ПОЛИТИКА. ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ
Омск в стратегии развития региона
УДК 332+334 ГРНТИ 06.52.13
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ОМСКА: ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ
П.Б. Хейфец
Администрация города Омска, Омский Дом ученых Россия, 644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34; [email protected].
В статье излагается накопленный в Администрации города Омска опыт формирования муниципальной системы стратегического планирования социально-экономического развития города: этапы создания, нормативные документы, инструменты реализации (который может быть использован в крупных городах Российской Федерации).
Ключевые слова: муниципальная система стратегического планирования, тематические комиссии, рабочие группы, экспертные площадки, документы стратегического планирования, стратегия развития города, стратегические цели, стратегические задачи, ключевые инициативы, базовые проекты, инструменты реализации стратегии.
MUNICIPAL SYSTEM OF STRATEGIC PLANNING OF OMSK SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT: FORMATION PHASES, REGULATIONS, IMPLEMENTATION EXPERIENCE
P.B. Heyfets
Omsk Municipal Administration, Omsk of Scientists center Russia, Omsk, ul. Gagarina, 34; [email protected].
The article presents accumulated in Omsk Municipal Administration experience of municipal system of strategic planning of Omsk social and economic development: formation stages, regulations, instruments of implementation. This experience can be used in major cities of the Russian Federation.
Keywords: municipal system of strategic planning, thematic commissions, working groups, expert platforms, the documents of strategic planning, strategy of city development, strategic goals, strategic objectives, key initiatives, basic projects, instruments of strategy implementation.
Город Омск в числе первых городов Российской Федерации приступил к работе по стратегическому планированию развития города. За прошедший с начала данной работы период можно выделить ее следующие основные этапы и организационные мероприятия.
1998-1999 годы:
- принятие постановлений главы городского самоуправления (мэра) города Омска от 9 июня
1998 года № 211-п «Об организации разработки стратегического плана развития города» и от 9 октября 1998 года № 375-п «Об утверждении проекта организации разработки стратегического плана развития города Омска»;
- формирование и работа тематических комиссий по основным направлениям городского развития (13 комиссий) с широким участием представителей власти, бизнеса, науки, культуры, образования, общественных организаций (более 300 участников);
- разработка проекта «Концепции стратегического развития города Омска» (далее - Концепция);
- организация и проведение в октябре
1999 года первой общегородской конференции по стратегии развития города, принятие на конференции решения о продолжении работы над Концепцией и Стратегическим планом развития города Омска.
2000-2002 годы:
- принятие распоряжений главы городского самоуправления (мэра) города Омска от 31 января
2000 года № 90-р «О семинаре «Проблемы развития городов и регионов» и от 11 апреля 2000 года № 350-р «Об утверждении совета представителей, временного творческого коллектива и экспертной группы по доработке проекта Концепции стратегического развития города Омска»;
- разработка документов стратегического планирования. Работа проводилась в укрупненных рабочих группах, образованных из тематических комиссий (5 групп - по стратегическим направлениям развития города), функционировал общегородской научно-практический семинар «Проблемы развития городов и регионов», наработанные материалы обобщались временным творческим коллективом омских ученых - авторитетных специалистов разных сфер деятельности;
- организация и проведение в декабре 2002 года второй общегородской конференции по стратегии развития города, общественное обсуждение и принятие Концепции стратегического развития города Омска и Стратегического плана развития города Омска (проектная версия).
В это время Омск был признан одним из лидеров стратегического планирования в России.
С принятием Концепции и проектной версии Стратегического плана в Омске начинает формироваться система стратегического планирования развития города.
2003-2004 годы:
- принятие постановления мэра города Омска от 11 марта 2003 года № 74-п «О создании Координационного Совета по стратегии развития города при Мэре города Омска». Совет создан в целях координации работ по формированию и реализации стратегии развития города и функционирует до настоящего времени. В состав Совета входят представители областных органов власти, бизнеса, науки, культуры, образования, здравоохранения, общественных организаций, органов территориального общественного самоуправления, депутаты областного и городского уровней;
- разработка и реализация Плана действий Администрации города Омска по реализации стратегии развития города на 2003-2004 годы, утвержденного постановлением мэра города Омска от 16 мая 2003 года № 206-п;
- принятие Решения Омского городского Совета от 5 июня 2003 года № 54 «Об утверждении положения об общегородских целевых программах». С принятием данного Решения начинается работа по использованию программно-целевого метода в организации расходов и управлении бюджетом города. В числе первых разрабатываются целевые программы социальной направленности.
2005-2007 годы:
- разработка Основных направлений социально-экономического развития города Омска до 2010 года, утвержденных постановлением мэра города Омска от 17 июля 2006 года № 215-п, в которых определяются среднесрочные цели, задачи и приоритеты развития экономики и социальной сферы города;
- разработка и утверждение нормативными актами органов местного самоуправления города Омска документов среднесрочного планирования - комплекса общегородских целевых программ и отраслевых планов мероприятий по социально-экономическому развитию города Омска до 2010 года;
- разработка и утверждение Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года № 43 Генерального плана города Омска, в составе которого - «Концепция социально-экономического развития города Омска до 2025 года».
2008-2012 годы:
- разработка программных документов комплексного планирования на очередной период (на среднесрочную и долгосрочную перспективы), в том числе:
Программы действий Администрации города Омска по социально-экономическому развитию города Омска на среднесрочную перспективу (20092012 годы), одобренной постановлением Администрации города Омска от 23 октября 2009 года № 821-п;
Программы действий Администрации города Омска по социально-экономическому развитию города Омска на 2010-2016 годы, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 29 октября 2010 года № 1018-п;
- разработка и утверждение постановлениями Администрации города Омска комплекса долгосрочных целевых программ города Омска и ведомственных целевых программ развития, в которых конкретизируются мероприятия вышеуказанных программных документов комплексного планирования по срокам выполнения, исполнителям и требуемым ресурсам.
2013-2014 годы:
- разработка комплекса муниципальных программ города Омска на 2014-2018 годы, утвержденных постановлениями Администрации города Омска от 30 сентября 2013 года № 1087-п, от 14 октября 2013 года №№ 1163-п - 1172-п;
- разработка Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2025 года (далее - Стратегия города Омска), утвержденной постановлением Администрации города Омска от 9 июля 2014 года № 938-п.
Разработка Стратегии города Омска осуществлена с целью актуализации разработанных ранее документов стратегического планирования развития города Омска, а также в целях синхронизации Стратегии города Омска со Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом губернатора Омской области от 24 июня 2013 года № 93.
Синхронизацией целей, задач, целевых показателей Стратегии города Омска и Стратегии развития Омской области обеспечивается системное единство документов стратегического планирования развития Омской области и города Омска.
На момент начала разработки Стратегии города Омска отсутствовали нормативные документы федерального уровня, регламентирующие процессы стратегического планирования муниципальных образований. В связи с этим разработка Стратегии города Омска осуществлялась с использованием сложившейся на практике методологии стратегического планирования развития российских городов, в соответствии с которой определены цели, приоритеты социально-эконо-
мического развития города, ключевые проекты и целевые индикаторы его развития.
Основные этапы разработки Стратегии города Омска следующие:
- декабрь 2013 года - мэром города Омска утверждена Схема подготовки Стратегии города Омска, определяющая основные этапы, сроки, участников разработки;
- декабрь 2013 года-январь 2014 года -определение стратегического видения перспектив развития города Омска посредством опроса населения на сайте Администрации города Омска, в соцсетях;
- январь 2014 года - формирование целей, приоритетов городского развития;
- февраль 2014 года - определение ключевых проектов и целевых индикаторов;
- март-апрель 2014 года - общественное обсуждение, работа экспертных площадок;
- апрель- май 2014 года - корректировка по результатам обсуждений;
- май-июнь 2014 года - разработка проекта документа стратегии, рассмотрение на заседании Координационного Совета по стратегии развития города при мэре города Омска;
- июль 2014 года - правовая экспертиза, утверждение постановлением Администрации города Омска.
Поскольку Стратегия города Омска разрабатывалась как «документ общественного согласия», то в процессе ее разработки было организовано участие широкой общественности (представителей науки, бизнеса, образовательных учреждений, общественных и иных организаций, депутатов различных уровней, органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления города Омска, населения и т. д.). По каждому основному направлению организована работа экспертных площадок с привлечением экспертов - ученых, практиков, общественности для формирования ключевых инициатив, базовых проектов развития. Работа экспертных площадок проходила на территории городского пресс-клуба с использованием режима «онлайн» в сети Интернет, что существенно расширяло круг вовлеченных в обсуждение лиц. В результате, в формировании Стратегии города Омска приняли участие порядка 50 организаций (около 200 человек).
Стратегия города Омска определяет систему долгосрочных приоритетов муниципальной социально-экономической политики Омска в увязке со стратегией развития региона. Принципиально важно, что данный документ разработан в соответствии с вопросами местного значения городского округа и полномочиями органов местного
самоуправления по решению этих вопросов, что соответствует положениям Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Структура документа состоит из следующих основных разделов:
- анализ состояния и возможностей социально-экономического развития города;
- основные проблемы социально-экономического развития города Омска;
- стратегическое видение будущего развития города Омска;
- стратегические цели и задачи социально-экономического развития города Омска до 2025 года;
- ключевые инициативы (базовые проекты), направленные на достижение каждой стратегической задачи;
- основные целевые индикаторы стратегического развития города Омска;
- механизмы и инструменты реализации Стратегии.
Относительно будущего развития города Омска в Стратегии из всех сценариев развития наиболее приоритетным определено развитие Омска как «Города, в котором хочется жить!», как самого комфортного города Сибири.
В качестве стратегических целей социально-экономического развития, которые ориентированы на достижение стратегического видения будущего города Омска и основаны на результатах анализа и оценки существующего состояния социально-экономического положения города, выделены следующие цели:
- рост конкурентоспособности экономики города,
- рост конкурентоспособности городской среды проживания,
- улучшение качества жизни населения города,
- повышение эффективности системы муниципального и общественного управления.
В Стратегии города Омска для каждой стратегической цели определены стратегические задачи, направленные на ее реализацию, а для каждой стратегической задачи - ключевые инициативы (базовые проекты), направленные на ее решение.
Степень достижения каждой стратегической цели характеризуется основными целевыми индикаторами стратегического развития, значения которых должны быть достигнуты в 2016, 2020 и 2025 годах.
Конкретизация ключевых инициатив (базовых проектов) Стратегии города Омска по срокам реализации, исполнителям и требуемым финан-
совым ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется при разработке новых документов либо путем внесения изменений в ранее утвержденные и реализуемые долгосрочные целевые программы города Омска (с 1 января 2014 года - муниципальные программы города Омска), а также при разработке утверждаемых постановлениями Администрации города Омска планов, содержащих мероприятия в сфере социально-экономического развития города Омска, а также в ежегодных планах действий Администрации города Омска по социально-экономическому развитию города Омска.
Наиболее приоритетные инструменты реализации Стратегии включены в состав ключевых инициатив (базовых проектов), направленных на достижение стратегических целей. К их числу относятся следующие:
- создание проектного офиса по реализации Стратегии;
- введение нового направления работы Казенного учреждения города Омска «Центр поддержки предпринимательства» - сопровождение инвестиционных проектов;
- актуализация ключевых инициатив (базовых проектов) Стратегии не реже одного раза в 3 года;
- разработка и внедрение показателей оценки эффективности деятельности структурных подразделений Администрации города Омска;
- развитие системы общественных и консультативных органов (координационные, общественные и другие советы, комиссии при мэре города Омска, экспертные советы при структурных подразделениях Администрации города Омска);
- обеспечение открытости и общественной экспертизы корректировки Стратегии.
Проектный офис по реализации Стратегии осуществляет управление реализацией Стратегии, в том числе осуществляет мониторинг ее реализации и обеспечивает актуализацию ее базовых проектов, формирует отчетность о ходе реализации Стратегии, во взаимодействии с Казенным учреждением города Омска «Центр поддержки предпринимательства» оказывает поддержку инвесторам, сопровождает их на всех стадиях инвестиционного проекта.
Система показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления города Омска является инструментом стимулов и ответственности руководителей структурных подразделений Администрации города Омска за достижение поставленных целей.
Система общественных и консультативных органов, в том числе Координационный Совет по стратегии развития города при мэре города
Омска, созданный постановлением мэра города Омска от 11 марта 2003 года № 74-п, обеспечивает межведомственную координацию процессов мониторинга и корректировки хода реализации Стратегии.
Открытость информации о ходе реализации Стратегии и общественная экспертиза корректировки Стратегии обеспечиваются посредством установления обратной связи с населением города Омска и профессиональным сообществом путем использования информационных ресурсов (средств массовой информации, интернет-ресурсов и др.), а также благодаря организации дискуссионных площадок по стратегическим направлениям развития города Омска.
Таким образом, к настоящему времени сформирована муниципальная система стратегического планирования социально-экономического развития города Омска, состоящая из следующих взаимоувязанных документов:
- Стратегия социально-экономического развития города Омска до 2025 года, утвержденная постановлением Администрации города Омска от 9 июля 2014 года № 938-п;
- Генеральный план города Омска, утвержденный Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года № 43;
- Программа действий Администрации города Омска по социально-экономическому развитию города Омска на 2010-2016 годы, утвержденная постановлением Администрации города Омска от 29 октября 2010 года № 1018-п;
- муниципальные программы города Омска, планы, содержащие мероприятия в сфере социально-экономического развития города Омска;
- ежегодные планы действий Администрации города Омска по социально-экономическому развитию города Омска, в том числе План действий Администрации города Омска по социально-экономическому развитию города Омска на 2015 год, утвержденный постановлением Администрации города Омска от 16 марта 2015 года № 442-п.
Основные документы размещены в открытом доступе на официальном портале Администрации города Омска в сети Интернет www.admomsk.ru (раздел «Развитие», подраздел «Социально-экономическое развитие»).
Опыт реализации практики стратегического планирования в городе Омске был представлен в сводном докладе «Стратегическое развитие крупных городов» на форуме Международной Ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) «Стратегии крупных городов. Инвестиционные строительные программы» (декабрь 2008 года, г. Москва),
а также на X Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России: ресурсы для развития» (октябрь 2011 года, г. Санкт-Петербург), где был признан успешным (материалы об опыте опубликованы в документах форума в сборнике «Муниципальные стратегии: десять лет спустя. - СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леон-тьевский центр», 2011, с. 41-44»).
По итогам V Международного смотра-конкурса городских практик городов СНГ и Евроазиатского экономического сообщества «Город, где хочется жить» за 2012 год, проводимого Международной Ассамблеей столиц и крупных городов (МАГ), город Омск за создание системы планирования социально-экономического развития города Омска признан победителем и отмечен дипломом в номинации «Формирование муниципальной системы стратегического планирования».
На последующем этапе формирования муниципальной системы стратегического планирования социально-экономического развития города Омска, в связи с принятием Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в течение 2015-2016 годов предстоит работа по приведению разработанных документов стратегического планирования в соответствие с требованиями данного закона.
Использование методологии стратегического планирования во многом способствовало росту городской экономики и развитию социальной сферы, а также снижению негативных последствий мирового финансового кризиса 2008-2009 годов.
По объему отгруженных товаров, выполненных работ и услуг по промышленным видам деятельности город Омск занимает лидирующие позиции среди 13-ти городов-миллионников РФ (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга).
В посткризисный период за 2010-2013 годы в городе Омске среднегодовой прирост составил:
- по объему промышленного производства -5,0 %;
- по объему инвестиций в основной капитал - 8,2 %;
- по обороту розничной торговли - 9,8 %;
- по объему платных услуг, оказанных населению города, - 2,3 %.
Уровень заработной платы работников крупных и средних организаций стабильно растет, превышая уровень инфляции. За период с 2010 по 2013 годы заработная плата выросла в 1,6 раза при росте индекса потребительских цен в 1,3 раза.
Численность зарегистрированных безработных в городе Омске ежегодно снижается (в 2013 году по сравнению с 2009 годом она сократилась более чем в 2,5 раза).
На 1 января 2015 года численность населения города Омска по предварительной оценке составила 1173,9 тыс. человек (это 7 место среди 13 городов-миллионников, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга).
На протяжении последних лет (с 2007 года) сложился благоприятный фактор демографического развития, влияющий на стабилизацию численности жителей города, - это увеличение числа родившихся.
Начиная с 2010 года также наблюдается миграционный прирост населения города.
В 2016 году городу Омску исполняется 300 лет. Стратегией города Омска предусмотрена реализация Указа Президента Российской Федерации от 11 января 2007 года № 24 «О праздновании 300-летия основания г. Омска» и плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 2040-р. В соответствии с вышеназванным планом предусмотрено привлечение средств федерального и областного бюджетов на реконструкцию улично-дорожной сети, на модернизацию жилья, на строительство объектов инженерной инфраструктуры и социальных объектов, на реставрацию объектов культурного наследия на территории города Омска.
Запланированные мероприятия уже реализуются: построены ледовые дворцы спорта и
другие социальные объекты, реконструируются городские магистрали, происходит переселение омичей из ветхого и аварийного жилья.
Приобретенный Администрацией города Омска более чем за 17 лет опыт использования стратегического планирования городского развития позволяет сделать вывод о том, что стратегическое планирование становится неотъемлемой частью системы управления городом.
В практику городского управления прочно вошли такие элементы методологии стратегического планирования, как:
- программно-целевой метод управления;
- вовлечение широкой общественности в процессы управления городом;
- обеспечение «прозрачности», открытости деятельности Администрации города при решении вопросов городского управления;
- выстраивание отношений стратегического партнерства с бизнес-сообществом;
- формирование благоприятного инвестиционного климата;
- формирование положительного имиджа города;
- проведение активной политики в области международного и межрегионального сотрудничества и другие.
Опыт города Омска по разработке Стратегии развития, в том числе в части синхронизации документов стратегического планирования муниципального и регионального уровней, может быть использован в других крупных городах Российской Федерации.
Хейфец Павел Борисович - выпускник математического факультета Статья поступила в редакцию
Новосибирского государственного университета. Работал заведующим ла- 26 мая 2015 г.
бораторией экономико-математических методов и моделирования Научно-производственного объединения «Автоматика», г. Омск. С 1994 г. - в администрации Омской области: ведущий специалист, главный специалист сводно-аналитического отдела экономического комитета. В 2000-2013 гг. начальник отдела моделирования городских процессов управления анализа и прогноза социально-экономического развития г. Омска; начальник отдела экономического анализа и прогнозирования; заместитель начальника управления инвестиций, программ развития и экономического анализа департамента городской экономической политики. Автор свыше 30 печатных работ по городской проблематике в различных научно-технических изданиях. Член Российской муниципальной академии и Омского отделения Российской инженерной академии.
© П.Б. Хейфец, 2015