УДК 338.48-6:7/8+[069:908](470.41)
Л. С. Тимофеева
Музеи-заповедники в сфере культурного туризма
Культурный туризм является одним из наиболее мобильно развивающихся видов туризма. В статье рассматривается место музеев-заповедников Татарстана в сфере культурного туризма, возможности, которыми они располагают. Анализ развития музеев-заповедников позволяет уточнить содержание термина «культурный туризм», его подвидов. На конкретных примерах деятельности музеев-заповедников Татарстана исследуются такие проблемы, как участие музеев-заповедников в проектах, имеющих культурную направленность, типовое разнообразие музеев-заповедников.
Ключевые слова: музей-заповедник, этнографический туризм, проект, культурное наследие, подвиды культурного туризма
Liudmila S. Timofeeva Reserve museums in cultural tourism
Cultural tourism is one of the most quickly developing kinds of tourism. The article examines the place of museums-reserves of Tatarstan in the field of cultural tourism, the possibilities they have. Analysis of the development of museums-reserves allows clarification of the term «cultural tourism», its subspecies. Specific examples of museums-reserves of Tatarstan are examined such issues as participation of museums-reserves in projects with cultural orientation, typical array of museums-reserves.
Keywords: museum-reserve, ethnographic tourism project, cultural heritage, subspecies of cultural tourism
Историко-культурный потенциал России базируется на богатейших ресурсах наследия, составляющих основу культурного туризма. В традиционной российской культуре путешествия символизируют ожидание необычного и эмоционально насыщенного культурного опыта, прежде всего связанного с переживанием исторической и природно-эстетической реальности1.
Термин «культурный туризм» достаточно лабилен. Параллельно используются такие термины как «познавательный» или «культурно-познавательный» туризм. В. А. Квартальнов применяет термин «историко-культурный туризм». Он полагает, что главная задача историко-культурного туризма состоит в том, чтобы познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т. п.), посетить исторические места и сооружения2. С. А. Красная включает в число объектов культурного туризма как культурно-историческое наследие (исторические территории, архитектурные сооружения и комплексы, зоны археологических раскопок, художественные и исторические музеи, народные промыслы, праздники, бытовые обряды, выступления фольклорных коллективов), так и актуальная культура сегодняшнего дня (преимущественно
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
197
_____________________Раздел III. Музей и культурный туризм..._____________
художественная, но так же и образ жизни населения: кухня, костюм, особенности гостеприимства и пр.)3. Это дает основание включать в сферу культурного туризма этнографический, а в ряде случаев и событийный туризм.
Многоплановость объектов обуславливает постоянный интерес туристов, обеспечивает стабильное развитие культурного туризма, в меньшей степени зависящего от сезона.
Пространство музея-заповедника, наполненное историческими, культурными и природными памятниками, обеспечивает максимально глубокое, полифоническое восприятие прошлого. Музеи-заповедники являясь целостными комплексами, призваны сохранять в неприкосновенности не только архитектурные, археологические или мемориальные памятники, но и собственно историческую территорию, в том числе уникальные культурные и природные ландшафты, исторические городские и сельские поселения, уклад жизни проживающего на исторических территориях населения. Совокупность этих разноплановых объектов не только позволяет удовлетворить интересы различных категорий туристов, но и становится основой для полиомматического освоения культуры.
На территории Татарстана действует семь музеев-заповедников, имеющих федеральный и республиканский статус. В их числе государственный историко-культурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», внесенный в Список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск» включены в Предварительный список культурного и природного наследия ЮНЕСКО по Российской Федерации (список ожидания). Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, один из наиболее посещаемых, стал центром создаваемой туристско-рекреационной зоны. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Ленино-Кокушкино» был создан на базе музея В. И. Ленина в целях сохранения усадебного комплекса XIX в., принадлежащего некогда его деду А. Д. Бланку. Еще два объекта Билярский историко-археологический и Иске-Казанский музеи-заповедники имеют статус не только исторических, но и природных.
Приток посетителей в музеи-заповедники зависит от сезонных колебаний. Значительную часть посетителей музеев-заповедников составляют квазитуристы, представляющие местное население. Они обычно выступают в роли экскурсантов, т. е. с точки зрения законодательства туристами не являются. Тем не менее, квазитуристы выступают в качестве активных потребителей продуктов культурного туризма, участвуя в экскурсионных и иных музейных программах и акциях. Необходимо отметить, что в пределах определенной территории (в данном случае, Татарстана) именно культурный квазитуризм обеспечивает относительно стабильный уровень
198
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Section III. The museum and cultural tourism...
посещения музеев-заповедников. За исключением «Казанского Кремля», они достаточно удалены от Казани, куда прибывает большинство туристов.
Изучение практик музеев-заповедников позволяет уточнить и дополнить содержание термина «культурный туризм» и его составляющих. Ряд современных исследователей включает в его состав религиозный туризм, т. е. поездки с познавательными целями в достопримечательные места, связанные с религиозными традициями4. Возможность посещения культовых памятников и святых мест привлекает не только многочисленных верующих, стремящихся совершить паломничество, принять участие в мероприятиях религиозного и мемориального характера. Такие события становятся перспективными объектами культурного туризма. Место, которое на протяжении многих веков занимала религия, степень влияния ее на различные сферы жизни социума, объясняют растущий интерес к подобным поездкам. Они создают возможности для приобщения людей к нравственным ценностям, служат задачам духовного и патриотического воспитания, воспитания толерантности. В контексте религиозного туризма принадлежность участника поездки к той или иной конфессии не является определяющей. Напротив, основной целью его является внеобрядовое посещение святых мест, культовых объектов с познавательными целями.
Одним из объектов паломнического и религиозного туризма является территория Болгарского музея-заповедника. Исторически Булгар стал самым северным центром распространения ислама в мире. Здесь, в 922 г. состоялось официальное принятия ислама волжскими болгарами, предками современных татар. Начиная с XVI в. Булгар являлся местом культового поклонения и паломничества мусульман. В конце ХХ в. эта традиция была восстановлена при активном участи не только мусульманского духовенства. но и руководства Татарстана. Возможность посещения культовых памятников и святых мест привлекает не только многочисленных верующих, стремящихся принять участие в мероприятиях религиозного и мемориального характера. Эти мероприятия становятся перспективным объектом культурнопознавательного туризма.
Объектом своеобразного паломнического и религиозного туризма является и расположенный на территории Билярского музея-заповедника «Святой ключ» («Хужалар Тау» - «Гора господ») - святилище, известное еще в IX-Х вв. Легенды и предания о целительной силе этого источника привлекали сюда язычников еще до принятия ислама. В настоящее время «Святой ключ» служит местом паломничества для представителей разных национальностей и конфессий. На месте святилища построен духовно-религиозный комплекс «Изгечишмэ», для представителей всех конфессий. Сюда приезжают русские, татары, чуваши, марийцы. Характер производимых здесь обрядов весьма разнообразный, часто верующие оставляют приношения. Многочисленные легенды, окутывающие это сакральное место, своеобразные объекты поклонения, обладающие выраженной языческой компонентой,
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
199
_____________________Раздел III. Музей и культурный туризм...____________
придают ему особый колорит, привлекая сюда не только верующих, но и многочисленных туристов, любителей фольклора. Все это способствует формированию вокруг урочища «Святой ключ» уникального культурного ландшафта.
Современное состояние музеев-заповедников Татарстана позволяет говорить еще об одной серьезной проблеме, напрямую связанной с развитием культурного туризма. Это недостаточное типовое разнообразие музеев-заповедников. Из семи музеев три имеют статус историко-архитектурного и художественного (Елабуж-ский, «Остов-град Свияжск» и «Казанский Кремль»), один - историко-архитектурного (Болгарский), еще один - историко-культурного (Ленино-Кокушкино). Статус историко-культурного и природного имеет Иске-Казанский заповедник и, наконец. Билярский является историко-археологическим и природным. Фактически, их основной задачей является презентация материального наследия. Однако музеи-заповедники могут развивать на своей территории еще одно, весьма востребованное направление - этнографический туризм, безусловно. составляющий часть туризма культурного. Потребность знакомства с культурой, как своего народа, так и народов других стран и регионов составляет основу культурного туризма. Путешествия выступают в данном случае как средство приобщения к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональные индивидуальные переживания5.
Этнотуризм позволяет сформировать представление о национальном многообразии страны и ее отдельных регионов, особенностях культуры отдельных этносов, проявляющихся в том числе и в повседневной жизни. В этой ситуации этнографические музеи-заповедники выступают в качестве уникального культурного ресурса, являясь местами сохранения материального и нематериального культурного наследия, хранилищами этнонациональной и региональной культурной памяти. Значимость сохранения и актуализации нематериального культурного наследия неоднократно подчеркивалась в документах. ЮНЕСКО. Согласно определению нематериального культурного наследия, содержащемуся в «Международной конвенции по охране нематериального культурного наследия», принятой на Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже 17 октября 2003 г. к такому наследию относятся обычаи, обряды, празднества, а также знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами6.
К началу ХХ столетия в мире насчитывалось более 4,5 тысяч этнографических музеев под открытым небом, но из них лишь около 20 расположены на территории России. Причина в том, что в годы советской власти крестьянство, как носитель исторической памяти и традиционной культуры, мало интересовало представителей официальной идеологии. Приоритет отдавался музеям краеведческого профиля, экспозиции которых посвящались главным образом первобытнообщинному периоду и героическому революционному и последующему времени. Создание этнографических музейных комплексов, в основном представлявшие архитектуру
200
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Section III. The museum and cultural tourism...
и быт состоятельной части крестьянства, не являлось приоритетной задачей. Действующие музейные объекты, как, например, Кижи, демонстрировали, в первую очередь, памятники деревянного зодчества, значительно меньше внимания уделяя этноистории региона.
В последние несколько десятилетий ситуация стала постепенно меняться. Опыт успешного сохранения и актуализации этографического наследия сегодня демонстрируют этнографический музей под открытым небом «Торум Моа», Ибре-синский этнографический музей под открытым небом, имеющий статус этнопарка. Но процесс создания этнографических музеев-заповедников, которые могли бы в полной мере отразить этнокультурное разнообразие не только России. а и ее отдельных регионов, далек от завершения. В настоящее время задача создания подобных музеев-заповедников которые ставили бы своей целью сохранение и представление традиционной культуры народов или этнографических групп непосредственно в местах их проживания поставлена на государственном уровне7.
Для Татарстана, как многонационального региона, эта задача весьма актуальна. Развитие этнотуризма имеет здесь еще один аспект. Татары составляют второй по численности этнос Российской Федерации. Исторически значительная часть их расселена вне пределов территории Республики Татарстан. Для этой части татарского этноса важнейшей является проблема сохранения собственной культурной идентичности.
Основой для создания дополнительного профиля в действующих музеях-заповедниках могли бы стать этнографические центры. Значительная территория и универсальный характер музеев-заповедников позволяют включать в их состав новые компоненты. Разработка этого направления в Болгарском музее-заповеднике отчасти видна на примере недавно созданного здесь Музея хлеба, представляющего собой целый комплекс разнообразных построек, который сами его создатели называют этнографическим. В него, помимо основной экспозиции, вошли усадьба мельника, ветряная и водяная мельницы, пекарня и кузница, открытая экспозиция сельскохозяйственной техники, торговые ряды мастеров народных промыслов. Во внутреннем пространстве ветряной мельницы помимо действующих механизмов, позволяющих познакомиться с процессом помола зерна, размещена экспозиция, повествующая о истории мельничного дела в Спасском уезде на рубеже XIX— XX вв. В пекарне не только представлены экспонаты, связанные с хлебопечением и традиционным татарским чаепитием - домашняя утварь, формы для выпечки хлеба, посуда. Посетители имеют возможность познакомиться с процессом приготовления хлеба,отведать его
В основной экспозиции музея находятся археологические артефакты, обнаруженные на территории Болгарского городища - сошники, лемехи, мотыги, орудия уборки и переработки хлеба, другие этнографические предметы, связанные с хозяйственной деятельностью населения. Они наглядно представляют путь раз-
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
201
_____________________Раздел III. Музей и культурный туризм..._____________
вития хлеборобства в регионе. Присутствует в экспозиции и интерактивный зал с электронными установками «Пахота» и «Жатва», позволяющими посетителям перемещаться в разные эпохи и почувствовать себя древними пахарями или современными трактористами.
Безусловно, Музей хлеба в его современном виде не может рассматриваться как этнографический комплекс. Нельзя не заметить, что состав его экспозиции являет собой своеобразный «микст», вследствие чего сложно определить профильную принадлежность этого музея. Вызывает вопросы специалистов и господство новодела в постройках. Широко распространенная в мире практика перемещения на историко-культурную территорию объектов культурного наследия здесь, к сожалению, не применялась. Но в перспективе рядом с новоделами, ориентированными на презентизм восприятия массового зрителя, могли бы появиться и подлинные памятники.
Музеи-заповедники с их значительными территориями и богатым культурным наследством обладают уникальными ресурсами для реализации крупных партнерских проектов, направленных не только на привлечение широкого круга туристов, но и стимулирующих интерес к заповеднику бизнес-элиты, муниципальных и региональных органов власти.
Примером такого проекта, значительную роль в котором играет Елабужский музей-заповедник, можно назвать возрождение в Елабуге Спасской ярмарки. Она проводилась в городе со второй половины XIX в. и была широко известна не только в Поволжском регионе, но и по всей России. Возрождение ярмарки произошло в 2008 г. и с этого времени она проводится ежегодно.
Традиционно ярмарка была местом не только торговли, но и общения, развлечений. Воссоздавая эту атмосферу ее организаторы включили в программу ярмарки, помимо торговли изделиями декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, работу национальных подворий и «Города мастеров», выступления фольклорных и цирковых коллективов, детских и спортивных игровых площадок. В «Городе мастеров» действовали мастер-классы, где посетителя могли приобрести навыки гончарного и ткацкого ремесла, научиться ручному узелковому плетению, изготовлению оберегов из лыка, ситца и лозы.
Своеобразной формой презентации нематериального наследия стал фестиваль колокольного звона, в котором принимали участие представители России и Татарстана, вокалисты и исполнители музыки на древнерусских инструментах - колесной лире и гуслях.
Следует отметить, что это далеко не единственный проект, реализуемый в Елабуге. Здесь ежегодно проводятся художественные симпозиумы, арт- и этно-проекты. Это позволяет развиваться еще одному подвиду культурного туризма -профессиональному, основой которого является презентация художественного творчества. Одинаково важны здесь, как выступления перед зрителями, так и воз-
202
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Section III. The museum and cultural tourism...
можность профессионального общения исполнителей и участников творческих коллективов, артистов, художников.
Участие в таких проектах позволяет музеям-заповедникам не только улучшать свое финансовое положение, но и способствует улучшению общественного статуса этого учреждения, формирует имидж музея как значимого культурного центра городского и регионального сообщества.
Музеи-заповедники обладают значительным потенциалом, который позволяет разрабатывать новые виды туристского продукта, обладающего привлекательностью для посетителей. Они выступают в качестве важнейшего ресурса для сохранения и актуализации культурно-исторического наследия нашей страны во всем его многообразии.
Примечания
1 Отнюкова М. С. Культурный туризм и социальное конструирование достопримечательностей // Проблемы и перспективы развития культур. туризма Саратов. обл. Саратов, 2004. C. 15.
2 Квартальнов В. А. Туризм: учеб. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 37.
3 Красная С. А. Культурный туризм (просветительская сущность и факторы развития): автореф. дис. ... канд. культурологии. М.: МГУКИ, 2006. С. 3.
4 Конференция «Развитие религиозного туризма в России». URL: http: // rostourunion. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
5 Кононенко Б. И. Основы культурологи: курс лекций. М.: Инфра-М, 2002. С. 28.
6 Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия: принята ЮНЕСКО 17. 10. 2003. URL: http: // lawmix. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
7 Государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в РФ. URL: http: // mkrf. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
203