УДК 069(1-21)
М. М. Осипова
Музеефикация в городе: от объектов к пространству
Рассматривается распространение процесса музеефикации от отдельных объектов к городскому пространству. Обоснованы принятые автором определения музеефикации и пространства. Приведены примеры нескольких типов музеефикации в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова: музеефикация, город, городское пространство
Maria M. Osipova
Museumification in the city: from objects to space
The process of museumification expansion from separate objects to city space is described. Definitions of museumification and space used by author are proved. Examples of several museumification's types are adduced.
Keywords: museumification, city, city space
Сохранять наследие города и выявлять значимость его культуры в повседневной жизни, способствовать развитию городской среды и новому строительству, бережно относясь к памятникам и объектам, охраняемым ЮНЕСКО - решение этих и подобных задач вызывает немало дискуссионных вопросов, когда говорят об охране и современной жизни исторических городов. Эти проблемы обсуждаются городскими властями, архитекторами, иными специалистами и рядовыми горожанами, которые ощущают свою сопричастность к той среде, в которой они живут. Поскольку каждая страна характеризуется своими особенностями, а каждый город - лишь ему присущими чертами, разрешение этих вопросов также требует индивидуального подхода. В связи с этим рассмотрение одного из возможных путей решения этой проблемы в Петербурге, где до сих пор не существует детально проработанной программы охраны объекта всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», представляется актуальным. Важность роли музейных сотрудников в этой области подчеркивает А. А. Никонова: «Музейные специалисты должны активно участвовать в определении основных направлений музеефикации и регенерации исторического наследия города и участвовать в обсуждении архитектурных и художественных проектов»1. На наш взгляд, также стоит уделить особое внимание такому направлению музейной деятельности как музеефикация, которое находит свое применение не только в музейной, но и в естественной среде. Таким образом, задача данной статьи - рассмотреть возможные способы и примеры музеефикации в городской среде.
В книге «Музейное дело в России» приведено следующее определение музеефикации: «направление музейной деятельности и охраны памятников, сущность
140
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
_____________Section II. Memory and monuments as objects of museumification_
которого - преобразование историко-культурных и природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности и включения их в актуальную культуру»2. При этом основным критерием для определения подхода к музеефикации является не вид музея, а тип музеефицируемого объекта3. Чаще всего о музеефикации говорят в контексте реставрации, обращая внимание на технологические способы консервации и возможности реконструкции памятников. В данной статье нас будут больше интересовать вопросы, связанные с актуализацией сохраняемых объектов, поскольку, на наш взгляд, именно они могут сыграть особую роль в музеефикации городского пространства.
Развитие средовых музеев, становление новой музеологии и представлений о нематериальном культурном наследии и культурных ландшафтах активно способствовали выявлению в ходе музеефикации связей между объектом и окружающей средой. Эту тенденцию отмечает Н. А. Никитина в своей диссертации «Музеефикация литературно-мемориальных усадебных комплексов»4. Она уделяет особое внимание сочетанию временного и пространственного компонентов при музеефикации Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». Автор выделяет такие компоненты музейной структуры как Время, Пространство и Действие. Благодаря этому становится возможным музеефицировать не только отдельные памятники, но и придавать особое значение музейной среде вокруг них, выявлять ее мемориальное значение через осмысление материальных объектов и интерпретацию нематериального культурного наследия. Таким образом, можно говорить не только о музеефикации отдельных памятников, но и более широко - воспринимаемой человеком части действительности, определенного пространства. По мнению Н. А. Никитиной, проблема его освоения становится наиболее острой при музеефикации пространства / времени5.
Подобные вопросы возникают не только в литературных музеях-заповедниках, но и в археологических парках. Как подчеркивают А. В. Михайлов и Е. А. Яковлева, в них главной особенностью музеефикации является «комплексное восприятие и сохранение природного ландшафта и органически вписанных в него культурных элементов»6. При этом происходит повторная аккультурация всех представляемых объектов: они включаются в современную культуру. В то же время в археологическом парке важно продемонстрировать не только сохранившиеся памятники, но и процесс, результат их исследования. Таким образом музеефицируется не только прошлое, но и настоящее: объектом показа становятся и научные работы, производящиеся в данный момент. Благодаря этому музей может органично развиваться, ведь в нем показ современности становится не менее значим, чем демонстрация свидетельств прошлого. Специалисты в области охраны памятников не случайно делают акцент на том, что одна из основных задач музеефикации в таких музеях -«адаптация и передача обширной научной информации посетителям разных уров-
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
141
______________Раздел II. Память и памятники как объекты музеефикации____
ней подготовленности»7. Поэтому в подобных музеях чаще всего используют «маркирующую» и «информационно-интерпретирующую» музеефикацию. Она позволяет не только сохранять памятник, но и выявляет его значение для посетителей.
Можно предположить, что музеефикация пространства возможна лишь в условиях музеев, территория которых является охраняемой, и не может быть реализована в условиях динамично развивающейся городской среды. Жизнь в городе не может быть столь же строго нормирована, сколь это принято в музеях-заповедниках. Однако прошлое города не является объектом музейного показала только в рамках музейной экспозиции. Сам город во всей своей целостности - свидетель всех событий, происходивших в нем. Это и порождает необходимость музеефикации не только отдельных объектов, но и связей между ними: материальных (пространственных) и нематериальных. Рассмотрим для начала примеры музеефикации отдельных объектов в пространстве Петербурга.
Перед южным фасадом Меншиковского дворца мы можем увидеть приямок с облицованными гранитом стенами и дном, вымощенным булыжником, который был создан в 1975-1977 гг.8 Благодаря нему удалось восстановить первоначальные пропорции дворца. Культурный слой XVIII в. был также исследован и раскрыт в результате археологических раскопок 2000-2002 гг. у здания Двенадцати коллегий. Теперь перед фасадом «Аудиенц-каморы», ближайшей к Университетской набережной, мы видим каменное крыльцо у центрального ризалита и почти полностью сохранившуюся булыжную мостовую второй четверти XVIII столетия9. Раскрытие культурного слоя позволяет нагляднее представить то, как рос и изменялся город. С подобными же целями в 2002-2003 гг. были восстановлены Воскресенский канал и Тройной мост у здания Михайловского замка10 и показан Гаванец у Летнего дворца (2011-2012 гг.)11. В Петропавловской крепости в 2007-2008 гг. также воссоздан фрагмент канала12, прорытого в 1703 г. для подачи воды и доставки материалов13. У Петровской куртины показана лишь его небольшая часть, а дальше, по направлению к Великокняжеской усыпальнице, создана вытянутая клумба, где каждое лето растут синие цветы. Отметим, что такой пример макетирования не только очень интересен, но и довольно прост, не требует значительных вложений. Еще один пример музеефикации, располагающийся в прямом смысле слова под ногами смотрящего - воссоздание облика набережной реки Мойки перед зданием Всероссийского музея А. С. Пушкина (1999 г.)14. По замыслу реставраторов, эта часть города была воссоздана на время жизни великого поэта. Непривычная кладка плит на берегу и булыжники во дворе обращают на себя внимание посетителей музея. Подобная идея была воплощена в жизнь и в Александровском саду, у границы которого напротив Гороховой улицы был сохранен фрагмент улицы начала XX столетия. В том месте, где в 1907 г. начал свое движение петербургский трамвай, к его юбилею оставили части рельсов и исторической булыжной мостовой, а также установили памятный знак15. Интересно, что этот пример музеефикации фрагмента городской
142
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Section II. Memory and monuments as objects of museumification
среды, один из самых ранних среди названных, демонстрирует не только сохранение какого-то объекта, но и рассказ о нем. К сожалению, в других случаях информация о музеефицируемом объекте не приводится. На наш взгляд, это можно было бы легко исправить, установив информационные таблички с поясняющим текстом о памятнике и QR-кодом для владельцев соответствующей техники.
Воплощение подобной идеи мы встречаем в Амстердаме, где существуют специальные тематические приложения для интернет-пользователей. Первое из них называется «Amsterdam 1850-1940» (на нидерландском языке) и содержит информацию и иллюстрации более трех с половиной тысяч городских зданий, построенных в эпоху расцвета Амстердама, второе - «History2go» (нидерландская и английская версии) - представляет в основном достопримечательности16. Оба приложения позволяют пользователям «оживлять» историю, находясь непосредственно в городском пространстве. Подобные информационные системы помогают выявлять смысловые связи между объектами, наделяют их значением. Так сохраняется не только материальный носитель, но и знание о нем. Благодаря этому жизнь города не останавливается, а его развитие опирается не только на современные тенденции, но и на культурные традиции прошлого. Проявляется воспитательное значение музеефикации.
Если же в городском пространстве визуально выявляют смысловые связи между музеефицируемыми объектами, то появляются «музейные кварталы». Музеолог Л. М. Шляхтина называет подобный тип музеефикации «мягкой»17. Для нее характерны тщательное сохранение и реконструкция на научной основе исторической среды, организация туристических маршрутов и высокая степень сосредоточенности памятников или музеев на выделяемой территории18. В Петербурге уже более пяти лет действует проект «Музейный квартал», который, по замыслу авторов, «призван раскрыть тайны истории, духовно наполнить ряды знакомых домов и улиц, оживить и расцветить судьбы незаурядных людей - жителей города Санкт-Петербурга»19. В проекте участвуют четыре музея, располагающиеся на территории квартала, и студенты кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ, которые проводят для всех желающих тематические игры и экскурсии-беседы. Однако без подобных посредников исследовать квартал самостоятельно можно точно также, как и любой другой в историческом центре. На наш взгляд, информационное и иллюстративное сопровождение способствовало бы более полной музеефикации данного пространства.
Так в чем же состоят особенности музеефикации городского пространства? Представляется, что ответ на этот вопрос стоит искать, исходя из отличительных черт того, что будет музеефицировано. Согласно философскому словарю, пространство - это «то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря органам чувств»20, т. е. то, как мы воспринимаем окружающую среду во всей ее полноте: не только существующее внешнее взаимодействие, но и внутренние
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
143
_______________Раздел II. Память и памятники как объекты музеефикации______
историко-культурные связи, которые привносит человек. Такой точки зрения придерживается М. М. Бахтин: «Целое называется механическим, если отдельные элементы его соединены только в пространстве и времени внешнею связью, а не проникнуты внутренним единством смысла. <...> обретают единство только в личности, которая приобщает их к своему единству»21. Говоря о роли человека в этом процессе, он подчеркивает, сколь для него ценно «умение видеть время, читать время в пространственном целом мира и, с другой стороны, воспринимать наполнение пространства не как неподвижный фон и раз и навсегда готовую данность, а как становящееся целое, как событие; это умение читать приметы хода времени во всем»22. Для того, чтобы овладеть этим необходимо внимательно изучать окружающее пространство: «Творческое прошлое должно раскрываться как необходимое и продуктивное в условиях данной местности, как творческое очеловечивание этой местности, превращающее кусок земного пространства в место исторической жизни людей, в уголок исторического мира»23. Музеефикация пространства призвана облегчить для человека подобное восприятие, ее задача - раскрывать историю, особенности и внутренние связи осваиваемой территории.
Таким образом, музеефикация пространства - наделение пространства особым, музейным значением и его визуальное раскрытие. Эту мысль подчеркивает и специалист в области охраны природы в урбанистической среде П. Гобстер. Он пишет о том, что музеефикация - это процесс, при котором местность и объекты повседневной жизни изменяются таким образом, чтобы люди чувствовали и вели себя с ними так, как будто они находятся в музее. При этом музеефикация может быть естественной или созданной специально. Ее цель связана с сохранением объекта или превращением его в продукт потребления, однако, конечный результат - это изменение отношения людей, их поведения и опыта, который рождается в результате взаимодействия с этим местом или объектом24. Такой процесс способствует привлечению внимания к музеефицируемым объектам или территориям, их развитию. В определенной степени они признаются сакральными25.
Проект, который, на наш взгляд, может музеефицировать часть городского пространства в Петербурге, соответствуя выше названным условиям - «Большой Эрмитаж». Сейчас он находится еще в стадии реализации, однако, уже можно говорить о том, что Дворцовая площадь приобретает для горожан свое особое значение не только благодаря роли главной площади города, но и за счет ее включения в эрмитажный комплекс: сами музейные здания, образующие ее (Зимний дворец и Восточное крыло Главного штаба), подчеркивают это. Кроме того, этот проект подразумевает создание параллельно Неве «Эрмитажной перспективы», которая могла бы проходить между двумя островами: Летним садом и Новой Голландией, включая Дворцовую набережную, и играла бы роль части «культурной оси» города26. Валерий Павлович Лукин, главный архитектор Государственного Эрмитажа, обосновывает возможность реализации этого проекта: «Территория, расположенная
144
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
_____________Section II. Memory and monuments as objects of museumification_____
вдоль этой оси, уже сейчас насыщена современной инфраструктурой. Это школы и техникумы, более 15 вузов, более 20 музеев и музеев-квартир, более 30 ресторанов и кафе, более 10 гостиниц, театры. К тому же, учитывая строительство Морского порта на Васильевском острове, можно предположить, что эта туристическая тропа станет значимым культурным маршрутом протяженностью более 4 км»27. Поэтому, наверное, неслучайно в 2012 г. Студия 44, архитекторы которой тесно сотрудничают с музеем, осуществив реконструкцию и реставрацию здания Главного штаба, предложила проект развития территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна», в котором выделила главную пешеходную артерию длиной в две версты, проходящую по Миллионной и Галерной улицам - «Ось культурной активности Санкт-Петербурга»28. Проект победил в открытом конкурсе, поэтому возможно, что он будет реализован. Как при этом будет музеефицировано городское пространство, покажет время.
Говоря о будущем музееведения как науки, З. Странский выражает надежду, что она «сможет предложить музеям средства для формирования и изменения культурного сознания общества и тем самым дать им возможность активно участвовать в его развитии»29. Это может быть реализовано и благодаря «выходу» музея в город, музеефикации пространства исторического города.
Примечания
1 Никонова А. А. Музеефикация городской среды // Музейный квартал. URL: http: // museum-city. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
2 Музейное дело России / под общ. ред. М. Е. Каулен и др. М.: ВК, 2003. С. 363.
3 Там же. С. 363.
4 Никитина Н. А. Музеефикация литературно-мемориальных усадебных комплексов: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.03. СПб., 2005. URL: http: // dslib. net (дата обращения: 10. 12. 2015).
5 Там же.
6 Лопатин Н. В. Археологический парк как форма сохранения, изучения и популяризации объекта культурного наследия: на примере Труворова городища // Вестн. Псков. гос. ун-та. Сер. Соц.-гуманит. и псих.-пед. науки. Псков, 2013. Вып. 2. С. 18.
7 Там же. С. 19.
8 Меншиковский дворец на Васильевском острове: реставрация памятников
архитектуры первой трети XVIII в. // Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. Л., 1987. URL: http: // mosarchinform. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
9 Сорокин П. Е. Археологические раскопки у здания Двенадцати коллегий в 20002002 гг. // Археологическое наследие Санкт-Петербурга. СПб., 2003. Вып. 1. С. 124-159.
10 Восстановление гидротехнических и фортификационных сооружений, Тройного моста и Воскресенского канала у Михайловского замка. Санкт-Петербург // Строительная компания Профиль: офиц. сайт. URL: http: // skprofil. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее
145
________________Раздел II. Память и памятники как объекты музеефикации_______________
11 Реконструкция и капитальный ремонт с элементами воссоздания ансамбля-памятника «Летний сад» и Домика Петра I на Петровской набережной // Там же.
12 К Дню города в Петропавловской крепости проведены реставрационные работы // Администрация Санкт-Петербурга: офиц. портал. URL: http: // old. gov. spb. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
13 Семенцов С. В. Санкт-Петербург на планах и картах первой половины XVIII в. СПб.: Эклектика, 2004. С. 300.
14 Лысенкова Н. Во славу поэта // Дизайн и строительство. 1999. № 2 (8). URL: http: // d-c. spb. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
15 Благоустройство Адмиралтейского проспекта // Архитектурная мастерская ТРИ: офиц. сайт. 2004. URL: http: // apmtri. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
16 Mientjes A. Is Amsterdam turning into a museum? // Pop-up city: blog. 2008. URL: http: // popupcity. net (дата обращения: 10. 12. 2015).
17 Шляхтина Л. М. Современная музеология: горизонты теоретизирования // Вопр. музеологии. 2013. № 1(7). С. 15.
18 Там же.
19 О проекте // Музейный квартал. URL: http: // museum-city. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
20 Пространство // Академик: сайт. 2000. URL: http: // dic. academic. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
21 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 5.
22 Там же. С. 204.
23 Там же. С. 214-215.
24 Gobster P. H. Urban park restoration and the «museumification» of nature // Nature and Culture. 2007. Vol. 2. P. 100.
25 Mientjes A. Is Amsterdam turning into a museum?: сайт. Amsterdam, 2013. URL: http: // popupcity. net (дата обращения: 10. 12. 2015).
26 Лукин В. П. Музей и город: проект реставрации Главного штаба // Тр. Гос. Эрмитажа. 2010. T. 50: Музеи мира в XXI в.: реконструкция, реставрация, реэкспозиция: материалы междунар. конф. С. 37.
27 Там же.
28 Концепция развития территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна» // Студия 44: офиц. сайт. URL: http: // studio44. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).
29 Шляхтина Л. М. Указ. соч. С. 12.
146
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •