Научная статья на тему 'МУЛЬТИЭФФЕКТИВНОСТЬ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНА СРЕДИ МОЛОДЁЖИ'

МУЛЬТИЭФФЕКТИВНОСТЬ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНА СРЕДИ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
177
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ / МУЗЕЙ / НАСЛЕДИЕ / ЭКСКУРСИЯ / ПАМЯТНИК / МОЛОДЁЖЬ / МАРШРУТ / ЭКСПОНАТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тандыянова Айсылу Ефимовна

Рассмотрены проблемы развития музейного туризма в Республике Алтай, его возможности в сохранении и популяризации историко-культурного наследия региона среди молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTI-EFFECTIVENESS OF MUSEUM TOURISM IN PROMOTING THE REGION'S HERITAGE AMONG YOUNG PEOPLE

The problems of museum tourism development in the Altai Republic, its possibilities in preserving and popularizing the historical and cultural heritage of the region among young people are considered.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИЭФФЕКТИВНОСТЬ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНА СРЕДИ МОЛОДЁЖИ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

RAR УДК 008 ББК 7.0

10.34685/HI.2021.33.2.013

МУЛЬТИЭФФЕКТИВНОСТЬ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНА СРЕДИ МОЛОДЁЖИ

Тандыянова Айсылу Ефимовна,

аспирант,

Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, 119072, Москва, Берсеневская набережная, д. 18-20-22, стр. 3.

E-mail: [email protected]

Аннотация

Рассмотрены проблемы развития музейного туризма в Республике Алтай, его возможности в сохранении и популяризации историко-культурного наследия региона среди молодёжи.

Ключевые слова

Музейный туризм, музей, наследие, экскурсия, памятник, молодёжь, маршрут, экспонат.

В связи с активным развитием цивилизации всё больше областей человеческой деятельности нуждаются в повышении и развитии своей культурной компетентности, что отражается в поисках новых, современных путей развития и совершенствования.

Для историко-культурного наследия Республики Алтай эти вопросы в связи с активным

развитием туризма в регионе приобрели особую актуальность. Однако вопрос взаимоотношения туризма и объектов историко-культурного наследия в республике не проработан. В регионе отсутствует сама постановка этого вопроса, нет системного и целостного подхода. Однако на практике всё развивается полным ходом. Происходит «настоящая атака» туризма на наследие Алтая. Дефи-

цит «культурного предложения» на туристском рынке региона приводит к появлению «самозваных просветителей культуры», что порождает её искажение, а где-то и полное уничтожение. Если взрослое население подходит к этому вопросу более осознанно с определённым багажом знаний и может определить, где вымысел, а где истина, то молодое поколение более уязвимо и доверчиво.

Несмотря на первый взгляд на неособую значимость поставленного вопроса, последствия его могут быть очень разрушительными. Именно в молодом возрасте формируется самосознание человека, его ценности, целостный взгляд на мир, в том числе отношение к себе и к своей родине. В зависимости от того как будет сложено «сознание населения региона», так и будет развиваться регион, страна. Ведь творителем и создателем любого объекта (города, региона, страны и т.д.), благодаря чему он появился, живёт и развивается, является его население. Именно население создаёт наследие. Наследие же является идентификатором города, региона, страны. А если нет людей, ценящих и воплощающих наследие своего региона, то может исчезнуть и сам регион, и даже страна. Известный музеолог М.Е. Каулен отмечает, что грамотное и целостное представление наследия раскрывает значение региональной культуры в более широком масштабе. Например, в Швеции наличие более тысячи музеев под открытым небом говорит не только о количестве памятников в стране, сколько о высокой оценке своей культуры, самооценки и уважительного отношения к своему наследию1.

В Республике Алтай главным средством приобщения молодёжи к культурному наследию остаётся педагогика, основанная на патриотических уроках, фильмах, познавательных экскурсиях и различных просветительных мероприятиях. Однако в стремительно меняющихся условиях современного изобилия информации и перестановки приоритетов ценностей этого недостаточно. «Камерное, статичное» представление наследия молодёжью не воспринимается. Для молодёжи привлекательно всё, что наглядно, «в тренде», популярно и современно выглядит. Молодёжи важно быть «сопричастной», быть частью «крутого, значимого» сейчас, среди её сверстников. Здесь важ-

на «сама жизнь памятника» в современном мире. Критерием успешности у молодёжи считается не количество «энциклопедических знаний», а количество «прожитого опыта», в том числе и в знакомстве с «крутым» культурным наследием.

Принципы усвоения объектов наследия молодёжью: интерактивность; живые истории (Стори-теллинг); простота, универсальность; открытость, доступность; возможность показывать свои эмоции к рассказываемому; визуальность, наглядность; яркий, современный, в тренде; фотогеничность; сопричастность, быть частью чувства, обладания, самореализации; лидер по просмотрам и лайкам в живых блогах молодёжных звезд.

Этими инструментами активно пользуются западные страны, чем и привлекают к себе вни-мание2. Отечественное наследие, особенно Республики Алтай, этим качеством не обладает, что делает его непривлекательным, непрезентабельным. Например, при выборе посетить Дисней Ленд или Аргымаевские склады, вся молодёжь выберет Дисней Ленд, так как это круто, наглядно, интерактивно, красочно и современно. Хотя Дисней Ленд - это вымышленные персонажи, исторической ценности здесь нет. Аргымаевсксие склады имеют большую историческую ценность для региона, лошадь из древнейших веков сопровождала кочевника с самого рождения и после смерти, однако этот памятник непрезентабелен и некрут. Большое значение имеет популярность самого региона, где находится памятник.

Как показал ретроспективный анализ данных, полученных в ходе исследования, одним из практичных способов популяризации наследия региона среди молодёжи может стать музейный туризм. Музейный туризм позволяет «осовременить и оживить» памятник, сделать его «модным и популярным». Музейный туризм позволяет ненавязчиво привлечь к наследию молодёжь, гибко соединить процесс отдыха с просвещением.

Музейный туризм - современное средство по популяризации наследия, модернизированный подход презентации наследия. Музейный туризм может эффективно влиять на развитие такого качества у молодёжи, как любовь и уважение к наследию и культуре своей родины. Музейный туризм просвещающий, способствующий культурной социализации процесс, а не просто

1 Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного на-

следия России. М. : Этерна, 2012. С. 206.

2 Каулен М.Е. Указ. соч. С. 115.

отдых и времяпровождение. Путешествующая молодёжь более просвещённая, культурно компетентнее, социально адаптирована, она открыта миру, более развита и успешна. Путешествие, знакомство с культурой региона воочию, наглядно с переживаниями, с определенными эмоциями позволяет легче и лучше запоминать регион, сложить о нём впечатление, чем прочтение подобной литературы.

Республика Алтай является одним из активно развивающихся туристских регионов страны с богатым историко-культурным наследием. Поэтому музейный туризм может стать результативным и практичным способом популяризации наследия исследуемого региона среди молодёжи. Однако для полноценного развития музейного туризма в Республике Алтай, а соответственно -усвоения объектов наследия молодёжью мешают следующие проблемы:

- отсутствие законодательного обеспечения музейного туризма;

- стихийность туризма;

- сезонность туризма, что особенно сказывается на качестве персонала;

- разобщенность задействованных структур;

- отсутствие ответственного органа за данную отрасль в регионе;

- отсутствие методики внедрения памятников в труизм;

- отсутствие постановки самой проблемы «положение объекта наследия в туризме»;

- наследие предъявляет высокие требования, не все субъекты туризма готовы к ним;

- некачественность турпродукта, искажающий, уничтожающий культуру Алтая;

- коммерциализация культуры, вытеснение аутентичности, повышение отрицательного поведения, отношения и потребления;

- наследие Алтая не представлено в туризме, регион не раскрыт;

- нет комплексного подхода к этой проблеме.

Нерешённость вышеперечисленных проблем

музейного туризма в Республике Алтай не позволяет полноценно использовать музейный туризм как средство сохранения и популяризации наследия региона среди молодёжи. Как отмечает Шуле-пова Э. А., вопросы наследия находятся абсолютно изолированно от практической реальности. Наследие исходит и формируется исключительно из взглядов и идей изучающего и представляющего это наследие, который выявляет его, выстра-

ивает форму и способ его существования3. Это актуально и для Республики Алтай, что порождает хаотичность, стихийность, искаженность и неполное использование наследия в туризме. Всё это формирует образ бедного, дикого, неразвитого, культурно отсталого и пустого региона.

Поэтому сейчас в Республике Алтай музейный туризм не может полноценно выполнить свою функцию в сохранении и популяризации наследия среди молодёжи, но он подошёл к нему вплотную. В связи с этим представляется необходимым актуализировать наряду с развитием активного вида туризма, развитие музейного туризма в Республике Алтай. Для этого необходимо: прояснить само понятие «музейный туризм» в том контексте как его понимает и воспринимает сама сфера туризма в регионе, определить границы, методологию и возможности музейного туризма региона для формирования у молодёжи полноценной «культурной картины региона».

Сейчас на туристском рынке республики распространено ассоциативное восприятие музейного туризма: как «туризм, где ходят по музею, а я не хочу создавать музей». Рассматривая музейный туризм в контексте «формирования культурной картины региона», отмечается, что сложившаяся сегодня призма восприятия культуры республики оказывает влияние на качество представления объектов наследия в туризме и - гораздо шире -музея как института. Это в свою очередь требует пересмотра восприятия понятия «музейный туризм». Речь идёт о невозможности рассмотрения понятия «музейный туризм» как туризма, развивающегося в «стенах музея как здания». Сейчас туристический спрос в республике требует от музейного туризма, тот туризм, который адаптирует, «разжёвывает», предоставляет в готовом виде объекты наследия для восприятия их публикой, как ресурсы для создания качественного туристского продукта (экскурсия, маршрут, мероприятие и т.д.). В связи с этим требования к музейному туризму в регионе очень возрастают, среди которых можно выделить:

- представлять только ценное, иначе «улетучится»;

- научно обоснован, только достоверная информация (экспертиза);

3 Шулепова Э.А. Музеефикация памятников как механизм использования культурного наследия в регионе, М. 199. С. 4.

- максимально сохранена аутентичность объекта, минимальное вмешательство;

- подготовлен к демонстрации для жителей и гостей региона;

- не оскверняет, не искажает культуру региона;

- дифференцированный подход, соответствующий реальной динамике;

- преподносить культуру в соответствии с современными требованиями;

- локальный подход, отражающий регион, а не принесённую откуда-то культуру.

Поэтому перед внедрением объекта наследия в туризм, он должен пройти качественное научное исследование. Необходимо тщательное исследование внутренней структуры, состава объекта наследия и то как он соотносится с другими объектами наследия региона, каково его место в культуре региона. Только после этого можно определять функции объекта наследия, как его можно «раскрыть», представить в туризме. Для проведения качественной научной экспертизы объектов наследия в регионе нет специалистов для её проведения. Так как для исследования одного объекта наследия необходима интенсивная и тщательная работа с привлечением специалистов различных направлений с различными методологиями работы и оборудованием, то здесь одним универсальным работником не обойтись.

Поскольку туруслуга - это комбинированная услуга, то здесь большую роль играет технология увязки всех составляющих турпродукта. Все элементы турпродукта неразрывно связаны в одной системе культурного отдыха, где от изменения одного элемента трансформируется следующий и в итоге изменяется вся система. Само наличие ценнейшего экспоната ещё не гарантирует успех. Задача музейного туризма верно «распредметить» рассматриваемый объект наследия, раскрыть его духовную и социальную ценность. «Голый объект наследия» туризму не нужен. Также важно «не растворить объект наследия в туризме», а грамотно применить инструменты музея и туризма. Объекты наследия в туризме - это главный ресурс турпродукта, но от инструментов туризма и их применения зависит, как будет воспринят представляемый объект, какова будет сложена социальная память о нём.

Особым барьером в развитии музейного туризма в регионе является разрыв теории и практики. Для перехода музейного туризма из теории

на практику в регионе может помочь принцип развития музейного туризма «изнутри наружу», где памятник помогает развитию туризма, а не мешает. В регионе хорошо проработана и активно работает на практике технология активного и гостиничного туризма. Она с каждым годом всё уточняется и усовершенствуется. Это происходит потому, что, технология активного туризма помогает его развитию, служит как инструкция. Соблюдение её приводит к развитию организации и роста её престижа. В музейном туризме республики памятники и музеи находятся абсолютно отдельно от туризма, как нечто априорное, которое нужно как-то «затащить в туризм» и как-то адаптировать, что очень сложно. Отягчающим фактором служит ещё множество административных, памятникоохранных барьеров. Здесь может помочь разработка единой системы классификации музейного туризма, упорядочивающая, помогающая и стимулирующая развитие музейного туризма, как это сделано в гостиничном и в активном видах туризма. Это должна быть официальная, универсальная классификация, объединяющая частные и государственные структуры.

Для успешного развития музейного туризма в регионе мешает его слабое законодательное обеспечение. Несмотря на активное внимание региональной власти к развитию туризма, музейного туризма нет ни в одной из региональных программ. Основное внимание уделяется развитию гостиничного туризма. Что видно в результате - Республика Алтай вся «усеяна» турбазами разной категории, но нечего смотреть, кроме объектов природы. Необходима разработка отдельного нормативно-правового акта, или пункта в существующих актах специализирующегося, прописывающего порядок использования памятников наследия в туризме и введение музейного туризма в региональную программу его развития туризма.

Важным компонентом в формировании у молодёжи полноценной «культурной картины региона» является осознание и определение её границ. Такой границей может послужить общая стратегия развития музейного туризма в регионе, где обозначено, какой образ республика должна сформировать у гостей и жителей региона и из чего этот образ состоит. Н. А. Хренов отмечает, что невозможно познать часть культуры в отрыве от её общего контекста, без целостно-

го её представления4. Отрывочное знакомство с частным, не всегда достоверном представленным «отрывком» культуры не позволяет экскурсанту сложить единое, целостное представление о культуре региона.

Без определения «карты представления культуры региона» в туризме, без определения её границ, предпринимателю туризма сложно выявить и полноценно представить в туризме объект наследия региона. Единичное представление одним предпринимателем туризма одного элемента, части культуры республики не может сформировать единый образ культуры Алтая. Такое хаотичное, отрывочное, неполноценное представление культуры региона в туризме порождает искажение культуры, формирует образ её отсталости, недоразвитости, бедности. Поскольку Республика Алтай один из активно развивающихся туристических регионов страны, то такой дефицит туристских услуг по культуре Алтая рождает «самозваных просветителей культуры Алтая», которые не только искажают, но и оскорбляют, уничтожают наследие региона. Исследование и определение границ «культурной карты региона» позволит заполнить этот «пробел» на туристском рынке региона, позволит перейти региону из «дикого туризма» в «цивилизованный», повысить качество представления культуры в туризме.

Активизировать и упорядочить процесс развития музейного туризма в регионе может помочь разработка научно-методической базы по работе с объектами наследия в туризме. Можно определить ответственный орган или отдел консультирующий, курирующий и контролирующий развитие музейного туризма в регионе, определить порядок взаимодействия задействованных структур в развитии музейного туризма. Можно ввести в программу развития музейного туризма, как это сделано в гостиничном бизнесе, программу консультирующих и обучающих курсов, где подробно раскрывается методика работы с объектами наследия. Можно разработать меры поддержки и стимулирования предпринимателей туризма, развивающие в регионе музейный туризм.

Актуализация и практическое решение вы-

4 Хренов Н.А. Кризис искусства в XX веке: искусствоведческая констатация и культурологическая интерпретация// Вопросы культурологии.- №10.- 2010.- С.32.

шеперечисленных аспектов музейного туризма позволит ему полноценно раскрыть и воплотить свои возможности в популяризации наследия региона среди молодёжи.

Оценить возможности музейного туризма в популяризации наследия региона среди молодёжи возможно через понятие мультипликативный эффект туризма, т.е. «мультиэффективность»5. Данный показатель позволяет рассмотреть как прямое, так и косвенное влияние туризма на культуру региона. Учитывая ёмкость и глубину понятия «мультиэффективность», в данном исследовании применяем это только в рамках теории и практики культуры, а именно - в рамках популяризации объекта наследия.

Прямое воздействие музейного туризма на объект наследия выражается в продолжительности «жизни памятника» как физически, так и в социальной памяти. Памятник сохранен, ухожен, представлен в полной композиции его содержания, он престижен, ценен, дорог. О нём не утеряна, а собрана и систематизирована вся информация. Каждая отдельная сторона такого наследия представлена подробно отдельными композициями (может быть, целым музеем) везде, где он причастен (например, по России множества музеев, посвященных отдельным периодам жизни и творчества А. С. Пушкина). О таком памятнике знают многие и даже «не культурно» не знать о нём. С таким памятником все стараются «познакомиться воочию», «прикоснуться к Великому», что повышает культурный статус смотрящего. Соответственно, такой объект наследия привлекает молодёжь.

Косвенное влияние музейного туризма на объект наследия значительно больше по своей культурной природе, а его совокупное влияние гораздо шире и эффективнее прямого влияния. Здесь срабатывает мультиэффективность туризма. Поскольку туризм - универсальная сфера, включающая в себя множество сфер человеческой деятельности, то, пропуская через них себя, он попутно развивает эти сферы. Чем больше людей узнают о показываемом объекте наследия и сложат о нём положительное впечатление, тем выше косвенное воздействие музейного туризма.

5 Гуляев В.Г. Мультипликативный эффект туризма // Вестник РМАТ - М. - № 3, 2011,- С. 59.

Косвенное влияние музейного туризма на объект наследия выражается в первую очередь, в популяризации «сопричастных» объектов наследия. Приезжая в регион на конкретный объект наследия, турист непременно знакомится с соседствующими с ним объектами наследия, из которых и складывается общее впечатление о культуре региона. Для формирования качественного туристского продукта культуры региона его автор будет изучать о нём больше литературы, обращаться к специализирующимся на нём лицам, структурам за профессиональной консультацией и т. д. Те, в свою очередь, обратятся к другим специалистам в зависимости от специфики объекта наследия (исследователям, дизайнерам, строителям, мастерицам и т.д.). Изучаемая область расширяется, углубляется, открывает новые предметы культуры, которые требуют новых исследований и работ. Так, через запрос - ответ - запрос -ответ осуществляется мультиэффективность музейного туризма.

Возможности музейного туризма в популяризации наследия среди молодёжи (универсальные свойства):

- мультипликативность - данный эффект музейного туризма позволяет сгенерировать финансовые ресурсы для «жизни объекта наследия» как физически, так и в социальной памяти населения. Поскольку культура обычно финансируется по остаточному принципу, то музейный туризм позволяет решить этот вопрос. Хорошо финансируемый объект наследия имеет больше возможностей на детальное исследование, качественное представление о себе, может организовать рекламу для продвижения и т.д., что является залогом «успешной жизни объекта наследия».

- мультикультурность - туризм имеет универсальное свойство - сочетание в себе различных областей человеческой деятельности, что позволяет туризму демонстрировать их. Поэтому туризм может отразить всю культуру региона с разных ракурсов. Это позволяет туристу уви-

деть и познакомиться со всей «культурной картиной региона», а не только с отдельно взятым объектом наследия.

- мультигеографичность - благодаря данному свойству с объектом наследия региона может познакомиться каждый заинтересовавшийся турист, приехав из любой точки земного шара, а не только жители данного региона.

Активная социализация действительности требует соответствующее повышение культурной компетентности во всех сферах человеческой деятельности. В Республике Алтай таким вызовом культуре, а именно - объектам наследия стал туризм, на который нельзя не реагировать. Особенно проблемным стал вопрос восприятия объектов наследия региона молодёжью, поскольку к вопросам наследия обращаются уже в более взрослом, осознанном возрасте. Практическим решением для региона этого вопроса может стать музейный туризм. Музейный туризм позволяет гибко соединить процесс знакомства с объектом наследия с отдыхом и грамотно, полноценно представить сам памятник в туризме. Таким образом, можно сказать, что музейный туризм (реальный и виртуальный) может стать одним из самых практичных и результативных современных путей сохранения и популяризации наследия среди молодёжи, но только при качественном предоставлении информации.

Список литературы

1. Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. М.: Этерна, 2012. С. 206.

2. Шулепова Э.А. Музеефикация памятников как механизм использования культурного наследия в регионе. М., 1998. С. 4.

3. Хренов Н.А. Кризис искусства в XX веке: искусствоведческая констатация и культурологическая интерпретация// Вопросы культурологии. 2010. №10.С.32.

4. Гуляев В.Г. Мультипликативный эффект туризма // Вестник РМАТ. М., 2011. № 3. С. 59.

MULTI-EFFECTIVENESS OF MUSEUM TOURISM IN PROMOTING THE REGION'S HERITAGE AMONG YOUNG PEOPLE

Tandyjanova Aisulu Efimovna,

Postgraduate, Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage Bersenevskaya embankment, d. 18-20-22, building 3119072, Moscow, Russian Federation.

E-mail: [email protected]

Abstract

The problems of museum tourism development in the Altai Republic, its possibilities in preserving and popularizing the historical and cultural heritage of the region among young people are considered. Keywords

Museum tourism, museum, heritage, excursion, monument, young people, route, exhibit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.