УДК 315.32:297
Альванус Али
Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова
Мусульманский глобализационный проект как альтернатива западному проекту
Современный мир наблюдает за столкновением двух мощных сил: исламского и западного глобализационного проекта. В статье проводится анализ причин развития и прогнозов в отношении этой борьбы. Этот вопрос важен, так как затрагивает жизни миллиардов людей, живущих сейчас на земле, и не потеряет своей актуальности в ближайшем будущем.
Ключевые слова и словосочетания: глобализация, западный проект, исламская революция, нефтедобывающие страны, историческое соперничество, межцивилизационные проблемы.
Глобализация является процессом всемирной экономической, политической и культурной интеграции. Она охватывает все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную и подразумевает сближение и слияние культур разных стран. Мир становится более взаимосвязанным и более взаимозависимым.
В условиях такой интеграции отчетливо прослеживается столкновение различных идей, пытающихся привлечь к себе как можно больше сторонников. До падения биполярной системы на мировом пространстве ярко выражались два противоборствующих глобализационных проекта: западный и коммунистический. Коммунистический глобализационный проект исчерпал себя, однако альтернативой западному стал мусульманский проект. Развитие технологий (спутниковое телевидение, распространение Интернета и электронной почты) упростило и ускорило передачу исламских идей в Европу. Ислам заменил марксизм как идеологию протеста против существующего порядка. Тогда же в Европе появилось заметное число христиан и атеистов, переходящих в ислам.
Оценка западного глобализационного проекта исламскими и неисламскими аналитиками. Западный глобализационный проект ассоциируется по большей части с Соединенными Штатами Америки. Опасение со стороны арабов вызывает стремление Соединенных Штатов к созданию нового мирового экономического порядка, которое выражается в формировании но-
128
вой системы мировой торговли, а также нового международного информационного порядка. Некоторые арабские аналитики усматривают в такой ситуации проявление культурного колониализма с доминированием капитала США на мировом рынке. По мнению теоретиков политического ислама, экономическая интеграция по западному образцу не является справедливой. Как отметил в своем интервью профессор Хасан Ханафи, «... при заключении соглашения ГАТТ ВТО о товарообмене между Египтом и Соединенными Штатами Америка отвергла и вернула партию текстиля, отправленную Египтом, оправдываясь законами рынка, отсутствием спроса на данный товар. Но в то же время может ли Египет, получая автомобили из Америки, отказаться, оправдываясь отсутствием спроса?». По его мнению, Америка просто ищет рынок сбыта для своих товаров [9].
Однако некоторые мусульманские аналитики считают, что западный проект - это путь к развитию. По их мнению, данная интеграция способствует прогрессу, не позволяет народам обособляться в пределах своих границ и отступать в прошлое. Так, в ходе своего выступления, глава Республики Татарстан М. Шаймиев отметил: «В Коране нет запрета на прогресс, и прогресс в знаниях должен привести к всестороннему гармоничному развитию. Нужны прорывные технологии, и исламский мир должен занять свое достойное место в сфере знаний, для этого есть все реальные возможности» [10]. Кроме того, ислам, уверен глава Татарстана, мог бы сыграть огромную роль в обновлении Европы, причем не только в смысле технологии и научных знаний, но и моральных принципов, справедливости.
Духовные аспекты мусульманской глобализации и духовный упадок Запада. Продвижение западного проекта проходит под лозунгами либерализма, свободы. Однако одной из проблем западного проекта является то, что он не имеет единого духовного основания. Современному западному обществу свойственна секуляризация взглядов. Большинство жителей западных, традиционно христианских стран если и принадлежат к какой-либо христианской церкви, то лишь формально. Свое слово сказали теория эволюции Дарвина, идеология Маркса и Энгельса, которые нанесли удар по религии со стороны теории. Сказываются и такие морально негативные факторы, как безнравственное поведение священнослужителей католической, англиканской церквей, поддержка в 40-е годы ХХ столетия католической церковью гитлеровского режима и т.д. Христианские храмы в Европе пустеют. По мнению экспертов, в ближайшие годы Христианская церковь в Германии будет вынуждена «избавиться», как минимум, от половины своих приходов. Причина этого - массовый выход немцев из Церкви, а также финансовые проблемы большинства приходов. По данным Немецкого епископата в период с 1950 по 2000 г. число католиков, участвующих в мессах, уменьшилось
129
с 12 до 4 млн. В нынешней Голландии среди 16-миллионного населения почти две трети атеисты. Полвека назад 42% голландцев были католиками, сейчас их количество не превышает 17%, а к 2020 г. оно может сократиться до 10%. Постоянными прихожанами христианских церквей сейчас являются чуть более трети жителей Нидерландов [2]. Каждый верит, во что он хочет, а если не хочет, то не верит вообще.
Данный стереотип мышления преподносится всему миру как более современный, прогрессивный, научный, лишенный религиозных предубеждений, а, следовательно, обеспечивающий мирное сосуществование народов. Однако, по мнению многих, отсутствие четких принципов, идеалов, единых духовных ценностей отнюдь не объединяет, а скорее разобщает людей, делая общество более уязвимым. Как отмечает Самюэль Хантингтон, куда более важными, чем экономика и демография, являются проблемы падения нравов, культурного суицида и политической разобщенности на Западе [8. С. 500].
Будущее процветание Запада и его влияние на другие страны зависят в значительной мере от успешного преодоления этих негативных тенденций, которые дают повод к притязаниям мусульман и азиатов на моральное превосходство.
Демографические характеристики мусульманского проекта. Хотят этого сторонники западного глобализационного проекта или нет, но технологические и информационные ресурсы Запада, способствуют увеличению влияния ислама. Для продвижения ислама активно используется развитие масс-медиа, Интернета, средств коммуникации. Современный мир стал значительно более открыт для миграционных потоков, что способствует вхождению ислама в ранее недостижимые для него районы. Для мусульманского населения свойствен высокий коэффициент рождаемости, чего не скажешь о Европе или Америке (если не брать в расчет латиноамериканское население).
Высокая рождаемость мусульманского населения обусловлена религиозным укладом исламского общества. Большое количество детей считается благословением от Аллаха, и чем их больше, тем больше благословений. В то же время на Западе для многих людей более важна карьера, самоутверждение, а уже потом дети. Кроме того, ислам разрешает полигамные браки, для которых свойственно большее количество детей. Одновременно высокая рождаемость может быть вызвана низким уровнем социально-экономического развития некоторых мусульманских стран. Бедность всегда подталкивала к многодетности, как гарантии выживания рода. Что касается демографии, согласно исследованиям, чтобы нация прожила более 25 лет, необходимо, чтобы данный коэффициент рождаемости составлял 2,11 детей
130
на семью, иначе нация вымирает. Как утверждается в фильме «Мусульманская демография» [6], демографическая картина мира меняется. Например, данный коэффициент во Франции составляет 1,8 детей на семью, Англии -1,6, Греции - 1,3, Германии - 1,3, Италия - 1,2, Испания - 1,1, в среднем по странам ЕС - 1,38. Когда сокращается популяция, сокращается и нация. Однако население Европы отнюдь не уменьшается. Почему? За счет иммиграции, в основном исламской иммиграции.
С 1990 г. прирост населения в Европе на 90% происходит за счет мусульманской иммиграции. Причем, как отмечалось выше, если во Франции коэффициент рождаемости составляет 1,8, то у мусульман - 8,1! Бывший президент Ливии Муаммар Алькаддафи заявил: «Похоже, что Аллах подарит победу исламу в Европе без мечей, без оружия и завоеваний. Нам не нужны террористы, нам не нужны смертники. Всего лишь через несколько десятилетий 50 с лишним миллионов мусульман в Европе превратят её в мусульманский континент».
Конечно, не все исламисты настроены так оптимистично. Более пристальный взгляд на ислам и мусульман в Европе показывает, что опасаться, по крайней мере в обозримой в несколько поколений перспективе, европейцам нечего. Кроме того, за несколько десятилетий, в ходе которых мусульмане станут большинством, Европа или Америка не упустят момента навязать свои идеалы. Исламские дети, которые вырастут среди американского или европейского большинства, будут ходить в школу западного образца, где их будут обучать говорить по-английски, по-французски, по-немецки, по-испански или по-итальянски.
К тому же, как утверждают некоторые источники, хотя уровень рождаемости мусульман велик, но пик рождаемости уже прошел. 11 июля 2001 года в ООН прошел круглый стол под названием «Прогнозы снижения рождаемости в странах с высокой рождаемостью». Доклад по Пакистану давал следующие цифры. Годовой индекс роста населения Пакистана в 1960 г. составлял 2,7%, в 1998 - 2,4%, в 2001 - 2,2%. В 2008 г. годовой индекс роста Пакистана был уже на уровне 1,84% с тенденцией дальнейшего снижения. Так, премьер-министр Пакистана Саид Юсуф Реза Гилани заявил в июле 2008 г. на конференции по народонаселению страны, что в течение 5 лет индекс роста будет снижен до 1,55% [1]. Поэтому прогнозы насчет быстрой исламизации мира могут не оправдаться так быстро.
Политизация исламского проекта. Немаловажное значение для распространения ислама имеет его политизация. Многофункциональный характер ислама как своеобразной социальной и культурной общности, а также духовной силы выразился в выдвижении идеи «исламского социализма», «третьего или среднего пути» развития. В основе этого проекта лежит идея
131
«исламского государства» и «исламской экономики». Исламская революция в Иране в 1979 г. политизировала ислам. Возникло первое в ХХ столетии исламское теократическое государство. Ислам, в известной мере, стал символом освобождения от колониального гнета, в то время как христианство все больше стало ассоциироваться с эксплуатацией и колониализмом.
Существенное значение для возрастания роли ислама имеют повышение авторитета арабских государств на мировой арене и увеличение зависимости многих государств от богатых арабских нефтедобывающих стран. Современный ислам все более востребован освободившимися государствами, которые борются за справедливость в международных отношениях. Претендуя на роль универсальной религии, стоящей над нациями и народами, ислам используется развивающимися странами в качестве идейной основы для их объединения на международной арене. В таком контексте можно говорить не просто о политизации ислама, а об «исламском буме». Консервативные режимы в мусульманских странах, таких, как Саудовская Аравия и Иран, были готовы ради создания «исламского мирового порядка» или «исламской солидарности» потратить значительные средства. Именно во время исламской революции в Иране, когда был провозглашен лозунг «ислам не знает границ», «исламский бум» достиг своего апогея.
Финансовая и идеологическая поддержка мусульманского проекта. Богатые нефтедобывающие страны щедро финансируют строительство мечетей, выпуск исламской литературы, как в небогатых арабских странах, так и странах Запада. Нефтяной кризис резко повысил доходы монархий Саудовской Аравии и соседних стран. Саудовская Аравия располагает 25,7% мирового запаса нефти, доля государства в нефтяном секторе - 100%, доля экспорта нефти и нефтепродуктов - 88 % всего экспорта страны, что приносит около $ 50,3 млрд в год [7]. Саудовская Аравия стала одним из главных спонсоров европейского ислама, она построила около 700 мечетей и мусульманских центров в европейских странах - от Норвегии до Боснии. Король Саудовской Аравии лично выделил средства на Оксфордский центр исламских исследований, здание которого с мечетью и минаретом в 2007 г. было построено в центре Оксфорда с его готической архитектурой. На саудовские деньги были возведены Большая мечеть Лиона, исламские центры Лондона, Эдинбурга, Женевы, Рима и Мадрида. В результате самые сильные позиции в плане контроля мечетей и исламских центров в Европе сегодня оказались у Саудовской Аравии. Нефтяной бум 1970-х, а затем и 2000-х гг. дал саудовскому королевству, на земле которого находятся священные для мусульман Мекка и Медина, средства на активную экспансию за рубежом, прежде всего в Европе.
132
Важно отметить, что Саудовская Аравия является колыбелью так называемого ваххабизма, или исламского радикализма, еще в 1962 г. она основала Всемирную мусульманскую лигу для распространения консервативной вахха-бистской версии ислама. Радикальный ислам не тождествен традиционному исламу. Он отличается резким неприятием по отношению к западно-христианским ценностям, повышенной политической активностью, готовностью прибегнуть в случае необходимости к насильственным методам. На сегодня исламский фундаментализм - серьёзная политическая сила. Значительной радикализации политический ислам достиг в результате израильско-палестинской войны, а также военных действий Америки в Ираке. Это способствовало обострению арабского национализма, антиамериканизма и исламизма. Более того, сами Соединенные Штаты сыграли большую роль в усилении радикального ислама, используя его в своей борьбе с Советским Союзом.
Однако Саудовская Аравия, несмотря на свою щедрость, не обладает монополией на контроль над европейским исламом. Секулярные правительства Алжира, Марокко и Турции активно используют финансируемые ими мечети в Европе для того, чтобы уменьшать радикализм среди сообществ мигрантов в европейских странах. Эти страны и их министерства по религиозным вопросам тщательно отбирают имамов, которые затем курируют мечети и религиозные школы за рубежом, предоставляя своим бывшим гражданам свою, менее «консервативную», чем саудовская, версию ислама.
По оценкам А. Дугина [3. С. 239]. в настоящий момент исламский мир крайне разобщен и внутри него существуют разнообразные идеологические и политические тенденции, а также противоположные друг другу геополитические проекты. «Европа стала полем битвы между правительствами Саудовской Аравии, Турции, Алжира, Марокко и Пакистана за умы мусульман. Европейские правительства всегда закрывали на это глаза, потому что боялись вмешиваться», — рассказывает Амель Бубекер из парижской Ecole Nationale Superior [4].
Тем не менее, по данным Госдепартамента США с 1994 по 2004 г. число мечетей в США увеличилось на 25%. Мечети постоянно посещают около 2 млн мусульман, примерно треть из них — новообращенные. Общее число новообращенных в мусульманском сообществе США может составлять от 17 до 30%. Точных данных о темпах прироста новых адептов Ислама не существует. Организация Американский Мусульманский Альянс (American Muslim Alliance) в 2005 г. сообщила, что ежегодно Ислам принимают около 135 тыс. американцев. Большей частью это афроамериканцы, вторая по численности группа — женщины, третья — выходцы из Латинской Америки.
133
Новообращенные мусульмане составляют значительную часть исламского сообщества США — не менее 33% от общего числа мусульман [5].
Нарастание конфликта между западным и мусульманским проектом. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день западная и исламская цивилизации ведут своеобразную войну. По мнению Самюэля Хантингтона, «этот процесс отчасти связан с противопоставлением мирских и религиозных ценностей, отчасти - с историческим соперничеством между христианством и исламом, отчасти - с завистью к могуществу Запада, отчасти - с возмущением западным господством на постколониальном политическом пространстве Ближнего Востока и отчасти - с чувством горечи и унижения, которое возникает при сравнении достижений исламской и западной цивилизаций за минувшие два века» [8. С. 333].
Конфликты между Западом и исламом, таким образом, меньше фокусируются на территории, а скорее на более широких, межцивилизационных проблемах, таких, как распространение вооружений, права человека и демократия, контроль над нефтью, миграция, исламский терроризм и вмешательство Запада. Также конфликт в странах Запада усиливает экономический фактор. Городское и пригородное, живущее в блочных высотках на бедных окраинах, молодое мусульманское население все больше чувствует конфликт с находящимся в среднем или пожилом возрасте белым населением.
Это противостояние, имеющее экономические и социальные причины, окрашивается в религиозные тона. Для мусульманской молодежи ислам становится определителем культурной идентичности, который несет элементы противопоставления окружающему миру. Исследователи ислама полагают, что во многом европейский исламский радикализм сегодня является заменой вышедших из моды левых идей и выходом для настроений социального недовольства.
Очевидно, что остановить конфликты подобного рода становится невозможным, ведь их корни уходят глубоко в религию, историю, политику. Для таких конфликтов свойственно то затухание, то усиление, в зависимости от действий, предпринимаемых то одной стороной, то другой. Каждая сторона жаждет победы в войне и не пойдет на уступки путем признания своего образа жизни более несовершенным.
1. Вильсоновский центр исследований на основе официальных данных ООН. 3 октября 2009 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wilsoncenter.org/index.cfm?fuseaction=wq.essay&essay_id=-519403).
134
2. Долгополова С. Европа в объятиях ислама / С. Долгополова // Политический журнал. 03.09.2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.i-r-p.ru/page/stream-event/index- 15586.html.
3. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России / А. Дугин. - М., 1997. - 608 с.
4. Кокшаров А., Сумленный С. EVXpress - Теперь здесь ислам - Ekspert. - 2008. - № 38 // Rubric. OBShchESTVO. ISLAM [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:dlib.eastview.com/browse/doc/18975299.
5. МУСУЛЬМАНСКАЯ АМЕРИКА континент медиа-групп 5 декабря 2010 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kontinent.-org/article_rus_45020571e43dd.html.
6. Мусульманская демография. - 25 April 2009 // Hwedei и osetrinka's Channel [Электронный ресурс]. Режим доступа:. http://www.youtube.-com/watch?v=S3oRnn3ixPE.
7. Папуашвили Т.Т. Геополитические аспекты исламизации. Взято на сайте CA&CC Press® AB (Central Asia & Central Caucasus Press AB) -совместная домашняя страница Института центральноазиатских и кавказских исследований Швеции и Института стратегических исследований Кавказа Азербайджанской Республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ca-c.org/journal/cac-04-1999/st_25_-papuashv. shtml#up.
8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. - М.: ООО Изд-во «АСТ», 2003. - 605 с.
9. Ханафи Х. Мусульманская глобализация, qantara, 2009 / Х. Ханафи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ar.qantara.de/webcom/-show_article.php/_c-471/_nr-828/i.html.
10. Шаймиев М. Выступление президента Республики Татарстан Мин-тимера Шаймиева на III заседании группы стратегического видения «Россия - исламский мир» // Звезда Поволжья. - 2007. - №6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tatpolit.ru/category/zvezda-/2007-03-03/164.