Научная статья на тему 'Мусульманские сообщества Тюменской области'

Мусульманские сообщества Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
105
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мусульманские сообщества Тюменской области»

ционализм, как, впрочем, и национализм всех без исключения тюркских народов, носит ярко выраженный характер этнического национализма, при котором приоритет нации ставится выше прав и свобод личности. В этих условиях «демократизация», о стремлении к которой часто заявляют многие тюркские лидеры, построена на этнической социокультурной основе. В России, в частности, она ведет к формированию децентрализованной системы этнократий, еще менее демократичных, нежели на предыдущем этапе общественного развития. В этом кроется еще одна опасность пантюркизма, возбуждающая националистически-сепаратистские настроения у определенной части населения страны. Все это способно привести, и этому есть подтверждения в современной истории России, к возникновению и резкому обострению межнациональных конфликтов в российском обществе, грозящих непредсказуемыми последствиями, в том числе для федеративного устройства страны и ее территориальной целостности.

Зорин В.Ю., Рудаков А.В. «Межнациональные и

межконфессиональные отношения в Российской Федерации: Проблема раннего предупреждения и профилактики деструктивных явлений», Н. Новгород, 2008, с. 26-39.

М. Черепанов,

публицист

МУСУЛЬМАНСКИЕ СООБЩЕСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Трансформация социального пространства, происходящая в России, приводит к тому, что одними из акторов общественно-политических отношений становятся религиозные сообщества в лице своих представительств, составленных из наиболее активных членов данных сообществ. Политическое поле, где складываются общественно-политические отношения между различными акторами, предполагает выстраивание их позиций относительно близости к легитимному видению социального мира, праву на иерархизацию социальных интересов и общественных ресурсов. Наиболее выгодные позиции занимают как правило акторы с преимущественным обладанием различными видами капитала (экономического, культурного, социального и символического капитала). Основным для представительств религиозных сообществ является символический

капитал (под которым подразумеваются статус «носителей религиозных ценностей» и символическое право представлять определенное религиозное сообщество), накапливаемый в религиозно-конфессиональном поле социального пространства.

Из этого следуют три основные общественно-политические стратегии, успешная реализация которых, с одной стороны, отвечает интересам религиозных сообществ, а с другой - позволяет представительствам данных сообществ занять наиболее выгодные позиции в политическом поле:

1. Расширение зоны своего влияния в религиозно-конфессиональном поле социального пространства области (приумножение символического капитала).

2. Обеспечение официального признания светским обществом и государственными органами права конверсии символического в политический и социальный капитал.

3. Расширение своих возможностей доступа к общественным ресурсам (материальным, организационным, информационным).

Главное внимание нами уделено тактикам реализации основных общественно-политических стратегий официальных представительств мусульманского сообщества Тюменской области, поскольку именно их реализация во многом определяет место данного сообщества в общественно-политической жизни региона. Данная работа построена на материалах интервью с активом мусульманского сообщества Тюменской области, исламских СМИ. Исламское сообщество юга области представляет собой агломерацию сельских и городских мусульманских общин, которые более или менее формально присоединяются к трем институциям - Духовному управлению мусульман Тюменской области (ДУМ ТО), Тюменскому казыяту Духовного управления мусульман азиатской части России (КУМ ТО ДУМ АЧР) и представительству Центрального Духовного управления мусульман России (ЦДУМР). Именно эти организации выполняют функции официальных представительств мусульманского сообщества региона.

Одной из важнейших стратегий для тюменских ДУМ является расширение зоны своего влияния в религиозно-конфессиональном поле социального пространства области. Направления данной стратегии проявляются в форме внутриконфес-сиональной и межконфессиональной активности. В основе внутри-конфессиональной активности ДУМ региона лежит борьба за расширение сферы влияния в мусульманском сообществе Тюмен-

ской области. Наиболее успешно эта деятельность духовных управлений реализуется среди мусульманских общин сельской местности, не имеющих собственных авторитетных духовных лидеров. В меньшей степени влияние духовных управлений просматривается среди городских общин юга области, где имамами являются мусульмане, получившие религиозное образование, что дает им символическое право на самостоятельное решение тех или иных религиозных вопросов. Эти имамы отмечают формализованность связи с ДУМ области, характеризующуюся только юридическим прикреплением общин к ним.

Основное влияние духовных управлений мусульман проявляется на территории областного центра. Большим преимуществом в данном направлении деятельности обладает ДУМ ТО, в его состав входит 35 зарегистрированных мусульманских общин юга Тюменской области. За ДУМ ТО в пределах городской черты Тюмени закреплены три мечети: Соборная, деревни Казарово и посёлка Матмасы, собирающие в совокупности по пятницам около 670 мужчин и 70 женщин. Также к данному духовному управлению относятся два учебных заведения: Ембаевское медресе (в ноябре 2007 г. там обучалось 12 мальчиков; весной 2008 г. - 5), женское медресе при Соборной мечети (в ноябре 2007 г. обучалось 10 девочек; весной 2008 г. - 4). Проведение проповедей на русском языке, общем для полиэтничного мусульманского сообщества региона, способствует расширению поля влияния ДУМ ТО среди мусульман города. К преимуществу этой структуры можно отнести и многочисленный актив, все члены которого имеют религиозное образование, причем значительная их часть получила его в арабских странах.

Для некоторых мусульман исламское образование, полученное в арабских странах, является показателем высокого качества, нередко его называют «истинным» образованием. Другой частью мусульманского сообщества наиболее подходящим для российских условий признается лишь исламское образование, получаемое в отечественных медресе, нередко его называют «традиционным» образованием.

Работа с сельскими общинами, находящимися под юрисдикцией КУМ ТО ДУМ АЧР (в его ведении находится 17 общин), ведется посредством организации религиозных праздников и постоянных выездов главы казыята на места. Укрепление религиозного влияния на городские и сельские общины мусульман осуществля-

ется через информационное пространство мусульман региона. Периодически выходят газеты «Истина» (2 тыс. экз.), «Напоминание» (2 тыс. экз.), распространяются газеты «Современная мысль» (издается в Москве), «Ислам минбаре» (учредитель: ДУМ европейской части России (Московский муфтият)), «Ислам в Мордовии» (учредитель: ДУМ Республики Мордовия), исламский духовно-просветительский журнал «Золотой родник», редакция которого находится в Турции (учредитель: АО «ALTГNOLUK» в лице Аб-дуллаха Серта), постоянно публикуется информация в Интернете. С января 2007 г. при содействии КУМ ТО ДУМ АЧР начала выходить информационная мусульманская газета «Муслим инфо», освещающая деятельность мусульманских общин региона, в настоящее время она выходит при поддержке правительства Тюменской области.

Тюменское представительство ЦДУМР, состоящее на юге области из двух общин, имеет значительно меньшие возможности оказывать влияние на мусульманское сообщество областного центра. Это происходит в силу ориентации тюменского актива ЦДУМР лишь на татарское население (пятничные проповеди читаются на татарском языке). Также в распоряжении ЦДУМР в г. Тюмени имеется лишь один молельный дом, вмещающий около 100 человек. Тактика по расширению зоны влияния ЦДУМР в мусульманском сообществе областного центра опирается, в основном, на планы лидера тюменского представительства по строительству Соборной мечети «Ворота Сибири». Среди будущих преимуществ данной мечети, помимо возможности вмещать значительное количество прихожан, можно обозначить наиболее выгодное, в сравнении с остальными мусульманскими культовыми сооружениями, расположение в городе.

Межконфессиональная активность тюменских ДУМ не может быть охарактеризована однозначно. С одной стороны, ее целью является официальная демонстрация толерантности и диалогоспо-собности мусульманских представительств. Так, КУМ ТО ДУМ АЧР и ДУМ ТО взаимодействуют в рамках Конгресса религиозных общин Тюменской области (КРОТО) с протестантскими и иудейской организациями. Однако зачастую участие в КРОТО носит для представителей тюменских ДУМ именно демонстративный характер. Так, в интервью от 15.05.2007 г. Б., представитель ДУМ ТО, отметил: «... мы не видим эффекта работы КРОТО... многие действия в этой организации мы должны делать себе в ущерб».

С РПЦ взаимоотношения поддерживает, в основном, актив тюменского представительства ЦДУМР. Так, на вопрос: «А межконфессиональный диалог существует между вашей организацией и другими конфессиями?», прозвучавший в интервью от 13.09.2007 г., 3., представитель актива ЦДУМР в Тюменской области, ответил следующим образом: «Да, общаемся с представителями РПЦ. И пытаемся находить точки соприкосновения, оттого что проблемы у нас одинаковые». Весьма показательна и более чем лояльная позиция лидера ЦДУМР Т. Таджуддина в отношении православной конфессии. «С любовью от мусульман России», - с такими словами муфтий поставил свечу в Покровской церкви Тобольска.

С другой стороны, на характер межконфессиональных взаимоотношений влияет наличие у каждой конфессии стратегии по расширению зоны своего влияния в религиозно-конфессиональном поле социального пространства Тюменской области. Этот факт во многом объясняет негативную реакцию со стороны активистов некоторых ДУМ относительно содействия государственной власти и органов местного самоуправления укреплению позиций в религиозно-конфессиональном поле РПЦ МП.

Реализация стратегии по обеспечению официального признания светским обществом и государственной властью права конверсии ДУМ символического в политический и социальный капитал осуществляется посредством демонстрации своей легитимации и конструирования своей социальной и политической значимости (необходимости) для светского общества и государственной власти. Одним из основных принципов демонстрации своей легитимации для религиозных организаций является использование численности прихожан. Поэтому вопросы о количестве прихожан являются для представителей ДУМ весьма принципиальными. Так, например, после оглашения сотрудником ИПОС СО РАН результатов подсчета мусульман, присутствующих на пятничных намазах в тюменских мечетях, на заседании круглого стола «Религия и общество», проходившего 25.10.2007 г. в Тюменском государственном университете, лидер тюменского представительства ЦДУМР через несколько дней отказался сотрудничать с ИПОС СО РАН, ссылаясь на то, что вышеупомянутые подсчеты его обидели.

В настоящее время наиболее эффективно использовать численность прихожан для демонстрации своей легитимации могут лишь представители ДУМ ТО и КУМ ТО. Причем, если актив

ДУМ ТО имеет возможность говорить только о прихожанах, относящихся к духовному управлению мечетей и медресе, то представители КУМ ТО ДУМ АЧР могут использовать еще и абстрактное количество мусульман, читающих газеты, выпускаемые и распространяемые данным духовным управлением. Не имея широкой поддержки внутри мусульманского сообщества областного центра, демонстрация легитимации ЦДУМР сводится в основном к декларированию своей традиционности ЦДУМР для истории России и противопоставлению «толерантно-традиционалистской» идеологии «радикально-салафитской», которые в свою очередь играют роль различения (делают ЦДУМР отличным от остальных ДУМ). Так, лидер областного мухтасибата ЦДУМР в интервью от 13.09.2007 г. отмечает: «...мы (представители ЦДУМР) представители традиционной структуры, берущей свое начало с 1789 г.». Другой активист данной организации в интервью от 21.06.2007 г. обозначает особенность «традиционного» ислама следующим образом: «Ну, традиционный - это то, что у нас. То есть, когда к нам пришел ислам -то, что деды наши держали религию. То есть то, что нам досталось от наших предков, то, что от Пророка первое к нам пришло -именно правильное. А то, что сейчас заходит из Саудовской Аравии, слышали наверное. У них ведь все совсем другое, т.е. искажение пошло... Вы слышали о таком человеке, Абд-аль Ваххабе? Он использовал свое учение против мусульман, для того, чтобы разделить верующих. В традиционном исламе, например, нет такого, чтобы причинять вред неверующему, так как Аллах сказал, что в религии нет принуждения. А такие, как Абд-аль Ваххаб, силой заняли верх, не умом, а силой, т. е. людей убивали, а верующий человек так не будет делать. Ну, это все политика, все для того, чтобы разделить верующих». Однако чтобы добиться полной легитимации и успешно производить институализацию религиозных ценностей в жизни социума, духовным управлениям мусульман необходимо убедить других акторов социального пространства в своей необходимости.

Конструируемая тюменскими ДУМ необходимость для светской власти заключается в «самоосвященной» роли доверенного лица мусульманского сообщества. Другими словами, активисты всех ДУМ, ассоциируя себя с уммой, ассоциируют умму с собой, выступая перед светской властью «мусульманским сообществом Тюменской области» в одном лице. Показательным является то, что все интервьюируемые активисты ДУМ в Тюменской области,

как правило, ассоциируют свое мнение по каким-либо общественным или догматическим вопросам с мнением уммы, отвечая, например, на вопрос не «я считаю», а «мы считаем». Например, интервью с А., представителем ДУМ ТО, от 27.07.2007 г. Вопрос: «Но кроме ислама существуют другие религии, которые исповедуют веру в единого Бога. Как складываются отношения с ними?» Ответ: «Отношения добрые. Мы уважаем каждого человека и его выбор, но кроме того мы призываем к своему выбору». Интервью с 3., представителем ЦДУМР в Тюменской области, от 13.09.2007 г. В.: «Многие мусульмане ассоциируют ваше управление с неким носителем "традиционного" ислама. А как вы считаете, что означает это понятие?» О.: «У каждого народа, каждой культуры есть основа. Мы живём по Корану, по Сунне Пророка, и от этого не отходим. Но есть адаптация к местности, адаптация к культуре, и когда нам что-то начинают навязывать...». Наряду с этим, всеми духовными управлениями официально декларируются признание существующей государственной системы и поддержка доминирующих политических сил страны.

В результате успешно проводимых тюменскими ДУМ легитимации и конструирования необходимости для государственной власти имеют место попытки конверсии со стороны мусульманских представительств символического в политический капитал. Так, в связи с решением суда г. Бугуруслана Оренбургской области о признании 16 мусульманских книг экстремистскими ряд российских мусульманских лидеров, среди которых был муфтий Тюменской области Г. Бикмулин, опубликовали заявление, в котором настаивали на своем праве объявлять мусульманскую литературу экстремистской. Поддержку идее создания экспертной комиссии из «авторитетных богословов» выразил и казый КУМ ТО ДУМ АЧР Фатых Гарифуллин.

Конструируемая духовными управлениями необходимость для светского общества заключается в «самоосвященной» роли носителей знаний об «истинных» нравственных ценностях. Другими словами, активисты ДУМ декларируют то, что институализация в жизни светского социума принципов исламского вероучения (источниками которого помимо Корана, Сунны и фикха является интерпретация этого активом ДУМ) будет способствовать укреплению нравственности в светском обществе. Так, в своем интервью для журнала «Мир национальностей» лидер ДУМ ТО отметил: «...Самый лучший человек - это богобоязненный человек. Пяти-

кратная молитва, пожертвования, паломничество. Не обижать. Не оскорблять. Не убивать, не проливать кровь. За все это мы ответим на Страшном суде...» Наиболее активная деятельность в этом направлении отмечается со стороны актива КУМ ТО ДУМ АЧР. Это проявляется, в основном, в заявлениях и протестах лидера КУМ ТО, размещенных на мусульманских сайтах, относительно греховных явлений в светском обществе. Имеют место также эпизодические попытки конверсии со стороны отдельных активистов КУМ ТО ДУМ АЧР символического капитала в социальный. Так, в конце 2007 г. один из членов данной организации, не имея соответствующего светского образования, пытался устроиться в качестве преподавателя на кафедру религиоведения в Тюменский государственный нефтегазовый университет, мотивируя это наличием религиозного образования.

Активность остальных ДУМ относительно данного направления общественно-политической жизни Тюменской области выражается, в основном, в посещении их лидерами светских мероприятий. Так, тюменский муфтий периодически принимает участие в различных конференциях, устраиваемых светской и научной общественностью. Однако, в целом, тактики по институализации религиозных ценностей в жизни социума носят скорее внутриконфесоиональный характер. Так, вышеупомянутые заявления и протесты лидера КУМ ТО размещаются, в основном, в мусульманских газетах и на исламских сайтах. Участие лидеров тюменских ДУМ в мероприятиях межрелигиозного и светского характера иногда вызывает недовольство среди некоторых мусульманских групп, что подтверждается интервью с отдельными активистами ДУМ региона: с Б., представителем ДУМ ТО, от 15.05.2007 г. - Вопрос: «А на параде 9 мая мусульманской колонной не хотелось пройти?» Ответ: «Нет, этого не надо. Эти шествия не соответствуют нашим канонам. Есть даже такие люди, которые за то, что я на трибуне стоял во время парада 9 мая 2007 г. рядом с представителями региональных, муниципальных органов власти и РПЦ МП, чуть ли не кафиром меня называли». Подобные случаи снижают активность институализации религиозных ценностей в светском обществе со стороны официальных мусульманских институций Тюменской области.

Деятельность по реализации мусульманскими представительствами в Тюменской области стратегии расширения своих возможностей доступа к общественным ресурсам сводится к ак-

тивности относительно приобретения территорий под постройку религиозных сооружений, а также возможности получения финансовых средств областного бюджета на реализацию различных программ и мероприятий. В целом, тюменские ДУМ в силу отсутствия у них власти над религиозно-конфессиональным полем социального пространства региона, низкой эффективности внутриконфессио-нальной направленности тактики по институализации исламских ценностей в социуме не могут в полной мере конвертировать накопленный символический капитал в социальный, воспользоваться потенциально доступными общественными ресурсами без поддержки государственной власти. Это является одним из факторов появления мусульманских институций, способных представлять функциональную альтернативу официальным представительствам мусульманского сообщества.

Такими институциями в Тюменской области могут быть обозначены мусульманская молодежная организация «Ихсан» и запрещенная в России «Хизб ут-Тахрир аль Ислами». В настоящее время активом «Ихсан» целью своей деятельности обозначается объединение мусульманской молодежи. Деятельность «Хизб ут-Тахрир», наиболее активно осуществляемая в 2002-2004 гг., была направлена на распространение «чистого» ислама. Так, на вопрос интервью от 11.09.2007 г.: «Можно ли назвать актив "Хизб ут-Тахрир" салафитами?», А., представитель данной организации, ответил: «Да, мы все салафиты». Нередко руководство ДУМ региона подвергалось критике со стороны актива «Хизб ут-Тахрир аль Ис-лами». Показательными в этом отношении являются некоторые высказывания А. в интервью от 04.12.2007 г.: «На сегодня "Хизб ут-Тахрир" единственная партия Аллаха, которая решает проблемы мусульман. А больше я не вижу, кто этим занимается. Может, конечно, и есть единичные лица, но не организации»; интервью от 11.09.2007 г.: «Надо смотреть, из чего ДУМ ТО исходит, из чего Талгат Таджуддин исходит - это все государственные организации. Разве Пророк относил себя к какому-либо государству? В исламе вообще такого нет»; интервью от 04.12.2007 г.: «В Коране Аллах говорит, чтобы не было сотрудничества с "законом неверия". Это одна из основ веры, а если человек в своих поступках действует иначе, его действия противоречат словам Аллаха. То есть, как он может агитировать за "Единую Россию"?.. Многое ведь нам не запрещается. Например, нам не запрещается ходить на выборы - это

наш выбор: идти или нет. Но агитировать нельзя. Так, например, в "Истине" агитируют за Путина».

Таким образом, место мусульманского сообщества в общественно-политической жизни Тюменской области во многом определяется тактиками реализации основных стратегий ДУМ региона, низкая эффективность которых является одним из факторов появления иных институций, способных вступать в общественно-политические отношения от лица мусульманского сообщества.

«Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион», Р.-на-Д., 2009, № 3, с. 24-28.

Евгений Кратов, Наталья Кратова, кандидаты исторических наук ИСЛАМ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Географически Карачаево-Черкесская Республика (КЧР) расположена в западной части Северного Кавказа, где, как известно, влияние ислама не столь сильно, как на востоке региона. Тем не менее эта республика может однозначно считаться мусульманской. Она типична с точки зрения происходящих в ней религиозных процессов. Карачаево-Черкесская Республика вместе с другими мусульманскими субъектами Российской Федерации пережила бурный период религиозного ренессанса, испытав на себе религиозно-политические интриги. Наконец, как и всем, ей пришлось столкнуться с феноменом исламского радикализма.

Вместе с тем КЧР удалось избежать острых социально-политических ситуаций, которые имели место на соседних территориях. Заметим, что даже в момент политического кризиса никому не удалось разыграть «исламский фактор», что, безусловно, спасло республику от глубокой дестабилизации. Здесь я бы отметил, в частности, роль муфтия Карачаево-Черкесии, главы Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), Исмаила Бердиева, который за последние годы стал религиозным (да и политическим) деятелем общекавказского масштаба. Приходится признать, что сегодня исламу в КЧР посвящено не так уж много исследований. Это, по-видимому, объясняется относительным спокойствием религиозной ситуации в республике. Тем не менее ислам Карачаево-Черкесии, безусловно, достоин тщательного науч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.