УДК 069:378
C. В. Муравская
МУЗЕИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ:
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Музеи играют ключевую роль в жизни современного общества. Несмотря на культивирование в XXI в. техники, именно музеи продолжают оставаться тем центром, который сохраняет культурные традиции, формирует в той или иной степени моральные ценности, наконец - является показателем развития цивилизации в целом. Особой категорией музеев являются музеи высших учебных заведений. В советское время к изучению их феномена обращались такие ученые, как Иван Буланый, Иван Явтушенко, Юрий Омельченко, Галина Мезенцева1, однако исследование происходило главным образом в контексте изучения специфики общественных или образовательных музеев. К сожалению, постсоветская украинская историография этой проблемы почти отсутствует. Исключение составляют отдельные публикации, посвященные главным образом истории вузовских музеев (работы Любови Самойленко), их работе в области музейной педагогики (работы Ларисы Гайды, Инны Медведевой) или отдельной категории общественных музеев (работы Александра Крука)2. В России ситуация немного лучше за счет кандидатских и докторских диссертационных исследований, которые касаются проблем истории возникновения и развития университетских музеев в дореволюционной России (Майя Бурлыкина), культурного взаимодействия Казанского университета и музеев в XIX - начале ХХ вв. (Гульчачак Назипова), музеев в системе высшего образования Западной Сибири (Наталья Белоусова)3 и некоторых других работ. Но если говорить о синтетических, комплексных работах по вопросу специфики деятельности музеев высших учебный заведений на Украине, то они, к сожалению, отсутствуют.
Специфика музеев высших учебных заведений
Вузовский музей по целому ряду признаков (как в научно-поисковой работе, так и в формировании экспозиций и фондов) имеет ряд отличий по сравнению с другими музеями, однако его положение в правовом поле украинского законодательства зафиксировано
1 См.: Буланий І. Т., Явтушенко І. Г Громадські музеї України: Історія, досвід, проблеми. Київ, 1979; Омельченко Ю. А. Розвиток учбових музеїв: навч. посібник. Київ, 1988; Мезенцева Г. Г. Музеєзнавство: на матеріалах музеїв Української РСР. Київ, 1980.
2 См.: Самойленко Л. Г. Учебные музеи Национального университета имени Тараса Шевченко: феномен культуры или науки // Музеология - музееведение в XXI веке: Проблемы изучения и преподавания. СПб., 2009. С. 469-485; Гайда Л. А. Музей у навчальному закладі. Київ, 2009; Медведева І. М. Організаційно-педагогічні засади діяльності музеїв у вищих технічних навчальних закладах. Рукопис дисертації канд. пед. наук. Луганськ, 2009; Крук О. І. Розвиток музейної справи в Україні (кінець 1950-х - 1980-ті рр.). Автореф. дис. канд. іст. наук. Харьків, 2000.
3 См.: БурлыкинаМ. И. История становления и развития университетских музеев в дореволюционной России. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1994; Белоусова Н. А. Музеи в системе высшего образования Западной Сибири. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2009; Назипова Г. Р. Казанский университет и музеи: проблема культурного взаимодействия (XIX - начало ХХ вв.). Автореф. дис. докт.. ист. наук. Казань, 2009.
нечетко. Музеи вузов поставлены в ранг общественных музеев еще с 1960 - 70-х гг. в результате утверждения «Типового положения о народном музее» (1965 г.) и «Типового положения о музее, который работает на общественных началах» (1978 г.), инициированных Министерством культуры СССР4. Таким образом, университетский музей (институтский, музей колледжа и т.д.) из важнейшего организационно-методического учреждения, которое должно было исполнять образовательные и научные функции при высших учебных заведениях, из их необходимого структурного подразделения, превратился в составную часть общественной работы. Последняя не предполагала, соответственно, ни кадрового, ни финансового обеспечения. На современном этапе развития общества ситуация еще больше усложнилась, поскольку в условиях становления независимого украинского государства перед общественными музеями вообще и вузовскими в частности встали непростые задачи модификации, а также интеграции в современное культурное пространство. Базовые задачи советского периода, которые лежали в основе всех форм деятельности общественных музеев, потеряли актуальность, а работа на волонтерских принципах практически невозможна в условиях современной экономической политики и дает соответствующий результат5.
Число вузовских музеев Украины значительно - по состоянию на март 2011 г. согласно информации Министерства образования и науки, молодежи и спорта в его ведении находится 4 432 музея, из них 100 (2,26 %) - музеи высших учебных заведений6. Нам уже приходилось доказывать необоснованность этих данных, указывая, что эта цифра должна быть как минимум вдвое больше7.
В чем же заключается специфика музеев при вузах, что неизбежно влечет за собой проблему неотложного выбора, каким образом им развиваться дальше? Изначально вузовские музеи составляли часть системы образования, поддаваясь изменениям так же, как и учебные заведения, которые их учредили. Именно в этом и заключается специфика - такие музеи являются отражением в музейном пространстве университетского мира, они - связующее звено между академическим миром и обществом. Они представляют, культивируют и олицетворяют многие университетские ценности, а их общая позиция дает возможность передавать упомянутые ценности уникальным образом.
Каким должен быть руководитель вузовского музея?
Именно из-за сочетания в одной плоскости двух разных миров - мира «музея» и мира «высшего учебного заведения» - возникают проблемы. Первая из них - это проблема кадров. Ее решение во многом зависит от того, как администрация вуза видит поступательное развитие музея. Ведь именно ректор назначает ответственного человека из числа
4 Самойленко Л. Г. Освіта і музеї - партнери чи незручні сусіди? См. по адресу: Мір://рюйг.тшеит/ publications/ua?id=473 (ссылка последний раз проверялась 01.09.2012 г.).
5 См.: Стельмах І. Ф. Громадські музеї в історичній ретроспективі // Праці Центру пам’яткознавства. Центр пам’яткознавства НАН України і УтОпіК. Київ, 2009. Вип. 16. С. 102-111.
6 Наказ МОН N° 239 від 17.03.11 року «Про підсумки проведення огляду музеїв при навчальних закладах, які перебувають у сфері управління Міністерства освіти і науки, молоді та спорту України». См. по адресу: http://osvita.ua/legislation/other/16581 (ссылка последний раз проверялась 01.09.2012 г.).
7 Муравська С. В. Вузівські музеї Західної України: спроба характеристики // Університетські музеї: європейський досвід та українська практика: матеріали міжнародної конференції, (6 - 7 жовтня 2011 р., Київ). Київ, 2011. С. 52.
педагогических работников или руководителя музея на общественных началах8. Проблема производительности труда такого музейного работника зависит почти целиком от его личной инициативы, а так же от той роли, которую отводит ректор музею как штатной единице в структуре учебного заведения. Ведь перед музейным работником возникает задача выполнять сразу две нагрузки: одну (научно-педагогическая деятельность), за которую он получает оклад, и другую - бесплатную. Понятно, что последнее задание в таком случае будет решаться только после определенных указаний руководства, приуроченных к определенной дате, будет иметь место так называемая «аттрактивная» роль музея во время юбилеев или визитов высокопоставленных лиц. Целенаправленной музейной работы, предусматривающей постоянное пополнение фондов, их атрибуцию, комплектование, хранение, изучение, использование коллекций в образовательных и научных целях, организацию выставок и т.п., ждать не приходится9.
В то же время руководители вузовских музеев стоят во главе таких важных и сложных подразделений учебных заведений, которые должны выполнять миссию исследования, обучения, сбора коллекций, неформального образования, распространять информацию.
Другой стороной все той же кадровой проблемы является вопрос квалификации потенциального музейного работника. Кафедры музееведения, которые могут помочь работе музея, есть далеко не в каждом университете или институте. Хотя музейное дело требует соответствующей профессиональной подготовки, но на эту должность часто предлагаются люди, которые являются (в лучшем случае) хорошими историками, однако не знают основ музееведения. При таких обстоятельствах алгоритм работы музея уже с самого начала будет заложен неправильно, поскольку музей не будет выполнять всю совокупность задач, которая перед ним стоит. Это будет даже не музей, а случайная музейная коллекция, книга поступлений которой будет выглядеть хаотично и т.п.
В музеях вузов очень редко работают люди, которые имеют или имели в прошлом отношение к музейному делу. Именно поэтому их деятельность даже в условиях интуитивного таланта музееведа организуется методом проб и ошибок, а первая и самая главная особенность музеев (собирание, изучение, сохранение и экспонирование материалов - согласно Закону Украины «О музеях и музейном деле»10) не обеспечивается должным образом.
Своеобразная трактовка администрацией места музея в структуре учебного заведения следует уже из названий должностей для его сотрудников - очень часто они не имеют отношения к официальной номенклатуре, которая используется в нашем государстве, их должности не прописаны в справочнике квалификационных характеристик профессий работников, но это уже отдельный вопрос для исследования.
Именно из-за отсутствия у работников музеев вузов базового музейного образования за годы существования таких музеев и коллекций была разработана даже специальная терминология (или, скорее, жаргон), которого часто не воспринимают представители
8 См.: Наказ Міністерства освіти України № 151 від 20.05. 1997 р. «Положення про музей при навчальному закладі, який перебуває у сфері управління Міністерства освіти і науки України». См. по адресу: http://zakon.nau.ua/doc/?шd=1038.735.0. (ссылка последний раз проверялась 01.09.2012 г.).
9 Муравська С. В. Правова неврегульованість функціонування музеїв при вищих навчальних закладах // Матеріали науково-практичної конференції «Актуальні питання регіонального музейництва. Теорія і практика» (м. Бережани Тернопільської області, 20 вересня 2010 р.). Бережани, 2010. С. 35.
10 См.: Закон України «Про музеї та музейну справу» : за станом на 6.11. 2009 р. См. по адресу: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bшЛaws/maш.cgi?ffl^eg=249%2F95-%E2%F0. (ссылка последний раз проверялась 01.09.2012 г.).
широкого музейного сектора. Как указывает исследовательница из Великобритании Зено-бия Козак, «эта терминологическая специфичность - наследие многолетнего сохранения баланса между тремя функциями - исследованием, обучением и публичной презентацией - и, следовательно, особенно ярко иллюстрирует концептуальные рамки, в которых работают университетские музеи и коллекции». В результате положения между двумя мирами, «университетом» и «профессиональным музеем», появляютсят такие интересные слова-гибриды, как «выставочный музей», «преподаватель-куратор» и т.п.11
Если посмотреть на проблему соотношения квалификации работников музеев при вузах и обеспечения реализации научной функции этих подразделений, то проблема будет стоять уже в другом ракурсе. В таком случае на первое место выдвигается владение работником музея навыками научно-исследовательской работы, притом в контексте конкретной тематики определенного музея, а не той, с которой он связан в связи со своим основным местом работы или исходя из научных интересов, возникших по другой причине. Под руководством директора музея работники должны последовательно работать над введением в научный оборот музейных коллекций, достойным их представлением перед общественностью. Однако, как показывает практика, научно-исследовательская функция таких музеев воплощается в жизнь, прежде всего, в университетах с глубокой историей. Л. Г. Самойленко права, когда утверждает, говоря о музейных коллекциях Киевского национального университета им. Т. Шевченко, что «музей в университете возникает обычно тогда, когда создаются и существуют постоянные научные школы в определенной области исследований <...> когда складываются научные традиции и присутствует понимание процесса развития образования как формирования историко-культурного достояния страны <...> Фиксация, документирование и изучение научного микромира достижений кафедры или факультета сомнительно могут происходить в любом другом музее, кроме университетского»12. К тому же, музейная коллекция вуза должна включать оригинальные экспонаты, исследование которых будет представлять научную ценность. И чем богаче такая коллекция, тем более скрупулезным, комплексным и длительным будет научное исследование.
Представленный аспект невольно привлекает внимание и к другим требованиям, предъявляемым к руководителям вузовских музеев. Степень кандидата наук, несомненно, является важным условием, однако это далеко не все и даже, по нашему субъективному мнению, не ее наличие стоит на первом месте (Подобные суждения автора этих строк связаны с его собственной профессиональной деятельности в прошлом на посту руководителя музея истории Национального университета «Острожская академия»). Перед директором вузовского музея постоянно возникает дилемма, каким образом правильно распределить свое время для исследовательской деятельности и выполнения других служебных обязанностей. Руководитель должен иметь не только здравый смысл, он должен быть администратором в широком смысле этого слова. Люди, имеющие степени и ученые звания, владеют основами научных исследований, однако это не помогает им выполнять
11 См.: Kozak Z. R. Promoting the past, preserving the future: British university heritage collections and identity marketing: PhD, Museum and Gallery Studies; University of St Andrews. St Andrews, 2007. P. 66. См. по адресу: http://research-repository.st-andrews.ac.uk/bitstream/10023/408/77ZRK%2Bcomplete%2Bthesis. pdf (ссылка последний раз проверялась 01.09.2012 г).
12 См.: Самойленко Л. Г. Учебные музеи Национального университета имени Тараса Шевченко. С. 478.
менеджерскую работу. Например, им может не хватить сообразительности для того, чтобы активно сотрудничать со стейкхолдерами, то есть управлениями и учреждениями, с которыми музей поддерживает взаимоотношения в широком смысле этого слова13.
Мы согласны с мнением американского исследователя Питера Тирелла, который утверждает, что просто музейного образования для работы в таком музее недостаточно. Это сложный вопрос, ведь кому-то не хватает собственно среды университетского музея для того, чтобы понять важность коллекций, разнообразие информационно-пропагандистской программы музея14. Кандидатам на должность необходимо иметь опыт работы в музейной сфере, лидерские способности, умение адаптироваться к культуре и условиям конкретного музея, в то же время им необходимы настойчивость и гибкость для решения различных проблем.
Сейчас на Украине все чаще поднимается вопрос о необходимости использования в управлении музеями музейного менеджмента и маркетинга, однако вузовские музеи в этом аспекте очень отстают. По нашему убеждению, эта ситуация складывается ввиду того, что музейные работники вузов не чувствуют себя уверенно ни в среде профессиональных музейных сотрудников (часто из-за отсутствия музейного образования, общественного или «нелегального» статуса таких музеев), ни в среде научно-педагогической общественности конкретного учебного заведения (ощущение разрыва с этой профессиональной группой возрастает в прямой связи с активностью такого работника как музейного деятеля).
Еще одним фактором такого положения вещей является отсутствие музейного образования, из-за чего работники музея не могут составить стратегический план его развития, не используют существующие новшества в области музейной деятельности, не повышают свою квалификацию, обрекая тем самым музей на пассивное существование. О восприятии иностранного опыта речь не идет, поскольку редко работники таких музеев владеют иностранными языками, а ведь это дало бы им автоматическую возможность держать руку на пульсе развития отрасли в европейском и мировом контексте. Информационные технологии делают информацию доступной через интернет, в частности UMAC (University Museums and Collections) - Комитет университетских музеев и коллекций Международного Совета Музеев (ICOM) - размещает результаты научных исследований в электронном варианте на своем сайте для свободного пользования15.
Знание основ музейного менеджмента и активное внедрение его идей на практике значит очень много для любой организации, но эффективность работы музея требует понимания того, чем является это «святилище муз», четкого понимания его миссии и пути реализации. При формировании политики менеджмента директор вузовского музея должен ориентироваться на внешнюю (стейкхолдеры разного уровня, сотрудничество с которыми определяет место этого структурного подразделения в конкретном обществе) и внутреннюю среду, в которой он работает.
Украинский музей при высшем учебном заведении создается как подразделение вуза или подразделение его структурных частей (имеется в виду музей истории универ-
13 См.: Аартс Г. Стратегічний менеджмент // Музей: менеджмент та освітня діяльність / упоряд. Герман Аартс, Зеновій Мазурик; пер. з нідерл. Маріоп Ковальчук. Львів, 2009. С. 27.
14 См.: TirrellP. B. Looking for a Superhero: a discussion of the qualities, training and experience needed to be a university museum director // Museologia. 2003. № 3. P. 55-64.
15 См по адресу.: http://publicus.culture.hu-berlin.de/umac/ (ссылка последний раз проверялась 01.09.2012 г.).
ситета или кафедральный музей и др.). Финансирование такого музея осуществляется, как обычно, из резервных средств вуза, однако музей в абсолютном большинстве случаев не занимает верхние позиции в списке подразделений, имеющих приоритетные дотации. Поэтому он вынужден конкурировать с другими музеями в получении грантов, и способность директора к активному фандрайзингу также является одним из основных требований к его кандидатуре. Однако есть одно «но»: проводить политику привлечения средств на развитие прежде всего может директор такого вузовского музея, который находится на учете в соответствующих учреждениях Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, то есть зарегистрированного, легального музея. Подобный статус, однако, имеют далеко не все музеи упомянутого профиля, ввиду того, что для руководства вуза это добавляет проблем, а преференций - нет16.
Для директора вузовского музея также чрезвычайно важным является налаживание гармоничных отношений с руководством университета - внутренней средой. Обычно он редко имеет прямой контакт с ректором или проректором вуза, что делает невозможным непосредственное информирование администрации о проблемах музея. К сожалению, на Украине достаточно типичной является ситуация, когда руководство конкретного вуза не интересуется делами музея, из-за этого образуется замкнутый круг: директор музея не имеет возможности повысить его статус, учитывая весьма ограниченные возможности финансирования, обусловленные отношением руководства, в то же время пассивная деятельность музея предопределяет в администрации представление об архаичности этого структурного подразделения.
В тех высших учебных заведениях, где ректор активно интересуется и способствует развитию музея, он становится полноценной административной единицей, которая после периода вложения средств на развитие (что неизбежно!), активной политики внедрения механизмов музейного менеджмента и маркетинга способна сама во многом покрывать средства на свое существование (успешным примером в данном случае является деятельность Музея истории Национального университета «Острожская академия» (Ровенская область, г. Острог)).
Музеи высших учебных заведений на распутье
В последние несколько лет на Украине наблюдается положительная тенденция все большего роста внимания к проблемам, стоящим перед музеями вузов. Особенно остро эти вопросы поднимались на заседаниях Всеукраинского круглого стола «Проблемы и перспективы развития вузовских музеев Украины» (Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», 23 - 24 ноября 2007 г.) и Международной конференции «Университетские музеи: европейский опыт и украинская практика» (6 - 7 октября 2011 г., Киев). Последнее мероприятие является первой ласточкой сотрудничества вузовских музеев Украины с организацией иМАС, о которой упоминалось выше. Среди наиболее болезненных вопросов были выделены: существование вузовских музеев в качестве общественных, исключающее получение ими по крайней мере тех небольших дивидендов, которые имеют государственные музеи, мизерный бюджет и т.д.
16 Муравська С. В. Правова неврегульованість функціонування музеїв при вищих навчальних закладах. С. 36.
Однако утверждать, что только украинские музеи при высших учебных заведениях столкнулись с подобными проблемами, было бы неправильно. Подобная ситуация складывается и в других странах. Система высшего образования везде переживает период трансформации и поиска эффективных способов выживания в условиях повышения требований к квалифицированным специалистам, способным работать в современных экономических условиях, вообще в условиях поиска ответа на вопрос - в каком формате должно существовать высшее учебное заведение per se.
По утверждению австралийской исследовательницы Сью-Энн Уэллос, «.. .университеты находятся на распутье. Если помнить, что музеи являются структурными частями университетов, то они тоже находятся на распутье»17. Эти музеи не могут развиваться по принципам, устоявшимся много лет назад, продолжать выполнять традиционные задачи: редкого проведения выставок, организации ознакомительных экскурсий для первокурсников и т.д., в то время, когда к самому вузу требования продолжают расти чуть ли не ежедневно.
С.-Э. Уэллос поднимает ряд интересных вопросов, которые можно смело перенести на украинскую почву: относится ли к университетским музеям дальнейшее использование университетами разных методологий обучения, переход к так называемому «личностноориентированному» обучению, проблемному или экспериментальному обучению и т.д.? Как музеи при вузах могут лучше реагировать на указанные обществом требования непрерывного обучения? Как такие музеи могут усовершенствовать академическую среду? Какова их роль в организации вузовской исследовательской и общественной работы?18
Понятно, что украинские обстоятельства существования вузовских музеев значительно отличаются от австралийских (берется во внимание прежде всего финансовый фактор). Однако не секрет, что музейные работники (речь идет о музеях разных типов) являются одной из самых консервативных профессиональных групп, любые нововведения в этой сфере происходят очень медленно, не хватает молодых кадров, способных влить новую энергию в развитие отрасли. Это объективные факторы.
Для поступательного развития музея конкретного вуза необходимо, чтобы он четко понимал свое место в структуре этого вуза, а научно-педагогические работники университета и преподаватели обязаны способствовать вовлечению этой структурной единицы в процесс жизнедеятельности учебного заведения. Речь идет о проведении различных мероприятий на его базе, поощрении студентов для популяризации музея в виде научноисследовательской или самостоятельной работы (процент которой в структуре учебного процесса каждый раз увеличивается в связи с использованием украинскими вузами принципов Болонского процесса). Это также означает, что при разработке стратегического плана развития музея детально должна быть учтена специфика вуза. Кроме того, руководство университета (института, колледжа и т.д.) должно понимать, что без его поддержки музей не сможет работать, поскольку постоянная борьба за существование не является обстоятельством, которое вдохновляет на разработку новых проектов и упорный труд по воплощению их в жизнь.
17 Wallace S.-A. University museums at the crossroads // Museologia. 2003. № 3. P. 5-8.
18 Ibid.
Информация о статье
Автор: Муравская Светлана Васильевна - канд. ист. наук, доцент, Украина, Львовский институт экономики и туризма, svitlana_muravska@i.ua
Заглавие: Музеи высших учебных заведений: Некоторые особенности существования. Абстракт: В статье автор обращает внимание на отдельную категорию общественных музеев - музеев, которые находятся в структуре высших учебных заведений, анализируя специфику и особенности их превращения из организационно-методического учреждения, которое исполняло важнейшие образовательные и научные функции, в составную часть общественной, плохо финансируемой работы. Исходя из невыгодной для существования музеев вузов законодательной ситуации, описываются качества, которыми должен обладать руководитель такого музея, чтобы в максимальной мере способствовать его развитию. С целью очертить портрет директора вузовского музея, идущего в ногу со временем, в условиях пребывания музеев этой категории на распутье, автор статьи также анализирует опыт американских и австралийских музейных работников.
Ключевые слова: музей, высшее учебное заведение, руководитель, общественность.
Information on article
Author: Muravska Svitlana Vasilievna - Candidate of Science in History, Associate Professor, Ukraine, Lviv Institute of Economy and Tourism, svitlana muravska@i.ua Title: Some Peculiarities of University Museums Existence.
Abstract: Author pays attention to the separate category of public museums - museums of higher educational establishments. She analyzes its specific features and transformation from most important methodic-organizational institutions executing educational and scientific functions into a part of the public, poorly-funded work. Based on the unfavorable legislative situation for university museums existence, the qualities the leader should have for best contributing such development are described. In order to present a portrait of the modern head of university museum when last ones are at the crossroads of their development, author also analyzes the experience of American and Australian museum staff.
Key words: director of museum, museum, public, university.