ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 61:378: [37.018.4-028.27:004.032.6] (045)
мультимедийная презентация как форма электронного образовательного
ресурса в обучающем процессе
А. А. Бизяев — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, ассистент кафедры стоматологии ортопедической, кандидат медицинских наук; В. В. Коннов — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующий кафедрой стоматологии ортопедической, доцент, доктор медицинских наук; Н. Д. Би-зяева — ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», магистрант программы «Психология и педагогика высшей школы»; С. А. Кречетов — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, ассистент кафедры стоматологии ортопедической, кандидат медицинских наук; А. Н. Поспелов — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры стоматологии ортопедической, кандидат медицинских наук.
MULTIMEDIA PRESENTATION AS A FORM OF E-LEARNING RESOURCES in the educational PROCESS
A. A. Bizyaev — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Orthopedic Dentistry, Assistant, Candidate of Medical Science; V. V. Konnov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Orthopedic Dentistry, Assistant Professor, Doctor of Medical Science; N. D. Bizyaeva — Moscow City Teacher Training University, Program "Psychology and Pedagogy in Higher Education", Master's Degree; S. A. Krechetov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Orthopedic Dentistry, Assistant, Candidate of Medical Science; A. N. Pospelov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Orthopedic Dentistry, Assistant Professor, Candidate of Medical Science.
Дата поступления — 28.04.2016 г. Дата принятия в печать — 15.05.2017 г.
Бизяев А. А., Коннов В. В., Бизяева Н. Д., Кречетов С. А., Поспелов А. Н. Мультимедийная презентация как форма электронного образовательного ресурса в обучающем процессе. Саратовский научно-медицинский журнал 2017; 13 (2): 303-305.
Рассмотрены особенности использования мультимедийной презентации как электронного образовательного ресурса в учебном процессе, отражены требования к ресурсам; сформулированы педагогические цели, которые они позволяют решать. В настоящее время в образовательном процессе одним из ведущих направлений является эффективное использование обучающимися компьютера. Реализация информационно-коммуникационных технологий в образовании сопряжена с формированием образовательных ресурсов, призванных повысить уровень и качество образования.
Ключевые слова: мультимедийная презентация, электронный образовательный ресурс, учебный процесс.
Bizyaev AA, Konnov VV, Bizyaeva ND, Krechetov SA, Pospelov AN. Multimedia presentation as a form of E-learning resources in the educational process. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2017; 13(2): 303-305.
The article describes the features of the use of multimedia presentations as an electronic learning resource in the educational process, reflecting resource requirements; pedagogical goals that may be achieved. Currently one of the main directions in the educational process is the effective use of teaching computers. Pressing issue implementation of information and communication technologies in education is to develop educational resources with the aim to increase the level and quality of education.
Key words: multimedia presentation, electronic educational resources, educational process.
В настоящее время очевидна необходимость модернизации высшего образования. В основном это касается изменения субъектов, форм организации образовательного процесса, методов трансляции и предоставления информации, мотивации и потребности получения высшего образования.
Широкое применение информационно-коммуникационных технологий является неотъемлемым
Ответственный автор — Бизяев Алексей Алексеевич Тел. (сот.) 8-927-118-74-89 E-mail: [email protected]
условием развития высшего профессионального образования на современном этапе.
Значимость и эффективность использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в решении различных педагогических задач неоднократно отмечалась многими исследователями [1-3]. Под ЭОР понимают совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на электронных носителях и/или в сети. Авторы национального проекта «Образование» под электронными образовательными ресурсами (ЭОР)
подразумевают материалы, для реализации которых необходимо применение различных электронных устройств, которые могут быть представлены персональным компьютером или любым другим электронным устройством. Самый простой вариант ЭОР — текстографический. При таком виде представления материалов текст с иллюстрациями выводится на монитор компьютера или экран, а при необходимости его можно, распечатав, перенести на бумагу. Использование ЭОР расширяет возможности наглядного представления материала, активизирует познавательный процесс обучающихся и тем самым повышает уровень эффективности усвоения материала [4-6].
Наряду с высокой потребностью в использовании ЭОР, существует проблема отсутствия готовых компьютерных программ по различным дисциплинам в рамках высшего медицинского образования, и этот факт ставит перед преподавателем задачу создания новых тематических образовательных ресурсов [7]. Самым доступным, простым в разработке и распространенным видом программного средства электронного ресурса является компьютерная мультимедийная презентация, открывающая широкие возможности для реализации одного из ведущих методов изучения нового материала — объяснительно-иллюстративного.
Для более эффективного использования в учебном процессе компьютерной презентации важно соблюдать ряд требований. Первым условием является наглядность материала, обеспечивающая активацию познавательной деятельности студента. Второй аспект, на который следует обратить внимание, — текстовое содержание презентации, благодаря которому происходит полное раскрытие сути рассматриваемого вопроса. К инновационным свойствам ЭОР можно отнести следующие преимущества: интерактивность, возможность полноценного обучения вне аудитории с обеспечением всех компонентов образовательного процесса, контроль знаний и систематизация получения информации.
Применение ЭОР в учебном процессе обеспечивает достижение следующих педагогических целей:
1) подготовить студента к самостоятельной деятельности, обеспечить развитие конструктивного клинического мышления;
2) сформировать навык принятия самостоятельных решений в неоднозначных ситуациях;
3) научить работать с литературой и обрабатывать информацию;
4) повысить эффективность и качество обучения;
5) упрочить междисциплинарные связи при решении задач по различным разделам специальности.
Сотрудниками кафедры стоматологии ортопедической СГМУ на базе программы Microsoft Power Point созданы и внедрены в учебный процесс ЭОР в виде компьютерных презентаций.
Структура презентации такова, что каждый слайд иллюстрирует вопрос в виде теста. Слайд может содержать рисунок, фотографию, схему, отражать клинический или лабораторный этап изготовления ортопедической конструкции, демонстрировать конструкционный или вспомогательный материал и т.д. К иллюстрации ставится вопрос и предлагается несколько вариантов ответов. При правильном ответе гиперссылка направляет пользователя на следующий слайд с вопросом. При неправильном ответе автоматический переход по гиперссылке осуществляется на слайд с текстовым материалом
для повторного усвоения раздела специальности, по которому был дан неправильный ответ. Переход по гиперссылке может осуществляться и на видеофайл, где наглядно демонстрируются и поясняются те или иные этапы лечения либо особенности применения различных материалов. После прочтения литературного учебного материала или просмотра тематического видеоролика пользователь вновь по гиперссылке возвращается к блоку тестовых вопросов по теме. Формирование структуры ЭОР напрямую связано с тематическим планом практических занятий, раскрывая цели занятия с блоком вопросов для самоконтроля. Такой вариант обучающей программы имеет существенные отличия в навигации по тексту по сравнению с учебником или любым другим бумажным носителем.
Обозначенные качества являются особенно актуальными в образовании, так как они не только отличают электронные образовательные ресурсы от традиционного комплекта полиграфических учебников, но и определяют их преимущества перед последними.
При прочтении книги осуществляется так называемая линейная навигация, так как прочтение страниц происходит последовательно. При этом по ходу текста встречаются различные ссылки и термины. которые могут относиться к другому разделу того же текста или материалов других изданий и авторов. В таких случаях при прочтении книги необходимо искать разъяснения в других местах, обращаться к дополнительной литературе, перелистывая множество страниц текста, это не очень удобно и занимает много времени. При использовании ЭОР изменяется способ получения информации: визуализация и исследование происходят в интерактивном режиме. В процессе работы с ЭОР достаточно выделить незнакомый термин и сразу получить его расшифровку либо мгновенно перейти по гиперссылке или по средству «ключевого слова», полностью сменив информационное содержание экрана. Более развернутая и детальная информация становится доступна при подключении к Интернету благодаря открытию доступа к тематическим сайтам, электронным базам данных и т.д.
Одно из преимуществ, которые дает такая фора ЭОР, состоит в том, что студент сам определяет темп своей работы с программой. Через визуализацию материала программа осуществляет «диалог» с обучающимся, причем интеллектуальный уровень этого диалога задается преподавателем через программу, а темп и смысловые акценты — студентом.
У электронных образовательных ресурсов в форме мультимедийных презентаций можно отметить ряд достоинств.
1. Мультимедийность. В отличие от печатных носителей, в таких ЭОР можно размещать не только текст с фотографиями, но и видео- и аудиоматериа-лы, создавать компьютерную анимацию.
2. Интерактивность. При работе с ЭОР часто используются гиперссылки, которые определяют выбор последовательности подачи информации в обучении и обеспечивают непосредственное участие студента в освоении материала.
3. Доступность. Использование ЭОР может осуществляться в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной и самостоятельной работы студента. ЭОР могут быть выложены на сайте или информационном портале вуза, рассылаться обучаемым по электронной почте и т.п.
Саратовский научно-медицинский журнал. 2017. Т. 13, № 2.
4. Контроль. Введение в состав ЭОР тестового материала позволяет проводить как преподавательский контроль за выполнением задания, так и самоконтроль обучающегося за уровнем освоения материала.
5. Узкая спецификация. Создаваемые ЭОР в форме мультимедийной презентации проводятся самим преподавателем с учетом особенностей специальности и условий утвержденного учебного плана и рабочей программы вуза. Для контроля исходного, итогового уровня знаний, а также текущего контроля существенным дополнением к описанной модели ЭОР является подключение интерактивной доски. В отличие от обыкновенного экрана, на который проецируется изображение с преподавательского компьютера, интерактивная доска расширяет возможности работы с ЭОР не только индивидуально, но и коллективно с группой студентов. Особенность состоит в том, что студент сам определяет темп своей работы с программой.
Интерактивная доска обладает радикально новыми свойствами. К ним можно отнести следующие:
Работа с видеофайлами. Интерактивная доска позволяет делать снимки с экрана при воспроизведении видео, чтобы потом работать с этими файлами изображений: сохранять их, распечатывать, корректировать и т.д.
Работа с графикой. Широкий диапазон цветов дает возможность использовать их для указания важных областей на иллюстрации объекта, для выделения его или демонстрации интегративных связей между объектами, а также устанавливать соответствие между объектами, маркировать, выделять их, группировать, сортировать и устанавливать последовательность между ними.
Создание заметок. Возможно добавление подписей и пояснений к рисункам, диаграммам или изображениям на экране. Такие заметки могут быть сохранены на компьютере и быть использованы другим студентом при ответе или на другом занятии по этой тематике при закреплении материала. При этом преподаватель может попросить отвечающего комментировать свои действия у доски, что позволит не только повысить понимание действий самим студентом, но и поддерживать обратную связь с остальной аудиторией.
Результаты опроса студентов во время мониторинговых визитов показывают, что их привлекает такое техническое средство обучения, как интерактивная доска, и им хотелось бы чаще выполнять такого рода задания.
Таким образом, использование в учебном процессе ЭОР оптимизирует учебную деятельность, сокращает время освоения учебного материала, предоставляет дополнительные сведения для повышения уровня развития обучающихся, усиливает их мотивацию к обучению. Кроме того интерактивность обеспечивает резкое расширение возможностей са-
мостоятельной работы за счет использования актив-но-деятельностных форм обучения.
Конфликт интересов. Коммерческой заинтересованности отдельных физических или юридических лиц в результатах работы нет. Описания объектов патентного или любого другого вида прав (кроме авторских) нет.
Авторский вклад: написание статьи — А. А. Би-зяев, В. В. Коннов, Н. Д. Бизяева; утверждение рукописи для публикации — С. А. Кречетов, А. Н. Поспелов.
References (Литература)
1. Bobrovskaya LN. Training computer presentation in teaching computer science as a means of implementing the teacher LN methodical system: PhD diss. Volgograd, 2008; 163 р. Russian (Бобровская Л. Н. Учебная компьютерная презентация в обучении информатики как средство реализации методической системы учителя: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2008; 163 с.).
2. Kavtrev AF. Information technology and electronic educational resources for teachers of physics. School technology 2005; (4): 207-220. Russian (Кавтрев А. Ф. Информационные технологии и электронные образовательные ресурсы для учителя физики. Школьные технологии 2005; (4): 207-220).
3. Lazarev D. Presentation: better to see once! M.: Alpina Business Books, 2009; 126 р. Russian (Лазарев Д. Презентация: лучше один раз увидеть! М.: Альпина Бизнес Букс, 2009; 126 с.).
4. Kibkalo AP, Timacheva TB, Shemonaev VI, Motorkin TV, Tsukanov FN The experience of independent work of students at the Department of Prosthetic Dentistry. In: Independent work of students in medical school: Collection of materials of scientific-methodical conference. Volgograd, 2004; р. 145-148. Russian (Кибкало А. П., Тимачева Т. Б., Шемонаев В. И., Моторки-на Т. В., Цуканова Ф. Н. Опыт проведения самостоятельной работы студентов на кафедре ортопедической стоматологии. В сб.: Самостоятельная работа студентов в медицинском вузе: сборник материалов научно-методической конференции. Волгоград, 2004; с. 145-148).
5. Robert I. Theoretical foundations of development of informatization of education in the modern information society of mass global communication Computer science and education 2008; (5): 3-15. Russian (Роберт И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации. Информатика и образование 2008; (5): 3-15).
6. Kruchinsky YN. Computer presentation as a pedagogical innovation in teaching lecture at the Department of Psychiatry, Psychotherapy and Addiction FPDO. In: Pedagogy and Psychology in Higher Medical Education: coll. scientific articles Pedagogy faculty. Moscow: Publishing House of MSMSU, 2010; p. 45-49. Russian (Кручинская Ю. Н. Компьютерная презентация как педагогическая инновация в лекционном преподавании на кафедре психиатрии, наркологии и психотерапии ФПДО. В сб.: Педагогика и психология в высшем медицинском образовании: сб. науч. статей факультета педагогики. Москва: Изд-во МГМСУ, 2010; с. 45-49).
7. Salnikova SN, Bizyaev AA, Konnov VV. Students' independent work on discipline SSMU "Stomatology orthopedic". Saratov Journal of Medical Scientific Research 2014; 10 (4): 694-696. Russian (Сальникова С. Н., Бизяев А. А., Кон-нов В. В. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов СГМУ по дисциплине «Стоматология ортопедическая». Саратовский научно-медицинский журнал 2014; 10 (4): 694-696).