Научная статья на тему 'Мультикультурализм как философская концепция глобализированных интеллектуальных систем'

Мультикультурализм как философская концепция глобализированных интеллектуальных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
глобализация / интеллектуальная система / интеллектуально-философская концепция / мультикультурализм / мультикультурное интеллектуальное пространство / социокультурное пространство / globalization / intellectual system / intellectual and philosophical concept / multiculturalism / multicultural intellectual space / socio-cultural space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьева Елена Павловна

В статье анализируется место и роль мультикультурного подхода в разработке философских концепций глобальных интеллектуальных систем. Концепция мультикультурализма выступает в качестве одного из факторов процесса глобализации. На первый план выходит вопрос о соотношении развития интеллектуальных систем и мультикультурных связей современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multiculturalism as a philosophical concept of globalized intellectual systems

The article analyzes the place and role of multicultural approach in developing of philosophical concepts of global intellectual systems. The concept of multiculturalism stands as one of the factors of globalization. The question of the correlation of intellectual systems and multicultural relations of the modern world comes to the forefront.

Текст научной работы на тему «Мультикультурализм как философская концепция глобализированных интеллектуальных систем»

Multiculturalism as a philosophical concept of globalized intellectual systems Ananeva E. (Ukraine)

Мультикультурализм как философская концепция глобализированных

интеллектуальных систем Ананьева Е.П. (Украина)

Ананьева Елена Павловна /Ananeva Elena - кандидат философских наук, доцент, докторант, кафедра философии, социологии и менеджмента социокультурной деятельности,

Государственное учреждение «Пивдэнноукраинский национальный педагогический университет имени К.Д.

Ушинского», г. Одесса, Украина

Аннотация: в статье анализируется место и роль мультикультурного подхода в разработке философских концепций глобальных интеллектуальных систем. Концепция мультикультурализма выступает в качестве одного из факторов процесса глобализации. На первый план выходит вопрос о соотношении развития интеллектуальных систем и мультикультурных связей современного мира.

Abstract: The article analyzes the place and role of multicultural approach in developing ofphilosophical concepts of global intellectual systems. The concept of multiculturalism stands as one of the factors of globalization. The question of the correlation of intellectual systems and multicultural relations of the modern world comes to the forefront.

Ключевые слова: глобализация, интеллектуальная система, интеллектуально-философская концепция, мультикультурализм, мультикультурное интеллектуальное пространство, социокультурное пространство.

Keywords: globalization, intellectual system, intellectual and philosophical concept, multiculturalism, multicultural intellectual space, socio-cultural space.

Возникновение глобализации как всеобщего направления развития современного социума привело к активному взаимодействию и взаимозависимости сообществ различных стран и регионов. Осознание этих процессов и попытки решения социокультурных проблем привели гражданское общество большинства цивилизованных стран к осмыслению феномена мультикультурности. В глобализированном общественном пространстве мультикультурализм предстал как одна из форм либеральной идеологии, призванной реализовывать требование согласия, способствовать развитию и защищать культурное многообразие. Принципы мультикультурализма продвигаются не только в область политической, социальной и культурной жизни, но и на интеллектуальные, культурные, образовательные системы, находя свое воплощение в законодательстве различных стран мира [1, с. 348-353].

В этой связи можно отметить исследования канадских философов Ч. Тэйлора и В. Кимлики, шведского ученого Г. Терборна, американского - Н. Глейзера. Среди подобных трудов в России выделяются работы В. Малахова, В. Тишкова. Плодотворными для настоящего исследования оказались исследования М. Тлостановой, Н. Высоцкой, С. Червонной, В. Иноземцева, В. Согрина, О. Гагановой, М. Воловиковой, М. Геворкян [2, с. 25-33]. Ученые в Украине проблему мультикультурализма связывают с вопросами национальной идентичности и толерантности (И. Бубнов, Ю. Халилова-Чуваева). Большое значение имеет изучение ценностных оснований и операционных принципов мультикультурализма (А. Бандурка), а также вопросов межкультурной коммуникации (Б. Слющинский). Особую ценность представляют исследования мультикультурной среды (Р. Шульга) [3, с. 124-141].

В философской мысли современного общества мультикультурализм - не только научное понятие, определяющее культурное многообразие мира, но и состояние социума. Мультикультурализм -феномен, в котором скрестились вопросы прав и свобод самых разных меньшинств с вопросами персональных свобод личности и устремлением государств сберечь свою неделимость. Можно согласиться с мнением, что мультикультурализм - это не политика в защиту меньшинств, способствующая «мозаичности» и затрудняющая формирование государственной идентичности. Это политика «нейтрализации» или «деполитизации» этнических различий [4, с. 86].

Отсюда следует, что вызванное развитием глобализации современное мультикультурное о бщество -не только всеобщий диалог между различными группами, личностью и социумом, а совместное коммуникационное пространство, которое по своей сущности является надэтничным. Такое мультикультурное сообщество соответствует самой сути постмодернизма. Сущность же постмодерна, как состояния современной глобализированной культуры, состоит в том, «что мы противостоим возрастающему многообразию самых различных форм жизни, концепций знания, способов ориентации, что мы обнаружили законность и неоспоримость этой плюральности и что мы безоговорочно все более признаем и оцениваем это многообразие» [5].

Развитие мультикультультурной парадигмы общественного развития находит проекцию в интеллектуальной среде. Неминуемо идет переход к новому типу культуры, науки и образования, которые развиваются под воздействием мультикультурных процессов. Сегодня все шире

распространяются такие понятия, как «глобальный рынок образовательных услуг», «глобальные университеты», «мультикультурное образование», «Европа университетов». Все это является характеристикой качественно нового процесса в интеллектуальной жизни.

Согласно мнению современных исследователей, появление ряда интернациональных интеллектуально-образовательных систем на мировом рынке стало возможным благодаря расширению научного знания, приобретению им междисциплинарного характера. При этом между участниками взаимодействия, так или иначе, выстраиваются социальные связи, и в определенной степени возрастает ответственность за производимое знание, созданное для решения различных проблем. Это, в свою очередь, способно повлиять на качество формируемого знания вследствие неустановленной системы взаимоотношений между участниками процесса мультикультурного взаимодействия [6, с. 97-102].

Это обстоятельство и устанавливает существенность прохождения интернационализации интеллектуальных систем, формирования последних способов их адаптации и согласования, от применения которых зависит само устройство вводимой системы национальных культуры, науки и образования. Следовательно, применительно к интеллектуальной сфере глобализацию заслуживает рассматривать не как универсализацию знания, основанную на насильственном объединении систем, а как процесс взаимопринятия достижений. В этом случае предполагается не единая система культуры, науки и образования, а гармонизация исторических неоднородных интеллектуальных систем. Имеется в виду, что глобализация интеллекта, нашедшая воплощение в основании целостного социокультурного и научно-образовательного пространства, обращена не на формирование разногласий в интеллектуальных системах, а на координацию их влияний, на модификацию, без чего невозможно развитие и адаптация социума к меняющимся условиям бытия.

Вероятно, что в XXI веке всеобщая интеллектуальная система должна значительно видоизмениться соответственно новым реалиям, вызванным развитием мультикультурных связей. При этом специальная роль отводится высшему образованию как центру, где изучаются проблемы концептологии интеллектуального развития в мультикультурных связях и совершенствующихся межкультурных, межнациональных, межрелигиозных отношениях. Однако сложившаяся ситуация в интеллектуальной сфере современности характеризуется рядом проблем, которые могут быть сформулированы следующим образом:

- наличие различных трактовок в национальных концепциях интеллектуального развития вследствие разного уровня научного знания;

- значительная дифференциация проблемы разработанности концепции интеллектуального развития в различных странах;

- недостаточный уровень интеграции научных знаний между странами для разработки концепции интеллектуального развития;

- отсутствие системы целенаправленной подготовки высшей профессиональной школы в области интеллектуального развития.

Суждения о том, какой должна быть концепция интеллектуального развития в условиях глобализации и следования принципам мультикультурализма, теряют смысл без выявления основных существенных признаков такой концепции. В этой связи необходимо исходное определение, способное стать основой для последующей конкретизации данной концепции, ее уточнения и углубления, признания ее как комплексной доктрины. В основе подобной концепции могут быть заложены тенденции современного развития:

• науки в глобальном обществе, определяющей подходы к рассмотрению интеллектуальных систем с целью конструирования концепта мультикультурного образования и науки;

• культурных инициатив в глобальном общественном пространстве, определяющих подходы к осмыслению различных социокультурных, культурно -зрелищных, культурно-образовательных событий с целью создания единой концепции глобального социокультурного развития;

• университетского обучения на территории сопоставимых стран, включающего подготовку кадров в системе мультикультурного образования и науки, а также анализ готовности к созданию и дальнейшей реализации интеллектуальных систем.

Ориентация на разработки традиционной социальной, философской, педагогической науки не позволяет создать мультикультурную интеллектуальную систему новейшего уровня. При этом можно констатировать неразрешенность ряда проблем, которые тормозят процесс создания новой концепции культуры, науки и образования в рамках мультикультурной интеллектуальной парадигмы. Это проблемы аксиологического характера: ценности внешние и внутренние, национальные и межнациональные, проблемы ментально -научные — уровень соответствия интеллектуальной парадигмы последним научным разработкам, а также проблемы технологические на всех этапах обучения: прежде всего — организация философско-педагогического инструментария с учетом тенденций развития современного знания.

Все это проистекает из органической потребности в целенаправленной работе по формированию мультикультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области этнокультуры, гармоничное национальное самосознание, ориентацию на духовные ценности, толерантность и способность к межэтническому диалогу. Это своеобразный социальный заказ эпохи, настоятельно

требующий освоения подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, приобщения к культуре других народов, сохранения многовековых традиций, создания необходимых условий для их дальнейшего развития.

Естественным выходом из создавшегося положения видится переход от традиционных социокультурных и научно-образовательных систем к созданию инновационных интеллектуальных пространств социокультурных, научных и учебных заведений, такое преобразование интеллектуальных структур, которое направлено на изменение формы бытия культуры, науки и образования в пространстве и времени. В связи с этим научный анализ проблемы интеллектуального пространства в рамках оценивания его с точки зрения мультикультурализма как концептуальной парадигмы глобализированных социокультурных и научно-образовательных систем позволяет сделать ряд заключений:

• мультикультурное интеллектуальное пространство отражает систему социальных связей и отношений в области культуры, науки и образования, характер взаимоотношений социальных институтов, связанных с удовлетворением интеллектуальных потребностей;

• мультикультурное интеллектуальное пространство — структурированная система социокультурных и научно-образовательных факторов, обеспечивающих взаимодействие, осмысление и постижение личностью знаний в специальной глобальной интеллектуальной среде;

• мультикультурное интеллектуальное пространство — место пересечения деятельности всех участников глобализированного интеллектуального процесса, где обеспечивается использование и активизация их творческого потенциала;

• мультикультурное интеллектуальное пространство имеет временные характеристики глобального общественного развития, существует в модусах: прошлого, настоящего и будущего. Модус прошлого — система знаний, которая воплощена в материально-общественные элементы. Модус настоящего — коллективный труд как использование опыта и процесс творчества. Модус глобального будущего — общественно необходимые реальные возможности, планы, проекты, идеалы, все возможные средства их достижения и осуществления;

• мультикультурное интеллектуальное пространство имеет определенные особенности в зависимости от географии;

• мультикультурное интеллектуальное пространство характеризуется глобальным объемом социокультурных и научно-образовательных услуг, интенсивностью научно-образовательной информации, социокультурной и научно образовательной инфраструктурой, что включает: качественный и количественный состав элементов, их расположение в пространстве и функционирует на принципах взаимозависимости различных интеллектуальных систем, порожденных системной глобализацией;

• проектирование мультикультурного интеллектуального пространства является основой инновационного развития культурного, научного или учебного заведения в условиях глобализации.

При этом очевидно, что посредством развития мультикультурных науки и образования осмысливается процесс инновации и синергетики в интеллектуальной сфере. Эти факторы обеспечивают получение социокультурных и научно-образовательных услуг представителями любой этнической, религиозной или социальной общности путем системной трансформации среды так, чтобы она была сопоставима с интересами и потребностями каждой социальной группы, если эти интересы не противоречат закону.

Исходя из всего сказанного, мультикультурное интеллектуальное пространство мы определяем как реально существующий пространственно-временной континуум функционирования системы

глобализированных культурных и научно -образовательных событий, определенной объективно существующей совокупности факторов и условий, отражающих специфические характеристики этнического и социального многообразия. Мультикультурная интеллектуальная парадигма, компонентами которой являются мультикультурное интеллектуальное пространство и мультикультурная система науки, культуры и образования, проявляется в процессах сращения глобализированной социокультурной среды и глобализированного образования и науки.

В период глобализационных перемен процесс мультикультурализации неизбежен. Он является сложным социальным явлением, имеющим как позитивные, так и негативные стороны. С одной стороны, мультикультурализм способствует росту культурного разнообразия, обретению гражданами большей социальной свободы и возможности самовыражения. С другой стороны

мультикультурализация может привести к отчуждению отдельных групп населения, потере объединяющих людей нормативных принципов. С нашей точки зрения, главной проблемой мультикультурализма является сохранение прогрессивных достижений национальной культуры в условиях глобализированной среды. Решение этой проблемы требует разделения публичной и приватной сферы общественной жизни. Если в частной жизни гражданам будет предоставлена культурная свобода, то в публичной сфере необходимо сохранять и улучшать работу таких важнейших культурных институтов, как единая система образования, культурные, научные учреждения. В общественную культуру также важно привнести ориентацию на гуманистические ценности, принцип мировоззренческой свободы, культурный плюрализм, свободу самовыражения и уважение прав

личности, культурную и религиозную толерантность, активный практический гуманизм. Все это будет способствовать успешной мультикультурализации общества, что может явиться разновидностью мер по обеспечению социального единства.

В интеллектуальной системе формируется научный, культурный, духовный базис любого общества. Существует взаимообусловленная связь между социальными процессами и уровнем развитости интеллектуального пространства конкретного человека. Идея мультикультурализма как философской концепции глобализированных интеллектуальных систем проходит через все интеллектуальное пространство. Это, в конечном результате, и есть путь к опыту мультикультурного общения и межнациональной коммуникации, а в идеале - к гармонии жизни в современном мире.

Литература

1. Палаткина Г. В., Миронова Г. В. Сущностные характеристики мультикультурного образовательного пространства. // Вестник Астраханского государственного технического университета. Вып.№ 4. 2006. - С. 348-353.

2. Глобальные проблемы человечества как фактор трансформации образовательных систем: монография. Под общ. ред. В. И. Астаховой. - Харьков. 2008. - С. 25-33.

3. Шульга Р. П. Соцюкультурне середовище як прослр щентичностей та щентифжащ // Соцюкультурш щентичносп та практики. - К.: 1С НАНУ, 2002. - С. 124-141.

4. Хлыщева Е. В. Астраханский регион как модель мультикультурного общества: монография. -Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2007. - 195с.

5. Wеlsсh W. Postmoderne - Pluralitat als ethischer und politischer Wert. - Koln, 1988. - P. 23.

6. Жукова Т. А. Актуальные проблемы разработки системы мультикультурного образования в высшей школе //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Вып. № 153-1, 2012 г. - С. 97-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.