региона тему» [2].

Какими бы разноплановыми ни были направления музейной деятельности, образовательная составляющая воспринимается как наиболее значимая. Нельзя не согласиться с В. Дукельским, который утверждает, что музей - это пространство личного, индивидуального выбора [3], но столь же значимой остается позиция образовательно-просветительская, ориентированная в большей степени на организацию коллективного взаимодействия.

Начиная с эпохи Просвещения, когда музей воспринимался в контексте идеи «культура для всех», вплоть до сегодняшнего дня сохраняется потребность в освоении основ культуры, хранителем которой выступает музей. В ситуации поиска новых форм и методов работы с публикой

изменяется характер музейной коммуникации, она становится более свободной, отвечающей современным требованиям к деятельностному и творческому освоению окружающего мира. Чтобы коммуникация была продуктивной, необходимо наполнить ее содержанием, личностно и коллективно значимым.

В настоящее время одним из направлений модернизации образования является внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов, определяющих личностные, мета-предметные и предметные компетенции как значимые результаты обучения. Личностными результатами обучения становятся не только сформированная мотивация к обучению, но готовность и способность к саморазвитию, поиску и обретению смыслов и ценностей культуры. Ме-тапредметными результатами образования выступают освоенные в процессе обучения на различных предметах способы деятельности, которые могут быть применены при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Предметные результаты - знания, умения и навыки, освоенные в рамках одной учебной дисциплины, выступают в качестве конкретных результатов социального опыта, обеспечивающих учащимся возможности творческой деятельности. Сложной для сегодняшнего образования является задача интеграции целей и задач, стоящих перед отдельными предметами, обеспечивая метапредметность и личностную значимость процесса образования.

Одним из возможных путей решения поставленных задач могут стать музейные культурно-образовательные проекты. Сегодня музеи Екатеринбурга ориентированы на edutainment, создавая возможность для организации досуга школьников. Их культурно-образовательные программы можно связать с предметными областями, изучаемыми в школе, например, с историей (интерактивные занятия в детском центре Музея истории Екатеринбурга, Музейные абонементы «Древняя история народов Урала» и «Путешествие в

29

старинный Екатеринбург» областного краеведческого музея), искусством (программы Регионального центра музейной педагогики и творческого развития детей и юношества при Екатеринбургском музее изобразительных искусств, программа «Путешествие в мир камня» и разнообразные мастер-классы Музея истории камнерезного и ювелирного искусства), филологией (экспозиции Объединенного музея писателей Урала), предлагаемые программы расширяют представление о содержании учебного предмета, но практически не предполагают возможности дальнейшего взаимодействия с музеем как с образовательным пространством. То есть музейные программы, предлагаемые школьникам, ориентированы на «одноразового посетителя», приведенного в музей (не важно -родителями или учительницей), связанного программой, лишенного права выбора.

Мы опрашивали учителей (были опрошены 50 учителей, преподающих историю, мировую художественную культуру, литературу г. Екатеринбурга и Свердловской области), есть ли у них потребность в музее как образовательном пространстве или их вполне устраивает помощь учреждений культуры в организации внеурочной деятельности. Учителя отмечали, что на-

ряду с досуговой, их интересует содержательное и постоянное взаимодействие с музеями в рамках преподаваемых учебных дисциплин. Учителя, преподающие мировую художественную культуру, отмечали, что достаточно активно используют возможности музейного класса областного краеведческого музея для проведения итоговых уроков по темам «Культура Древнего Египта», «Культура античности» и изредка - виртуального музея в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.

Таким образом, «спрос» и «предложение» явно не совпадают. Есть необходимость в расширении пространства коммуникации и для школы, и для музея, в том числе и через создание совместных культурно-образовательных проектов, активизирующих исследовательскую деятельность учащихся и актуализирующих социокультурный потенциал учреждений культуры. Для решения поставленной задачи необходимо взаимное движение навстречу друг и со стороны системы образования и со стороны учреждений культуры с целью создания нового коммуникационного пространства, актуализирующего музейные ресурсы, как в реальном, так и в виртуальном виде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапова Д. Культура участия: миллионы диалогов // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / Отв. ред. А. Щербакова. Сост.Н. Копелянская. - М., 2012. С.8-21.

2. Гафар Т. Образование в современном музее - пространство социализации // Мир музея. 2010. № 12. URL: http://www.mirmus.ru/2012/ 201210/290-2012-11-11-14-59-09.html (дата обращения 16.03.2016).

3. Дукельский В. Ю. Пространство публичного одиночества // Музей и личность / Отв. ред. А. В. Лебедев, сост. М. Ю. Юхневич - М., 2007. С.6-15.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.