Борис ЗАЛИВАНСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ВОСПРИЯТИИ ГОРОДСКОГО СООБЩЕСТВА
В статье приводятся результаты интерпретации материалов социологического исследования, посвященного изучению общественного мнения об эффективности средств массовой информации г. Белгорода.
The results of interpretation of sociological research devoted to the study of public opinion concerning efficiency of mass media of Belgorod city are presented in the article.
Ключевые слова:
средства массовой информации, муниципалитет, Белгород, социологический опрос; mass media, municipality, Belgorod city, sociological research.
ЗАЛИВАНСКИИ
Борис
Васильевич —
к.соц.н., доцент
кафедры социальных
технологий
Белгородского
государственного
национального
исследовательского
университета
zаlivаnsky@bsu.
edu.ru
В 2011 г. Центром социальных технологий Белгородского госу -дарственного национального исследовательского универси -тета было проведено социологическое исследование, в ходе которого осуществлялся анализ популярности муниципальных СМИ и определялись неудовлетворенные информационные по -требности городской аудитории.
Исследование было проведено по методике многоступенчатой квотной выборки на 27 территориях г. Белгорода, соответствующих городским избирательным округам. Общее число респондентов составило 2 700 чел. В качестве квотных признаков выступали пол и возраст респондентов. Полученные социологические данные обра -батывались с помощью программы «ДА- система»1.
Анализ востребованности печатных средств массовой информа -ции указывает на наибольшую популярность среди белгородцев газеты «Житье - бытье». Регулярно ее читают 12,26% участников опроса, периодически — 13,11%. Немногим менее востребованы «Белгородские известия» (10,11% и 10% соответственно). Реже всего горожане читают газету «Голос Белогорья» (1,15% и 1,78% соответ -ственно). Газета «Наш Белгород» имеет средний уровень популяр ности среди читателей: 7,81% респондентов читают ее регулярно, а 7,59% — периодически. Но все же подавляющая часть горожан вообще никогда не читает местных газет.
Отметим, что факт лидерства газеты «Житье бытье» весьма при мечателен. Это издание имеет информационно -развлекательный характер и рассчитано на удовлетворение довольно простых (житей -ских) потребностей обывателей. Очевидно, именно такие потреб -ности доминируют у белгородских потребителей СМИ, которые мало интересуются политикой или общекультурными проблемами, но воспринимают газету как своего рода «легкое чтиво».
В качестве параметров, определяющих привлекательность мест -ной прессы для белгородцев, были выбраны: своевременность информации, острота, достоверность, доступность для понима ния, разнообразие публикуемых материалов, качество оформления издания, цена и тираж.
Выяснилось, что читатели газет более всего удовлетворены доступностью для понимания изложенной в них информации (более половины респондентов — 53,74%). В то же время удовлетво -
1 Бабинцев В.П., Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Отчет по итогам социологического исследования «Оценка эффективности муниципальных средств массовой информации города Белгорода». — Белгород, 2011.
ренность такими параметрами, как досто верность информации (30,56%) и острота публикуемых материалов (35,04%) суще ственно ниже.
Таким образом, исследование выявило, что белгородцев в настоящее время досто верность информации волнует значи тельно меньше, чем доступность и свое временность. В последнем случае муни ципальные СМИ довольно часто уступают региональным и федеральным1.
Полученное распределение ответов отражает тенденции, общие не только для России, но и для всего мира. Они связаны с двумя обстоятельствами. Во первых, россияне все более привыкают жить в иллюзорном мире, где истина не является главной целью, она с успехом симулиру ется искусственным информационным воздействием. Во вторых, информация для потребителей постепенно становится значимой лишь в ее прагматическом зна чении — возможности практического использования. Потому граждане так оза бочены своевременностью сообщений. Несвоевременная информация оценива ется ими как бесполезная.
Удовлетворенность параметрами отдельных печатных СМИ, очевидно, связана с ожиданиями их постоянной аудитории. Так, например, постоянные читатели газеты «Житье бытье» в первую очередь ценят доступность для понимания (82,78%), а газеты «Наш Белгород» — свое -временность информации (76,78%), что представляется вполне логичным.
Немногим более половины читателей обеих газет указали, что их устраивает разнообразие информационных материа лов (65,56% среди постоянных читате -лей «Житья -бытья» и 62,09% — «Нашего Белгорода»), качество оформления (66,47% и 64,93%) и цена (67,98% и 65,88% соответственно). В то же время читатели газеты «Наш Белгород» чаще указывают на остроту (65,40% против 58,31% читателей газеты «Житье бытье») и достоверность публикуемых материалов (53,55% против 47,73%). В меньшей степени по сравне -нию с постоянной аудиторией «Житья бытья» их устраивает тираж (53,08% про -
1 Медиафорум: Проблема муниципальных СМИ в нехватке оперативности. Конференция «Перспективы развития региональных и муни -ципальных СМИ Уральского федерального округа» // http://permkrai.er.rU/news/2011/6/29/ те(Яа^эгит- ргоЫета- municipalnyh - smi- V-nehvatke - operativnosti.
тив 65,26%), что и понятно, поскольку, даже учитывая периодичность (2 раза в неделю), тираж газеты существенно про игрывает (10 100 экз. против 47 900 экз. «Житья - бытья» и 20 000 экз. других офи -циальных газет Белгорода).
Таким образом, несмотря на тот факт, что безусловным лидером среди печат ных белгородских СМИ является газета «Житье бытье», относительно востре бованы белгородцами и официальные печатные издания. В первую очередь, это обусловлено разницей в информацион ных предпочтениях горожан. В целом, читатели газет более всего удовлетворены доступностью для понимания представ ленной в них информации. В то же время по многим параметрам привлекательность местной прессы недостаточно высока, а следовательно, есть резерв для развития белгородского рынка печатных СМИ.
Основной читатель местной газеты — это, чаще всего, состоящая в браке жен щина старшего возраста, пенсионер или работник бюджетной сферы с «условно средним достатком», имеющая высшее или незаконченное высшее образование.
Среди телевизионных каналов в рей тинге зрителей лидирует телеканал «Вести Белгород». Более половины респонден тов смотрят его практически ежедневно (50,59%). При этом предпочтение данному телеканалу телезрители отдают практиче ски независимо от пола, возраста, обра зования, рода занятий и уровня дохода. Телеканал «Белый город» является аутсай дером опроса. Лишь 21,26% обращаются к нему ежедневно.
Основные причины, из за которых горожане отказываются от просмотра местного телевидения, одинаковы, неза висимо от конкретного телеканала. К ним относятся: предпочтение иных каналов и неудобное время трансляций.
Телевизионные средства массовой информации, так же как и печатные, чаще других востребованы самой младшей и самой старшей категориями населе ния. В то же время опрос дает основание утверждать: в целом белгородские теле программы малоинтересны, в основном потому что недостаточно конкурентоспо собны и транслируются в неудобное для потенциальных зрителей время. В резуль тате каждый третий участник опроса ука зал, что предпочитает другие каналы
Основным телезрителем местных теле
каналов, независимо от пола, является состоящий в браке белгородец самой стар шей категории — пенсионер, либо самой молодой — студент, рабочий, работник бюджетной сферы с «условно средним достатком», имеющий высшее или неза конченное высшее образование.
Объем аудитории радиослушателей значительно меньше, чем телезрителей. Радиопрограмму «Новости Белого города» с той или иной частотой слушают 38,67% участников опроса. Примерно лишь каж дый десятый (12,93%) является ее посто -янным слушателем.
Таким образом, белгородское радио недостаточно востребованно горожа нами в качестве постоянного источника информации. Его основным слушателем, независимо от пола, является состоящий в браке белгородец с «условно средним достатком» скорее самой старшей катего рии — пенсионер либо рабочий, работник бюджетной сферы, имеющий высшее или незаконченное высшее образование.
Востребованность среди населения бел городских интернет ресурсов значительно ниже, чем иных средств массовой инфор мации. К информации, размещенной на интернет - портале «Белновости», с той или иной степенью регулярности обраща ются 31,29% опрошенных, но постоянно это делают только 8,59% респондентов. Практически с такой же частотой пользо ватели Интернета обращаются к ресурсам информационного агентства «БелРУ» — 29,82%. Менее востребованным является портал агентства «Медиатрон» — 19,3%.
Удовлетворенность содержанием интернет порталов среди постоянных пользователей находится на довольно высоком уровне. Так, среди регулярных посетителей ресурса «Белновости» 84,05% в той или иной степени удовлетворены его содержанием. Сопоставимые показатели наблюдаются среди посетителей порталов «БелРУ» (79,75%) и «Медиатрон» (75%).
Среди тех, кто не удовлетворен инфор мационным содержанием интернет порталов, почти каждый третий указывает на недостаток информации (29,79%), а почти каждый четвертый — на недостовер -ность информации (24,11%).
Таким образом, местные интернет источники информации пока уступают по размеру аудитории печатным и теле визионным, однако имеют растущий потенциал, т.к. в основном их используют
молодые белгородцы с высшим или неза конченным высшим образованием.
Основным пользователем местных интернет ресурсов, независимо от пола и семейного положения, является белгоро дец в возрасте от 18 до 29 лет, скорее сту дент с «условно средним достатком», име ющий высшее или незаконченное высшее образование.
В рейтинге доверия к различным источ никам, предоставляющим информацию о деятельности органов местного само управления и городской жизни, безуслов ным лидером является телеканал «Вести Белгород» (63,23% респондентов в той или иной степени ему доверяют). В целом, теле -визионные каналы имеют более высокий уровень доверия, чем другие источники информации. Обусловлено это, очевидно, охватом ими более широкой аудитории.
В сравнении с телевизионными, печат ным средствам массовой информации белгородцы доверяют гораздо реже. Среди своих аудиторий большим доверием поль зуются газеты «Житье - бытье» (30,44% доверяют ей в той или иной степени) и «Белгородские известия» (30,33%). В то же время среди читателей даже этих изда ний практически половина затруднилась ответить на вопрос о доверии. Возможно, это не столько свидетельствует о низком качестве информационных материалов, сколько является следствием нежелания и неспособности читателей анализировать получаемую информацию.
В рейтинге доверия к интернет источникам лидирует информационное агентство «БелРУ» — его информации о деятельности органов местного само управления и городских событиях в той или иной степени доверяет практически каждый четвертый пользователь сети. Немного отстает по показателю доверия интернет портал «Белновости» (23,07% респондентов, доверяющих ему в той или иной степени).
Степень удовлетворенности горожан получаемой информацией наиболее высока в случае ознакомления с материа лами о культурных мероприятиях (67,81%), происходящих в городе значимых собы -тиях (63,67%). Менее всего респонденты удовлетворены получаемой информацией о работе городского Совета депутатов (35,11%), решениях, принимаемых орга -нами местного самоуправления (37,59%), работе Советов территорий (29,85%).
Таким образом, телевизионные сред ства массовой информации пользуются большим доверием у белгородцев, нежели печатные, радиовещательные и Интернет. Вероятно, это связано не только с каче ством информационных материалов, но и с возможностями телевидения по охвату большей аудитории. Менее всего в белгородских СМИ горожан устраи вает информация о деятельности органов местного самоуправления, что, несо мненно, является показателем наличия серьезных проблем в информационно аналитическом обеспечении муници пального управления.
Каждого второго респондента (50,22%), независимо от пола, возраста, образо вания и, в большинстве случаев, рода занятий и уровня дохода, интересуют реальные результаты деятельности мэра г. Белгорода. Многие хотели бы иметь воз можность ознакомиться с информацией о планах развития города, реализуемых под руководством мэра (35,70%), и мерах, предпринимаемых им по борьбе с корруп цией в муниципалитете (25,37%).
Менее всего респондентов интересует информация о его семейном положении, увлечениях и интересах, а также об орга низации рабочего дня сити менеджера.
Тревогу вызывает то, что значительную часть опрошенных (20,85%) вообще не интересует деятельность мэра. Это может быть признаком пассивности многих горожан, неготовности их участвовать в жизни муниципалитета, а также свиде тельством разочарования в деятельности местных властей. В целом, можно кон статировать: почти четверть белгородцев не демонстрируют хотя бы формальную заинтересованность в работе мэра.
Большая часть участников опроса (40,59%) по понятным причинам хотели бы знакомиться с отчетами депутатов гор совета об исполнении наказов избирате лей через средства массовой информации. Каждый четвертый респондент хотел бы знать о личном вкладе депутатов в реше ние проблем города (24,81%), а каждый пятый — о решениях, принимаемых на сессиях (22,11%).
Сразу несколько муниципальных про ектов и программ вызывают почти рав -нозначный интерес белгородцев. К ним относятся: поддержка семьи (25,37%), охрана и укрепление здоровья (22,93%), ремонт жилья (22,04%), поддержка пожи
лых (21,67%) и обеспечение безопасно сти горожан (20,85%). Однако поддержка детей и молодежи вызывает особый инте рес практически у трети (34,73%) опро -шенных респондентов.
Менее всего белгородцев интересуют проблемы экологии, поддержка предпри нимательства и, что весьма существенно, развитие общественного самоуправления. Последнее обстоятельство является сви детельством низкой заинтересованности жителей городского округа в обществен ном участии, отсутствия желания самим решать свои актуальные проблемы.
Среди проблем, беспокоящих жителей Белгорода, практически независимо от их пола, возраста, образования, рода занятий, семейного положения и уровня доходов, безусловно, лидируют: рост цен на товары и услуги (более половины опрошенных — 57,04%) и качество и доступность услуг ЖКХ (46,33%). Каждый четвертый хотел бы, чтобы в средствах массовой информа ции были освещены проблемы занятости (24,56%) и коррупции в муниципальных органах (23,37%).
Перечень проблем вполне ожидаем. Но, отмечая это, укажем на довольно высокий интерес к вопросам коррупции, что, безу словно, свидетельствует об актуальности данной проблемы для белгородцев.
В настоящее время основные претен зии к средствам массовой информации, высказываемые респондентами, носят различный по содержанию характер. Одних респондентов не устраивает излиш няя политизированность СМИ (13,44%). В то же время другие отмечают отстра ненность СМИ от важных общественных проблем (12,15%). Некоторые считают, что у муниципальных СМИ нет собствен ной позиции по указанным проблемам (11,11%). Многие респонденты (36,37%) указали на отсутствие претензий к СМИ, и, кроме того, 26,37% участников опроса затруднились с оценкой. Однако вряд ли это свидетельствует о безупречной работе СМИ, скорее о нежелании части граждан критически мыслить и подвергать глу -бокому анализу содержание получаемой информации.
На основе материалов исследования можно говорить о тенденции к снижению уровня запросов белгородцев к средствам массовой информации. Интерес к ним приобретает все более устойчивый потре бительский характер. В СМИ для пре
обладающей части населения важными являются материалы бытового харак тера, информация о возможности решить житейские проблемы, программа телепе редач и т.п. Публикации, отличающиеся глубоким содержанием, становятся все менее и менее востребованными. Более того, снижается потребность в объек тивной информации. Данная тенденция характерна и для медийного пространства в общероссийском масштабе1.
Горожане высказывают и конкретные претензии к СМИ. В отношении печатных СМИ — это отсутствие остроты публикуе -мых материалов, и в ряде случаев — недо -стоверность информации. Время выхода в эфир передач местных каналов не всегда удобно телезрителям, к тому же местному телевидению пока еще сложно конкури ровать с устоявшимися предпочтениями зрителей в выборе телеканалов. Несмотря на довольно высокую степень удовлет -воренности содержанием белгородских интернет-порталов, пользователи сети
1 Самгин Ю.А. Средства массовой информации — системообразующий компонент единого информационного пространства // Правовая информатика, 2012, № 1, с. 50-52.
часто указывают на недостаток информа ции и ее недостоверность.
В ходе исследования выявлены клю -чевые приоритеты горожан в выборе информационных тем муниципальных СМИ. Жители Белгорода хотели бы, в первую очередь, ознакомиться с реаль -ными результатами работы мэра, планами развития города, отчетами об исполнении наказов депутатами городского Совета, их личным вкладом в развитие города. Потребители заинтересованы в полу чении информации о поддержке детей, молодежи и семьи, публичном обсужде нии проблем роста цен и качества услуг ЖКх.
Общими недостатками, характерными для всех видов муниципальных средств массовой информации, по мнению ауди тории, является их излишняя политизи рованность, отстраненность от решения важных общественных проблем и отсут ствие собственной позиции по данным проблемам. Именно на эти проблемы должны обратить свое внимание как пред ставители муниципальных средств массо вой информации, так и органы местного самоуправления г. Белгорода.