УДК 343.851 ББК 67.515
Ю.П. Гармаев
доктор юридических наук, профессор, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар, Российская Федерация
мультимедийные межотраслевые средства предупреждения преступности: перспективы разработки и внедрения
В контексте ряда положений Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом РФ 4 мая 2011 г., рассматриваются перспективы формирования и внедрения межотраслевых мультимедийных научных разработок по вопросам предупреждения преступности с применением современных информационных и интернет-технологий. Анализируются некоторые препятствия на пути создания этих пока еще весьма немногочисленных научных разработок: не всегда надлежащее взаимодействие между науками антикриминального цикла (криминологией, уголовным правом, уголовным процессом, криминалистикой и др.); недостаточность комплексных межотраслевых исследований с участием представителей нескольких наук; сложность и многословность языка изложения некоторых публикаций, предназначенных, казалось бы, для практического применения и образовательной деятельности; отставание «продуктов» указанных наук от современных достижений научно-технического прогресса в плане формы изложения, средств и методов доведения до «конечного потребителя». Предлагается считать приоритетным научным направлением разработку прикладных межотраслевых изданий типа «Кратких руководств по...» и памяток, а на их основе - программных приложений, адаптированных под известные мобильные и стационарные операционные системы. Эти приложения необходимо свободно распространять, в том числе через известные интернет-магазины («Apple AppStore», «Google Play», «Windows Store» и др.), в соцсетях, на иных популярных интернет-ресурсах. На примере научных рекомендаций по предупреждению преступности несовершеннолетних приводится примерная структура и содержание подобных электронных программных продуктов, предлагается соответствующее уточнение концептуальных подходов к формированию и представлению учебных и практических рекомендаций.
Ключевые слова: предупреждение преступности; компьютерные, интернет-технологии; мультимедийные средства; прикладные исследования, преступления несовершеннолетних.
multimedia interindustrial crime prevention instruments:
Multimedia interindustrial crime prevention scientific research results' development and introduction prospects are studied in terms of «The basis of Russian Federation state policy in developing citizens' law knowledge and legal awareness» approved by the President of the Russian Federation on 4 May 2011. These results' development and introduction will involve use of high information and Internet-technologies. Still not numerous, these scientific research results' development encounters certain difficulties which are analyzed by the author. The difficulties include: not always proper cooperation between anticriminal sciences (criminology, criminal law,
Ju.P. Garmaev
Doctor of Law, Professor, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russian Federation
development and introduction prospects
Abstract
criminal process, criminalistics etc.); insufficient complex interdisciplinary researches; complexity and verbiage of certain publications which were meant for practical application and education; the abovementioned sciences «products» running behind scientific-technical progress in terms of style, instruments and methods of reporting. The author suggests development of interindustrial publications (such as «Concise manual on...»), instruction booklets' and software as main scientific direction. This software should be freeware and distributed through well-known Internet-based stores («Apple AppStore», «Google Play», «Windows Store» etc.), in social network services and other popular Internet resource. Model structure and contents are provided by the example of Recommendations on juvenile crimes' prevention. The author suggests corresponding adjustments in terms of conceptual approaches to educational and practical recommendations development.
Key words: crime prevention; cyber, internet-technologies; Multimedia instruments; applied research, juvenile offence.
Никогда двадцать огромных томов не сделают революцию, ее сделают маленькие карманные книжки в двадцать су.
Вольтер
В Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом РФ 4 мая 2011 г., в числе мер этой политики названо «.. .распространение в электронных и печатных средствах массовой информации, в эфирном и кабельном вещании теле- и радиоканалов, созданных с государственным участием, в сегменте социальной рекламы, в сети Интернет информационной продукции, содержащей правовую информацию, а также способствующей развитию правовой грамотности и правосознания граждан и пропагандирующей законопослуша-ние, добросовестность в осуществлении прав и выполнении обязанностей, уважительное и бережное отношение к правам и охраняемым законом интересам.» (подп. 1 п. 19).
В тексте документа используется следующая характеристика информационной продукции: «.доступность для непрофессионального восприятия информационных материалов, предоставляющих базовые юридические знания и формирующих правовую культуру и правосознание граждан» (подп. 2 п. 19). Разработкой и внедрением подобного рода «информационной продукции», вероятно, должны заняться и юридические науки. Между тем ни для кого не секрет, что в адрес всех этих наук все чаще раздаются критические замечания, связанные с их отставанием от потребностей практики. «В России, как и в некоторых других государствах, наблюдается излишняя тео-ретизированность юридических научных ис-
следований, и практики в этом неоднократно совершенно справедливо упрекали теоретиков. По сути дела, получается, что наука, призванная помогать практическому работнику в его повседневной деятельности, отстраняется от своих обязанностей, и практики вынуждены довольствоваться теми уже давно устаревшими моделями, что у них есть. Можно сказать, что наука существует ради науки» [3, с. 7-8]. Дисциплины антикриминального цикла, к сожалению, исключением не являются.
Здесь налицо ряд проблем. Не претендуя на полноту охвата, отметим лишь некоторые из них:
- ненадлежащее взаимодействие наук, недостаточность подлинно междисциплинарных исследований - на стыке криминологических, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических и иных;
- неоправданная узость круга «конечных потребителей» соответствующих научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций;
- сложность и многословность языка изложения значительной части «продуктов» наук - научных изданий;
- отставание этих «продуктов» от современных достижений научно-технического прогресса в плане как минимум формы изложения, средств и методов доведения, доставки знаний до «конечного потребителя».
Рассмотрим обозначенные проблемы несколько подробнее:
1. Ненадлежащее взаимодействие наук, недостаточность междисциплинарных прикладных исследований. Насколько очевидно то, что следователь, прокурор, судья в своей ежедневной практике не могут разделить свою мыслительную деятельность (и правопри-
менение) на криминологическую, уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и криминалистическую составляющие, настолько очевидна и необходимость разработки и внедрения соответствующих рекомендаций по принципу «разноотраслевое в одном».
Что же делается в междисциплинарном направлении представителями наук антикриминального цикла? Смеем предположить, что не так уж и много. Довольно редки индивидуальные и коллективные работы типа «Преступления в сфере...: криминологическая, уголовно-правовая и криминалистическая характеристика, методика расследования.», «Квалификация и расследование преступлений.». Еще реже встречаются разработки, охватывающие рекомендации большего количества наук (уголовного процесса, оперативно-розыскной деятельности, адвокатской деятельности и др.). Качество и практическая значимость подобных изданий - проблема отдельная. Зачастую мы видим просто раздельное представление разноотраслевых глав, параграфов в одной книге. И порой создается впечатление, что авторы соседствующих параграфов не то что не вникали, но даже не читали труд своего коллеги - представителя другой науки. Не только практика, но и методология формирования подлинно межотраслевых прикладных рекомендаций до настоящего времени не разработана.
В плане взаимодействия наук в учебных и иных изданиях, например, по уголовному праву видим высказывания о том, что данная наука взаимодействует, в частности, с криминалистикой в вопросах выявления виновных лиц, установления конкретных причин и условий совершения преступления, определения причинно-следственной связи между общественно опасным деянием и последствиями и др. [13, с. 12]. Но как взаимодействует? В каком смысле? На основе какой методологии?
В большинстве учебных изданий по криминалистике, иных публикациях выделяются положения о связи и соотношении этой науки с другими юридическими науками, прежде всего антикриминального цикла. Не углубляясь в анализ научных мнений, можно резюмировать, что большинство авторов:
- отмечают, что связь криминалистики наиболее тесна и устойчива с науками уголовного права и уголовного процесса, причем в отношении уголовного права речь идет в ос-
новном о взаимосвязи криминалистических средств, приемов и методов с уголовно-правовой характеристикой преступлений [10, с. 15];
- редко анализируют взаимосвязи криминалистики с криминологией, а если соответствующий анализ и производится, то взаимосвязи обозначаются лишь в самом общем виде: «Криминалистика, например, руководствуется сведениями о динамике преступности в конкретном регионе, которые обобщает криминология, для разработки собственных профилактических и предупредительных мер. Так, увеличение числа квартирных краж в том или ином районе является основанием для расширения и централизации систем сигнализации, разрабатываемых криминалистикой» [17, с. 45];
- больше внимания уделяют вопросам отграничения наук, нежели вопросам их координации, взаимообогащения. Например, часто мы читаем: «.криминология и криминалистика изучают разные объективные закономерности и совпадения в этой части их предметов отсутствуют» [1, с. 114]. И далее следует подробное обоснование различий, как будто криминалистов больше интересует то, чтобы «конкуренты не помышляли заходить каждый на чужое поле», нежели интеграция наук.
В этих условиях, на наш взгляд, страдают интересы всех наук антикриминального цикла, а главное - практика противодействия преступности.
2. Узость круга «конечных потребителей» соответствующих научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций. Здесь отметим лишь упущения, некие недоработки в рамках криминалистических исследований. В России и других странах Содружества Независимых Государств принято считать устоявшимся мнение о том, что в настоящий момент криминалистика, ее средства, приемы и методы успешно используются в иных сферах (оперативно-розыскной, судебной, прокурорской, экспертной, адвокатской деятельности) либо позволяют устанавливать факты, лежащие вне уголовно-правовых явлений (использование криминалистических знаний в гражданском, арбитражном (хозяйственном) или административном процессах) [16, с. 43]. Отмеченные тенденции позволили нашим ученым-криминалистам закономерным образом констатировать особый междисциплинарный статус криминалистики в ряду юридических наук и учебных дисциплин [6, с. 62].
Мнения вполне справедливые, но в основном на теоретико-методологическом уровне. На уровне прикладном соответствующие разработки пока достаточно редки. Большинство же этих самых прикладных рекомендаций, заметим, не только криминалистических, но и уголовно-правовых, криминологических, иных, адресовано, условно говоря, «традиционным конечным потребителям»:
- следственным, иным правоохранительным органам;
- судебным органам и адвокатскому сообществу;
- законодателям и разработчикам законопроектов;
- и, к счастью или к сожалению, самим ученым, от студента-исследователя до профессора.
Возьмем для примера исследования в рамках криминалистического обеспечения (криминалистических методик) борьбы с преступлениями несовершеннолетних и в отношении них. Большая часть работ традиционно адресована следователям и иным представителям стороны обвинения в уголовном процессе, реже - судьям [4; 7; 9; 12]. Между тем очевидно, что соответствующие криминалистические разработки могут и должны быть специально адресованы как минимум еще и органам, учреждениям, занимающимся несовершеннолетними, а таковых только в России только на федеральном уровне насчитывается 19 организаций.
Полагаем, что наука криминалистика, а также криминология и уголовное право должны активнее работать и на иных, назовем их «нетрадиционными», субъектов, «конечных потребителей» научных положений и рекомендаций. Это могут и должны быть, например:
- сами несовершеннолетние, как подозреваемые, обвиняемые, привлекаемые к административной ответственности, так и потерпевшие от преступлений, пострадавшие от иных правонарушений, а также потенциально могущие стать и теми, и другими;
- родители и родственники, опекуны несовершеннолетних;
- педагоги, учителя, тренеры спортивных секций, руководители кружков по интересам, иные взрослые, занимающиеся воспитанием этих лиц;
- работники вышеназванных органов и учреждений, но не только и не столько как их
представители, а как практические работники, правоприменители, обычные люди со своими особенностями восприятия информации, сильно ограниченные во времени, с разным, далеко не всегда юридическим, образованием, способностями к самообразованию, познавательной деятельности вообще и т.д.
3. Сложность и многословность языка изложения значительной части «продуктов» наук - научных публикаций, предназначенных, казалось бы, для практического применения и образовательной деятельности. Не считаем корректным оценивать состояние всех наук антикриминального цикла, но в отношении криминалистики следует констатировать, что большинство ее, казалось бы, прикладных (и дидактических) разработок все еще характеризуется многословностью, сложностью языка изложения, порой безудержным и малооправданным теоретизированием. Проблема не нова. Еще в 80-х гг. прошлого столетия авторитетные российские ученые признавались в том, что многие криминалистические рекомендации написаны тяжелым языком, страдают многословностью, излишней описа-тельностью, насыщены полемикой с другими авторами, имеют многочисленные отклонения от основной темы [11, с. 50-51]. Применительно к методикам расследования А.А. Эйсман верно отмечал: «Стремление сообщить в пособии как можно больше сведений и дать как можно больше советов по всем аспектам расследования делает почти бесполезной книгу в глазах практика-профессионала: ему обычно нужна лишь небольшая часть этой информации, а отыскать ее оказывается трудным и длительным делом» [16, с. 84-85].
4. Отставание «продуктов» наук антикриминального цикла от современных достижений научно-технического прогресса в плане формы изложения, средств и методов доведения, доставки знаний до «конечного потребителя».
Опять же еще в прошлом веке отдельные ученые-энтузиасты вполне успешно разрабатывали и внедряли в учебный процесс вузов и в правоприменительную практику специализированные компьютерные программы, например, по анализу исходной информации, выдвижению и проверке типовых версий при расследовании преступлений. В частности, можно отметить интересную информационно-поисковую систему «Полюс-1» (Н.Б. Бобры-нин, А.Ф. Лубин, 1989 г.).
В начале века нынешнего отдельные исследователи, в частности А.С. Шаталов, предприняли попытки разработать целостную теорию криминалистических алгоритмов и программ. Исходили они из принципиально верного положения о том, что на современном этапе развития криминалистических методических рекомендаций для практических работников наиболее важными их качествами наряду с полнотой являются компактность и понятность [14, с. 163]. Можно было бы добавить еще и такие желаемые качества, как доступность, интерактивность, наконец, привлекательность для потребителя хотя бы на стадии принятия решения об изучении, на уровне так называемого «пользовательского интерфейса».
Положительные сдвиги, безусловно, есть, но, что весьма показательно, не столько в среде научной, сколько в практической. Так, Главным управлением криминалистики Следственного комитета РФ (ГУ криминалистики СК РФ) была разработана и внедрена в настоящий момент почти во все территориальные следственные органы инновационная компьютерная программа «Виртуальный осмотр места происшествия: учебно-методический комплекс», предназначенная для создания интерактивных трехмерных моделей различных мест происшествий, а также для проведения виртуального осмотра места происшествия. Данная программа, помимо правоохранительных органов, рекомендована к использованию в преподавании криминалистики в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина, Уральской государственной юридической академии (г. Екатеринбург) и в других ведущих юридических вузах России. Важно отметить, что для подготовки программного обеспечения были привлечены специалисты компании «Фундаментальные системы анализа» [5]. При этом «форма обучения, напоминающая компьютерную игру, легко воспринимается молодыми следователями. Нередко обучаемые с увлечением соревнуются между собой на скорость и качество выполнения заданий» [5, с. 7]. Не менее важным в аспекте предмета настоящей статьи будет отметить направления дальнейшего усовершенствования данного программного продукта. Среди десяти таких направлений авторы-разработчики вы-
деляют «создание полнофункциональной мобильной версии программного обеспечения, для коммуникаторов и планшетных компьютеров для операционных систем «Android», «WindowsPhone» и «iOS» [5, с. 6].
Итак, слава богу, есть энтузиасты-исследователи, пытающиеся восполнить уже не просто тревожное, а близкое к катастрофическому отставание науки от практики и современных достижений научно-технического прогресса. Однако в широких кругах криминалистического научного и вузовского сообщества по-прежнему стараются как бы не замечать очевидных негативных тенденций.
Отметим традиционные формы представления рекомендаций - «конечных продуктов» наук антикриминального цикла:
А. «Бумажные»:
- объемные книги (монографии, пособия, диссертации, учебники, комментарии и т.п.);
- научные статьи, доклады на конференциях и т.п.;
- крупные справочные работы, заключения экспертиз и т.п.
Б. Электронные (несколько реже и зачастую скромнее по полноте содержания изданий):
- книги и иные материалы, специально подготовленные для электронных справоч-но-правовых систем типа «КонсультантПлюс: Комментарии законодательства» и для популярных в научной среде электронных ресурсов;
- статьи, интервью и иные выступления в электронных СМИ, социальная реклама и т.п.;
- мультимедийные презентации, видео-, аудиовыступления с лекциями, на конференциях, круглых столах и т.п., особенно если соответствующий цифровой контент не только записан и распространяется на оптических дисках, но вместе с его рекламой выложен в сети Интернет для свободного изучения и скачивания.
Появление последней формы электронных научных «продуктов» - весьма отрадная тенденция, но находится она лишь в начальной стадии своего развития [2]. С большим сожалением, но все же следует констатировать, что перечисленные выше «традиционные», но особенно «нетрадиционные потребители» научно-прикладных рекомендаций все меньше и реже читают и используют «бумажные продукты» из перечня «А». Для этого не хватает ни желания, ни времени. К тому же чаще всего быстро найти нужную рекомендацию в
толстом бумажном фолианте намного труднее, чем, например, в электронной книге. А вот ассортимент и объем информации, усваиваемой из перечня «Б», растет ежегодно в разы.
Необходимо особо подчеркнуть, что автор этих строк отнюдь не противник теоретических фундаментальных исследований, изложенных на традиционных бумажных носителях. Без таких исследований невозможно поступательное, эволюционное развитие общества и государства. С учетом кризисных явлений в экономике фундаментальные разработки особо уязвимы, поскольку должны поддерживаться и финансироваться прежде всего государством. Мы не вправе забывать аксиому: «Нет ничего практичнее хорошей теории»! В то же время нет никаких противоречий в том, что наряду с важностью фундаментальной науки в настоящее время особо востребованы краткие прикладные рекомендации в виде памяток, специальных программных продуктов, особенно в виде мобильных приложений в телефонах, коммуникаторах, планшетных (равно как и стационарных) компьютерах, нетбуках и ультрабуках. Эти продукты научно-технического прогресса сейчас пока весьма немногочисленны, но пользуются повышенным спросом.
Так, в магазине приложений «Google Play» компании «Google» (для владельцев устройств с операционной системой «Android») имеется ряд бесплатных программ-справочников по правилам дорожного движения. Их популярность очень высока (в среднем более 100 тыс. скачиваний у каждого справочника). И это при том, что в них нет собственно рекомендаций, советов. При наличии последних, думается, популярность приложений возросла бы в разы. А пока это лишь некие удобные путеводители по законодательству и иной официальной справочной информации. Но и этого на текущий момент, как видим, уже достаточно для успеха во внедрении, на порядки превышающего показатели распространения традиционной бумажной «продукции». Из материалов антикриминального содержания в интернет-магазинах приложений находим только несколько «иконок» типа «Уголовный кодекс», «Уголовно-процессуальный кодекс» (в среднем более 100 тыс. скачиваний), ряд учебников, пособий, журналов и иных, ранее изданных на бумаге, а затем просто переведенных в электронную форму крупных текстовых работ (в среднем от
0 до 500 скачиваний). Кратких приложений-памяток или хотя бы справочников по любой антикриминальной тематике нам в интернет-магазинах найти не удалось.
Вместе с тем спрос на любую электронную продукцию обречен на постоянный, причем бурный рост. Повторим, особенно если эти «продукты» науки выполнены специально для мобильного формата, в мультимедийной форме и представлены в виде электронных приложений - справочников, памяток, кратких пособий. Однако вновь скорбим: науки антикриминального цикла пока не демонстрируют большого интереса к этим перспективным новинкам. Работаем, как говорится, в основном по старинке - через традиционную бумажную «продукцию», реже - публикуя ее же в электронном виде, в Интернете, в том же объеме и текстовой форме изложения.
Между тем, если вновь в качестве примера обратиться к комплексному, междисциплинарному обеспечению предупреждения преступности несовершеннолетних (и в отношении них), то нелишним будет отметить, что в разд. 2 Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента России от 2 июня 2012 г., отмечено: «В Российской Федерации формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий.» А в разд. 3 предписано: «Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть «Интернет», организации и учреждения для детей».
С «последними достижениями науки, современных технологий» применительно к инструментарию наук антикриминального цикла все, кажется, вполне ясно. Если процесс их внедрения оценить одним словом, то это будет слово «отстаем». Далее, полагаем, термин «адаптированность» в контексте названной национальной стратегии означает как раз изложенное выше - краткость, простота изложения рекомендаций и представление их не только и не столько в бумажной, но и в электронной мультимедийной форме, с применением современных технологий, в том числе мобильных, с использованием ресурсов Интернета.
Современные подростки и молодежь, взрослые люди возраста 25-55 лет, т.е. самая активная часть населения, в настоящее время пользуются стационарными и мобильными компьютерами (ноутбуками, планшетами и др.), устройствами для чтения электронных книг и др. как на работе, так и дома, а также в общественном транспорте, в иных поездках. До половины граждан ежедневно используют сложную мобильную телефонную технику - смартфоны и коммуникаторы на операционных системах «iOS», «Android», «WindowsMobile» и др., на которых установлено современное программное обеспечение, позволяющее хоть дома, хоть в общественном транспорте читать и слушать книги, просматривать фото, презентации и слайд-шоу, видео и прочий контент.
Глубоко убеждены, что все науки антикриминального цикла должны сами двигаться навстречу своему «конечному потребителю», разрабатывая и внедряя «продукцию» в различных вариантах в зависимости не от сложившихся внутринаучных традиций, а от тенденций потребления, характеристики типичного «конечного потребителя». «Нетрадиционный» тип последнего, формирование рекомендаций для него, причем преимущественно в электронной, мультимедийной, стационарной плюс мобильной форме с междисциплинарным содержанием, должно стать приоритетным направлением прикладных разработок названных наук. Не стоит ждать неких абстрактных IT-специалистов, которые «придут, возьмут и превратят наши бумажные книги в алгоритмы и программы». Не придут. Это невозможно даже чисто технически. Нужно активное творческое взаимодействие между учеными - разработчиками разных наук антикриминального цикла с включением в творческие коллективы IT-специалистов и даже целых компаний таковых, как это сделали работники ГУ криминалистики СК РФ совместно с компанией «Фундаментальные системы анализа» в рамках упомянутого выше проекта. Причем инициатива преимущественно должна исходить именно от нас - представителей научного сообщества, а не от специалистов по компьютерным технологиям. Итак, можно и нужно создавать системы межотраслевых рекомендаций в виде кратких, но емких по содержанию, с красивым, ярким пользовательским интерфейсом программ-приложе-
ний типа «Памяток.», «Кратких руководств по.». Попробуем предложить наименование и примерное содержание такого рода разработки с указанием на источники рекомендаций (виды наук).
Памятка школьнику (учащемуся ПТУ, студенту) «Что делать, если тебя пытаются вовлечь в незаконный оборот наркотиков»
Примерное содержание памятки-программы:
1. Вводная часть: мотивационное воздействие и описание программы; краткие, эмоционально окрашенные пояснения типа: «Зачем тебе, друг, это надо.»; данные о структуре рекомендаций, назначении разделов, отзывы, оценки пользователей и т.п.
2. Типичные ситуации вовлечения; кто может вовлечь (друзья, одноклассники, однокурсники, взрослые люди определенных социальных групп и т.п.), с какими целями, какими способами (уговоры, шантаж, подкуп, дружеские чувства и т.п.); как им противодействовать; какими бывают наркотические средства, как они выглядят и т.д.; что делать, если тебя все-таки уже вовлекли в потребление наркотиков, в преступную деятельность; как противостоять распространенным формам противозаконной провокации, подстрекательства к преступлениям (криминалистические рекомендации, а также данные наук судебно-экспертной деятельности, оперативно-розыскной деятельности (в несекретной части).
3. Как квалифицируются соответствующие деяния, какие наказания предусмотрены уголовным законом; каковы не только правовые, но и иные последствия привлечения к уголовной ответственности (включая ситуации осуждения к лишению свободы, условного осуждения, прекращения уголовного преследования по нереабилитирующему основанию и т.п.); последствия для здоровья, дальнейшей учебы, будущей карьеры, для родителей, для иных разнообразных сторон жизни несовершеннолетнего (уголовно-правовые и иные рекомендации).
4. Краткая характеристика наркопреступности в регионе, коэффициенты преступности; по некоторым видам преступлений весьма уместна краткая региональная виктимологи-ческая характеристика (криминологические рекомендации).
5. Какие государственные органы и иные организации страны ведут профилактическую деятельность, а какие - борьбу с данными преступлениями; как и куда можно обратиться за помощью; какая помощь может быть оказана (межотраслевые рекомендации).
6. Как уберечь свое здоровье, справиться со стрессом, вызванным попыткой вовлечения (состоявшимся вовлечением) в преступную деятельность; как найти общий язык с родителями, иными членами семьи, товарищами в типичных сложных жизненных ситуациях (криминалистические, медицинские и психологические рекомендации).
И многое другое. Но повторимся: все должно быть изложено в краткой и доступной для данного типа конечного потребителя форме. Должны приветствоваться анимация, фотографии и слайд-шоу, видеоролики (в том числе, устрашающие, как на пачках сигарет) и т.п. Текст должен излагаться с использованием индивидуального, дружеского обращения типа: «Дорогой друг! Конечно, не дай бог, но, предположим, с тобой приключилась вот такая неприятность.»
Разумеется, подобные памятки и краткие руководства можно и нужно разрабатывать, внедрять адресно и для родителей, учителей и т.д. Памятки для взрослых, вероятно, в значительной части будут повторять содержание выше предложенной - для несовершеннолетних. Но в разработках для первых, кроме прочего, например, можно уделить внимание тому, как составить доверительный разговор просветительского, предупредительного характера между несовершеннолетним и близкими людьми / иными лицами; как распознать признаки вовлеченности скрытного ребенка в незаконный оборот наркотиков, иной криминал, а также патологической игромании и т.п.; как провести иные виды бесед, куда и как обратиться за помощью и т.п. (криминалистические рекомендации, педагогика, психология и т.п.).
Заметим, что, несмотря на всю универсальность и синтетический характер науки криминалистики, субъективно подобного рода междисциплинарные «продукты» вряд ли под силу создать одному или нескольким разработчикам - только криминалистам. Вполне солидарны с неявно выраженной грустью В.Ю. Шепитько, угадывающейся в его ритори-
ческом: «.где взять специалиста, знающего и теорию криминалистики и практику борьбы с преступностью. Причем презюмируется, что специалист в области криминалистики знает уголовное право, процесс, судопроизводство на высоком уровне, с учетом изменений в действующем законодательстве. имеет познания в сфере естественно-технических наук и судебных экспертиз» [15, с. 53]. Не будем преувеличивать наших возможностей - все-таки нужны творческие коллективы разноотрасле-вых специалистов.
Не только в России, но и в других странах необходимо вложить государственные средства, привлечь инвестиции в то, чтобы подобные программные продукты распространялись бесплатно, например, в основных интернет-магазинах: «Apple AppStore», «Google Play», «Windows Store» и др.; по рекламным ссылкам (баннерам) в известных международных соцсетях (Facebook, Google+, LiveJournal, Twitter, «Вконтакте», «Одноклассники» и др.); на иных популярных в соответствующей потребительской среде интернет-ресурсах; в «пакетных предложениях» с компьютерными играми, другими популярными программными продуктами на предприятиях, в организациях и т.д.
Повторимся, эти программы можно и нужно создавать и распространять так, чтобы их можно было изучить бесплатно, очень быстро, найдя намеренно или наткнувшись случайно («бродя по Сети») в телефоне, планшете в общественном транспорте, прослушать в автомобильной пробке (например, водителю), в метро, открыть во всплывающих окнах типа нынешней навязчивой рекламы товаров и услуг в Интернете и т.п.
Итак, пора юридической науке идти прямой дорогой навстречу современной мультимедийной цифровой среде, к людям, в том числе к неюристам, «потребляющим» информацию гигабайтами и в краткие сроки, в основном «между делом».
Есть все основания полагать, что внедрение в науки антикриминального цикла не просто направления, а некой парадигмы приоритета создания прикладных межотраслевых мультимедийных разработок типа кратких памяток, руководств и программ, соответствующее уточнение концептуальных подходов к формированию и представлению учебных и практических рекомендаций, к обучению раз-
личных потенциальных потребителей - все это позволит сделать важный шаг к сближению науки с практикой, к модернизации наук антикриминального цикла (впрочем, как и
иных юридических и неюридических наук), а главное - к повышению эффективности правоприменения, к развитию правовой грамотности и правосознания граждан.
ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белкин Р.С. Курс криминалистики : учеб. пособие для вузов / Р.С. Белкин. - 3-е изд., доп. - М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА : Закон и право, 2001. - 837 с.
2. Боровских Р.Н. Актуальные проблемы противодействия преступлениям в сфере страхования в России : видеолекция / Р.Н. Боровских // Сайт Международной ассоциации содействия правосудию (МАСП). - Режим доступа: http://www.iuaj.net/node/1325.
3. Вележев С.С. Консолидация теории и практики в решении проблем, связанных с юридической ответственностью и наказанием / С.С. Вележев // Администратор суда. - 2011. - № 1. - С. 7-15.
4. Гвоздева И.С. Использование специальных знаний при расследовании групповых корыстно-насильственных преступлений несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / И.С. Гвоздева. - Краснодар, 2008. - 29 с.
5. Елинский В.И. Виртуальный осмотр места происшествия - инновационный метод повышения профессионального мастерства следователей / В.И. Елинский, Ф.М. Ашимов // Российский следователь. - 2013. -№ 4. - С. 6-8.
6. Ищенко Е.П. Современные представления о предмете науки криминалистики / Е.П. Ищенко, М.В. Жи-жина // Ситуационный подход в юридической науке и правоприменительной деятельности : материалы между-нар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.С. Волчецкой. - Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012. - С. 61-68.
7. Макаренко И.А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / И.А. Макаренко. - Саратов, 2007. - 36 с.
8. Памятка «Предупреждение коррупции и защита от незаконного обвинения в коррупционном преступлении» / авт.-сост. Ю.П. Гармаев // Сайт Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия. -Режим доступа: http://minsoc-buryatia.ru/anticorruption/4802.
9. Подольный Н.А. Теоретические и практические основы раскрытия и расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группировками : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Н.А. Подольный. - M., 2008. - 48 с.
10. Смахтин Е.В. Криминалистика в системе юридических наук уголовно-правового цикла: теория и практика : дис. ... д-ра юрид. наук / Е.В. Смахтин. - Тюмень, 2010. - 342 с.
11. Соя-Серко Л.А. Программирование расследования / Л.А. Соя-Серко // Социалистическая законность. -1980. - № 1. - С. 50-51.
12. Третьяков Ю.С. Процессуальные и тактические основы рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних мировым судьей : дис. ... канд. юрид. наук / Ю.С. Третьяков. - M., 2009. - 181 с.
13. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник для вузов / под ред. В.С. Комиссарова, Н.Е. Крыловой, И.М. Тяжковой. - М. : Статут, 2012. - 879 с.
14. Шаталов А.С. Криминалистические алгоритмы и программы: Теория. Проблемы. Прикладные аспекты / А.С. Шаталов. - М., 2000. - 250 с.
15. Шепитько В.Ю. Криминалистика XXI века: предмет познания, задачи и тенденции в новых условиях / В.Ю. Шепитько // Современное состояние и развитие криминалистики : сб. науч. тр. / под ред. Н.П. Яблокова, В.Ю. Шепитько. - Харьков : Апостиль, 2012. - С. 49-56.
16. Эйсман А.А. Теоретические вопросы программирования расследования / А.А. Эйсман // Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1987. - Вып. 45.
17. Эксархопуло А.А. Криминалистика : учебник / А.А. Эксархопуло. - СПб., 2009.
REFERENCES
1. Belkin R.S. Criminalistics course: educational book. [Belkin R.S. Kurs kriminalistiki : ucheb. posobie dlja vu-zov]. Moscow, 2001, 837 p.
2. Borovskih R.N. Current issues of insurance crimes counteraction in Russia. Video lecture. IUAJ web-site. [Borovskih R.N. Aktual'nye problemy protivodejstvija prestuplenijam v sfere strahovanija v Rossii. Videolekcija. Sajt Mezhdunarodnoj associacii sodejstvija pravosudiju (MASP)]. Available at: http://www.iuaj.net/node/1325.
3. Velezhev S.S. Theory and practice consolidation in legal responsibility and punishment problems solvation. [Velezhev S.S. Konsolidacija teorii i praktiki v reshenii problem, svjazannyh s juridicheskoj otvetstvennost'ju i nakaza-niem]. Administrator suda - Court administrator, 2011, no. 1, pp. 7-15.
4. Gvozdeva I.S. Special knowledge in terms of investigation of juvenile group lucrative violent crimes. Author's abstract. [Gvozdeva I.S. Ispol'zovanie special'nyh znanij pri rassledovanii gruppovyh korystno-nasil'stvennyh prestu-plenij nesovershennoletnih : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk]. Krasnodar, 2008, 29 p.
5. Elinskij V.I., Ashimov F.M. Virtual crime site examination - an innovative method of investigators' professional skill improvement. [Elinskij V.I., Ashimov F.M. Virtual'nyj osmotr mesta proisshestvija - innovacionnyj
metod povyshenija professional'nogo masterstva sledovatelej]. Rossijskij sledovatel'- Russian Investigator, no. 4, 2013, pp. 6-8.
6. Ishhenko E.P., Zhizhina M.V. Modern concept of criminalistics subject-matter. Situational approach in law science and law-enforcement activity. International academic and research conference information package. Edited by T.S. Volcheckaya. [Ishhenko E.P., Zhizhina M.V. Sovremennye predstavlenija o predmete nauki kriminalistiki // Situacionnyj podhod v juridicheskoj nauke i pravoprimenitel'noj dejatel'nosti : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. T.S. Volcheckoj]. Kaliningrad, 2012, pp. 61-68.
7. Makarenko I.A. Criminalistic theory of under-age accused personality. Author's abstract. [Makarenko I.A. Kriminalisticheskoe uchenie o lichnosti nesovershennoletnego obvinjaemogo : avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk]. Saratov, 2007, 36 p.
8. Note: «Corruption prevention and corruption accusations prevention»: author - Garmaev Ju.P. Ministry of social security of Republic of Buryatia. [Pamjatka: «Preduprezhdenie korrupcii i zashhita ot nezakonnogo obvinenija v kor-rupcionnom prestuplenii»: avtor-sostavitel' Garmaev Ju.P. Sajt Ministerstva social'noj zashhity naselenija Respubliki Burjatija]. Available at: http://minsoc-buryatia.ru/anticorruption/4802/.
9. Podol'nyj N.A. Theoretical and practical fundamentals of young criminal groups' crimes investigation and solvation. Author's abstract. [Podol'nyj N.A. Teoreticheskie i prakticheskie osnovy raskrytija i rassledovanija prestuplenij, sovershjonnyh molodjozhnymi organizovannymi gruppirovkami : avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk]. Moscow, 2008, 48 p.
10. Smahtin E.V. Criminalistics in terms of criminal legal sciences: theory and practice. Thesis research. [Smahtin E.V Kriminalistika v sisteme juridicheskih nauk ugolovno-pravovogo cikla: teorija i praktika : dis. d-ra ... jurid. nauk]. Tjumen', 2010, 342 p.
11. Soja-Serko L.A. Investigation programming. [Soja-Serko L.A. Programmirovanie rassledovanija]. Socialis-ticheskaja zakonnost'- Socialistic legality, 1980, no. 1, pp. 50-51.
12. Tret'jakov Ju.S. Procedural and tactical fundamentals of juvenile crime case proceedings by Justice of the Peace. Thesis research. [Tret'jakov Ju.S. Processual'nye i takticheskie osnovy rassmotrenija del o prestuplenijah ne-sovershennoletnih mirovym sud'ej : dis. ... kand. jurid. nauk]. Moscow, 2009, 181 p.
13. Criminal law of the Russian Federation. General part: educational book. Edited by V.S. Komissarov, N.E. Kry-lova, I.M. Tjazhkova. [Ugolovnoe pravo Rossijskoj Federacii. Obshhaja chast' : uchebnik dlja vuzov / pod red. V.S. Komissarova, N.E. Krylovoj, I.M. Tjazhkovoj]. Moscow, 2012, 879 p.
14. Shatalov A.S. Criminalistic algorithms and programs. Theory. Problems. Applied aspects. [Shatalov A.S. Krim-inalisticheskie algoritmy i programmy. Teorija. Problemy. Prikladnye aspekty]. Moscow, 2000, 250 p.
15. Shepit'ko V. Ju. Criminalistics of hHi Century: object of cognition, objectives and trends in new circumstances. Collected papers. Edited by N.P. Jablokov and V. Ju. Shepit'ko. [Shepit'ko V. Ju. Kriminalistika HHI veka: predmet poz-nanija, zadachi i tendencii v novyh uslovijah. Sovremennoe sostojanie i razvitie kriminalistiki : sb. nauch. tr. / pod red. N.P. Jablokova, V.Ju. Shepit'ko]. H., 2012, pp. 49-56.
16. Jejsman A.A. Theoretical issues of investigation programming. [Jejsman A.A. Teoreticheskie voprosy program-mirovanija rassledovanija]. Voprosy bor 'by sprestupnost'ju - Crime counteraction isuues, Moscow, 1987.
17. Jeksarhopulo A.A. Criminalistics: educational book. [Jeksarhopulo A.A. Kriminalistika : uchebnik]. Saint-Petersburg, 2009.
Сведения об авторе
Гармаев Юрий Петрович - профессор кафедры криминалистики Кубанского государственного аграрного университета, доктор юридических наук, профессор, г. Краснодар, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
Information about author
Garmaev Jurij Petrovich - Professor of Chair of Criminalistics of Kuban State Agrarian University, Doctor of Law, Professor, Krasnodar, Russian Federation; e-mail: [email protected].