Образовательные системы и технологии
Л.В. Резинкина, А.Е. Марон
(Санкт-Петербург)
МУНИЦИПАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
QUALITY IMPROVEMENT MUNICIPAL MODEL OF TEACHING STAFF CONTINUING EDUCATION
В статье раскрыты стратегические направления повышения качества непрерывного образования педагогических кадров на основе реализации институционально-средового подхода. Ключевые слова: непрерывное образование, педагогический кадры, муниципальное образование, институционально-средовый подход.
The article reveals the strategic directions for improving the quality of continuing education of pedagogical staff based on the implementation of the institutional and environmental approach. Key words: continuing education, teaching staff, municipality, institutional and environmental approach.
Ориентация непрерывного образования педагогических кадров в муниципальной территории на запросы и потребности социума обусловила поиск новых институциональных форм, разнообразных по своим функциям организационных структур сопровождения повышения квалификации педагогов в условиях конкретной территории. Это связывается с тем, что доступность образования и его научно-методическая поддержка в этих условиях достаточно ограничены в силу удаленности от научных и культурных центров, а процесс развития современной школы опережает модернизацию существующей системы повышения квалификации. Сегодня творчески работающие педагоги инновационной школы реально продвигают реформу и будут продолжать реализацию ее основных направлений.
В этих условиях возникает настоятельная необходимость находить «точки роста» инновационных преобразований, способствующих поддержке сложных процессов непрерывного образования на уровне муниципальных территорий [4].
Реальный анализ современной практики непрерывного образования и научные исследования свидетельствуют о необходимости эволюции существующих организационных структур непрерывного образования от мономоделей, ориентированных на формирование специалиста для технократической цивилизации, к полифункциональной модели, предназначенной для саморазвития специалиста и его рефлексии.
Для различных категорий педагогических кадров необходимо определить специфические требования к образовательной среде организации, района или региона и её влияние на развитие специалиста. В настоящее время все более актуален инсти-туционально-средовый подход для анализа взаимодействия между субъектами социума, производства, культуры и образования. Особое признание данный подход получил благодаря автору теории институциональных изменений Д. Норту. Под институтами в территориальной образовательной среде подразумевают относительно устойчивые типы и формы социальной практики, с по-
мощью которых выстраивается общественная жизнь, устанавливаются устойчивые отношения и связи в условиях муниципального сообщества [6].
Мы согласны с исследователями (Н.В. Бор-довская, А.А. Макареня, Т.В. Менг, В.В. Рубцов, Н.Н. Суртаева, В.А. Ясвин и др.), что в одной территории сочетаются разнообразные, достаточно противоречивые среды.
Охарактеризуем основные типы муниципальной образовательной среды на основе реализации принципа доступности качественного образования для различных категорий педагогических кадров.
Муниципальная территория с разветвленной структурой взаимодействия с Институтом повышения квалификации. Лк-цент делается на совместную деятельность инновационной образовательной организации, которая имеет достаточный кадровый потенциал практикоориентированного обучения педагогов, и Института повышения квалификации, обеспечивающего научную поддержку и теоретическую подготовку специалистов, что способствует созданию муниципальной образовательной среды, в которой успешно начинает действовать интегрированное и продолжительное во времени обучение, межкурсовое научно-методическое сопровождение специалистов с опорой на реальную практику педагогов-новаторов. Это позволяет транслировать наиболее интересные и актуальные продукты и работы лучших педагогов в профессиональное сообщество не только муниципалитета, но и региона. При этом эффективно используются местные ресурсы различного рода для более качественной профессиональной подготовки.
Современная парадигма образования немыслима без определения образовательной системы как открытой, что, в свою очередь, строит муниципальную образовательную среду как открытую систему. В этом случае развитие муниципальной образовательной среды осуществляется при активном и постоянном взаимодействии с внешней средой, наиболее эффективно обеспечивая переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование
через всю жизнь». Такая образовательная среда становится социальным институтом, предоставляющим педагогам возможность непрерывно учиться и получать современные профессиональные знания, проектировать личную образовательную траекторию, соответствующую его личностным и профессиональным запросам и потребностям. Открытая среда может представлять собой ассоциацию связанных между собой учебных учреждений различного уровня и территорий, что способствует формированию информационно-педагогического образовательного пространства, обеспечивающего взаимосвязь и преемственность содержания программ для разных групп педагогов, возможность их многомерного движения в образовательно-профессиональном пространстве и создания для этого оптимальных условий развития [5, 8].
Муниципальный район с ориентацией на мегаполис предусматривает близость к большому городу, в котором имеется разветвленная образовательная, культурная и научная структура. Для этой образовательной среды характерна ориентация на программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в высших учебных заведениях мегаполиса (включая негосударственные учреждения) [3, 6].
Муниципальный район с развитым сетевым взаимодействием формирует образовательную среду единого образовательного ресурса территории на основе активного информационного сетевого взаимодействия как наиболее эффективного способа обустройства пространства переноса и трансляции инновационной деятельности. Сеть, выступая в качестве открытой системы, определяет способ взаимодействия субъектов образовательной деятельности, обменивающихся образовательными ресурсами для повышения качества образования. Следовательно, сетевое взаимодействие есть необходимый инструмент для адекватного решения задачи эффективного продвижения и презентации инновационных образовательных продуктов в различных образовательных и иных сообществах [5, 7].
В муниципальном районе с распределенной системой поддержки непрерывного об-
разования педагогов образовательная среда включает центры информатизации, которые могут составить базис для распределения функций в сфере повышения квалификации педагогов с целью формирования условий приближения процесса обучения к месту жительства и рабочему месту. Современный этап развития системы повышения квалификации ориентирует не столько на обучение готовым формам применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности, сколько на получение и осмысление собственного практического опыта, его использования для формирования информационной компетентности (М.А. Горюнова, Д.А. Иванов и др.). Это способствует проектированию и реализации модели повышения квалификации, которая основана на распределении полномочий и функций между муниципальными образовательными организациями при интеграции материальных, кадровых, технических и иных ресурсов образовательных информационных сред различного уровня (федерального, регионального и муниципального). Реализация такой модели реально приближает процесс образования к рабочему месту и месту жительства педагога, оставляя за региональными и федеральными образовательными организациями научно-методическое сопровождение, поддержку и координацию образовательной деятельности муниципальных опорных площадок, включая повышение квалификации и переподготовку [2, 4].
Формирование модели целостной системы непрерывного образования педагогов в муниципальной территории опирается на существующие теоретические разработки, касающиеся таких аспектов, как развитие и прогнозирование федеральной и региональной образовательных систем, повышение квалификации и переподготовка кадров (Э.М. Никитин, Т.С. Панина, В.Н. Скворцов, С.В. Тарасов), формирование качества развития этих систем (О.В. Ковальчук, З.Г. Найденова, В.П. Панасюк и др.), теоретические основы профессионально-педагогического становления учителя в системе непрерывного образования (К. Зарипов, Т.А. Каплу-
нович, В.П. Топоровский, Р.М. Шерайзина и др.), социокультурный и гуманитарно-аксиологический подходы к деятельности ИПК (В.Г. Воронцова, Р.И. Захаренкова, Н.М. Чего-даев и др.).
Непрерывное образование педагогов рассматривается нами в личностном аспекте как последовательное пожизненное развитие творческого потенциала и профессиональных компетенций педагога в условиях формального и неформального образования; в институциональном аспекте как дея-тельностное профессиональное развитие и саморазвитие личности в разных формах и стадиях образования.
Охарактеризуем ведущие основания проектирования муниципальной модели непрерывного образования педагогических кадров.
В качестве основ проектирования муниципальной модели непрерывного образования педагогов выступают следующие положения.
1. Развитие кадрового потенциала муниципального района связывается непосредственно с решением проблемы полифункциональной ориентации системы непрерывного образования педагогических кадров. Это предусматривает в качестве объектов исследования развитие работников разных специализаций - руководителей образовательных организаций, преподавателей СПО, служб занятости населения, социальных педагогов и др. Полифункциональность системы также определяется не только особенностью кадрового потенциала и их специализацией, но и выполнением различных образовательных функций: развитие готовности к выполнению новых профессиональных обязанностей, переподготовка педагогических кадров на новые профессии, профессиональная подготовка резерва, сопровождение специалистов и развитие их карьеры [4].
2. Интеграция форм формального и неформального образования кадров осуществляется путем организации взаимодействия в сложившейся системе повышения квалификации с реальной деятельностью и достижениями инновационных организа-
ций. Формальное образование сегодня потеснилось неформальным и информальным образованием.
Построение интегративной модели непрерывного образования педагогов учитывает особенности и характеристики муниципалитетов, связанные с возможностями оказания содействия кадрам в их личност-но-профессиональном становлении. Проблема развития персонала в рамках муниципального образования сегодня стоит очень остро, так как обусловлена кадровым голодом и ценностью сотрудников на рынке труда. Для того чтобы удержать квалифицированный персонал (преподавателей, методистов и др.), работодатели пытаются решить этот вопрос на основе профессионального развития работника, построения плана карьерного роста, включения в кадровый резерв. Все это осуществляется в условиях муниципальной образовательной среды. Характер образовательной среды муниципального района, определяемый с позиции поддержки непрерывного образования специалистов, зависит от таких факторов, как наличие единого центра развития инноваций в рамках муниципалитета, близость мегаполиса с разветвленной структурой институтов образования, интеграция взаимодействия методических, управленческих и информационных служб в плане поддержки системы образования [4].
3. Разделение, дополнение и преемственность функций и деятельности служб сопровождения личностно-профессиональ-ного роста педагогов в рамках областной организации. Это предполагает взаимодействие институтов повышения квалификации и переподготовки кадров (в рамках эксперимента - Ленинградский областной институт развития образования), Комитетов по образованию при Администрациях муниципальных районов, методических, ресурсных и информационных центров.
Муниципальная система образования должна быть приближенной к реальной практике кадров и образовательных организаций, обладать качествами быстрого реагирования на новые социально-экономические реалии, адекватного и гибкого реше-
ния актуальных проблем муниципальной территории по запросам работодателей.
Применительно к педагогическим кадрам в современных условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения и нового Профессионального стандарта педагога предполагается создание особых образовательных центров поддержки непрерывного образования педагогов на уровне образовательного сервиса и системы образовательных услуг. Модернизация всей системы отечественного образования требует усиления проектно-иссле-довательской, экспертно-аналитической и психолого-дидактической составляющей в системе подготовки педагогических кадров, овладения современными технологиями и электронными ресурсами.
Таким образом, в условиях модернизации российской системы образования актуализируется проблема создания новых моделей непрерывного образования педагогических кадров, приближения в рамках территорий к реальной практической деятельности. Это соответствует Федеральной государственной политике по реализации системных приоритетов, содержащихся в Концепции долгосрочного развития РФ на период до 2020 года в части развития кадрового потенциала различных территорий.
Литература
1. Бордовская Н.В. Академически-ориентированная модель современного высшего педагогического образования // Человек и образование.- 2015. - №1(42). - С. 4-10.
2. Горюнова М.А. Распределенная модель повышения квалификации педагогов в сфере информационных и коммуникационных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2006. - 208 с.
3. Макареня А.А., Суртаева Н.Н. Интеграционные процессы в образовании взрослых как фактор развития интеллектуального и социокультурного потенциала региона. - СПб.: ИОВ РАО, 2002. - 224 с.
4. Резинкина Л.В., Марон А.Е. Моделирование полифункциональной системы непрерывного образования педагогических кадров в муниципальном районе // Вестник НовГУ - 2015. - № 5(88). - С. 67-70. - Сер.: Педагогические науки.
5. Резинкина Л.В. Уровневая модель муниципальной системы непрерывного образования взрослых // Дискуссия. - 2015. - № 8(60). - С. 119-125.
6. Резинкина Л.В. Образовательные среды и типологические особенности их развития в муниципальной системе//Человек и образование. - 2015. - № 1(42). -С. 109-114.
7. Шерайзина Р.М., Каплунович Т.А., Александрова М.В. Развивающее сопровождение карьерного роста педагогов: моногр. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. - 202 с.
8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
9. Монахова Л.Ю. Информационные ресурсы и стратегии управления многообразием в сфере образования // Человек и образование.- 2018. - № 2. - С. 4-10.