Научная статья на тему 'Мультимедийные технологии в преподавании иностранного языка'

Мультимедийные технологии в преподавании иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПРИНЦИП ДИДАКТИКИ / A PRINCIPLE OF DIDACTICS / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ELECTRONIC TEXTBOOK / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL WORK / КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / THE CONCEPT OF FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шигонина Н. В.

Мультимедийные технологии в преподавании иностранного языка рассматриваются с позиции возможности приблизить обучение к реальной схеме работы в рыночных условиях, где требуется оперативное получение, обработка и использование информации. Будущие специалисты должны обладать системой знаний и умений, позволяющих грамотно использовать мультимедийные технологии в будущей профессиональной деятельности. Использование мультимедийных технологий позволяет более полно реализовать педагогические цели, в первую очередь, те из них, которые направлены на развитие личности обучаемого, подготовку его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шигонина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multimedia technologies used in teaching a foreign language

Multimedia technologies in teaching foreign language are considered from a position of an opportunity to approach training to the real scheme of work in market conditions where operative reception is required, processing and use of the information. The future experts should possess system of knowledge and the skills allowing competently to use multimedia technology in the future professional work. As a basis of preparation of the teacher to use multimedia technologies in educational process the principles of didactics defining the requirements to the maintenance, methods, organizational forms and means of training serve. For reception of additional knowledge in the field of foreign languages it is possible to use wide enough list of the literature on an electronic database, the Internet foreign languages. Use multimedia technologies allows to realize more fully the pedagogical purposes, first of all those from them which are directed on development of the person of a trainee, its preparation for independent productive activity in conditions of an information society. Successful application modern multimedia demands technologies from the teacher of study at a high scientifically-methodical level.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные технологии в преподавании иностранного языка»

стимулирующих эффективность процесса обучения взрослых (3). Ведущими из них являются:

1) формирование у обучаемых позиции, что человек является уникальной, саморазвивающейся системой, осознание ими необходимости развития человека в течение всей жизни;

2) модульная организация содержания обучения;

3) технологическая организация обучения, обеспечивающая активность, развитие профессиональной компетентности обучающихся;

4) проектирование как способ инновационной деятельности;

5) учет индивидуальных, возрастных особенностей;

6) построение обучения с опорой на жизненный и профессиональный опыт обучающихся.

Реализация педагогических условий развития профессиональной компетентности руководителей обеспечивается комплексом теоретических и практических аспектов инновационного подхода к современному обучению.

Литература

1. Вазина К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека / К. Я. Вазина. - М.: изд-во Московского государственного ун-та печати, 2002. - 145 с.

2. Гаязов А. С., Хамитов Э. Ш., Каримов Э. Ш. Европейское измерение в высшем педагогическом образовании: Монография / А. С. Гаязов и др. - Уфа, 2005. - 248 с.

3. Найн А. Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы: Монография / А. Я. Найн. - Шадринск, 1999. - 328 с.

4. Романова К. А. Послевузовское профессионально-экологическое образование руководящих работников / К. А. Романова. - М.: изд-во Московского государственного ун-та печати, 2003. - 333 с.

Шигонина Н. В.

Мультимедийные технологии в преподавании иностранного языка

Педагогическая целесообразность использования персонального компьютера для разнообразных задач обучения постоянно обосновывается, начиная с 60-х гг. ХХ века. Фактические материалы длительной апробации идей и методов компьютерного обучения, проводимые в школах и вузах, позволяют говорить о качественно новом витке развития представления о педагогической целесообразности информатизации образования. Следовательно, умение использовать компьютер для решения профессиональных и учебных задач становится обязательным компонентом подготовки специалиста.

Будущие специалисты должны обладать системой знаний и умений, позволяющих грамотно использовать мультимедийные технологии в будущей профессиональной деятельности. Применение мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка дает возможность приблизить обучение к реальной схеме работы в рыночных условиях, где требуется оперативное получение, обработка и использование информации.

Основой подготовки преподавателя к использованию мультимедийных технологий в учебном процессе служат принципы дидактики, определяющие требования к содержанию, методам, организационным формам и средствам обучения. Информация должна эффективно использоваться на каждом конкретном этапе учебного процесса в каждый момент деятельности преподавателя и студента. Отдавая должное компьютерной технике, необходимо отметить, что при изучении и преподавании иностранного языка целесообразно использовать аудио- и видеосредства. Особенности современной компьютерной техники таковы, что аудио- и видеосредства получают дополнительные возможности за счет подключения их к компьютерным системам. Речь идет о системах мультимедиа. Существует широкий спектр компонентов мультимедиа, позволяющих существенно повысить эффективность учебного процесса путем применения интенсивно развивающихся технологий обучения. Это определяет выбор методов, организационных форм и средств обучения, которые должны обеспечивать активность познавательной деятельности студентов, когда все их внимание сосредоточивается на сути изучаемого явления или процесса, а не на компьютере, который выступает в качестве средства обучения.

Один из аспектов использования мультимедийных технологий - применение электронного учебника (ЭУ) в процессе обучения, который представляет собой совокупность теоретического, справочно-информационного, практического материала и заданий для тренинга, контроля и оценки качества усвоения знаний. Электронный учебник формируется с помощью специальных программ, позволяющих представить информацию в виде текстового, графического изображения, а также мультимедийных звуковых и видеоэффектов, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

Работу с ЭУ рассмотрим на примере учебника по дисциплине «Английский язык», подготовленного для студентов и слушателей учебного центра «Полиглот». Учебник разработан в среде визуального программирования Delphi. После установки программы ее можно запустить с жесткого диска либо с CD-ROM. При автозапуске программы выводится главная форма ЗУ, на которой отражены названия тем (модулей). При выборе темы открывается перечень вопросов. Определившись с нужным вопросом, открываем форму с содержанием текста, который нельзя редактировать. Текст квантован, т.е. разбит на законченные смысловые порции. Цветом выделены ключевые слова, определения. По ходу изучения теоретического материала вниманию пользователя предлагаются иллюстрации, графики, таблицы, анимированные рисунки, имеющие звуковое сопровождение, что способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление. Каждая тема содержит набор практических заданий различной степени сложности, тест для контроля усвоения знаний, перечень изучаемых терминов, их определение и пояснение, перечень учебных пособий и периодических изданий с информацией по данной теме. Электронный учебник предельно прост в использовании. Есть возможность вывести на печать необходимую информацию, быстро вернуться к любой теме, рисунку и т.д., работать в режиме самоконтроля и контроля студентов со стороны преподавателя по каждой теме и по курсу в целом.

Электронный учебник имеет дидактические преимущества по сравнению с

традиционным:

- в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации;

- осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;

- предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;

- осуществляется обратная связь через систему тестов, что позволяет корректировать процесс изучения материала.

Электронный учебник можно эффективно использовать на лекциях и практических занятиях в аудитории и в зале электронной библиотеки для организации самостоятельной работы студентов в оптимальном режиме и в удобное для них время. В зависимости от уровня подготовки студента, его профессиональных интересов можно обратиться к указанной в ЭУ литературе для более широкого понимания изучаемой темы. Литературу можно запросить здесь же в библиотеке. Таким образом, студент работает в удобной информационной среде, что стимулирует его познавательную деятельность, усиливает мотивацию к обучению и самообразованию.

Кроме этого, с помощью ЭУ стало возможным более эффективно использовать Интернет - на страницах учебника можно делать ссылки на тематические wеb-странички. Таким образом, студенты могут получать информацию из глобальной информационной сети Интернет.

Важность привития умений и навыков работы в сети Интернет в процессе преподавания иностранных языков трудно переоценить. Поэтому обучение работе в Интернете является необходимой составляющей будущей профессиональной деятельности. Причем эта составляющая со временем будет все более весомой, так как число российских пользователей Интернета возрастает и по прогнозам к 2009 г. достигнет около 30 млн. человек.

Интернет предоставляет громадные возможности выбора источников информации. Преподавателю при организации учебного процесса в аудитории и для самостоятельной работы студентов необходимо учитывать особенности получения информации из сети Интернет. Если студента не обучить методам получения информации, то первые неудачи могут охладить желание работать в этом направлении. Поэтому преподаватели мультимедийных технологий подготовили в качестве методической помощи студентам программу специальных курсов, помогающих освоить поисковые возможности Интернета. В библиотеке имеются учебные пособия и справочные материалы по работе в Интернете, практикумы по интернет-технологиям. Для получения дополнительных знаний в области иностранных языков можно использовать достаточно широкий перечень литературы по электронной базе данных, интернет - иностранные языки.

В учебном центре «Полиглот» обеспечена возможность работы с ресурсами Интернета в зале электронной библиотеки, в интернет-клубе, на курсах дополнительного образования, практических занятиях, при выполнении проектных работ по заданию преподавателя. Но только этих видов деятельности становится недостаточно. Все в большей степени выделяются студенты, самостоятельно работающие в сети Интернет в домашних условиях, на рабочем месте, особенно если при решении производственных задач в период практики необходимо использовать ресурсы Интернета. Это стимулирует преподавателя использовать дифференцированный подход к организации

самостоятельной работы студентов, чтобы эффективнее управлять процессом их обучения.

Успешное применение современных мультимедийных технологий требует от преподавателя проработки на высоком научно-методическом уровне следующих вопросов:

-отбор содержания обучения в соответствии с дидактическими свойствами и возможностями мультимедийных технологий;

-прогноз возможного воздействия компьютерных средств обучения на характер мышления и поведения студентов;

-выбор способов сочетания и интеграции компьютерных средств обучения с традиционными.

Конкретные приемы использования мультимедийных технологий организации познавательной деятельности студентов определяются особенностями изучаемой дисциплины, уровнем сложности поставленных преподавателем задач. Цель преподавателя - помочь студенту, используя мультимедийные средства обучения, наиболее эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу, а также обеспечивать формирование общеучебных умений и навыков. Но возможности компьютеров не нужно переоценивать, так как передача информации сама по себе не обеспечивает передачи знания, поэтому мультимедийные технологии следует рассматривать как очень эффективное, но вспомогательное средство обучения и организации самостоятельной работы.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что применение мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка позволяет:

- расширить и углубить знания в области будущей профессиональной деятельности специалиста, раскрыть его творческий потенциал, развить познавательные способности;

-сформировать умение оптимизации таких видов деятельности, как сбор, систематизация, хранение, поиск, обработка и представление информации, что является необходимым в переводческой деятельности и имеет общеучебное значение;

-значительно повысить эффективность усвоения информации в процессе обучения и расширить возможности ее получения.

Кроме того, использование мультимедийных технологий позволяет более полно реализовать педагогические цели, в первую очередь, те из них, которые направлены на развитие личности обучаемого, подготовку его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества. Это предполагает помимо передачи информации и заложенных в ней знаний:

-развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;

-развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

-развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;

-формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);

-развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами);

-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

Поэтому вполне закономерно, что современные концепции образования в нашей стране все в большей степени ориентируются на организационные идеи, дидактические принципы и требования, связанные с широким применением мультимедийных технологий.

Литература

1. Ибрагимов Г. И. Педагогические технологии в средней профессиональной школе / Г. И. Ибрагимов // Технология обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития. - М., 1997. - 12 с.

2. Кириллова Г. И. Динамизационная модель управления процессом обучения - единство стабильности и динамичности образовательных стандартов / Г. И. Кириллова // Труды международного семинара "Искусственный интеллект в образовании". - Казань. -1996.- № 7. - С. 95-99.

3. Кириллова Г. И. Динамизация процесса обучения как фактор перехода к информационному обществу / Г. И. Кириллова // Казанский педагогический журнал. - 1996. - № 3. - С. 45-50.

4. Кириллова Г. И. Потенциал фундаментализации информационно-компьютерного содержания образования / Г. И. Кириллова. - Казань: ИСПО РАО, 2001. - 202 с.

5. Кириллова Г. И. Определение подходов к построению региональной концепции компьютерного образования в рамках естественнонаучной подготовки студентов в ССУЗ / Г. И. Кириллова // Варианты региональных концепций обучения естественнонаучным и общетехническим дисциплинам в ССУЗ. - М.: издательство «Магистр», 1995. - С. 50-69.

6. Кириллова Г. И. Информационные технологии и компьютерные средства в среднем профессиональном образовании / Г. И. Кириллова // Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие. Гл. 4. - Казань: ИСПО РАО, 2001. -С.183-211.

7. Мухаметзянова Г. В. Научное обеспечение развития системы высшего профессионального образования / Г. В. Мухаметзянова // Результаты исследований ИСПО РАО. - Казань: ИСПО РАО ,1999. - 62 с.

Дидактика

Романов Д. А.

Научно-методологические основы математизации педагогической

науки и практики

Математизация педагогической науки и практики - непременное условие ее дальнейшего развития. Однако по-прежнему применение математических методов в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.