УДК 352.075:004.738.5 Е.Л. СУВОРОВА
ББК 65.050.03 аспирант Сибирской академии государственной службы,
г. Новосибирск e-mail: [email protected]
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-САЙТ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В статье рассматриваются проблемы эффективного коммуникативного взаимодействия органов местного самоуправления. При этом основное внимание уделяется разработке и развитию их официальных Интернет-сайтов. Приводится сравнительный анализ официальных Интернет-сайтов ряда административных центров федеральных округов РФ.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, Интернет-сайты, коммуникативное взаимодействие.
Вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в деятельность органов местного самоуправления в настоящее время придается большое значение, особенно в контексте реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия».
В последние годы в результате реализации административной реформы были значительно расширены права органов местного самоуправления. Вместе с тем возрос круг их обязанностей и повысилась ответственность. В новых условиях назрела необходимость пересмотра подходов к организации работы местных органов власти.
На сегодняшний день стало ясно, что повышение уровня информированности граждан невозможно без использования ИКТ в деятельности местных органов власти. Последние особое внимание должны уделять созданию и развитию собственных Интернет-сайтов. При этом Интернет следует рассматривать в качестве среды, в которой формируются новые формы коммуникации между организациями, населением и органами власти. Именно поэтому создание «электронного муниципалитета» является одной из насущных задач администрации Новосибирска.
Содержание понятия «электронный муниципалитет» в Российской Федерации начало формироваться недавно, и это понятие пока не получило широкого распространения. Однако в мировой практике данный
термин подразумевает создание социально ориентированных проектов на базе ИКТ на территории муниципалитета с целью оказания населению различного рода услуг. К примеру, в г. Бремен реализуется программа предоставления безопасных и имеющих юридическую силу онлайновых услуг на основе сбора электронных подписей, разработанная федеральным министерством экономики и технологий Германии.
В целом даже такие передовые в области информатизации государства, как США, Канада и Нидерланды, начали осуществлять широкую программу электронного управления только в последнее время. Наиболее развитые страны пока лишь частично используют потенциал виртуальных трансакций и оказания услуг в режиме онлайн. При этом можно определить в качестве инновационных лидеров как страны, выделяющиеся большим количеством реализованных электронных услуг (США, Великобритания, Канада), так и страны, реализующие лишь базовые элементы электронного правительства и только начинающие разрабатывать электронные услуги. К числу последних можно отнести и Российскую Федерацию.
Новосибирск — третий по численности населения город в России. В соответствии с административно-территориальным делением РФ он является административным центром Новосибирской области и с 2000 г. — центром Сибирского федерального округа.
Для того чтобы адекватно и достаточно объективно проанализировать степень развития системы ИКТ администрации Новосибирска, необходимо выделить круг вопросов, требующих исследования.
Согласно типологии городов Ч.Д. Гар-риса1, Новосибирск принадлежит сразу к двум категориям: «административные города» и «торговые города». Статус административного центра и самого крупного муниципального образования в России дает серьезные основания для того, чтобы рассматривать Новосибирск в числе наиболее развитых и конкурентоспособных муниципальных образований РФ. Определение уровня коммуникативного взаимодействия администрации Новосибирска как крупного муниципального образования предполагает проведение сравнительного анализа официальных Интернет-сайтов административных центров федеральных округов, поскольку все они сходны по определенным признакам: уровню социально-экономического развития, численности населения, качеству жизни, показателям инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. Кроме того, все эти муниципальные образования отличают высокая степень концентрации властных и политических полномочий и, соответственно, развитая институциональная структура органов власти. Необходимо отметить, что объектом настоящего исследования являются административные центры федеральных округов, одновременно сами представляющие собой городские округа. С целью получения более объективных результатов следует исключить из выборочной совокупности города федерального значения, статус которых не соответствует рассматриваемой тематике. Исходя из этого в качестве объекта исследования выбраны следующие муниципальные образования:
- г. Екатеринбург (Уральский федеральный округ);
- г. Новосибирск (Сибирский федеральный округ);
- г. Ростов-на-Дону (Южный федеральный округ);
- г. Нижний Новгород (Приволжский федеральный округ);
- г. Хабаровск (Дальневосточный федеральный округ).
Степень присутствия каждого из названных муниципальных образований в сети Интернет определяется с помощью внешних счетчиков посещений, а также различных показателей и индексов цитирования официальных Интернет-сайтов (порталов) администраций этих городов. Нужно подчеркнуть, что в исследовании участвовали исключительно официальные Интернет-сайты.
Целью исследования является анализ официальных Интернет-сайтов администраций муниципальных образований на предмет соответствия их структуры предложенной структуре официального Интернет-сайта.
Необходимо отметить, что в данном исследовании под «электронным муниципалитетом» понимается официальный Интернет-сайт администрации муниципального образования, цель которого состоит в формировании оптимальной коммуникативной модели информирования целевой аудитории и продвижении территории в информационном пространстве без учета предоставления онлайновых услуг населению, поскольку повсеместное внедрение порталов, предоставляющих услуги населению, предполагается в рамках развития системы многофункциональных центров только в 2009 г.
Анализ Интернет-сайтов проводился главным образом с точки зрения маркетинга и наличия на главной странице коммуникативных элементов. В ходе исследования не ставилась задача изучения конкретных технических характеристик, анализировались только те данные, с которыми сталкивается конечный пользователь. Наибольший интерес в данном случае представляет механизм обратной связи каждого Интернет-сайта.
Эффективность коммуникативного взаимодействия администраций посредством официального Интернет-сайта напрямую зависит от его коммуникативных параметров, представленных на рисунке.
В приведенной структуре отражены основные наиболее важные элементы, от наличия которых зависит эффективность Интернет-сайта. Это дает основание назвать ее универсальной структурой, разработанной специально для Интернет-сайтов органов власти.
Так как единых официальных требований к Интернет-ресурсам органов власти нет, то
целесообразно выделить критерии для дальнейшего их исследования:
- язык, построение контента, его логика и доступность;
- наличие ссылок на Интернет-сайты региональных и федеральных органов власти и их корректность;
- актуальность информации, размещенной на сайте;
- дизайн сайта, выдержанный преимущественно в стиле городской символики.
Простое и логичное построение контента подразумевает простоту и наличие единого стиля текста, отсутствие придаточных предложений, усложняющих восприятие информации. Корректность ссылок на сайт администрации со стороны других официальных Интернет-ресурсов является важным условием эффективной работы сайта. На актуальности данных сайта акцентировать внимание не стоит, поскольку регулярная обновляемость — одна из базовых его характеристик.
Структура официального Интернет-сайта администрации
Результаты мониторинга официальных сайтов административных центров федеральных округов РФ
Показатель Новосибирск Нижний Новгород Ростов-на-Дону Екатеринбург Хабаровск
Маркетинговые парамет ры
Символика + + + - +
ТИЦ* 1 200 1 000 850 700 60
Коммуникативные параметры
Счетчик посещений + + + + -
Ссылки + + + + +
Форма поиска + + + + +
Карта сайта + + + + +
Версия на иностранном языке - + + + +
Телефон + - - + -
Электронная почта + + + + +
Адрес + + + + +
Электронная приемная + + + + +
Регистрация на сайте - - + - +
Голосование - - - + -
Количество «+» (1) 9 9 10 10 9
Количество «-» (2) 3 3 2 2 3
Рейтинг ТИЦ (3) 5 4 3 2 1
Сводный показатель (1 + 3 - 2) 11 10 11 10 7
Итог (место) 2 3 1 2 2
* ТИЦ — тематический индекс цитирования Яндекс — определяет «авторитетность» Интернет-ресурсов с учетом качественной характеристики ссылок на них на других сайтах в каталогах Яндекс.
С этих позиций анализируемые сайты отвечают всем указанным ранее критериям, что положительно характеризует руководство администраций, вовремя отреагировавшее на активное развитие ИКТ.
Исследование механизма обратной связи официальных сайтов предполагает изучение коммуникативных параметров. Информация о структуре и контенте анализируемых сайтов представлена нами в сводной таблице. Для исследования выбраны 11 коммуникативных параметров, включенных в структуру.
Таким образом, процесс анализа Интернет-сайтов основан на сравнении: структура исследуемых сайтов (табл.) соотносится с моделью (шаблоном). Совпадение каждого пункта дает 1 балл, что отмечено знаком «+», отсутствие совпадения — знаком «-». Итоговые значения во многом зависят от количества совпавших элементов, но также учитываются и качественные характеристики критериев, которые не равноценны друг другу. К примеру, наличие контактного телефона на сайте не равнозначно услуге «Регистрация на сайте» или «Электронная приемная».
В процессе исследования использовался исключительно ТИЦ в связи с отсутствием возможности применить все индексы одновременно главным образом из-за различия параметров, учитываемых в процессе их вычисления2.
Анализ Интернет-сайтов дал в целом положительные результаты. Счетчик посещений представлен практически на всех сайтах, за исключением официального сайта администрации Хабаровска3. Счетчик посещений является инструментом расчета и составления подробной статистики сайта, включая возможность оценки популярности конкретного раздела.
Что касается коммуникативных параметров, то все сайты характеризуются наличием формы поиска, что значительно упрощает работу пользователей, связанную с поиском конкретной информации. Наличие карты сайта способствует более эффективной работе пользователей. По данному критерию все сайты соответствуют необходимым требованиям. Версия сайта на иностранном языке недоступна лишь на одном из них — на официальном сайте администрации Ново-
сибирска4. Следует отметить, что раздел «Инвестиционный паспорт города» данного сайта доступен на английском языке. Возможность просмотра сайтов на иностранном языке открывает доступ к размещенной на них информации иностранным пользователям (например, потенциальным инвесторам или туристам) из любой точки мира.
В результате изучения Интернет-сайтов на предмет наличия элементов категории «Контактная информация» было выявлено, что контактные телефоны администраций, наличие которых необходимо для поддержания постоянного взаимодействия с населением, даны на двух сайтах, за исключением официальных сайтов администраций Нижнего Новгорода5, Хабаровска и официального портала городской думы и администрации Ростова-на-Дону6. Указание на всех сайтах контактного электронного адреса позволяет любому пользователю выразить свое отношение к любым проблемам, высказать предложения по любому вопросу. Почтовый адрес администраций приведен на всех сайтах. Услуга регистрации пользователей на сайте предоставляется только официальным порталом городской думы и администрации Ростова-на-Дону и Интернет-сайтом администрации Хабаровска. Данная функция предполагает управление подпиской на рассылку новостей и использование такой опции, как «Обращение в Интернет-приемную». Другая услуга — «Электронная приемная» — позволяет отправить обращение в электронном виде в конкретный департамент. Все исследуемые сайты предоставляют подобную услугу. Услуга «Голосование» существует только на официальном сайте администрации Екатеринбурга7.
В итоге самые высокие оценки получил официальный портал городской думы и администрации Ростова-на-Дону. Второе место заняли официальные сайты администраций Хабаровска, Новосибирска и Екатеринбурга, набравшие 7, 11 и 10 баллов соответственно, третье место — сайт администрации Нижнего Новгорода.
Портал городской думы и администрации Ростова-на-Дону вышел на первое место за счет предоставления широкого спектра услуг по взаимодействию с населением и установления налаженной обратной связи.
Возможность регистрации на нем компенсирует отсутствие остальных показателей контактной информации.
Второе место занимают сразу три Интернет-сайта. Маркетинговые и коммуникативные параметры вывели сайт администрации Новосибирска на второе место. Несмотря на то что у сайтов администраций Новосибирска и Ростова-на-Дону одинаковое количество баллов (11), первый сайт оказался на втором месте. Это связано прежде всего с отсутствием интерактивных услуг. Екатеринбург выигрывает за счет более развитой системы обратной связи, но проигрывает по маркетинговым показателям. Кроме того, Интернет-сайт администрации — это интегрированный портал, включающий информацию о всех сферах жизни города. У сайта администрации Хабаровска, обладающего отлаженным механизмом обратной связи (услуга «Регистрация на сайте»), всего 7 баллов. Причиной столь низкой оценки послужило невысокое значение тематического индекса цитирования Яндекс (60 баллов), что, очевидно, связано с относительной новизной сайта. Ранее он находился по другому адресу.
Последнее место занял сайт администрации Нижнего Новгорода. Отсутствие на сайте контактного телефона, а также лишение пользователей возможности регистрации на сайте снижают уровень взаимодействия с населением города. Кроме того, стиль оформления данного сайта, при проектировании которого использовались преимущественно темно-зеленые цвета, является менее привлекательным.
Таким образом, четкое определение обязательных элементов официального Интернет-сайта администрации позволяет создать более эффективную коммуникативную модель отношений органа власти и населения. Для эффективного коммуникативного взаимодействия главным является соблюдение принципа обратной связи. С этой точки зрения наиболее приближенным к модели «электронного муниципалитета» следует признать официальный портал городской думы и администрации Ростова-на-Дону. Все остальные Интернет-сайты обладают значительным потенциалом для развития системы обратной связи.
Примечания
1 Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие. СПб., 2007. С. 198.
2 Индекс цитирования Яндекс [Электронный ресурс]. URL: http://www.w50.ru/.
3 Официальный сайт администрации г. Хабаровска [Электронный ресурс]. URL: http://www. khabarovskadm.ru/.
4 Официальный сайт администрации г. Новосибирска [Электронный ресурс]. URL: http://www. novo-sibirsk.ru/.
5 Официальный сайт администрации г. Нижнего Новгорода [Электронный ресурс]. URL: http:// www.admgor.nnov.ru/.
6 Официальный портал городской думы и администрации г. Ростова-на-Дону [Электронный ресурс]. URL: http://www.rostov-gorod.ru/.
7 Официальный сайт администрации г. Екатеринбурга [Электронный ресурс]. URL: http://www. ekburg.ru/.