ИМЕНА И СОБЫТИЯ ПРОШЛОГО
RAR УДК 93 ББК 63.3
МУСУЛЬМАНСКИЕ КОМИТЕТЫ КРЫМА В СИСТЕМЕ НЕМЕЦКОЙ ПРОПАГАНДЫ
Кохан Андрей Алексеевич,
Научный сотрудник Института Наследия, ул. Космонавтов, д. 2, г. Москва, Россия, 129366,
e-mail: a_kokhan@mail.ru
Аннотация
В статье рассматриваются процессы формирования мусульманских комитетов (му-скомов) в Крыму, их роль и участие в проведении пропагандистских мероприятий в условиях оккупационного режима. Существовавшие с 1941 по 1944 гг. комитеты не смогли получить автономии, а находились в полной зависимости от СД и органов военной пропаганды. Несмотря на то, что основная деятельность комитетов сводилась к вербовке населения в добровольческие батальоны путем организации митингов, через религиозные собрания и печать, татарская политическая элита пыталась популяризировать идеи независимого Крыма в среде гражданского населения.
Ключевые слова
Великая Отечественная война, нацистская пропаганда, мусульманские комитеты, крымские татары.
66
В ноябре 1941 г. Крым был оккупирован немецкими войсками. На территории полуострова начались процессы по формированию военной администрации и установлению «Нового порядка». Однако осуществление указанных мероприятий было невозможно без вовлечения в систему местного управления населения, лояльного к оккупационному режиму1. С другой сторо-
1 Немецкое командование активно использовало наци-
ональную проблематику, вовлекая в систему управ-
ления и в карательные органы русских, украинцев,
армян, крымских татар, используя национальные ин-
ны, руководство Рейха планировало использовать крымско-татарское население для того, чтобы показать свою лояльность к мусульманам для дальнейшего продвижения немецких
тересы лояльных к оккупационным властям представителей национальных групп. Тут и далее речь идет лишь о части татарского населения Крыма, лояльно настроенного к немецким оккупационным властям. В статье не рассматриваются вопросы службы крымских татар в частях РККА и участия в партизанском движении.
войск на восток и втягивания Турции в войну на стороне Оси2.
Кроме того, командующий 11-й Армией Эрих фон Манштейн хотел обезопасить тыл, чтобы сосредоточиться на военных операциях, поэтому и желал заручиться поддержкой крымско-татарского населения полуострова3. После вторжения частей 11-й Армии на территорию Крымского полуострова, командующий распорядился, чтобы солдаты Вермахта с уважением относились к мусульманам полуострова. Немаловажную роль сыграл и ислам, который воспринимался немцами как антибольшевистская религия4.
Таким образом, в первые недели оккупации Крыма войска 11-й Армии проявили максимальную лояльность к мусульманскому населению полуострова и пошли на сближение с прогермански настроенными группами, в результате чего часть татарского населения полуострова, нетерпимо относившаяся к Советскому Союзу, попала под воздействие пропаганды Германии5.
Уже в конце 1941 г. начались процессы, связанные с организацией жизни мусульман: для обеспечения религиозной и культурной автономии мусульман и обеспечения пропаганды военной мобилизации в Симферополе был создан национальный татарский комитет, который находился в подчинении СС и СД. Булатов, секретарь Крымского ОК ВКП (б) в докладной записке отметил, что «в декабре 1941 г. немецкое командование приступило к организации му-скомов в городах и райцентрах Крыма. Эти комитеты были подчинены непосредственно СД»6. Возглавил Симферопольский комитет Джемиль
LandauJ. M. Pan-Turkism: FromIrredentismto Cooperation. — 2nded. — London: Hurst &Company, 1995. — P. 113; Akten zur Deutschen Auswärtigen Politik (19181945): Aus dem Archiv des Deutschen Auswärtigen Amts. — SerieD (1937-1941). — Band XIII. — Halband 2: 15. September bis 11. Dezember 1941. — Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1970. — S. 467, 469.
3 Fisher A. W. The Crimean Tatars. — Stanford: Hoover Institutions Press, 1978. — P. 155.
Motadel D. Islam and Germany»s War in the Soviet Borderlands, 1941-5 // Journal of Contemporary History. — Vol. 48. — № 4. — Р. 791.
Крымско-татарские формирования: документы Третьего Рейха свидетельствуют/Сост., пер. с нем. А. Г. Литвин // Военно-исторический журнал. — № 3. — 1991. — С. 93.
ГАРК, ф. П-156, оп. 1, д. 41, л. 14; Романько О. Крым в период немецкой оккупации: национальные отно-
Абдурешидов. Современник давал ему следующую характеристику: «Абдурешидов был непримиримым врагом советской власти и ярым сторонником немецкой ориентации. Своей целью он считал создание «независимого» Крыма как отдельного татарского государства, в котором должны жить только татары. В немцах он видел «освободителей», всячески превозносил их и клеветал на советскую власть. Абдурешидов являлся одним из организаторов татарских добровольческих отрядов германской армии, лично принимал участие в их формировании и руководстве ими. Является идейным руководителем, фактически создателем татарского комитета в Симферополе и первым его председателем»7. Симферопольский муском в упрощенной форме дублировал структуру городского управления. В его состав вошли отдел по вербовке добровольцев для германской армии из числа татарского населения и военнопленных; отдел культуры, религиозный, транспортный, торгово-хозяй-ственный и финансовый отделы8.
3 января 1942 г. под председательством Олен-дорфа прошло первое официальное заседание Симферопольского комитета, приуроченное к началу вербовки добровольцев, на котором было объявлено о готовности немецких властей формировать мускомы из «проверенных» татар при непосредственном участии айнзацгруп-пы «D»9. После выступления Олендорфа, в котором он приветствовал крымских татар и сообщил, что Гитлер принял их предложение бороться против большевизма с оружием в руках, прошло богослужение, в ходе которого были за-
шения, коллаборационизм и партизанское движение
(1941-1944). — М.: Центрполиграф, 2014. — С. 135.
7 Архив УФСБ по РК и г. Севастополю, д. 216, т. 5, л. 115.
8 USHMM, RG-31.018M, reel 57, frame 2993.
9 Mallmann K.-M., Cüppers M. Nazi Palestine: The Plans for the Extermination of the Jews in Palestine. — New York: Enigma Books, 2010. — P. 187; Motadel D. Islam and Nazi Germany»s war. — Cambridge, Mass.: Belk-
nap Press of Harvard University Press, 2014. — P. 247-
248; Feferman K. The Holocaust in the Crimea and the
North Caucasus. — Jerusalem: Offset Natan Shlomo
Press, 2016. — P. 381-382; Pohl J. O. Ethnic Cleansing in the USSR (1937-1949). — London: Greenwood Press, 1999. — P. 112; Angrick A. Besatzungspolitik und Massenmord: Die Einsatzgruppe D in der südlichen Sowje-
tunion (1941-1943). — Hamburg: Hamburger Edition, 2003. — S. 468-469; Kirimal E. Die nationale Kampf der Krimtürken: Mit besonderer Berücksichtigung der Jahre 1917-1918. — Emsdetten: VerlagLechte. — S. 306.
67
2
4
5
68
читаны молитвы за достижение скорой победы и здравие Адольфа Гитлера, за немецкий народ и его доблестную армию, за павших в боях солдат Вермахта10.
«Согласно распоряжению ГКСВ (Ген. шт.) Отд. Канц.-Упр. от 18 января 1942 г., Гитлер дал возможность на неограниченное формирование татарских воинских частей. ГКСВ 2 января 1942 г. передало шефу охранной полиции и службы безопасности СД оберфюреру СС Олендор-фу учет татарских добровольцев для формирования татарских рот самозащиты»11. Таким образом, в 1942 г. началось формирование добровольческих воинских частей из жителей Крыма, Северного Кавказа и Поволжья. А сформированные части использовались как армией, так и СС12. Планировалось, что набор добровольцев будут осуществлять совместно айнзацгруппа «Б» и вербовщики от татар. Сообщение об этом планировалось дать при помощи плакатов и солдатского радиопередатчика от имени татарских и мусульманских руководителей13.
6 января 1942 г. командование 11-й Армии провело совещание, связанное с руководством пропагандой в «Татарской акции». На совещании было принято решение воздержаться от официальных заявлений во избежание нежелательных действий со стороны русского населения. Однако присутствующие сочли нужным приступить к распространению газеты на татарском языке14.
Первым редактором периодического издания стал Изет Нафе Нуриев, ранее работавший в редакции советской газеты «Кызыл Крым». На посту ответственного редактора он пробыл около двух недель, успев выпустить первые три номера, после чего его сменил Мустафа Куртиев, кан-
10 Органы государственной безопасности СССР в годы Великой Отечественной войны. — Т. 3., Кн. 1.: Крушение «Блицкрига» (1 января — 30 июня 1942): Сб. док./Сост. В. П. Ямпольский и др.; Ред. Н. П. Патрушев и др. — М.: Издательство «Русь», 2003. — С. 598-599.
11 Angrick A. Besatzungspolitik und Massenmord: Die Einsatzgruppe D in der südlichen Sowjetunion (1941-1943)/Andrej Angrick. — Hamburg: Hamburger Edition, 2003. — S. 468.
12 Nicosia F. R. Nazi Germany and the Arab World. — New-York: Cambridge University Press, 2014. — P. 258.
14
дидатура которого на должность была предложена Симферопольским татарским комитетом и одобрена Штабом пропаганды. При этом му-ском не имел к газете отношения и не вмешивался в процесс издания, который курировал руководитель отдела печати Штаба пропаганды Крым доктор Маурах15. Газета юридически являлась органом Симферопольского мусульманского комитета, но фактически находилась в системе органов немецкой пропаганды. Все распоряжения о публикациях редакция получала от отдела печати Штаба, которому принадлежали шрифты и бумага. Помимо этого, от немецкого командования поступали военные сводки, статьи общеполитического содержания, еще часть материалов приходила из редакционной коллегии «Голоса Крыма». «Азат Крым» имел своих корреспондентов в Карасубазаре, Бахчисарае и Биюк-Онларском районе. Половина тиража отдавалась для реализации в Штаб пропаганды, а остальные экземпляры в организованном порядке распределялись между мускомами полуострова16. Впоследствии Мустафу Куртиева на посту ответственного редактора сменил Абла Куркчи17. Редакторы понимали, что их пропагандистские усилия можно рассматривать как часть глобальной немецкой программы, поэтому просили германских представителей передавать им материалы на арабском и турецком языках, чтобы выровнять свою пропаганду с более широкими кампаниями18.
Характеризуя газету «Азат Крым», Д. Мота-дель указывал, что в 1943 г. каждый номер издавался тиражом до 10000 экземпляров, хотя спрос был, как минимум, в 4 раза выше. Каждый выпуск контролировался и подвергался цензуре со стороны штаба немецкой пропаганды в Симферополе, а согласно Симферопольскому мусульманскому комитету, издание должно было повысить лояльность татар к немцам и Вермахту, помочь мобилизовать мусульман в немецкие войска и поддержать их в борьбе против евреев,
15 USHMM, RG-31.018M, reel 57, frame 2980.
16 USHMM, RG-31.018M, reel 57, frame 2985, 2996.
17 USHMM, RG-31.018M, reel 77, frame 21007.
Крымско-татарские формирования: документы Третьего Рейха свидетельствуют/Сост., пер. с нем. А. Г. Литвин // Военно-исторический журнал. — № 3. — 1991. — С. 91-92.
NARA, RG-242, Т-312, R-369, Е 7943780.
18 Motadel D. Islam and Nazi Germany»s war. — Cambridge, Mass.: Belknap Press of Harvard University Press, 2014. — P. 157; Kirimal E. Die nationale Kampf der Krimtürken: Mit besonderer Berücksichtigung der Jahre 1917-1918. — Emsdetten: Verlag Lechte. — S. 307.
масонов и коммунистов1. В июле 1943 г. тираж газеты был увеличен. В отчете за 7 июля 1943 г. Штаб пропаганды Крым сообщал Верховному командованию, что сокращение тиража местных изданий было отменено после прибытия бумаги, в результате чего тираж татарской газеты «Азат Крым» был увеличен до 15000 экземпляров2.
При этом основным направлением в деятельности мусульманских комитетов Крыма являлась вербовка татар в добровольческие батальоны. Ее планировалось осуществлять таким образом, чтобы в части города или деревни собирать татар на собрание, на котором должны были бы выступать фюрер СС и один вербовщик, после чего начиналась бы запись в добровольцы3. Однако на практике подобная схема практически не применялась, а, кроме того, в разных регионах Крыма проходила по-разному.
В Симферопольском мускоме вербовкой добровольцев занимались непосредственно руководители комитета: Керменчекли и Абдурешидов ездили по районам Крыма и проводили мероприятия по пропаганде среди местного населения. Вербовка в добровольческие батальоны часто велась под видом предоставления работы. Поскольку уровень безработицы был высокий, это мероприятие имело успех4. Пропагандистскую работу среди местного населения проводили как руководители мусульманских комитетов, так и члены религиозных и культурных секторов. С целью создания татарских добровольческих отрядов для борьбы с Красной армией отдельные члены Симферопольского комитета выезжали по городам и селам Крыма и вели там пропагандистскую работу по созданию этих формирований. С этой же целью в районы направлялась газета «Азат Крым», которая использовалась на местах как методичка по ведению пропаганды5.
В целом, вопросами пропаганды при муско-мах ведали отделы культуры. В отдел культу-
1 Motadel D. Islam and Nazi Germany»s war/David Mota-del. — Cambridge, Mass.: Belknap Press of Harvard University Press, 2014. — P. 157.
2 ГАРК, ф. П-26, оп. 1, д. 26, л. 25.
3 Крымско-татарские формирования: документы Третьего Рейха свидетельствуют/Сост., пер. с нем. А. Г. Литвин // Военно-исторический журнал. — № 3. — 1991. — С. 92.
4 USHMM, RG-31.018M, reel 57, frame 2991.
5 Архив УФСБ по РК и г. Севастополю, д. 216, т. 5, л.
114.
ры Симферопольского мусульманского комитета входили Февзи Абляев, Велиджанов, Муста-фа Куртиев, Абдулла Куркчи, Мемет Муединов, Ибраимова, Тохтарова, Ильми-Эфенди6. На членов отдела были возложены функции по проведению агитации, разрешению вопросов издательства, организации татарских школ, библиотек и музея. Сектор курировал работу татарского театра. Активная пропаганда велась как в самом Симферополе, так и в районах Крыма. В ходе выступлений затрагивались вопросы противодействия партизанам и создания добровольческих татарских отрядов для борьбы с Красной Армией на стороне немцев7.
Усеин Муждабаевич Гафаров, заведующий культурно-пропагандистским отделом Джан-койского мусульманского комитета, следующим образом характеризовал работу в области вербовки населения в ряды добровольческих батальонов: «Вербовкой молодежи в карательные батальоны в основном занимались председатели мусульманских комитетов и их заместители, через членов мусульманского комитета, которых насчитывалось примерно 20-22 человека. Члены комитета по заданию председателя выезжали в населенные пункты и там проводили соответствующую агитационную работу и вербовали мужчин на службу в немецкую армию и добровольческие батальоны»8. Следует отметить, что вербовка населения осуществлялась не только в населенных пунктах, но и в лагерях военнопленных. Так, Ильми Керменчекли, весной 1942 г. дважды посетив лагерь для военнопленных «Картофельный городок», находящийся в Симферополе, завербовал в ряды добровольцев около 150 человек9.
Аппаз Измаилов, председатель татарского комитета Карасубазарского района указывал, что для проведения пропагандистских мероприятий в районе нацеленных на поднятие авторитета германского командования, комитет использовал целый комплекс методов. Для практического осуществления поставленной задачи торговым отделом комитета был открыт ряд торговых точек и мастерских. Поступающие доходы
6 Там же, л. 21.
7 USHMM, RG-31.018M, reel 57, frame 2995.
8 Архив УФСБ по РК и г. Севастополю, д. 216, т. 4, л. 40.
9 USHMM, RG-31.018M, reel 77, frame 21013.
69
70
от них по мере надобности выдавались нуждающимся семьям добровольцев и татар, пострадавших от войны10. Кроме этого, отдел культуры Карасубазарского мусульманского комитета содержал целую сеть пропагандистов, которые проводили свои мероприятия самостоятельно. Сотрудники культотдела лично вербовали татарскую молодежь в добровольческие отряды, однако впоследствии начали проводить свои мероприятия совместно с религиозным отделом, начав агитировать во время службы в мечетях11.
В обзорной справке УМГБ по Крымской области «О деятельности татарских националистов в Крыму в период немецкой оккупации» от 11 сентября 1948 г. указывалось, что «вербовка добровольцев в татарские батальоны осуществлялась путем проведения широкой пропаганды. Об этом писалось в газете «Азат Крым», и вывешивались печатные объявления с призывами к татарам вступать добровольцами в германскую армию. Члены мусульманских комитетов выезжали в районы и лагеря советских военнопленных и занимались вербовкой добровольцев. Наряду с этим члены комитетов и газета «Азат Крым» пропагандировали идею «Возрождения национальной татарской культуры» при немцах, вели антисоветскую националистическую пропаганду и восхваляли режим оккупантов. В татарских школах внедрялась литература осужденных националистов и татарской эмиграции.
С весны 1943 г. решение всех религиозных вопросов, проводимое религиозными отделами мусульманских комитетов, было выделено в самостоятельный отдел — рецендент12, т. е. фактически Симферопольский религиозный отдел курировал работу религиозных секторов всех мускомов полуострова13.Отдел занимался открытием мечетей, подбором и обучением мулл, а также организацией антисоветской и профашистской пропаганды в мечетях»14. Пропаганду
10 Архив УФСБ по РК и г. Севастополю, д. 216, т. 1, л. 160.
11 Там же, т. 5, л. 58.
12 Архив УФСБ по РК и г. Севастополю, д. 216, т. 1, л. 10.
13 Романько О. Крым в период немецкой оккупации: национальные отношения, коллаборационизм и партизанское движение (1941-1944). — М.: Центрполиграф, 2014. — С. 135.
14 Архив УФСБ по РК и г. Севастополю, д. 216, т. 1, л. 87 об.
в мечетях проводили муллы путем устной пропаганды между проповедями15.
Религиозные отделы создавались, с одной стороны, для восстановления религиозных традиций среди мусульман Крыма. С другой — они были необходимы немецкому командованию. В «Справке Главного командования сухопутных войск Германии о формировании вспомогательных войск из лиц татарского и кавказского происхождения» от 20 марта 1942 г. отмечалось, что татары по вероисповеданию являются мусульманами, к религии относятся серьезно, но без фанатизма, а «молодое поколение, с которым нам, прежде всего, придется иметь дело, частично охладело к религии и ограничивается соблюдением общих обычаев и законов чести»16. Исходя из этого, немецкие мероприятия, связанные с открытием мечетей, не действоваших в годы советской власти, должны были привлечь молодое поколение крымских татар и позволить проводить агитационную работу через духовенство. Результаты работы по открытию мечетей в Крыму один из немецких офицеров описывал в 1943 г. следующим образом: «В отличие от православных христиан, среди татар растет участие молодежи в религиозной жизни, особенно в деревнях»17.
Вовлечение религиозных отделов в пропагандистскую работу мусульманских комитетов описывал Шукри-Аджи Мамед Эфенди, старший мулла по Куйбышевскому району: «В организации мусульманских комитетов активную роль играли муллы.<.. .> Муллы, по существу, стояли целиком на службе немцев и целиком проводили политику немецкого командования, получаемые муфтием18, а последний, получая установки от немцев, давал их муллам и они вели агитацию среди населения»19.
15 USHMM, RG-31.018M, reel 57, frame 2990.
16 Органы государственной безопасности СССР в годы Великой Отечественной войны. — Т. 3., Кн. 1.: Крушение «Блицкрига» (1 января — 30 июня 1942): Сб. док./Сост. В. П. Ямпольский и др.; Ред. Н. П. Патрушев и др. — М.: Издательство «Русь», 2003. — С. 597
17 Motadel D. Islam and Nazi Germany»s war. — Cambridge, Mass.: Belknap Press of Harvard University Press, 2014. — P. 152.
18 Вероятно, что в тексте допущена ошибка и вместо муфтия следует понимать муллу Симферопольской мечети либо руководителя религиозного отдела Симферопольского мусульманского комитета.
19 Архив УФСБ по РК и г. Севастополю, д. 216, т. 5, л. 101-102.
Практическую пропагандистскую деятельность Мамед Эфенди Шукри-Аджи характеризовал следующим образом: прибыв по заданию Симферопольского муллы в конце 1942 г. в Сак-ский район, он организовал собрание татарского населения, на котором присутствовало свыше 150 человек, а в самом райцентре были делегаты всех населенных пунктов. На этом собрании он выступил с речью следующего содержания: «Советская власть и большевики разорили мечети, клубы и дома, и только сейчас немецкое командование освободило наш народ от ига большевизма. Давайте будем собирать средства на восстановление мечетей, татарских клубов, театров»20. Политизацию религиозных ритуалов и празднеств, ссылаясь на немецкие отчеты, подтверждает и Д. Мотадель, указывая на факты прочтения молитв благодарности для Вермахта и Гитлера21.
В докладной записке Крымской НКВД о политико-моральном состоянии населения Крыма также отмечались факты участия мулл в проведении пропагандистских мероприятий среди татарского населения полуострова. Среди используемых приемов, перечислялись следующие:
1. Проведение агитации о независимости Крыма.
2. Вербовка в добровольческие батальоны.
3. Обработка молодежи в националистическом духе22.
Комплекс пропагандистских мероприятий и экономической политики немецкого командования по отношению к крымско-татарскому населению дали свои плоды. Согласно отчету Айнзацгруппы «D» от 18 февраля 1942 г. на территории полуострова было завербовано в ряды добровольцев 9255 татар23.
20 Архив УФСБ по РК и г. Севастополю, д. 216, т. 5, л. 102.
21 Motadel D. Islam and Nazi Germany»s war. — Cambridge, Mass.: Belknap Press of Harvard University Press, 2014. — P. 152.
22 Органы государственной безопасности СССР в годы Великой Отечественной войны. — Т. 3., Кн. 2.: От обороны к наступлению (1 июля — 31 декабря 1942): Сб. док./Сост. В. П. Ямпольский и др.; Ред. Н. П. Патрушев и др. — М.: Издательство «Русь», 2003. — С. 196.
23 NARA, RG-42, T-312, R-365, folder 7940920-7940924;
Крымско-татарские формирования: документы Тре-
тьего Рейха свидетельствуют/Сост., пер. с нем.
А. Г. Литвин // Военно-исторический журнал. — № 3. — 1991. — С. 92-93; Романько О. Крым в период немецкой оккупации: национальные отноше-
Татарские добровольцы, зачисляемые в армию, обрабатывались в духе антисоветской пропаганды. Для этой цели в армии, приказом по разведотделу24, были сформированы специальные курсы, на которых добровольцы обучались пропагандистской работе, а по возвращении в свои части должны были проводить агитационную работу среди сослуживцев. На обозначенных курсах обсуждались следующие темы:
1. Германия обеспечивает защиту татарскому народу, желает развития культуры, обеспечивает религиозную свободу.
2. Германия и Турция связаны политическими и хозяйственными интересами25.
В феврале этого же года для татар-добровольцев разведывательным отделом 11-й Армии была организована пропагандистская подготовка. В распоряжении отдела уточнялось, что данные курсы будут основываться на «расовой, культурной, языковой и религиозной природе татар». А за трехдневный период добровольцам были прочитаны лекции по следующим темам:
1. Большевизм — угнетатель национальной и личной свободы. Роль иудаизма в большевизме.
2. «Новая Германия» при Адольфе Гитлере.
3. Политическая и военная обстановка в мире.
4. Почему татары и народы Кавказа должны сражаться на стороне Германии26.
Характеризуя процессы, связанные с созданием татарских комитетов необходимо отметить, что на мусульманское население Крыма свое влияние стремились распространить как панисламисты Турции, так и немецкое командование, стремившееся привлечь крымских мусульман на свою сторону в войне с Советским
ния, коллаборационизм и партизанское движение (1941-1944). — М.: Центрполиграф, 2014. — С. 171172; Oldenburg M. Ideologie und militärisches Kalkül: Die Besatzungspolitikder Wehrmacht in der Sowjetunion 1942. — Köln: Böhlau Verlag, 2004. — S. 122; Angrick A. Besatzungspolitik und Massenmord: Die Einsatzgruppe Dindersüdlichen Sowjetunion (1941-1943). — Hamburg: Hamburger Edition, 2003. — S. 477.
24 NARA, RG-242, T-312, R-355, F. 7929623.
25 Органы государственной безопасности СССР в годы Великой Отечественной войны. — Т. 3., Кн. 1.: Крушение «Блицкрига» (1 января — 30 июня 1942): Сб. док./Сост. В. П. Ямпольский и др.; Ред. Н. П. Патрушев и др. — М.: Издательство «Русь», 2003. — С. 602; Angrick A. Besatzungspolitik und Massenmord: Die Einsatzgruppe Dindersüdlichen Sowjetunion (1941-1943). — Hamburg: Hamburger Edition, 2003. — S. 483-484.
26 NARA, RG-42, T-312, R-365, Fr. 7940933, 7940935.
71
72
Союзом. Для достижения этих целей в Берлине была сформирована делегация крымских татар, возглавляемая Эдиге Кирималем, которая должна была обеспечить наборы военнопленных татар-красноармейцев в ряды немецкой армии. Параллельно с этим в Крыму создаются мусульманские комитеты из числа татар полуострова, благосклонно настроенных по отношению к германскому оккупационному режиму в регионе. Подобная политика со стороны немецкого командования должна была обеспечить налаживание татаро-немецких отношений, для последующего набора лояльных к оккупационному режиму татар в мусульманские легионы, сражавшиеся на стороне Германии. Еще одной целью, которую преследовали оккупационные власти, была пропагандистская работа: хорошее отношение немцев к тюркскому населению полуострова должно было продемонстрировать населению Кавказа позицию Германии по отношению к мусульманам.
Оккупационная политика по отношению к татарам была сведена к предоставлению ограниченной автономии в области культуры и религии. Кроме этого, данные сферы, как и деятельность мускомов в целом, находились под постоянным контролем со стороны СД — органа, ответственного за формирование татарских комитетов в Крыму.
Не получив ожидаемых прав и привилегий со стороны немецкого командования, вся деятельность мусульманских комитетов фактически была сведена к проведению пропагандистских мероприятий с целью восхваления оккупационного режима, порядков «Новой Европы» и нацистской Германии, а основным видом деятельности стала вербовка добровольцев в мусульманские легионы, курируемые органами безопасности Рейха.
Список литературы
1. Архив Управления Федеральной службы безопасности по Республике Крым и г.Севастополю (Архив УФСБ по РК и г.Севастополю), д. 216, т. 1.
2. Архив УФСБ по РК и г. Севастополю, д. 216, т. 4.
3. Архив УФСБ по РК и г. Севастополю, д. 216, т. 5.
4. Государственный архив Республики Крым (ГАРК), ф. П-26, оп. 1, д. 26.
5. ГАРК, ф. П-156, оп. 1, д. 41.
6. The National Archives and Records Administration (NARA), RG-242, T-312, R-355
7. NARA, RG-242, T-312, R-365.
8. NARA, RG-242, T-312, R-369.
9. United States Holocaust Memorial Museum (USHMM), RG-31.018M, reel 57.
10. USHMM, RG-31.018M, reel 77.
11. Крымско-татарские формирования: документы Третьего Рейха свидетельству-ют/Сост., пер. с нем. А. Г. Литвин // Военно-историческийжурнал. — № 3. — 1991.
12. Органы государственной безопасности СССР в годы Великой Отечественной войны. — Т. 3., Кн. 1.: Крушение «Блицкрига» (1 января — 30 июня 1942): Сб. док./Сост. В. П. Ямпольский и др.; Ред. Н. П. Патрушев и др. — М.: Издательство «Русь», 2003.
13. Органы государственной безопасности СССР в годы Великой Отечественной войны. — Т. 3., Кн. 2.: От обороны к наступлению (1 июля — 31 декабря 1942): Сб. док./Сост. В. П. Ямпольский и др.; Ред. Н. П. Патрушев и др. — М.: Издательство «Русь», 2003.
14. Романько О. Крым в период немецкой оккупации: национальные отношения, коллаборационизм и партизанское движение (1941-1944). — М.: Центрполиграф, 2014.
15. Akten zur Deutschen Auswärtigen Politik (19181945): Aus dem Archiv des Deutschen Auswärtigen Amts. — SerieD (1937-1941). — Band XIII. — Hal-band 2: 15. September bis 11. Dezember 1941. — Göttingen: Vandenhoeck& Ruprecht, 1970.
16. Angrick A. Besatzungspolitik und Massenmord: Die Einsatzgruppe D in der südlichen Sowjetunion (1941-1943). — Hamburg: Hamburger Edition, 2003.
17. Feferman K. The Holocaust in the Crimea and the North Caucasus. — Jerusalem: Offset NatanShlomo Press, 2016.
18. Fisher A. W. The Crimean Tatars. — Stanford: Hoover Institutions Press, 1978.
19. Kirimal E. Die nationale Kampf der Krimtürken: Mit besonderer Berücksichtigung der Jahre 19171918. — Emsdetten: Verlag Lechte.
20. Landau J. M. Pan-Turkism: From Irredentism to Cooperation. — 2nd ed. — London: Hurst &Company, 1995.
21. Mallmann K.-M., Cüppers M. Nazi Palestine: The Plans for the Extermination of the Jews in Palestine. — New York: Enigma Books, 2010.
22. Motadel D. Islam and Germany»s War in the Soviet Borderlands, 1941-5 // Journal of Contemporary History. — Vol. 48. — № 4.
23. Motadel D. Islam and Nazi Germany»s war. — Cambridge, Mass.: Belknap Press of Harvard University Press, 2014.
24. Nicosia F. R. Nazi Germany and the Arab World/Francis R. Nicosia. — New-York: Cambridge University Press, 2014.
25. Oldenburg M. Ideologie und militärisches Kalkül: Die Besatzungspolitik der Wehrmacht in der Sowjetunion 1942/Manfred Oldenburg. — Köln: Böhlau Verlag, 2004.
26. Pohl J. O. Ethnic Cleansing in the USSR (19371949). — London: Greenwood Press, 1999.
MUSLIM COMMITTEES OF CRIMEA IN THE SYSTEM OF GERMAN PROPAGANDA
Kokhan Andrej,
senior researcher at the Heritage Institute, street of Cosmonauts, D. 2, Moscow, Russia, 129366,
e-mail: a_kokhan@mail.ru
Abstract
The article considers the processes of formation of Muslim committees in the Crimea, their role and participation in propaganda activities under the conditions of the occupation regime. The committees that existed from 1941 till 1944 were not able to gainautonomy but were fully dependent on the SD and military propaganda bodies.Despite the fact that the main activity of the committees was to recruit people into volunteer battalions by organizing rallies, through religious meetings and the press, the Tatar political elite tried to popularize the ideas of the independent Crimea among the civilian population.
Keywords
The Second World War, Nazi propaganda, Muslim committees, Crimean Tatars.
73