УДК 322(430) «1939/1945» ББК 63.3(4Гер)62 Ф 91
Дмитрий Фролов
«МУСУЛЬМАНСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ» Г. ГИММЛЕРА: БОСНИЙСКАЯ ДИВИЗИЯ ВОЙСК СС «ХАНДЖАР»
АННОТАЦИЯ
В настоящей статье рассматривается процесс вовлечения граждан марионеточного государства-сателлита Германии — Независимого государства Хорватия (НГХ) в военные усилия нацистов накануне и в период развернутой в марте 1943 г. масштабной вербовочной кампании среди мусульманского населения Боснии и Герцеговины. Признание руководством СС в лице рейхсфюрера СС Г. Гиммлера мусульман Боснии ценным кадровым резервуаром в борьбе с партизанской угрозой привело к созданию первой «негерманской» горной дивизии войск СС (13-й горной дивизии войск СС «Ханджар»1; на немецком писалась как «Handschar» — «Хандшар»). В работе показаны методы руководства СС по вовлечению мусульманского населения Боснии и Герцеговины в военные усилия Третьего рейха, а также раскрыты причины повышенной мотивации (политической и личной) этого контингента добровольцев в сотрудничестве с нацистами и поступлении на службу в войска СС.Отсутствие в отечественном историческом пространстве опубликованных специальных исследований по данному сюжету усиливает эффект научной новизны данной публикации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Вторая мировая война; войска СС; 13-я горная дивизия войск СС «Ханджар»; Г. Гиммлер; Югославия; Независимое государство Хорватия; Босния и Герцеговина; боснийские мусульмане; четники.
ГИБЕЛЬ Югославского государства в ходе Апрельской войны 1941 г. стала не просто очередным этапом германской военной экспансии. Ее окончание, послужившее катализатором необратимых политических процессов в регионе, привело к началу беспрецедентной по своей жестокости гражданской войне. Создание союзного немцам Независимого государства
2
¡1 Хорватия (НГХ) в планах военно-политического руководства рейха должно было не только обеспечить умиротворение подконтрольных территорий,
го но и способствовать нейтрализации мощного партизанского движения,
^ охватившего страну уже вскоре после начала войны Германии против СССР.
5 Имевшиеся в распоряжении немецкого военного командования в Югославии
§ фронтовые части после завершения кампании в силу необходимости были
| переброшены на новый театр военных действий, заставив оккупантов искать
| иные силы и резервы пацификации региона.
к Их место заняли менее боеспособные и маневренные соединения
(и
и Вермахта, молодая хорватская армия (Домобран) и войска союзника 1 Германии — Италии. Однако этих сил, чтобы справиться с нараставшей 5 партизанской угрозой, немцам было недостаточно. В начале марта 1942 г. о. на Балканах заявили о себе военизированные подразделения нацистской ! партии — войска СС. Позиционировавшиеся как элитные подразделения, войска СС должны были усилить уже задействованные в войне части, способствовав уничтожению партизан-коммунистов И. Броза (Тито), к этому времени зарекомендовавших себя как весьма серьезный противник и доставлявших оккупантам наибольшие неприятности. Стремление переложить бремя войны с партизанами на плечи местного населения, привлекаемого в войска СС, выглядело весьма перспективным в планах руководства Германии, озабоченного «сбережением немецкой крови». Создание укомплектованной этническими немцами, гражданами стран Юго-Восточной Европы, 7-й добровольческой горной дивизии СС «Принц Ойген» стало лишь первым шагом на пути выполнения этой задачи.
Возраставшая компетенция в области привлечения на свою сторону добровольцев оккупированных стран со стороны руководства СС в лице рейхсфюрера СС Г. Гиммлера и его ближайшего сподвижника, начальника Главного управления СС обергруппенфюрера СС и генерала войск СС Г. Бергера в скором времени затронула одну из частей тогдашней Хорватии — Боснию и Герцеговину. Населенная преимущественно мусульманским населением, Босния являлась в глазах германского военно-политического командования еще не задействованным в условиях войны источником людских резервов, привлечение которых могло иметь для Рейха не только количественные приращения, но и качественный пропагандистский эффект за счет эксплуатации религиозного фактора и межконфессиональной напряженности. Идее создания в декабре 1942 г. в войсках СС мусульманской дивизии было суждено стать не просто очередной военной авантюрой Гиммлера. Вовлечение в их ряды граждан НГХ неизбежно должно было сказаться на настроениях хорватских политических кругов, усмотревших в действиях немцев их возможные претензии на Боснию и угрозу территориальной целостности своего государственного новообразования.
Рассматривая боснийских мусульман как младших союзников, нацисты не могли не опираться на одну из важных составляющих политики привлечения иностранных добровольцев — национальные устремления
политических групп потенциальных рекрутов. Перспективы военного ¡1
сотрудничества с мусульманским населением Боснии и Герцеговины ||
открывали перед СС широкие возможности в области задействования ™
«удобных» элементов исторической памяти и традиций добровольцев- о
мусульман в утилитарном деле формирования новой дивизии. В этом д
процессе свою весомую роль играл опыт создания в армии Австро-Венгерской §
империи боснийских вооруженных формирований — полков, присягавших |
лично кайзеру и королю Францу Иосифу2. Гиммлеру этот опыт виделся |
возможностью воспользоваться традициями боснийских национальных ^
« га
частей. и
Вариант эмблемы боснийских добровольцев войск СС. Смешение с эмблемой СС символа австро-венгерского господства в Боснии и Герцеговине, установленного еще со времен кондоминиума с Османской империей (1878-1908; рука с ятаганом — центральный элемент герба Боснии и Герцеговины), являлось одним из примеров стремления национал-социализма завоевать доверие боснийцев, опираясь на «историческую память» добровольцев. NARA T354 R160 Fr. 3805953.
В этих целях рейхсфюрер СС поручил командиру 7-й добровольческой горной дивизии СС «Принц Ойген» группенфюреру СС Артуру Флепсу, назначенному ответственным за формирование дивизии, пойти на заметные уступки боснийским мусульманам: «Вы можете обещать боснякам, служащим в нашей дивизии, старые права, коими они обладали в австрийской армии: свободу вероисповедания, ношение фески»3. Призыв к вступлению в дивизию активно сочетался с апеллированием к истории старых боснийских полков времен австрийской монархии и проявленного ими героизма в годы Первой мировой войны. Среди мусульманского населения Боснии, Санджака и Албании бытовало мнение, что немецкими оккупантами будет принят во внимание их традиционный религиозный уклад, так же как в 1878 г. это было сделано династией Габсбургов4. Очевидно, что подобные настроения не могли не быть использованы войсками СС в вопросе привлечения будущих добровольцев. Так, первым пунктом в телеграмме Верховного командования Вермахта (OKW) о причинах создания дивизии сообщалось: «В австрийской монархии боснийцы безупречно несли государственную службу в том случае, если с ними правильно обращались. Те боснийцы, кому фюрер оказывал доверие и с уважением относился к их традициям и религиозным обрядам и поддерживал их, становились его настоящими
соратниками, готовыми в его собственной стране при наличии хорошего вооружения стать патриотами и бороться со всеми, кто нарушает мир в стране»5.
Симпатии этой части южных славян к немцам хорошо прослеживаются в строках письма Н. Салихбего-вича6 рейхсфюреру СС: «После аншлюса Австрии население придерживалось мнения, что Германия также должна принять историческое наследие Австрии и обязательства в отношении австрийских верноподданных, существовавшие
до [Первой] мировой войны. Из-за этой убежденности население жаждало прихода немецких войск»7.
Не последнюю роль в мотивации боснийцев поступать на службу в войска СС играл конфликт между бос-няками-мусульманами и сербскими националистами — четниками. Этнорелигиозная напряженность была характерна для этой части Балкан еще задолго до экспансии немецких войск
.......... в апреле 1941 г. К причинам ненависти можно отнести как эпоху турецкого
ш господства в Боснии и Герцеговине в ХУ-Х1Х вв.,так и период правления Австро-
о
§ Венгрии (оккупация с 1978 г.; аннексия в 1908-1918 гг.). Для предотвращения © сотрудничества в борьбе против монархии австрийскими властями применялся метод дробления по религиозному принципу с целью усиления противоречий ! между православными христианами и мусульманами. Ненависть мусульман 4 Боснии к сербам подпитывали и итоги Первой Балканской войны (19121913), когда сербское оружие фактически разрушило мечты многих местных мусульман вновь стать частью Османской империи8.
Возможность использовать компонент национальной ненависти и религиозной розни для собственных усилий по вербовке рассматривалась как важная составляющая пропаганды и тактики СС, подчеркивавших свою цель по восстановлению «мира» и «порядка» в Боснии и Герцеговине9.
Четники, сохранившие верность Югославской короне, видели своими врагами всех виновных в «Апрельской катастрофе» 1941 г. (капитуляции югославской армии), главными среди которых выделялись «мусульмане, усташи и коммунисты»10. Они рассматривали Боснию и Герцеговину как сербскую территорию и допускали применение террора против мусульман (при этом от встречного насилия страдало и сербское население). Четники рассматривались немцами как антикоммунисты и возможные
коллаборационисты с неустойчивой политической позицией — отчасти ¡1
пробританской, отчасти монархической11. ||
Степень радикальности мер националистов хорошо продемонстрирована ™
устроенной в середине 1942 г. в Плевле, Фоче и Чайниче резне мусульманского о
населения. Один из командиров отрядов четников в Санджаке12 майор Павел д
Дуришич в своем отчете докладывал лидеру движения Драже Михайловичу: §
«Около 200 взрослых мусульман были убиты в бою, из них только некоторые |
были вооружены, и около 8000 женщин, детей и стариков были казнены»13. Там |
же указывалось, что «все мусульманские деревни в трех упомянутых районах ^
были полностью сожжены, так что в целости и сохранности не осталось ни одного ¡5
дома. Все имущество, за исключением сена, кукурузы и крупного рогатого скота, |
было уничтожено». Важно отметить, что такие акции не были случайными ю
эксцессами, а, наоборот, укладывались в целенаправленную стратегию о.
четников. «Магометане, с которыми борются и четники, и усташи, в настоящее время !
вынужденно вступают в добровольческие подразделения СС или переходят на сторону £
партизан, чтобы не быть убитыми усташами, четниками или партизанами», — ^
заключал бригадефюрер СС и генерал-майор войск СС Эрнст Фик14. о О роли войск СС в вопросе привлечения добровольцев как возможности
ш
их участия в защите и некоторых собственных интересов (как их понимали) | говорит факт оценки солдатами значимости их службы в рядах немецких
войск. Соответствующая оценка видна из анкет военнослужащих дивизии, д
дававших ответ в рамках вопросов проводившегося в дивизии 6-го краткого §
учебного курса. На вопрос «какие задачи выполняют войска СС, состоящие ^
из представителей негерманских народов», роттенфюрер СС Иосип Вукелич ^
отвечал: «спасать свой народ и оказывать помощь при строительстве новой ............
Европы»15. Немецкий штурманн СС Штефан Виндиш вторил словам Вукелича, ш
о
также расценивая войска СС как силу, способную «обеспечить безопасность §
о
собственного народа»16. Важность поддержки мусульман руководством рейха © безустанно подчеркивалась посредством пропаганды. «Наш фюрер, Адольф Гитлер, обещал нам лучшее оружие. И он дал его нам», — писал в обращении к мусульманам Боснии и Герцеговины один из добровольцев дивизии17. Таким образом, видно, что служба в войсках СС воспринималась босняками-мусульманами не как наемничество, а как весомый силовой аргумент, доступный — при полной лояльности нацистам — в противостоянии с четниками, усташами и красными партизанами.
Один из боснийских добровольцев Аго Омич подчеркивал, что причина вступления в войска СС его соотечественников была основана на вере в то, что «дивизия раз и навсегда положит конец резне четниками мусульман восточной Боснии»18. Мотивация получить «лучшее оружие»19 и сражаться в рядах «лучших солдат мира» вместе с возможностью отомстить за страдания, причиненные партизанами-коммунистами и четниками (или приписываемые им), в свою очередь давала СС широкое поле для возможностей предстоящей вербовки20. Егерь СС Омер Зукич полагал, что война на стороне рейха позволит рассматривать Боснию как неотъемлемую
часть гитлеровской «Новой Европы», поддаваясь в своих устремлениях волне пропагандистского пафоса: «... Мы выбрали кровавый путь борьбы — путь, который единственно и ведет к свободе»21.
Однако ориентация войск СС на создание мусульманской дивизии не означала отказа от различных форм использования врагов мусульман в качестве боевой силы в обход декларируемой политики покровительства со стороны национал-социализма исламскому фактору в регионе (и не только). Показательным в этом свете становилась проявленная 11-й добровольческой танково-гренадерской дивизии СС «Нордланд» инициатива по созданию частей из православных-четников. В подразделении СД г. Баня-Лука, куда поступило данное предложение, идею дивизионного командования сочли «опасным методом»22. Указывая
.......... нанецопустимостьподобн^1хдействийбезстрогов^1строеннойлиниивзаимодействия
ш в отношении четников, немецкое руководство, опираясь на собственные интересы, § осознавало важность сдерживания «четнических бесчинств» в отношении © изгоняемого мусульманского населения на (полу)подконтрольных территориях23.
Волны насилия приносили свои печальные плоды: в марте 1943 г. ! Михайлович писал: «В Санджаке мы ликвидировали всех мусульман в деревнях, 4 за исключением самых маленьких городов»24. Не нужно говорить о том, что терроризирование четниками мусульман успешно использовалось в пропагандистской работе СС, способствуя политике по завоеванию немцами доверия мусульман Боснии. При этом важно отметить, что мусульманское население вовсе не было столь уж беззащитной жертвой сербских националистов: антисербские акции устрашения и уничтожения отличались особой жестокостью и ужасающими формами насилия25.
Отношения боснийцев с коммунистами складывались несколько иным образом.Коммунисты никого не преследовали по,собственно,национальному или религиозному признакам, определяя ключевую позицию вопросу идеологии. Уже во второй половине 1941 г. в Боснии начали возникать коммунистические партизанские отряды и именно здесь, в боснийском местечке Рудо,21 декабря 1941 г. была сформирована 1-я пролетарская бригада, ставшая первым крупным партизанским формированием в Югославии26.
В 1942 г. началось создание более крупных соединений партизан, вылившись ¡1
в создание партизанских корпусов. Первым из них был Боснийский корпус, ||
куда входили 4-я и 5-я партизанские дивизии (каждая численностью ™
около 3000 чел.), отдельная бригада и несколько партизанских отрядов. о
Коммунистическая идеология и яркие лозунги виделись серьезной угрозой д
мусульманскому духовенству Боснии, воспринимавшему коммунистов §
как безбожников, открытых врагов ислама. В то же время навязывавшаяся |
трактовка большевизма как идеологии «угнетения» далеких от Боснии |
мусульман СССР была для боснийских крестьян менее понятна и значима, ^
чем реальная угроза со стороны сербских националистов27. Исходя из желания ¡5
актуализировать для местного населения угрозу большевизма, рейхсфюрер |
СС и его подчиненные раздували страх крушения привычного крестьянского ю
уклада в случае победы Народно-освободительной армии Югославии. о.
Согласно представлениям рейхсфюрера, это, во-первых, было связано !
с установлением колхозной системы землепользования, а во-вторых, £
с уничтожением всякой собственности, которая неизбежно последует при ^
победе большевиков. «Еврейский вопрос» для мусульман Боснии Гиммлер о связывал с гибелью в 1918 г. Австро-Венгерской империи,якобы разрушенной
руками евреев. Опираясь на это, рейхсфюрер СС таким образом стремился | зародить в боснийцах ненависть к «вырвавшим из рук немцев» победу
в Первой мировой войне евреям, а Гитлера представить как «подарок Аллаха д
измученным народам Европы»,якобы страдавшим от еврейского господства28. §
.0
Всего жертвами четнического террора одним из лидеров национально ^ настроенной части мусульманских политиков Х. Панджи указывалось более ^
100 тыс. мусульман, в основном гражданских лиц; еще 250 тыс. считались ...........
лишенными крова, оказавшимися на положении беженцев29. Согласно данным ш
о
отчета Н. Салихбеговича жертвами «восставших бандитов» стали 150 тыс. § мусульман30. Впрочем, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что © эти прискорбные цифры в таких подсчетах округлялись в большую сторону.
Трагедии мусульманского населения Боснии в нацистской печати ! также отводилось пристальное внимание. О. Зукич писал: «Одичалые орды 4 большевистских банд и лондонские преступники осквернили святыни гордой Боснии. [...] Матери наши, отцы наши убиты. Наши сестры, наши дочери обесчещены»31. При всех этих привычных штампах нацистской пропаганды, вступавшее в части вооруженной самообороны мусульманское население на деле попадало в рамки двойного идеологически-организационного контроля: как со стороны «покровителей»-нацистов, так и хорватских националистов из структур НГХ32.
Нередко единственной задачей подобных опекаемых усташами подразделений становилось нападение и разграбление окружающих сербских деревень33. Однако плохо вооруженные, они мало что могли противопоставить противнику в лице четников и партизан, демонстрируя весьма низкую боеспособность34. Обстоятельства и мотивы создания сил мусульманской самообороны нацистская пресса описывала так: «Сейчас,
¡1 после развала Югославии, они (мусульмане) организовывают милицию для уничтожения небольших банд, оставшихся после разгрома югославской армии
го и грабящих и уничтожающих их землю. Потом они под своим началом создавали
0 вспомогательные отделы, чтобы прогнать банды из Санджака. Однако их горячим ¡5 желанием было воевать в рядах немецкой армии»35. Подобные пропагандистские § публикации, прежде всего, обозначали стремление лидеров СС наглядным | примером продемонстрировать смысл борьбы европейских народов | на стороне Германии, активно пропагандируя идею Рейха как естественного к защитника Европы от большевизма.
га
и Вскоре среди мусульман возникла тенденция дистанцирования от НГХ. Не
1 в последнюю очередь это происходило потому, что хорватские власти не могли хо защитить их должным образом. К тому же вооруженные формирования о. самообороны пользовались расположением сторонников мусульманской ! автономии, стремившихся своей лояльностью заручиться именно германским сЕ покровительством36. Сторонники создания протектората под защитой рейха ^ искали поддержки у немцев, призывая к созданию автономии и собственной о «боснийской армии» которая, по их мнению, могла бы защитить Боснию.
К тому же свою роль в этом играло и историческое наследие монархии
(и
| Габсбургов, поскольку: «[...] у мусульман не было политического интереса в создании независимого хорватского государства, поскольку они ощущали себя гражданами
15 бывшей Австро-Венгрии»37.
§ Именно поэтому Третий рейх в соответствии с политическими
.а
^ устремлениями мусульманских сепаратистов воспринимался желаемым
2 и доступным союзником босняков, борясь против «непримиримых .......... противников»38 мусульман-боснийцев: православных сербских четников,
ш евреев и коммунистов, что полностью совпадало с концепцией рейхсфюрера § СС в организации идеологического задействования исламского фактора © национал-социализмом. Лидеры боснийских сепаратистов полагали, что их интересы целиком и полностью отвечали военно-стратегическим интересам Германии, причем в конечном счете боснийцы будут признаны в качестве самых надежных союзников Третьего рейха. Балканы в представлении боснийских этнорелигиозных активистов исторически, еще со времен Бисмарка, тяготели к Германской империи. Третий же рейх воспринимался главной силой на пути обеспечения «нового порядка» в Европе, противопоставляя себя советской системе и «тираническому англо-американскому главенству». Главную роль в этом играла личность А. Гитлера — «сильного и решительного полководца»39.
Еще 1 ноября 1942 г. ведущие мусульманские политики Боснии провозгласили 18-страничный меморандум на имя Гитлера, озаглавленный «Нашему фюреру». Согласно этому любопытному документу, в представлении авторов боснийские мусульмане являлись по происхождению готами, германским племенем, получившим свое имя по названию страны — Боснии. Национал-социализм расценивался как единственно верное движение на пути установления справедливости, мира и порядка в Европе,
омраченной и загубленной демократией. Давая оценку жизни мусульман в НГХ, сторонники автономии подчеркнуто акцентировали внимание на провале «адского плана» А. Павелича по убийству сербов, провоцировавшего негативные последствия и для мусульман40.
В нем же мусульманские сепаратисты сетовали на нарушение усташами нацистских «намерений и порядка» в отношении евреев, отмечая богатство и многочисленность последних в Сараево41 и предлагали создать добровольческое боснийское формирование под немецким командованием42. О его значимой роли в деле боснийского сепаратизма говорил один из предполагаемых авторов меморандума Х. Панджа, ведущий лидер мусульманского религиозного органа самоуправления: «Это подразделение позволит отделить Боснию и Герцеговину от НГХ и создать автономную Боснию-Герцеговину, которая будет включена в рамки нового немецкого порядка»43.
Важно подчеркнуть, что теория сторонников автономии о якобы германском этническом происхождении боснийцев не была плодом фантазии лишь сторонников автономии. Приказ рейхсфюрера СС от 19 мая 1943 г., казалось, был демонстрацией нацистами комплиментарного «понимания» в этом вопросе: «...Босния с национально-расовой точки зрения (преимущественно населена динарами) относится к германскому миру, а мировоззренческо-духовной к арабскому»44. Несмотря на столь смелые заявления Гиммлера, были рамки, которые не следовало переступать: боснийцы официально так и не были признаны нацистами родственным «германским» народом,хотя боснийские националисты и переняли расизирующую риторику Третьего рейха45.
Смелые ожидания сторонников боснийского протектората не совпадали с генеральной концепцией Гитлера на Балканах. Признание Боснии и Герцеговины самостоятельным государственным образованием усложнило бы и без того напряженную для стран Оси обстановку в регионе и отношения с союзным НГХ. Ведь вполне очевидно, что подобные настроения, несшие угрозу территориальной целостности Хорватского государства, вызывали серьезное раздражение у А. Павелича и его окружения. Однако и здесь возникали вопросы, не ограниченные только лишь позицией хорватского
Штурмманн СС Ханс Фихтлер. Ношение немецким кадровым персоналом 13-й горной дивизии войск СС «Ханджар» единой с солдатами-мусульманами символики (феска, петлицы с ятаганом) должно было, по замыслу рейхсфюрера СС Г. Гиммлера, в пропагандистском ключе подчеркивать особый культурно-религиозный статус соединения и символизировать единство мусульманских эсэсовцев с их немецкими товарищами по оружию. Из коллекции автора.
2
2
¡1 правительства. Немецкий офицер СС из Сараево Рудольф Треу высказывал опасение, что ориентация мусульман Боснии на соседнюю Турцию также может
го иметь значительные политические последствия, так как в конечном итоге может
0 привести их в стан союзников, если турки все же вступят в войну на их стороне46. ¡5 Тем не менее «хорватский вопрос» звучал для национально настроенной § Боснии гораздо более актуально. Публикация меморандума практически | совпала по времени с идеей Гиммлера по созданию дивизии в войсках СС из | числа боснийцев. 6 декабря 1942 г. это предложение было озвучено в Главной к ставке фюрера в присутствии обергруппенфюрера СС Г. Бергера — ближайшего и соратника Гиммлера и главного куратора «добровольческих» формирований
1 войск СС.
и
хо Существовавшая политическая обстановка в условиях жестоких
о. межнациональных и межконфессиональных столкновений обеспечила ! немецкому командованию возможности для маневра. Мусульманское население,видя в боснийской дивизии возможность обеспечения собственной защиты и — в некоторой своей части — испытывая надежду создать в будущем собственное государство, оказалось весьма заинтересованным службой в рядах войск СС. Стремление же боснийцев к разрыву отношений с НГХ толкало их в объятия «покровителей»-нацистов, чей режим не был обращен специальным образом против мусульман ни в регионе, ни за его пределами (наоборот, активно пытался использовать этнорелигиозную принадлежность выходцев из народов, исповедующих ислам, для втягивания в коллаборацию и задействования в уничтожении «врагов рейха»).
Таким образом, проявленное рвение добровольцев-босняков, политических активистов и лидеров в их среде, укладывалось в нацистскую концепцию максимальной реализации человеческого ресурса, в полной мере способствовав планам немецкого командования в создании столь нетипичного для войск СС формирования (и притом первого «негерманского» соединения дивизионного типа)47, как 13-я горная дивизия «Хандшар»48. В свою очередь, дополняемые нацистской доктриной «Новой Европы», локальные цели мусульманских политических кругов Боснии оказались в русле военных и — лишь отчасти — политических устремлений германского руководства.
Создание дивизии в войсках СС из числа явно «чужеродных» элементов диктовало необходимость для нацистов всерьез учитывать национально-культурный компонент в своей практической политике, что входило в прямые противоречия с расовыми идеологическими установками, а то и бытовыми негативистскими стереотипами. Германское восприятие, построенное на основе доктрины «чуждых элементов», суровость военного обучения, плохое питание и презрительное отношение большинства немцев к боснийским мусульманам не позволило командованию СС в итоге создать
* * *
спаянное и боеспособное соединение на уровне немецких дивизий войск ¡1 СС. Не в последнюю очередь потому, что солдаты-мусульмане были, при всех || их положительных оценках боевых качеств, далеки от образа совершенного ™ солдата национал-социализма и прусского менталитета. о
Признание своего рода «союзниками» мусульман Боснии и Герцеговины д открыло для войск СС возможность продолжения «войны против банд» § в Югославии и послужило причиной дальнейшей эскалации межрелигиозного | и этнического конфликта в регионе. Дивизия была возвращена в Боснию | и оказалась вовлечена в тяжелые бои против партизан И. Броза (Тито), ^ ставших главным врагом боснийских эсэсовцев. Кровавая война против д своих соотечественников вылилась в реализацию мотива мести, построенной | на концепции поиска мусульманами в войсках СС усиливающей опоры ю и защиты. И месть комбатантов-мусульман из боснийской дивизии о. СС, направляемая военной и идеологической машиной Третьего рейха, не заставила себя долго ждать. Массовые убийства гражданского населения, как то было в деревнях Сремска Рача (360 жертв), Босут (160) и Ямена (70), стали только началом карательно-боевого пути «Хандшара»49.
В дальнейшем зверства мусульман-эсэсовцев были совершены в Забрже (260), Лопаре (220) и Трновой (70). Поддержка национальных амбиций дивизии, командование которой — помимо «умиротворения» страны — было заинтересованно в создании зоны исключительного контроля, стала следствием готовности войск СС идти по пути дальнейшей конфронтации с НГХ ради своих мусульманских подопечных. Таким образом, мотивация боснийской автономии все же обрела свои ситуативные и нестабильные границы в районе между Брчко, Тузлой и Биелиной, где войсками СС были фактически ликвидированы органы хорватского управления. Командование дивизии пыталось проводить собственную экономическую политику, устанавливая особые военно-административные нормы, а также назначая руководителей населенных пунктов и осуждая военно-полевыми судами неподходящих штабу дивизии хорватских чиновников50.
Успешное наступление Красной армии в октябре 1944 г. и вступление советских войск в Сербию предопределило крах национальной составляющей «Хандшара», окончательно подорвав моральный дух боснийских эсэсовцев, ранее поверивших в спасение войсками СС своей родины. Согласно отчету немецкого посланника в Хорватии З. Каше, возникали случаи отказа солдат-мусульман воевать против советских войск51.
Спекуляция нацистами на идее боснийской автономии и роли войск СС как главного защитника религии и нации потерпела крах, продемонстрировав ложность убеждений и несбыточность надежд боснийских мусульман, подпитанных лицемерными обещаниями руководства СС. Как итог, вера в победу фюрера и лучшего места своей родины в национал-социалистической «Новой Европе» стала главной иллюзией не только мусульман Боснии, но и других этнорелигиозных групп, вовлеченных в «мусульманский» эксперимент Третьего рейха.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
о. га
Архивные материалы
¡3 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦА МО РФ):
о Ф.500 — Коллекция документов трофейного фонда. Оп. 12451. Д. 616.
б National Archives of The United States. Washington D.C. (NARA); Т-175, Roll 70;
S T-313, Roll 488; Т-315, Roll 554, Т-120, Roll 1757.
^ Bundesarchiv-Militaerarchiv. N 756. Sammlung V opersal, zur Geschichte der
| Waffen-SS (BA-MA. N 756. Sign. 169a.)
tc ra
Периодическая печать
5 «Zum Sieg. До перемоги». Орган Войсковой управы для добровольцев 14-й
о
^ гренадерской дивизии войск СС «Галиция». rä
о «Handzar». Орган VI отдела (идеологического обеспечения) для добро! вольцев 13-й горной дивизии войск СС «Хандшар».
Исследования
Стругар В. Югославия в огне войны 1941-1945. М.: Наука, 1985. 343 с. Bernwald Z. Muslime in der Waffen-SS. Erinnerungen an die bosnische Division Handzar (1943-1945). Ares Verlag. Wien. 2012. 416 s.
Casagrande T. Die Volksdeutche SS-Division «Prinz Eugen»: Die Banater Schwaben und die nationalsozialistischen Kriegsverbrechen. Frankfurt am Main, 2003. 368 s.
Bohler J., Gerwarth R. The Waffen-SS. The European History. Oxford University Press. 2017. 355 p.
Greble E. Sarajevo 1941-1945. Muslims, Christians and Jews in Hitler's Europe. Cornell University Press. 2011. Ithaca and London. 304 p.
Lepre G.Himmler's Bosnian division. The Waffen-SS Handschar Division 19431945. 1997. Atglen: Schiffer. 378 p.
Hoare M. The Bosnian Muslims in the Second World War. A History. Oxford 4 University Press. 2014. 544 p.
Mastilovic D. The role of Muslims in the genocide against Serbs in eastern Herzegovina in 1941/1942 // NDH atrocities against the Serbs, Jews and Roma in Herzegovina 1941-1945, Banja Luka. 2014. 111-127 p.
Motadel D. Islam and Nazy Germany's war. The Belknap Press of Harvard University Press. 2014. 512 p.
Redzic. E. Bosnia and Herzegovina in the Second World War. New York. 1998. 272 p.
Redzic E. Muslimansko Autonomastvo I 13. SS Divizija. Autonomiia Bosne i Herzegovine i Hitlerov Treci Raih. Sarajevo. 1987. 240 s.
Tomasevich J. Rat irevolucija u Jugoslaviji 1941-1945. EPH Media. Zagreb. 2010. 968 s.
Benz W, Distel B. Der Ort des Terrors. Geschichte der nationalsozialistische nKonzentrationslager Bd. 9: Arbeitserziehungslager, Durchgangslager, Ghettos,
S
Polizeihaftlager, Sonderlager, Zigeunerlager, Zwangsarbeitslager., Verlag: C.H. <L Beck; Auflage: 2009. 656 s. |
I
ra X
REFERENCE LIST c^
o
Archivematerials g
Central archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation (CAMD); g ®.500-Collection of documents of the trophy-fund.12451. 616. |
National Archives of The United States. Washington D.C. (NARA); T-175, Roll 70; | T-313, Roll 488; T-315, Roll 554. ?
ro
Bundesarchiv-Militaerarchiv. N 756. Sammlung Vopersal, zur Geschichte der g Waffen-SS (BA-MA. N 756. Sign. 169a.) 1
Printed media
«Zum Sieg. До перемоги». Board of the Troop Council for volunteers of the 14-th Waffen Grenadier Division of the SS "Galicia".
«Handzar». Board of the Vl-th department (of ideological substantiation) for volunteers of the 13th Waffen Mountain Division of the SS "Handschar".
Studies
Strugar V. Yugoslavia in the fire of the war 1941-1945. Moscow. "The science". 1985. 343 p.
Bernwald Z. Muslime in der Waffen-SS. Erinnerungen an die bosnische Division Handzar (1943-1945). Ares Verlag. Wien. 2012. 416 s.
Casagrande T. Die Volksdeutche SS-Division «Prinz Eugen»: Die Banater Schwaben und die nationalsozialistischen Kriegsverbrechen. Frankfurt am Main, 2003. 368 s.
Bohler J., Gerwarth R. The Waffen-SS. The European History. Oxford University Press. 2017. 355 p.
Greble E. Sarajevo 1941-1945. Muslims, Christians and Jews in Hitler's Europe. Cornell University Press. 2011. Ithaca and London. 304 p.
Lepre G. Himmler's Bosnian division. The Waffen-SS Handschar Division 19431945. 1997. Atglen: Schiffer. 378 p.
Hoare M. The Bosnian Muslims in the Second World War. A History. Oxford University Press. 2014. 544 p.
Mastilovic D. The role of Muslims in the genocide against Serbs in eastern Herzegovina in 1941/1942. / NDH atrocities against the Serbs, Jews and Roma in Herzegovina 1941-1945, Banja Luka. 2014. 111-127 p.
Motadel D. Islam and Nazy Germany's war. The Belknap Press of Harvard University Press. 2014. 512 p.
Redzic E. Bosnia and Herzegovina in the Second World War. New York. 1998. 272 p.
Redzic E. Muslimansko Autonomastvo I 13. SS Divizija. Autonomiia Bosne i Herzegovine i Hitlerov Treci Raih. Sarajevo. 1987. 240 s.
Tomasevich J. Rat irevolucija u Jugoslaviji 1941-1945. EPH Media. Zagreb. 2010. 968 s.
S
4
¡L Benz W, Distel B. Der Ort des Terrors. Geschichte der nationalsozialistischen
ra
Konzentrationslager Bd. 9: Arbeitserziehungslager, Durchgangslager, Ghettos, g Polizeihaftlager, Sonderlager, Zigeunerlager, Zwangsarbeitslager., Verlag: C.H. o Beck; Auflage: 2009. 656 s.
s 1 Короткий меч ханджар был историческим национальным символом мусульманской Боснии.
m 2 National Archives of The United States. Washington D.C. (NARA T175 R70 Fr.0668).
^ 3 NARA T175 R70 Fr. 0695. ra
g 4 NARA T175 R70 Fr. 0623.
>5
I 5 Bundesarchiv-Militaerarchiv. N 756. Sammlung Vopersal, zur Geschichte der Waffen-SS (BA-MA. и
N 756. Sign. 169a. Fernschreiben an Gen. Kdo. V. SS Geb. A.K. 21.02.1944). 2, 6 Бывший сотрудник пресс-службы посольства НГХ в Берлине, автор отчета «О положении дел»
Ф
Ц в Боснии и Герцеговине. Полный вариант документа см.: NARAT 175 R70 Fr. 0623-0626.
Ji 7 Ibid. Fr. 0623.
^ 8 Mastilovic D. The role of Muslims in the genocide against Serbs in eastern Herzegovina in 1941/1942 // I NDH atrocities against the Serbs, Jews and Roma in Herzegovina 1941-1945, 2013. p. 113.
1 9 Bohler J., Gerwarth R. The Waffen-SS. The European History. S. 263.
с 10 Redzic E. Bosnia and Herzegovina in the Second World War. p. 144.
m 11 Benz W., Distel B: Der Ort des Terrors. Geschichte der nationalsozialistischen Konzentrationslager Bd.
>5
§ 9: Arbeitserziehungslager, Durchgangslager, Ghettos, Polizeihaftlager, Sonderlager, Zigeunerlager, и
¡g Zwangsarbeitslager. Verlag: C.H. Beck; Auflage: 2009. S. 338; NARAT175 R70 Fr. 0396.
¡5 12 Подразумевается Новопазарский Санджак — историко-географический регион на границе
•i Сербии и Черногории.
* 13 Redzic E. Bosnia and Herzegovina... P. 151.
........................14 BA-MA. N 756. Sign. 168a. Schreiben des SS-Brigadefuhrer und Generalmajor der Waffen-SS, Ernst
О Fick. (16. Marz. 1944).
¡iL 15 NARA T175 R70 Fr. 0508. ©
>5 16 NARA T175 R70 Fr. 0505. h 17 NARA T175 R70 Fr. 0535.
q 18 Lepre G. Himmler's Bosnian division. The Waffen-SS Handschar Division 1943-1945. P. 25.
19 По данным отчета руководителя народной группы этнических немцев в Хорватии, причина нести службу в лучше вооруженной и оснащенной мусульманской дивизии СС, нежели в рядах хорватских вооруженных сил, являлась более актуальной, нежели собственно симпатии к рейху. ЦА МО РФ Ф. 500. Оп. 12451. Д. 616. Л. 7.
20 Casagrande T. Die Volksdeutche SS-Division Prinz Eugen. S. 333. В пользу доминировавшего мотива «возмездия» говорит выступление одного из мусульманских офицеров СС по радио Загреба, прямо заявившего о мести мусульманской дивизии после завершения ее подготовки и возвращения в Боснию. NARA T315 R2155 Fr. 000122.
21 SS-Jager Omer Zukic. Moja Bosno, moje zivovanje / «Handzar». F.6. S. 7.
22 NARA T313 R488 Fr. 000389.
23 NARA T314 R554 Fr. 000329.
24 Hoare M. The Bosnian Muslims in the Second World War. A History. p. 104.
25 Подробнее о терроре мусульман против сербов см.: Mastilovic D. The role of Muslims in the genocide against Serbs in eastern Herzegovina in 1941/1942//NDH atrocities against the Serbs, Jews
and Roma in Herzegovina 1941-1945, 2013. P. 111. 3 сентября 1941 г. начальник немецкого штаба в Белграде группенфюрер СС Харальд Турнер сообщал командующему Вермахта района «Юго-восток» о том, что из Хорватии и Боснии на территорию Сербии было изгнано 100 000
IU
сербов и еще 200 000 сербов были убиты на территории Хорватии. См.: Benz W, Distel B.Der
Ortdes Terrors... S. 338. о
:c
26 Стругар В. Югославия в огне войны 1941-1945. М.: Наука, 1985. С. 60.
о
27 Bernwald Z. Muslime in der Waffen-SS. Erinnerungen an die bosnische Division Handzar (1943-1945). S. 89-90.
28 NARA T175 R94 Fr.2614870 s
4
29 NARA T175 R70 Fr. 0590. g
ra
30 NARA T175 R70 Fr. 0624.
31 SS-Jager Omer Zukic. Moja Bosno, moje zivovanje. S. 7. g
32 В составе 3-й хорватской горной бригады было создано подразделение мусульманской са- «э
- rä мообороны Хусейна Мильковича, действовавшее в Северной Боснии. Еще ранее защиту му- g-
сульманского населения Северо-Восточной Боснии от отрядов четников на себя взяла хорват- |
ско-мусульманская милиция, известная как «Гвардия Ибрагима». Подобные формирования iiE
Lj
пользовались полной поддержкой хорватских властей, разделяя идеологию ненависти и ис- Ä
ь
требительную политику усташей в отношении сербского населения. о
5
33 Mastilovic D. The role of Muslims in the genocide. P. 122.
(D
34 BA-MA. N 756. Sign. 168a.Pioniereinheiten der 13. Waffen-Gebirgs-Division-SS «Handschar». S. 3. ¡=
:c
35 Ретти C. Мусулмане в бою / «Zum Sieg. До перемоги». ч. 16 (17), 20.04.1944. C. 3. >¡2
36 Redzic E. Muslimansko Autonomastvo I 13. SS Divizija. S. 74; Tomasevich J. Rat i revolucija u Jugoslaviji §
1941-1945. S. 525. ra
s
37 BA-MA. N 756. Sign. 183b. 369. (kroat) Inf. Div. Iva, Br. Tgb. Nr. 632/43 geh. j|
38 Использовались и для преследования цыган. ^
39 Misao Reda /«Handzar». F.6. S. 7. к
40 Greble E. Sarajevo 1941-1945. Muslims, Christians and Jews in Hitler's Europe. P. 306. ............
ш
41 Hoare M. The Bosnian Muslims. P.52. g
о
42 Motadel D. Islam and Nazy Germany's war. P. 229. ^
43 Hoare M. The Bosnian Muslims. P. 54. 'g
44 NARA T175 R70 Fr. 0521. Ц'
45 Greble E. Sarajevo 1941-1945. P. 306. ц
46 Ibid. P. 308.
47 «Хандшар» действительно являлась первым «негерманским» соединением дивизионного типа, в то время как Эстонский и Латышский легионы СС, созданные также в феврале 1943 г., поначалу были боевыми единицами батальонного/полкового/бригадного состава, а их развертывание в дивизии произошло позднее, чем создание боснийской дивизии СС (10 февраля 1943 г.). Следует отметить, что 12 мая 1943 г. на фестивальной площади Загреба командир дивизии штандартенфюрер СС Обвурцер обратился к личному составу с речью, начинавшейся со слов: «Вы первые в Юго-Восточной Европе, кому дана возможность носить форму победоносных войск СС...» (Цит. по: BenderR.J., Taylor H.P. Uniforms, Organizations and History of the Waffen-SS. Vol. 3. R. James Bender Publishing; 1st edition. 1972. P. 137).
48 13-я горная дивизия войск СС «Ханджар» (хорватская № 1)была одной из самых многочисленных дивизий войск СС. На завершающем этапе подготовки (декабрь 1943) насчитывала в своих рядах 21 065 человек (360 офицеров, 1931 унтер-офицеров и 18 774 рядовых). С момента своего создания дивизия неоднократно переименовывалась:
S
Kroatische-SS-Freiwilligen-Division (1.03-2.07.1943); Kroatische SS-Freiwilligen-Gebirgs-Division (2.07-9.10.1943) SS-Freiwilligen-bosn.herzogow. Gebirgs-Division (Kroatien) (9.10-22.10.1943) 13.SS-Freiwilligen-bosn. herzogow. Gebirgs-Division (Kroatien) (22.10.1943-15.05.1944) 13.Waffen-Gebirgs-Division der SS Handschar (kroatische Nr.1).
Кроме официально утвержденных командованием войск СС названий, содержащих административно-географический отсыл к Хорватии, дивизия именовалась как «Мусульманская (легионерская) дивизия СС» и «Легион СС из боснийских мусульман». См.: NARA T175 R70 Fr. 0684.
49 Bohler J, Gerwarth R. The Waffen-SS... S. 263.
50 NARA T120 R1757 E025383.
51 NARA T120 R1757 E025388.
ФРОЛОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ — военный историк (DFrolov1991@yandex.ru). Россия.