Научная статья на тему 'Музей и нематериальное культурное наследие'

Музей и нематериальное культурное наследие Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5457
869
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / «НОВАЯ МУЗЕОЛОГИЯ» / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ''NEW MUSEUMOLOGY'' / MUSEUM / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE / MUSEUM EDUCATION / CULTURAL TOURISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Курьянова Татьяна Сергеевна

В данном исследовании предпринята попытка проследить взаимосвязь музея и нематериального культурного наследия. При этом рассмотрены основные направления музейной деятельности и их рефлексия в музеологии. Определено содержание понятия «музеефикация нематериального наследия» как преобразование компонентов нематериального наследия, утративших механизмы естественной трансляции традиции, в объекты музейного показа с целью их максимального сохранения и актуализации. В результате выявлены способы презентации, трансляции и презервации нематериального наследия как фундамента сохранения этнической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum and intangible cultural heritage

In this paper the author analyses the relations of museum and intangible cultural heritage. According to the Provision of the 21st General Conference of the International Council of Museums (ICOM), held in 2007 in Vienna, the following definition of museum was adopted a non-profit, permanent institution in the service of society and its development, open to the public, which acquires, conserves, researches, communicates and exhibits the tangible and intangible heritage of humanity and its environment for the purposes of education, study and enjoyment. This definition is a result of social and cultural transformations that occurred in the 20th century and reflected on the principles of museum work, marked the replacement of scientific paradigm, which turned museum into a multi-functional social institution, articulating demands of daily life. In this regard, the network of complex museums has expanded, which allowed preserving and representing both tangible and intangible cultural heritage. In this context, of particular interest is the correlation of museum and intangible cultural heritage, which is a part of the cultural heritage and a strong ethnic component. That is why the purpose of this research is to identify mechanisms for broadcasting, presentation and preservation of intangible cultural heritage in museums as a basis for conservation of modern ethnic culture. The role of museum in preservation of intangible cultural heritage can not be overestimated as it translates the information previously accumulated in the family or community, and provides "survival" of an ethnic culture through the usage of mechanisms of ''museumfication'' of intangible heritage and museum education techniques. The key of an effective presentation and preservation of intangible cultural heritage in the museum is tourist demand. In this regard, museum and cultural tourism can be considered as a dialectical unity: on the one hand, to preserve the cultural heritage of humanity, on the other, for its use, transfer and update. Thus, changes in the functional field of museum provoked an integrated approach to the presentation and preservation of heritage, which made it possible to extrapolate the results to its intangible component, defining its ethnic specification and interdependence with museum. Therefore, the preservation of intangible heritage in museum is via museumfication of individual elements of culture of a people; it is translated basing on the methods of museum education and updated through cultural tourism. Thus, the union of museum and intangible heritage is an effective basis of preservation of ethnic culture.

Текст научной работы на тему «Музей и нематериальное культурное наследие»

Т.С. Курьянова

МУЗЕЙ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

В данном исследовании предпринята попытка проследить взаимосвязь музея и нематериального культурного наследия. При этом рассмотрены основные направления музейной деятельности и их рефлексия в музеологии. Определено содержание понятия «музеефикация нематериального наследия» как преобразование компонентов нематериального наследия, утративших механизмы естественной трансляции традиции, в объекты музейного показа с целью их максимального сохранения и актуализации. В результате выявлены способы презентации, трансляции и презервации нематериального наследия как фундамента сохранения этнической культуры.

Ключевые слова: музей; нематериальное культурное наследие; «новая музеология»; музейная педагогика; культурный туризм.

Согласно положению 21-й Генеральной конференции Международного совета музеев (ИКОМ) - международной организации музеев и музейных специалистов, занимающихся хранением, развитием мирового природного и культурного наследия, проходившей в 2007 г. в Вене, -принято следующее определение музея: «некоммерческое учреждение на постоянной основе, действующее на благо общества и его прогресса, открытое для публики, которое приобретает, сохраняет, исследует, пропагандирует и экспонирует - в целях обучения, образования и удовольствия - материальные и нематериальные свидетельства человека и окружающей среды» [1].

Данное определение есть результат социокультурных трансформаций, происходивших в ХХ в., которые отразились на характере музейной деятельности, обозначили смену научной парадигмы и превратили музей в поли-функциональный социальный институт, артикулирующий запросы повседневности. Традиционные функции музея, такие как хранение, изучение и презентация материальных свидетельств прошлого, были дополнены научно-образовательной деятельностью, усовершенствованы внедрением информационных технологий и интенсифицированы работой с нематериальным культурным наследием и объектами природы. В связи с этим расширилась сеть комплексных музеев, что позволило сохранять и репрезентировать не только материальное, но и нематериальное культурное наследие [2. С. 1-2].

В данном контексте особый интерес вызывает коррелят музея и нематериального культурного наследия, которое является частью культурного наследия и несет в себе мощный этнический компонент. Именно поэтому цель данного исследования - выявить механизмы трансляции, презентации и презервации нематериального культурного наследия в музее как основы сохранения современной этнической культуры.

Под нематериальным наследием понимают обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия [3]. Из определения следует, что нематериальное наследие более всего подвержено размыванию и унификации под воздействием таких внешних факторов, как глобализация. Долгое время презентация нематериального наследия ограничивалась показом лишь его элементов: танцев, обрядов, технологий и т.д., причем подавалось все это как отдельные составляющие той или иной культуры, не связанные объединяющим понятием «нематериальное наследие». Современное состояние музейного дела ориентировано на интегратив-

ность, вовлеченность, комплексность, взаимообусловленность музея и объектов хранения, что предопределило создание первого музея сохранения нематериального культурного наследия в Харбине, провинции Хэйлунцзян, в 2010 г. До этого момента в Китае проходили выставки нематериального наследия, нацеленные на универсальный показ этнической культуры, такие, например, как «Нематериальное культурное наследие народа И» [4]. Представляется интересным опыт выражения нематериальных объектов посредством материальных предметов в экспозиции, что позволяет говорить о презентации нематериального наследия как «образа» этнической культуры в музее.

Таким образом, обращение к нематериальному наследию и включение его в музейную деятельность можно рассматривать как формирование новой концептуальной модели музея, делающей его «живым», сохраняющим свои институциональные особенности, становящегося все менее консервативным, отвечающим запросам, пожеланиям человека. В этом случае роль музея в сохранении нематериального культурного наследия сложно переоценить, поскольку он транслирует информацию, ранее аккумулируемую в семье или общине, и обеспечивает «выживание» этнической культуры.

О музее как об основе будущего всеобщего воскрешения и бессмертия говорил известный философ Н.Ф. Федоров: «Музей есть не собрание вещей, а собор лиц; деятельность его заключается не в накоплении мертвых вещей, а в возвращении жизни останкам отжившего, в восстановлении умерших, по их произведениям, живыми деятелями» [5]. Следовательно, музей мыслился как институт живой памяти, охватывающий все значимые объекты памяти народов, как главный информационный фактор, способствующий устойчивому и гармоничному развитию цивилизации. Однако ученый предлагает воспринимать музей не только как хранилище, но и как центр «исследования, учительства и деятельности». Другими словами, роль музея, по Федорову, в воспитании и передаче от поколения к поколению социального опыта

Идеи Н.Ф. Федорова нашли свое воплощение в работе современного музея и по сохранению нематериального наследия. Безусловно, музей хранит материал об обрядах, праздниках, технологиях и др., зафиксированный на аудио-, видео-, цифровые носители и оформленный в качестве определенного фондового собрания. Подобным образом осуществляется музеефикация культуры народа, что подразумевает преобразование компонентов нематериального наследия, утративших механизмы естественной трансляции традиции, в объекты музейного показа в музее с целью максимального сохранения и

актуализации. Элементы нематериального наследия в рамках музеефикации могут быть воссозданы и актуализированы в музее путем музейной интерпретации, научной реконструкции и ревитализации.

Музейная интерпретация так или иначе присутствует на всех этапах музейной работы, представляя собой сложный, многоуровневый процесс истолкования объектов нематериального наследия в контексте музейного собрания, музейной экспозиции либо музейного дискурса в целом. Зачастую музейная интерпретация служит почвой для следующего этапа - научно обоснованной реконструкции. В случае с нематериальным наследием реконструкция представляет собой моделирование утраченных элементов традиционной культуры с целью получения информации об их функционировании. Здесь в роли носителей традиции могут выступать сотрудники музея, члены музейных клубов и кружков, посетители. Заключительным этапом в музейной работе с нематериальным наследием является ревитализация, т.е. «оживление». Уникальность данного метода заключается в восстановлении способности объектов нематериального наследия к функционированию и самовоспроизведению, будучи включенными в состав «живого музея». Перечисленные методы могут быть взяты в комплексе либо по отдельности как автономные направления внутри музеефикации. Их эффективность при работе с нематериальным культурным наследием в музее определяется степенью сохранности свидетельств жизнедеятельности народа. При этом возникает проблема аутентичности того или иного конструкта, верификация которого возможна, правда, лишь исследователем. В свою очередь, для рядового посетителя немаловажным моментом является степень аттрактивности и интерактивности конструкта, которая достигается использованием информационных и музейных технологий.

Поворот в области понимания и сохранения нематериального наследия в музее произошел с развитием «новой музеологии» - направления в зарубежной му-зеологии, возникшего в 1980-х гг. на основе теоретического обобщения опыта развития общинных музеев, экомузеев и других музеев нового типа. Предтечей экомузея является скансен - первый музей под открытым небом на окраине Стокгольма, основная задача которого, по мнению К. Хадсона - известного музееведа и автора книги «Влиятельные музеи», заключена в сохранении и осознании серьезного научного изучения народной жизни во всех ее проявлениях, что само по себе указывает на этнический характер явления, включая уже означенные позиции, такие как объекты культурного и природного наследия [6]. В виду этого главная цель «Новой музеологии» - интеграция музея в окружающую среду, социализация музея, изменение миссии музея, расширение музейных границ, создание «музея-форума», «музея-диалога». В рамках «новой музеологии» музей рассматривается прежде всего как форма, нацеленная на решение актуальных проблем местного сообщества. Более того, сохранение наследия в данном случае носит комплексный характер, охватывая памятники не только культуры, но и природы. Иногда цель создания того или иного экомузея / этнопарка заключается в сохранении аутентичного контента во всем его разнообразии, в том числе нематериального куль-

турного наследия и природных объектов. Если на территории экомузея / этнопарка живы носители традиционной культуры этноса, то актуализация нематериального наследия происходит путем фиксации материала. В других случаях используют музейную реконструкцию.

Анимирование музейного содержания совершается путем применения основ музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» ввел А. Рейхвейн - руководитель отдела «Школа и музей» в этнографическом музее Берлина в 1939-1944 гг., хотя методы работы с посетителем начали формироваться задолго до этого. Музейная педагогика - это междисциплинарное направление на стыке музееведения, педагогики, психологии, культурологии, этики и др. Ее выделение в относительно самостоятельную научную субдисциплину было продиктовано необходимостью теоретического осмысления образовательной деятельности музеев и повышения ее качественного уровня, в частности на основе достижений смежных наук. Суммировав предложенные определения музейной педагогики [7, 8], интерпретируем ее как научнопрактическое направление музейной деятельности, имеющее интегративный характер и базирующееся на принципах диалоговости музейного пространства и учебно-образовательного процесса. Точкой соприкосновения музейной педагогики и нематериального культурного наследия является принцип преемственности, суть которого - передача межпоколенческих знаний и культурных кодов. В связи с особой важностью указанной трансляции в музеологии вводится особый термин «наследническая деятельность», под которой понимается последовательный процесс сохранения, трансляции, аккумуляции и актуализации ценностей прошлого, прерывание которого ведет к невосполнимым утратам. В музее наследническая деятельность реализуется в научно-образовательной функции музея. Преемственность традиций в музее осуществляется через «музейную коммуникацию». По Д. Камерону [9], это визуальный и вербальный канал связи между передатчиком (работником музея), посредником (реальные вещи либо научные реконструкции нематериального наследия в музее) и приемником (посетителем), в основе которого лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные «высказывания», а с другой - способность посетителя понимать «язык вещей». В последнее время приобретает популярность одно из направлений музейной коммуникации, а именно визуальная коммуникация, связанная с развитием электронных средств массовой информации и медиальных технологий, что позволяет более широко инкорпорировать визуальные средства в традиционную практику образования в музее [10].

Прикладная сторона музейной педагогики реализуется в различных формах культурно-образовательной деятельности. Существует классификация форм культурно-образовательной деятельности, разработанная О. А. Ботяковой [11] на базе Российского этнографического музея с учетом опыта музеев других профильных групп. Классификация включает как традиционные формы культурно-образовательной (музейно-педагогической) деятельности музея, так и новации последнего времени. Так, О.А. Ботякова всю совокупность форм

делит на два класса: элементарных и комплексных. Класс элементарных форм подразделяется на типы: 1) формы, производные от образовательно-воспитательной функции музея (лекция, консультация, музейный урок, музейное занятие); 2) формы, производные от рекреационной функции музея (экскурсия, спектакль, концерт, дефиле, бал, мастер-класс). Тип комплексных форм подразделяется на аналогичные типы, которые, в свою очередь, - на три подтипа: подтип одномерных (первичных) форм, подтип комбинированных однократных форм, подтип комбинированных серийных форм.

В качестве наиболее приоритетных форм трансляции нематериального наследия видятся комплексные, поскольку они наиболее эмоционально и красочно воссоздают формы нематериального наследия в музейном пространстве. Среди наиболее интересных комплексных форм представляется подтип комбинированных серийных форм, производный от рекреационной функции, в который входят музейный праздник, музейный фестиваль и музейная акция. Рассмотрим каждый более детально. Музейный праздник представляет собой работу с музейной аудиторией, включающую в себя объединенные единой темой элементы экскурсии, тематического вечера, театрализованного представления и т.д., проводящиеся на основе сценария с использованием экспозиций и музейных коллекций. Такая форма реализации культурно-

образовательной деятельности музея характеризуется синкретизмом составляющих его базовых элементов, комбинируемых в различных вариантах, с четкой ориентацией на удовлетворение потребности посетителя в рекреации. В зависимости от содержания праздники подразделяются на два основных вида: 1) праздники народного календаря; 2) праздники событийные [12].

Другой не менее аттрактивной формой культурнообразовательной деятельности в музее является фестиваль. Несмотря на заимствованный характер формы, в настоящее время можно с уверенностью сказать, что музейный фестиваль не только удачно сочетается с задачами культурно-образовательной деятельности музея, но и в целом обогащает эту форму, внося в нее новое содержание. При более тщательном рассмотрении фестивальной формы культурно-образовательной деятельности музея и ее роли в презентации и сохранении нематериального культурного наследия она пред-

ставляется нам как синтез, причудливое переплетение традиционных и современных форм этнокультурного наследия. Подобная комбинация привлекает внимание в силу дискуссионности вопроса о современных формах бытования этнической культуры прежде всего в духовной сфере [13].

Относительно новой формой культурно-образовательной деятельности музея является музейная акция, которая как камертон задает звучание при открытии и функционировании новой экспозиции или выставки. В последнее время при проведении музейных акций наряду с традиционными используются различные инновационные формы: хэппенинг, перформанс, а также иные варианты организации музейного действа, основанные на технологии интерактивности.

Одним из результатов эффективной презентации и сохранения нематериального культурного наследия в музее является туристический спрос. В связи с этим можно рассматривать музей и культурный туризм как диалектическое единство: с одной стороны, по сохранению культурного наследия человечества, с другой - по его использованию, передаче и актуализации. При этом культурный туризм может способствовать коммодификации нематериального и материального наследия. К тому же музейная дестинация - это территория с музеем в качестве содержательной, смысловой, аттрактивной доминанты, привлекающая туристов своими специфическими рекреационными ресурсами, культурным и природным наследием; в рамках культурного туризма является средством самоидентификации личности [14].

Таким образом, новые музейные направления, породившие изменения в функциональном поле музея, спровоцировали комплексный подход к презентации и сохранению наследия, что позволило полученные результаты экстраполировать на его нематериальную составляющую, определив ее этническую спецификацию и взаимообусловленность с музеем. Ввиду этого сохранение нематериального наследия в музее осуществляется посредством музеефикации отдельных элементов культуры народа, транслируется на основании методов музейной педагогики и актуализируется путем культурного туризма. Как видим, союз музея и нематериального наследия представляется результативным основанием сохранения этнической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Museam definition // ICOM. URL: http://icom.museum/who-we-are/the-vision/museum-definition.html

2. Сотникова С.И. Музей в меняющемся мире (наука и практика) // Обсерватория культуры. URL: http://museolog.rsuh.ru

3. Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (2003). Париж, 17 октября 2003 г. // ЮНЕСКО. URL:

www.unesco.org/bpi/rus/pdf/03-82-Russe.pdf

4. Хэйлунцзян: Открыт первый Музей нематериального культурного наследия // Партнеры. 21.10.2010. URL: http://russian.dbw.cn/

system/2010/10/21/000288533.shtml

5. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Литература и жизнь. URL: http://dugward.ru/library/fedorov/fedorov_muzey.html

6. Хадсон К. Общественное качество музея // Вестник Ассоциации «Открытый музей». М., 1998. № 2-3. С. 46-51.

7. Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. С. 6-15.

8. Ахунов В М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления // Вестник Московского университета. 2008. № 4. С. 36^4.

9. Cameron D.A. Viewpoint: The Museum as a Communications System and Implications for Museum Education // Curator. 1968. Vol. 11, № 1. P. 33^0.

10. Беззубова О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса // Коммуникация и образование. СПб., 2004. С. 418^27.

11. Ботякова О.А. Музей этнографического профиля в контексте образования и культуры России : дис. ... канд. культурологии. СПб., 2007. С. 104.

12. Галкина Т.В. Основы классификации музейно-педагогических форм в российских музеях // Вопросы музеологии. 2011. № 2(4). С. 145-153.

13. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. 412 с.

14. Именнова Л.С. Музейная дестинация в системе культурного туризма // V Международные музейные чтения «Современные проблемы музе-

еведения» : Международная Интернет-конференция. URL: http://wap.ogiik.forum24.ru/71-4-0-00000001-000-0-0-1304342208

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 3 мая 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.