ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 159.923.2
МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ ВЫРАЖЕНИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ АУТЕНТИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
© Е. В. БУРЕНКОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского,
кафедра общей психологии e-mail: avbpenza@rambler.ru
Буренкова Е. В. - Мультимодальность выражения как способ развития аутентичности в образовательном процессе // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1156-1160. - В статье автор рассматривает один из способов развития аутентичности психолога в рамках феноменологического практико-ориентированного подхода. Основа развивающей модели состоит из следующих компонентов: телесности познания, мультимодальности творчества, модальностей воображения, игры как организации образовательного пространства. Возвращение к себе истинному через выразительную деятельность в мультимодальном пространстве творчества, по мнению автора, позволяет оживить мир переживаний на всех уровнях как материал для исследования и развития аутентичности. Ключевые слова: аутентичность, воображение, игра, интермодальная терапия творческим выражением.
Burenkova E. V. - Multimodality as a method of expression of authenticity in the educational process // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1156-1160. - In this article the author examines one of the ways of authenticating the psychologist within the phenomenological practically oriented approach. The basis of developmental model consists of the following components: corporeality knowledge, creativity multimodality, modalities of imagination, games as an educational organization of space. The author believes that a return to his true through the expressive activity in multimodal space of creativity can revive the peace at all levels of experience as material for research and development of authenticity. Keywords: authenticity, imagination, play, expressive arts therapy.
АКТУАЛЬНОСТЬ. «Какое твое искусство? С помощью какого искусства ты выражаешь себя? Язык какого искусства я использую для выражения себя в Мире, для выражения Мира в себе? Каков Мой путь Артиста (Художника)? Как я себя выражаю, делаю видимым?» Этими вопросами открывается пространство творческого выражения, пространство встречи с я.
Человек живет в Мире, и все что происходит с ним, является взаимодействующей силой взаимовлияния внутреннего и внешнего. Часто человечество объясняет происходящее через линейные связи и простые закономерности, однако, то, что происходит в мире отнюдь не умещается в простые линейные законы. И «новые формы, и новые феномены требуют от нас отказа от ... ярлыков» [5, 310]. Это необходимо для того, чтобы действительно познать феномен во всей его эстетичности, природности и поэтичности.
Выразительная деятельность обладает целительной силой, в ней есть источник созидания, создания из ничего, преобразования и упорядочивания хаоса. Собственно творчество - это всегда выход за рамки привычного, за границы видимого и обыденного. Трансценденция полярности «известное - неиз-
вестное» позволяет расширить рамки нелинейным способом, раскрывая потенциальные возможности и пространства и человека в пространстве.
Образовательное пространство (среда) есть некая метасистема, включающая в себя автономные открытые системы с эмоциональными связями, которые подчиняются законам межличностного взаимодействия [1]. Одна из основных задач образовательной среды, в т. ч. и обучения - «налаживание сосуществования» между знанием и не-знанием. В профессиональном обучении формируется так называемая профессиональная идентичность. В рамках помогающих профессий в сегодняшней парадигме гуманистического образования говорится о возможности быть «искренним, подлинным, присутствующим здесь-и-сейчас, способным к адекватной эмпатии» (К. Роджерс). Таким образом, образовательное пространство должно отвечать данным требованиям и нести в себе атмосферу безопасности и активного присутствия.
Одним из качеств личности, отражающим описанный выше феномен, является аутентичность.
Аутентичность (от греч. authentikys - подлинный) - это способность человека в общении отказаться от различных социальных ролей, позволяя проявлять-
ся подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению (К. Роджерс). Это есть процессуально-динамичное качество личности как некая аутентичная установка психологической готовности определенным образом строить свои отношения с миром [6]. И для развития аутентичности необходима встреча с собой подлинным, что возможно в контексте динамической психотерапии индивидуально и/или в группе.
Образовательная среда в психологии является пространством, где сосуществуют множественные роли. С одной стороны, иерархические роли, подразумевающие оценочность (преподаватель-студент), с другой, отношения «личность - личность», отражающие философию профессии помогающих отношений. Так, взаимодействие субъектов данной системы представляет собой интервенции, затрагивающие все уровни межличностного общения. В этой дихотомии представляет интерес возможность трансцендентности полярностей «оценочность-безоценочность» как способность быть подлинным в социальном мире. «Появление и развитие аутентичности ... обеспечивают две родовых потребности человека и одновременно два его родовых качества - социальность (диалогичность сознания) и индивидуальность (потребность познания, понимания Мира, Себя в мире, самопреодоление)... Взаимополагание процессов социализации и индивидуализации обеспечивается механизмом рефлексии и качественной регуляцией границ системы «личность» при взаимодействии с актуальной средой» [6].
Согласование двух этих процессов видится нам в привнесении в образовательную среду творческую выразительную деятельность как пространство перехода для исследования себя и определения «границ», видения собственных социальных «фильтров» и личностных ресурсов.
ТВОРЧЕСТВО И МОДАЛЬНОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ. Творчество и игра являются одними из безопасных способов, как изменения, так и обучения. И именно в пространстве игры и творчества мы встречаемся с подлинными состояниями, с истинным выражением я.
Воображение в этом случае является пусковым механизмом перехода из реального пространства в имагинальное, в котором через символы и метафоры оживают первичные состояния человека в данный момент времени. В рамках феноменологического подхода первичные состояния («данности» (Gegebenheit)) носят корпускулярно-волновой характер - они одновременно и дискретны и непрерывны, т. е. находятся в связанности с другими (М.Хайдеггер). Данный постулат объясняет тот факт, что феномен выразительного творчества также находится в неделимом и одновременно отдельном континууме. То есть, выражение состояния «здесь-и-сейчас» является неким оттиском привычных паттернов поведения и взаимодействия человека с Миром. И через каналы восприятия человек открывает для себя буквальную реальность, трансформируя ее благодаря воображению в имагинальную, которая открывает феномен буквальной реальности
через метафоры и образы, звуки и ритмы, выразительные движения и действа, и тем самым позволяет шагнуть за границы обыденного, за рамки «оценочного».
«Воображение является интегрирующим началом интеллекта, побуждающим нас к творчеству за рамками привычного конфенционального дискурса, к рассмотрению нелогичных отношений, к следованию за видениями и интуицией и объединению разных форм опыта в единый конгломерат. ... воображение перескакивает с одного объекта на другой, «схватывает» их суть, преображает их» [5, 303-304].
Почему именно Воображение? Воображение -это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности. Оно связано с интересами человека, его способностями и знаниями, навыками и привычками [3]. Более того воображение участвует в процессе перехода в имагинальное пространство, используя либо опыт, либо аттракторы как внешние точки или пространство, которое привлекает (и через «притягивание» внимания отражает в «имагинальном» зеркале состояние человека «здесь-и-сейчас») [9]. Творческое воображение помогает создавать арт-объекты в процессе выразительной деятельности человека, где отражаются личность «художника», его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему стиля. Возьмем за основу созидания творческую функцию воображения как функцию трансформации и адаптации. Так, воображение помогает видеть обычное несколько иным, не сводя значение образа до знака, а наоборот раскрывая образ и добавляя ему оттенков и новых смыслов и значений, которые ведут изнутри во вне и наоборот.
Пусковыми механизмами воображения являются каналы восприятия окружающего мира - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Благодаря которым и включаются модальности воображения: ритм, движение, звук, слово, действие, образ. Так, согласно теории интермодальной терапии творческим выражением, все выразительные искусства делятся на визуальные искусства, танец, литературное творчество (поэзия), музыка, театр, основу которых образуют вышеперечисленные модальности воображения. [8]
Что еще «включает» в творческое воображение? Игра. Благодаря своим динамическим аспектам игра -идеальная среда для понимания мира как хаотического (Fromberg, 1995; Smilansky, 1990). «Игра как таковая представляет собой сложную адаптивную систему в контексте человеческого развития с хаотическими аспектами, включающими, а также генерирующими внутри нее другие сложные адаптивные системы, непрерывно отображающие и порождающие информацию» (Wheatley, 1992, p.75). Так, для ребенка игра является естественным способом познания и творчества. И то, что дети ищут в мире, взрослые, напротив, избегают - это неопределенность, новизна, потеря контроля, удивление. Игра с обычными предметами, с различными материалами искусства, то, что окружает и создает буквальную реальность человека - это под-
готовка к познанию себя и созданию безопасного пространства перехода в «имагинальную реальность» [2].
«Когда искусство свободно от сковывающих и пагубных для него уз, оно обнаруживает настолько жесткую и бескомпромиссную логику, что автору произведения не остается ничего другого, как представить факты в соответствии с их внутренней природой, независимо от личных желаний или опасений. Искусство может настолько безошибочно передавать события и факты, что те с гораздо большей силой, чем в повседневной практике, предъявляют свои требования и претензии» [1].
Согласно Аристотелю, «искусство - исцеляет», и особые, помогающие отношения между людьми, также обладают целительной силой (К. Роджерс). Использование целительной силы искусства в помогающих отношениях является неоднозначным, можно сказать, даже биполярным. И есть один полюс - смещение акцента в эстетические формы искусства (Expressive arts therapy), и другой - смещение акцента в целительность самого процесса выразительной деятельности во время процесса (Arts Therapy). И в первом - создание законченного произведения и исследование эстетического отклика от Арт-объекта (S. Levine, Р. Knill, 2001, 2005; S. McNiff, 1999, 2005), во втором - исследование процесса создания, вычленение основных чувств, состояний, формализация самого процесса выразительной деятельности (исцеление в момент выражения, и здесь эстетика законченности Арт-объекта не столь ценна) (N. Rogers, 1999; M. Betenski, 2001). Есть и то, что объединяет эти подходы:
- Все люди обладают природной способностью к творчеству.
- Экспрессивные искусства ведут нас в бессознательное.
- Виды искусства взаимосвязаны творческой связью.
- Внутреннее и внешнее единое.
- Личностный рост возможен в безопасном, поддерживающем окружении.
При выборе метода важно определять акценты смещения в зависимости и от запроса и от формы и роли взаимодействия - есть и образовательный компонент и собственно психотерапевтический, исследующий динамические аспекты взаимоотношений в терапевтическом контакте. Таким образом, в основе выбора лежит цель взаимодействия, и потребности субъектов.
Цель или тема любой игры это то, что находится извне, некий стимул, вокруг которого организуется и развивается игра. И именно игра позволяет выйти за пределы привычного видения мира, смещая акценты с Делания на Созидание, понимания себя и развития аутентичности личности в пространстве взаимодействия. В данном случае в образовательной среде при подготовке специалистов помогающих профессий.
МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ ВЫРАЖЕНИЯ. «Все люди обладают природной способностью к творчеству» (Н. Роджерс, 2007) [7]. Любая творческая деятельность не минует своего в движении, речи,
эмоциональном выражении и включении. Поэтому в выразительной деятельности присутствуют и мировоззренческое описание эго-сознания; и бессознательные процессы; и эмоциональное состояние.
В познавательной деятельности направление коммуникаций, как правило, идет от не-знания к знанию, и это движение является своего рода осмыслением, включающим воображение как механизм «встраивания» нового знания в субъективную картину мира. и реакция субъекта на «новое» знание включает в себя все уровни психического: эмоциональный, когнитивный и телесный.
Сочетание данных видов деятельности позволяет через ведущие модальности воображения расширить образовательное пространство, соединяя социальный и субъект-субъектный компоненты взаимодействия. Так, переживание образа себя происходит через движение, ощущение, чувствование, мышление (Фельденкрайз М., 2000). К.Г. Юнг, например, считал, что артистические переживания («активное воображение»), выраженные во вне, позволяют появиться неосознанным влечением и потребностям из бессознательного и сделать их доступными анализа. Поэтому в образовательном процессе так важно определять место для созидательной или творческой деятельности (проектная, арт-деятельность, различного рода исследования и т. д.), где каждый способен выразить собственное понимание через «собственный язык» модальности воображения.
Мультимодальность выражения представляет собой нелинейное системное образование, последовательно включающее модальности воображения в арт-деятельность, расширяя и углубляя пространство выражения бытия или пространство осмысления и понимания нового.
Развитие аутентичности личности является одной из целей в обучении специальности помогающих профессий (в нашем случае «психолог»), т. к. идентичность специалиста понимается как бытие «реальным, настоящим человеком», что только в этом случае он сможет позволить себе испытать позитивные переживания собственной реальности и своего собственного существования (Г. Гантрип, 1971).
ИССЛЕДОВАНИЯ. Одним из главных шагов к развитию аутентичности является на наш взгляд формирование адекватного самоотношения и развитие эмоционального интеллекта у будущих специалистов. Специфика обучения, как правило, связана с возрастными особенностями участников данного процесса. Студенческий возраст сопряжен с юношеским периодом становления личности. Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа «Я», открытие своего внутреннего мира. доминантным фактором формирования самоотношения выступает готовность молодого человека к самостоятельному созиданию и сохранению позитивного самоотношения к себе и к собственной деятельности. Это согласуется с развитием аутентичной установки у личности, которая проявляется как «готовность к оптимизационной
деятельности с преобладанием стратегий сотрудничества» [6].
Так, результаты экспериментального исследования связи между отношением к себе и отношением к продукту собственной арт-деятельности в юношеском возрасте у студентов факультета психологии ПГПУ им. В.Г.Белинского показали наличие положительной корреляции в случае высокого уровня самопринятия и позитивного отношения к собственному арт-объекту (г=0,43, р=0,03), и отсутствие связи и тенденцией к обратной связи с другом случае (г=-0,09). (Буренкова Е.В., Сайфетдинова Э.И., 2011).
Экспериментальное исследование состояло из двух последовательных этапов: диагностический и исследовательский, который включал в себя: 1) сона-стройка на работу (инструкция и знакомство с арт-материалом (тесто для лепки фигур)); 2) процесс изготовления арт-объекта (лепка и раскрашивание); 3) фотография собственного арт-объекта и оценка отношения к данному объекту. Анализ результатов диагностического этапа показал, что для исследуемой выборки (n=28, средний возраст - 20,3 года) характерны:
- средний уровень развития рефлексии (68%) (методика А.В. Карпова);
- средние значения по шкале «Самоуверенность» (60,7%), средние и низкие значения по шкале «Отраженное самоотношение» (57% и 43% соответственно), низкие показатели по шкале «Самопринятие» (46,4%), что характеризует данную выборку как людей, недостаточно способных вызвать уважение у окружающих, с негативным фоном восприятия себя, иногда излишне кричных по отношению к себе (МИС, Р.С. Пателеев,
В.В. Столин).
На исследовательском этапе анализ субъективной оценки состояния показал, что в процессе арт-деятельности произошло изменение «настроения» как эмоционального состояния участников групп: ухудшение наступило в 10,7% случаев, в 50% - улучшение, что согласуется с «оценкой» собственного арт-объекта (Ф*=3,1, р=0,01).
Статистический анализ результатов исследования так же показал наличие связи между следующими показателями: «рефлексия» и «самопривязанность» (г=0,735, р=0,05); «самоуверенность» и «отраженное самоотношение» (г=0,651, р=0,05); «рефлексия» и «отношение к продукту деятельности» (г=0,680, р=0,05). Более того, собственные арт-объекты большинство оценили положительно, лишь 3,5% испытуемых взяли свои изделия, что является свидетельством недостаточной ценности в отношении к собственному продукту деятельности как «части своего Я» (ф*=3,4, р=0,01).
Развитие позитивного отношения к собственной деятельности является важным в становлении личности, в создании собственного жизненного пространства, реализации профессиональных и личных целей. Поэтому важно обращать внимание на самоотношение участников в образовательном процессе как характеристики личности, лежащей в основе аутентичной
установки личности, направленной на созидание и сотрудничества как доброжелательного отношения к инаковости другого.
Следующим аспектом изучения стал эмоциональный интеллект группы студентов факультета психологии ПГПУ им. В.Г. Белинского (п=70, средний возраст - 20,1 года). действительно, для успешной реализации личности в профессии помогающих отношений важна способность эффективного взаимодействия с окружающими людьми, которая часто связана с осознанием эмоций других людей и управлением собственными эмоциями.
В ходе эксперимента было найдено подтверждение предположению о том, что развитие эмоционального интеллекта в юношеском возрасте может происходить посредством арт-терапевтических методов (Буренкова Е.В., Дегтева Т.Н., 2011).
В ходе диагностического этапа исследования было обнаружено, что у испытуемых наблюдается низкий и средний уровень эмоционального интеллекта (59,7% и 34,35% соответственно ((ф*=1,65, р=0,05)) (опросник EQ Н.Холла), что говорит о недостаточном умении различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Среди участников исследования наблюдается преобладание средних значений по показателям силы (4,5) и активности (4,6), что говорит о среднем уровне развития волевых сторон личности, уверенности в себе, но при этом зависимости от внешних факторов и оценок (методика «Личностный дифференциал»).
Экспериментальное исследование было направлено на развитие эмоционального интеллекта у студентов (п=25, средний возраст - 20,1 года) посредством выразительной деятельности через раскрытие ее мультимодального аспекта (последовательного включения всех модальностей воображения в индивидуальном порядке в зависимости от индивидуального языка выражения).
Диагностика показателей уровня развития эмоционального интеллекта в ходе работы группы показала достоверные изменения в уровне развития эмоционального интеллекта (Т={18, р=0,01; 5, р=0,01}. Так в группе студентов изменились показатели по следующим шкалам эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомленность (А=27,6%), эмпатия (А=24,4%), умение управлять своими эмоциями (А=20,6%), умение распознавать эмоции других людей (А=34,5%). Более того, статистический анализ показал, что существует согласование показателей личностного дифференциала с отношением и оценками арт-объектов у студентов с высоким уровнем эмоционального интеллекта (х2 =0,538, р=0,001).
Таким образом, мультимодальность выражения в творческой деятельности с одной стороны помогает в понимании и принятии себя и другого, с другой стороны развивает аутентичную установку как готовность к созидательной деятельности и к сотрудничеству во взаимодействии с другими, сохраняя при этом собственную автономность в принятии решений.
Полученные данные говорят о том, высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет через продукт творчества (рисунок) определить личностные характеристики человека, его переживания и эмоциональное состояние на момент творчества.
В целом, мультимодальность выразительной деятельности способствует развитию эмоционального интеллекта и становлению позитивного самоотноше-ния в образовательной среде ВУЗа при обучении специальностям помогающих профессий. И оценочная среда образования становится более безопасной для самораскрытия и самопознания личности лишь в пространстве творческого выражения, что в свою очередь развивает аутентичность как способность быть «подлинным в отношениях», не нарушая ни собственные границы и ни границы другого.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994. С. 272 -295.
2. ВандерВен К. Игра, Протей и парадокс. Обучение для жизни в хаотическом и супперсимметричном мире // Игра со всех сторон. Книга о том, как игра-
ют дети и прочие люди / Пер. Т. Драбкиной. М., 2003.
С. 299-324.
3. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн.: Хаввест, 1999. С. 106-110.
4. Замощанский И. И. Телесность как смыслообразующий фактор культуры. Екатеринбург, 2007. С. 16-17.
5. МакНифф Ш. Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства // Арт-терапия - новые горизонты / под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006. С. 303-318.
6. Рагулина М.В. Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск: ДГГУ, 2007. C. 6-7.
7. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центриро-ванная терапия на основе экспрессивных искусств // Психологическое консультирование и психотерапия / Под ред. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. С. 65-73.
8. Knill P. J. Principles and Practice of Expressive Arts Therapy: towards a therapeutic aesthetics.
9. Kriz J. On Attractors - The Teleological Principle in Systems Theory, the Arts and Therapy // POIESIS, AJournal of the Arts and Communication, 1999. Р. 24-29.