Научная статья на тему 'Мусульманские памятники Бахчисарая и округи в описании А. С. Уварова'

Мусульманские памятники Бахчисарая и округи в описании А. С. Уварова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / САЛАЧИК / ЧУФУТ-КАЛЕ / ДЮРБЕ / А.С. УВАРОВ / CRIMEA / GOLDEN HORDE / SALACHIK / CHUFUT-KALE / DURBE / A.S. UVAROV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Могаричев Юрий Миронович

А.С. Уваровым в рамках большого проекта «Исследования о древностях Южной России и берегов Черного моря» планировался обзор археологических памятников Горного Крыма. Данный труд остался незавершенным. Рукопись ныне храниться в Отделе письменных источников ГИМа. Основное внимание А.С. Уваров уделял античным и христианским памятникам. При этом, не обошел он вниманием и ряд мусульманских объектов, в частности расположенных в Бахчисарае и его округе. О Бахчисарайском ханском дворце граф упоминает вскользь. Более подробно он описывает мавзолей Менгли-Гирея в Салачике. Особое внимание А.С. Уварова на Чуфут-Кале привлекло дюрбе Джанике-Ханым дочери Тохтамыща, умершей в 1437 г. Это один из самых ранних подробных обзоров этого памятника золотоордынского времени. А.С. Уваров анализирует строительную историю дюрбе, его место в системе золотоордынских объектов юго-западного Крыма, местные легенды, связанные с мавзолеем. В целом уваровское представление о памятнике близко к взглядам современных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Muslim monuments of Bakhchisaray and at the area in the description of A.S. Uvarov

A.S. Uvarov in the frame of big project “Studies on antiquities of Southern Russia and Black Sea Coasts” planned to make a review of archeological sites of the Mountain Crimea. That work remains unfinished. The manuscript is currently held by State Historical Museum, at the department of manuscripts and early printed books. A.S. Uvarov mainly emphasized the Christian and Antique monuments. However, he didn`t lose sight also several Muslim objects, in particular situated in Bakhchisaray and at the area. He briefly mentioned the Khan palace. In detail, he described mausoleum of Mengli Giray in Salachik. On the Chufut-Kale, he emphasized the durbe of Dzhanike-Hanim daughter of Tokhtamysh, died in 1437. This is one of the earliest review of that monument of Golden Horde time. A.S. Uvarov analyzed history of construction of the Durbe, it`s place in system of Golden Horde monuments of southwest Crimea and local legends connected with mausoleum. In general, Uvarov`s perception of the monument is close to views of the modern researchers.

Текст научной работы на тему «Мусульманские памятники Бахчисарая и округи в описании А. С. Уварова»

УДК 902.26/904

МУСУЛЬМАНСКИЕ ПАМЯТНИКИ БАХЧИСАРАЯ И ОКРУГИ В

ОПИСАНИИ А.С. УВАРОВА

© 2018 г. Ю. М. Могаричев

А.С. Уваровым в рамках большого проекта «Исследования о древностях Южной России и берегов Черного моря» планировался обзор археологических памятников Горного Крыма. Данный труд остался незавершенным. Рукопись ныне храниться в Отделе письменных источников ГИМа. Основное внимание А.С. Уваров уделял античным и христианским памятникам. При этом, не обошел он вниманием и ряд мусульманских объектов, в частности расположенных в Бахчисарае и его округе. О Бахчисарайском ханском дворце граф упоминает вскользь. Более подробно он описывает мавзолей Менгли-Гирея в Салачике. Особое внимание А.С. Уварова на Чуфут-Кале привлекло дюрбе Джанике-Ханым - дочери Тохтамыща, умершей в 1437 г. Это один из самых ранних подробных обзоров этого памятника золотоордынского времени. А.С. Уваров анализирует строительную историю дюрбе, его место в системе золотоордынских объектов юго-западного Крыма, местные легенды, связанные с мавзолеем. В целом уваровское представление о памятнике близко к взглядам современных исследователей.

Ключевые слова: Крым, Золотая Орда, Салачик, Чуфут-Кале, дюрбе, А.С. Уваров.

В 1848 г. на Юг России по поручению Комиссии Петербургского археоло-го-нумизматического общества в научную археологическую поездку отправился граф А.С. Уваров. Путешествие осуществлялось в рамках проекта «Исследования о древностях Южной России и берегов Черного моря». Впоследствии по результатам экспедиции было опубликовано два выпуска трудов (1851 и 1856 гг.). Также был издан том иллюстраций (1853 г.). В рамках указанного проекта А.С. Уваровым планировался научный очерк об археологических памятниках Горного Крыма, в первую очередь, «пещерных городах», который должен было войти в третий выпуск (Тункина, 1996, с. 165-166). Однако данный труд остался незавершенным. Рукопись ныне хранится в Отделе письменных источников Государственного исторического музея (ГИМ) (Уваров, Архив ГИМ).

По поручению А.С. Уварова, сопровождавшим его художником М. Вебелем, было сделано несколько рисунков, составивших так называемый «Неизданный альбом Уварова» (Тункина, 1996, с. 167). В настоящей работе мы приводим помещенные там изображения мавзолеев Менгли-Гирея (рис. 1) и Джанике-ханым (рис. 2).

А.С. Уваров, в первую очередь, известен как исследователь античных и христианских памятников Юга России (Тункина, 1996). При подготовке рукописи исследователь обратил внимание и на ряд мусульманских памятников, в первую очередь, расположенных в Бахчисарае и его округе.

Бахчисарай А.С. Уваров описывает кратко: «Бахчисарай столько раз был описан, что это место одно из известнейших всего Крымского полуострова. Нам остается только обратить внимание на некоторые археологические памятники, или не довольно еще объясненные, или не представленные в надлежащем значении (Вставка на полях. - Авт. «При Ханах, в самом Бахчисарайском дворце находился монетный двор, на котором чеканили мелкие монеты, называемые бесчелик») (Уваров, Архив ГИМ, л. 46 об). Вероятно, информация о монетном дворе в Хан Сарае заимствована Уваровым у французского путешественника Обри де ля Мотре, побывавшего в Крыму в 1711 г. (Путешествие, 2006, с. 184-187). «Хан повелел чеканить в пределах дворца мелкую монету под названием «бесче-лик» достоинством в 5 аспров» (Путешествие, 2006, с. 190). На сочинение Мотре граф несколько раз ссылается в рукописи.

В предместье Бахчисарая - Салачике -А.С. Уваров сконцентрировал внимание на дюрбе Менгли-Гирея, при этом, умолчав о другом, не менее известном объекте - Зинджер-лы-Медресе (Герцен, Могаричев, 2016, с. 23). «При самом начале ущелья возвышается памятник, известный под именем гробницы Менгли-Гирея ... Большие ворота в мавританском стиле (слово неразборчиво. - Авт.) ведут в преддверие, по обеим сторонам его находятся углубленные места или махарабы, в которых становится Мулла. Дверь, ведущая в самую гробницу изукрашена надписями и узорами, в ряды пересекающимися прямыми шестиугольниками разной величины. Грани

самого здания украшены во всю величину жгутами. Крыша теперь покрыта черепицею, но имела, вероятно, другую форму, была соответствующей богатству остального здания. Вероятно, что глава украшалась полумесяцем и осеняла здание. Во 2 томе Записок Одесского общества изданы были все Бахчисарайские надписи (Бахчисарайские арабские и турецкие надписи, 1850. - Авт.), в том числе и надпись, иссеченная на дверях этой гробницы (Бахчисарайские арабские и турецкие надписи, 1850, с. 526 - Авт.), но не упомянуто о надписи, идущей в круге самой двери. На двери написано: «Эту священную, покойную и красивую гробницу приказал соорудить Великий Хан, знаменитый Хакан, повелитель мира Менги-Гирей-Хан, сын Хаджи-Гирей-Хана 907 (1501 от Р.Х.)». Мы видим, что эта надпись не говорит нам, кому предназначалась эта гробница; полагают, что Менгли-Гирей выстроил ее для своего отца Хаджи-Гирея. Год назначенный 907 неправилен, ибо Менгли-Гирей умер в (вставка на полях «исследовать время его царствования»)» (Уваров, Архив ГИМ, л. 47-47 об).

Среди памятников Чуфут-кале наибольшее впечатление на исследователя произвело дюрбе Джанике-ханым: «1437 или 1438. Между жителями Чуфут-кале живо сохранилось предание о дочери Тохтамыша, Нене-кеджан ханым. Гробница ее, есть одна из красивейших, скажу даже великолепнейших зданий всего города ... Оно рассказывает, что Ненекеджан ханым влюбилась в какого-то Генуэзского дворянина, но, так как отец не согласился на их брак, то она убежала и искала убежища в крепости Кыркор. Тохтамыш отправил за ними целый отряд, но который не мог взять город. Некоторое время спустя, Генуэзец, обманом отдал ее в руки Татар и был убит. Ненекеджан в отчаянии бросилась с крепостных стен. Тохтамыш воздвигнул ей этот памятник. В этом предании, наверное, основа истинная, но приукрашенная восточным воображением. Памятник дочери Тохтамыша обращен выходом к северо-западу и выстроен весь из белого песчаного камня. По обеим сторонам дверей

выдаются две стены каждая с оси были маха-рабами. Дверь украшена изречениями из Алкорана, а обе стены у входа резными витыми украшениями, высеченными из камня. Судя по несообразности, существующей между рисунками, в особенности в длине их, и по черепичной крыше, явным образом видно, что памятник сильно пострадал со стороны главного входа. Внутренний его фасад походил на фасад памятника Менгли-гирея и, может быть, служил ему образцом. Предание, рассказанное выше, старается даже объяснить и свою пользу арабески, покрывающие этот памятник. На обеих выдающихся стенах находятся длинные четырехугольные узоры, кончающиеся в самом низу витыми украшениями сердцеобразно. Народ говорит, что эти два украшения должны представлять пылающие сердца и относиться к истории Ненекеджан-ханым. Основание памятника прикрыто скопившеюся землею и разными остатками развалин. Отделка всего этого здания не принадлежит нам кажется Татарскому зодчеству, а принадлежит, вероятно, европейским художникам, подражавшим восточной архитектуре. Когда сравнивают это здание с гробницей Менгли-Гирея, то легко заметить, что памятник дочери Тохтамыша удаляется от чисто восточной архитектуры. Из сравнения этих двух зданий, видно, что в этом последнем не достает всей верхней части преддверия, большая удобная лестница напоминает греческие храмы» (Уваров, Архив ГИМ, л. 58-59 об). Замечание А.С. Уварова об архитектурных особенностях памятника верное. Он застал дюрбе не в первоначальном виде. Н.Н. Мурзакевич в 1836 г. писал, что памятник был до половины разрушен. В 1845 г. Новороссийский генерал-губернатор М.С. Воронцов помог получить средства на ремонт мавзолея. В результате ремонта была восстановлена верхняя часть стен, смонтирована шатровая черепичная крыша, стены внутри здания оштукатурены, изготовлены двери и оконный переплет. Таким образом, А.С. Уваров видел уже «отреставрированный» памятник, который частично утратил свой первоначальный вид.

ЛИТЕРАТУРА

Бахчисарайские турецкие и арабские надписи // Записки Одесского общества истории и древностей. № 2. Отд. I -III. Одесса, 1848. С. 489-528.

Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Кырк-ер-Чуфут-Кале. Крепость на краю седьмого климата. Симферополь: Антиква, 2016. 312 с.

Путешествие г-на О. де ля Мотре по Европе, Азии и Африке. / Пред., ком. И.И. Вдовиченко // Историческое наследие Крыма. № 12-13. Симферополь, 2005. С. 184-207.

Тункина И.В. Уваров и древности Южной России (конец 1840-х - начало 1850-х гг.). // Погибшие святыни. Охраняется государством. Четвертая Российская научно-практическая конференция. СПб., 1996. С. 163-181.

Уваров А.С. Жители Таврических гор. Исследования о древностях Южной России и берегов Черного моря / Архив Отдела письменных источников Государственного исторического музея. Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 196. Л. 18 об.-84.

Информация об авторе:

Могаричев Юрий Миронович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой социального и гуманитарного образования, Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования (г. Симферополь, Россия); mogara@rambler.ru

THE MUSLIM MONUMENTS OF BAKHCHISARAY AND AT THE AREA IN THE DESCRIPTION OF A.S. UVAROV

Yu. M. Mogarichev

A.S. Uvarov in the frame of big project "Studies on antiquities of Southern Russia and Black Sea Coasts" planned to make a review of archeological sites of the Mountain Crimea. That work remains unfinished. The manuscript is currently held by State Historical Museum, at the department of manuscripts and early printed books. A.S. Uvarov mainly emphasized the Christian and Antique monuments. However, he didn't lose sight also several Muslim objects, in particular situated in Bakhchisaray and at the area. He briefly mentioned the Khan palace. In detail, he described mausoleum of Mengli Giray in Salachik. On the Chufut-Kale, he emphasized the durbe of Dzhanike-Hanim - daughter of Tokhtamysh, died in 1437. This is one of the earliest review of that monument of Golden Horde time. A.S. Uvarov analyzed history of construction of the Durbe, its place in system of Golden Horde monuments of southwest Crimea and local legends connected with mausoleum. In general, Uvarov's perception of the monument is close to views of the modern researchers.

Keywords: Crimea, Golden Horde, Salachik, Chufut-Kale, Durbe, A.S. Uvarov.

About the Author:

Mogarichev Yuriy M. Doctor of Historical Sciences. Professor, Crimean Republican Institute of Postgraduate Pedagogical Education. Lenin St., 15, Simferopol, 295001, Russian Federation; mogara@ rambler.ru

Рис. 1. Салачик. Мавзолей Менгли-Гирея. Из неизданного альбома А.С. Уварова. 1848 г.

Рис. 2. Чуфут-кале. Мавзолей Джанике-ханым. Из неизданного альбома А.С. Уварова. 1848.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.