Научная статья на тему 'МУЗЕИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ СОБРАНИЙ'

МУЗЕИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ СОБРАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Церковный музей / музей Русской православной церкви / негосударственный музей / учреждение музейного типа / комплектование музейных фондов / Church museum / non-governmental museum / museum of the Russian Orthodox Church / museum-type institution / acquisition of museum funds

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юренева Тамара Юрьевна

В статье анализируются основные направления, подходы и принципы формирования собраний музеев Русской православной церкви как конфессиональных музеев, появившихся в культурном пространстве России в постсоветский период. Рассматриваются источники и формы комплектования фондов, концептуальные основы отбора материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUMS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH: PRINCIPLES AND FORMS OF COMPOSITION OF THE COLLECTIONS

The article analyzes the main directions, approaches and principles of forming collections of museums of the Russian Orthodox Church as confessional museums that appeared in the cultural space of Russia in the post-Soviet period. The sources and forms of acquisition of funds, conceptual foundations of selection of materials are considered.

Текст научной работы на тему «МУЗЕИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ СОБРАНИЙ»

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ И ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

УДК 008 ББК 71

Б01 10.34685/Н1.2024.47.4.012

МУЗЕИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ СОБРАНИЙ

Юренева Тамара Юрьевна,

доктор исторических наук, главный научный сотрудник -руководитель центра музейной политики Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, Берсеневская наб., 18-20-22, стр. 3, 119072 Москва, Россия,

[email protected]

Аннотация

В статье анализируются основные направления, подходы и принципы формирования собраний музеев Русской православной церкви как конфессиональных музеев, появившихся в культурном пространстве России в постсоветский период. Рассматриваются источники и формы комплектования фондов, концептуальные основы отбора материалов. Ключевые слова

Церковный музей, музей Русской православной церкви, негосударственный музей, учреждение музейного типа, комплектование музейных фондов.

За последние десятилетия музейная сеть России претерпела кардинальные изменения. Если в советскую эпоху она включала только государственные и общественные музеи, то закрепление Конституцией Российской Федерации в 1993 г. многообразия форм собственности — частной, государственной, муниципальной и иных форм,

а также принятие ФЗ «О Музейном фонде в Российской Федерации и музеях Российской Федерации» (1996) привело к активному развитию негосударственных музеев. В их числе были и музеи Русской православной церкви, которые относятся к церковным музеям. Под церковными музеями в отечественном музееведении понимают группу

«музеев, создаваемых при церквах, монастырях, епархиях, которые являются их собственниками и учредителями»1. Будучи конфессиональными музеями, они имеют ряд особенностей в осуществлении музейной деятельности, том числе и в отношении фондовой работы. Анализ основных направлений комплектования фондов, концептуальных основ, принципов и форм составления собраний церковных музеев является предметом рассмотрения в данной статье.

Понятие «церковный музей» законодательно не определено, вероятно, по той причине, что в данном словосочетании ключевым является понятие «музей», а не форма собственности. Согласно российскому законодательству, музей — это «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включённых в состав Музейного фонда Российской Федерации»2. В большинстве своём церковные музеи не соответствуют этому определению, главным образом, по двум параметрам: они являются не учреждениями, а структурными подразделениями религиозных организаций; коллекционные предметы из их собраний не включены в состав Музейного фонда РФ. Поэтому, согласно музееведческим представлениям, такие структуры являются не музеями, а учреждениями музейного типа, исполняющими «отдельные функции музея и практикующими некоторые свойственные музеям формы деятельности»3. Почти повсеместно в них отсутствуют штатные сотрудники, а их функции выполняют волонтёры из числа прихожан, учащиеся духовных учебных заведений, насельники и насельницы православных монастырей. Это обстоятельство серьёзно затрудняет возможность осуществления на профессиональном уровне научно-фондовой работы4.

1 Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. № 5. С. 63

2 Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), ст. 3 // ГА-РАНТ.РУ: информационно-правовой портал. URL: https:// base.garant.ru/123168/ (дата обращения 12.09.2024).

3 Словарь актуальных музейных терминов. С. 63.

4 Кирьянова, О. Г. Церковные музеи Центральной Рос-

сии. М.: Институт Наследия, 2022. С.8. DOI 10.34685/

HI.2022.15.77.001

В силу особенностей ведения статистического наблюдения за музейной отраслью статистическая информация о церковных музеях на государственном уровне отсутствует; Русская православная церковь пока не создала реестр музейных учреждений. Многие из них не имеют не только собственных сайтов, но даже своей страницы на сайте соответствующей религиозной организации. Всё это создаёт определённые сложности в формировании эмпирической базы исследования различных аспектов деятельности церковных музеев, в том числе и в отношении изучения проблемы формирования их собраний.

Будучи конфессиональными структурами, церковные музеи, по сравнению со светскими учреждениями, — государственными, муниципальными, частными, — имеют ряд особенностей в отношении комплектования фондов. Они проявляются в подходах и принципах отбора предметов музейного значения, в направлениях и источниках комплектования.

Согласно методическим рекомендациям, которые подготовил в 2019 г. Патриарший совет по культуре, формирование собрания церковного музея должно начинаться с составления научной концепции комплектования, в которой излагаются цели и задачи комплектования, указываются его формы, а также принципы и критерии отбора материала. Она является составной частью научной концепции музея, поэтому основные направления комплектования коллекций должны определяться с учётом миссии, целей и задач создания музея, среды, в которой он создаётся, и запроса потенциальной аудитории5.

Эти рекомендации в полной мере соотносятся с теми методическими указаниями и нормативами в области комплектования фондов, которые существуют и в государственных музеях. Что же касается конфессиональной специфики, то она присутствует в содержательном наполнении концепции комплектования фондов конкретных церковных музеев. Концепция является служебным документом для внутреннего пользования, однако задачи комплектования, его направления и формы, критерии отбора материалов порой можно воссоздать

5 Опыт создания церковных музеев. Лучшие практики / Патриарший совет по культуре. М., 2019. C. 35, 27. URL: https://psk-mp.ru/media/pdf/OpytSozdania TserkovnyhMuzeev.pdf?ysclid=m3ixw9mtfw956765733 (дата обращения 12.09.2024).

по уставам церковных музеев, если таковые имеются в открытом доступе, по сведениям, сообщаемым священнослужителями и работниками музеев в интервью и научных статьях.

Так, Церковно-археологический кабинет (ЦАК) Тульской духовной семинарии, который по выполняемым функциям является не только учебным музеем, но и епархиальным древлехранилищем, своими основными целями считает «сохранение и изучение исторически и в мемориальном отношении ценных светских или религиозных предметов», «историческое и религиозное просвещение студентов и населения города и области»; «развитие краеведческой работы <...> с преимущественным выделением церковного краеведения6». Основными направлениями научной деятельности ЦАК являются изучение истории Русской православной церкви, церковной истории Тулы и Тульского края, жизни и деятельности лиц, прямо или косвенно связанных с историей церкви. Исходя из реализуемой музеем научной политики, хранитель отбирает предметы музейного значения в собрание музея, а сложные вопросы обсуждаются на Учёном совете; при необходимости создаётся фондовая комиссия7.

Учреждение «Самарский епархиальный цер-ковно-исторический музей» (УСЕЦИМ) видит свою миссию в том, чтобы «дать представление современному человеку об этнообразующей и куль-турообразующей роли православия в истории России». Поэтому своей основной целью музей считает «сохранение и актуализацию той части наследия национальной культуры, которая корнями уходит в православие»8.

Среди задач УСЕЦИМ — познакомить современного человека с историей епархии и «институтами Русской Православной Церкви в крае», «жизнедеятельностью подвижников и мучеников за веру Христову»; показать вклад церкви в развитие национальных видов искусства, научить понимать язык православной иконы, её смысл

6 Положение о Церковно-археологическом кабинете Тульской духовной семинарии // Кирьянова, О. Г. Церковные музеи Центральной России. Приложения. С. 173

и содержание; познакомить с устройством и символическим смыслом православного храма, православными таинствами и обрядами; привлечь внимание к местным православным святыням. На реализацию этих задач ориентированы все виды музейной деятельности, в том числе и комплектование фондов.

Музей начинал свою деятельность в 1997 г., располагая одной комнатой и небольшим собранием экспонатов; в настоящее время в музее 3 зала (зал истории Православной церкви в Самарской епархии, зал церковного искусства, выставочный зал) и около 7 тыс. музейных предметов9. В разработку концепции первой экспозиции музея большой вклад внёс игумен Вениамин (Лабутин), ныне — архимандрит10.

Основу музейного собрания составили личные вещи, облачения, книги и документы митрополита Мануила (Лемешевского) и митрополита Иоанна (Снычёва). В дальнейшем благодаря планомерной работе по сбору и систематизации церковных предметов музейного значения музейное собрание пополнилось документами, фотографиями и другими предметами, характеризующими жизнь архиереев, возглавлявших епархию, а также епископов, священников, монахов, старцев, деятельность которых оказала большое влияние на народы, населявшие Самарский регион. Центральное место заняла воссозданная келья владыки Мануила (Лемешевского) из последнего дома, в котором он жил.

Собранное музеем церковное искусство призвано отразить в экспозиции влияние традиционной православной культуры на социокультурный облик региона. Среди икон — творения местных мастеров, в частности, иконы мастерской братьев Белоусовых, выходцев из Палеха, известных иконописцев России второй половины XIX в. Гордость коллекции составляют уникальные иконы Григория Журавлёва, родившегося в 1858 г. в с. Утёвка Бузулукского уезда Самарской губернии безруким и безногим (писал иконы, держа кисть в зубах).

Там же. С. 174-175

Радченко, О. И. Социальная функция, цели и задачи епархиального музея // Музей как хранитель исторической памяти: Сб. материалов научной конференции, посвящённой 25-летию Самарского епархиального церковно-исторического музея. Самара: ООО "Научно-технический центр", 2022. С. 45-46

9 Самарский епархиальный церковно-исторический музей: сайт. URL: https://se-museum.ru/about (дата обращения: 12.09.2024)

10 Лабутин, А. В. История создания Самарского епархиального церковно-исторического музея // Сб. материалов научной конференции, посвящённой 25-летию Самар-

ского епархиального церковно-исторического музея. Са-

мара: ООО "Научно-технический центр", 2022. С. 19-20

В собрании музея представлены изделия монастырских мастерских: золотошвейных, белошвейных, чеканных, иконописных и других. Гордость музея — коллекция медного литья, которая насчитывает более 200 единиц хранения и представлена уникальными крестами — энколпионами XII—XIII вв. и более поздними произведениями ХУШ-ХХ вв., выполненными в технике просечного литья или украшенными эмалями11.

Критерии отбора музейных предметов из среды бытования в собрание церковных музеев во многом совпадают с подходами светских музеев: предмет музейного значения оценивается как носитель определённых смыслов, обладающий способностью выступать в качестве знака и символа объективной реальности; оцениваются такие его свойства, как информативность, репрезентативность, аттрактивность. Но при этом предметы музейного значения, в отличие от светских музеев, рассматриваются церковными музеями не только в контексте исторической и культурной значимости, но и с точки зрения их сакральной ценности, поскольку для православного человека они могут выступать в качестве средства общения с духовным миром и являться объектом поклонения. «...Предметы музейного значения изначально отбираются именно с учётом их роли как материального свидетельства истинности православного вероучения и атрибутов литургической традиции», — считает О.Г. Кирьянова12.

Выступая на научно-практической конференции «Христианский музей в современном мире», проходившей в 2014 г. в Московской Духовной академии в рамках празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, директор Церковно-археологического кабинета МДА протодиакон Игорь Михайлов отметил, что принципиальное отличие христианского музея от светского музея заключается в целепо-лагании: «В светском музее экспонаты воспринимаются как предметы культурно-исторической или художественной, эстетической ценности. В христианском же музее на первый план выходит духовное содержание священных предметов.

11 Радченко, О. И. Социальная функция, цели и задачи епархиального музея. С. 47-49; Самарский епархиальный церковно-исторический музей: сайт. URL: https:// se-museum.ru/about (дата обращения: 12.09.2024)

12 Кирьянова, О. Г. Церковные музеи Центральной России. С. 8

Здесь преследуется цель не просто «охранитель-ства» культурного наследия, а свидетельства в современном мире о живом предании апостольской Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем»13.

Формы комплектования собраний церковных музеев многообразны. Это могут быть безвозмездная передача (дарение) в собственность музея коллекций или отдельных предметов организациями или частными лицами; закупки за счёт специальных ассигнований, предусмотренных сметой музея, на средства спонсоров или религиозной организации. Предметы и коллекции могут поступать в музеи в порядке наследования (по завещанию), в результате передачи конфискованного имущества из таможни или следственных органов, в результате экспедиций. Формы комплектования и их результативность во многом зависят от уровня коммуникационного взаимодействия церковного музея с другими религиозными организациями и общинами, частными коллекционерами, учреждениями культуры, администрацией города и области, наконец, от популярности музея среди населения. Согласно типовому уставу, в епархиальном музее Русской православной церкви может учреждаться Попечительский совет, который является совещательным органом при учредителе (собственнике) музея. В состав Попечительского совета входят специалисты в области музейного дела, реставраторы, представители творческой интеллигенции, благотворители, а его председателем является епархиальный архиерей. Как обозначено в уставе, «члены Попечительского совета материально, интеллектуально, своей деловой репутацией, профессиональными навыками, знаниями и умениями, деловыми связями содействуют достижению Музеем целей, предусмотренных настоящим Уставом, путём участия в деятельности Попечительского Совета»14.

Например, благодаря поддержке Попечительского совета Самарский епархиальный цер-ковно-исторический музей получил возможность

13 Цит. по: Кирьянова, О. Г. Музейные учреждения Русской Православной Церкви в XX - начале XXI вв. / О. Г. Кирьянова // Культурологический журнал. 2020. № 1(39). С. 11. ЭМ 10.34685/Ш.2020.87.46.002

14 Типовой устав частного учреждения культуры «Церковного музея епархии Русской Православной Церкви // Кирьянова, О. Г. Церковные музеи Центральной России. Приложения. С. 166-167

не только организовывать уникальные выставки, в том числе и зарубежные, но и пополнять фонды редкими музейными предметами. Например, были приобретены доспехи и вооружение русского воина-ратника XVII в., а также ряд икон15. Музей смог сформировать вокруг себя круг лиц, обладающих предметами музейного значения, — коллекционеры, художники, фотографы и другие люди, готовые передать в коллекцию предметы музейного значения. Значимым источником пополнения музейного собрания стали систематические вклады митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия. В частности, благодаря его дару в музее появился один из уникальных экспонатов — икона великомученицы Варвары, побывавшая в космосе, о чём свидетельствует сертификат за подписью патриарха Алексия II и генерального директора «ЦСКБ-Прогресс» Д.И. Козлова16.

Стараниями Д.В. Воронова, одного из ведущих самарских коллекционеров, пополняются почти все разделы музейного собрания; это первоклассные образцы иконописи, богослужебные предметы, являющиеся произведениями ювелирного искусства, коллекция лампад и просфорных печатей, фотоматериалы, богослужебные и церковные книги. Один из многолетних друзей музея А.Н. Завальный, исследователь-краевед, систематически пополняет нумизматическую коллекцию музея, планомерно восполняя имеющиеся в ней лакуны; коллекция насчитывает более 1 тыс. музейных предметов. Среди поступлений в музейное собрание есть дары жителей Самары и области — сапожки св. Иоанна Кронштадтского, кисти безрукого и безногого иконописца Григория Журавлёва, деревянная скульптура XIX века «Страстной Христос»17.

Примером активной и успешной работы по комплектованию музейного собрания является деятельность Музея-древлехранилища Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

15 См.: Радченко О. И. Указ соч. С. 48

16 Деева, Е. В. Источники и способы комплектования фондов УСЕЦИМ // Музей как хранитель исторической памяти: Сб. материалов научной конференции, посвящённой 25-летию Самарского епархиального церковно-исторического музея. - Самара: "Научно-технический центр", 2022. С. 126

17 Деева, Е. В. Указ соч. С. 127-128

в Санкт-Петербурге; в 2018 г. музей стал членом Союза музеев России. Его историческим предшественником является Древлехранилище Лавры, открытое для публики в 1910 г. и представлявшее более 1 500 предметов, в числе которых были как церковные древности, так и мемориальные вещи основателя монастыря Петра I, дары других представителей царствующей династии. В 1922 г., в разгар кампании по изъятию церковных ценностей, музей был закрыт, принадлежавшие монастырю ценности были конфискованы «в пользу голодающих», а часть экспонатов передана в Русский музей: иконы, облачения и другие предме-ты18. Современное Древохранилище Александро-Невской Лавры было воссоздано после 90-летнего перерыва в декабре 2013 г. к 300-летнему юбилею монастыря. Открытие экспозиции в 2017 г. предваряла долгая и кропотливая работа по поиску и изучению предметов.

Коллекции музея включают предметы, переданные в Лавру в конце XX — начале XXI вв. Большинство из них поступили в качестве дара монастырю или музею от священнослужителей, прихожан, деятелей искусства, коллекционеров, а также от организаций. Например, в Алек-сандро-Невскую лавру была передана икона св. Иоанна Воина, спасённая из огня, устроенного возле Свято-Духовской церкви во время антирелигиозной кампании. Икону, ставшую семейной реликвией, передала внучка женщины, спасшей образ. Эта икона — один из немногих обретённых экспонатов из дореволюционной Алексан-дро-Невской лавры19.

Иногда церковные музеи пополняют коллекции путём передачи музейных предметов из собраний государственных музеев. И такая форма комплектования порой вызывает конфликтные ситуации. Проблема взаимодействия церковных структур и государственных музеев, в собраниях которых находятся произведения церковного искусства, возникла в 1990-е гг. и приобрела особую остроту там, где на одной территории существовали государственный музей и монастырь. В ряде случаев, например, в противостоянии Троице-

18 Музей Александро-Невской лавры: сайт. URL: http:// lavramuseum.tilda.ws/history (дата обращения: 12.09.2024).

19 Музей-древлехранилище Александро-Невской лавры // Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: сайт. URL: https://lavra.spb.ru/museum-ancient-storage/?ysclid=m3p qb 0p9k8932799941 (дата обращения: 12.09.2024)

Сергиевой лавры и Сергиево-Посадского музея, обе стороны смогли найти взаимоприемлемые компромиссные варианты решения проблемы. В других случаях, например, в отношении событий вокруг Ипатьевского монастыря в Костроме и Рязанского кремля, в конфликт были вовлечены средства массовой информации, общественность и даже судебные органы20.

Ипатьевский монастырь, история которого тесно связана с историей династии Романовых, занимал привилегированное положение в дореволюционной России; каждый представитель царствующего дома считал своим долгом посетитель обитель и сделать щедрый вклад. В 1919 г. монастырь был упразднён, его материальные ценности национализированы, большая часть их вывезена в Москву, а остатки переданы на хранение в Костромской краеведческий музей. В монастырских помещениях устроили общежития, которые со временем расселили, и в 1958 г. в Ипатьевском монастыре был создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

2 сентября 2004 г. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом подписало распоряжение № 297-р о передаче зданий и строений Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря в безвозмездное пользование Костромской епархии Русской православной церкви21. Музей выселили из стен Ипатьевского монастыря, а его коллекции были срочно перевезены в здание Музея изобразительных искусств и другие помеще-ния22. При этом коллекции древнерусского искусства музей-заповедник оставил в Ипатьевском монастыре в соответствии с приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии № 480 от 03.08.2005 г.: «Передать из государственного учреждения культуры «Костромской

20 Костомарова, Э. Л. Взаимодействие монастырей и государственных музеев в России на рубеже XX-XXI столетий // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 1. С. 116-118

21 См.: Кодексы Онлайн. URL: https://gkrfkod.ru/zakonoda-telstvo/rasporjazhenie-rosimushchestva-ot-02092004-n-297-r/ (дата обращения: 15.09.2024)

22 Костромской государственный историко-архитектур-

ный и художественный музей-заповедник: сайт. URL:

https://kosmuseum.ru/about/collections/ (дата обращения: 15.09.2024).

объединённый историко-архитектурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь» в безвозмездное пользование православной религиозной организации «Церковный историко-археологи-ческий музей» Костромской епархии Русской Православной Церкви на период её существования 2 677 (две тысячи шестьсот семьдесят семь) музейных предметов»23. Так на базе коллекций музея-заповедника Костромская епархия создала Церковный историко-археологический музей (ЦИАМ).

Весной 2006 г. Рязанская епархия приняла решение о воссоздании епархиального древлехранилища в Архиерейском доме, где музей размещался в дореволюционное время. 11 октября 2006 г. некоммерческое учреждение культуры «Церковный историко-археологический музей Рязанской епархии» было зарегистрировано в качестве юридического лица. Работая с фондовой документацией Рязанского историко-архитек-турного музея-заповедника (РИАМЗ), представители епархии выявили 1 339 единиц хранения церковных предметов, изъятых в послереволюционные годы из рязанских храмов и монастырей; в список предметов, подлежащих первоочередной передаче Рязанской епархии вошли 66 древнерусских икон, в том числе домонгольская «Одигитрия» и несколько икон XIII-XIV вв. 9 июня 2011 г. приказом № 721 Министерства культуры РФ из фондов РИАМЗ было передано «во временное безвозмездное пользование централизованной религиозной организации Рязанской Епархии Русской Православной Церкви для музейного хранения и экспонирования в Церковном историко-археологическом музее Рязанской епархии Русской Православной Церкви» 66 предметов24.

К тому времени уже вступил в силу Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной

23 Министерство культуры Российской Федерации: сайт. URL: https://culture.gov.ru/documents/o_peredache_muzey-nykh_predmetov_361524/ (дата обращения: 12.09.2024).

24 Министерство культуры Российской Федерации: сайт. URL: https://culture.gov.ru/documents/o_peredache_muzey-nykh_predmetov_362288/ (дата обращения: 15.09.2024)

собственности»25. Принятый вопреки протестам общественности и музейных специалистов, он создал юридическую основу для последующих притязаний РПЦ на хранящееся в государственных музеях имущество религиозного назначения. Например, Владимирская митрополия стала претендовать на 12 объектов религиозного назначения, закреплённых за Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, включая Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор. В результате работы согласительной комиссии 10 объектов остались в оперативном управлении музея-заповедника, поскольку входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и требуют профессионального содержания26.

В начале 2019 г. в средствах массовой информации появились сообщения о том, что патриарх Кирилл обратился в Росимущество с просьбой передать в собственность Русской православной церкви все здания и постройки архитектурного ансамбля бывшего Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Эту информацию музейные специалисты и общественность не без оснований восприняли как угрозу дальнейшей деятельности ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва». Президиум Союза музеев России, предложил, как это уже было в случаях с Владимиро-Суздаль-ским и Кирилло-Белозерским музеями-заповедниками, рассмотреть данный вопрос на заседании Комиссии Союза по сотрудничеству музеев с религиозными организациями. При этом Президиум Союза музеев России в очередной раз отметил, что «постоянное возникновение подобных проблем, угрожающее самому существованию ряда музеев, означает, что Федеральный закон № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» требует существенных доработок в плане гарантии сохранения культурных ценностей и музеев. Союз музеев готов совместно с Ми-

нистерством культуры разработать предложения

27

по возможным поправкам»27.

Итак, церковные музеи стали заметным явлением культурной жизни России, а формирование их собраний, в частности, система отбора предметов музейного значения, формы, направления и источники комплектования фондов во многом совпадают с государственными музеями и другими группами негосударственных музеев, но при этом имеют свою специфику, обусловленную конфессиональной составляющей музейной деятельности. Сеть церковных музеев имеет тенденцию к дальнейшему росту. 27 июня 2008 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви на пленарном заседании принял определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». В нём, в частности, «сочтено полезным создание при епархиальных управлениях, духовных школах, монастырях и приходах древнехранилищ (церковных музеев) для сохранения духовного, исторического и культурного наследия православной традиции, запечатлённой в материальных памятниках прошлого». Таким образом, сеть церковных музеев получила импульс для дальнейшего расширения и основу для выстраивания музейной деятельности с учетом специфики церковного музея, в том числе и в области комплектования фондов.

Список литературы

1. Деева, Е.В. Источники и способы комплектования фондов УСЕЦИМ / Е.В. Деева // Музей как хранитель исторической памяти: Сб. материалов научной конференции, посвящённой 25-летию Самарского епархиального церковно-истори-ческого музея. — Самара: "Научно-технический центр", 2022. С. 123-128. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_48749676_29751717.pdf

2. Кирьянова, О.Г. Музейные учреждения Русской Православной Церкви в XX — начале XXI вв. / О.Г. Кирьянова // Культурологический журнал. —

25 Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/51244 (дата обращения: 12.09.2024

26 Ганцева П. Владимиро-Суздальский музей-заповедник отдал РПЦ только два памятника // Владимир-

ские ведомости. 28 марта 2019 г. URL: https://vedom. ru/news/2019/03/28/34365-vladimiro-suzdalskij-muzej-zapovednik-otdal-rpc-tolko?ysclid=m3rkb6y1pn660160186 (дата обращения: 12.09.2024).

27 Заявление Союза музеев России о возможной передаче Спасо-Андроникова монастыря Русской Православной Церкви // Союз музеев России: сайт. URL: https:// www.souzmuseum.ru/index.php?option=com_content&vi ew=article&id=22237:zayavlenie-soyuza-muzeev-rossii-o-vozmozhnoj-peredache-spaso-andronikova-monastyrya-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi&catid=10596&Itemid=185 (дата обращения: 12.09.2024)

2020. — № 1(39). — С. 1-17. — БМ 10.34685/ HI.2020.87.46.002.

3. Кирьянова, О.Г. Церковные музеи Центральной России / О.Г. Кирьянова — М.: Институт Наследия, 2022. — 198 с. — БМ 10.34685/ HI.2022.15.77.001.

4. Костомарова, Э.Л. Взаимодействие монастырей и государственных музеев в России на рубеже XX-XXI столетий / Э.Л. Костомарова // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2013. — № 1. — С. 116-122.

5. Лабутин, А.В. История создания Самарского епархиального церковно-исторического музея / А.В. Лабутин // Музей как хранитель исто-

рической памяти : Сб. материалов научной конференции, посвящённой 25-летию Самарского епархиального церковно-исторического музея. Самара: ООО "Научно-технический центр", 2022.-С. 16-21. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_48749606_83289468.pdf

6. Радченко, О.И. Социальная функция, цели и задачи епархиального музея / О.И. Радченко // Музей как хранитель исторической памяти : Сб. материалов научной конференции, посвящённой 25-летию Самарского епархиального церко-вно-исторического музея. Самара: ООО "На-учнотехнический центр", 2022. — С. 45-52.URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48749662_ 15992715.pdf

MUSEUMS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH: PRINCIPLES AND FORMS OF COMPOSITION OF THE COLLECTIONS

Yureneva Tamara Yuryevna,

DSc in History,

Chief Researcher - Head of the Museum Policy Center, Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage, Bersenevskaya emb., 18-20-22, bld. 3, 119072 Moscow, Russian Federation,

[email protected]

Abstract

The article analyzes the main directions, approaches and principles of forming collections of museums of the Russian Orthodox Church as confessional museums that appeared in the cultural space of Russia in the post-Soviet period. The sources and forms of acquisition of funds, conceptual foundations of selection of materials are considered.

Keywords

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Church museum, non-governmental museum, museum of the Russian Orthodox Church, museum-type institution, acquisition of museum funds.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.