Научная статья на тему 'МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ В РФ'

МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ В РФ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мусульманские образовательные центры в РФ / система исламского образования в Москве / Санкт-Петербурге / Казани / Уфе / Махачкале / Нальчике / Грозном / Джанкое / высшее образование / среднее профессиональное образование / начальное образование / мактаб / медресе / имам / имам-хатыб / имам-мухтасиб / мугаллим / религиоэное и светское образование / теолог / богослов / преподаватель / переводчик / арабский язык / турецкий язык / английский язык / Коран / Сунна / Фикх / ханафитский масхаб / шакирд / подготовительные курсы / мусульманские вузы / программы магистратуры и бакалавриата / ДУМ РФ / Совет муфтиев РФ / муфтият / Организация исламского сотрудничества (ОИС) / Федерация университетов мусульманского мира (FUIM) / Исламский Центр в Женеве / исламские фонды / Малайзия / Марокко / ОАЭ / Саудовская Аравия / Индонезия / Турция / Египет / Moslem educational centers in the Russian Federation / Islamic education system in Moscow / St. Petersburg / Kazan / Ufa / Makhachkala / Nalchik / Grozny / Dzhankoy / higher education / secondary vocational education / elementary education / maktab / madrasah / imam / imamkhatib / imam-mukhtasib / mugallim / religious and secular education / theologian / religious scholar / teacher / translator / Arabic language / Turkish language / English language / Koran / Sunnah / Fiqh / Hanafi Mashab / Shakird / training courses / Moslem universities / master's and bachelor's programs / Spiritual Board of Moslems of the Russian Federation / Council of Muftis of the Russian Federation / muftiate / Organization of Islamic Cooperation (OIC) / Federation of Universities of the Moslem World (FUIM) / Islamic Center in Geneva / Islamic funds / Malaysia / Morocco / UAE / Saudi Arabia / Indonesia / Turkey / Egypt

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сченснович В. Н.

Система современного исламского образования в России включает начальное религиозное образование, среднее религиозное образование и высшее, где сосредоточены три направления: коранические науки, шариатские науки, исламское богословие. Мусульманское образование в РФ интегрировано в государственную систему координат. Выпускники получают дипломы государственного образца, а религиозное образование выступает легитимной альтернативой светскому. В статье дан краткий анализ исламских вузов и средних учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга; Республики Татарстан; Республики Башкортостан; Чеченской Республики, Республики Дагестан; Крыма (Бахчисарай, Джанкой).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moslem educational centers in the Russian Federation

The system of modern Islamic education in Russia includes primary religious education, secondary religious education and higher education, where three areas are concentrated: Koranic sciences, Sharia sciences, Islamic theology. Moslem education in the Russian Federation is integrated into the state coordinate system. Graduates receive state diplomas, and religious education acts as a legitimate alternative to secular education. The article provides a brief analysis of Islamic universities and secondary educational institutions in Moscow and St. Petersburg; Republic of Tatarstan; Republic of Bashkortostan; Chechen Republic, Republic of Dagestan; Crimea (Bakhchisaray, Dzhankoy).

Текст научной работы на тему «МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ В РФ»

МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Сченснович В.Н.*

МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ В РФ

DOI: 10.31249/rimm/2024.01.02

Для цитирования: Сченснович В.Н. Мусульманские образовательные центры в РФ // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. 2024. № 1 (331). Б01: 10.31249/rimm/2024.01.02

Аннотация. Система современного исламского образования в России включает начальное религиозное образование, среднее религиозное образование и высшее, где сосредоточены три направления: коранические науки, шариатские науки, исламское богословие. Мусульманское образование в РФ интегрировано в государственную систему координат. Выпускники получают дипломы государственного образца, а религиозное образование выступает легитимной альтернативой светскому. В статье дан краткий анализ исламских вузов и средних учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга; Республики Татарстан; Республики Башкортостан; Чеченской Республики, Республики Дагестан; Крыма (Бахчисарай, Джанкой).

Ключевые слова: мусульманские образовательные центры в РФ; система исламского образования в Москве, Санкт-Петербурге; Казани; Уфе; Махачкале; Нальчике; Грозном; Джанкое; высшее образование; среднее профессиональное образование; начальное образование; мактаб; медресе; имам; имам-хатыб; имам-мухтасиб; мугаллим; религиоэное и светское образование; теолог; богослов; преподаватель; переводчик; арабский язык; турецкий язык; английский язык; Коран; Сунна; Фикх; ха-нафитский масхаб; шакирд; подготовительные курсы; мусульманские вузы; программы магистратуры и бакалавриата; ДУМ РФ; Совет муф-

* Сченснович В.Н., ведущий редактор, Редакция журналов «Россия и мусульманский мир» на рус. и англ. яз., ИНИОН РАН, e-mail: vl-lyuba9@yandex.ru

тиев РФ; муфтият; Организация исламского сотрудничества (ОИС); Федерация университетов мусульманского мира (ЕШМ); Исламский Центр в Женеве; исламские фонды; Малайзия; Марокко; ОАЭ; Саудовская Аравия; Индонезия; Турция; Египет.

Становление системы исламского образования в Москве принято исчислять с 1744 г., когда на территории Татарской слободы построили первую мечеть. После Октябрьской революции эта система практически разрушилась. В 1990-е годы встал вопрос о создании учебных заведений, где будущие теологи и богословы могли бы получать исламское образование, с поправкой на реалии светского государства.

Система современного исламского образования в России включает начальное религиозное образование, среднее религиозное образование и высшее, где сосредоточены три направления: коранические науки, шариатские науки, исламское богословие. Мусульманское образование в России интегрировано в государственную систему координат. Выпускники получают дипломы государственного образца, а религиозное образование выступает легитимной альтернативой светскому.

В 1999 г. в Москве по инициативе Духовного управления мусульман европейской части России (сейчас это ДУМ РФ) был создан Московский исламский институт (МИИ) - первый исламский вуз в столице.

В институте преподается теология по программам бакалавриата и магистратуры. Среди изучаемых дисциплин - коранистика, хадисоведение, культовая практика, исламское право, основы проповеднической деятельности, история, философия, мусульманская богословская мысль России, этика, источниковедение, исламская культура и этика, педагогика, экономика, арабский, русский, турецкий, английский языки, правоведение, религиоведение, психология, информатика. Выпускники работают имамами, религиоведами, переводчиками, преподавателями, журналистами.

В Москве также существуют:

Медресе при Московской Соборной мечети / Медресе «Исмаилия»;

Медресе при Московском исламском колледже;

Медресе «Аль-Фатиха» при Московской мемориальной мечети на Поклонной горе;

Медресе «Милость» при МРОМ (Местной религиозной организации мусульман) Южного и Северного Бутово;

Медресе МРОМ «Кяусар» Северного и Южного Чертанова;

Медресе МРО «Община мусульман «Рисалят».

Есть медресе в Образовательном центре «Медина», ислам изучают также на Курсах по основам ислама при Исторической мечети Москвы.

Санкт-Петербургский исламский институт религии и права (Восточная академия) придает большое значение академической науке: текстологии, изучению первоисточников - Корана и хадисов. Для поступающих в этот вуз доступны следующие дисциплины: основы Ислама, правила чтения Корана, нравственность, а также жизнеописание пророка Мухаммада (сира). Занятия ведут выпускники Московского исламского института, одновременно преподающие на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета.

Башкортостан

Российский исламский университет при Центральном духовном управлении мусульман в Башкирии (РИУ ЦДУМ, г. Уфа) был учрежден в 1999 г. на базе уфимского медресе. В 1999-2005 гг. учебное заведение располагалось в здании мечети «Ляля-Тюльпан». В 2001 г. в собственность мусульман Башкирии было возвращено здание знаменитого медресе «Галия», где и стал базироваться университет. В 2003 г. учебное заведение было преобразовано в Российский исламский университет России. Приём абитуриентов осуществляется по двум специальностям: «Теология» и «Подготовка религиозного персонала». Обучение ведётся на дневном, вечернем и заочном отделениях, раздельно для мужчин и женщин. Университет осуществляет подготовку имам-хатыбов, имам-мухтасибов, мугаллимов, преподавателей исламских наук и арабского языка.

Имам-хатыб - тот, кто читает проповедь по пятницам. Имам-мухтасиб - специалист по исламскому праву. Мугаллим -преподаватель.

Татарстан

Казанский исламский университет - КИУ (иногда его называют Исламским институтом) считается крупнейшим мусульманским образовательным учреждением России. Он был создан в 1998 г. по инициативе Совета муфтиев России, Духовного

управления мусульман Республики Татарстан и Института истории им. Шигабутдина Марджани Академии наук Татарстана. Университет готовит специалистов по исламской теологии, в области истории, права, языка, исламской экономики. Основной профиль КИУ - подготовка священнослужителей и персонала религиозных объединений.

Исламский институт с 2013 г. является постоянным членом исполнительного комитета Федерации университетов мусульманского мира (БШМ) - коллективного органа Организации исламской солидарности (ОИС). Выпускники могут продолжить образование в исламских учебных заведениях Малайзии, Марокко, ОАЭ и в странах, с которыми заключены двусторонние договоры.

Самым большим и старейшим медресе Татарстана является «Мухаммадия», которое, как и другие мусульманские учебные заведения в республике, готовит специалистов в рамках ханафит-ского мазхаба. Оно предоставляет возможность получения исламского образования по нескольким ступеням - среднее трехгодичное образование и пятилетнее профессиональное образование. По итогу пятилетней учебы выпускникам выдается диплом о среднем профессиональном религиозном образовании.

Медресе в Татарстане находятся не только в Казани. Они работают в разных уголках республики. Среди них выделяется Урус-синское средне-специальное медресе «Фанис». Здесь действуют факультеты шариата и подготовки хафизов Корана (знатоков Корана), ведется углубленное изучение английского, татарского языков и истории. Шакирды (учащиеся) «Фаниса» имеют возможность получить не только диплом о среднем профессиональном религиозном образовании, но и аттестат о среднем образовании (если поступили учиться после 9-го класса). В дальнейшем полученный аттестат позволяет им продолжить образование в светском вузе. Еще три медресе работают в Набережных Челнах, Мамады-ше, Кукморе, Буинске, Альметьевске.

Самым молодым вузом Татарстана считается Болгарская исламская академия - БИА (Спасский район, Татарстан) -первый набор состоялся в 2017 г. В совет учредителей Академии входят Центральное духовное управление мусульман России, Духовное управление мусульман РФ и Духовное управление мусульман Республики Татарстан. Академия стала вузом нового типа, превратилась в один из центров исламского образования. В Болгарской академии готовят магистров и докторов исламских наук по четырем специальностям: «Исламское право», «Исламская

экономика», «Коранические науки» и «Исламская мысль». В феврале 2022 г. Академия получила аккредитацию на реализацию новой магистерской программы по теологии, профиль «Государственно-конфессиональные отношения в контексте исламской теологии». Теперь выпускники БИА получают два диплома - религиозного образца и светский документ. В академии обучают преподаватели из Сирии, Йемена, Египта. Из 47 дисциплин 36 изучаются на арабском, 11 светских предметов - на русском.

Северный Кавказ

Система исламского образования в республиках Северного Кавказа представлена тремя уровнями: примечетские начальные школы (мактабы), медресе и исламские высшие учебные заведения.

Дагестанский исламский университет (ДИУ) имени шейха Мухаммад-Арифа в Махачкале открылся в 2000 г. Его учредителем стал Муфтият Республики Дагестан. В соответствии с требованиями о высшем образовании студенты вместе с духовными дисциплинами изучают и гуманитарные науки.

Необходимо отметить и другие вузы Дагестана: в Махачкале - Университет имени имама Шафии и Исламский университет имени шейха Шарапудина аль-Кикуни;

в Буйнакске - Исламский университет имени Сайфуллы Кади; в Дербенте - Исламский университет имени шейха Абдул-лы-эфенди;

в Кизилюрте - Исламский институт имени имама Шамиля; в Хасавюрте - Исламский институт имени Сайидмухаммад-Хаджи Абубакарова, Исламский институт имени Имама Ащъари и Исламский институт им. Магомеда Умаханова.

Особо следует выделить Северо-Кавказский исламский университет имени Имама Абу Ханифы в г. Нальчике (основан в 1993 г.). Вуз был назван в честь одного из величайших ученых и толкователей закона в исламе. Учебный план университета включает такие дисциплины, как Коран, Сунна и Фикх, философия и история исламской культуры.

Выпускники этого вуза могут работать в Организации Исламского сотрудничества (ОИС), в Исламском центре в Женеве, в исламских фондах и др. Университет поддерживает академические и исследовательские программы с партнерами из Саудовской Аравии, Малайзии, Индонезии, Турции, Египта и других стран.

В Чечне организован Российский исламский университет имени Шейха Кунта-Хаджи. Его еще называют Высшей школой шариата. Здесь, в Грозном, студенты обучаются семь лет, диплом пишут на арабском языке. Почти все преподаватели вуза - выпускники университетов Ближнего Востока, чаще всего это Сирия и Египет, но есть и ОАЭ, Саудовская Аравия, Пакистан, Малайзия и Тунис.

Крым

В Крыму на базе старейшего высшего учебного заведения Восточной Европы, уцелевшего в советский период - Зынджырлы-медресе, в Бахчисарае планируется открыть Мусульманский университет по подготовке богословов и теологов. Это будет первое высшее учебное мусульманское заведение в Крыму. Вуз будет готовить богословов, теологов, специалистов исламского права. Крымские власти стремятся возродить традиционное исламское образование как ответ на попытки проникновения в мусульманскую среду радикальных религиозных сект.

В Джанкое также действует Азовское медресе, в котором обучаются не только юноши. Характерно, что в 2023 г. дипломы после трехлетнего обучения получили 11 девушек и 7 юношей.

Исламские образовательные учреждения России прошли начальный этап развития, и можно сказать, что к сегодняшнему дню система высшего исламского образования в России состоялась. Есть проблемы со средним образованием (медресе), но работа над его унификацией ведется.

Этому способствует внимание правительства России к мусульманским образовательным учреждениям. В частности, только на нужды образования на Кавказе правительство России планирует ежегодно выделять около 400 млн рублей.

Источники

1. Ильмира Гафиятуллина. Где в России можно получить высшее исламское образование. https://www.muslimclub.ru/znanie/obiazovanie/moskva.html MuslimClub.ru (Полная версия на сайте ИА IslamNews:https://islamnews.ru/2022/7/1/gde-v-rossii-mozhno-poluchit-vysshee-islamskoe-obrazovanie)

2. Московский исламский институт как основа для межнационального согласия. (27 сентября 2022 г.). @Glavgosekspertiza Rossii. #

3. Московский исламский институт: история основания fb.ru>article/420750/ moskovskiy-islamskiy-...

4. Мусульманские медресе в Москве. medinaschool.org>...obshestvo...obrazovanie... v-moskve

5. В Москве начинают работать курсы по основам ислама тшйт.ги>Статьи> 281/8588

6. Мусульманская общеобразовательная школа в Москве islamnews.ru>2022/7/15/ musulmanskaya.. .shkola-moskve

7. Магистерская программа «Мусульманские миры в России... hse.ru>ma/mw/vacant

8. Мусульманские учебные заведения Республики Дагестан. Сайт «Исламское образование» https://www.muslimclub.ru/znanie/obrazovanie/dagestan.h1ml MuslimClub.ru

9. Мусульманские образовательные центры на Северном Кавказе cyberleninka.ru>article/n/islamskoe-obrazovanie-.

10. Аккиева Светлана. Исламские учебные заведения и мусульманское образование на Северном Кавказе: состояние и перспективы URI: http://dspace.kpfu.ru /xmlui/handle/net/111101

11. Home / adamalla / Северо-Кавказский Исламский университет имени Имама Абу Ханифы в Нальчике: обучение и перспективы namastime.ru>Adamalla

12. Аккиева С.И., Сампиев И.М. Состояние и проблемы мусульманского образования в Кабардино-Балкарской Республике Cyberleninka.ru>article/n/sostoyanie-i-problemy...

13. Высшая школа шариата в Чечне https://etokavkaz.ru/molodezh/vysshaya-shkola-shariata

14. «Довести нрав человека до совершенства»: где формируется мусульманская элита. Топ заведений религиозного образования в Татарстане-2022: куда пойти учиться исламским наукам. business-gazeta.ru>article /555827

15. Российский исламский университет ЦДУМ России (г. Уфа). riu-ufa.ru

16. Муфтий Крыма после встречи с Путиным рассказал о перспективах исламского образования на полуострове c-inform.info>news/id61340

17. В Бахчисарае откроют мусульманский университет umuslim.ru>news/v/v-bahchisaraev-otkroyut...

18. Азовское медресе исламских наук - выпуск 2023! qmdi.ru>azovskoe-medrese-vypusk-2023/

Статья поступила в редакцию 11.12.2023.

Принята к публикации 25.12.2023.

Schensnovich V.N.

Moslem educational centers in the Russian Federation Valentina N. Schensnovich

Senior Editor, Publishing Department of the Journals "Rossiya I Musulmansky Mir" & "Russia and the Moslem World", INION RAN,

e-mail: vl-lyuba9@yandex.ru

Abstract. The system of modern Islamic education in Russia includes primary religious education, secondary religious education and higher education, where three areas are concentrated: Koranic sciences, Sharia sciences, Islamic theology. Moslem education in the Russian Federation is integrated into the state coordinate system. Graduates receive state diplomas, and religious education acts as a legitimate alternative to secular education. The article provides a brief analysis of Islamic universities and secondary educational institutions in Moscow and St. Petersburg; Republic of Tatarstan; Republic of Bashkortostan; Chechen Republic, Republic of Dagestan; Crimea (Bakhchisaray, Dzhankoy).

Keywords: Moslem educational centers in the Russian Federation; Islamic education system in Moscow, St. Petersburg; Kazan; Ufa; Makhachkala; Nalchik; Grozny; Dzhankoy; higher education; secondary vocational education; elementary education; maktab; madrasah; imam; imam-khatib; imam-mukhtasib; mugallim; religious and secular education; theologian; religious scholar; teacher; translator; Arabic language; Turkish language; English language; Koran; Sunnah; Fiqh; Hanafi Mashab; Shakird; training courses; Moslem universities; master's and bachelor's programs; Spiritual Board of Moslems of the Russian Federation; Council of Muftis of the Russian Federation; muftiate; Organization of Islamic Cooperation (OIC); Federation of Universities of the Moslem World (FUIM); Islamic Center in Geneva; Islamic funds; Malaysia; Morocco; UAE; Saudi Arabia; Indonesia; Turkey; Egypt.

Кудаяров К. А.*

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

D01:10.31249/rimm/2024.01.03

Для цитирования: Кудаяров К. А. Деятельность некоммерческих организаций в Киргизской Республике // Россия и мусульманский мир : научно-информационный журнал. 2024. № 1 (331). D0I:10.31249/rimm/2024.01.03

Аннотация. Статья посвящена краткому обзору НКО Киргизской Республики. Дано определение термину «некоммерческая организация», указаны формы НКО, описывается история развития данного вида

* Кудаяров Каныбек Акматбекович, канд. истор. наук, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований ИНИОН РАН, e-mail: kana8306@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.