УДК 069.1
DOI: 10.62669/30342139.2024.4.50
В.А. Салимое
МУЗЕИ БУДУЩЕГО: КАКИМИ ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ
В статье мы предлагаем рассмотреть, каким должен быть музей будущего, учитывая современное развитие интерактивных и мультимедийных технологий. Современный музей представляет собой не просто место для отдыха и досуга. Благодаря развитию технологий, он становится центром образовательной деятельности, где каждый посетитель может получить новые знания и впечатления. В музее появляется все больше объектов, к которым можно прикоснуться и изучить с каждой стороны. Такие мультимедийные экспонаты вовлекают посетителей в процесс изучения и исследования, превращая их из пассивных наблюдателей в активных участников. Человек может стать частью действующей экспозиции и ощутить себя путешественником во времени или на другой конец планеты, погрузиться глубже в исторические события, узнать больше об экспонате, его истории или его создателе. Сам предмет экспонирования при этом остается в целости и сохранности. Интерактив помогает лучше понять некоторые экспозиции. Вместо того чтобы открывать энциклопедию для получения дополнительной информации, человек взаимодействует с мультимедийной панелью и видит, как проходило переселение народов или как менялись материки. Кроме того, с каждым годом растет количество представителей молодого поколения, которые с самого рождения взаимодействуют с цифровыми технологиями и воспринимают информацию не с бумажных носителей, а с электронных устройств, таких как планшеты и смартфоны. Возможность получить информацию или новый опыт через более привычный цифровой формат добавляет посетителям удобства при визите в музей, а потому делает его для них более привлекательным. По всем этим вопросам ведутся активные дискуссии. Мы же попытаемся более подробно рассмотреть и ответить на вопрос о том, как интерактивные музеи становятся будущим культурного образования и как они обогащают культурный опыт посетителей.
Ключевые слова: музей, досуг, образование, интерактивные технологии, мультимедиа.
XXI век несомненно войдет в историю как век современных технологий и гения человеческой мысли. Почти первую четверть века мы могли наблюдать как в геометрической прогрессии в нашу жизнь вошли цифровые технологии, коренным образом поменявшие наш уклад. Новые веяния технической революции не обошли стороной и культурно-досуговую жизнь общества, которая представлена музейной деятельностью.
В настоящее время музеи медленно, но верно перестают быть местом, где просто собраны сотни и тысячи разных экспонатов и посещение которого
сводится к молчаливому и задумчивому переходу от одного объекта к другому из зала в зал.
Музеи сейчас трансформируются в пространства, где интеллектуальный досуг сочетает в себе элементы развлекательного контента, где искусство, история и культура оживают, оставаясь вечными в памяти посетителей [Барышева 2023]. Цифровая среда проникает в сферу культуры и превращает выставки и музеи в увлекательное и яркое пространство, с которым посетители могут взаимодействовать. Взаимодействие происходит через прикосновения, когда человек может потрогать
объект интереса, а также через слух, может заглянуть внутрь, погрузиться в историю, чтобы получить более многогранный и эмоциональный опыт.
Данные эффекты складываются путем правильного привития современных технологий, когда музейные учреждения стремятся сделать свои экспозиции более интерактивными и привлекательными.
Так, зарубежные музеи уже давно радуют посетителей своими новшествами. К Олимпийским играм 2016 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) открылось здание Музея завтрашнего дня, где с помощью передовых научных 3D-технологий и мультимедиа посетителям в достаточно простой и доступной форме рассказывают о будущем космоса, Земле и антропоцене. Национальный музей передовой науки и технологий, также известный как просто Мирайкан (Япония), который расположен в Токио - центр, где можно собственными глазами увидеть новейшие разработки в сфере искусственного интеллекта (далее - ИИ), робототехники и другие новинки цифровой среды. Многие экспонаты специально сделаны так, чтобы не дать детям скучать, - на них можно не только смотреть, но и нажимать на них, крутить и двигать. Особенность музея в том, что по первоначальной задумке он создавался как детский образовательный центр. Соответственно, каждый ребенок не теряет интерес и остается вовлеченным в процесс [Лавровская 2017].
В музее науки в Тренто (Италия) посетители могут увидеть строение ДНК, открыть для себя новые секреты генома человека, а также узнать о других насущных проблемах человеческого общества. Однако это еще не все - специалисты придумали технологии, которые позволяют пережить настоящие эмоции. Например, гости музея могут представить себя лыжниками или сноуборди-стами, которые несутся с вершины горы по снежной долине. В умном спортзале посетители знакомятся с законами физики и механики с помощью интерактивных устройств.
Шведский Музей Средиземноморья в Стокгольме использует 3D-технологии для «оживления» мумий Древнего Египта, которые были подвергнуты томографическому сканированию и отображены на специальном интерактивном столе. Детализованная цифровая модель позволяет посетителям послойно изучать содержимое саркофага и анатомию мумии.
Музей истории польских евреев в Варшаве (Польша) использует цифровые технологии ради эффекта полного погружения в быт, обычаи и традиции еврейского народа. Аудио и видеоряд позволяет гостям учреждения оказаться в синагоге, школе или таверне, изучить панораму города и улицы польской столицы прошлого века из окна виртуального трамвая или автобуса, услышать речь и национальную музыку восточноевропейских евреев [Лавровская 2017].
Перечислять можно сколько угодно. В России же передовые интерактивные средства только входят в оборот. В середине 2010-х гг. ряд российских ученых дискутировали на тему деятельности музеев и какими должны стать музейные учреждения через 10-15 лет [Каким будет...]. Главный вопрос - как справиться с огромным технологическим и цифровым потоком информации, поступающей в музейные учреждения. С развитием цифровой среды культура и искусство претерпевают новую эволюцию, и музейные учреждения становятся более доступными и мультимедийными. В современном рыночном мире музей немного напоминает банк, поглощающий из внешнего мира ресурсы и перерабатывающий их в продукт, который можно использовать для порождения образов и смыслов в культуре.
Таким образом, музейная революция, которая связана с интерактивными выставками, открывает новую эпоху в мире музейного искусства. Она превращает музеи в места, где можно не только наблюдать искусство, но и активно взаимодействовать с ним, вносить свой вклад и наслаждаться уникальным опытом [Высокие технологии.].
Поэтому в современном мире музеи сталкиваются с вызовом привлечь новую аудиторию и сохранить интерес посетителей. Технологии мультимедиа играют важнейшую роль в этом процессе, превращая неподвижные экспозиции в захватывающие путешествия в историю искусства [Царев 2024]. В настоящий момент увлечь посетителей музейных учреждений можно следующими новшествами, которыми должен обладать современный музей.
Во-первых, интерактивные выставки. Современные музеи активно используют интерактивные выставки, чтобы погрузить посетителей в увлекательные миры истории и искусства. Сюда могут входить различные установки мультимедиа, виртуальная реальность, видео- и аудиогиды и множество
других технологических решений, позволяющих иметь непосредственный контакт человека и экспоната. Во-вторых, образовательные программы. Мультимедийные музеи стремятся стать платформами образования. Они предоставляют посетителям возможность не только рассматривать произведения искусства, но и узнавать об их истории, контексте и технике создания. Это делает культурный опыт более глубоким и информативным. В-третьих, участие посетителей. Интерактивные музеи стимулируют активное участие посетителей. Они предлагают возможности для творчества и самовыражения, что помогает людям лучше понять искусство и увидеть собственное место в культурной истории. В-четвертых, интерактивные экспонаты. Многие музеи создают мультимедийные экспонаты, которые рассказывают увлекательные истории или предоставляют информацию о предметах. Сюда можно отнести проекции, анимации, сенсорные экраны и многое др. В-пятых, виртуальные туры. В эпоху цифровых технологий интерактивные музеи также предоставляют виртуальные туры, которые позволяют посетителям исследовать коллекции и выставки в Интернете. Это удобно для тех, кто не может посетить музей лично, но стремится расширить доступность культурного опыта [Интерактивные музеи...].
Так, в Казанском федеральном университете (КФУ) существует виртуальный археологический музей «Тамга». Технологии, присутствующие там, предоставляют возможность пользователям погрузиться в изучение истории и археологии с эффектом присутствия. В большинстве виртуальных музеев виртуальные туры проводятся по существующим залам и коллекциям. В «Тамга» виртуальные прогулки осуществляются по экспозициям, которых не существует в реальности [Виртуальный археологический музей].
Важный аспект для научно-экспертного сообщества: в каталоге есть возможность не только получить краткое описание для туристов, а также перейти на страницы с точными историческими справками, составленными практикующими экспертами.
Создаваемая веб-платформа является универсальной. К ней могут быть подключены аналогичные виртуальные музеи и реально существующие музеи: федеральные, региональные, этнографические. Это может стать основой для масштабирова-
ния проекта [Виртуальный археологический музей].
В-шестых, социальное взаимодействие. Интерактивные музеи активно используют социальные медиа и мобильные приложения для взаимодействия с посетителями. Люди могут делиться своими впечатлениями, фотографиями и знаниями, что создает сообщество и распространяет культурный опыт. И, наконец, в-седьмых, музеи будущего. Музеи будущего будут продолжать интегрировать новейшие технологии и создавать еще более увлекательные и интерактивные культурные пространства. Они будут фокусироваться на персональных историях и опыте посетителей, делая каждый визит уникальным и значимым [Интерактивные музеи.].
В отечественных музеях сегодня наиболее востребованы мультимедийные дисплеи и столы, которые позволяют людям самим без чьей-либо помощи выбирать интересующую их тему для прослушивания или просмотра. А также информационные киоски - сенсорный дисплей с компьютером максимально быстро выдает необходимую справочную информацию о музее и его коллекции.
Так, музей истории Екатеринбурга предлагает своим гостям полистать интерактивную книгу, на страницах которой буквально оживает история города.
Сразу в нескольких музеях России - в Краеведческом музее в Тольятти, Музее занимательных наук «Мёбиус» в Самаре, региональном музее Северного Приладожья, Музее природы и человека в Ханты-Мансийске - особенной популярностью среди подростков пользуется интерактивная инсталляция «Песочница», которая при помощи песка и проекционных технологий позволяет наглядно показать формирование гор и водоемов на планете [Высокие технологии.].
В настоящее время мультимедийные музеи становятся мостом между историей, искусством и технологией. Они превращают культурный опыт в интерактивное путешествие, которое позволяет каждому посетителю стать частью истории. В будущем эти музеи будут продолжать обогащать наш культурный опыт, вдохновляя, образовывая и участвуя в формировании нашего понимания мира.
Интерактивные экраны позволяют посетителям взаимодействовать с произведениями искусства, обогащая их визуальный опыт. Теперь каждый посетитель может углубиться в сюжет картин или
скульптур, исследовать детали и узнать дополнительную информацию [Царев 2024].
Продолжать приводить примеры и перечислять достоинства современных цифровых технологий в музейной деятельности можно до бесконечности. Однако не стоит и забывать и об основных проблемах, с которыми приходится сталкиваться музейным учреждениям, когда они хотят реализовать у себя данные проекты. Во-первых, это ограниченный бюджет и ресурсы. Внедрение передовых цифровых технологий в музейную деятельность, обслуживание таких экспонатов требуют огромного количества инвестиций. Многие музеи не могут себе позволить такую роскошь, что приводит к задержке развития данного направления в музейной сфере. Во-вторых, технические сложности и обслуживание. Большинство музеев не имеют достаточной квалификации и опыта в данной области, что приводит к проблемам с настройкой и ремонтом оборудования; мультимедийные экспонаты постоянно нуждаются в поддержке и обновлении. В-третьих, неопре-
деленность воздействия на посетителей. Не все посетители оценивают и используют интерактивные экспонаты с равным энтузиазмом, и оценка эффективности их воздействия на образовательные цели может быть сложной задачей. Нужно более глубокое изучение педагогического эффекта от мультимедийных экспонатов на посетителей [Интерактивные экспонаты.].
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод: в современном мире роль музея стремительно меняется, ему необходимо идти в ногу со временем, если он хочет сохраниться не только как институт культуры, но и образования. Музейные интерактивы только-только наращивают популярность, и за счет этого экспозиция с применением мультимедиа является конкурентным преимуществом. Поэтому в настоящий момент интерактивные музеи становятся не только будущим культурного образования, но и обогащают культурный опыт посетителей, превращая статичные экспозиции в захватывающие путешествия в историю искусства.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Барышева 2024 - Барышева С. Тренды музейных решений 2024 [Электронный ресурс]. URL: https:// vinchi-interactive.ru/journal/trendyi-muzejnyix-texnologij-2023/?ysclid=lri71z1weo565079515 (дата обращения: 23.01.2024).
Виртуальный археологический музей - Виртуальный археологический музей [Электронный ресурс]. URL: https://pt.2035.university/project/virtualnyj-arheologiceskij-muzej (дата обращения: 23.01.2024).
Высокие технологии - Высокие технологии в современных музеях [Электронный ресурс]. URL: https:// www.culture.ru/materials/50729/vysokie-tekhnologii-v-sovremennykh-muzeyakh?ysclid =lri931zkjo693901772 (дата обращения: 23.01.2024).
Интерактивные музеи - Интерактивные музеи будущего: обогащение культурного опыта [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-201406556_401746?ysclid=lryumeq 92t446480347 (дата обращения: 23.01.2024).
Интерактивные экспонаты - Интерактивные экспонаты для музеев [Электронный ресурс]. URL: https://it-vacancies.ru/blog/interaktivnye-eksponaty-dlia-muzeev/?ysclid=lv9vsxatow976776007 (дата обращения: 20.04.2024).
Каким будет - Каким будет музей будущего? [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.org/video/29812 (дата обращения: 23.01.2024).
Лавровская 2017 - Лавровская М. 7 музеев будущего по всему миру от Рио-де-Жанейро до Сингапура. [Электронный ресурс]. URL: https://www.buro247.ru/culture/arts/29-oct-2017-7-futuristic-museums-around-the-world.html (дата обращения: 23.01.2024).
Царев 2024 - Царев С. Музеи будущего: интерактив и технологии в службе искусства [Электронный ресурс]. URL: https://funadvert.ru/obzor-razvlecheniy/muzei-buduschego-interaktiv-i-tehnologii-v-sluzhbe-iskusstva/ (дата обращения: 23.01.2024).
REFERENCES
Barysheva S. Trendy muzeinykh reshenii 2024 [Trends in museum solutions 2024]. URL: https://vinchi-interactive. ru/journal/trendyi-muzejnyih-tehnologij-2023/?ysclid=lri71z1shheo565079515 (date of request: 23.01.2024). (in Russian)
Virtual'nyi arkheologicheskii muzei [Virtual Archaeological Museum]. URL: https://pt.2035.university/project/ virtualnyj-arheologiceskij-muzej (date of request: 23.01.2024). (in Russian)
Vysokie tekhnologii v sovremennykh muzeyakh [High technology in modern museums]. URL: https://shhshhshh. culture.ru/materials/50729/vysokie-tekhnologii-v-sovremennykh-muzejakh?ysclid=lri931zkjo693901772 (date of request: 23.01.2024). (in Russian)
Interaktivnye muzei budushchego: obogashchenie kul'turnogo opyta [Interactive museums of the future: enriching cultural experiences]. URL: https://vk.com/shhall-201406556_401746?ysclid=lrjumeja92t446480347 (date of request: 23.01.2024). (in Russian)
Interaktivnye eksponaty dlya muzeev [Interactive exhibits for museums]. URL: https://it-vacancies.ru/blog/ interaktivnye-eksponaty-dlia-muzeev/?ysclid=lv9vshatoshh976776007 (date of request: 20.04.2024). (in Russian)
Kakim budet muzei budushchego? [What will the museum of the future be like?]. URL: https://postnauka.org/ video/29812 (date of request: 23.01.2024). (in Russian)
Lavrovskaya M. 7 muzeev budushchego po vsemu miru ot Rio-de-Zhaneiro do Singapura [7 museums of the future around the world from Rio de Janeiro to Singapore]. URL: https://shhshhshh.buro247.ru/culture/arts/29-oct-2017-7-futuristic-museums-around-the-shhorld.html (date of request: 23.01.2024). (in Russian)
Tsarev S. Muzei budushchego: interaktiv i tekhnologii v sluzhbe iskusstva [Museums of the future: interactivity and technology in the service of art]. URL: https://funadvert.ru/obzor-razvlecheniy/muzei-buduschego-interaktiv-i-tehnologii-v-sluzhbe-iskusstva/ (date of request: 23.01.2024). (in Russian)
V. A. Salimov
MUSEUMS OF THE FUTURE: WHAT THEY SHOULD BE
In the article we propose to speculate on what the museum of the future should look and be like, taking into account the modern development of interactive and multimedia technologies. It is no secret that a modern museum today is no longer just a place where visitors spend their free time. Thanks to the development of technology, museums are becoming a platform for exciting leisure time for both adults and children. Therefore, the mission of the museum is changing today. It is now not only a place for leisure, but also a center of educational activities. More and more objects appear in them that can finally be turned and touched. Multimedia exhibits transform the museum guest from a spectator into a participant and researcher. A person can become part of the current exhibition and feel like a time traveler or on the other side of the planet, dive deeper into historical events, learn more about the exhibit, its history or its creator. The exhibit itself remains safe and sound. Interactive helps to better understand some of the exhibitions. Instead of opening an encyclopedia for additional information, a person interacts with a conditional multimedia panel and sees how the migration of peoples took place or how the continents changed. In addition, the number of people of the new, younger generation, who are accustomed to digital technologies and who interact with them almost from the moment of birth, is increasing year by year. People for whom it has become a reality to perceive information not from paper, but from electronic media: a tablet or smartphone. The ability to obtain information or new experiences through a more familiar digital format adds to the convenience of such visitors when visiting a museum. And, therefore, makes the museum more attractive to them. There are active discussions on all these issues. We will try to consider in more detail and answer the question of how interactive museums become the future of cultural education and how they enrich the cultural experience of visitors.
Keywords: museum, leisure, education, interactive
Салимов Вадим Алексеевич, ассистент,
Уфимский университет науки и технологий (Уфа, Россия) [email protected]
technologies, multimedia.
Salimov Vadim Alekseevich,
Assistant,
Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia)
Статья поступила в редакцию 08.07.2024 Received 08.07.2024