Мурманский арктический государственный университет -вуз с северным характером
Сергеев Андрей Михайлович - д-р филос. наук, проф., ректор. E-mail: masu@masu.edu.ru Шадрина Ирина Михайловна - д-р пед. наук, доцент. E-mail: shadrina.irina@masu.edu.ru Громов Владислав Вячеславович - канд. экон. наук, доцент. E-mail: project@masu.edu.ru Мурманский арктический государственный университет, Мурманск, Россия Адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования концептуально новой целевой модели регионального опорного университета. Отталкиваясь от опыта становления и развития Мурманского арктического государственного университета, обретшего статус опорного в 2017 г, авторы анализируют истоки становления модели,, её специфику, которая содержательно и формально определяется в параметрах арктической проблематики. Существенным и интенсивно развивающимся направлением деятельности МАГУ в последние два года является сосредоточение на двух важных факторах регионального развития, реализуемых в виде двух стратегических проектов опорного университета. Первый - «МАГУ - научно-технологический хабрегиона» - направлен на решение острейшей региональной задачи эффективного использования как экономического, так и научно-инновационного потенциала региона. Второй - «Креативный город - территория развития» - отражает взаимодействие креативного сообщества региона, РФ и мира с потенциальными потребителями в лице регионального правительства, муниципалитетов, учреждений и индустриальных предприятий. МАГУ является основной площадкой соединения разнообразнейших стратегий и поисков, направленных на изменение городских и поселковых социокультурных пространств, интегратором разных сфер дизайна, креативных технологий и культурных практик, воздействующих на повышение качества жизни и развитие человеческого капитала. В качестве ключевой определяется роль опорного университета как драйвера социально-экономического развития региона. Развивающийся диалог университета, бизнеса и власти утверждается как обязательное условие успешного функционирования и залог развития регионального опорного университета.
Ключевые слова.: опорный университет, целевая модель университета, образовательное пространство, сетевое взаимодействие, стратегический проект, социально-экономическое развитие региона, социокультурный концепт
Для цитирования: Сергеев A.M., Шадрина И.М, Громов В.В. Мурманский арктический государственный университет - вуз с северным характером // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 97-105. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-97-105
Введение
Современные вызовы, определяющие развитие образовательного пространства высшей школы, наглядно доказывают необходимость реконструирования формата самого концепта университета на фоне необратимых изменений его идентичности [1]. Открытое образовательное пространство, развивающееся в параметрах информатиза-
ции и новых форм сетевого взаимодействия различных образовательных институций, способствует трансформации различных моделей университетов, а также возникновению принципиально новых групп, ликвидирующих традиционное разделение вузов на центральные и периферийные [2; 3].
Формирование целевой модели опорного университета [4] в рамках её идеальной кон-
струкции (в контексте «тройной спирали»
[5]) предполагает, что региональный университет, обладающий статусом опорного, должен стать «институциональной средой для аккумулирования инновационных идей и построения нового типа взаимоотношений» между университетом, бизнесом и властью
[6]. Воспринимая роль драйвера социально-экономического развития региона как смыслообразующий фактор, определяющий специфику образовательного пространства, региональный университет находится в стадии непрерывного поиска путей своего развития, постепенного перехода к организации нового типа, успешное функционирование которой во многом зависит от специфики развивающегося диалога с властью и бизнесом [7-9]. В этой связи интересно и поучительно обратиться к практике и опыту регионального опорного российского вуза на примере Мурманского арктического государственного университета.
История становления университета
История Мурманского арктического государственного университета (МАГУ) началась в 1939 г., когда в Мурманске начал работать вечерний двухгодичный Учительский институт (МУИ). Для преобразования Заполярья требовались педагогические кадры в связи со стремительным освоением Кольского полуострова, связанного со строительством ряда индустриальных предприятий и вовлечением региона в государственную программу переселения на Север десятков тысяч людей со всего Советского Союза.
В 1956 г. МУИ был преобразован в Мурманский государственный педагогический институт (МГПИ) с пятилетним сроком обучения. Страна строилась и развивалась, а вместе с ней развивался новый вуз. Требовались полноценные и более совершенные педагогические кадры, которые и стал готовить новый институт. Однако, наряду с учителями, МГПИ фактически готовил кадры интеллигенции и управленцев для разных сфер Кольского края. К тому же в вузе по-
степенно сложилась и окрепла гуманитарная составляющая, благодаря которой он теперь уже рассматривался как центр региональных гуманитарных исследований.
Новые процессы развития, связанные с распадом СССР и возникновением Российской Федерации, сопровождались резким оттоком населения с северов, включая и Мурманскую область. Ввиду этого перед МГПИ встала задача противодействовать, насколько это возможно, усиливающемуся оттоку населения и интегрировать талантливую молодёжь области непосредственно в экономику и социальную сферу региона. В этой связи в институте возник целый ряд новых - не педагогических - направлений подготовки, и в 2003 г. МГПИ был преобразован в МГПУ, т.е. в Мурманский государственный педагогический университет.
С этого времени в университете существенно расширилось количество новых направлений подготовки, связанных в первую очередь с социальными и гуманитарными исследованиями, экономикой, художественным образованием, искусством и культурой, туризмом и сервисом. Университет уверенно отстаивал свои научные позиции и репутацию ведущего научного центра в сфере социально-гуманитарных наук. В 2010 г. МГПУ был преобразован в Мурманский государственный гуманитарный университет (МГГУ).
Время шло, менялись условия развития региона, и определялись новые задачи и тенденции. Региональная система высшего образования области, контуры которой сложились в 1990-е гг. и были связаны с большим спросом на экономические и юридические специальности, освоением которых в Заполярье занимались в основном многочисленные филиалы столичных вузов Москвы и Санкт-Петербурга, а также небольшие новые - частные - вузы, в 2010-е гг. начала давать сбои. Помимо отрицательных демографических трендов выявился ряд следующих факторов, негативно влияющих на развитие региона: несогласованность корпоративных и региональных кадровых стратегий, проявляющаяся в низкой адекват-
ности кадровых прогнозов и несбалансированности рынка труда, недостаточно эффективное использование экономического и научно-инновационного потенциала региона, в первую очередь - в сфере горнодобывающих производств, транспортной логистики и туризма, неблагоприятные экологические условия проживания населения и низкое качество городских социокультурных пространств. В этой связи образование в 2015 г. Мурманского арктического государственного университета (МАГУ) было связано именно с задачей подготовки кадров, необходимых изменившейся системе социально-экономического развития региона.
Надо заметить, что Мурманская область - один из немногих субъектов страны, полностью входящих в Арктическую зону РФ. Она является одним из наиболее развитых в экономическом и научном отношении регионов. Здесь выстроена развитая и ёмкая региональная система энергетики, сосредоточены крупные индустриальные предприятия горнодобывающей и горно-перерабатывающей отраслей, находится уникальный незамерзающий порт, способный перерабатывать грузы всех классов судов и являющийся началом Северного морского пути, строятся новый современный транспортный узел и новая судоверфь, на которой будут строиться ледокольные танкеры для сжиженного газа, базируется атомный ледокольный флот РФ. Следует сказать и о том, что исторически в Мурманской области сосредоточен крупный научный потенциал РАН - как в лице ряда объединённых институтов и центров (Кольский научный центр РАН), так и в лице отдельных академических институтов. Причём Мурманская область не только обладает индустриальным основанием и интеллектуальным наследием, которые были созданы в СССР, но и развивает новые секторы современной экономики. Всё это требует нового -современного - подхода в деле подго-
товки кадров, и «появление» МАГУ может и должно рассматриваться именно в этом контексте.
Образование МАГУ в 2015 г. было связано с фактическим объединением МГГУ в г. Мурманске, Кольского филиала Петрозаводского госуниверситета в г. Апатиты и филиала Санкт-Петербургского горного университета в г. Кировске. В результате в трёх кампусах МАГУ оказался сосредоточен существенный потенциал для подготовки кадров по разнообразным направлениям обучения, включая социально-гуманитарные, естественные и инженерно-технические науки.
МАГУ сегодня
За относительно небольшой трёхлетний исторический срок - с 2015 по 2018 гг. - в университете произошли существенные преобразования [10-12]. В настоящее время в вузе осуществляется подготовка студентов по 22 укрупнённым группам специальностей высшего и среднего профессионального образования, реализуется более 120 образовательных программ. МАГУ является универ-
ситетом, осуществляющим обучение практически по всему спектру специальностей и направлений подготовки, необходимых в регионе, за отдельными исключениями.
В 2017 г. МАГУ стал опорным университетом. Новый статус фактически закрепил начавшуюся с 2016 г. реализацию новой - целевой - модели университета, связанной с тем, что университет должен стать основанием и драйвером социально-экономического развития региона и по возможности интегрироваться как во все ключевые программы и практики региональной власти, так и в корпоративные стратегии развития ключевых индустриальных стейкхолдеров. При том, что МАГУ - самый маленький опорный вуз РФ, он является единственным опорным вузом, находящимся в Арктической зоне РФ, и позиционирует себя как элемент и часть начинающей сегодня складываться сети опорных университетов. Научно-инновационный потенциал данной сети может быть реализован и в интересах развития Арктической зоны РФ.
Надо подчеркнуть, что мы живём и работаем, находясь непосредственно в Арктической зоне РФ. И если в других регионах пересечение Полярного круга связывается со всевозможными практиками современных обрядов и выдачами соответствующих сертификатов, то Полярный круг в Мурманской области практически совпадает с её южными границами. МАГУ непосредственно готовит своих выпускников для жизнедеятельности именно в арктических регионах, поэтому фактически во все образовательные программы интегрированы «арктические» содержательные модули. Словом, арктический вектор для нас - это повседневность.
МАГУ сегодня - это распределённый университет, где действуют три кампуса: в Мурманске, Апатитах и Кировске. Причём в кампусах Апатитов и Кировска осуществляется подготовка в первую очередь по инженерным и техническим специальностям, необходимым тем индустриальным предприятиям, которые географически сосредоточены здесь. Речь идёт о предприятиях гор-
нодобывающей и горно-перерабатывающей сферы и энергетики. Большинство реализуемых здесь программ являются практико-ориентированными ООП. Другой особенностью подготовки специалистов в этих двух кампусах является тесное взаимодействие как с индустриальными стейкхолдерами в лице предприятий, входящих в холдинги и группы компаний «ФОСАГРО», «ЕвроХим», «Северсталь», «СЗФК», «ТГК» и др., так и с научно-исследовательскими институтами и отдельными научными центрами РАН, поскольку большинство из них исторически сосредоточены в г. Апатиты. Кировский филиал МАГУ является примером удачно выстроенного взаимодействия с целым рядом индустриальных партнёров, когда на базе университета установлено взаимовыгодное сотрудничество, связанное с подготовкой специалистов, которые нужны именно данным предприятиям; предприятия, в свою очередь, осуществляют прямые финансовые вливания в лабораторную и приборную базу университета. Наиболее успешным примером такого взаимодействия является программа сотрудничества Кировского филиала МАГУ с Кировским филиалом АО «Апатит» (группа компаний «ФОСАГРО»): на основании этой программы предприятие вкладывает в развитие университета десятки миллионов рублей каждый год (общая сумма инвестиций составит 140 миллионов за три года), следствием чего является обретение университетом современнейшей материально-технической базы, наращивание учащимися актуальных компетенций и получение предприятием специалистов, отвечающих научно-техническому требованию времени.
В головном кампусе МАГУ в Мурманске ведётся обучение специалистов по большому спектру направлений подготовки на уровнях СПО, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Взаимодействуя с региональным правительством и региональным парламентом, университет уже сегодня выстраивает подготовку специалистов по ряду новых направлений, необходимых региону. Одним из
примеров такого взаимодействия является реализация магистерской программы по социальной работе с профилем «социальное предпринимательство» по заказу регионального министерства экономического развития и регионального министерства социального развития. Другим примером является взаимодействие МАГУ с Мурманским морским торговым портом, его результатом стала подготовка будущих специалистов по логистике. Ведётся работа по апробированию новых форм взаимодействия с региональными индустриальными партнёрами и партнёрами университета в социогуманитарной сфере в таких направлениях подготовки, как 1Т, программирование, экономика, туризм и др. В 2019 г. МАГУ начинает подготовку специалистов по «Лечебному делу». Дефицит медицинских кадров - острейшая проблема региона, влияющая практически на все сферы жизни. При поддержке регионального правительства и всех крупных медицинских учреждений и организаций области университет в течение двух лет проводил большую работу по подготовке врачей непосредственно в регионе. В перспективе это должно изменить ситуацию и повысить качество жизни в регионе.
Существенным и интенсивно развивающимся направлением деятельности МАГУ в последние два года является сосредоточение на двух важных факторах регионального развития, реализуемых в виде двух стратегических проектов опорного университета. Ввиду того, что содержание этих проектов будет раскрыто в дальнейшем, скажем о них только несколько слов. Первый стратегический проект - «МАГУ - научно-технологический хаб региона» - направлен на решение острейшей региональной задачи эффективного использования как экономического, так и научно-инновационного потенциала региона, в ходе которого реализуются разные модели взаимодействия бизнеса, науки, образования и власти и разнообразные формы государственно-частного партнёрства, направленные на обеспечение социально-
экономического развития региона и повышение качества жизни. Второй стратегический проект - «Креативный город - территория развития» - связан с взаимодействием креативного сообщества региона, РФ и мира с потенциальными потребителями в лице регионального правительства, муниципалитетов, учреждений и индустриальных предприятий. МАГУ является основной площадкой соединения разнообразнейших стратегий и поисков, направленных на изменение городских и поселковых социокультурных пространств, интегратором разных сфер дизайна, креативных технологий и культурных практик, воздействующих на повышение качества жизни и развитие человеческого капитала.
Модернизация образовательной системы в МАГУ как опорном университете ориентирована на устранение дисбаланса между существующей структурой образования и кадровой потребностью регионального развития. Для прогнозирования кадровых потребностей реального сектора экономики региона, а также для проектирования и реализации образовательных программ с учётом специфики региона два года назад в МАГУ был создан Арктический ресурсный кадровый центр (АРКЦ). Партнёрами АРКЦ МАГУ сегодня являются более 40 индустриальных и социальных структур в лице министерств, учреждений, организаций, сообществ и индустриальных предприятий. На основании поступающей информации осуществляется мониторинг, анализ и прогнозирование регионального рынка труда, определение потребности в кадрах по отраслям и сферам экономики, координируется взаимодействие вуза с работодателями по определению востребованных направлений образовательной деятельности и организации трудоустройства выпускников. Другие виды деятельности центра связаны с обеспечением качества подготовки потенциальных абитуриентов и внедрением конкретных аспектов проектного обучения в отдельные образовательные программы при непосредственном сотрудничестве с работодателями.
Ближайшее «завтра»
Стремительность преобразований, происходящих в отечественной и мировой системах высшего образования, так же как и трансформация многих, казалось бы, устойчивых - в своей традиционности - составляющих самой институции университета, воспринимаются работниками вузов по-разному. И это понятно, ведь незыблемые ещё вчера многие университетские «принципы» и «нормы» вдруг оказываются исторически подвижными «социокультурными концептами» и «стереотипами», которые требуется либо защищать, либо преодолевать. Однако «защита» конкретных концептуальных построений не может быть успешной, если она осуществляется сугубо в параметрах голосовых и речевых пространств. Для этого требуется иное, а именно - последовательность действий, в результате которых способны выявиться и состояться новые формы и виды университетской практики. Тем более что одной апелляцией к прошлому, будь оно даже чрезвычайно успешно, соответствовать новому не удаётся.
Каждый университет нащупывает свой -индивидуальный - путь развития, ориентируясь на разные концептуальные модели, включая и образ «гумбольдтовского» классического, и образ технического, и образ отраслевого университета [13]. Региональные университеты сегодня не могут не соотносить себя с разными способами своей внутренней организации: в большей или меньшей степени они развиваются и как про-ектно-ориентированные, и как сетевые, а также «реагируют» на такие современные варианты университетской практики, как «дистантный университет» или «университет - супермаркет» [14-16].
Региональные опорные вузы становятся в первую очередь новыми факторами развития тех территорий, где они расположены. В этом отношении МАГУ остро осознаёт потребность готовить именно те кадры, которые необходимы арктическому региону, ведь в современных условиях мы не можем пре-
тендовать на массовый приезд тех или иных специалистов из других областей страны. Между тем в своей ориентации на накопленный многими десятилетиями работы опыт и положительную общественную репутацию в сочетании с новейшими способами информатизации, сетевыми образовательными программами, дистантом и в условиях использования всех ресурсов различных сетей, в которые входит наш университет, МАГУ стремится стать не только основанием, но и драйвером социально-экономического развития Мурманской области.
В настоящее время в университете проходят апробацию разные проекты, внутри которых со временем будут выделяться наиболее жизнеспособные практики, которые, надеемся, в дальнейшем могут стать основаниями новых стратегических проектов. Продумываются задачи разработки новых образовательных программ, необходимых региональной индустрии. Так, в настоящее время в МАГУ вместе с Кольской горной металлургической компанией (группа предприятий «Норильский никель») предпринимается комплекс мер, результатом которых в недалёком будущем должна стать реализация образовательных программ, связанных с цветной металлургией, горной химией и автоматическими процессами в металлургии. Это только один пример рождения будущего университета в размерности «сегодняшнего» настоящего. В ноябре 2019 г. МАГУ будет праздновать 80-летие, и, подводя итог своему развитию за эти годы, мы с оптимизмом смотрим в будущее.
Литература
1. Неборский Е.В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4:0 // Мир науки. 2017. Т. 5. № 4. С. 1-10.
2. Аржанова И.В, Ларионова М.В., Заварыкина Л.В, Перфильева О.В, Нагорнов В.А., Лопатина А.С., Лазутина И.В., Жураковский В.М., Барышникова М.Ю. Модельная методология ранжирования российских вузов // Вестник международных организаций. 2013. № 1. С. 8-30.
3. Кряклина Т.Ф. Многообразие моделей университета: модели, адекватные своему времени // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 6. Ч. 2. С. 214-218.
4. Дерман Д.О. Целевая модель и ключевые параметры Программы развития опорного университета: Доклад в слайдах. Тюмень, 2016.
5. Etzkovitz H. The Triple Helix: University-Industry - Government. Innovation in Action. Routlege, N.Y., and London.
6. Фирсова А.А, Нархова А.А. Университет как драйвер экономического развития региона: вызовы и перспективы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. Вып. 2. С. 223-227.
7. Карпов А.О. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 58-76.
8. ШаповаловВ.Н, Кондрашкин С.С. Сравнительный анализ возрастания роли вузов как драйверов социально-экономического развития // Экономика труда. 2018. Т. 5. № 2. С. 395-404.
9. Щепилова А.В, Гончарова В.А, Михайлова С.В, Бажанов А.Е., Алпатов В.В. Современный университет: от модели к российской действительности // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 93-101.
10. Рыжкова И.В, Сергеев А.М. Образовательное пространство Баренцева Евро-Арктического региона // Научный диалог. 2012. № 10. С. 34-52.
11. Сергеев А.М, Рыжкова И.В. Образование как геополитический ресурс в пространстве Баренцева Евро-Арктического региона // Геополитика: теория, история, практика. 2012. № 1. С. 274-282.
12. Рыжкова И.В, Федоров П.В. Гуманитарный университет в системе «северного измерения»: проблемы, ресурсы и перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 5 (75). С. 6-14.
13. Сергеев А.М, Федоров П.В, Гущина А.В. МГГУ: меняющийся вуз в меняющемся регионе // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 43-51.
14. Дегтярева Е.А. Типы отечественных университетов на этапе диверсификации модели вуза // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 19. С. 113-118.
15. Константинова А.В. Типологии и модели университетов в российской системе высшего профессионального образования // Научный форум: Юриспруденция, история, политология и философия: сборник статей по материалам Х Международной научно-практической конференции. № 8 (10). М.: МЦНО, 2017. С. 16-22.
16. Розов Н.С. О моделях университета в современной России // Социологические исследования. 2007. № 10. С. 71-75.
Статья поступила в редакцию 10.01.19 Принята к публикации 20.02.19
Murmansk Arctic State University - Institution with the Northern Character
Andrey M. Sergeev - Dr. Sci. (Philosophy), Prof., Rector, e-mail: masu@masu.edu.ru Irina M. Shadrina - Dr. Sci. (Education), Assoc. Prof., First vice-rector, e-mail: shadrina.irina@ masu.edu.ru
Vladislav V. Gromov - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Head of Project office, e-mail: project@masu.edu.ru
Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia
Address: 15, Kapitana Egorova str., Murmansk, 183038, Russian Federation
Abstract: The article focuses on the issues of the formation of a conceptually new target model of a regional flagship university. Based on the experience of the formation and development of the Murmansk Arctic State University, which acquired the status of a flagship one in 2017, the authors analyze the origins of the formation of the model, its specificity, which is substantively and formally defined in the parameters of the Arctic perspective. The major intensively developing areas of MASU's activity in the past two years have been focuses on two important factors of regional development, implemented in the form of two strategic flagship university projects. The first strategic project - "MASU is the scientific and technological hub of the region" - is aimed at solving the most
acute regional task of effectively using both the economic and scientific / innovative potential of the region. The second strategic project - "Creative City is a Territory of Development" - reflects the interaction of the creative communities of the region, the Russian Federation and the world with prospect consumers represented by the regional government, municipalities, institutions and industrial enterprises. MASU is the main platform for combining a variety of strategies and searches aimed at changing urban and township sociocultural spaces, an integrator of various areas of design, creative technologies and cultural practices that affect the improvement of the quality of life and human capital development. The key role is determined by the role of the flagship university as a driver of the regional socio-economic development. The developing dialogue between the university, business and government is affirmed as an indispensable condition for the University's successful functioning and a pledge for its further development.
Keywords: flagship university, target model of a university, educational space, network interaction, strategic project, regional socio-economic development, socio-cultural aspect
Cite as: Sergeev, A.M., Shadrina, I.M., Gromov, V.V. (2019). [Murmansk Arctic State University - Institution with the Northern Character]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28. No. 3, pp. 97-105. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-3-97-105
References
1. Neborskiy, E.V. (2017). [Reconstruction of the University Model: Transition to the 4.0 Format] Mir nauki [World ofScience] No. 4. Vol. 5, pp. 1-10. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Arzhanova, I.V., Larionova, M.V., Zavarykina, L.V., Perfil'yeva, O.V., Nagornov, V.A., Lopati-na, A.S., Lazutina, I.V., Zhurakovskiy, V.M., Baryshnikova, M.Yu. (2013). [Model Methodology for Ranking Russian Universities]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy = International Organizations Research Journal. No. 1, pp. 8-30. (In Russ.)
3. Kryaklina, T.F. (2016). [The Variety of University Models: Models That Are Adequate to Their Time] Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. No. 6 (part 2), pp. 214-218. (In Russ.)
4. Derman, D.O. (2016). [Target Model and Key Parameters of the Flagship University Development Program: Power Point Presentation]. Tyumen. (In Russ.)
5. Etzkovitz, H. The Triple Helix: University-Industry - Government. Innovation in Action. Rout-lege, N.Y., and London.
6. Firsova, A.A., Narkhova, A.A. (2013). [University as a Driver of Regional Economic Development: Challenges and Prospects]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ekono-mika, upravlenie, pravo = Izvestiya of Saratov University. New series. Economics. Management. Law. Vol. 13. Issue 2, pp. 223-227. (In Russ.)
7. Karpov, A.O. (2017). [Modern University as a Driver of Economic Growth: Models and Missions]. Voprosy ekonomiki [Economic Issues]. No. 3, pp. 58-76. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Shapovalov, V.N., Kondrashkin, S.S. (2018). [Comparative Analysis of the Increasing Role of Universities as Drivers of Socio-Economic Development]. Ekonomika truda = Russian Journal ofLabor Economics. Vol. 5. No. 2, pp. 395-404. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Shchepilova, A.V., Goncharova, V.A., Mikhailova, S.V., Bazhanov, A.E., Alpatov, V.V. (2017). [Modern University: From Model to Russian Reality]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii = Higher education in Russia. No. 12, pp. 93-101. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Ryzhkova, I.V., Sergeev, A.M. (2012) [Educational Space of the Barents Euro-Arctic Region]. Nauchnyy dialog = Scientific Dialogue. No. 10, pp. 34-52. (In Russ.)
11. Sergeev, A.M., Ryzhkova, I.V., (2012) [Education as a Geopolitical Resource in the Barents Euro-Arctic Region]. Geopolitika: teoriya, istoriya, praktika [Geopolitics: Theory, History, Practice] No. 1, pp. 274-282. (In Russ.)
12. Ryzhkova, I.V., Fedorov, P.V. (2011). [Humanities University in the Northern Dimension System: Problems, Resources and Prospects]. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis. No. 5, pp. 6-14. (In Russ.)
13. Sergeev, A.M., Fedorov, P.V., Gushchina, A.V. (2013). [Changing University in a Changing Region]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7, pp. 43-51. (In Russ., abstract in Eng.)
14. Degtyareva, Ye.A. (2013). [Types of Russian Universities at the Stage of University Model Diversification]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii [Problems and Prospects for the Development of Education in Russia]. No. 19, pp. 113-118. (In Russ.)
15. Konstantinova, A.V. (2017). [Typologies and Models of Universities in the Russian System of Higher Vocational Education]. In: Nauchnyy forum: Yurisprudentsiya, istoriya, politologiya i filosofiya: sbornik statey po materialam X mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii [Law Studies, History, Political Science and Philosophy. Proc. Sci. and Pract. Conf.]. Moscow: MCCME, pp. 16-22. (In Russ.)
16. Rozov, N.S. (2007) [About University Models in Modern Russia]. Sotsiologicheskiye issledo-vaniya = Sociological Studies. No.10, pp.71-75. (In Russ.)
The paper was submitted 10.01.19 Accepted for publication 20.02.19